Великая Скифия! Древние скифы Где жили скифы.
Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч. απεσκυθισμενοι )».
Мифы о происхождении скифов
Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота
IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514-1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.
8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе (претендуя на более глубокую память: комментарий) . Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар .
По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран . *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собирательности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение .
Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:
- Скифское Παραλάται - племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения ΣκύÞαι βασιλητοι, то есть «царские скифы»; < иран. *paradāta-«поставленный во главе, по закону назначенный», авестийское paraδāta- (почетный титул владыки, букв. «поставленный впереди, во главе»)
Вместе с тем существуют и иные научные версии этимологии этих ононимов - из других индоевропейских, тюркских, угорских и семитских языков.
История
Возникновение
Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы . Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. . При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:
Образование государственности
Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии - VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).
Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. , и походами скифов в Малую Азию . В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию , Сирию , Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии , где создали Скифское Царство - Ишкуза , но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе .
Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона , включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота , господствующими были царские скифы - самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым . Западнее их жили скифы-кочевники , а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы . На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга , близ города Ольвия обитали каллипиды , или эллино-скифы , севернее их - алазоны , а ещё севернее - скифы-пахари , причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу . По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары .
Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём . Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс , Скопас и Таксакис. На рубеже V-IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Расцвет
Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.
Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты , обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.
Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия.
Между 280-260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов , пришедших из-за Дона.
Столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, - все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом», - считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.
В 30-ых гг. II века до н. э. на р. Салгир (в черте современного Симферополя) на месте существующего поселения был построен Неаполь Скифский , вероятно, под руководством царя Скилура .
Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30-20-ых гг. II в. до н. э., при царе Скилуре , когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса . После поражения в войне с Понтийским царством Тавроскифия перестала существовать как единое государство.
Исчезновение
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами . Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого Переселения Народов . Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.
Саки и сарматы
Саки исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров , хуннов и других тюрков , сарматов , эфталитов).
Скифское наследие
Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана.
Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.
Народы Скифии
Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:
Европейские скифы
Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV-III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.
Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота , называют сколотами , а персы называли их саками .
Саки
Саки - скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» . Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.
Сарматы
Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок . Геродот же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом» . С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией .
От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языка - осетинский язык .
Другие народы Скифии
Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.
Культура
В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита . В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 - 23 тыс. в культурах евразийских народов.
Искусство
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.
Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль . Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.
Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV-III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.
По мнению учёных - скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так например такое влияние они оказали на меотскую культуру , что видно из артефактов найденных в Курганах Келермесских , Карагодеуашх и др. Показательны и курганы: Куль-Оба , Солоха , Чертомлык , Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском .
Костюм
Основная статья: Одежда скифов
Мифология
Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.
Военное дело
У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой , а во время переднеазиатских походов - единственной силой.
Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).
Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы , греки и македонцы .
Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков , тохаров , позднее - тюрков и монголов , с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков .
Легендарная история и хронология скифов
Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.
Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок . Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин - за одно поколение.
Христианский историк Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа (примечательно, что в «Хронике Евсевия » сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.) , Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.) . Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином .
Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает её незадолго до Троянской войны , упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина опускает .
Известные скифы
Мифические
см. также Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии#СкифияИсторические
Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:
Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:
Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:
Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии)(~250г до н. э. - 250г н. э.):
Также:
- Канит - ок. 270 г. до н. э.
- Харасп - II в. до н. э.
- Акроса - II в. до н. э.
- Танос - ок. 100.
- Зариакс - I в. до н. э.
- Элий - до 70 до н. э., ок. 70 до н. э. сарматское завоевание
Скифы в античности
Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам) .
Выводы генетиков
Большинство найденных в захоронениях Сибири и Средней Азии скифских скелетов содержат гаплогруппу R1a1 .
Скифы в средневековой традиции
Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».
См. также
- аскузы (ашкузы)
- Народы античной Скифии: боруски , агафирсы , гелоны , невры (нервии), аримаспы , фиссагеты , иирки , будины , меланхлены , геты , авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты), исседоны , сарматы , тавры , аргиппеи, андрофаги , саки (племена) , массагеты .
Примечания
- БСЭ
- Энциклопедия «Кругосвет»
- Древние схолии к Илиаде. II. 11 // В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе
- Harmatta, J. (1996), "Scythians", «History of Humanity Volume III: From Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D» , Routledge for UNESCO, с. 182
- История Древнего Востока. М., 2004. С.545
- Геродот. История IV 11
- История Древнего Востока. М., 2004. С.546
- Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.
- Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Геродот. История IV 17
- Юстин . Эпитома Помпея Трога
- Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947-1949; указатель 1950 г.: саки, массагеты: сопоставление версий. Аналоги в Интернете.; Сосанов Кошали История Казахстана. Справочное пособие , Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. - 112 с ISBN 9965-651-56-6
- Геродот. История IV 110-116
- Геродот. История IV 117
- Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Программа РАН. Разделы и публикации
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
- Основные проблемы в изучении меотской культуры
- Геродот. История IV 62
- Геродот. История IV 59
- Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы // Материалы и исследования по археологии России, № 1 / Под ред. Р. М. Мунчаева, В. С. Ольховского . М., 1997; и др.)
- Геродот. История IV 5
- Геродот. История IV 7
- Геродот. История II 103, 110
- после Сесостриса правил Ферон, а после Ферона - Протей, при котором Александр и Елена прибыли в Египет (Геродот. История II 111-116)
- Геродот. История IV 8-10
- Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005, особенно с. 213, 219
- Юстин. Эпитома Помпея Трога II 1, 5-21
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 43, 3-6
- Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 8-14
- Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 17
- Юстин. Эпитома Помпея Трога I 2, 13
- Юстин. Эпитома Помпея Трога I 6, 16
- комплексное развитие версии с учетом многих факторов: http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8 ; работы Г. В. Вернадского, Б. А. Рыбакова, Н. И. Васильевой и других авторов
- Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 1-16
- Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 28
- Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.208-209
- Орозий. История против язычников I 4, 2
- Орозий. История против язычников I 14, 1-4
- Орозий. История против язычников I 15, 1
- Иордан. Гетика 44, 47-48; о датировках см. комм. Е. Ч. Скржинской в кн. Иордан. Гетика. СПб, 2001. С.373-374
- Иордан. Гетика 49-52
- Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist) 31 F30 (Herodorus Heracleensis )
- Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) Vol.II, Lib.I, s.34 (Herodorus Heracleensis ) F23
- Мифы Древней Греции. Триптолем и Диметра.
- Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.209
- История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.548
- Геродот. История I 103; История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.554
- Геродот. История I 81
Древние Скифы. Происхождение.
С 8-7 ст. до н.э. по бескрайним равнинам Евразии странствовали народы, успешно освоившие земли от Причерноморья до Алтай-Саянского региона. Археологи и ученые называли их скифами.
Ученые не пришли к единому мнению, и часто трактуют этот термин по-разному. Скифами называли древние племена, населяющие земли Северного Причерноморья. Также в это понятие входили другие похожие этносы, обитавшие на обширных территориях в отдаленности друг от друга. Некоторое время понятие «скифы» использовалось по отношению к любым племенам, жившим в равнинах Евразии, это могли быть не только кочевые племена, но и славяне. Даже Киевская Русь в старинных летописях средневекового периода величалась Скифией.
В течение долгих столетий мы практически ничего не знали о загадочной нации, не изучали ее глубоко. В начале 20 ст. этот образ оброс мифами и легендами, которые подхватывали поэты, художники и другие деятели искусства эпохи романтизма. Александр Блок начал оно из своих знаменитых стихов узнаваемой всеми современниками строкой, утверждающий, что скифы - это азиаты.
Но кем на самом деле были скифы, откуда они, как выглядели и почему внезапно исчезли со страниц истории?
Многие факты останутся навсегда скрытыми от нас, прошло слишком много времени, чтобы ответить на некоторые вопросы. Но археологи сумели приподнять завесу тайн, обнаружив удивительные скифские захоронения - курганы. В ходе раскопок грандиозных погребальных сооружений были найдены образцы кочевого искусства и предметы старины. Раскопки и изучение находок началось еще в 18 ст. Ученые сумели систематизировать и создать научную базу на основе скифских реликвий только в 20 веке. Археологическая база позволила по-новому взглянуть на скудную информацию о скифах, имевшуюся в трактатах античных авторов.
Современные научные исследователи трактуют понятие «скифы» в двух вариантах. По первой версии ими называют народ, населяющий когда-то степи Причерноморья. Представителей других культур, имеющих со скифами много общего, именуют народами скифского мира (савроматы, саки, меоты и другие, не сохранившиеся в летописи истории).
Второй вариант трактовки дает это определение всем народам, кочующим по обширным территориям, имеющим в прошлом общее происхождение, ведущим сходный украд жизни, хозяйство и культуру. Явная близость культуры прослеживается в особенностях быта, обрядах и религии, которые археологи условно объединили в «скифскую триаду». Она состоит из оружия (наконечники стрел из бронзы, сабли и кинжалы из железа, секиры), снаряжение для лошадей (узда) и золотые украшения в зверином стиле. Сходные по типу предметы найдены у народов, живших когда-то в степи и лесостепи Евразии с 8 в. до н. э. - 1 в. Собирая всю эту информацию по крупицам, нам удается открыть мир людей, которые своей культурой оставили значительный след в истории и летописях.
Скифы: загадки кочевого народа
Появление этой культуры и ее дальнейшая судьба в истории вызывают у историков множество гипотез. Народы скифского мира не вели собственной письменности, а данные из летописей соседних народов весьма противоречивы.
Некоторые античные и древне-восточные историки упоминают в своих трудах имена скифских вождей и скифские слова. Тем самым ученым удается по крупицам собирать нужную информацию о происхождении скифов. Их язык принадлежал к иранской языковой группе, остальные народы скифского мира говорили на похожих языках.
Но где и когда зародилась скифская культура, как она попала в европейские степи? Каким образом древние греки сумели близко познакомиться с этим народом, собрав о них столько данных? Скифские племена вытеснили живших здесь народов иранской языковой группы. Самый значительный след в истории оставили киммерийцы, но с ними также связано множество тайн. Точное происхождение киммерийцев современным историкам определить не удалось. Одна из точек зрения указывает на то, что киммерийцы и скифы родственные народы, сосуществовавшие приблизительно в один и тот же период. Другая гипотеза утверждает, что понятием «киммерийцы» могли называть древних скифов. Греческих историк Геродот в своем научном труде «История» описал легенду о скифах-кочевниках, пришедшие на земли Северного Причерноморья из Азии, изгнав навсегда из нее киммерийцев. Также в трактате пересказываются другие легенды о скифах, в которых утверждается, что Северное Причерноморье было исконной скифской колыбелью.
Но легенды - это весьма ненадежные источники, они не отвечают на вопрос об истоках родословной загадочного народа. В них не дается прямого ответа, нет ссылок на более достоверные археологические источники. Образ жизни скифских племен позволял передвигаться на большие расстояния в короткие сроки. Из-за наличия у родственных племен множества сходных особенностей, крайне сложно выделить их из основной группы. Но большая часть ученых поддерживает гипотезу о том, что основные племена скифов Причерноморья пришли с восточных земель, из-за Волги.
На этом споры не заканчиваются, вопрос об истоках формирования неординарной скифской культуры остается открытым.
Возможно, скифы обосновались в Европе уже такими, какими мы их знаем. Их культура уже включала в себя «скифскую триаду», с характерными особенностями оружия, предметов хозяйства и украшений. Ученые называют эту теорию «центральноазиатской».
Существует и другая гипотеза «переднеазиатская», полностью противоречащая первой. В ней утверждается, что свои необычные черты скифы сформировали в ходе походов в 7 ст. до н.э. У ученых есть письменные подтверждения о путешествиях кочевников за Кавказские горы и в Малую Азию. У местных жителей, которые им встречались, скифы заимствовали военную оснастку и искусство, которое позже использовалось в родной степи. Так им удалось значительно разнообразить свою культуру и сделать ее целостной.
У каждой из теорий есть свои последователи, каждая достаточно аргументирована, чтобы иметь право на существование. В Средней Азии встречаются народы с обычаями, оружием и предметами быта, похожие на скифских. Но ни один из них не содержит полного набора элементов скифской культуры.
Все большую популярность приобретает третья гипотеза, которую археологи подкрепляют все новыми и новыми находками, она называется «полицентрической». Скифским наследием стало появление характерных черт этой культуры у народов, населяющих огромных пласт евразийских земель.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков. Южная Россия впервые была политически организована киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.), затем скифами (700 – 200 гг. до н.э.) В 7-м веке до н.э. происходит нашествие скифов из восточной Европы и навсегда выбивает киммерийцев из Крыма… В Европе киммерийцы воевали дольше. В союзе с тевтонскими племенами “кимвры”, как их именовали римляне, продолжали успешно сражаться с Древним Римом еще несколько веков. Но в 101 году до н.э. римский консул Гай Марий одерживает окончательную победу при Верцеллах: “более 65 тысяч варваров было убито, а остальные проданы в рабство”… На этом история Киммерии закончилась. Да, скифы мы!Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики. С ДунаяИз всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков. Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев. Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера. Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство. Скифы - таинственный древний народ |
На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы .Скифские племенаФукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.
Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев. В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами. Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние. Скифы - жизнь в седлеКонь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону. Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела. Скифские могилы для вечностиПолынный, пыльный и
ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему. Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами". Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой). Библия и скифыВ Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям. Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15). Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.
Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи. Таинственное исчезновение скифовСкифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен. Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий" |
Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…
Кто такие скифы
Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.
Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.
Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.
А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.
«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».
Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.
Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.
Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».
Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».
Борьба
Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.
В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.
Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.
Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.
На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.
В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.
Исчезновение скифов
В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.
Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.
Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.
Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э .),
затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),
смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).
В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.
Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном , готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .
Источники истории скифов
Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов . Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний .
Племена скифов – кратко
Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов ), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).
Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.
Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.
Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.
Религия скифов – кратко
Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.
Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.
Происхождение скифов – кратко
Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.
Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия) дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.
Войны скифов с соседями
Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. Они сокрушили могущество Ассирийского царства , но через десять приблизительно лет снова были вытеснены из Азии царём мидян, Киаксаром . Чтобы наказать их за это нападение на Мидию (так, по крайней мере, думает Геродот), персидский царь Дарий I переправился в 515 г. с 700,000 человек по наведенному через Фракийский Боспор мосту в Европу и проник через Фракию в страну скифов. Избегая сражения скифы отступали к востоку, и персы по их следам зашли за Танаис, но утомленные бесплодным, истощавшим их силы преследованием, вернулись той же дорогой к Истру и оттуда через Фракию в Азию. Все описание этого похода у Геродота отличается совершенно легендарным характером. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром.
С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. Лишь понтийский царь Митридат Великий снова вступил в войну с ними, когда под его протекторат, не будучи в силах бороться с притеснявшими их соседними скифскими племенами, поставили свои владения династы греческих городов на Понте. Митрадат очистил от скифов весь Таврический полуостров. Когда, победив Митридата , римляне подчинили своему влиянию боспорских царей и завязали торговые сношения с народами на берегах Понта и Меотиды, то и они, в особенности после покорения Дакии Траяном, познакомились ближе со страной скифов. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами.
Скифия и Сарматия
Долгое время, впрочем, название скифов применялось древними писателями, наряду с названием «сарматы» или взамен его, для обозначения всех вообще народов, живших к северу от Понта. Впоследствии Скифией называется уже только область в Азии, смежная с азиатской Сарматией. Эта, описанная Птолемеем азиатская Скифия обнимала земли между азиатской Сарматией на западе, неизвестной страною на севере, Серикой (Китаем) на востоке, Индией на юге и разделялась на две главные части: Скифию по эту сторону и Скифию по ту сторону Имая (большого горного хребта). Из рек здесь упоминаются Парананис (Парапамис), Римн (ныне Гасури), Даик (потом Яик), Окс (Амударья) и Яксарт (Сырдарья).
Представители многих современных народов хотят называть себя потомками скифов. Легендарное ираноязычное племя, жившее в Северном Причерноморье с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры, создало обширную империю. Эти люди оставили немало памятников уникальной культуры, одно только скифское золото чего стоит. Однако, несмотря на все свое могущество, данный этнос давно канул в небытие. И все же, он не мог исчезнуть бесследно. Какие же народы являются продолжателями наследия древних скифов?
Ученые называют сарматов, саков и массагетов близкими родственниками скифов. Но все они также исчезли в глубине веков, как и аланы - ираноязычные племена, которые имеют скифо-сарматское происхождение. Впрочем, и сейчас есть люди, предками которых были эти самые аланы. Речь идет об осетинах.
В конце IV века на территории Северного Кавказа союз местных племен основал феодальное государство, которое просуществовало до монгольского нашествия, случившегося в XIII веке. Эта горная страна называлась Алания. Войска ордынцев вынудили многих ее жителей бежать в Закавказье. Осетины являются их прямыми потомками, этот факт доказан многими научными исследованиями.
Так, изучив язык горцев, известный французский лингвист Жорж Дюмезиль (1898–1986 гг.) пришел к однозначному выводу, что наследие скифов не исчезло бесследно, оно перешло к осетинам через их предков аланов.
В 1995 году название республики, в которой проживают потомки легендарных воинов, было подкорректировано. Сейчас это Северная Осетия - Алания.
В современной Венгрии живет небольшой народ - ясы. В XIII веке, спасаясь от ордынского нашествия, одно аланское племя перебралось на побережье Дуная. Сейчас историческая область, где поселилась эта группа людей, называется Ясшаг, а их город - Ясберень.
К сожалению, ясы практически ассимилированы венграми, они начали утрачивать свой язык еще в XVII веке. Однако некоторые представители этого народа пытаются возродить исконные традиции и обычаи: проводят фестивали ясской культуры, налаживают связи с родственными им осетинами.
И хотя устный язык малочисленной народности не сохранился до наших дней, имеющиеся в распоряжении ученых записи ясских слов наглядно подтверждают их практически полное совпадение с речью осетин. Сходство настолько явное, что лингвисты говорят о двух диалектах одного языка.
Хотя происхождение осетин от аланов является научно доказанным фактом, ингуши оспаривают у соседей право называться единственными потомками древних воинов. Дело в том, что территория Алании в эпоху ее расцвета простиралась на многие республики Северного Кавказа. И это был союз племен, так что на родство с аланами могут претендовать не только осетины.
Желая подчеркнуть историческую преемственность, в 1998 году ингуши назвали новую столицу своей республики в честь главного города Алании - Магас. Местные историки утверждают, что корни их народа восходят к легендарным воинам. А построенной в 2015 году въездной арке в Магас ингушские власти не случайно дали наименование «Аланские ворота».
Карачаево-балкарцы
Несмотря на то, что карачаевцы и балкарцы живут в разных республиках Северного Кавказа, эти народы настолько родственны, что многие исследователи причисляют их к единому этносу. Тем более что они говорят на одном языке. И хотя лингвисты называют его карачаево-балкарским, сами носители всегда именовали свой язык аланским. Разумеется, они также претендуют на право называться наследниками древнего народа, как и ингуши.
Карачаево-балкарцы не могут воспользоваться политическими методами, чтобы официально закрепить за собой статус потомков легендарных аланов, поскольку не живут в мононациональных республиках. Но сами себя они считают продолжателями древнего наследия.
Известный карачаево-балкарский языковед Умар Алиев (1911-1972 гг.), проведя исследования родного языка, в 1959 году прямо заявил об его аланском происхождении.
Как известно, жители Скифии не были однородным племенем. Население Крыма, например, называли царскими скифами, на европейской части огромной империи жили, в основном, земледельцы, а восточные представители древнего этноса занимались кочевым животноводством. На Алтае найдено много курганов и захоронений, где были погребены знатные скифы. Поэтому жителей этих мест также принято считать потомками легендарного народа.
В 1865 году при раскопках Катандинского и Берельского курганов, расположенных на Горном Алтае, впервые была обнаружена так называемая пазырыкская культура, однозначно имевшая отношение к раннескифской усть-куюмской группе племен.
Согласно выводам историков, пазырыкцы (название условное - в честь урочища Пазырык, где проходили раскопки) жили в VI-III веках до нашей эры на Алтае, в Южной Сибири, Северном Казахстане и Монголии. В чертах этих кочевников-скотоводов антропологи обнаружили влияние двух рас - европеоидной и монголоидной. Можно сказать, что это был смешанный народ, к этногенезу которого имели отношение и скифы.
Большинство ученых считают версию о скифском происхождении русского народа весьма спорной. Однако некоторые исследователи уверены, что представители древнего этноса, жившие в европейской части огромной империи и занимавшиеся земледелием, могли в какой-то период своей истории смешаться со славянами.
Например, в своей книге «Геродотова Скифия» известный археолог Борис Рыбаков (1908-2001 гг.) изложил версию, что длительная географическая близость скифов и славян должна была сказаться на этногенезе русского народа.
Интересно, что некоторые византийские летописцы порой называют скифами представителей племени русов. Возможно, в силу географической близости или исторической преемственности двух этих народов.
Татьяна Алексеева (1928-2007 гг.) в своей работе «Этногенез восточных славян по данным антропологии». Она основывалась на исследовании так называемой черняховской культуры, существовавшей на территории Украины, Румынии и Молдавии во II-IV веках.
Археологические раскопки у селя Черняхов Киевской области начались в 1900 году. Большинство ученых считают, что древние жители Украины были потомками ираноязычных скифов и сарматов, смешавшихся с представителями племени антов - предков славян. Именно черняховцев археологи и антропологи называют прародителями полян, от которых и произошли современные украинцы. Различные источники причисляют к потомкам скифов множество народов. Восточная ветвь этого племени могла участвовать в этногенезе киргизов, казахов, хакасов, а в родстве с западными скифами подозревают венгров, сербов, албанцев, румын и молдаван.