Эмоции презентация по психологии. Эмоции презентация к уроку психологии (11 класс) на тему
Душевная жизнь человека наполнена множеством сменяющих друг друга разнообразных переживаний, таких как удивление, тревога, радость, стыд и др. Их называют эмоциями. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости: полезности - вредности, важности - неважности. Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия. При этом он может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. Уровень личного внутреннего доверия к эмоциональным сигналам всегда остается максимально высоким.
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание». В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» это эмоция, а «Я боюсь этого человека» это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему чувствами. В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект). В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Одна из важнейших особенностей эмоций их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях. Другая важная особенность их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Валентность (тон). Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций. Интенсивность. Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова. Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
Стеничность. В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος сила) и астенические (от др.- греч. σθένεια бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие). Содержание. Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланга), что, однако, было опровергнуто экспериментально (эксперименты на собаке с пересаженной В. П. Демиховым второй головой). На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное.
То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно- исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения.
Еще Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врожденный характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным приматам, собакам и другим.
Основные виды и формы эмоций человека. Учитывая названные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил целый ряд фундаментальных эмоций. 1. Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной. Эмоция интереса актуализируется ситуациями столкновения субъекта с соответствующим предметом или информацией, ситуациями необычности, противоречивости и новизны.
2. Противоположной интересу является эмоция скуки. Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии. 3. Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т.п.
4. Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма. 5. Эмоция страдания по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме - горя. Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
6. Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сильный гнев может перерасти в состояние ярости и аффекта. В этом случае человек теряет самоконтроль и возможность сознательно управлять своими действиями. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
7. Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения - сложные личностные проблемы.
8. Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно- эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т.п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. На основе эмоций стыда и гордости происходит развитие устойчивого отношения к себе. 9. Эмоция отвращения возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно- эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т.п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
10. Эмоция презрения по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
11. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
12. Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
Формула Симонова. Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом Павлом Васильевичем Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. где Э эмоция, её степень, качество и знак; П сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы. ЭПИн-Ис
Формула К. В. Анохина. В формуле Симонова фигурирует величина Ин информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность еще не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности еще не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям. Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.
Мимика универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию. Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.
1.
Конрад Лоренц Агрессия, 2001, С. 36-144
2.
Немов Р.С. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/17.php
3.
Рубинштейн С. Основы общей психологии
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/17.php
4.
Л.Д. Столяренко и др. Психология и педагогика, 2014, С.171-181
5.
Пол Экман Психология лжи. Обмани меня, если сможешь,СПб.: Питер, 2010.- 304с.
Психология эмоций
Зачем нужны эмоции?Откуда они появились?
Какие есть эмоции?Благодаря познавательным процессам мы
отражаем окружающий мир.
При этом, каждый процесс вносит свой конкретный
вклад: ощущения дают нам информацию
об отдельных свойствах и признаках предметов и
явлений, восприятие дает их целостные образы,
память хранит воспринятое, мышление
перерабатывает этот материал.
Благодаря воле и активной деятельности,
человек осуществляет свои планы.
В то же время, вся наша познавательная и
предметная деятельность немыслима без
эмоций и чувств.Эмоции – это особый класс психических
процессов и состояний в форме
непосредственных субъективных переживаний,
значимо действующих на человека объектов и
явлений.
Эмоции (лат. emovere – возбуждать,
волновать) - состояния, связанные с оценкой
значимости для индивида действующих на него
факторов.
Специфика - выражаются, прежде всего, в
форме непосредственных переживаний
удовлетворения или неудовлетворения его
актуальных потребностей.
Являются одним из главных регуляторов
деятельности.
Эмоциональные явления
3 компонента эмоции:1)
2)
3)
Субъективный тон,
Поведенческие проявления,
Физиологические процессы.Лицевая экспрессия (мимика)
Зачем нужны эмоции?
Эмоции выражают оценочное отношение к предметам илиявлениям. В этом заключается главная функция эмоций –
оценочная.
К другим функциям эмоций относят:
Сигнальную
Коммуникативную (экспрессивная) Побудительную (мобилизирующая);
Синтезирующую – (интеграция эмоций с когнитивными
процессам);
Регулирующую
Адаптационную(приспособительная)Эмоции в узком смысле носят
ситуативный характер,
оценочное отношение к
складывающимся или
возможным ситуациям.
Эмоции проявляются в
выразительных движениях
(мимике - выразительные
движения лица, пантомимике
- выразительные движения
всего тела и "вокальной
мимике" – выражение эмоций
в интонации и тембре голоса).
Теории эмоций
Эволюционная теория Ч. ДарвинаЭмоции появились в процессе эволюции
живых существ как жизненно важные
приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни.
Телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния, в
частности, связанные с
соответствующими эмоциями движения,
по Дарвину, есть не что иное, как
рудименты реальных приспособительных
реакций организма.
Теории эмоций
Соматическая теория эмоций У.Джеймса –К.Г.Ланге
Согласно данной теории, эмоциональное
ощущение - это проявление в сознании
функциональных перестроек в организме,
происходящих на уровне вегетативной нервной
системы. Внешнее раздражение вызывает
рефлекторные изменения в деятельности
сердца, дыхании, кровообращении, тонусе
мышц, вследствие чего в сознание
проецируются разные ощущения, из которых и
слагается переживание эмоций.
«Мы грустим, потому что плачем, сердимся,
потому что наносим удар, боимся, потому что
дрожим».
Теории эмоций
Информационная теория эмоций П.В. Симонова«…эмоция является отражением в сознании человека
качества и величины какой-либо актуальной
потребности, а так же вероятности ее
удовлетворения, которую мозг оценивает на основе
генетического и ранее приобретенного
индивидуального опыта».
Соотношение этих переменных представлено в
формуле
Э = f (П (Ин – Ис))
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и
качество актуальной потребности; (Ин-Ис) - оценка
вероятности; Ин - информация о средствах, необходимых
для удовлетворения потребности; Ис - информация о
существующих средствах, которыми реально располагает
субъект.
Формы проявления эмоциональных состояний
АффектСтрасть
Настроение
Эмоции (в узком смысле)
ЧувстваАффект - бурная кратковременная эмоция,
возникающая, как правило, в ответ на
сильный раздражитель и полностью
подчиняющая сознание и волю человека.
(сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе,
отчаяние).
Страсть - сильное, стойкое,
доминирующее над другими, чувство
человека, характеризующееся энтузиазмом
или сильным влечением к объекту страсти
(люди, предметы, идеи)(страстный
болельщик, филателист, любитель поэзии)Настроение - самое длительное
эмоциональное состояние,
окрашивающее поведение человека.
Настроение определяет общий тонус жизни
человека. Настроение зависит от тех
влияний, которые затрагивают личностные
стороны человека, его основные ценности.
Не всегда причина того или иного настроения
осознается, но она всегда есть.Чувства - наиболее устойчивые эмоциональные состояния носят
предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то их
называют
"высшими"
эмоциями,
поскольку
возникают
при
удовлетворении потребностей более высокого порядкаК нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.
Эстетические чувства - это эмоциональное отношение человека к
прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в
жизни людей, в природе и в искусстве
Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются
переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности
человека.
Практические, или праксические ("праксис", с древнегреч., - деяние,
деятельность) чувства - это эмоциональный отклик на все богатство и
многообразие человеческой деятельности. Они характеризуются различным
содержанием и разной степенью интенсивности в зависимости от форм,
сложности деятельности и значимости ее для человека.
Изард К. Выделяет 10 основных(базовых) эмоций (Изард К. Психология эмоций)
РадостьУдивление
Печаль
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Интерес
Вина
Какие есть эмоции?
Тревога - переживание эмоциональногодискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, предчувствием грозящей
опасности. В отличие от страха как реакции
на конкретную, реальную опасность Т. переживание неопределенной, диффузной,
безобъективной угрозы.
Стресс - состояние психического
напряжения, возникающее у человека в
процессе деятельности в наиболее
сложных, трудных условиях, как в
повседневной жизни, так и при особых
обстоятельствах.Горе - состояние глубокой
печали, скорби.
Фрустрация – психическое
состояние, вызванное неуспехом
в удовлетворении потребности,
желания.Обида - изначально: событие,
которое оценивается как
несправедливое и
оскорбительное отношение,
нанесение ущерба для чести
(статуса). На сегодняшний день
понятие обиды стало
расплывчатым, оно может
означать и само событие, и
эмоциональные переживания
(обидчика или человека,
претерпевшего обиду), и
возможные реакции на событие
(например, отказ от общения с
человеком вследствие ссоры).
она включает в себя такие
элементы как жалость к себе,
ненависть и мстительность
Элементы чувства обиды
а) каким должен быть другой или каким должнобыть его поведение в соответствии с моими
ожиданиями.
б) восприятие реального поведения другого
здесь и теперь;
в) акт сличения модели ожидания с реальным
поведением, в результате которого
обнаруживается рассогласование и
мучительность переживания.Гнев - отрицательно
окрашенный аффект,
направленный против
испытываемой
несправедливости, и
сопровождающийся
желанием устранить её
За́висть – чувство, возникающее по отношению к тому, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет
обладать завидующий, но необладает.Ревность - негативное
чувство, возникающее при
ощущаемом недостатке
внимания, любви, уважения
или симпатии со стороны
очень ценимого, человека, в
то время как это мнимо или
реально получает от него ктото другой.
Ревность в большинстве
случаев представляет собой
исключительную претензию на
«владение» другим
человеком, с которым
существует эмоциональная
связь.чувство вины - негативное
эмоциональное переживание,
которвследствиеое налагает на себя
сам человек совершения им
неблаговидного поступка.
Вина похожа на автоматизированную
функциональную систему умственных
операций, порождающих вину и стыд, с
помощью которых культура и
окружающие нас люди программируют
наше поведение и даже мысли.
«Всякий раз, когда мое поведение
отклоняется от ожиданий других,
через которые действует
культура, я получаю свою дозу
болевого шока, именуемого
чувством вины.»
Элементы чувства вины
а) каким должен быть я или каким должно быть моеповедение в соответствии с ожиданиями другого.
б) восприятие собственного моего состояния или
поведения здесь и теперь;
в) акт сличения модели ожидания с собственным
поведением, в результате которого обнаруживается
рассогласование, мучительность которого
поддерживается обликом эмоции обиды на лице, в
словах и поведении другого.Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три
группы операций, совершаемых нашим умом, и
контролировать их. Тогда будет предотвращено
появление вины или ослаблено ее протекание.
Чувство вины может быть полезным для незрелых:
тогда любящие могут управлять их поведением, не
наказывая, а лишь обижаясь. Эмоционально зрелые
люди руководствуются чувством ответственности
осознанным отношением к общественным нормам и
своему поведению и готовностью платить за
планируемое или совершенное (за вину).
Люди ответственные, не склонные переживать свою
вину – это Деятели. Люди, тяжело и долго
переживающие свою вину, но при этом
безответственные, ничего реально не сделавшие,
чтобы ситуацию исправить - это Переживатели.Стыд является сильной эмоцией,
назначение которой - регулировать
поведение человека в
соответствии с нормами,
зафиксированными в его Яконцепции.
Рассогласование Я-концепции со
своим реальным поведением
трансформируется в тяжелое
переживание стыда. Иногда его
описывают, как желание провалиться
сквозь землю, спрятаться,
замаскироваться.
Стыд – это собственные
мучительные послания личности
самому себе. Вследствие этого
появляются значительные угрызения
совести и презрение к самому себе.
В норме стыд является важным
элемонтом саморегуляции человека.
Стыд состоит из трех элементов
а) то, каким я должен быть здесь итеперь согласно Я-концепции;
б) каков я здесь и теперь;
в) рассогласование и его осознание.Познание стыда состоит в том, чтобы осознать
наслоения прошлого и осознать те акты, которые
порождают стыд.
Противоборство стыду способствует развитию
самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а
именно - его обратную связь. Благодаря эмоции стыда
человек развивает в себе способность оценивать
последствия своих поступков в большей степени, чем
если бы его просто контролировали другие.
Развитие эмоции стыда является необходимым
условием нормального развития человека и
формирования индивидуальности. Но с того момента,
как личность сложилась и индивидуальность
выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой
эмоции как побудителе деятельности и поведения.
Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь
и теперь я не соответствую своей Я-концепции - и не
более того. А мои поступки определяются разумом и
сознанием блага.Агрессия - мотивированное поведение, наносящее вред
объектам нападения, приносящее физический ущерб
людям или вызывающее у них психологический
дискомфорт (отрицат. переживания, состояние
напряженности, страха, подавленности и т. п.).Презрение - это глубоко пренебрежительное отношение к кому или чемунибудь, полное безразличие.- отрицательно окрашенное чувство,
сильная форма неприятия.
Отвращение играет важную роль в
функции самосохранения живых
организмов. Оно позволяет
избегать инфекции, не есть негодную и
опасную пищу, а также сохранить
собственную целостность, удерживая
внутри то, что должно быть внутри
(например, кровь), и снаружи то, что должно
быть снаружи (например, фекалии).
Эмпатия
- эмоциональнаяотзывчивость человека
на переживания другого
осуществляется в
элементарных
(рефлекторных) и в
высших личностных
формах (сочувствия,
сопереживания,
сорадования).
Эмпатия -
Эмпатия понимание эмоционального состояниядругого человека посредством
сопереживания, проникновения в его
субъективный мир.
Быть в состоянии эмпатии – значит
воспринимать внутренний мир другого со
всеми эмоциональными и смысловыми
оттенками. (К. Роджерс)Восприятие эмоций
РАДОСТЬ
Восторг
Надежда
Гордость
Нежность
Благодарность
Восхищение
Любовь
Умиротворение
Умиление
Безмятежность
Воодушевление
Азарт
Ликование
Симпатия
Предвкушение
ГНЕВ
Раздражение
Возмущение
Недовольство
Отвращение
Презрение
Бешенство
Обида
Злость
Досада
Зависть
Негодование
Злорадство
Неприязнь
Ревность
ПЕЧАЛЬ
Грусть
Разочарование
Тоска
Сочувствие
Отчаяние
Скорбь
Сожаление
Огорчение
Жалость
Горе
СТРАХ
Беспокойство
Тревога
Ужас
Паника
Испуг
Волнение
Настороженность
Боязнь
Опасение
Трепет
СТЫД
Вина
Смущение
Неловкость
Неудобство
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2
слайд
Описание слайда:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА. 3.КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 4.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ. 5.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. РЕГУЛЯЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ.
3
слайд
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА 1.БЕРЕЗОВИН, Н. А. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Н. А. БЕРЕЗОВИН, В. Т. ЧЕПИКОВ, М. И. ЧЕХОВСКИХ – МН.: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2004. 2.МАКЛАКОВ, А.Г. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. А. Г. МАКЛАКОВ. – ПИТЕР, 2001 3.НЕМОВ Р.С. ПСИХОЛОГИЯ: УЧЕБ. ДЛЯ СТУД. ВЫШ. ПЕД. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ: В 3 КН.-4-Е ИЗД.-М.: ГУМАНИТ. ИЗД.ЦЕНТР ВЛАДОС, 2001.-КН.1: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.-688С.
4
слайд
Описание слайда:
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. ЧУВСТВА - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ВОЗНИКАЮЩАЯ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИИ ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
5
слайд
Описание слайда:
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. ЭМОЦИИ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ФОРМА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ И ПРИСТРАСТНЫМ ХАРАКТЕРОМ И ОБУСЛОВЛЕННАЯ АКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СУБЪЕКТА.
6
слайд
Описание слайда:
ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ОТЛИЧИЕ ЧУВСТВ ОТ ЭМОЦИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЧУВСТВА СВЯЗАНЫ С ВЫСШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ, ЭСТЕТИЧЕСКИМИ) И ПОТОМУ ОБЛАДАЮТ БОЛЬШЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОСТОЯНСТВОМ. ЭМОЦИИ ЖЕ ВОЗНИКАЮТ В ОТВЕТ НА КОНКРЕТНУЮ СИТУАЦИЮ.
7
слайд
Описание слайда:
ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 1. ЧУВСТВА ОБЛАДАЮТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОСТОЯНСТВОМ, А ЭМОЦИИ СВЯЗАНЫ С КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИЕЙ 2. ЧАЩЕ ВСЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИЙ СВЯЗЫВАЮТ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ, ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ЧУВСТВА ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С ВЫСШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ПОЭТОМУ ЧУВСТВА ПРИЗНАЮТ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, НЕЖЕЛИ ЭМОЦИИ.
8
слайд
Описание слайда:
М. БИТЯНОВА «ЭМОЦИИ ДАНЫ НАМ ПРИРОДОЙ, И ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ СВОИХ ЭМОЦИЙ, МЫ ИХ ИСПЫТЫВАЕМ. ЧУВСТВА ЖЕ - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ НУЖНО ЕЩЕ ОБРЕСТИ. ЧЕЛОВЕК ВОЛЕН РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВА, ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ КРАСКИ ОКРУЖАЮЩЕГО И СОБСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА, ИЛИ ОСТАВАТЬСЯ СУЩЕСТВОМ С НЕМУДРЕНЫМ НАБОРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ: НАЕЛСЯ - УДОВОЛЬСТВИЕ, НЕ ВЫСПАЛСЯ - РАЗДРАЖЕНИЕ, ПОПАЛСЯ НА НИЗКОМ ПОСТУПКЕ - СТРАХ, НЕ ПОПАЛСЯ - ЗЛОРАДСТВО»
9
слайд
Описание слайда:
ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 3. ЧУВСТВА ЧАЩЕ ПРИЗНАЮТСЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, А ЭМОЦИИ СЧИТАЮТСЯ БОЛЕЕ ЭКСПРЕССИВНЫМИ (ВЫРАЖАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ МИМИКУ, ВЗГЛЯД, РЕЧЬ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ).
10
слайд
Описание слайда:
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ВО ВСЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. В КАЧЕСТВЕ ИХ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ВЫДЕЛЯЮТСЯ: ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ - (В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ОТРАЖАЕТСЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ. ВСЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ИЛИ ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, КАК ПРАВИЛО, ВЫЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И, НАОБОРОТ, ВСЕ, ЧТО ЭТОМУ ПРЕПЯТСТВУЕТ, - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ);
11
слайд
Описание слайда:
СИГНАЛЬНАЯ - (СОДЕЙСТВИЕ ОРИЕНТИРОВКЕ ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ПОЛЕЗНОСТИ ИЛИ ВРЕДНОСТИ); ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ - (БЛИЗКАЯ К ПРЕДЫДУЩЕЙ ФУНКЦИИ, НО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ УКАЗЫВАЮЩАЯ НА ВАЖНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ В НОВЫХ, ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К НИМ); РЕГУЛЯТИВНАЯ - (ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ ЧЕЛОВЕК ВЛИЯЕТ НА СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЯ);
12
слайд
Описание слайда:
ВОЗДЕЙСТВИЯ - (ЗАЧАСТУЮ, ВЫРАЖАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЭМОЦИИ, ЧЕЛОВЕК ТЕМ САМЫМ СТРЕМИТСЯ ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ, УСТАНОВКИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ); ЗАЩИТНАЯ - (НАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЗАЧАСТУЮ «ПОДСКАЗЫВАЮТ» НАМ О ВНЕШНИХ ИЛИ ВНУТРЕННИХ УГРОЗАХ, О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УДЕЛИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. ДАННАЯ ФУНКЦИЯ ТАКЖЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОЕГО РОДА «РАЗРЯДКЕ» НАКОПИВШЕЙСЯ ЭНЕРГИИ, В ЗАЩИТЕ ОТ ПЕРЕГРУЗОК И ДР.).
13
слайд
Описание слайда:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ СВЯЗАНО СО СЛОЖНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТОЙ КОРЫ, ПОДКОРКИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНЯЕТ КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. И П. ПАВЛОВ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОНА РЕГУЛИРУЕТ ПРОТЕКАНИЕ И ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ, КОНТРОЛИРУЕТ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ОРГАНИЗМЕ. КОРА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ПОДКОРКОВЫЕ ЦЕНТРЫ.
14
слайд
Описание слайда:
В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПОДКОРКА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА КОРУ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ, ВЫСТУПАЯ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИХ СИЛЫ. В НЕЙ НАХОДЯТСЯ ЦЕНТРЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. ЭТИМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ С МНОГООБРАЗНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА: С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕРДЦА, КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ, ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ (МИМИКА, ПАНТОМИМИКА), ЖЕЛЕЗ ВНЕШНЕЙ (СЛЮННЫЕ, СЛЕЗНЫЕ, ПОТОВЫЕ) И ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.
15
слайд
Описание слайда:
ПОСЛЕДНИЕ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧТО В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАСТВУЕТ РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ АКТИВИЗИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГИХ МЕХАНИЗМОВ МОЗГА, ТАЛАМУС (ЗРИТЕЛЬНЫЕ БУГРЫ), ГИПОТАЛАМУС (ПОДБУГОРНАЯ ОБЛАСТЬ), ЛИМБИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, НАХОДЯЩУЮСЯ МЕЖДУ ДРЕВНИМИ ПОДКОРКОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ И НОВОЙ КОРОЙ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. СИСТЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ПРЕДМЕТОВ, НО МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ СЛОВАМИ. ЛИШЬ ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЗМОЖНО ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.
16
слайд
Описание слайда:
ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ВЕГЕТАТИВНЫЕ, БИОХИМИЧЕСКИЕ, ЭЛЕКТРО-ЭНЦЕЛОГРАФИЧЕСКИЕ И ДР.) НАРЯДУ С ДРУГИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ (МИМИЧЕСКИМИ, РЕЧЕВЫМИ И ДР.) ВЫСТУПАЮТ ВАЖНЕЙШИМИ ИНДИКАТОРАМИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭТО УЧИТЫВАЕТСЯ КАК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ТАК И В НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СФЕРАХ (КОСМИЧЕСКОЙ, СУДЕБНОЙ И ДР.).
17
слайд
Описание слайда:
ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА. ЭМОЦИИ, СОГЛАСНО ЭТОЙ ТЕОРИИ, ПОЯВИЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ КАК ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ И СИТУАЦИЯМ ЕГО ЖИЗНИ.
18
слайд
Описание слайда:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА. ЭМОЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ТОГДА, КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ РАССОГЛАСОВАНИЕ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ (НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ), И ТЕМ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ИЗВЕСТНО. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ СОЗДАНА СВОЕОБРАЗНАЯ ФОРМУЛА ЭМОЦИЙ Э = П(Н – С), ГДЕ Э – ЭМОЦИЯ; П - ПОТРЕБНОСТЬ (В ФОРМУЛЕ ОНА БЕРЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ «-»); Н – ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ; С - ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ТО, ЧТО ИЗВЕСТНО.
19
слайд
Описание слайда:
ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЖЕМСА. ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЭМОЦИЙ - СТРАХА, ВОСТОРГА, ГНЕВА, ВОЛНЕНИЯ. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЫЛИ НАЗВАНЫ ОРГАНИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭМОЦИЙ. ИМЕННО ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ ПОДХОДОМ, ВЫСТУПАЮТ ПЕРВОПРИЧИНАМИ ЭМОЦИЙ. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КЕННОНА – БАРДА. ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ РАЗНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, ВЕСЬМА ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА И ПО РАЗНООБРАЗИЮ НЕДОСТАТОЧНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫСШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА. БАРД ПОКАЗАЛ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ И ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, ВОЗНИКАЮТ ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО
20
слайд
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Выполнила: Лысенко Т.А. ЭМОЦИИ
Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессии.
Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. эмоции
Эмоции – непосредственное переживание в данный момент.
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
Настроение Аффекты Страсти Устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различаются: По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель)) По степени выраженности; По управляемости волей. Причины настроения: События, состояние здоровья, Окружающая обстановка, погода и т.д. Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Освобождение подкорки от сдерживающего регулирующего влияния коры головного мозга. Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям. Законы развития аффекта: Чем мощнее мотивационный стимул, чем больше усилий затрачивается, чтобы его реализовать, и чем незначительнее итог, тем сильнее аффект. Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти. Отличительные признаки: Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.
Стенические эмоции - (от греческого « стенос » - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – (« астенос » – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность
Классификация эмоций: По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм; По психологическим процессам с которыми они связанны; По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.
Эмоции проявляются: В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)
Изображение рта при различных эмоциональных состояниях а – нормальный, б – нежный, в – скорбный, г – очень недовольный, д – упрямый, е – упрямый и недовольный, ж – внимательный, з – недовольный и внимательный, и – злобный и насмехающийся.
Тест на понимание языка мимики П еред вами шестнадцать выражений лица, в которых закодировано шестнадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь расшифровать каждое в двух-трёх словах, затем, сделав запись, сравните с ответами.
Ответы на тест: Безразличие Угрюмость Враждебность Удивление Веселье Сильная злость Грусть Застенчивость Плохое самочувствие Косой взгляд Злость Бурная радость Глубокая печаль Скепсис Вопрос Скорбь
Ключ для самоуправления эмоциями – осознание своих целей и соотношение с ними конкретных ценностей: Снятие эмоциональной напряженности – произвольное перенесение внимания, концентрация его не на результате, а на анализе причин, тактических приёмах; Обращение к человеку, который волнуется за помощью; Увеличение объёма сведений о волнующей проблеме; Переоценка значимости ситуации по принципу «не очень то и хотелось».
Это надо знать: При моральных перегрузках нужны сильные физические нагрузки; При напряжении, страхе – физическое расслабление мышц тела.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ