Традиции и обычаи корейского народа. Культура Кореи: традиции и современность (2017) Корейская культура история и традиции
Наиболее необычный способ переночевать в Корее – это воспользоваться программой «тэмпл стэй» и пожить в буддистском монастыре как обычный послушник. С каждым годом всё больше людей предпочитают именно такой вид размещения, позволяющий буквально с головой окунуться в местную специфику. Несмотря на то, что это весьма облегченное в религиозном смысле послушание, но проживание в храме в…
В Корее можно переночевать не только в стандартной гостинице европейского типа, но и в традиционном корейском доме «ханок«. Это невысокие деревянные домики, стоящие на каменных опорах, с черепичной крышей с загнутыми вверх углами. Обычно перед входом в жилое помещение есть небольшой дворик за высокой каменной стеной. В ханоках раньше проживали знатные и богатые корейцы, тогда…
Знаменитое боевое искусство тхэквондо (taekwon-do, 태권도) знаменито как древнее и исконно корейское. Однако его древность сильно завышена. Окончательно сформировано искусство тхэквондо было лишь в 60-70-е годы ХХ века. Конечно, в Корее издавна существовали боевые искусства, такие как тэккён, тхэсудо, субак и чарёк, но они имеют очень отдаленное отношение к тхэквондо. Да и корейскость тхэквондо многими…
Недалеко от Сувона можно посетить Корейскую деревню (Korean Folk Village, или Фольклорная деревня). Она менее аутентичная и традиционная, чем в Андоне, но зато гораздо более доступная и популярная, благодаря близости к Сеулу. В Фольклорной деревне можно окунуться в быт, историю и культуру Кореи. На территории деревни постоянно проводятся различные шоу и представления − наиболее популярны народные танцы,…
Безусловно, главный праздник в Корее – это Соллаль (Seollal, 설날), корейский новый год. У него нет четко установленной даты. Соллаль отмечается в первый день нового года по лунному календарю, который обычно выпадает на конец января – середину февраля. Соллаль – это первый день весны по корейскому лунному календарю. Празднование «восточного» Нового года (он же «китайский…
25 декабря в Корее отмечается Рождество, а 1 января в Южной Корее − Новый год. Это нерабочие праздничные дни. Новый год в Южной Корее не такой популярный праздник, как Соллаль (корейский новый год, который отмечается по лунному календарю в конце зимы или в начале весны) или Чусок, но тем ни менее простые корейцы радуются дополнительной…
Один из главных корейских праздников – это Чусок (Chuseok, 추석). Он отмечается по лунному календарю, то есть имеет «плавающую» дату – пятнадцатый день восьмого лунного месяца (приходится на сентябрь-октябрь). Чусок – это праздник урожая. Иногда переводят как «День благодарения» (американское веяние, видимо), хотя к американскому празднику, естественно, отношения никакого не имеет, но по-сути получается верно.…
Кроме официальных государственных праздников у корейцев также есть перечень странных и необычных праздников, отмечаемых каждое 14-е число каждого месяца. Эти дни не являются нерабочими, но такие праздники широко отмечаются. Как Вы увидите, эти праздники по большей части придуманы для пар и влюбленных. 14 января – День дневников и ежедневников. Видимо, по случаю начала нового года…
В Сеуле очень много различных музеев и художественных галерей, поэтому при желании сложно будет только выбрать самый интересный. Ниже я попробую рассказать про наиболее масштабные и интересные музеи корейской столицы. Национальный музей Кореи (National Museum of Korea) большой и красивый – можно потратить на осмотр несколько часов. В нем хранятся археологические коллекции по истории Кореи.…
Корея – страна с древней историей. Её существование начинается еще с 1го века до нашей эры.
Период Трех государств (1 в. до н.э. – 7 в. н.э.).
Три королевства (Когурё, Пэкче и Сила) вступили в борьбу за господство на Корейском п-ове. Вначале казалось, что победителем окажется Когурё. Его вану (королю) Квангэтхо («Расширитель земель», 391–412) в начале 5 в. удалось лишить Пэкче владений в долине р.Ханган и во всей центральной области, известной ранее как Чинхан. Однако с переносом столицы Когурё в 427 в Пхеньян на полуострове окрепли силы, которые стали угрожать этому государству с тыла. К тому же Пэкче и Силла вскоре объединились, чтобы дать отпор общему врагу.
К 500 Когурё утратило земли в бассейне р.Ханган, контроль над которыми перешел к Силла. Это не только дало Силла стратегическое преимущество, но и позволило наладить прямые связи с Китаем через Желтое море. Теперь уже государство Силла было вынуждено столкнуться с противодействующей коалицией.
Силла оказалась в состоянии удержать свои владения и даже присоединила к себе государство Тэкая в 562, но не могло победить Когурё и Пэкче. Поэтому ему пришлось искать союзника в лице Танского Китая (618–907). Еще ранее императоры из династии Суй (589–619) предприняли два похода против Когурё, однако были разбиты предводителем когурёских войск Ыльчи Мундоком. Танские правители помнили об унизительном поражении и с готовностью откликнулись на предложение о союзе со стороны королевства Силла. Совместно действовавшие армии под командованием короля Мурёля, военачальника Ким Юсина и Танского Китая одержали победу над Пэкче в 660 и вынудили Когурё к капитуляции в 668.
Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны («цветы-юноши») объединялись в отборные воинские подразделения, где проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхум жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.
Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры.
Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.
КНДР после 1953. Трехлетний план развития (1954–1956) привел к восстановлению довоенного уровня производства. Пятилетним планом (1957–1961) была заложена основа для «скачка», предусмотренного семилетним планом (1961–1967), который фактически завершился в 1970. Серьезный дефицит рабочей силы был частично преодолен репатриацией из Японии более 80 тыс. корейцев. За первую семилетку заметно увеличился выпуск промышленной продукции, но задания плана выполнялись с запаздыванием. В 1971 началась реализация шестилетнего плана, в котором упор делался на технический прогресс и подъем сельского хозяйства. Уже в начале 1960-х годов Северная Корея стала направлять свои доходы на военные нужды, что привело к замедлению темпов экономического роста. Второй семилетний план (1978–1984) был выполнен с опозданием. К реализации третьего семилетнего плана в Северной Корее приступили лишь в 1987.
Хотя в начале 1970-х годов КНДР быстро расширяла торговые и дипломатические контакты с некоммунистическим миром, эти связи угасли после того, как в середине десятилетия она не выполнила свои внешние обязательства по нескольким займам. Отношения с СССР и Китаем тоже не отличались стабильностью. В 1961 Северная Корея заключила договоры о дружбе с обоими государствами, но после советско-китайского конфликта поддержала Китай. Ориентация на Китай отчетливо просматривалась в конце 1970-х годов, но в следующем десятилетии был взят курс на сближение с СССР.
Северная Корея рассматривала американское военное присутствие в южной половине Корейского п-ова как главное препятствие на пути объединения корейского народа. Отношения с США ухудшились в январе 1968, когда Северная Корея захватила разведывательный корабль военно-морских сил США «Пуэбло». Напряженность несколько ослабла в начале 1970-х годов, после вывода американской дивизии и начала предварительных переговоров (1971).
В 1972 Ким Ир Сен был избран президентом КНДР. В 1980 полуофициальным наследником был признан его сын Ким Чен Ир, которому пришлось выдержать в начале 1980-х годов столкновение за будущую власть со своим единокровным братом Ким Пен Иром. Это привело к нескольким кампаниям чисток в партии и военном руководстве. С 1984 Ким Чен Ир формально числился преемником своего отца.
В октябре 1983 агенты северокорейских спецслужб убили в бирманской столице Рангун четырех членов кабинета министров РК, и все же в 1985 делегации двух корейских государств сели за стол переговоров, которые в итоге привели к тому, что обе страны были приняты в ООН. В соответствии с соглашением, ратифицированным в 1992, Северная Корея и Южная Корея договорились воздерживаться от взаимных выпадов, развивать экономическое и другие виды сотрудничества и способствовать объединению семей.
После распада СССР в 1991 Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Попытки улучшить отношения с США и Японией не имели успеха, так как правительством КНДР не был разрешен допуск международных инспекторов на северокорейские ядерные объекты. В марте 1993 КНДР объявила о своем намерении отказаться от Договора о нераспространении атомного оружия, который ратифицировала в 1985. В июне 1993 КНДР согласилась не выходить из Договора, но заявила, что введение санкций со стороны Японии и США будет рассматриваться как объявление войны. Переговоры с США в октябре 1994 завершились договоренностью об инспекциях и модернизации атомных электростанций.
Ким Ир Сен скончался в июле 1994, а в октябре 1994 президентом страны и главой Трудовой партии Кореи стал его сын Ким Чен Ир.
Республика Корея после 1953. Первой задачей истощенной войной Южной Кореи было возрождение экономики. Помощь ООН и США позволили в течение нескольких лет поднять хозяйство и создать ряд новых отраслей промышленности.
Выборы в марте 1960 спровоцировали волнения в Масане, охватившие всю страну. 26 апреля, после того как американские официальные лица осудили жестокость властей Южной Кореи, Ли Сынман ушел в отставку. На новых выборах победу одержала Демократическая партия под руководством Чан Мена (Джона М.Чана). В мае 1961 правительство Чан Мена было свергнуто военной хунтой, во главе которой встал генерал Пак Чонхи.
При Пак Чонхи были разработаны сводная программа на 1962–1966 и пятилетние планы 1967–1971, 1972–1976 и 1977–1981. В итоге удалось добиться устойчивого экономического роста и преодолеть зависимость от иностранной помощи. Реальный национальный доход на душу населения за период с 1961 по 1978 повысился на 240%. Развитие страны ускорило массовую миграцию жителей деревни в города, особенно в Сеул и Пусан.
В 1961 правительство Пак Чонхи заявило о том, что гражданское правление будет восстановлено после всеобщих выборов 1963. Пересмотренный текст конституции был вынесен на всенародный референдум и получил одобрение в декабре 1962. С 1 января 1963 в стране была вновь разрешена деятельность политических партий. На выборах 16 октября 1963 победил Пак Чонхи, который был переизбран также в 1967.
В 1972 Пак Чонхи ввел чрезвычайное положение и объявил о намерении придать «жизнеспособность» конституции – в порядке «укрепления национальной безопасности». Целью изменений стало усиление президентской власти за счет законодательных органов и электората. В декабре 1972 Пак занял пост президента в четвертый раз и был переизбран вновь в декабре 1978. Опираясь на декрет 1972 о чрезвычайном положении, президент резко ограничил политическую деятельность в стране.
В 1979 инфляция, экономические проблемы в ряде отраслей хозяйства и недовольство населения вызвали новые волнения. В октябре правительство подавило выступления в Пусане и Масане. Через неделю Пак Чонхи был убит главой Центрального агентства безопасности Кореи. В 1980, после общенациональной демонстрации студентов, требовавших демократизации политической жизни, генерал Чон Духван распространил режим чрезвычайного положения на всю территорию Южной Кореи. Сопротивление действиям генерала вылилось в мятеж студентов в Кванджу. Войска штурмом овладели городом, сотни жителей были убиты и тысячи арестованы в ходе дальнейших репрессий. В августе 1980 Чон Духван был избран президентом Кореи. В октябре была обнародована новая конституция, в январе 1981 было отменено чрезвычайное положение. В феврале Чон Духван был переизбран, а возглавлявшаяся им Демократическая партия справедливости в марте 1981 завоевала большинство мест в парламенте.
В начале 1987, в связи со смертью одного из студентов, который подвергался полицейским пыткам, поднялась волна демонстраций, а затем и забастовок. Не желая идти на риск отмены в Сеуле Олимпийских игр 1988, правительство сочетало насильственные акции с обещаниями преобразований. Некогда репрессированный лидер оппозиционных сил Ким Дэджун был восстановлен в политических правах. Был разработан проект новой конституции, предусматривавший прямые президентские выборы. На выборах 1987 оппозиция выдвинула трех кандидатов. Победил кандидат Демократической партии справедливости (ДПС) Ро Дэ У (Но Тхэу), набравший 37% голосов электората. Новая конституция вступила в действие в феврале 1988.
Президентские выборы 1987 знаменовали начало подлинно многопартийной демократии в Южной Корее. Наиболее влиятельными партиями были ДПС, Демократическая партия за воссоединение (ДПВ), Партия мира и демократии (ПМД). В Национальном собрании, избранном в апреле 1988, большинство мест получили ДПС (124 из 299), ПМД (71) и ДПВ (59).
Новое правительство обещало расширить автономию университетов, разрешить создание студенческих организаций, либерализовать законы о печати и облегчить поездки граждан за границу. Летом 1988 тысячи студентов приняли участие в манифестациях, требуя объединения Кореи и вывода американских войск. В октябре 1988 в Сеуле состоялись 24-е Олимпийские игры. В ноябре власти дали согласие на образование новых профсоюзов, которые получили право на заключение коллективных договоров, и объявили об отмене обязательной военной подготовки для студентов университетов.
В 1989 крестьяне провели массовые демонстрации в Сеуле, студенты возобновили антиправительственные выступления, на предприятиях и железных дорогах начались забастовки. В 1990 в Национальном собрании более 2/3 депутатских мандатов получила Демократическая либеральная партия (ДЛП).
На выборах в Национальное собрание в марте 1992 большинство депутатских мест получили ДЛП, Демократическая партия (ДП) и Объединенная народная партия (ОНП). На президентских выборах в декабре 1992 были выдвинуты кандидатуры ДЛП Ким Ёнсама (от ДЛП), Ким Дэджуна (от ДП) и Чон Джуёна (от ОНП). Победу одержал Ким Ёнсам, набравший 42% голосов.
Во внешнеполитической сфере особенно важное значение имел начавшийся в 1985 диалог с Северной Кореей. Полномасштабные дипломатические отношения были установлены с СССР в 1990 и Народной Республикой Китай в 1995.
При президенте Ким Ёнсаме генералов Чон Духвана и Ро Дэ У судили за коррупцию, мятеж и государственную измену. Чон Духвана приговорили к смертной казни, которая позднее была заменена пожизненным заключением, а Ро Дэ У к пожизненному заключению, затем сокращенному до 20 лет. Однако оба были освобождены из тюрьмы по амнистии, проведение которой потребовал после своего избрания в феврале 1998 на пост президента Ким Дэджун.
Непосредственно перед прекращением срока полномочий Ким Ёнсама в стране разразился финансовый и экономический кризис (декабрь 1997). Череду банкротств, продажи имущества за долги и безработицу многие связывают с сильной зависимостью страны от займов Международного валютного фонда, которые в значительной мере расходовались на санацию попадавших в трудную финансовую ситуацию компаний и банков. Ким Дэджун призвал к осуществлению масштабных реформ. В некоторых районах, особенно на северо-востоке, состоялись демонстрации, направленные против преобразований.
2000-й год стал судьбоносным для Кореи. В июне в Пхеньяне прошел саммит лидеров Северной и Южной Кореи – Ким Чен Ира и Ким Дэджуна, которые обсуждали проблемы объединения корейского народа. Были намечены и конкретные мероприятия в этом направлении: открытие железнодорожного и автомобильного сообщения между двумя государствами, создание прямой связи между Сеулом и Пхеньяном, воссоединение семей, разделенных Корейской войной. Был подписан акт о примирении и намерении обеих стран вести работу с целью объединения Кореи.
Еще до саммита обе Кореи приступили к экономическому сотрудничеству. Благодаря южнокорейским инвестициям КНДР выпускает цветные телевизоры и телефонные аппараты, которые затем реализуются в Южной Корее. Разрабатывается план создания на морском побережье Северной Кореи индустриальной базы для производства бытовых электроприборов на инвестиции таких корпораций, как «Самсунг электроникс» и др.
В соответствии с решениями саммита 15 августа 2000 состоялись встречи родственников в Пхеньяне и Сеуле, а позже было объявлено о восстановления железной дороги между Северной и Южной Кореей. Первый ее участок длиной 12 км в Северной Корее и 12 км в Южной планируется сдать в эксплуатацию в сентябре 2001. В дальнейшем эта дорога должна будет связать Корею с Китаем и далее с Россией и Европой.
В июле 2000 КНДР посетил президент РФ В.В.Путин, а Государственная дума в Москве ратифицировала Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНДР. В октябре начались переговоры по торгово-экономическому сотрудничеству России и КНДР.
ИСКУССТВО КОРЕИ
Самыми ранними из дошедших до нас образцов корейской скульптуры являются фигуры, вырезанные в скале речного утёса Пангудэ в Ульсане. Глиняные, костяные и каменные изображения людей и животных были найдены во время раскопок в других частях страны. Керамика с гребенчатым орнаментом, обнаруженная в местах стоянок эпохи неолита, была основной формой искусства в то время. Впоследствии, по мере развития сельского хозяйства на керамических изделиях появляется декор в виде волнистых и изогнутых линий.
На территории Кореи была найдено несколько сохранившихся с доисторических времён предметов, которые, судя по их абстрактной форме, были созданы для религиозных целей. В бронзовом веке появляется большое количество разнообразных изделий из бронзы, но при этом традиции неолита продолжают сохраняться, и искусство этого времени по-прежнему тесно связано с религией.
В период Трёх государств, когда происходило формирование нового общественного строя, корейское искусство отличалось простотой и суровостью. Однако расцвет буддизма способствовал обогащению в искусстве его содержания и художественных приёмов. Все три государства активно поддерживали буддизм, и поэтому среди скульптурных работ Когурё (37 г. до н. э.- 668 г. н. э.), Пэкче (18 г. до н. э.- 660 г. н. э.) и Силла (57 г. до н. э.- 935 г. н. э.) преобладали буддийские изображения.
К наиболее характерным для государства Когурё буддийским изображениям следует отнести выполненные из позолоченной бронзы фигурки стоящего Будды Татхагата и полусидящего Будды майтрейя в состоянии медитации, лица которых освещает кроткая улыбка. Рельефные каменные изображения Будды, вырезанные на скале в Сосане, отличает мягкость черт лица и улыбка, что является типичными элементами искусства Пэкче.
Хотя для искусства государства Объединённое Силла был характерен реалистический стиль, оно стремилось к безупречной социально-экономической гармонии. В этот период достигает совершенства искусство обработки металла. Свидетельством тому являются богатые коллекции королевских золотых украшений, состоящие из корон, серёг, ожерелий и поясов, которые археологи извлекли из огромных насыпных могильных курганов периода Силла.
Особенно поражают мастерством исполнения золотые короны. Резной узор из волнистых линий и рельефный орнамент покрывают их переднюю часть, выполненную в виде прямого дерева, диадему и подвески, которые к тому же украшены прикреплёнными золотой проволокой лепестками и нефритовыми бусинками полукруглой формы. Серьги отделаны тончайшей сканью в сочетании с зернью.
Мастера эпохи Силла получили широкую известность также благодаря их высокой технике литья храмовых колоколов. Бронзовые колокола славились изяществом формы, богатством звука и внушительными размерами.
Самым большим из сохранившихся храмовых колоколов в Корее является отлитый в конце 8 в. "Священный колокол короля Сондока", или, как его обычно называют, Колокол Эмилле. Он украшен великолепными медальонами в форме лотоса, а также изображениями цветов, языков пламени и фей.
Искусство государства Корё (918-1392) лучше всего представлено изделиями из фарфора, покрытыми селадоновой глазурью великолепных цветов, например, зелёного с нефритовым оттенком. Керамические сосуды, кувшины, бутыли, тарелки, чашки, курильницы и цветочные вазы украшены изящным декором, который наносился методом гравировки, рельефной резьбы или инкрустации. Эти прекрасные селадоновые изделия 12 и 13 веков создавались скорее как декоративные украшения, нежели для практического использования. Можно, пожалуй, сказать, что в изделиях с селадоновой глазурью воплотилось стремление выйти за пределы земной жизни и обратиться к духовному миру.
Техника селадона пришла в Корё из сунского Китая (960-1279), но уже в первой половине 12 в. китайское влияние было преодолено, когда местные художники достигли высочайшего уровня мастерства. Техника инкрустации, изобретённая корейскими гончарами, состояла из нанесения на поверхность заготовки сосуда узора в виде бороздок и заполнения углублений белой или черной пастой. Перед обжигом излишек пасты удалялся. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой и сдержанной манере, придавали селадоновым сосудам утончённую, строгую красоту. Однако к концу 13 в. гончары начинают тиражировать наиболее популярные сюжеты декора методом штамповки, в результате чего утрачивается мастерство декоративного оформления и сложной техники.
В период после монгольских нашествий техника инкрустации стала более простой и грубой, и в 14 в. искусство производства селадонов пришло в упадок. В наше время мастерам гончарного дела удалось его восстановить. Немало людей посвящают свою жизнь и отдают силы возрождению чхончжа - голубовато-зелёному селадону эпохи Корё. То место, которое принадлежало селадонам в королевстве Корё, в эпоху Чосон занял белый фарфор. Ведущей продукцией корейских гончаров в ранний период правления династии Чосон стала керамика пунчхон из кремнистой глины (декор наносился белым ангобом с помощью кисти), покрытая серовато-зелёной глазурью. Со временем гончары Чосон усовершенствовали технику изготовления керамики и развили производство белого фарфора.
В период правления династии Чосон в обществе доминировало влияние конфуцианства. Переход от вальяжной аристократичности периода Корё к прагматичным нормам конфуцианской этики не мог не отразиться и на искусстве керамики.
От селадонов Корё с их изящными формами изделия из белого фарфора отличали более простые линии. В период Чосон гончарное производство находилось под контролем государства. Типичным для этого времени был выпуск изделий из белого фарфора с инкрустированным декором, а также селадонов с голубой глазурью и росписью инкрустацией.
На изделия из белого фарфора наносилась подглазурная роспись кобальтом. Как правило, сюжетами декора являлись сакунчжа - четыре растения, традиционные для корейского искусства символы добродетели и благородства, - цветы сливового дерева, орхидеи, хризантемы и бамбук, а также цветы лотоса, причудливые арабески и осенние травы. Современные мастера активно изучают и возрождают искусство белого фарфора Чосона.
В небольшом городе Ичхон, расположенном всего в часе езды от Сеула, мастера гончарного дела возрождают и сохраняют традиции искусных гончаров минувших времён.
В корейской архитектуре до современного периода существовало два основных направления в зависимости от назначения построек. Древние корейские архитекторы, возводившие дворцы и храмы, использовали систему балок и опор. Для жилых построек простого народа были характерны соломенные крыши и система обогрева полов ондоль. Представители высших слоев обычно строили большие дома с черепичными крышами, которые имели изящно изогнутую форму, и заканчивались несколько приподнятыми свесами.
Задачей архитектора было построить дом или другое сооружение так, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий природный ландшафт. К числу старейших деревянных построек, дошедших до наших дней, относится построенный в период Корё павильон Мурянсучжон ("Зал вечной жизни") в монастыре Пусокса, который находится в Ёнчжу, провинция Кёнсанпукто. Считается, что павильон был сооружён в 13 веке.
Корейцы впервые познакомились с западной архитектурой в конце 19 в., когда зарубежные архитекторы и инженеры начали возводить в стране церкви и здания для иностранных миссий.
Начиная с 60-х гг., когда в стране начались процессы индустриализации и урбанизации, правительство способствовало реализации ряда строительных проектов, в результате чего много красивых старинных зданий были снесены, а на их месте возведены ничем не примечательные сооружения.
Однако в последние годы ведутся активные дискуссии на тему возвращения к старой, проверенной временем концепции гармоничного сочетания архитектурных сооружений и окружающей природы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. О. Н. Глухарева. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982
2. Квон Бён Рин. Исторические уголки королевства Пэкче. // Сеул,1943.
3. Ким Мин А. Выставка «Великое Корё». // Сеул, 1995.
4. Современная КореяМ., 1971.
Культура Кореи
Несмотря на то, что нынешнее разделение Корейского полуострова на Северную и Южную Корею привело к значительным различиям в современной культуре обеих стран, традиции и обычаи корейского народа и культура Кореи в целом едины для обеих стран. Давайте рассмотрим подробнее главные составляющие корейской культуры.
Танец
Издавна, со времён правления династии Корё, в Корее большое значение имел танец. Существует огромное множество традиционных танцев, таких как, танец с мечами, танец с веерами, танец монаха, шута, крестьянина и т.д. Они исполнялись как при дворе императора, так и в деревнях сельские жители устраивали представления. Сейчас танец не является такой важной частью жизни современной Кореи, но существует множество школ, во многих университетах Кореи народный танец преподается как академический предмет.
Пакчомму – танец порхающих крыльев бабочки
- Живопись
Живопись является неотъемлемой частью культуры Кореи. В ней присутствует влияние культуры, но сама по себе она специфична и самобытна. Особый интерес представляет становая живопись, сформировавшаяся во времена правления династии Чосон. Рисовали на шёлке, бумаге, специальных тканях растительными, минеральными красками или тушью. Если художественная живопись отражала необычное видение мира глазами художника, то народная живопись показывала быт и проблемы повседневной жизни. Можно сказать, что живопись существовала и развивалась в двух направлениях, и оставила за собой бессмертные творения.
Кот и бабочка. XVIII век. Художник – Ким Дон Хо
Корейский сад
Мало кто знает, но традиционный корейский сад существует более двух тысяч лет. Он похож на пейзажный парк, человек мало принимает участия в его формировании. Все сады включают в себя такие элементы, как ручьи, круглые водоемы, форменные деревья, водопады, сад камней, холмы, напоминающие горы. Гармония здесь доминирует не зависимо от определенной детали. Гармонию создает все многообразие форм и размеров, присутствующих здесь. Традиционные корейские сады разбиты во Франции (Нанта), Мехико (зоопарк Чапультепек), в Турции (Анкара), Германии (Берлин) и т.д.
Ханбок
Ханбок – национальный традиционный костюм, состоящий их чогори (блузка) и чима (юбка) – для женщин и пачжи – для мужчин. Это одежда для официальных приёмов, праздников и фестивалей. Но существуют и такие ханбоки, которые можно носить как повседневную одежду. Шьются они из более дешевых тканей и просты в уходе за ними.
Кухня
Известно, что современная культура Кореи с каждым годом заимствует всё больше и больше элементов культур европейских стран, но кое-что остается неизменным, а именно – национальная кухня. Основой, как и в большинстве азиатских стран, является рис. Но, тем не менее, традиционная корейская кухня имеет ряд отличительных, даже специфических черт. Например, многие блюда изобилуют пряностями, особенно красным перцем, а всё потому, что Корея – страна теплая и южная, а перец позволяет дольше сохранить свежесть продуктов, да и со временем понятия «вкусный» и «острый» стали синонимами. Наряду с перцем используются такие приправы, как соевый соус и соевая паста. А вот корё-сарам для придания блюдам особенный вкус, в больших количествах использую кориандр.
Кимчи – остро приправленные квашеные овощи
Праздники в Корее
Как и во многих странах, в Корее существуют свои национальные праздники, которые принято отмечать с особым, корейским размахом.
Солляль – корейский новый год
Традиционно этот праздник отмечается в первый день лунного календаря. Выходные длятся три дня, и в это время принято наряжаться в ханбок, ездить к родителям или в родной город, отправляться на берег моря, чтобы встретить там первые лучи солнца. Также в эти дни поминают умерших предков, подготавливая специальные блюда и проводя ритуал под названием чаре. В Солляль дети поздравляют родителей, обязательно кланяясь в пол, а также человек становится на год старше.
День освобождения
Ежегодно этот праздник отмечается в Северной и Южной Корее 15 августа. В этот день Япония освободила Корею от колониального правления. В этот день проводится официальная церемония, в которой участвуют многие высокопоставленные лица страны. Повсюду развешивают флаги страны, а также по традиции в этот день амнистируют нескольких заключенных.
Чусок – праздник урожая и поминовения предков
Праздник приходится на пятнадцатый день восьмого месяца восточного календаря. Выходные дни – день до и день после праздника. За несколько дней до праздника корейцы покупают продукты и подарки, покупают билеты на поезда и самолёты, чтобы отправиться в родной город. В праздничный день с утра накрывают стол и поминают предков, либо несут кушанья на кладбище. На столбы привязывают снопы злаков, благодаря богов за урожай, угощают домового. Девушки и женщины исполняют национальный танец канкансулле, а дети с отцами запускают в небо воздушных змеев.
Корейская свадьба
Современная корейская свадьба не похожа ни на традиционную корейскую свадьбу, ни на европейскую. Новые традиции и обычаи у корейского народа сложились всего лишь около пятидесяти лет назад, но они прочно закрепились и повсеместно используются всеми корейцами.
Свадебные традиции и обычаи корейского народа во многом изменились за последние годы. С шестидесятых годов свадебную церемонию принято проводить в так называемых «ритуальных» залах. Но чаще всего свадьбы проводятся в ресторанах, либо в конференц-залах отелей. Гости, прибывающие на церемонию, обязательно приносят подарок молодожёнам, обычно – деньги. Также у жениха и невесты есть своеобразные комнаты ожидания, в которых гости могут сфотографироваться с ними. На смену традиционным ханбокам пришли «традиционные» европейские наряды – свадебное платье и костюм. Свадьба – открытое мероприятие. Зачастую помимо фотографа присутствует видеооператор. Вместо привычного многим марша Мендельсона играет свадебный марш Вагнера, крайне редко используемый в других странах. Первым в зал заходит жених, затем к алтарю невесту приводит отец. Самую важную роль в свадебном обряде играет человек, проводящий ритуал. Обычно это близкий родственник, либо друг жениха. Вся церемония длится около получаса, после чего молодая пара и гости отправляются на торжественный банкет. После его начала молодые надевают традиционные наряды и отправляются в специально отведенную комнату, где обедают вместе со своими родителями. Обычно сразу после свадьбы пара отправляется в путешествие.
Толь чанчи – первый день рождения
Первый день рождения ребенка – особенная дата. Зачастую подготовка к этому празднику начинается ещё до рождения малыша. В этот день приглашается большое количество гостей, а саму церемонию зачастую устраивают вне дома. Гости приносят подарки малышу, поздравляют его, после чего начинается традиционный ритуал, определяющий судьбу ребёнка. На стол перед разодетым в ханбок ребёнком кладут различные предметы, каждый из которых несет особенный смысл. От того, что малыш возьмёт в руки, зависит его судьба. Например, если это горсть крупы, то он никогда не будет голодать. Нитки сулят долгую жизнь, а книга – богатый ум. После этого начинается традиционный банкет, перед которым родители ребёнка кланяются в пол, благодаря гостей за приход. Вот так и проходит первый день рождения!
Таким образом даже сегодня, в современном быстро меняющемся мире традиции и обычаи корейского народа наполняют смыслом жизни корейцев, передаются из поколения в поколение. Ведь экономическую ситуацию восстановить можно, а утраченные традиции и культуру не подсилу вернуть никому.
Парадокс данного социального явления заключается в том, что культура Южной Кореи , как и Северной, имеют не только общий язык общения, но и общие исторические корни своих этических и моральных традиций, основанных на принципах и постулатах конфуцианства. И если, в Южной стране эти принципы всеобщего уважения к родителям, семье, друзьям и к старшему поколению приобрели, более гуманистические формы, то в Северной учение чучхе существенно трансформировали эти понятия.
Все это привело к созданию не только тоталитарного государственного режима пост коммунистического типа, но и к уничтожению любых свобод человека и личности. При этом если рассмотреть современные тенденции в воспитании подрастающего поколения в Южной Корее, то в этом процессе особое значение в первую очередь уделяется эстетическому воспитанию личности, а затем уже на этот сформировавшийся «фундамент» накладываются технические и гуманитарные знания более высокого порядка.
Религия Южной Кореи
Не секрет, что практически все религии мира существенно подвержены влиянию, как тех или иных национальных традиций, так и этнических особенностей того или иного народа или социальной группы, которые ее исповедует. Так получилось и в нашем случае, ведь география Южной Кореи , предполагает существенное влияние культур соседних народов. Ведь , имея верования традиционно буддийского толка, впитала в себя более древние религиозные толкования конфуцианства, которое многие столетия было официальной религией династии Чосон.
Экономика Южной Кореи
Парадоксом развития экономики Южной Кореи является то обстоятельство, что , будучи отсталой до шестидесятого года и ориентированной в основном на производство сельскохозяйственной продукции для внутреннего потребления, за последние пятьдесят лет превратилась в самую передовую экономику мира занимающая 15 место в мире по уровню ВВП. Помимо этого, произошла ее и кардинальная переориентация. И на сегодняшний день экономика Южная Корея является передовой практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Наука Южной Кореи
Как пишут многие аналитики в области экономики, что одной из основных причин невероятных успехов Южной Кореи в области развития экономики и производства лежит то обстоятельство, что в основе этих преобразований лежала , как в части существенных инвестиций в научно-технические разработки, так и в область национального образования.
Искусство Южной Кореи
Одной из основных особенностей развития современного искусства Южной Кореи является то обстоятельство, что на фоне проявления современных урбанистических тенденций, как в области архитектуры, монументального искусства и живописи, современное бережно сохраняет древние, многовековые традиции мастеров изготовления тончайшей керамики, зодчества и работы с металлом.
Кухня Южной Кореи
Современная кухня Южной Кореи , как и культура многих стран этого азиатского региона, имеет ту особенность, что в ее основе заложено применение наиболее распространенных сельскохозяйственных продуктов, а именно это тот же рис, бобы и ячмень. При этом, будучи страной окруженной морями кухня Южной Кореи изобилует и морепродуктами, которые традиционно, как и обычные блюда корейской кухни обильно приправляются острыми приправами.
Обычаи и традиции Южной Кореи
Если говорить про , то помимо своеобразной национальной одежды «ханбок» и традиционного стиля в архитектуре, а именно постройки сооружений в виде пагод, особое место в культуре жителей Южной Кореи занимает ландшафтный дизайн. Южнокорейские сады, являющиеся обязательным элементом любого жилища, существенно отличаются от традиции создания парков в том же Китае и Японии. Так в частности, южнокорейские парки и сады имеют весь антураж, присутствующий в парке имеет только искусственное происхождение. Так, что довольно часто южнокорейский сад или парк выглядит гораздо привлекательней, чем его природный аналог.
Спорт Южной Кореи
Южная Корея, будучи довольно плотно интегрированной в современную мировую экономику в области спорта культивирует практически все популярные европейские виды спорта. Так, что на многих международных аренах представлен не только футболом и баскетболом, то и такими несколько экзотическими видами, как компьютерный спорт, в основе которого лежит индивидуальное и персональное участие в компьютерных многопользовательских играх.
В прошлом в традиционном корейском обществе в одной семье вместе жило 3~4 поколения. В те времена люди предпочитали жить большой семьёй и иметь много детей.
Однако, когда в 1960-70 годах в Корее стала быстрыми темпами осуществляться индустриализация и урбанизация, а также появились ограничения в рождаемости детей, культура в стране стала изменяться, и с 1980-ых годов в одной корейской семье в среднем два ребёнка и менее.
В корейском обществе и по сей день сохранились конфуцианские традиции, по которым предпочтение отдаётся старшему сыну. Для борьбы с половой дискриминацией правительство приняло закон, в соответствии с которым сын и дочь являются равноправными наследниками при делении имущества.
Молодые супружеские пары в настоящее время в основном живут отдельно от родителей. Поэтому семьи теперь состоят обычно только из родителей и детей.
Имена
Большинство корейцев носят фамилии, наиболее распространенными из которых являются: Ким (примерно 21% всех корейцев), Ли (14%), Пак (8%), Цой (или Чхве), Чон, Чан, Им и т. д. Корейское имя состоит из фамилии, как правило, это всегда один слог, и имени, обычно два слога, следующие за именем (но бывает, что имя состоит и из одного слога). Женщины, вступая в брак, не берут фамилию мужа, но дети будут носить фамилию отца.
Брак
Корейцы считают брак самым важным этапом в жизни человека, и крайне негативно относятся к разводу, как к проявлению неуважения не только друг к другу, но и к родителям, - хотя, несмотря на это, количество разводов за последнее время растет стремительными темпами.
Свадьба сегодня несколько отличается от той, что была раньше. Сначала проводится обычная церемония в западном стиле, в церкви или мэрии, невеста в белом свадебном платье и жених в смокинге, а затем следует традиционная церемония, уже в другом помещении, где жених и невеста, переодевшись в корейские национальные костюмы и следуя традиции, совершают поклоны родителям.
Корейская свадьба это, прежде всего, союз семейств, а не просто решение двух человек о создании новой ячейки общества. Так уж повелось, что в этой стране молодые редко выбирают себе пару сами, в большинстве случае решение за них принимает отец. В некоторых семьях молодожены даже не знакомы до момента бракосочетания. В корейских семьях испокон веков отмечается господство патриархата, и глава семьи для домочадцев был и остается непререкаемым авторитетом. А богатые мужчины и теперь могут позволить себе иметь несколько жен и, соответственно, несколько семей.
Свадебные обряды в Корее , не взирая на прогрессивные взгляды современной молодежи, до сих пор имеют множество форм и колоссальное количество правил и рекомендаций. За несколько недель до торжества сваты со стороны мужчины приходят в гости к родителям женщины с подарками и подношениями, к тому времени в доме невесты собираются так же все ее знакомые и друзья.
Этот ритуал похож на генеральную репетицию предстоящего бракосочетания. На корейском он называется «ченчи». Традиции мини-свадьбы «ченчи» в Корее претерпели существенные изменения за последний десяток лет, и теперь они мало чем напоминают старинное действо, однако и новомодные европейские веяния не прижились у этого народа. Примерно в середине прошлого столетия было принято решение о том, что «ченчи» отныне будет проводиться только в светлое время суток, в последний день недели. В редких случаях, скорее в исключительных, утром в субботу. Число для свадьбы выбирают тщательнейшим образом, руководствуясь древними знаниями по эзотерике и лунным календарем
Чере (обряд поминовения предков).
Согласно корейской вере, душа человека не уходит сразу после его смерти, а остается с потомками еще на протяжении четырех поколений. Все это время умерший человек еще считается членом семьи, и корейцы проводят в честь него специальный обряд Чере на Соллаль (новый год по восточному календарю), Чхусок (корейский день благодарения), а также в день годовщины смерти. Также корейцы верят, что их жизнь здесь, в этом мире, может быть счастливой и благополучной, если предки благословят их.
В период японского колониального правления традиция проводить Чонмё чере начала угасать, а в 1946 году была прервана. Но в 1969 году церемонию провели вновь, а с 1971 года ее регулярно проводят один раз в год в первое воскресенье мая. Сегодня это событие очень популярно как среди корейцев, так и среди гостей страны. Так, на церемонию, проводившуюся совсем недавно - 3 мая 2009 года - пришли посмотреть несколько тысяч человек.
Традиционно ритуал проводили ван, наследный принц и его братья, а также другие члены королевской семьи (но только мужчины). Им помогали и некоторые придворные, обладавшие высоким статусом. Сегодня ритуал проводится потомками королевского родового клана Ли из Чончжу.
Язык тела
Когда вы подзываете к себе человека, опустите ладонь вниз и помашите ей, двигая всеми пальцами. Никогда не подзывайте никого ладонью вверх, и уж тем более одним пальцем, - так корейцы подзывают собак.
Нельзя перешагивать через старшего, если он лежит и отдыхает, особенно в области головы.
Нельзя лежать, если старший в это время кушает.
Садясь за стол, нельзя брать ложку раньше старшего.
Подавать старшему что-либо и принимать от него нужно двумя руками. Вообще этот жест универсален для всех случаев жизни, когда вы что-то даете или получаете от старшего по возрасту или должности. Например, продавец в магазине всегда берет деньги и дает сдачу только двумя руками. По правилам этикета этот жест должен сопровождаться легким поклоном.
Повсеместным обычаем является запрет курить при «старшем», даже если «младший» сам в годах. Если «младший» пьет спиртное за одним столом со «старшим», поднося рюмку ко рту, он обычно отворачивается и прикрывает ее руками.
Грубостью считается наливать самому себе. Так вы лишаете хозяина стола возможности проявить гостеприимство. Когда вам наливают, рюмку надо держать в правой руке, а левой рукой придерживать правую. То же самое, когда наливаете вы: бутылка в правой руке, левая рука придерживает правую.
В Корее считается оскорбительным сморкаться на людях.
При этом совсем не зазорно чавкать за столом. Так вы показываете хозяину, что все очень вкусно.
Неприемлемо за столом втыкать палочки в еду. Это жест, имеющий отношение к смерти.
Если с кем-то разговариваете, держите руки на виду. Прятать их за спиной или в карманах неприлично.
В Корее не принято подзывать человека рукой с обращенной вверх ладонью или манить пальцем. Такими жестами в Корее обычно подзывают собак. Чтобы подозвать человека, это нужно делать рукой с ладонью, обращенной вниз.
Есть еще чисто корейский жест, показывающий хорошее расположение к вам. Это дружеский жест. Сложить руками сердечко (над головой, например).
Нельзя не упомянуть растопыривание пальцев перед объективом, поднесение кулачков к щекам и прочее эгъё.
Женщины часто прикрывают лицо во время смеха. Для них считается неприличным показывать зубы. Сейчас этот жест, правда, несколько устарел.
Находясь в Корее необходимо привыкнуть кланяться. В Азии без этого жить нельзя.
Никаких прикосновений! Корейцы считают безобразием, если к ним прикоснулся кто бы то ни было, кроме близких друзей. Никого не обнимайте, не хлопайте по спине, не кладите руку на плечо. Абсолютно неприемлемо прикасаться к старшим и к лицам противоположного пола.
Корейцы нередко смеются, чтобы скрыть смущение. Смех может также означать страх, злость или удивление. Кореянки, когда смеются, прикрывают рот. Мужчины этого не делают.
Близкие друзья-корейцы одного пола могут ходить за руку или положив руку на плечо. Иностранцы не должны поступать так же.
Нельзя сидеть, скрестив ноги или протягивать их перед собой. Ступни должны стоять на полу. Ни в коем случае нельзя класть их на стол или на стул.
Подавать и принимать предметы можно только правой рукой (левой возьмитесь за правое запястье) или двумя руками.
Необходимо прикрывать рот рукой, когда зеваете или пользуетесь зубочисткой.
Знакомые люди стоят близко друг к другу и ходят рядом. Очень грубо заставить человека идти сзади вас.
Сидеть и стоять нужно прямо, не сутулясь.
Когда человек запрокидывает голову и всасывает воздух сквозь зубы, это значит «нет» или «это очень трудно».
Ондоль
Традиционные корейские комнаты весьма многофункциональны. Они не имеют специального предназначения; одна и та же комната, например, может быть и спальней, и столовой и т.д. Практически все корейцы сидят и едят на полу, и поэтому просто приносят в комнату матрас или обеденный стол по необходимости.
Пол, как правило, каменный или бетонный, и под него специально нагнетается горячий воздух, чтобы обогревать помещение. Верхним слоем может служить глина либо цемент, защищая людей от вредных газов. Такой способ обогрева и называется «ондоль» (дословно с корейского: «горячий камень»).
В настоящее время под полом циркулирует горячая вода, а сам пол обычно покрыт линолеумом.
Корейская кухня
Корейская кухня славится большим разнообразием блюд и пищевых продуктов, используемых в них. В давние времена Корея была сельскохозяйственной страной, в которой в основном выращивался рис, служивший главным продуктом питания населения. В настоящее время, в корейской кухне, наряду с зеленью и овощами, используются различные виды мяса и рыбы. Такие корейские продукты как кимчи(квашенная капуста), чотгаль(солённые моллюски, рыбы или креветки) и Твэнчжан(соевая паста) славятся специфическим ароматом и высокой пищевой ценностью.
Самая отличительная черта корейского стола то, что все блюда подаются одновременно. Традиционно, число закусок изменялось от 3 для низших классов до 12 для членов королевской семьи. Сервировка стола изменяется в зависимости от того, что подано на стол: лапша или мясное блюдо. Формальные правила сервировки стола показывают внимание, оказываемое корейцами еде и процессу принятия пищи. По сравнению с соседними Китаем и Японией , ложка в Корее используется чаще, особенно когда подаются супы.
Кимчжан
Кимчжан - это время заготовки кимчи на зиму, особый способ, секреты которого передаются от поколения к поколению. Поскольку зимой в Корее овощи практически не растут, Кимчжан проводится поздней осенью, снабжая корейцев их основной пищей, - кимчи, - на всю зиму, поскольку корейцы просто не мыслят себе стол без него.
Национальная одежда (ханбок)
Ханбок является традиционной корейской одеждой вот уже несколько тысячелетий. Всю его красоту и изящество можно увидеть на фотографиях женщин, одетых в ханбок.
Ханбок был повседневной одеждой в Корее до прихода в страну западного стиля около ста лет назад. Мужчины носили «чогори» (жакеты) вместе с «пачжи» (штаны), а женщины - «чогори» с «чхима» (юбка). В наши дни ханбок одевается на праздники, такие как Соллаль (восточный новый год), Чхусок (корейский день благодарения) или свадьбу.
Ханбок отличается простотой линий, и отсутствием карманов. Женский ханбок состоит из просторной юбки, которая оборачивается вокруг тела, и жакета подобного болеро. Это носит название чхима-чогори. Юбка называется по-корейски — чхима, а жакет — чогори. Мужской ханбок состоит из короткого жакета и просторных брюк, которые по-корейски называются пачжи, и которые обязательно должны плотно прилегать к лодыжкам. Оба ансамбля могут дополняться длинной верхней одеждой, похожей по покрою на чогори, и называемой турумаги. На ногах представители обоих полов издревле носили посон — толстые, стеганные носки, а также комусин — широкие туфли с загнутыми носками, которые легко снимаются и надеваются при входе и выходе из дома. Последнее обстоятельство немаловажно, учитывая, что до сих пор в Корее не принято находиться в помещении в обуви, пусть даже домашней.
Традиционный ханбок, носимый и сегодня, шьется по образцу одежды, которая была распространена во времена династии Чосон (1392-1910), ориентированной на конфуцианство. Представители янбан (наследственный аристократический класс, опирающийся больше на образование и социальный статус, чем на материальные ценности) носили ханбок ярких цветов, сшитый из простого шелка, и шелка ручной выделки в холодную погоду, а в жару — из легких, проницаемых материалов. Людям незнатного происхождения было запрещено законом (также как и людям, владеющим капиталом) отбеливать пеньку и хлопок, чтобы носить одежду белого и иногда бледно-розового цвета. Поэтому они могли носить только светло-зеленый, серый или угольно-черный ханбок.
Традиционный корейский дом
Традиционный корейский дом называют «ханок». При постройке такого дома, подбирается место, в котором человек может сосуществовать с природой. Поэтому природные условия традиционного корейского дома включают в себя от внутреннего строения до используемых строительных материалов. Другая уникальная особенность традиционных домов - их специальная планировка, позволяющая охладить дом летом и нагреть его зимой. Жаркое лето и холодная зима послужили причиной изобретения системы нагрева пола «ондоль гудыль» и проветриваемой террасы «тэчхон». Благодаря таким изобретениям корейцы могли переносить зимнюю стужу и душное, влажное лето. Столь незатейливые системы нагревания и кондиционирования настолько эффективны, что используются во многих домах даже сегодня.