Игумен Димитрий (Байбаков): Вся моя жизнь – это несение послушаний. Архимандрит Димитрий — руководитель канала «Союз Архимандрит димитрий
Все, кто его знает: и друзья, и враги – сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. За десять лет работы, буквально на ровном месте ему удалось создать один из крупнейших медиахолдингов на Урале. Это круглосуточный радиоканал, три газеты, журнал, два ежедневно обновляемых сайта и издательство, владеющее тремя типографиями. В эфир выходят три ежедневных и три еженедельных телепередачи. Сделано более семидесяти видеофильмов. Общий тираж отпечатанных книг перевалил за несколько миллионов, но ничего из этого лично ему не принадлежит и принадлежать не может. Потому что он монах, а отказ от собственности – это один из обетов, которые монахи дают во время пострижения. Все, что он сделал, принадлежит Церкви и людям.
Будущий игумен Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области. Это глубинка, где дети до сих пор здороваются со всеми встречными, а двери домов до глубокой ночи остаются открытыми. Когда потом он будет поступать в медицинский институт, то на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители – простые люди. Мама бухгалтер, папа столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима неожиданно для всех окружающих начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он очень быстро подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной, и вскоре стал завсегдатаем в школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий Дима проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку.
В пятом классе он стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников, после которой заслуженно получил прозвище Менделеев. Шло время. С годами аппетиты к открытиям только увеличивались. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.
А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И конечно, божественный громоподобный Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Диме приходилось ходить в библиотеку, где он брал ксерокопии книг Евтушенко в читальном зале и старательно переписывал любимые стихи в большие 96-страничные тетради. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и как в те времена было принято, был октябренком, пионером и комсомольцем. В комсомол вступил по убеждениям, так как считал (читайте роман Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой советской молодежи, к которой не без основания причислял и себя. Став замом секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, стал изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности (что было для Димы жизненно необходимо, так как ему уже шел пятнадцатый год) сыграли с ним злую шутку. Критика учителями Священного Писания оказалась совершенно не научной, поверхностной, а главное, непроходимо глупой. Как человек, знакомый с принципами марксизма-ленинизма, он, нимало не сомневаясь, решил обратиться к первоисточникам. Для этого Дима отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла с тем, чтобы взять у батюшки Евангелие. Храм, несмотря ни на какие политические катаклизмы, никогда не закрывался, и в определенных малосознательных кругах общества пользовался популярностью. Шел он туда в большом страхе, так как твердо помнил, что в Советском Союзе Церковь отделена от государства. И переступив порог церковной ограды, вдруг ясно понял, что родное это государство осталось у него за спиной и он находится в каком-то чужом неизвестном месте. Осознание этого было таким сильным, что он развернулся и бросился назад. В этот раз советское государство победило. Но ненадолго.
Любовь к истине оказалась сильней. Через какое-то время Дима снова пришел в храм. И поговорил со священником, который, внимательно выслушав, вручил ему Библию, которую потом нашла мама и отнесла в райком партии. Где ее также внимательно выслушали и сразу же завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но это была уже совсем другая история. Главное произошло. Дима трогал, изучал, пробовал своими руками то, что не принадлежало советскому государству. То, что он трогал, принадлежало вечности.
К окончанию школы он твердо знал, кем будет и чего хочет. А хотел Дима стать врачом. Причем военным врачом. Для чего дважды поступал в военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и в конце концов он стал студентом Свердловского медицинского института. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и имел духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Островского). Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.
Здесь на глубине несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии взрослой комсомольской и партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. Здесь, на лодке, он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием близких людей. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могут находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным и интеллигентным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такую дисгармонию, что через год он подал заявление о своем выходе из рядов ВЛКСМ. Дело было на Рождество 87 года. До выступления М. Горбачева на XXVIII съезде КПСС времени оставалось не так уж много.
Старшие товарищи пытались Диму образумить. Говорили: «Ты верь в Бога, никто ничего не имеет против, но из комсомола-то зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить себе биографию? Зачем эта поза, зачем это самоопределение? Ведь никто из здравомыслящих людей ни в какой коммунизм уже давно не верит. И ничего – живут». Ну как он мог объяснить им, что так он жить не может, что жить по лжи просто нельзя?
Из комсомола его благополучно исключили. Вскоре с берега из политотдела пришла депеша, гласившая, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно за Диму вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял мятежника на поруки. И его оставили служить.
Когда он вернулся в институт, то стал работать под началом будущего профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в его научных трудах, свою студенческую работу он посвятил теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно все. Дима долго засиживался за работой и в конце концов ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда все-таки выходил, то шел в храм. Вознесенскую церковь. Там Дима Байбаков стал алтарником. Это такие молодые ребята, которые помогают священнику во время богослужения. Через какое-то время возникла ситуация, когда работу на кафедре микробиологии и работу в храме совмещать стало просто физически невозможно. И нужно было выбирать. Он выбрал алтарь. Потому что там великое таинство, и там Бог. И там каждый раз во время Литургии сердце уносится в неведомую, надмирную реальность. Которая правда!
Через два года священники Вознесенки предложили ему принять священный сан. Безусловно, он думал об этом, как думает всякий трудящийся в церкви. Но планов по этому поводу не строил. Скорее допускал, что может быть, когда-нибудь, в какие-то годы, в солидном, зрелом возрасте. Вскоре после приема у Правящего Архиерея архиепископа Мелхиседека состоялось его рукоположение. Он стал священником. Внешне жизнь студента Дмитрия Байбакова нисколько не изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на субботу-воскресенье уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где был назначен настоятелем местного прихода. Во время практики по психиатрии студенты работали в областной психиатрической больнице. Вскоре доктора узнали, что среди них один священник. Они привели этого священника к главврачу и поинтересовались, можно ли открыть в больнице храм или хотя бы молитвенную комнату. Вскоре там был открыт первый в Екатеринбурге больничный храм, а о. Димитрий назначен его настоятелем. Шел сентябрь 93 года. С этого времени и до сих пор там он и служит.
(Окончание следует)
Исследуйте писания
Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургОб отношении к власти Продолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Обратимся к 13-й главе. В ее первой части апостол дает обоснование отношению Церкви к государственной власти. Отрывок этот вне контекста очень хорошо известен, постоянно к нему обращаются – взаимоотношения Церкви и государства
Телеканал «Союз»
Начало в №4 (757) 31 января 2014 года исполнится 9 лет с момента выхода в эфир первого в России православного телеканала «Союз». Слово – его зрителям. Поздравляю телеканал «Союз» с днем рождения! Мой любимый канал, смотрю вас с величайшим желанием. Познавательные и поучительные программы. Многое узнаю о радости жизни и Православии. С удовольствием смотрю «Беседы с батюшкой». Вы очень нужны людям
Читайте «Православную газету»
Подписной индекс: 32475
В этом древнем конфликте очередной жертвой пал екатеринбургский протоиерей Владимир Зайцев.
В 1992 году поступил в Уральский государственный университет имени А.М.Горького на исторический факультет. 26 июля 1992 года принял Крещение в храме Вознесения Господня, города Екатеринбурга. Крестил, ныне Архимандрит Димитрий (Байбаков).
11 мая 1997 года венчался со Шкаровой Натальей Анатольевной в храме святого Пантелеимона. Был представлен духовником ныне архимандритом Димитрием (Байбаковым) к рукоположению.
Никоном епископом Екатеринбургским и Верхотурским был рукоположен в диаконский и иерейский сан.
В 1998 году Преосвященнейшим Никоном был назначен руководителем Миссионерского и Катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии.
В 2001 году Высокопреосвященнейшим Викентием, назначен настоятелем домового храма Иннокентия Московского, при Миссионерском отделе, на Ленина 11-а.
В 2005 году, по собственному прошению, освобожден от настоятельства в храме Иннокентия Московского, оставшись там клириком.
В 2007 году по собственному прошению освобожден от должности руководителя Миссионерского и Катехизаторского отделов, и, вновь, назначен настоятелем храма Иннокентия Московского.
В 2010 году по собственному прошению освобожден от настоятельства в храме Иннокентия Московского, оставшись его клириком.
В настоящее время является клириком храма во имя Иннокентия Московского города Екатеринбурга".
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/person/145/
Последняя строчка уже неверна:
"Сложил полномочия один из самых скандально известных служителей РПЦ на Урале - Владимир Зайцев.
Как стало известно 66.RU, поводом к лишению сана послужил развод Зайцева со своей супругой и его намерение жениться на другой женщине. РПЦ расценивает подобные действия как блуд, недостойный сана святого отца. Владимир Зайцев являлся настоятелем екатеринбургского храма во имя святого Иннокентия Митрополита Московского. Он уже провел свою последнюю службу, на которой попрощался с прихожанами".
https://66.ru/news/society/211061/
В годы моих активных поездок в Екатеринбург о. Владимир был очень светлым человеком. Это был самый живой священник в городе, горящий идеей миссионерства.
Потом началась его политическая радикализация. Наш контакт как-то оборвался...
И вот - еще один надлом в его судьбе. Очень жалко.
Впрочем, если духовник - главредактор телеканала Союз Димитрий Байбаков, то это еще не самый страшный исход для молодого человека.
Из комментариев:
"Надлом начался уж очень давно, где-то в 2007 году. Начинания отца Владимира продолжали разваливаться. От руководства епархиальными отделами он отошёл. Созданное им православное братство фактически превратилось в сестричество – председателем выбрали девушку, заместителем председателя стала её подружка. Походив без руководства отделами туда-сюда и не найдя себе нормального занятия, отец Владимир вернулся обратно в храм Иннокентия Московского к тогдашнему настоятелю отцу Александру Игонину и попросился в штат.
Планировал отец Владимир беседовать с приходящими людьми, вести катехизаторские беседы. Надолго его не хватило и через какое-то время он стал реже появляться в храме. Деньги же в кассе брать не забывал. Но вот незадача. Домой он их тоже не приносил. Его жена стала названивать настоятелю с вопросом: почему её муж весь день проводит в храме, а зарплату не получает.
Расстроило всё это отца Владимира и решил он настоятеля сместить. И сместил, кто ж его остановит. Правда, оставил его при храме, чтобы службы служил и требы закрывал. Но проблема оказалась глубже, чем казалась. Пока отец Зайцев был главой отделов, был у него водитель, который получал зарплату при храме. Пришёл этот водитель к жене смещённого настоятеля за расчётом и пригрозил, что всем расскажет, куда возил в последнее время отца Владимира и к кому - к заместителю председателя его братства, в котором остались одни девушки. Пожалел смещённый настоятель отца Владимира, деньги водителю из своего кармана выплатил, но сказал отцу Зайцеву, что так делать нехорошо.
Что же сделал отец Владимир? Отправил он отца Александра в отпуск. Ну как в отпуск, запретил службы служить и отправил всех исповедовать. Потом и вовсе говорит: отдохни отец, с самого основания храма работаешь, а в отпуск-то и не ходил почти. А через две недели докладную Викентию накатал. Так мол и так, не ходит отец Александр на службы и где он, я не знаю. Отца Александра отправили в монастырь чтецом. А в монастыре том настоятельствует отец Флавиан – друг отца Зайцева. Вот такое вот двойное наказание получилось.
Потом, конечно, появилась у отца Владимира кафедра теологии. В сотрудники кафедры он протащил свою подружку, к которой отдыхать от трудов тяжких ездил. Хор из храма выгнал, чтобы предыдущего настоятеля не напоминали. Храм своё здание делил с Центральной православной библиотекой. Её отец Владимир тоже спровадил. Потом на её месте стал «героев Донбасса» принимать.
Так и закончилась жизнь протоиерейская, начинается жизнь мирская. Но что-то мне кажется, что и в ней мы скоро узнаем о Владимире Зайцеве не с самой лучшей стороны."
Архимандрит Димитрий
Архимандрит Димитрий (Байбаков Дмитрий Максимович), родился 8 января 1968 года в городе Талица Свердловской области, в семье рабочих. Рос в нерелигиозной семье, но бабушкой был крещен в младенчестве в честь святого Димитрия Прилуцкого.
В 1975-85 годах – обучался в Талицкой средней школе №55. Следуя мечте стать военным врачом, в 1985 году поступал в Ленинградскую Военно-Медицинскую Академию, однако, не прошел по конкурсу, не добрав одного балла. После года работы лаборантом в бактериологической лаборатории СЭС в 1986 году поступил на 1-й курс лечебного факультета Свердловского государственного медицинского института. По окончании первого курса призван, по действовавшему законодательству, на срочную службу в ряды Вооруженных Сил. С 1987 по 1989 год – служил на атомной подводной лодке Северного флота. Воинское звание – старший матрос, воинская специальность – электрик корабельного оборудования АПЛ. По окончании службы продолжил обучение в медицинском институте, который окончил в 1994 году по специальности врач-психиатр. В 1995-1996 работал врачом — психиатром в Областной психиатрической больнице.
Мировоззренческие поиски начал в возрасте 14 лет, первый раз переступив порог храма в 1982 году.
В священный сан был рукоположен в 1992 году архиепископ Мелхиседеком (Лебедевым). Диаконская хиротония – 7 июля в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе Екатеринбурга, священническая – 9 июля, в храме Александра-Невского Ново-Тихвинского монастыря. Священническую практику проходил в Вознесенском храме Екатеринбурга. Затем был назначен настоятелем Покровской церкви села Рудянское Сухоложского района.
С сентября 1993 года и по настоящее время – настоятель храма Целителя Пантелеимона при Областной психиатрической больнице Екатеринбурга.
С 1994 года — создатель и бессменный руководитель Информационно-издательского центра Епархии»
В 1996-1998гг. обучался на заочном секторе Московской Духовной Семинарии.
В 1997 году удостоен права ношения наперсного креста. В 1998 году у чудотворной Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы в с.Чимеево Курганской епархии пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь святого Димитрия Солунского. Постриг совершил епископ Никон (Миронов).
В 2000 году возглавлявшееся отцом Димитрием Свято-Троицкое архиерейское подворье Нижнего Тагила и строящийся Свято-Пантелеимоновский храм Екатеринбурга посетил во время своего визита на Урал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
В 2002 году за труды по строительству Свято-Пантелеимоновского церковного комплекса и в связи с десятилетием служения в священном сане Святейшим Патриархом Алексием удостоен сана игумена.
В 2003 году за понесенные на послушании руководителя Информационно-издательского центра труды удостоен Ордена Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени.
В 2005 году «во внимание к пастырским трудам» удостоен права ношения Палицы.
В 2007 году совершил большое паломничество к святыням Египта, в 2008-м – к святыням Сирии.
В 2008 году за труды по созданию православного телеканала «Союз», а также в честь 40-летия со дня рождения Святейшим Патриархом Алексием награжден Орденом Святителя Иннокентия Московского III степени и медалью «1020-летие Крещения Руси» I степени.
В 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом удостоен права ношения Креста с украшениями.
В 2009-2014 году — член Комиссии по вопросам информационной деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
В 2010 году возглавляемый игуменом Димитрием телеканал «Союз» посетил во время своего визита на Урал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2013 года Блаженнейшим митрополитом Киевскими всея Украины Владимиром за заслуги перед Украинской Православной Церковью награжден орденом Преподобного Нестора Летописца II степени.
К Пасхе 2014 года Святейший Патриарх Кирилл удостоил отца Димитрия сана архимандрита.
В настоящее время является и.о.руководителя Издательского отдела Екатеринбургской епархии, руководителем телеканала «Союз» и главным редактором «Православной газеты».
Архимандриту Димитрию (Байбакову) поднимать сложные проекты не впервой. Он с нуля создал телеканал «Союз».
В столице Урала незаметно для екатеринбуржцев появилась первая православная школа.
Семиэтажное здание выросло в микрорайоне Лечебный - возле церкви целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что учебное учреждение функционирует при храме, это будет светская общеобразовательная школа, обещает построивший его священник. Врачи психолечебницы, находящейся по соседству за забором, уже поставили ему диагноз.
Здоровенное семиэтажное здание из красного кирпича выглядит дорого и внушительно. На площади 7000 квадратных метров разместятся детский сад, школа, спортзал и бассейн. Все это построил священник - архимандрит Димитрий (Байбаков). По образованию он - врач-психиатр: в молодости был практикующим доктором - работал в расположенной по соседству областной психиатрической больнице, пока не нашел себя в служении. Созданный им храм целителя Пантелеимона первое время ютился в этой больнице, в небольшом помещении, которое приспособили под церковь.
Архимандрит Димитрий проводит экскурсию по школе Антону Шипулину и Олесе Красномовец
О том, как начиналась постройка нового, кирпичного храма, теперь ходит легенда. «Однажды отец Димитрий зашел в ординаторскую и сказал: „Мы решили строить храм“, - рассказала „URA.Ru“ редактор православного телеканала „Союз“ Светлана Ладина. - Врачи спросили его: „Ты что, нашел богатого спонсора?“, на что он ответил: „Нет, мы сделаем это силами прихожан“. После этого коллеги-психиатры быстренько поставили ему „диагноз“».
Однако, на удивление, дело пошло. «Там, где сейчас колокольня, была маленькая полянка, - рассказывает священник. - Мы нашли ее с администрацией больницы и начали обживать. И за 23 года так обжили, что построили храм, крестильное помещение и церковный домик, в котором - библиотека и воскресная школа» . Вместе со зданиями рос и приход, причем не только количественно, но и качественно - все больше становилось прихожан с детьми, многодетных.
«Из центра города мы с семьей ездили в Пантелеимоновский храм, на восьмой километр Сибирского тракта, с маленькими детьми на руках на общественном транспорте. Там была удивительная семейная атмосфера» , - вспоминает Светлана Ладина.
«По воскресеньям храм стал превращаться в детский сад: детей стало в разы больше, чем взрослых, - вспоминает отец Димитрий. - Я сам монах и к детям отношусь настороженно, потому что не умею с ними обращаться. Но делать же с ними что-то надо! И вот мы решили продолжить наш комплекс зданий и построить образовательный центр, который включал бы в себя детский сад и школу».
Центр cтроили семь лет. «Исключительно на пожертвования - никаких спонсоров и благодетелей у нас нет» , - говорит монах. И объясняет:
«Одно дело, когда ты берешь деньги из бюджета и их осваиваешь, другое - когда строишь себе: получаются совсем другие цены. Поэтому я не буду говорить, во сколько мне обошелся квадратный метр. Если кто-то узнает, то меня просто придут и расстреляют, потому что таких цен не бывает».
Здание рассчитано на пять групп детского сада и 11 классов. Байбаков уверяет, что она будет обычной, общеобразовательной - с математикой, физикой, биологией, химией и так далее. При этом и в классе, и в коридоре висят иконы и лампады.
Сейчас набрана одна группа детского сада и первый класс, в котором пока только 15 человек (кабинет рассчитан на 25 учеников). «Документально обучение детей пока никак не оформлено, - признает священник, - поэтому и рекламы учебному заведению не делаем. Но все документы будем получать» . Батюшка уверен, что сможет лицензировать школу, ссылаясь на опыт получения лицензий для телевещания (это он запускал в Екатеринбурге телеканал «Союз»).
Во время экскурсии по школе отец Димитрий признается, что лично планировал здание. Оно состоит из трех блоков, стоящих «каскадом» - чтобы школа не «задавила» храм. «Я сам и архитектор, и проектант, и дизайнер, - говорит священник. - Даже шкафы в классе я сам проектировал, чтобы все было в цвет» . В первом блоке сейчас достраивается спортзал (его должны запустить в ноябре), в третьем со временем появится бассейн.
Обучать детей наняли хороших педагогов - с 30-летним стажем. «Бабушками их не назовешь, но это очень опытные учителя» , - говорит отец Димитрий. И школа, и детский, и группы развития - все услуги платные. Точную стоимость обучения помощники Байбакова назвать отказались, отметив лишь, что она невысока - в пределах нескольких тысяч рублей, чтобы «отбить» себестоимость обучения.
По словам людей из окружения священника, ни у храма, ни у школы действительно не было какого-то богатого спонсора - на все собирали «по копеечке». Секрет успеха его проектов коллеги видят в другом. «Это человек, которого окружают чудеса, - говорит Светлана Ладина. - Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: он никогда не строил из себя чудотворца, просто Господь, видя, что он делает нужные дела, посылает ему свою помощь. Сначала создал православную газету, потом радиоканал „Воскресение“, затем телеканал „Союз“. Известно, что в разгар строительства отец Димитрий, чтобы расплатиться со строителями, продал свою квартиру».
В том, что частная школа архимандрита Димитрия Байбакова будет востребована, нет никаких сомнений - его храм давно стал неким культурным центром микрорайона. «Здесь очень много людей, которые приходят с поселков Тубсанаторий, Психбольница, Лечебный, из коттеджей в округе, - рассказывает преподаватель физкультуры Ольга Решеткина. - Все эти детки занимаются у нас, плюс приезжают дети из города. Здесь кругом лес, свежий воздух, своя скважина, отдельная территория. Мы думаем, что детей будет все больше и больше».
Вконтакте
Создал и возглавил телекомпанию архимандрит Димитрий (Байбаков), руководитель издательского отдела Екатеринбургской епархии. Это стало для него в буквальном смысле формой христианского служения и миссионерства. В интервью его рассказ о вере и телевидении.
Почему вы хотели стать именно военным врачом? И что повлияло на ваш выбор в пользу психиатрии? Что важного для себя вы открыли, изучая это направление медицины?
Архимандрит Димитрий: Очень нетривиальное, надо сказать, у вас начало беседы. Особенно, учитывая специфику издания… Дело в том, что мне довелось родиться и расти в то замечательное время, когда защита Родины была доблестью, а служба в армии – честью. Когда двоечников пугали тем, что если они продолжат так же учиться, то их в армию не возьмут.
А если ты не служил, какая же девочка с тобой дружить будет и, тем более, создавать семью? Ты же, наверное, нездоров сильно, раз не служил? А какие же дети у нас будут? Тоже больные, в папу? Не служить было невероятно позорно. Ребята старались скрывать даже реальные недуги, а не придумывать себе несуществующие…
Много что было по другому… Школьники хотели быть врачами, учителями, инженерами, летчиками, учеными…. Ходили в секции, кружки, а то и в несколько сразу, все чем-то увлекались…
Вот я в пятом классе, еще до военного врача, хотел быть ученым, химиком-исследователем. Можно сказать, жил в школьной лаборантской. Наша замечательная учительница химии Тамара Дмитриевна Якимова выгнать меня оттуда не могла, чтобы «ребенок свежим воздухом подышал». Прозвище «Менделеев» ко мне пристало как раз в это время, когда еще за два года до начала изучения предмета я победил в школьной химической олимпиаде.
1980. В лаборатории
Потом школьный интерес к химии как-то незаметно перешел в интерес к микробиологии, медицине. Параллельно шли какие-то мировоззренческие поиски, поиски смысла и цели жизни, обретение религиозности, веры. Религия в восьмидесятые годы была достаточно таинственной сферой, вызывающей большой интерес любознательного человека. Не случайно та же Тамара Дмитриевна, узнав, что я начал ходить в церковь, была уверена, что «Дима ставит какой-то научный эксперимент»… Но тогда, в 14-15 лет, это были именно мировоззренческие поиски, без собственно религиозного опыта.
Попытка понять, есть Бог или нет, закончилась первым причастием и обретением личной веры. Никакой речи о том, чтобы пойти в семинарию, стать священником, не шло. Вот, собственно, здоровый советский патриотизм и христианский гуманизм, как идеология, привели к этому симбиозу – желанию стать военным врачом. Чтобы служить Родине, служить людям… Но этой мечте сбыться было не суждено. Двери Ленинградской военно-медицинской академии для меня не открылись. Не хватило одного балла, физика подвела.
1987. ФлотПотом был год работы лаборантом в бактериологической лаборатории. Потом повторное поступление в ВМА – с точно таким же результатом, как и первый раз. Так я оказался в Свердловском медицинском институте. После первого курса – служба в Армии, вернее, на Северном Флоте электриком корабельного оборудования атомной подводной лодки, тогда из институтов призывали.
Потом – возвращение на студенческую скамью и к своему старому увлечению. Теперь я уже «жил» на кафедре микробиологии. Почти в прямом смысле: у меня там даже подушка и одеяло были припрятаны. А тема студенческой научной работы звучала так: «Частота и скорость мутаций РНК-содержащих вирусов: прикладные аспекты популяционной генетики». Но микробиологом мне тоже не суждено было стать.
1990. Кафедра микробиологии
Рядом с мединститутом был храм, куда я постоянно заходил. Сначала больше из каких-то любознательно-культурологических соображений, потом стал ходить на службы. А потом священник меня позвал в алтарь, предложил стать алтарником – помогать во время служб. Наверное, участие в богослужебной жизни и стало каким-то одновременно эволюционным и революционным моментом: религиозная жизнь стала неотъемлемой частью жизни вообще. Пришло более глубокое осмысление понятий временного и вечного, жизненных приоритетов.
Поэтому, когда встала проблема физической невозможности совмещать одновременно работу на кафедре и службу в храме, то я выбор сделал достаточно быстро. В отличие от науки, вера затрагивает не только разум, но и сердце.
А вот на кафедре был шок. Мои преподаватели были весьма опечалены… Так моя «жизнь» плавно переместилась из химлаборантской через кафедру микробиологии в церковный алтарь. Тем не менее, учебу в мединституте я не бросал и намерения быть врачом не оставлял.
Быть может, слова нашего замполита, сказанные мне еще во флотской учебке в Северодвинске, остались в подсознании. Интеллигентнейший Алексей Анатольевич Монич, во времена 6-й статьи Конституции о «руководящей и направляющей роли коммунистической партии» как то сказал мне, даже не зная что я верующий: «Дима, хочешь стать Человеком? Для этого есть два пути: ВИМО (Военный институт министерства обороны) или Духовная семинария».
Вера никогда не умирала, передавалась бабушками и дедушками. И в нашей семье, в том числе. Моя бабушка, Аделя Петровна, будучи с Украины, была очень верующим человеком, хотя из-за партийного дедушки в храм ходить не могла. Первые слова о Христе были именно от нее.
Через два года алтарничества настоятель отправил меня к архиерею для рукоположения в священный сан. Священником я стал в 1992 году, через 10 лет после первого причастия, будучи студентом 5 курса мединститута. И опять оказался перед выбором: как гармонично сочетать мою любимую микробиологию, если я все же выберу ее, с церковным служением?
1994. Строительство храма в больницеВ это время у нас в институте начался курс психиатрии. Понимание, что священнику все же ближе психиатрия, как наука о душевном устроении человека, чем какие-то другие направления медицины, пришло само собой. Потом мы вместе с врачами открыли при Областной психиатрической больнице Екатеринбурга храм – во имя Целителя Пантелеимона, где я и служу уже 23-й год. Самому интересно, превзойду ли я свою маму, Людмилу Федоровну, которая отработала на одном месте, бухгалтером Леспромхоза, 44 года – со студенческой скамьи и до пенсии.
2002. Строительство храма при больнице
В 90-е годы психиатрия стала идеологическим пугалом по причинам совершенно далеким от медицины. Мы же не стесняемся больного сердца, больного желудка, больной печени. Лечим их. А если не лечим, получаем инфаркт, прободную язву или цирроз. Но жутко негодуем, когда нам говорят, что у нас есть проблемы в эмоциональной сфере, а тем более, когда говорят о проблемах с мышлением… Изучение психиатрии дало мне возможность различать здоровье и болезнь, советовать кому-то «подремонтировать» себя, ради собственного же блага.
Что привело вас к столь радикальной реализации ваших религиозных убеждений, как постриг и служение? Вы разочаровались в медицине?
Архимандрит Димитрий: Мой долгий рассказ о детстве, юности и взрослении как раз свидетельствует о том, что никакой «радикализации», как таковой, никогда не было. Был путь. Достаточно продолжительный – 10 лет от прихода к вере и до начала служения, потом еще шесть лет от принятия священного сана до монашеского пострига, в 30 лет, кстати… Это естественный такой, эволюционный путь. «Вдруг» бывает как раз в психиатрии. Наши пациенты часто так и говорят: «Вдруг я все понял!» Два потрясающих слова — «вдруг» и «все»…
Так что, в медицине я не разочаровался и по сей день. Скажу банальность, но человек трехсоставное существо: тело, душа и дух. И каждой сферой занимаются свои специалисты. В какой-то период времени мне казалось, что это можно совмещать: быть и врачом, и священником.
И такие, очень положительные, примеры и были, и есть. Это замечательные, выдающиеся люди. Но я не в их числе. Может, максимализм помешал, может, таланта не хватило или широты натуры… Но врачевание телесное, врачевание душевное и врачевание духовное это все же разные вещи и они, если по-честному, требуют полной отдачи.
2012. Построенный в больнице храм
После мединститута, я работал в Областной психиатрической больнице врачом и служил священником. В какой-то момент понял, что чего-то недодаю и своим пациентам, и своим прихожанам. Это было очень больно, но медицину, взвесив на весах «временное – вечное», пришлось оставить. Это было очень больно, по живому. У меня были прекрасные учителя в психиатрии, в том числе Ирина Михайловна Кавалевская…
Можно ли сказать, что ваша инициатива по изданию «Православной газеты» стала формой христианского миссионерства, благовествования?
Архимандрит Димитрий: Да, конечно, именно так и было. И формой пастырской работы тоже. Я – и в первую, и во все последующие очереди — священник. Благовестник. Проповедник той истины, что над нами есть Бог! Никогда не ощущал себя ни «редактором», ни «медиаменеджером», ни «директором». Даже на телеканале «Союз» я называюсь малопонятным для внешних людей названием «руководитель», «общее руководство». Многие спрашивают: так вы что, уже не директор, на «Союзе» новый директор? «Редактором» и «директором» я называюсь исключительно перед «всевидящим оком» Роскомнадзора…
Я не зря сказал про «всевидящее око»… Все наши СМИ – и газета, и журнал, и радио, и телеканалы — подчиняются всем существующим положениям, регламентам, инструкциям и проверкам этого надзорного органа. Просто по просторам Интернета гуляет сорвавшийся не пойми откуда миф о том, что церковь бесконтрольна, не платит налоги. Еще как подконтрольна!
В Екатеринбурге и Свердловской области «Союз» — эфирный телеканал. У нас работает на сегодняшний день 40 эфирных передатчиков. И мощность, и сдвиг частоты, и высота подвеса, и координаты установки… И даже проценты вещательного наполнения…. Ну а дальше – и административки, и арбитражи… Конечно, Байбаков виноват, что два разных специалиста местного ГРЧЦ разные координаты намеривают. Конечно, это я ночью вышку передвинул…
Эфирная аппаратная
Все это церковных СМИ касается в полной мере. Упаси Бог, я «не плачу и не рыдаю». Я просто констатирую несоответствие мифа реальности. В одном могу признаться, не знаю как у других, но когда мы в Роскомнадзор заблаговременно обращаемся за консультацией, то всегда получаем исчерпывающую помощь и это часто позволяет заранее избежать каких-то проблем.
Ну а что касается налогов, полтора миллиона рублей разных налогов телеканал «Союз», радио «Воскресение» и «Православная газета» выплачивают ежемесячно. Ни от чего мы не освобождены. Ну и, естественно, все наше вещание – спутниковое, эфирное – вовсе не бесплатно, а по достаточно открытым и известным тарифам соответствующих спутниковых операторов и ОРТПЦ.
Так вот, живя в земном измерении, мы все же и смысл, и цель нашего бытия видим в небесном. Это не просто «журналистика», хотя куда без нее, это и не «бизнес», хотя считать приходится немало, это – да, христианское благовестие. Весть людям о Боге.
В одном из интервью вы сказали, что предпочитаете «учиться ручками» и изучали вопросы телепроизводства на светских телеканалах. Можете назвать эти телеканалы? Что нового для себя Вы открыли в медиаотрасли?
Архимандрит Димитрий: Это, конечно, касалось первоначального этапа, когда я был в одном лице и журналистом, и фотографом, и оператором, и монтажером и даже веб-мастером. Период, когда я, будучи исключительно гуманитарием, пытался понять, что такое радиоволны и как вообще устроен телевизор. Тогда я ходил на наши местные телеканалы. Пытался что-то «мотать на ус». В первую очередь, это была телекомпания «10-й канал»: году в 1992 или 1993 я там вел их православную программу, в 2002-2004 мы там уже размещали свои программы, пока количество не переросло в качество и не появился «Союз».
Патриарх Кирилл в студиях телеканала
Очень хорошую стартовую площадку для этого диалектического перехода нам дала Галина Григорьевна Левочкина. На возглавляемом ею канале она позволила размещать 6 или 8 православных программ, в том числе ежедневных. До 3-4 часов в сутки мы занимали эфир на «10 канале» перед открытием «Союза».
Был, кончено и «АСВ», уже нет этой телекомпании, и Царствие Небесное Жанне Матвеевне Телешевской (в крещении – Иоанне). Мы тоже очень много сотрудничали. Невероятные ликбезы, просто на пальцах, со мной проводили Юрий Алексеевич Журавель и Виктор Демьянович Горегляд. Если бы не эти два человека, никакого «Союза», может быть, и не было бы. Их я тоже с огромной благодарностью могу назвать своими учителями в телевидении.
Крылов Александр Михайлович, директор филиала «Сколково» ГПКС… Все наше спутниковое вещание благодаря ему и его советам развилось. Вообще, я очень благодарен Богу за тех людей, с которыми Он меня сводил, которых посылал «Союзу». Конечно, это такой невероятно коллективный продукт. И пусть не обижаются те, кого я не назвал по именам: кто подарил первую камеру SVXS, кто объяснил, как найти частоту и запустить вещание в Екатеринбурге, кто помогал открывать корпункты в Москве и Петербурге… Я всех помню и за всех стараюсь молиться, как могу.
Коллектив телеканала
Были, конечно, разные периоды роста. Люди, которых Бог посылал, как… небесных посланников. Постепенно, конечно, стали появляться профессионалы. И просто люди с опытом, и молодые дарования, и «легенды»… Конечно, было бы несерьезно говорить, что я сейчас лично занимаюсь «телепроизводством». Есть большой коллектив. Какие-то вещи я сейчас даже не пытаюсь понимать. Для этого есть специалисты. Но начиналось все – да, с полного нуля, с голого энтузиазма, большой увлеченности делом.
В другом интервью вы рассказывали о том, что телеканал получился не совсем таким, каким вы его задумывали. Возможно ли, на ваш взгляд, его развитие в новом и неожиданном для вас направлении? Можно ли отметить какие-то тенденции в развитии телеканала?
Архимандрит Димитрий: Это тоже разные периоды развития, роста, осмысления. Когда я в 14-15 лет понял, что над нами есть Высший Разум, в стране был чуть ли не единственный телеканал – второй в нашей сельской местности плохо работал. Когда начиналась программа «Время» и вся страна в едином порыве садилась у телевизора, я ждал, когда же диктор объявит самую главную новость: «Есть Бог!».
Увы, программа заканчивалась, а этого не происходило. Тогда я лежал на ковре и мечтал, что вот когда-нибудь я сделаю так, что эта «новость» обязательно прозвучит со всех экранов.
Когда мы начали делать первые телепрограммы, то они были исключительно религиозными. Мы старались не особо уклоняться ни в исторические экскурсы, ни в историю культуры… В наших новостях не было ни прогноза погоды, ни каких-то прогнозов на урожай и т.д.
Когда стартовали радиоканал «Воскресение», телеканал «Союз», под влиянием разных факторов и мнений показалось, что не надо делать «чисто православный» канал. Надо сделать просто хороший, добрый, чистый, светлый канал с самыми разными программами: о здоровье, воспитании, с хорошими художественными фильмами, какими то спортивными программами, о том, как вырастить хороший урожай и что-то вкусное приготовить. Ну и с православным компонентом тоже, но без доминирования, чтобы не отпугивать людей религиозностью и т.д.
Такая модель оказалась нежизнеспособна. Собственно, никакого особого открытия в этом нет, как я понимаю сейчас. Идет все более узкая специализация телеканалов. Телеканалы, да и другие СМИ, становятся все более «нишевыми». Зрителю не нужен абстрактный «спортивный» канал. Ему требуется или канал о боксе, или канал о художественной гимнастике. И абстрактно «музыкальный» — тоже не нужен: одним нужна классика, другим – нечто другое.
Так и здесь получилось, людям, которым нужно православие – нужно именно православие. Где посмотреть передачи о том, как садовый участок обустроить, они прекрасно знают. И кому нужна медицинская программа – они ее и без нас найдут. Это тоже эмпирический вывод, «ручками». «Первому каналу» времен СССР места в современном телевосприятии зрителя просто нет.
Так что, в этом плане может быть и есть только еще более узкая специализация: православный музыкальный канал, образовательный православный канал, новостийный православный канал, детский православный канал… Ну и конечно многообразие телевизионных форм. Хотя, православный зритель достаточно консервативен и не всегда положительно воспринимает разные новшества.
Телеканал по-прежнему епархиальный, или его статус и содержание можно трактовать шире?
Архимандрит Димитрий: Юридически его статус прежний и не нуждается в изменении. Учредитель канала – Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви. Но по содержанию, участию, вещанию это давно уже международный проект. Мы вещаем на 89 стран мира. Было 117. Но после последнего обвала рубля мы вынуждены были отказаться от вещания на оба американских континента.
С географией вещания знакомится митрополит Илларион
Впрочем, только от спутникового. В Интернете телеканал продолжает вещать на весь мир. И это не ролики, а собственно вещание онлайн. В России кабельным вещанием охвачено около 2 000 населенных пунктов. Присутствуем в кабельных сетях ряда других государств, в том числе Польши, Болгарии, стран Балтии, Молдовы.
Очень радостно, что, несмотря на весь ужас российско-украинских отношений, мы официально разрешенный Национальной Радой для вещания на территории Украины телеканал. У нас работают корпункты в Москве и Петербурге. Корпункт в Беларуси охватывает и европейские страны. Свои готовые программы присылают около 50 епархиальных видеостудий. Мы транслируем в прямом эфире практически все богослужения Святейшего Патриарха Кирилла. Недавно вели прямую трансляцию из Киргизии – с освящения вновь построенного самого большого храма Средней Азии, Князь-Владимирского собора Бишкека.
Ваша аудитория значительно расширилась. Вы до сих пор не нуждаетесь в измерении рейтингов программ, состава и предпочтений своей аудитории?
Архимандрит Димитрий: Ну, эти все вещи нужны для рекламодателей. Какие программы вызывают больший интерес аудитории, какие меньший, мы и так прекрасно знаем. И по отзывам, и по трафику Интернет-смотрения. Если во время появления в эфире отца Дмитрия Смирнова или Алексея Ильича Осипова, Интернет-трафик нашего вещания подскакивает если не в 100, то во много десятков раз, то какие еще измерения нужны?
У нас невероятная связь со зрителями. Они всеми возможными и невозможными способами (вплоть до звонков на вышки ОРТПЦ) доводят до нас свое мнение и о программах, и о ведущих, и о студиях… А что замеры покажут? Я и так вам скажу: 2-3%. Если будет 5%, мне можно будет с чистой совестью умереть: сделал, все что мог.
У «Союза» никогда не будет такой аудитории как у «ТНТ». Ну, так это не в телепроизводстве дело, а в биологии, инстинктах… Я как то попросил газетчиков сделать из «Православной газеты» такой продукт, чтобы тираж стал, как у «Московского комсомольца». Была возможность финансирования такого проекта, я был согласен на любые смелые эксперименты с формами, версткой, заголовками, полной свободой творчества.
Оказалось, что для этого на первой странице необходима минимально одетая девушка, а на последней – кроссворд и астрологический прогноз… Но я не теряю оптимизма. Те, кому мы должны помочь найти свою тропинку к Богу, они нас найдут. Ведь и в Евангелии ведь говорится про «узкий путь», а не про «широкую дорогу».
Архимандрит Димитрий: Вы неправильно поняли. Я говорил про какой-то из «кризисов» и его влиянии на канал. «Инвесторов не теряли, рекламы не лишались» означает, что у нас их и не было. Поэтому мы их и не теряли, в отличие от некоторых других проектов. За 10 лет финансирование изменилось следующим образом. Первоначально канал финансировался несколькими крупными храмами Екатеринбургской епархии, где я был настоятелем. То есть все свободные, а иногда и не свободные средства шли не на строительства и ремонты, а на содержание только что созданного канала.
Сейчас этого нет. Причина в том, что бесконечно это не может продолжаться. У каждого храма есть свои просветительские, благотворительные и другие проекты и задачи, которые должны быть направлены в первую очередь на прихожан именно этих храмов.
Затем была создана Епархиальная типография – современное, мощное полиграфическое предприятие, которое стало принимать светские заказы, а доходы направлять на развивающийся канал. Этот источник иссяк примерно в 2007 году, когда были отменены прямые выборы губернаторов. Количество заказчиков и продукции нашего профиля (газеты, журналы, буклеты) упало катастрофически и на прежний уровень уже не вернулось. Сейчас типография выполняет в основном церковные заказы и прибыльности ее хватает только на ремонт оборудования и какие-то небольшие миссионерские полиграфические проекты.
Типография
Зато возрос, окреп и стал единственным источником такой формат финансирования, как пожертвования зрителей. Вообще я считаю, что этот феномен заслуживает специального исследования. Не маленькая видеостудия, а телеканал, круглосуточно вещающий с шести спутников, с эфирным вещанием в 40 городах, с корпунктами в столицах, со штатом почти в 200 человек живет, развивается, расширяется, совершенствуется исключительно на пожертвования своих зрителей. Без кодирования сигнала, без платных подписок и т.д. Я не знаю больше таких примеров.
Когда нас обвиняют в «неинтересности», я всегда говорю: да, предела совершенству нет, конечно, можно и нужно делать лучше. Но зритель за нас голосует рублем. Как только мы станем реально неинтересными, ненужными – мы закроемся в течение пары месяцев. Сегодня канал находится на финансировании зрителей на 100%.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы нового музыкального телеканала «Музсоюз»?
Архимандрит Димитрий: Перспективы есть. Какие? Покажет время. Он еще в процессе создания, становления, несмотря на то, что вещание идет уже год. Какие вокруг него соберутся люди? Что будут хотеть зрители? Как мы все сможем это реализовать? Это такой процесс родов, если хотите. Есть перспективы, есть потенциал. Нас смотрят в Интернете, смотрят через Смарт-ТВ, включают в кабельные сети. Но такого бешеного пульса, как у «Союза», я пока не чувствую. Но прошло еще не так много времени. Притом, что продвижение его мы пока еще толком не начали. У этого канала еще все впереди.
Сегодня к русским православным телеканалам относят «Союз», «Музсоюз», «Спас» и «Радость моя». Настала ли пора, по вашему мнению, говорить о целевой аудитории (и измерять)?
Архимандрит Димитрий: Недавно был запущен еще один – «Царьград». Он носит такой общественно-политический характер. Это канал «консервативных ценностей», не боящийся говорить о политике, что на «Союзе», например, просто табуировано. У каждого из этих православно-ориентированных каналов есть своя аудитория, где-то пересекающаяся, где-то различная. Это каналы с достаточно отличными друг от друга концепциями. И я считаю, не конкурирующие между собой. Мы дополняем друг друга.
У одного и того же человека может быть просто настроение разное. И он может с «политики» на «Царьграде» переключиться на богослужение на «Союзе», или музыку на «МузСоюзе», или беседу на «Спасе» или на замечательные детские программы на «Радости моей». Мы дополняем друг друга, делаем одно общее дело. И я не знаю, как тут можно разделить и пересчитать аудиторию… Мне это видится одним большим каналом с возможностью переключить на ту или иную программу «под настроение».
Почему, на ваш взгляд, в стране, где мусульмане составляют вторую по численности религиозную группу, нет до сих пор исламского телеканала, как, впрочем, и других официальных конфессий.
Архимандрит Димитрий: Простите, я не силен в проблемах исламской диаспоры. Как и иудейской или буддийской. Но уверен, что если бы российским мусульманам, например, такой канал или каналы были нужны, они бы их запустили в считанные месяцы. Спутник, Интернет, кабель – ни законодательно, ни технически никаких проблем нет. Запускайтесь и вещайте. Не думаю, что у мусульман, как, впрочем, и у иудеев, есть какие-то серьезные препятствия в кадровом или финансовом плане.
С другой стороны, если до «Союза» русскоязычных православных каналов в мире не было вообще, то исламских каналов на арабском языке – десятки, если не сотни. Возможно, они понимают это вещание и им этого достаточно. Также как есть мировые иудейские и католические каналы. Обидно, что иногда этот вопрос задается в форме «наезда»: а почему это у вас, у православных, целых пять каналов, а у других ни одного?! Не хватает только призыва все отобрать и поделить… Почему у них нет своих каналов, я понятия не имею – спросите у них. Мне никто не мешал создавать православный.
Каковы тенденции и перспективы религиозного вещания в России, на ваш взгляд?
Архимандрит Димитрий: Как и у всего остального телевидения – еще большая специализация и нишевость. Ждать каких-то мегапроектов в нашей тематике не приходится. По многим причинам. С другой стороны, за 10 лет в России открылось и работает 5 православных каналов, и не смог удержаться, закрылся только один — «Благовест». В светской тематике закрытий, мне кажется, больше.
Так что религиозное вещание в определенной степени, безусловно, востребовано, так как отвечает на высшие, духовные запросы человека, что не могут удовлетворить каналы другой направленности. Думаю, в обозримом будущем может появиться еще от 1 до 3 полноценных православных телепроектов: чисто богослужебный, лекционно-образовательный, может быть еще что-то, чисто информационный, например. Главное, чтобы на любом из них звучала самая главная «новость»: «Над нами есть Бог»!
Подготовка к записи программы
Беседовал Роман Маградзе
© . Апрель, 2016