Поэты 19 века о природе родине. Поэты XIX века о Родине и родной природе — Гипермаркет знаний
Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.
Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.
Тип урока: урок – путешествие.
Цели урока:
Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций
Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся
Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.
Оформление урока:
Репродукции картин русских художников-пейзажистов
Выставка рисунков и творческих работ учащихся
Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди
Оформленные столы групп времён года
Стол жюри
Подготовка к уроку, домашние задания.
К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.
Каждой группе даётся задание:
1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)
3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть
4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года
Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.
Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут
Ход урока
* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»
1.Вступительное слово учителя :
У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.
Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)
Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.
2. Выступление групп (представление своего времени года)
Выступает группа «Зима»
Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.
Выступает группа «Весна»
А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.
Выступает группа «Лето»
Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.
Выступает группа «Осень»
3.Заключительное слово учителя.
Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.
Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.
Биография Никитина Ивана Саввича. Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.
Родная природа и Родина в стихотворении И. С. Никитина «Утро». Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро» природа постепенно оживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой. В стихотворении плавно нарастает сила утра. С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе. Человек подвластен природе. Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты душа! Отдохни от забот». Но не смотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра. Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми.
Биография Федора Ивановича Тютчева. (1803 – 1873) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии. Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.
Родная природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою». Название этого стихотворения довольно необычное. Сначала можно подумать, что на первый план выходит слово зима, но это не так. Зиму автор назвал чародейкою, а чародейство – это волшебство. А так как это слово вносит какую – то интригу, то все – таки чародейство стоит на первом плане. Чтобы создать ощущение волшебной сказки и тайны, Тютчев использует различные художественные средства: эпитеты – легкой цепью пуховой, чудной жизнью и т.д.; олицетворения – чародейка, лес спит, очарованный сном волшебным и т.д. В стихотворении воспевается зимнее спокойствие. Тишина заставляет задуматься о человеческой жизни. Ведь именно зима – время года, которое противоположно лету. Если летом люди работают, то зимой отдыхают.
Автор показывает спокойствие с помощью белых тонов, которые он использует в стихотворении. Федор Иванович Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько же все – таки тесно природа связана с жизнью человека.
Биография Ивана Захаровича Сурикова. (1841 – 1880) Это русский поэт – самоучка. Родился в селе Новоселово, и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет. В стихах показывал трудную деревенскую жизнь. Его стихи отличались певучестью, мелодичностью. И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.
Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима». В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы. В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»). Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа (поле, лес), а во второй – зиму также ждут и люди (ребятишки радостно строят снеговые горы).
Вывод. Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)
Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!
Иван Саввич Никитин (1824 -1861)
Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...
Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.
Ах, ты, зимушка-зима!
Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?
Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.
Зеленый шум
Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.
Ах, лето красное!
Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.
У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.
Очей очарование…
И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.
Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.
Открытый урок литературы в 6 классеТема: Поэты 19 века о Родине и о родной природе
Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о природе, выяснить, какие чувства и мироощущения выражены в стихах, рассотреть излбразительные средства, благодаря которым создается образная картина природы. Формировать эстетический вкус. Умение ценить и понимать прекрасное.
1.Творческая пятиминутка.
2. Опрос учащихся.
Чтение наизусть стихотворений о пироде.
3.Родная природа в стихотворениях поэтов 19века.
Вступительное слово учителя.
Природе посвящали свои произведения поэты, писатели, музыканты, художники.
Подлость!- бормотал он - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять,что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? (К.Г. Паустовский Скрипучие половицы).
И если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и исю исцеляющую силу нашей природы.
Любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране.
Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века о природе.
4. Чтение стихотворений Ф. Тютчева Зима недаром злится, Весенние воды
5. Беседа.
- Самое главное- природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
- Как называется это изобразительно- выразительное средство? Приведите примеры из текста. (Уступая дорогу весне, зима злится, ворчит, хлопочет, бесится, а весна - хохочет, улыбается, становится румяной).
6. Чтение стихотворений А. Фета Весенний дождь, А. Плещеева Весна
- Сравните стихотворения А. Фета, А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвященые весне, весеннему настроению. Что общего в этих стихотворениях?
- Каким настроением проникнуты стихотворения о весне?
- На основании чего вы сделали вывод, что все проникнуть радостным настроением?
- Что значит хорошее настроение?
- Как оно проявляется? Как о нем узнают другие? (настроение выражается в том а) как человек относится к другим людям; б) каким тоном говорит; в) как поступает; г) как воспринимает окружающий мир).
- Докажите, что стихи о весне проникнуты радостным чувством.
- Какие эпитеты и сравнения помогают создать яркую, светлую картину весны?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы так написать о природе?
7. Особое место среди поэтов, воспевающих русскую природу, занимает А.В. Кольцов и И.С. Никитин. Поэты-земляки- певцы пленительных ландшафтов средней полосы России.
(Ландшафт - 1 вид земной поверхности, общий вид местности; 2 - то же, что пейзаж (устар.)
Образы природы даются ими в гармоническом сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами людей труда.
(Гармония- 2- согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь)
Чтение стихотворения Косарь А.С. Кольцова.
- Чему посвящено стихотворение?
- Какое настроение передаёт поэт читателю?
(Для героя привольная степь- основа благополучия, материальной обеспеченности)
- Как он обращается к степи? (Он беседует с ней, как с верным ласковым другом)
- Что радует героя? (Как хороша эта русская степь! Кажется, будто мы видим всю её ширь, дышим запахом её цветов. Она не только просторна, но и как-то по- особому светла).
8. Устное рисование по мотивам стихотворения Косарь
9. Чтение стихотворения И.С.Никитина Утро
Никитинские описания природы сотканы, как узорчатые ковры, из многоцветных нитей. Краски настолько сочны и зримы, что так и просятся на полотно живописца.
- Что мы видим? Что слышим?
- Какие изобразительно- выразительные средства языка помогают автору нарисовать образную картину летнего утра? (Эпитеты - зеркальная вода, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки и т.д. Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь; отзывчивый, сочувственный. Олицетворение- лес улыбается, солнце ночлег покинуло, дремлет камыш. Метафора - в огне облака, кудри лозинок, восток все горит
- Какую роль играет природа в жизни тружеников? (Когда всходит солнце, все пробуждается в природе. Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы)
Итог урока.
Литературовед Ю.Селезнев в послесловии к книге Времена года пишет: Нельзя любить Родину, не живя одной душою с жизнью любимой берёзки! Нельзя любить весь мир, не любя Родины.
- Согласны ли вы с этой мыслью?
- Докажите, что поэты, с которыми мы сегодня познакомились, были настоящими патриотами?
Домашнее задание:
выучить наизусть одно стихотворение (по выбору); по желанию проиллюстрировать стихотворение.