Государственные и негосударственные политические институты. Государство как основной политический институт Формирование политических институтов
В современной науке под институтом понимается комплекс норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека. Классическим в этом плане является определение, данное нобелевским лауреатом Д. Нортом: «Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» .
Политические институты возникают по мере развития дифференциации политической власти как относительно автономные нормативные порядки, регулирующие отдельные сегменты усложняющихся политических вла- стеотношений. Например, институт парламентаризма представляет собой нормативный порядок, определяющий характер взаимодействий людей по поводу создания представительного органа государственной власти и выполнения им законотворческой и представительской функций. Это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные на определенный срок, а устойчивые отношения, которые возникают в результате нормативного регулирования.
Следует разграничивать институты как комплексы нормативных ограничений, и организации как группы людей, преследующие определенные цели, принимающие решения и создающие для оптимизации решения поставленных задач свои правила. Например, когда мы говорим об институте политических партий, то имеем в виду сложившийся в обществе нормативный порядок, который определяет правила создания политических партий, основные формы и принципы их деятельности. Когда мы говорим о политической партии как организации, то имеем в виду конкретные объединения граждан, преследующих политические цели и решающих конкретные задачи.
Институты и организации обладают рядом общих признаков, в частности, и те и другие структурируют отношения людей путем установления некоторых норм и правил. Однако между ними есть и серьезное различие: если институты являются правилами игры, то организации - это объединения людей, которые ограничены в своих действиях этими правилами. «В понятие “организация”, - пишет Д. Норт, - входят политические
органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство) <...> Организация - это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели» (подробнее об организациях в политике см. раздел IV).
Политический институт - это устойчивый нормативный порядок, регулирующий взаимодействия людей в определенном сегменте отношений политической власти в обществе. Устойчивость институциональному образованию придают не только нормы, но и санкции, препятствующие отклонению от нормативных моделей поведения, а также способность людей усваивать и опривычивать установленные нормы и правила. Благодаря этому политические институты обретают объективность, они воспроизводятся независимо от воли и желания отдельных индивидов.
Содержание политических институтов определяется двумя видами норм: формальными, т.е. установленными специальными правовыми актами, и неформальными , возникшими в результате естественного опри- вычивания моделей поведения, складывающихся в политической практике взаимодействий. Политика - это сфера, где формальные правила и официальная регламентация необычайно сильно развиты. Это связано прежде всего с особой значимостью политических институтов в обществе, тем местом, которое они занимают в системе властных отношений в управлении общественными делами. В настоящее время практически во всех странах существуют правовые акты, определяющие основные принципы функционирования политических институтов.
Однако нормативное пространство любого политического института составляют не только нормы, нашедшие формальное закрепление в каких- либо официальных документах. Есть целый ряд условностей, правил межличностного общения, которые не закреплены в законах, но оказывают сильное влияние на реальные отношения между участниками политических взаимодействий. В реальности нередкой становится ситуация конкуренции между формальными и неформальными правилами, когда, зная о формальных правилах, индивиды тем не менее считают более эффективными неформальные, апробированные опытом, дающие определенные преимущества в решении конкретных задач.
В этой связи ученые считают необходимым не исследовать содержание политических институтов на основе исключительно формальных, официальных норм, а включать в орбиту своих изысканий и неформальные правила, тем более что последние нередко деформируют официально декларируемый нормативный институциональный порядок. Такой подход нашел свое выражение в методологии неоинституционализма, ориентирующего на принятие во внимание всего комплекса нормативных ограничений .
В современном пространстве политических властеотношений можно выделить два вида политических институтов:
- 1) институты государственной власти и государственного управления (подробнее о государстве как сложном институциональном образовании см. параграф 4.2);
- 2) негосударственные политические институты, которые регламентируют процессы гражданской ответственности и самоорганизации, выражения и защиты групповых интересов, участия граждан в политической жизни общества, включая способы их влияния на принятие государственных решений.
Если возникновение государства совпало с естественным процессом институционализации политической власти, появлением нормативного порядка, закрепляющего право определенной статусной группы на управление общественными делами, то второй вид институтов конституировался в процессе борьбы граждан за право на участие в принятии политических решений.
Среди политических институтов второго вида особое место занимает институт гражданства, регламентирующий положение рядового человека в системе политических властеотношений путем определения взаимных обязательств государства и гражданина в отношении друг друга. Нормативный порядок данного института определяет права и обязанности гражданина, порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Данный институт вносит упорядоченность в отношения гражданина и государства, создает преграды на пути государственного произвола, использования правящей группой незаконных методов властного воздействия. Более того, получение гражданства позволяет человеку рассчитывать на защит}" своих конституционных прав со стороны государства.
Институт прав человека, напротив, определяет зоны свободы личности от вмешательства государства, где он может принимать самостоятельные решения, действовать по собственному усмотрению. В рамках этого института регламентируются также и политические права личности, связанные с участием в общественно-политической жизни, организованным давлением на властные структуры, участием в формировании государственных органов.
Институт всеобщего избирательного права возникает в современных обществах в результате упорной борьбы народных масс за право влиять на персональный состав государственных должностных лиц, осуществляющих управление общественными делами. Данный институт обеспечивает установление нормативного порядка, гарантирующего каждому гражданину, достигшему определенного возраста, право на участие в выборах в органы законодательной власти различных уровней и выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией, а также регламентирует порядок их проведения (подробнее об особенностях организации институционального избирательного порядка см. параграф 4.5).
Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций, и регламентирует порядок взаимодействий между партиями, а также между партиями и другими субъектами политики. Благодаря этому институту в обществе формируются общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем отличается от других организаций и объединений. Поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института (подробнее об этом см. главу 11).
Институт общественных организаций и объединений представляет собой нормативный порядок, определяющий правила создания гражданами структур, позволяющих им совместно выражать и отстаивать свои интересы. Данное институциональное образование, с одной стороны, позволяет упорядочить процессы самоорганизации граждан, а с другой - предотвратить появление организаций, способных оказать разрушительное воздействие на систему политических властеотношений.
Институт представительства интересов формирует порядок взаимодействия групп интересов с государством. Он устанавливает нормы и правила артикуляции групповых интересов во властные структуры, способы согласования частных интересов, интересов бизнес-структур с интересами, выражаемыми государством (подробнее об этом см. главу 10).
В каждой стране комбинация этих институтов, а также их конкретное нормативное наполнение имеют свои национальные особенности, обусловленные историческими условиями политического развития и спецификой социокультурной среды. Но, несмотря на национальную специфику, эти политические институты выполняют важную общественно значимую функцию. Они структурируют поле политических властеотношений, придают политическим взаимодействиям понятную для членов общества форму, снижают возможности возникновения разрушительных конфликтов, способных дестабилизировать и даже разрушить политическую систему.
- 2 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.М.: Начала, 1997. С. 17.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.С. 19.
- March J., Olsen J. The New Institutionalism. Organizational Factors in Political life //American Political Science Review, 1984. Vol. 78. No 3. P. 734-749.
Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки , кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.
Понятие, типология и признаки политических институтов
Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. К ним относятся:
- государство,
- учреждения власти (парламент, президент, муниципалитеты, мэрии, политические партии и пр.);
- гражданское общество, включая общественные организации и движения.
Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.
С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы. Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах. Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.
Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.
Ее ключевые функции:
— консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
— представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
— распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
— сохранение духовных достижений;
— создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.
Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
— членов – участников;
— полномочий;
— ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
— ролей и норм.
Государство как политический институт
Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.
Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
— экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
— социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
— культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
— силовые (армия, полиция, суды);
— юридические (Конституция, кодексы и др.).
Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.
Наиболее важны:
- защитная функция – охрана прав и свобод личности, обеспечение безопасности, стабильности;
- экономическая – упорядочивание процессов, протекающих в народном хозяйстве для справедливого дележа благ;
- юридическая – установление и выполнение законных предписаний;
- социальная – поддержание благоприятных условий для становления и развития индивидов;
- экологическая и культурная – оберегание природы и сокровищ цивилизации,
Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.
Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).
Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.
Органы власти и партии
Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.
Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.
В обязанности МВД вменены:
— разработка стратегии в сфере внутренних дел;
— защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
— предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
— охрана имущества, учреждений.
В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.
Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.
Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
— степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
— характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).
Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику. Кроме этого они:
— мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
— вырабатывают взгляды избирателей;
— способствуют социализации индивидов;
— формируют командную элиту.
В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.
Гражданское общество
Обществознание определяет как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.
Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.
Могут:
— создавать хозяйственные единицы и подразделения;
— учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
— проводить сборы, митинги;
— финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
— взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.
Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.
Сущность политических институтов
Определение 1
Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.
Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.
Наиболее общие функции основных политических институтов
К ним относятся:
- консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
- выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
- регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
- интеграция различных социальных групп
- развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
- обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.
Основные особенности политических институтов
Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивид уальных социально-политических интересов.
Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.
На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.
Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.
Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.
Политические институты осуществляют реализацию , необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп ресурсы, ценности и иные социально значимые объекты никогда не безграничны, естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены социально определяемые пределы. Подобного рода ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов социальные взаимодействия не могут быть упорядочены, и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые дезинтеграцией социальных систем, анархией. Обеспечение пределов требует установления в обществе властных отношений, власти одних над другими. Власть должна быть в состоянии определять те пределы развития споров и конфликтов, по достижении которых необходимо принять властное решение, которое должно всеми восприниматься как обязательное.
Если определить власть как возможность одного субъекта контролировать акты поведения, действия другого субъекта, то, во-первых, политическая власть распространяется на общество в целом, во-вторых, только за политической властью признается право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни. Однако насилие со стороны политической власти должно быть легитимным , т. е. признанным и принятым (явным или подразумеваемым образом) большинством членов общества, и именно этим политическая власть «отличается от банды разбойников». Голос насилие не обладает легитимностью, и ему подчиняются не потому, что признают авторитет применяющего насилие, а вследствие отсутствия альтернатив поведению.
Государство как политический институт
Государство как политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. как база политической власти может быть основана на традиции, на исключительном, признанным большинством авторитете («харизме») правителя и на рациональном выборе (М. Вебер). Традиционная власть опирается на всеобщую убежденность в ненарушимости, святости установленных издревле традиций, в естественной законности органов власти, присущих им преимуществ и привилегий. Харизматическая власть базируется на господствующей вере в величие, святость, превосходство одного лица над всеми, его героизм, основа такой власти проявляется в проекции на ее носителя образа «отца нации», вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно, по убеждению, из личной преданности. Рациональная власть опирается на доминирующее убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти.
Политическая власть может быть образована различными путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм государственного правления отражала способы распределения власти: автократия (господство единоличного правителя), олигархия (господство немногих привилегированных лиц) и демократия (власть народа).
Аристотель отмечал постоянно возникающие феномены вырождения автократии в тиранию (господство тирана), олигархии — в плутократию (господство преступников) и демократии — в охлократию (господство толпы). В основе такого перерождения лежит существенное изменение соотношения при данной форме правления закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха (чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или не писаным нормам, традициям) тираном, основывающем свое правление на произвольном насилии, не связанном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя государственную власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.
В XX столетии появилась особая форма политического правления - тоталитарное государство (гитлеризм в Германии, сталинизм в СССР, режим Пол Пота в Камбодже и т. д.). Принципиальной характеристикой тоталитарного государства является не просто произвольное нарушение законов господствующей силой, а замена правового регулирования тотальным террором. Следование законам есть сущность нетиранических правлений. Беззаконие — сущность тирании. Террор есть сущность тоталитарного господства. Отмечается шесть особенностей тоталитарного государства: единая государственная идеология; однопартийная система; применение террора; полный контроль над средствами массовой информации; бесконтрольное распоряжение оружием; управление экономикой.
В Новейшее время получила признание и развитие концепция . Она основывается на идее подчинения любых форм государственной деятельности праву, прежде всего конституции, главное предназначение которой в демократическом обществе — служить решающим ограничителем государственной власти во имя сохранения важнейших прав и свобод граждан , быть гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов гражданского общества. Ограничивая государственную власть правом, конституция тем самым охраняет провозглашаемые в ней гражданские и политические права граждан, реализует центральную функцию права как воплощения и меры бытия свободы. Право без свободы есть юридическая фикция, позитивная санкция произвола. Свобода без права — война всех против всех, распад общества и государства.
Для выражения и представительства общезначимых интересов общества социальные группы и индивиды создают политические институты. Один из создателей теории институтов, французский правовед М. Ориу, полагал, что «институты - это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде». Политический институт состоит из структуры (организации) и коллективных представлений, верований (или общей идеи), которые обслуживают эти структуры (организации). Среди политических институтов можно выделить государство и его структуры, а также избирательную систему, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и т. д. Возникновение политических институтов означало появление таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов.
Государство как институт политической системы
Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.
Так, Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». «Человек, нашедший свое завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире».
Английский мыслитель Т. Гоббс, напротив, сравнивал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...»
Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно.
Теократическая теория рассматривает государство как божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от бога». Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.
Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.
В XVII-XVIII вв. сформировалась договорная теория происхождения государства. Согласно ей государство понималось как общественный договор, по которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности согласились создать государство. По замечанию французского мыслителя Д. Дидро (1713- 1784), «люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей».
Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности.
Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, - подчеркивал В.И. Ленин, - есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».
По мнению сторонников теории насилия, государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства.
Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: оно либо служит интересам общества и личности, либо выступает средством подавления имущими классами неимущих. На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное назначение.
Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять всеобщий интерес.
Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей. В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т. д.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций за экономические преступления.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т. д.).
Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или потребности поддержания политического господства класса-собственника.
Образовательная функция связана с обеспечением условий для получения общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, развития науки.
Культурно-воспитательная функция направлена на формирование условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, на создание возможностей для самореализации в творчестве.
Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и оборону страны.
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организация, устройство и реализация государственной власти отражает понятие «форма государства».
Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.
Монархии бывают абсолютными и конституционными (ограниченными). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции.
Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.
В парламентских республиках взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества.
Президент в парламентской республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.
Президентско-парламентская республика, которая существует во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и некоторых других странах, отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и перед парламентом. Эта форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д., но, с другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.
Наиболее распространенной формой государственного устройства является унитарное государство. В унитарном государстве существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю ее территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство. Все административно-территориальные единицы (области, округа, департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (т. е. не имеют своих законодательных, внешнеполитических органов), но самостоятельны в хозяйственной, социально-культурной сферах.
Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик и т. д.). Внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.
Конфедеративное государство, или конфедерация, представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация - это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. д.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают общие органы управления. Решения этих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти каждого из государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны-участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность, они могут также по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.
Отметим тенденции развития государственности в России.
Наряду с правовым, полицейским, социальным типами государственности в политической науке выделяют советский тип. Советское государство формировалось в конкретных исторических условиях и на основе определенных теоретических представлений. Оно создавалось как полная противоположность государству буржуазному, правовому. Отрицались такие принципы правового государства, как разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; верховенство закона над властью; контроль гражданского общества за властными органами и т. д.
По форме правления Советское государство было республикой. Однако особенность ее состояла в объединении законодательной и исполнительной ветвей власти в Советах. При этом исполнительные комитеты Советов сконцентрировали в своих руках большую часть властных полномочий и, по существу, были вне контроля со стороны и законодателей, и общества. Все важные вопросы решали не избранники народа, а аппарат Совета.
Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несет на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора части руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т. д.
Создание правового, социального государства в России - дело конечно же не нескольких лет, оно займет немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего, необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.