С. Г
Научно-публицистическую деятельность начал в 1897. С 1897 активно участвовал в левом революционном движении, подвергался судебному преследованию за противоправную деятельность, дважды бежал из ссылки. Делегат 4-го (Стокгольмского) (1906) и 5-го (Лондонского) (1907) съездов РСДРП. Впоследствии примыкал к меньшевикам. Член КПСС с 1923.
Окончил Петроградский политехнический институт (1914). Работал зав. отделом статистики Особого совещания по топливу (Петроград, 1916); зав. отделом статистики Петроградского областного комиссариата труда (1918-1919); зав. отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС (1919-1923); зам. председателя, членом Президиума, заместитель начальника Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР, членом Совета научно-технической экспертизы Госплана СССР (1921-1937, 1943-1951). Известен своим высказыванием «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие».
Зав. сектором истории народного хозяйства Института экономики АН СССР (1947-1952). Профессор по кафедре прикладной экономики, кафедры теории и техники статистики и экономической статистики МГУ (1921-1923). Вел преподавательскую работу в Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (1929-1930), Московском государственном экономическом институте (1931-1950). Вел научно-педагогическую работу в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1948-1974).
Иностранный член Польской академии наук (1967), Румынской академии наук.
Почетный доктор наук Ягеллонского университета в Кракове (Польша, 1966), Академии экономических наук (Румыния, 1971), Варшавского университета. Почетный член Демографического общества при АН ЧССР.
Герой Социалистического Труда (1967). Награжден орденами Ленина (1945, 1953, 1957, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1936) и медалями.
Лауреат Сталинской премии первой степени - за коллективную работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны», (1942 год). Ленинской премии (1958; за книгу «История чёрной металлургии в СССР»).
Автор более 700 работ в области экономики, статистики, управления народным хозяйством, планирования, демографического прогнозирования, политэкономии социализма, экономической истории, научного коммунизма, социологии, философии.
Лучшие дня
Под его руководством была разработана первая в мире система материальных балансов.
Исследуя проблемы экономической эффективности образования сформулировал закон убывающей продуктивности школьного обучения, согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.
Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства - введение всеобщего начального образования дало в СССР экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.
Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих.
Труды
Богатство и труд (1905)
Проблемы экономики труда (1925)
Индустриализация СССР. Эпигоны народничества (1927)
Избранные произведения (тт. 1-8, 1963-1968)
Общественный прогресс в СССР за 50 лет (Вопросы экономики. 1969, № 11)
Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М., 1961,
Станислав Густавович Струмилин
Струмилин (Струмилло-Петрашкевич), Станислав Густавович (p. 17(29).I.1877) - советский ученый-экономист. Академик АН СССР (с 1931 года). Герой Социалистического Труда (1967). Окончил Петербургский политехнический институт (1912). С 1897 года активно участвовал в революционном движении, член РСДРП в 1899-1906 годы. Трижды арестовывался (1901, 1903 и 1905), бежал из ссылки (1902 и 1905). Делегат IV (Стокгольмского) и V (Лондонского) съездов РСДРП. В 1906-1920 годы меньшевик , член Коммунистической партии с 1923 года. В 1900-е годы начал выступать как публицист (брошюры «Богатство и труд», «Слово к крестьянской бедноте» и др.). В 1910-1917 годы работал в области статистики. После Октябрьской Революции 1917 года занимался организацией учета и планирования в стране. Заведовал статистическими отделами Петроградского областного комиссариата труда (1918-1919) и Народного комиссариата труда и ВЦСПС (1919-1923). В 1921-1937 годы работал на руководящих должностях в Госплане СССР (заместитель председателя, заместитель начальника Центрального планового бюро, заместитель начальника Центрального управления народнохозяйственного учета и др.). В 1943-1951 годы Струмилин - член Совета научно-технической экспертизы Госплана СССР. Наряду с большой практической деятельностью Струмилин вел интенсивную научную и педагогическую работу (в МГУ, Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, Московском государственном экономическом институте и др.). В 1931-1957 годы - член Совета по изучению производительных сил. В 1942-1946 годы - заместитель председателя Совета филиалов и баз АН СССР. В 1948-1952 годы - заведующий сектором истории народного хозяйства Института экономики АН СССР.
Струмилин опубликовал свыше 200 книг и статей. Научные труды Струмилина посвящены народно-хозяйственному планированию, экономике труда, статистике и экономической истории. Струмилин - один из основоположников историко-экономического направления в советской историографии. Автор капитальных историко-экономических исследований: "Проблема промышленного капитала в СССР" (М.-Л., 1925), "Царская мануфактура XVII в." (в кн.: Крестьянская мануфактура в России, ч. 3, Л., 1932), "Промышленные кризисы в России. 1847-1867" ("Проблемы экономики", 1939, No 5), "Промышленные кризисы в России. 1873-1907" ("Проблемы экономики", 1940, No 2), "Промышленный переворот в России" (М., 1944), "Экономическая природа первых русских мануфактур" ("ВИ", 1948, No 6), "К истории земледельческого труда в России" ("Вопросы экономики", 1949, No 2), "История черной металлургии в СССР" (М., 1954), "Очерки экономической истории России и СССР" (М., 1966). Струмилин удостоен Ленинской и Государственной премий СССР. В 1957 году опубликованы воспоминания Струмилина "Из пережитого. 1897-1917", в 1963-1965 годы - "Избранные произведения" в 5 томах.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.
Станислав Густавович Струмилин (Струмилло-Петрашкевич ) (17 (29) января 1877, с. Дашковцы, Подольская губерния - 25 января 1974, Москва) - советский экономист и статистик, академик АН СССР (1931).
Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Ленинской (1958) и Сталинской (1942) премий. Один из авторов планов индустриализации СССР.
Научно-публицистическую деятельность начал в 1897 году. С 1897 активно участвовал в левом революционном движении, подвергался судебному преследованию за противоправную деятельность, дважды бежал из ссылки. Делегат 4-го (Стокгольмского) (1906) и 5-го (Лондонского) (1907) съездов РСДРП. Впоследствии примыкал к меньшевикам. Большевик с 1923 года.
Окончил коммерческое отделение Петербургского политехнического института (1914).
Научные достижения
Автор более 700 работ в области экономики, статистики, управления народным хозяйством, планирования, демографического прогнозирования, политэкономии социализма, экономической истории, научного коммунизма, социологии, философии.
Под его руководством была разработана первая в мире система материальных балансов.
Исследуя проблемы экономической эффективности образования сформулировал закон убывающей продуктивности школьного обучения, согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.
Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства - введение всеобщего начального образования дало в СССР экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.
Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих.
Экономист, академик АН СССР (1931 г.). Окончил Петербургский политехнический институт (1914 г.). С 1897 г. активно участвовал в революционном движении. В 1921-1937 гг. и 1943-1951 гг. был на руководящей работе в Госплане СССР. Одновременно преподавал в вузах, в 1948-1974 гг. вел научно-педагогическую деятельность в АОН.
Разрабатывал проблемы экономической эффективности народного образования. Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены научные методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста национального дохода государства. По данным Струмилина введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.
Струмилин показал сравнительную экономическую выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему. Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало государственные затраты, а высшая школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон "убывающей продуктивности школьного обучения", согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.
Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих. По подсчётам Струмилина, такой подход гарантировал государству прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929 г.).
С 60-х гг. некоторые подходы Струмилина к экономике образования подвергались критике в специальной литературе.
Литература: С. Г. Струмилин, М.. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Марцинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.
М. В. Богуславский
Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Ленинской (1958) и Сталинской (1942) премий. Один из авторов планов индустриализации СССР.
Биография
Научно-публицистическую деятельность начал в 1897 году. С 1897 активно участвовал в левом революционном движении, подвергался судебному преследованию за противоправную деятельность, дважды бежал из ссылки. Делегат 4-го (Стокгольмского) (1906) и 5-го (Лондонского) (1907) съездов РСДРП. Впоследствии примыкал к меньшевикам. Большевик с 1923 года.
Окончил коммерческое отделение Петербургского политехнического института (1914).
- заведующим отделом статистики Особого совещания по топливу (Петроград, 1916);
- заведующим отделом статистики Петроградского областного комиссариата труда (1918-1919);
- заведующим отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС (1919-1923);
- заместителем председателя, членом Президиума, заместителем начальника Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР,
- членом Совета научно-технической экспертизы Госплана СССР (1921-1937, 1943-1951).
Заведующий сектором истории народного хозяйства Института экономики АН СССР (1947-1952).
Известен своим высказыванием «Лучше стоять за высокие темпы, чем сидеть за низкие».
Профессор по кафедре прикладной экономики, кафедры теории и техники статистики и экономической статистики МГУ (1921-1923). Вел преподавательскую работу в Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (1929-1930), Московском государственном экономическом институте (1931-1950). Вел научно-педагогическую работу в Академии общественных наук при ЦК КПСС (1948-1974).
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1967).
- Награждён орденами Ленина (1945, 1953, 1957, 1967), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1936) и медалями.
- Лауреат Сталинской премии первой степени - за коллективную работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны», (1942).
- Лауреат Ленинской премии (1958; за книгу «История чёрной металлургии в СССР»).
- Иностранный член Польской академии наук (1967), Румынской академии наук.
- Почетный доктор наук Ягеллонского университета в Кракове (Польша, 1966), Академии экономических наук (Румыния, 1971), Варшавского университета.
- Почетный член Демографического общества при АН ЧССР.
Научные взгляды
Автор более 700 работ в области экономики, статистики, управления народным хозяйством, планирования, демографического прогнозирования, политэкономии социализма, экономической истории, научного коммунизма, социологии, философии.
Под его руководством была разработана первая в мире система материальных балансов.
Исследуя проблемы экономической эффективности образования сформулировал закон убывающей продуктивности школьного обучения, согласно которому с возрастанием количества ступеней обучения снижается его экономическая рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.
Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Им установлены методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства - введение всеобщего начального образования дало в СССР экономический эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию; рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.
Выводы Струмилина о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования и содержания студентов за государственный счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифицированных рабочих.
Труды
- Богатство и труд (1905).
- Индустриализация СССР. Эпигоны народничества (1927).
- Избранные произведения (тт. 1-8, 1963-1968).
- Общественный прогресс в СССР за 50 лет (Вопросы экономики. 1969, № 11).
- Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М., 1961.