Домашнее задание по теме лес. Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»
1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».
3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».
4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели....
У дуба ствол толстый, а у березы....
У клена листья большие, а у березы....
У березы ствол светлый, а у клена....
5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:
6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)
7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.
8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.
Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).
9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).
Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.
1-заяц, 2-медведь, 3-лиса, 4-волк, 5-белка
1.у кого зимой появляются детёныши?
2. Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами.
3. Кто к зиме собирается в стаи?
4. У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки?
5. Про какого зверя так говорят? «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»?
6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы?
7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детёнышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за зверь?
8. Хвост служит ей рулём, а иногда и парашютом.
9. Быстро бежит в гору, а с горы кувырком.
10. Когда начинают поспевать овёс и кукуруза, он появляется в полях.
2. Один художник решил нарисовать лес.
Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.
Нарисуй жабу и ящерицу!
Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.
Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.
Узнай меня.
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладываю в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это справляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майского жука. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!
Звери то врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - вижу ими не только впереди и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.
Ольга Нейферд
Домашние задание по теме «Деревья»
Домашние задание по теме "Деревья "
1. Рассмотреть с ребёнком на прогулке разные виды деревьев , отметить особенности строения (ствол, ветви, листья, плоды и т. д.) . Повторите названия деревьев . Объяснить, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках , у хвойных – хвоя на ветвях. Почему хвойные деревья называются «вечнозеленые» ; рассмотреть иллюстрации с изображением леса; дома найти предметы , сделанные из дерева ; провести беседу о бережном отношении к природе.
2. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) : пень – нет пня, дерево - , иголка - … корень - … сосна - … клен - ….… лист - … хвоя -…. ствол –….
3. Игра «Расскажи, каких деревьев много в лесу ?» В лесу много дубов, тополей… и т. д.
4. Игра «Что происходит с листьями?»
Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.
5. Ответьте на вопросы и перескажите рассказ.
У дома росла ель . На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.
Вопросы :
Где росла ель? Куда Лена собирала шишки? Что делала мама из шишек?
6. Игра «Что не так?» (Исправь ошибку)
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза - это хвойное дерево ..
7. Выложите елку из счетных палочек или спичек.
8. Выучить. Пальчиковая гимнастика «Дерево » .
1, 2, 3, 4 – Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки
Деревья в поле посадили .
У дерева ствол , По очереди загибаем пальцы в кулак (на каждое название части дерева )
На стволе много веток,
А листья на ветках зелёного цвета.
Есть корни у дерева ,
Есть и кора.
Рада деревьям вся детвора ! Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки
9. Выполни штриховку.
Публикации по теме:
Образовательная область – речевое развитие Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное.
Тема: Деревья. Цели: Развитие лексико-грамматических навыков. Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого.
Цель: познакомить детей с деревьями нашего региона, дать представление о жизни деревьев осенью; обратить внимание детей на окрас листьев.
Цели : сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
Задачи: ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование : презентация, проектор; экран; рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина “Лесозаготовки”; фотографии “На вырубках”, “Несанкционированные свалки”; аудиозаписи песен.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Здравствуйте, ребята!
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Звучит песня “Лесной марш” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)
Почему мы начали наш урок этой песней?
Ученик: Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березах, которые надо сберечь.
А кто должен оберегать лес?
Ученик: Это должны делать люди.
Кто может сформулировать тему нашего урока?
Ответы детей......
Тема нашего урока - “Лес и человек” (запись на доске и в тетрадях) слайд №2
II. Проверка знаний и умений.
1. Фронтальная работа
Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (Ответы детей)
Молодцы, ребята, а сейчас проведем блиц - турнир “Я знаю лес”, слайд №3
2. Блиц – турнир “Я знаю лес”
Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато - красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположено попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна)
Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
Какое дерево является символом России? (Береза)
Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)
У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)
Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
Узнайте животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)
Ребята, вы должны были приготовить сообщение. О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?
Заслушивается сообщений, подготовленных дома. (2 человека)
Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
Молодцы, ребята!!!
Сейчас мы обобщим наши знания, выполнив самостоятельную работу по карточкам. (Учитель раздает карточки). Приложение №1 (рисунок 1, рисунок 2.)
Проверим, как вы выполнили работу (организуется взаимопроверка)
III. Работа над новой темой.
Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”: слайд №4
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Ученик: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
Сейчас еще раз прочитайте стихотворение про себя (самостоятельное чтение)
Так чем же является лес для человека? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
Ученик: Лес - это место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь.....”
Давайте проверим, правильно вы ответили (открывается первая карточка – “место отдыха”), слайд №5
Что еще находит себе человек?
Ученик : В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода....
Правильно и открывается следующая карточка “источник чистой воды и пищи”, слайд №7
Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
Ученик : Шкафы, стулья, столы, двери, деревянный пол....
А что у вас на столах изготовлено из дерева?
Ученик: Карандаши, линейка, книги, тетради.....
А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
Ученик : “..... Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил....”
Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
Ученик : Они там растут.
Чем для них является лес?
Ученик : Это их дом.
А для кого еще лес является домом?
Ученик : Лес является домом для животных....
И так, лес еще является домом для растений, грибов и животных. Открываем следующую карточку “дом для растений, животных, грибов”, слайд №9
Давайте сделаем вывод. Сколько значений у леса? (ответы детей)
Но это еще не все! Сейчас прочитайте в учебнике статью “Роль леса в природе и жизни людей” на странице 106 -107. И вы узнаете, какую роль играет лес.
И все-таки, какие роли выполняет лес?
Ученик : Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
Ребята, давайте, используя текст учебника, сформулируем определение. Что такое фитонциды?
Ученик : Фитонциды - это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Чем является лес для воздуха?
Ученик : Для воздуха лес – защитник.
Чему еще лес является защитником?
Ученик : Лес – защитник водоемов и почв.
После обсуждения прочитанного открывается последняя карточка “защитник воздуха, водоемов и почв”, слайд №10
Защитник воздуха, водоемов и почв
Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? Слайд №11
Ученик : Лес – это дом, защитник, источник, источник, аптека, место отдыха.
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникает экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубили,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
(Н.Некрасов)
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Ученик : В этом стихотворении идет речь о вырубке леса.
Ребята посмотрите на слайд, как в настоящее время идет заготовка древесины.
Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (слайд №12).- Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей).
Ребята я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшая проблема.
После осуждения заполняется схема: слайд №13
Проблемы леса
- вырубка
- незаконная охота
Ребята, сейчас послушайте песню “Просьба”. И подумайте, какую экологическую проблему раскрывает эта песня?
Ученик : Эта песня раскрывает проблему убийства животных.
В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды взяты под охрану и занесены в Красную книгу (показ книги). Слайд №14
В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику дома “Приокско-Террасный заповедник”. (Приложение №1)
А сейчас, ребята, давайте отдохнем.
IV.Физкультминутка (слайд №15)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы.Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
V. Продолжение работы по теме урока.
Ребята, еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Дайте послушаем рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” (читает заранее подготовленный ученик)
Ребята, скажите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Ученик : Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если каждый человек будет поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
Вот, во что может превратиться лес. Слайд №16
Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар” слайд №17
Забывчивый охотник на привале.
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра....
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели.
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Ученик : Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра.
Ребята, у вас на партах памятки “Как разводить костер”, (приложение №2) - прочитайте самостоятельно их и запомните:
- Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
- Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
- Нельзя разводить костер под деревьями.
- Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
- Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
- Нельзя разводить костер зажигалкой.
- Обязательно наблюдайте за горящим костром.
- Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.
А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 35, прочитаем №1 задание. Используя текст учебника, сформулируйте определение и запишите его в тетрадь. (Запись в тетрадь).
Выполняем №2 задание. В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”. Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия.
А задания под №3 выполните самостоятельно. Рассмотрите и запишите знаки – рисунки.
Взаимопроверка в парах.
VI. Закрепление изученного
Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (ответы детей).
А сейчас работа в парах, вы должны придумать и нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?
Ученик : Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение леса бытовым мусором. Разведение костров.
Самостоятельная работа в парах.
О чем еще должны помнить люди, приходя в лес?
Ученик : Лес-это “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.
VII. Подведение итогов урока.
Назовите значение леса для человека? Ребята, что вам понравилось на уроке? (ответы детей)
Выставление оценок. Слайд №18
Домашнее задание.
- Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (стр.106-113).
- Выполнить задание №4 в рабочей тетради (стр.36).
- Прочитать рассказы из книги “Великан на поляне”
Загадки
Этот лес густой, тенистый,
Хвоей пахнет он смолистой. (Ельник.)
Зимой и летом зелена,
Называется... (сосна).
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое,
Оно зовется... (елкою).
На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные. (Желуди.)
В черных черточках стволы
Шелковисты и белы. (Березы.)
Лес могучий, величавый
И зовут его... (дубравой).
Объясните, какие слова помогли найти отгадки?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.
1. Дубрава, березняк, болото , ельник.
2. Береза, роза , клен, осина.
3. Осина, липа, дуб, ель .
4. Шиповник, боярышник, орешник, сосна .
5. Липа, осина, клен, сирень .
6. Тюльпан, нарцисс, дуб , роза.
7. Сосна, ель, пихта, яблоня.
8. Осинник, кедровник , березняк, дубрава.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее еловому (сосновому, березовому, осиновому, дубовому) лесу. Объясните выбор каждого слова.
Желудь, березовый сок, сосновая шишка, новогодняя гостья, еловая лапа, подосиновик, дубрава, белоствольная, хвойное дерево, тенистый, смолистая, янтарь, могучий, красно-лиловый лист, светолюбивая, растет на краю леса, горькая кора, лакомство для белок, черника, кислица, длинные зеленые иглы, сбрасывает иглы, кедровая шишка.
После игры для активизации памяти и речи детям можно предложить следующие задания.
Вспомните, какие слова, подходящие еловому (сосновому, дубовому...) лесу, вы слышали?
Составьте рассказ-описание с опорой на план.
1. Как называется лес?
2. Как он выглядит?
3. Какие деревья растут в этом лесу?
4. Какие кустарники, травы, цветы, грибы растут в этом лесу?
5. Какие звери и птицы живут в этом лесу?
6. Дополнительные сведения, известные детям.
Пословицы и поговорки
Почему в народе говорится?
1. Лес да вода поле красят.
2. Лес и вода — родные брат и сестра.
4. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
5. Грибов ищут — по лесу рыщут.
6. Под березами — не только подберезовики.
7. В лес идем пустым-пусто, а из леса — густым-густо.
9. Без счастья и в лес по грибы не ходи.
10. В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
11. В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.
12. Возле леса жить — голоду не видеть.
13. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
15. Недорубленный лес опять подрастает.
16. Охотник слышит, как лес дышит.
17. Бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет.
19. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
20. От малой искры сыр-бор загорается.
Вопросы
1. Что такое лес?
2. Какие бывают леса?
3. Какие деревья растут в хвойных лесах?
4. Почему ель и сосну называют хвойными деревьями? Какие еще хвойные породы деревьев вы знаете?
5. Какие деревья растут в широколиственных лесах?
6. Что такое смешанный лес?
7. Какие звери и птицы питаются семенами шишек?
8. Какое главное дерево в дубраве?
9. Какие звери и птицы любят угоститься желудями?
10. Какие грибы растут под березами? А под осинами?
11. Что такое лесная опушка?
12. Где находится опушка: в чаще или на краю леса?
13. Какие деревья растут в лиственных лесах?
14. Какие растения растут на лесных полянках?
15. Какую пользу приносит человеку лес?
16. Какую пользу приносит лес живой и неживой природе?
17. Почему лес называют «зелеными легкими» планеты?
18. Почему лес называют хранителем вод?
19. Почему в лесу нельзя жечь костры, шуметь, рвать цветы?
20. Как называют профессию человека, охраняющего лес?
21. Как называют леса, в которых нельзя охотиться и рубить деревья?
Учитесь сравнивать
1. В чем отличие лиственного леса и хвойного?
2. В чем сходство и отличие елового и соснового леса?
3. В чем сходство и отличие кедра и сосны?
4. В чем сходство и отличие пихты и ели?
5. В чем сходство и отличие березняка и осинника?
6. Чем отличается еловый лес от лиственного?
7. Что общего между опушкой и лесной полянкой?
8. В чем отличие между опушкой и чащей?
9. Чем отличается смешанный лес от хвойного?