Генетические теории леворукости. Генетические аспекты леворукости
ЛЕВША
ТЕОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВШЕЙ
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.
Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: левши - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.
Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.
Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.
Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.
Ген под кодовым названием LRRTM1, по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.
Устройство мозга носит асимметричный характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».
По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.
Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга
И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости - "Параллельный мир". Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:
"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".
Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (в т.ч. культурных), генетических и патологических. В??????????ии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. При этом в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.
По нек????ым данным, частота встречаемости "латерального фенотипа", оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных
различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается "правополушарный фенотип", для к????ого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий . Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле-воруких среди данных групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что "правополушарный фенотип" вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу ,
Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку . При всем этом 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку . Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11% . До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. В ходе ослабления давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно увеличивается, вплоть до 10-12% .
Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не обнаруживается. При этом известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. При изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также показано, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей .
Важно заметить, что одним из подходов к решению???й проблемы будет разработка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность передачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном в семейных исследованиях рукости, в т.ч. при изучении приемных детей, а также в близнецовых исследованиях.
Первые семейные исследования рукости дали основания предположить, что сегрегация по???му признаку происходит по закону Менделя. В результате была предложена простая генетическая модель, в соответствии с к????ой предполагалось, что рукость определяется действием одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель R -- доминантный, кодирует праворукость, второй l -- рецессивный, кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих родителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R-- от одного из родителей, l -- от другого). Леворукими будут дети с генотипом ll, к????ые унаследовали аллель l от обоих родителей.
Кстати, эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по разным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей будут праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, к????ый леворукие родители могут передать???им детям, ??? аллель l. Предпринимались попытки усовершенствовать данную модель введением понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что манифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а возможно, и от действия других генов.
Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Стоит заметить, что она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, к????ый называется фактором "правостороннего сдвига" (rs+). В случае если человек имеет???т ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и наличии пары его рецессивных аллелей (rs--) человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития).
В??????????ии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена "правостороннего сдвига" и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние данных генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга.
Стоит заметить, что она считает, что выбор предпочитаемой руки будет исключительно одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно, то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди к????ых ведущее место занимает оценка рукости.
М. Аннет разработала???еобразный тест, позволяющий оценить степень использования руки, -- тест перекладывания колышек. В???м тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях, Поскольку он реализует??? задание на время и поочередно левой и правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить различия в эффективности действия одной и другой рукой.
Таким образом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выполнения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя главным образом???т тест, она провела многочисленные исследования мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями речевого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти исследования позволили М. Аннет сделать нек????ые весьма существенные дополнения к ее теории.
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположения и доказанные многолетними исследованиями.
По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.
Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.
Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.
Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наивности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечеркивать возможность влияния различных факторов внешней среды на формирование леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как калеки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конечности, мы разрушаем скверной привычкой».
Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали - процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Представьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой - попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособна, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспокойства, но совсем нередко бывает несколько травм подряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужденные левши среди детей с последствиями ДЦП. Нарушения нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденного левшества. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание и многие левши в окружении правшей тоже начинают более активно действовать правой рукой.
Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде
У него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное - в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель
ных навыков.
Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).
Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформировать определенный вариант предпочтения руки (правой или левой), то нужно тренировать обе руки равномерно. Стремление натренировать обе руки - голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недостижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста ведущая рука - правая, он и работает правой рукой, а левша
Левой именно потому, что у правши и левши свой спе
цифический характер функционирования мозга.
За социальной теорией возникновения левшества тянется длинный шлейф проблем, связанных с переучиванием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-
рушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой. Действительно, исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
Обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% - если один из родителей левша, и 6,3% - если в семье не было леворукого.
Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возможность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практическими, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.
Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.
В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответствии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии - так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых центров и в левом (таких большинство) и в правом полушарии, что также подтверждается конкретными результатами. Известно, что каждое полушарие управляет конечностями противоположной стороны тела: левое - правой; стороной, правое - левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I
полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.
Левополушарная доминантность по руке и по речи рассматривается многими авторами как непременное условие эффективной деятельности, а все несовпадения объясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет единодушия. Было высказано предположение о том, что функция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимости от моторной латерализации. Дальнейшие исследования латерализации речевых и моторных функций, в определенной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования различных вариантов.
Еще одна генетическая модель американских исследователей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», предложена английской ученой М. Аннет, согласно этой модели фактор «правого сдвига» определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-
Щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей I на земле более ловкой, сильной и точной оказывается] правая рука и почему только часть - их зеркальное отра- j жение.
Мы не знаем и почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь высокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.
28.04.2010 00:00:00
Левши были созданы с целью опровергнуть все концепции, которые превалировали... в связи с патологией и физиологией двух полушарий
А.Субирана
Начиная краткий обзор наиболее принципиальных положений, связанных с проблемой левшества, отметим еще раз, что «леворукость» и «левшество» в нейропсихологическом контексте не всегда являются синонимами. Эти понятия сливаются и взаимозаменяемы, когда мы говорим о естественном (генетическом) левшестве. То есть в тех случаях, когда доминирование (мануальное предпочтение) левой руки обусловлено генетически заданной, врожденной мозговой организацией человека. Они не синомимичны, когда леворукость носит вынужденный характер (о чем будет идти речь далее при обсуждении патологического левшества). Что происходит, когда генетически задана «правшеская» программа и структура организации мозговой деятельности, но то или иное травмирующее обстоятельство обусловливает более активное использование левой руки.
Эта оговорка необходима, чтобы избежать терминологической путаницы. Ведь далее (кроме тех разделов, где обсуждается патологическая леворукость) эти два понятия употребляются именно применительно к естественному левшеству, то есть как синонимы, поскольку эта книга в первую очередь посвящена левшеству именно как природному феномену.
Левшество как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин. Данный факт связан с тем, что подавляющее большинство теоретических представлений базируется на исследовании праворукой популяции человечества.
Но, несмотря на то что в последние десятилетия обозначился кардинальный поворот к феномену леворукоcти в рамках различных подходов, нельзя, по-видимому, назвать ни одного окончательно решенного вопроса, связанного с данным явлением.
Вместе с тем лавинообразное накопление фактического материала однозначно свидетельствует о необходимости дальнейших разработок в этом направлении. Центральное место здесь занимает разностороннее рассмотрение модели «правшество—левшество» с точки зрения сложившихся в эволюции механизмов функциональной асимметрии головного мозга человека.
Асимметричное использование рук (право- или левостороннее мануальное предпочтение) является видовым признаком человека. У животных этот феномен видовым не является. У них может наблюдаться мануальное предпочтение, но оно является индивидуальным для данной особи, подвижным показателем, связанным с характером решаемой задачи. Обзор данных по СССР, США, Великобритании, Западной Европе, Японии, ряду народностей Азии и Африки указывает на то, что примерно 80% населения Земли является праворукими. Показатели встречаемости левшей колеблются от 8% до 16—30%.
Подобная разноречивость антропоизометрических данных свидетельствует, прежде всего, о неоднородности изучавшихся популяций по ряду важных признаков. Так, например, имеет место существенный «дефицит» леворуких среди сельского населения по сравнению с городским, что объясняется их миграцией и поисками приемлемых социально-профессиональных ниш.
Обнаружилось накопление левшей среди лиц, связанных с промышленным производством, среди артистов, математиков, художников, архитекторов, бухгалтеров, спортсменов отдельных видов спорта и т.д. Неодинаково количество левшей в зависимости от того, какой географический регион охвачен антропоизометрическими исследованиями.
Чрезвычайно важным представляется то обстоятельство, что за последние 50 лет удельный вес леворуких в европейской популяции возрос в 3—4 раза, что справедливо связывается с повсеместным прекращением переучивания левшей, созданием специальных технических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированным.
Это обстоятельство неоспоримо, но вместе с тем накопление левшей в последние десятилетия во всем мире связано с резким возрастанием числа детей с врожденной или приобретенной в раннем младенчестве мозговой недостаточностью, обусловливающей в огромном числе случаев возникновение патологической леворукости.
Вернемся, однако, к естественным левшам, напомнив, что их число на всем протяжении истории человечества удивительно постоянно: 20—25%. Эта неизменность показателей является самым веским аргументом в пользу понимания феномена «левшества» как исключительного по своей важности эволюционного пути развития человечества. Если угодно — эксперимента эволюции, направленного на формирование принципиально отличного от «праворукой» субпопуляции мозгового каркаса, призванного актуализировать специфические, качественно иные формы и уровни адаптации.
Одним из наиболее важных моментов при оценке мануального предпочтения традиционно считается возраст испытуемых; детская популяция содержит меньше правшей, чем взрослая — число праворуких возрастает постепенно. Так количество правшей и левшей (по усредненным данным ряда авторов) составляет соответственно 52% и 47% в возрасте одного года, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, а к семи годам достигают 80% и 20% соответственно. Таким образом, соотношение правшей и левшей в человеческой популяции является подвижным показателем, зависящим от возраста, средовых, культурных и ряда других факторов.
Анализ исторического развития мануального предпочтения позволил ряду авторов высказать предположение о том, что процент левшей в человеческой популяции от австралопитека до наших дней не изменился. И если в допалеолитический период число право- и леворуких было примерно одинаковым, то развитие орудий труда и более высокоорганизованных навыков привели к отчетливым проявлениям мануальной асимметрии.
Тенденция к закреплению право- и леворукости как двух базовых видовых (истинно человеческих) категорий в ходе исторического развития подтверждается современными исследованиями, проведенными на первобытных народностях. При изучении образцов изобразительного искусства от Древнего Египта до наших дней выяснилось, что на картинах в 76—80 % случаев изображены правши, и это положение не меняется на протяжении последних тысячелетий,
Широко дискутируется вопрос о происхождении левшества. Но почему-то мало кто задается вопросами: «А почему возникло правшество, почему подавляющее число людей являются правшами?» Этот вопрос неисчерпаем, но попытаемся ответить на него в самых общих чертах. Думается, что ответ на него следует искать не в недрах психологии или философии; боюсь, что причина здесь гораздо менее романтичная.
Как известно, кровоснабжение левой части тела человека (в том числе верхних его отделов — шеи и головы) гораздо интенсивнее, чем правой. Это объяснимо, ввиду расположения у большей части человечества сердца, поджелудочной железы и селезенки (наших основных жизненных цитаделей) слева. Еще в начале ХХ века было показано, что в эмбриогенезе позвоночных (человека в том числе) имеет место опережающее развитие правой половины тела. При этом раньше и более полноценно формируется вся система обменных процессов левой части верхней половины туловища. А соответственно — левой мозговой гемисферы (полушария). Это связывалось со спецификой вращения Земли. Таким образом, обозначенная гомеостатическая интенсивность была предопределена чисто физиологически.
Здесь же нельзя не вспомнить гипотезу М.И. Аствацатурова, согласно которой праворукость закрепилась на заре человечества именно в связи с тем, что левая рука (ввиду ее тесной иннервации с сердцем) использовалась неизмеримо более щадяще. Во-первых, ввиду нежелательности для организма вообще излишней травматизации сердечного ареала. Во-вторых, как статичная, прикрывающая (например, щитом) левую половину тела, которая, как уже отмечено, изобилует витально опасными (несовместимыми с жизнью в случае поражения) телесными зонами.
Таким образом, эволюционный выбор в пользу левого полушария мозга, как доминантного в двигательной (а затем и речевой, базирующейся на движении) сфере у подавляющей части человечества делался, по-видимому, в направлении от тела к психической деятельности, а не наоборот.
После этого небольшого отступления вернемся к левшеству. Выделяются три основных направления, в рамках которых разрабатывается проблема возникновения данного феномена: «генетическое», «культурное» и «патологическое».
Начиная с 1871 года, когда была установлена высокая частота семейного левшества среди леворуких испытуемых, обсуждается модель генетического детерминирования леворукости. Постулировался факт наследования левшества, сформулировано правило о подчиненности леворукости рецессивному распределению по Менделю, то есть 1:4. Генетические модели и в настоящее время являются наиболее распространенными при обсуждении происхождения левшества.
На вероятность не генетической, а цитоплазматической закодированности градиента ручной асимметрии указывает другая группа ученых, выдвигая концепцию, согласно которой и мозговая латерализация, и мануальное предпочтение рассматриваются в широком общебиологическом аспекте. Предполагается, что развитие мозга находится под влиянием лево-правого градиента, существующего во Вселенной. Это приводит к более ранней дифференцировке и созреванию в онтогенезе специфических систем левого полушария, которые оказывают тормозящее влияние на правое — в результате возникает доминирование левого полушария по речи и праворукость. По трудно объяснимым причинам, которые только сегодня начинают обсуждаться в недрах квантовой физики, определенная когорта представителей природного мира демонстрирует обратную картину. Левшество — одно из проявлений этого космического феномена.
К «генетическому» направлению непосредственно примыкают исследования, связанные с нахождением физиологических и морфологических индикаторов, соответствующих правшам и левшам. Важнейшим среди них является факт существенно большей величины мозолистого тела у левшей. Установлено, что у правшей больше развиты речевые зоны левого полушария, чем соответствующие — правого, в то время как у 75% левшей они примерно симметричны. У правшей имеет место больший размер внутренней сонной артерии слева, и давление в ней выше, чем в правой; у левшей картина обратная. Аналогичная морфологическая диссоциация наблюдается у правшей и левшей в отношении средней мозговой артерии.
В широком общебиологическом аспекте рассматриваются различия между право — и леворукими в связи с особенностями биохимической основы их мозговой организации, обсуждается вопрос о связи леворукости со специфическим биохомическим, гормональным, иммунным статусом. Ряд исследователей выдвигают гипотезу о том, что левшество характеризуется не столько особенностями морфологической или нейронной организации, но сравнительной равнозначностью полушарий мозга вследствие симметричного активирующего влияния на них со стороны стволовых структур мозга, в то время как правши в этом отношении — асимметричны.
Такова общая тенденция исследования проблемы левшества в рамках «генетического» и общебиологического подходов. Альтернативными последним являются теории, базирующиеся на признании детерминирующей роли культурных условий в формирования рукости. «Культурно-социальные» концепции, возникшие еще в прошлом веке, рассматривали левшество не как результат расположения внутренних органов, кровоснабжения или других физиологических факторов, но как следствие социального давления и тренировки.
Наряду с упомянутыми концепциями происхождении левшества широко распространено представление о его патологической обусловленности. Эта позиция разделяется различными авторами частично или полностью. Согласно крайней точке зрения, любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы; это одно из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. Подтверждением подобных взглядов считается факт значительного увеличения числа левшей среди близнецов, особенности внутриутробного развития которых предрасполагают к развитию церебральной недостаточности.
Промежуточной позиции придерживаются ученые, к которым принадлежит и автор данной книги, считающие, что лишь часть леворуких являются таковыми вследствие пре- и перинатальных мозговых поражений, а остальные становятся таковыми под влиянием генетических или иных (естественных и\или социальных) факторов. Понятно, что могут иметь место сочетанные варианты генетического левшества у ребенка с врожденной мозговой патологией, но здесь хотелось бы, не углубляясь в нейропсихологические тонкости, ограничиться проведением демаркационной линии между естественной и патологической леворукостью.
Что же такое патологическое левшество или, более строго формулируя, патологическая леворукость? Действительно, применять здесь термин «левша» не совсем уместно, поскольку во всех этих случаях грамотно было бы употреблять фразу: «Он “левша”, потому что не смог вследствие тех или иных отклонений, например, в развитии его мозга стать правшой». Иными словами, он не левша, а «неправша».
Патологическая леворукость может возникать вследствие «периферической» и «центральной» недостаточности. Примерами «периферического» радикала являются такие патологические состояния, как правосторонняя кривошея, при которой грубейший гипертонус всего шейно-грудного отдела приводит к полной или частичной невозможности (или как минимум неудобства) активного манипулирования правой рукой. Естественно, поскольку природа не терпит пустоты, ребенок в этой ситуации вынужден активно задействовать левую руку. Та же ситуация может возникнуть при врожденной или приобретенной в самом раннем возрасте травме правой руки.
«Центральное» происхождение патологической леворукости связано с различными пре- и/или перинатальным функциональным или органическим дефицитом различных мозговых структур. Это может быть недостаточность левого полушария (как известно, определяющего мануальную активность правой руки). Но гораздо чаще в современной детской популяции патологическая (она же — вынужденная, компенсаторная) леворукость возникает у детей вследствие гипертензионно-гидроцефального синдрома и дефицитарности субкортикальных (особенно стволовых) образований мозга.
Следует еще раз отметить, что компенсаторные, пластические возможности детского мозга настолько велики, что при грамотной нейропсихологической коррекции, направленной на элиминацию (устранение, нивелирование) церебрального дизонтогенеза, нередко происходит спонтанная смена ведущей руки.
Это волшебное превращение ограничено возрастом ребенка и наблюдается, как правило, только до 7—8 лет. Подчеркнем, что здесь никоим образом не имеется в виду «переучивание» с левой руки на правую. Работа ведется в направлении формирования и стабилизации адекватных межполушарных и подкорково-корковых отношений. Многие из разработанных в этом направлении коррекционных и абилитационных программ представлены в следующих главах.
Тот же эффект «спонтанной» смены руки наблюдается у детей с локальными поражениями стволовых и срединных структур мозга. После оперативного вмешательства, проведенного до 7—8-летнего возраста, у многих из них уже через несколько дней констатируется смена доминантной руки с левой на правую.
Таким образом, изучение вопроса о происхождении левшества до настоящего времени протекает по трем основным направлениям, развивающимся в рамках принципиально различных парадигм. Обилие фактов, подчас противоречащих друг другу, показывает, что каждая из этих гипотез требует дальнейшего своего обоснования и развития.
Вместе с тем очевидно, что основные положения перечисленных теорий не во всем противоречат друг другу. Более того, они во многом комплементарны, что составляет основу для дальнейшего междисциплинарного исследования, необходимость которого вытекает из совокупности нерешенных вопросов о происхождении и природе левшества.
Еще в библейские времена было отмечено, что люди различаются по тому, правой или левой руке они отдают предпочтение при выполнении различных функций. Так, в Книге Судей говорится о том, что в 1406 году до н.э. в армии сынов колена Вельяминова было отобрано 700 левшей, которые «могли метать камни из пращи и не промахиваться». В Библии впервые, вероятно, прозвучало и негативное отношение к левшам при описании картины Страшного Суда.
С тех пор можно проследить две линии в житейском и научном отношении к левшам. Вспомним Левшу Лескова и записанное в древнем фолианте: «левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких человеческих добродетелей и умений; они склонны к занятиям алхимией и колдовству, по-видимому, они посланцы инфернального мира». Добавим, что многие известные маги и носители эзотерических знаний начинали обучение своих апологетов, заставляя их писать, рисовать и выполнять массу бытовых действий и правой, и левой руками. В этом они видели одно из необходимых условий раскрытия экстрасенсорных способностей человека.
Подавляющее большинство исследований специфики психической деятельности леворуких связано с изучением патологических феноменов. При этом установлено, что у них существенно чаще, чем у правшей, возникают специфические формы дизонтогенеза, связанные с недостаточностью речи, чтения, письма, счета, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д.
Признан факт накопления леворуких среди больных эпилепсией, неврозами, алкоголизмом, различного рода токсикоманиями; показана связь между наличием левшества и иммунными расстройствами, хроническими мигренями, нейроэндокринной патологией, тенденцией к генеалогическому накоплению синдрома Дауна, раннего детского аутизма. Известно, что у леворуких существенно изменяется протекание психопатологических состояний; они склонны к парадоксальным реакциям на различные препараты. Обширный и необычайно интересный материал на эту тему представлен в известных работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной*.
Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть ряд специфических их черт в сравнении с правшами . Леворуких отличает своеобразие эмоционального статуса, но и его уязвимость в отношении различного рода внутренних и внешних факторов. Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, бóльшую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Среди них много артистически и художественно одаренных.
При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления ее показатели оказались значимо более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами. Наконец, нельзя не отметить основное «преимущество» истинных, естественных левшей — необычайно высокую степень компенсаторных возможностей их мозга. Наиболее ярко этот факт обнаруживает себя при оценке протекания и спонтанной положительной динамики речевых расстройств при локальных поражениях мозга. Очевиден он и при рассмотрении необычайных качеств левшат (и детей-правшей с семейным левшеством) в плане компенсации различного рода дизонтогенетических явлений.
Анализ приведенных выше данных показывает, что левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. Многие из приписываемых им «патологических» черт связаны с недостаточным вниманием к процессу их воспитания и обучения. Это обстоятельство приводит к выводу о необходимости выработки специальных психолого-педагогических подходов к детям-левшам.
Но это возможно лишь в ходе рассмотрения тех базисных механизмов, которые предопределяют появление столь атипичной и противоречивой картины. Многие авторы расценивают ее как свидетельство изменения у левшей характера межполушарных взаимоотношений.
Каковы же содержательные механизмы, над которыми надстраивается столь яркая и необычная феноменология? Ответ на этот вопрос настоятельно требовал комплексного, системного рассмотрения структуры мозговой организации психической деятельности левшей, различных ее видов и форм реализации. Уникальную возможность на этом пути предоставил метод нейропсихологического анализа по А.Р. Лурия.
Исследование инициировалось и тем, что в течение последних лет явно обозначился социальный заказ на разработку темы «левшество». Это связано, с одной стороны, с тем, что леворукость, как и праворукостъ, является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных и клинических проблем. С другой — отмечается повсеместный рост внимания к охране здоровья и воспитанию леворуких детей, у которых значительно чаще встречаются указания на перенесенные вредности в период беременности и родов, а также нарушения и искажения хода нормального развития.
В соответствии с основополагающими взглядами луриевской нейро-психологической науки в проведенной работе (сначала со взрослыми левшами, а потом уже с детьми) было выдвинуто предположение о том, что базисом, над которым надстраивается вся совокупность атипичных проявлений психической деятельности, является у них особый тип мозговой организации психических процессов.
В качестве экспериментальной модели, традиционной для нейропсихологии, рассмотрению были подвергнуты факты нарушения психических процессов у левшей с локальными поражениями головного мозга. Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о принципиальных отличиях мозговой организации психической деятельности правшей и левшей. В чем же они?
1. У правшей, как это всем известно, имеет место отчетливо асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций . Степень их латерализации (представленности в каждом из полушарий) неодинакова: речь и соматогнозис (восприятие собственной телесности) представлены в мозге правшей практически диаметрально противоположно, соответственно — в левом и правом полушарии. А например, слухо-речевая память и оптико-пространственная или конструктивная деятельность — более континуально.
Но в протекании этих процессов каждое полушарие участвует по-своему, привнося свое индивидуальное, только для него специфическое звено, свой «индивидуальный талант». И этот талант воспроизводится у каждого правши; праворукие индивиды составляют достаточно гомогенную, высокопрогнозируемую группу.
У левшей церебральная репрезентация психических функций кардинально изменяет свой характер. У них утрачиваются отличительные признаки полушарного обеспечения и речевых и неречевых процессов, независимо от степени их латерализованности. Мозговая межполушарная организация психической деятельности у левшей приобретает более симметричный, амбилатеральный, более диффузный и, подчеркнем, менее упорядоченный характер. При этом они представляют собой (в отличие от правшей), удивительно гетерогенную, низкопрогнозируемую группу.
Иными словами, правши с точки зрения межполушарной функциональной организации относительно «повторяемы» от случая к случаю, а левши этим свойством обладают в значительно меньшей степени. Во всяком случае, в ходе многолетней работы с левшами мне не удалось увидеть двух аналогичных с точки зрения мозговой организации психической деятельности субъектов. Данная часть человеческой популяции удивительно, редкостно индивидуализирована и разнообразна. Это относится в равной степени и к следующим их специфическим характеристикам.
Только у левшей во взрослом возрасте встречается двусторонняя (в обоих полушариях) представленность какого-либо психологического фактора. Похожая картина может иметь место у праворуких детей, но не далее чем до 2—3 лет. Левши же сохраняют это уникальное, феноменальное качество всю жизнь. Что во многом и определяет одну из базовых предпосылок их компенсаторного потенциала.
2. У левшей видоизменяется и внутриполушарная организация психических процессов. У правшей она характеризуется достаточно жесткой соотнесенностью конкретных психологических звеньев, факторов с конкретной зоной передних или задних отделов мозга. У левшей — внутриполушарной функциональной недифференцированностью, диффузностью.
Иными словами, определенная зона мозга, неизменно актуализирующая у правшей свой специфический вклад в протекание соответствующей психической функции, у левшей может быть связана с абсолютно иным фактором. Образно говоря, например, височные речевые области могут не включаться, как у правшей, в обеспечение речевой деятельности, предоставляя это (полностью или частично) другим зонам мозга. Одновременно они могут проявлять свою активность в той области психической деятельности, с которой никогда не ассоциируются у правшей.
В единой картине психической деятельности левшей могут единовременно обнаруживаться такие особенности и расстройства, которые никогда не встречаются у правшей просто в силу пространственной удаленности, функциональной дистанции их мозговой организации. Подчеркнем, что аналогично межполушарной функциональной специфике левшей их внутриполушарная организация психических процессов гораздо менее предсказуема и прогнозируема по сравнению с правшами.
3. Исключительной чертой левшей является тенденция к относительной функциональной разобщенности, автономии правого и левого полушарий мозга. Относительная функциональная автономия полушарий мозга отражает наряду с обозначенными уже характеристиками — функциональной межполушарной амбилатеральностью, недифференцированностью и внутриполушарной диффузностью, одну из важнейших составляющих церебральной организации психических процессов левшей.
Эта специфика работы мозга леворуких абсолютно никогда не встречается у правшей, кроме случаев оперативной или органической деструкции мозолистого тела, которое является центральной межполушарной комиссурой. У левшей же это просто одна из особенностей функционирования их мозга.
4. Уникальной характеристикой мозгового обеспечения психической деятельности левшей является специфическая именно для них картина взаимодействия между корковыми и подкорковыми системами мозга. У правшей таковые функционируют, как правило, в последовательном, реципрокном, асинхронном режиме: большая активность подкорки инвариантно приводит к меньшей активности коры (прежде всего ее лобных отделов) и наоборот. У левшей же может наблюдаться достаточно частая картина единовременной, синхронной включенности подкорковых и корковых систем мозга в обеспечение того или иного психического акта.
Таким образом, мозговая организация психических процессов у левшей являет собой особую специфическую систему, основу которой составляют следующие базисные параметры: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений.
Выделение этих характеристик позволяет по-новому подойти к ряду фактов, традиционно связываемых с проблемой левшества.
Высокая степень содружественной работы мозговых полушарий правшей, их тесное функциональное взаимодействие приводят к реципрокным взаимовлияниям между ними в норме и патологии. Многие авторы постулируют при этом факт тормозящего влияния левого полушария правшей на правое. Очевидно, для содружественной работы полушарий мозга левое (в силу его доминантности по отношению к подавляющему большинству исконно человеческих речевых процессов) имеет большее значение. То же с точки зрения адаптации человека в социуме справедливо и в отношении доминирования корковых (особенно лобных) структур мозга над подкорковыми.
Принимая во внимание факт относительной автономии полушарий мозга левшей, можно предположить, что у них реципрокное тормозящее влияние мозговых гемисфер значительно элиминировано. Благодаря этому правое полушарие у левшей должно быть более «свободным», что позволяет ему активнее участвовать в протекании различных видов психической деятельности. Если подобное предположение верно, оно должно обнаружить себя при анализе ряда феноменов, отличающих леворуких в норме и патологии.
Обратимся к одному из классических и общепризнанных фактов — сравнительно невыраженной симптоматике — речевых расстройств и высокой скорости обратного их развития у левшей. С одной стороны, как было показано, правое полушарие у левшей играет существенно более активную роль в протекании вербальных функций, чем у правшей. С другой — в условиях функциональной разобщенности правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны левого и может более интенсивно участвовать в формировании компенсаторных механизмов (не исключено, что в том числе и на биохимическом уровне). Вероятно, совокупность этих и иных факторов (особенно-уникальные подкорково-корковые отношения) и способствует достижению того уровня компенсаторных возможностей мозга леворуких, который приводит к сглаженности и быстрому регрессу речевой симптоматики.
Другим примером проявления «высвобожденного» правого полушария и синхронной работы подкорково-корковых систем служит комплекс эмоционально-личностных особенностей левшей. Многочисленные исследования, проведенные на правшах, убедительно доказали, что эмоциональная жизнь человека находится под контролем подкорковых структур мозга и правого полушария. В то же время имеют место указания на особенности этого аспекта психической жизни у левшей по сравнению с правшами: более высокий уровень эмоциональности и нейротизма, достоверное снижение у них экстраверсии и социабельности.
Нельзя исключить возможность того, что именно ослабление реципрокного взаимодействия полушарий и подкорково-корковых систем, а также более диффузная функциональная организация мозга левшей являются причиной таких явлений, как яркая полимодальная психопатологическая симптоматика, склонность к паранормальным явлениям, феноменам предвосхищения и т.п.
Вероятно, именно указанные факторы приводят у леворуких к созданию специфических интермодальных связей, способствующих их достижениям в сфере живописи и музыки, определяют их достоверно значимое накопление среди артистически одаренных. Они же актуализируются в том, что левши наилучшим образом адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей не столько высокой конвенциальности (условности), сколько инициативы и интуиции.
С точки зрения развиваемой концепции представляется возможным объяснить и тот факт, что процент леворуких среди больных хроническими токсикоманиями существенно превышает таковой в общей популяции; при этом левшество отмечается как конституциональная черта, предрасполагающая к их возникновению. В условиях гиперактивности правого полушария и «высвобожденных» подкорковых структур, связанных с основными гомеостатическими, биохимическими и эмоциональными процессами, при отсутствии корригирующего контроля со стороны левого полушария (особенно его лобных отделов), специфические признаки мозговой организации леворуких могут выступать как предрасполагающие к данной патологии факторы риска.
Одним из наиболее дискутируемых аспектов проблемы левшества является признание связи его с различными задержками психического развития в детском возрасте. Анализ литературных данных, а также результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что одной из наиболее существенных причин дизонтогенеза может являться мозговая организация леворуких, атипичный (по сравнению с правшами) характер ее формирования.
Из книги: Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей.
Семенович А.В.
Статья любезно предоставлена сайтом
Книги по психологии. Издательство “Генезис”
Левша
Левша, левый, леворукий существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку - левше. Некоторые из них являются сленговыми или жаргонными словами, в то время как другие могут быть оскорбительными для левши в определенном контексте.
В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость («sinistrality»). Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» - зловещий (мрачный).
Возможно, поэтому некоторые левши сами считают себя угнетёнными, ущербными, даже на грани предрассудков.
В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» (? Mandarin: zuo), означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога(тропинка)» (?? Mandarin: zuodao) означает незаконные или безнравственные пути(средства). В некоторых частях Китая, взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека левши быть правшой. И т.д. И много всяких предрассудков
Кто такие левши:
Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.
Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90 процентов функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левши должны отличаться некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.
Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.
У человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие, яичники, семенники – симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера. В этом смысле полушария головного мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.
Согласно данным доктора биологических и технических наук Вигена Геодакяна, у большинства людей левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, самосознания, положительных эмоций. Оно последовательно обрабатывает информацию. Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Информацию оно воспринимает одномоментно. Выключение этого полушария приводит к эйфории. В литературе описано исследование особенностей восприятия эмоциональных стимулов левым и правым полушарием. Интересно, что один и тот же фильм был воспринят по-разному. Левое полушарие уловило неприятное и ужасное, а правое – приятное и смешное. Не только изображения, но даже слова с эмоциональной окраской воспринимаются не одинаково.
Немало леворуких среди спортсменов. Как известно, в таких видах спорта, как бокс, фехтование, теннис, левши проявляют свою специфическую тактику и создают немало проблем для соперников.
Существует связь леворукости с темпераментом. Например, левши отличаются большей эмоциональностью, им не всегда удается держать себя в узде. У многих, особенно мужчин, снижен уровень самоконтроля. Левша заводится с полоборота, легко впадает в гнев. (Тест).
У левшей связи между полушариями мозга не столь жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому информация в коре головного мозга может обрабатываться медленнее, но это не болезнь, а особенность. У сильного правши другие сложности: жесткие связи между полушариями как бы оставляют мало шансов на свободу творчества, разнообразие.
Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными, если не сказать больше. В литературе частенько упоминается некоторая туповатость, которой вроде бы отличался Эйнштейн в школьные годы. Будущего отца теории относительности считали «умеренно способным», так как он очень медленно усваивал и переваривал новую информацию. Он не блистал даже в арифметике.
Встречается достаточно примеров, когда человек с задатками незаурядных способностей (левша) при переучивании его работать правой рукой терял все эти способности, гася свою "божественную искру". Есть исследования, доказывающие, что если вернуться к своей природе и начать писать и вообще все делать левой рукой, то все приобретенные болезни проходят, а человек становится способен творчески реализоваться.
Даже психические заболевания у леворуких иногда протекают по-другому. Например, у доктора Введенского был больной шизофренией, который годами не вылезал из больниц, поскольку лекарства на него практически не действовали. Периоды депрессии сменялись маниакальными состояниями. Но при этом у человека не было никакого эмоционального дефекта, в состоянии ремиссии он производил самое лучшее впечатление.
Бытие левшей
Проследим бытие левшей в истории. Начнем с Древнего Рима периода Империи. Напомним, что левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" - добро, умение. Возможно, с этим связана небольшая легенда о рукопожатии.
Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, меча или стилета. В примере с рукопожатием левша мог протянуть правую руку, а в левой - спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей охотно нанимали в качестве киллеров, а простой народ их боялся и не любил - вообще считал, что они приносят несчастье.
Если пойти немного глубже в пыль веков, например, в Древнюю Грецию, то выяснится, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы. Но это редкое исключение, когда левшей признают хорошими знаками и людьми.
Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков.
Но все это левшам вредило мало: их не любили, по крайней мере, просто избегали, а вот Средневековье и инквизиция 15-17 веков принесла им гораздо больше несчастий.
Как думаете, кого обвиняли в колдовстве и пособничеству дьяволу?! Правильно, того, кто чем-то отличался от всех. К тому же почти все левши действительно имеют задатки к оккультизму и магии – и это служило меткой. Недаром из многих трактатов Средневековья можно узнать о том, что Дьявол - левша. Итак, темные Средние века резко сократили процент левшей среди населения до 5%. Священные костры Инквизиции потребляли много дров - и даже признание Папой Римским ошибок и преступлений церкви в Средние века не смоет кровь невинных, в том числе левшей, с рук этой самой христианнейшей Церкви…
Те, кто выжил в те годы, были самыми ловкими, находчивыми и приспосабливающимися личностями, маскирующими свою леворукость или же оправдывающими ее. Естественно, из их числа вышли самые выдающиеся ученые, деятели и просто работники и торговцы.
В итоге этот естественный отбор не ослабил левшей, а, наоборот, усилил, выкристаллизовал их задатки и таланты. Вот несколько цитат из научных источников. Комментарии излишни.
"Рост числа левшей, как считают ученые «Univercity College» - медицинского факультета Лондонского университета, - может привести к соответствующему подъему общего интеллектуального уровня общества и даже к появлению настоящих гениев в области математики, искусства и спорта".
Левша. Генетические теории
ТЕОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВШЕЙ
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.
Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: левши - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.
Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.
Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.
Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.
Ген под кодовым названием LRRTM1, по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.
Устройство мозга носит асимметричный характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».
По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.
Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга
И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости - "Параллельный мир". Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:
"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".
Социальные, экологические и техногенные факторы
Леворукость чаще наблюдается у детей из неблагополучных семей
Леворукость закладывается еще во время беременности. Беременные женщины из неблагоприятных семей или употребляющие алкоголь, постоянно находятся в психоэмоциональном возбуждении и подвергают своего будущего ребенка огромному риску. Если мама на ранних сроках беременности (в период формирования у ребенка головного мозга) ведет не здоровый образ жизни и переживает стресс, то это сказывается на развитии полушарий головного мозга. И увеличивается вероятность рождения ребенка с доминирующей левой рукой. Хотя количество леворуких детей в неблагоприятных и в устойчивых семьях приблизительно одинаковое.
Раньше наблюдалась закономерность, что левши имеют неустойчивую нервную систему, легко возбудимы и восприимчивы к внешним раздражителям. Но психологи считают, что это последствия стресса перенесенного во время переучивания в правшу. Именно поэтому сами левши во взрослом возрасте испытывали трудности в семейной жизни, и среди них был гораздо выше процент разводов.
Биологические теории
Существует множество свидетельств того, что уровень тестостерона, получаемый ребенком в утробе матери, оказывает влияние на строение мозга. Одна из теорий свидетельствует о том, что высокие дозы предродового тестостерона приводят к более частому появлению левшей. Доказательством данной теории служит и то, что среди левшей количество мужчин выше числа женщин, также существует большая вероятность рождения леворуких мужчин-близнецов.
Существует любопытная гипотеза о том, почему большинство из нас правши. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, ученые обнаружили, что у подопытных левшей, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.
Предполагается, что среди наших предков правшей и левшей было поровну. Познавая окружающий мир диких растений, среди которых было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему, левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали.
Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».
Левши. Теории человеческого мышления
Существует много теорий о том, что «быть левшой» затрагивает способ человека думать. Одна теория делит лево - и праворуких мыслителей на два лагеря: одновременно-визуальный и линейно-последовательный.
Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем перейти к следующей мысли.
Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуальный одновременный» метод, в котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.
Рассмотрим это на следующем примере: имеется тысяча желтых теннисных мячиков и 1 красный. Праворукий человек, использующий линейно-последовательный стиль обработки будет смотреть на каждый из мячиков по очереди пока не найдет красный. Человек-левша высыпал бы их и одновременно смотрел на все мячики, для того, чтобы найти красный.
Побочным эффектом отличающихся между собой стилей обработки является то, что праворукие люди должны закончить одну задачу, прежде чем начинать следующую. Левши, в свою очередь, способны быстро переключаться между задачами. Это предполагает что люди, являющиеся левшами имеют превосходные навыки при выполнении мультизадач.
Праворукие люди обрабатывают информацию, используя «анализ», который является методом решения проблемы, разделяя ее на составляющие и анализируя каждую часть отдельно. В отличие от этого, люди-левши обрабатывают информацию, используя «синтез» смотря на целое и пробуя использовать соответствие образца, чтобы решить проблему.
Гипотеза о том, что люди-левши предрасположены к визуальному мышлению, была подтверждена разнообразными исследованиями. В книге, изданной в 2004 «Умственные способности работающие немного по-другому», исследователи Аллен Д. Брагдон и Дэвид Гамон, кратко описали часть текущего исследования относительно преобладающей руки и ее значения. Исследователи «преобладающей руки» Корен и Клэр Порак показали, что студенты университета, являющиеся левшами наиболее вероятно специализируются на «визуальных»дисциплинах. Другой пример показывает, что среди 103 студентов отделения искусств 47 процентов были лево - или смешанорукими.
Левши в мире правшей
Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем.
Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".
Правда, иногда возникают проблемы и вполне серьезные, и тут встает выбор - либо делать, как все, и испытывать неудобства, или же делать, как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.
Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой. Пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Опять же, левшам проще освоить то, что требует участия двух рук, с соответствующими поправками, конечно.
Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема. Далее - консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Чтобы осознать, как досаждают левшам все эти «мелочи», достаточно сесть за руль автомобиля с правым рулем и попытаться одной левой включить нужную передачу.
Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в России, в отличие от развитых стран, только начинают производиться. В нашей стране для леворуких выпускаются лишь часы и клюшки. Все остальное – из разряда дефицита.
Второй способ приспосабливаться к тому, что есть, - зачастую, это приносит раны и ссадины - это свой опыт, но некоторые приспосабливаются работать своими инструментами, поэтому хоть часто получается криво, но зато получается. Третий способ - бросить это дело и заниматься тем, что не требует такого труда, - не работать руками, а работать головой. Это каждый левша решает сам для себя.
Отдельным пунктом стоит упомянуть оружие и вообще технику. Она создавалась правшами для правшей, соответственно, левше не стоит ждать заботы о нем. Если различные машины позволяют вполне сносно ими управлять и не требуют долгой адаптации, то оружие обычно такого не предусматривает.
Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.
Все же правшам стоило бы присмотреться к левшам и их проблемам, а также поучиться их выходу из постоянно возникающих кризисов.
Левши. Статистика
Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.
Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.
Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.
Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым. Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой. Что-либо удерживать легче одной левой.
Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. В то же время немало, увы, слабоумных левшей, алкоголиков, опрокидывающих стопку исключительно левой. «Левые» чаще подвержены несчастным случаям. У них бывают нарушения пространственного восприятия. Говорят, что время они чувствуют иначе. В то же время долго считалось, будто леворукие страдают нарушениями зрительного восприятия, так как это связано с работой правого полушария. Однако научные работы Института возрастной физиологии убеждают: это не так. А вот стратегия деятельности у леворуких другая.
Если в творческой сфере процент леворуких и амбидекстров достаточно велик, то среди представителей технических профессий явно преобладают правши.
Национальное Бюро Экономических Исследований опубликовало любопытный доклад о превосходстве левшей над правшами. Как оказалось, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13% - 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники - правши.
Однако эта тенденция проявляется только в отношении мужчин, леворукие и праворукие женщины здесь демонстрируют одинаковые результаты. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левшей также непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров). Исследование провели специалисты из Колледжа Лафайета и Университета Джонса Хопкинса.
Ранее были опубликованы исследования, авторы которых приходили к схожим выводам. К примеру, в 2004 году Университет Святого Лаврентия опубликовал работу, в которой доказывалось, что коэффициент IQ у левшей заметно выше, чем у правшей. А британский ученый Крис МакМанус, в книге "Правая Рука, Левая Рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.
Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки - левшей встречается намного меньше.
Статистические данные показывают, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники - процент людей, являющихся левшами резко снижается с увеличением возраста. В Америке левшами являются 12% 20-летних, в то время, как только 5% 50 летних и менее 1% людей старше 80 лет.
Исследования (не находят подтверждения в настоящий момент), проведённые в 1991 году, утверждали, что эти статистические данные указывают на то, что продолжительность жизни людей, являющихся левшами, короче чем у правшей на целых 9 лет. Авторы объясняли это тем, что люди-левши, вероятнее всего, умирают от несчастных случаев в результате их «горя», которое делает их более неуклюжими и плохо обеспеченными, чтобы выжить в мире, предназначенном для правшей.