"Темные аллеи": анализ рассказа Ивана Бунина. Верность и измена
В трогательных рассказах И. Бунина читатель очень часто встречается с темой любовных отношений между мужчиной и женщиной. Пожалуй, это самая актуальная тема, которая встречается не только в его творчестве, а и в работах других писателей. Почему так? Да потому что любовь объединяет сердца. Каждый из нас хотя бы раз в жизни был любим и любил что есть силы. Поэтому, вчитываясь в рассказы на любовную тематику, читателю всегда интересно и увлекательно наблюдать за развитием сюжета.
В рассказах И. Бунины мы встречаемся с различными проявлениями любви. Она может быть преданной до конца жизни, она может быть страстной, платонической, грустной и безответной.
В одном из рассказов автора «Темные аллеи» мы знакомимся с историей одного мужчины, который когда-то давно, в молодые годы предал свою любовь. Теперь он уже старик, но, это не мешает ему выглядеть привлекательно. Он останавливается отдохнуть и пообедать на постоялом дворе и встречает ту самую женщину, которую когда–то давно любил и предал. Спустя тридцать лет она осталась такой же красивой, нажила свое хозяйство и умело ним руководила. Все в ее жизни шло ладно и хорошо, кроме личных отношений.
Надежда была одинока, ведь после Николая Алексеевича никого не смогла больше полюбить. Мужчина, будучи военным, завел и семью и детей. Только вот супруга изменяла ему постоянно, а сын оказался настоящим бессердечным подлецом. Вот и наказала жизнь Николая Алексеевича за содеянное предательство молодости.
Встреча с Надежной привела героя в глубокие раздумья о том, смогла бы любовь его молодых лет стать ему хорошей и верной женой, смогли бы они построить семью?
Устои и предрассудки тридцатилетней давности взяли за свое, и Николай Алексеевич так и не понял, что Надежда любила его одного всю жизнь. Получается, он и свою жизнь не устроил, и чужую разрушил. Мужчина называл былые отношения лишь «пошлыми и обычными».
В рассказе «Темные аллеи» читатель сталкивается с настоящей, преданной и верной женской любовью, которая спустя долгие годы, осталась верна тому единственному и ненаглядному.
О любви можно говорить бесконечно. В центре вни-мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув-ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо-жертвование, и любовь-вспышка и многое-многое другое.
Один из самых лиричных рассказов цикла — рас-сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор-ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек-сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?
Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес-тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от-дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са-мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд. Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис-правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога-теет. Нравом крута, но справедлива. Она тоже еще красива и привлекательна.
Герои не виделись тридцать лет, многое измени-лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни... Надежда одинока.
При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не-приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста-ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои-ня жила при господах, была крепостною. Она полюби-ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.
Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек-сеевича героиня не смогла. Он же о содеянном, види-мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила». Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не-годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со-вести».
Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по-терял «самое дорогое, что имел в жизни».
А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер-бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе-решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой». Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про-шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную. «Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей-ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.
Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико-лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно-венная».
«Темные аллеи» - так назван рассказ И. А. Бунина, в свою очередь давший заглавие целой книге, опубликованной в Нью-Йорке в 1943 году и проникнутой сильным чувством тоски по России. Сам писатель назвал этот сборник книгой о любви. Она стала последним произведением Бунина-прозаика, завершением его творческого пути. Почему «Темные аллеи» автор связывал с Россией?
Кругом шиповник алый цвел,
Стояли темных лип аллеи…
Темные липовые аллеи - характерная особенность русских усадеб, составлявших их красоту. Именно там, под сенью тенистых лип, зародилась первая молодая любовь Надежды и Николая Алексеевича - главных героев рассказа.
О чем же этот рассказ? О любви, о встрече, о жизни двух людей. Фабула его проста: в молодости была любовь; потом наступило расставанье, длившееся тридцать лет; многолетняя разлука прерывается встречей главных героев на почтовой станции. Именно эти события из жизни сорокавосьмилетней Надежды и шестидесятилетнего Николая Алексеевича выбирает Бунин, считая их главными. Историю же семейной жизни главного героя писатель рассказал нам кратко, всего лишь в пяти предложениях. (Без памяти любил жену - но она его бросила; обожал сына - а вырос из него негодяй). Покинув Надежду и женившись на женщине своего круга, Николай Алексеевич не стал счастливым. Он не смог переступить через давно установившиеся в обществе правила. И ему надо было прожить большую жизнь, чтобы понять очень важную истину - деньги, высокое социальное положение вовсе не являются главными в жизни. Для счастья человеку нужно всего лишь малость - надо любить по-настоящему, искренно и бескорыстно. Жена Николая Алексеевича его не любила, ее интересовали только деньги. «А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», - с болью говорит Николай Алексеевич. Поэтому их сын не стал хорошим человеком, а «…вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…», так как вырос без любви.
«В чем же источник трагедии, сопровождающий всякую большую любовь?» - словно спрашивает своих читателей Бунин. И сам же отвечает: «В социальном неравенстве». В прошлом главные герои любили друг друга и были счастливы. Но прошло время, и Николай Алексеевич бросил Надежду («история пошлая, обыкновенная»). Он предпочел отказаться от любви простой девушки, поддавшись общественному мнению. Его волновало то обстоятельство, что люди из высшего общества скажут о нем и Надежде и как она будет выглядеть в окружении светских барышень.
«Что, если б я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» - с ужасом представляет себе Николай Алексеевич. Его возлюбленная не имела ни богатства, ни знатности, ни имени, ни положения в обществе, но она обладала богатой душой. К сожалению, такого приданого было не достаточно для счастья Николая Алексеевича.
Кому же из героев рассказа Бунин отдает предпочтение? Конечно, Надежде. Эта женщина простого звания так и не вышла замуж и сохранила свою любовь к человеку из высшего общества, который оскорбил ее чувства. Преданность и верность, благородство и великодушие - вот те качества, раскрывающие богатство души простого человека. А сам Николай Алексеевич, поддавшись условностям светского общества, выглядит жалким, малодушным и слабохарактерным. Безусловно, для него любовь к Надежде воспринимается как прекрасное мгновение, а для самой Надежды, сохранившей чувство на долгие годы, любовь - это вся жизнь.
В рассказе «Темные аллеи» Бунин привлекает внимание читателей к проблемам лирико-философского характера, когда размышляет о любви, времени и памяти. Влюбленный человек воспринимает мир и людей идеальными. Но время неумолимо бежит вперед и заставляет все забыть. Память выбирает из прошлого и поэтически преображает те мгновения, когда человек по-настоящему любил и был счастлив. Бунин описал в своем рассказе именно такую ситуацию, когда его стареющий герой вспомнил о своей любви к Надежде как об «истинно волшебных» минутах жизни: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни… Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а волшебные!» «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело, - отвечает Надежда. - Все проходит, да не все забывается». Много событий было в ее жизни: «Долго рассказывать, сударь». Но жила она только любовью к Николаю Алексеевичу.
«О любви не говори, о ней все сказано». Однако Бунин говорит об этом чувстве по-своему. Для героев его рассказа «Темные аллеи» и других рассказов из этого сборника любовь - это «недоумение счастья», это мгновение, которое трагично уже потому, что его нельзя вернуть. К пониманию этого герои Бунина приходят не сразу, а позже. Это может наступить и через пятнадцать минут после расставания с любимой («Солнечный удар»), и через тридцать лет («Темные аллеи»). Чувство любви у Бунина лишено пошлости, оно высокодуховно.
Рассказ «Темные аллеи» - небольшой по объему (всего четыре страницы) - но глубокий по содержанию, задает тон всему дальнейшему повествованию. Он часть целостного восприятия художественного мира, содержащего неповторимые черты авторской индивидуальности.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове - седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там!
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.
- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?
- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.
- Боже мой, боже мой! - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем, говоришь, не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
- Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.
Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
- Ведь не могла же ты любить меня весь век!
- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», - прибавила она с недоброй улыбкой.
- Ах, как хороша ты была! - сказал он, качая головой. - Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
- А! Все проходит. Все забывается.
- Все проходит, да не все забывается.
- Уходи, - сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. - Уходи, пожалуйста.
И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
- Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.
Она подошла к двери и приостановилась:
- Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, - ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. - Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.
- Прикажи подавать…
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:
- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?
- Давно, Клим.
- Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.
- Это ничего не значит.
- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.
- Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…
Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:
«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.
Сборник рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунин написал вдали от родины, находясь во Франции и переживая о последствиях Октябрьской революции и тяжёлых годах Первой мировой войны. Произведения, входящие в этот цикл, наполнены мотивами трагической судьбы человека, неизбежности событий и тоски по родному краю. Центральная тема сборника рассказов «Тёмные аллеи» – это любовь, которая оказывается тесно связанной со страданием и роковым исходом.
Центральным в понимании замысла писателя является одноимённый рассказ сборника «Тёмные аллеи». Он был написан в 1938 году под влиянием стихотворения Н.П. Огарёва «Обыкновенная повесть», где как раз и употребляется образ тёмных аллей, а также философских мыслей Л.Н. Толстого о том, что счастье в жизни недосягаемо, а человек улавливает лишь его «зарницы», которые нужно ценить.
Анализ произведения И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
В основе сюжета произведения – встреча двух уже пожилых людей после многолетней разлуки. Если быть точными, то в рассказе говорится о 35 годах с последнего расставания. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней свою бывшую возлюбленную.
С тех пор прошла целая жизнь, которую любимым суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний. Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла сложиться жизнь иначе, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой дома в Петербурге. Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя.
Таким образом, в рассказе «Тёмные аллеи» три главных сюжетных момента:
- Остановка героя на постоялом дворе
- Встреча бывших возлюбленных
- Размышления в пути после произошедшего
Первая часть произведения – это эпизод до узнавания героями друг друга. Здесь преобладает портретная характеристика персонажей. Значимо именно социальное различие между людьми. К примеру, Надежда обращается к приезжему «ваше превосходительство», а вот герой позволяет себе «Эй, кто там».
Основополагающий момент – это встреча, которая знаменует вторую часть сюжета. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний. Социальные границы отброшены, что позволяет лучше узнать действующих лиц, противопоставить их мысли. Встреча с Надеждой для героя – это рандеву со своей совестью. Читатель понимает, что она сохранила внутреннюю цельность. Николай Алексеевич, напротив, ощущает свою жизнь бесполезной, бесцельной, видит только её обыкновенность и пошлость.
Третья часть рассказа – это непосредственно отъезд и разговор с ямщиком. Для героя важны социальные границы, которыми он не может пренебречь даже ради высоких чувств. Николай Алексеевич стыдится своих слов и откровений, жалеет о том, что поцеловал руку содержательницы постоялого двора и бывшей возлюбленной.
Такая структура сюжета даёт возможность представить любовь и былые чувства как вспышку, неожиданно озарившую обыденную и наскучившую самому себе жизнь Николая Алексеевича. Рассказ, построенный на воспоминаниях героя, – это художественный приём, который позволяет автору поведать о привычных вещах более волнующе и произвести на читателя дополнительное впечатление.
В тексте произведения не встречается поучительных интонаций, осуждения действий героев или, наоборот, проявления жалости к ним. Повествование основано на описании чувств и эмоций персонажей, которые открываются читателю и именно ему предстоит дать оценку случившемуся.
Характеристика главных персонажей рассказа «Тёмные аллеи»
В положительном свете предстаёт образ Надежды. Из рассказа мы узнаём о ней не так много, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Героиня – бывшая крепостная, которая теперь является хозяйкой казённой почтовой станции. Состарившись, она продолжает выглядеть красиво, чувствовать себя легко и «не по возрасту». Надежда смогла хорошо устроиться в жизни благодаря своему уму и честности. Кучер в разговоре с Николаем Алексеевичем отмечает, что она «богатеет, деньги в рост даёт», т.е. взаймы. Героине присущи практичность и предприимчивость.
Ей пришлось пройти через многое. Переживания от поступка Николая Алексеевича были так сильны, что Надежда признаётся – хотела наложить на себя руки. Однако она смогла пережить трудности и стать сильнее.
Женщина продолжает любить, но вот простить предательство любимого ей не удалось. Об этом она смело заявляет Николаю Алексеевичу. Вызывает симпатию читателя мудрость Надежды. Например, на попытки генерала оправдать свой поступок прошлого, она отвечает, что молодость проходит у всякого, а вот любовь никогда. Эти слова героини говорят и о том, что она умеет и может любить по-настоящему, но счастье ей это не приносит.
Образ Николая Алексеевича во многом противопоставлен Надежде. Он дворянин и генерал, представитель высшего света. Сделал хорошую карьеру, но вот в личной жизни герой несчастлив. Жена его бросила, а сын вырос наглецом и бесчестным человеком. Герой выглядит уставшим, тогда как его бывшая возлюбленная полна сил и желания действовать. Он когда-то давно отказался от любви и так не познал её, проведя всю жизнь без счастья и преследуя ложные цели. «Все проходит. Все забывается» – такова позиция героя по отношению к счастью и любви.
Николаю Алексеевичу уже около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Военный со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает.
Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекают на страдание его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остаётся только одно вспоминать прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни».
Любовь между Надеждой и Николаем Алексеевичем оказывается обречённой, а история их взаимоотношений полна драматизма. Почему всё так произошло? Причин несколько. Это и слабость героя, который оттолкнул любимого человека и не увидел будущее в своих чувствах к ней. Это и роль предрассудков в обществе, исключающих возможность отношений и тем более брака между дворянином и обычной горничной.
Разница во взглядах на любовь также предопределила драматичность судеб героев. Если для Надежды чувства к любимому человеку – это верность себе, движущая сила, окрыляющая и помогающая ей в жизни, то для Николая Алексеевича любовь – это миг, история прошлая. Ирония заключается в том, что именно это мгновение, эта часть жизни, связанная с бывшей возлюбленной, стала самым лучшим моментом за все годы.