Собрание египетского наследия в эрмитаже. Главное здание гмии – ii
Мумия жреца Па-ди-иста - одна из старейших, хранящихся в музеях мира. В Древнем Египте мертвецов сперва клали в могилы в позе зародыша вместе со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их начали в 2400 годы до нашей эры с использованием, к примеру, мёда и ладана.
Впервые документально зафиксировал процесс мумификации греческий историк Геродот в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах погребались и ценные вещи покойника, среди которых было немало дорогих украшений. Именно из-за них в XIX–XX веках началась настоящая охота за мумиями, сопровождавшаяся разграблением гробниц. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдёт в пирамиду, умрёт. На самом деле это не более чем слухи. Даже причастные к проникновению в гробницу Тутанхамона умерли своей смертью и далеко не сразу после открытия могилы.
Па-ди-ист - не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, его постоянно дезинфицируют, чистят, к нему приставлен специальный охранник.
Египетский зал
Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460–1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка. На самом деле это неправда. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после Октябрьской революции.
По соседству с Мадонной Бенуа в Эрмитаже хранится Мадона Литта, её музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи - в музее хранится эскиз женской головы - но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребёнка в композиции.
Уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений - это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.
«Даная» Рембрандта
Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрёт от руки внука, сына Данаи, заточает её в темницу. Но бог Зевс всё равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник вступил в отношения после смерти супруги. На самой картине изображён как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя. Как это было принято в те времена, древнегреческий сюжет изображён в декорациях Нового времени (костюм служанки, кровать, пышные формы девушки, считавшиеся в те времена эталоном красоты).
В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда её купила Екатерина Вторая. А спустя 200 лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил её ножом.
Майгиса признали невменяемым. Борис Пиотровский тотчас же послал за химиком Шульцем, который давал рекомендации по предотвращению окончательного разрушения картины (поливать водой в вертикальном положении, найти скрепляющий раствор и тому подобное). Несмотря на то что потери в итоге составили 27 % полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии. Под бронированным стеклом.
Зал голландской и фламандской живописи
Ещё одно - наряду с «Данаей» - великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», - это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.
Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились ещё в 1630–1640-е годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта. Например, одна из сцен в конце «Соляриса» Тарковского визуально полностью её повторяет. А знаменитый композитор-авангардист Бенджамин Бриттен даже написал оперу, восхитившись красотой картины.
Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
Одно из величайших произведений модернизма, огромное полотно с «красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей, их движения - все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа).
Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотёсанным, чтобы придать композиции большую естественность.
Считается, что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Эрмитаж - это только мировое наследие. На самом деле не во всем. Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, будто подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века. Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Картина была написана в мае 1913 года. Спустя год, видимо, и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник.
Египет - государство древнее, с богатой историей, с удивительными традициями. На весь мир известны огромные пирамиды, величественные сфинксы, расписанные тайными знаками усыпальницы и другие архитектурные творения зодчих прошлого.
Создание Древнеегипетского зала
В 1940 году главный архитектор Александр Владимирович Сивков выступил с инициативой - создать в музее Египетский зал для того, чтобы ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира были доступны всеобщему обозрению. Власть и общественность поддержали предложение Сивкова, и тематический зал обустроили на месте Главного буфета .
Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Георгиевич Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, ученому удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ.
Египетская экспозиция
Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры. Вся экспозиция дает возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов.
Экспонаты помогают определить характеристики, присущие древнеегипетской культуре, равно как заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима. Они, безусловно, проявляются в представленных наследиях.
Большой интерес представляет период, когда Египет находился под влиянием Византии. Данная эпоха ознаменовалась изготовлением монет с изображением византийских императоров. Тут же есть папирусы, в которых описываются подати, полученные от египетских селений в государственную казну, долговые расписки и множество других документов, подтверждающих, что Египет находился под игом могущественного соседа.
Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5–6 династий, а также культовые вещи - стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Статуя царя 12-ой династии Аменемхета III - лучший портрет правителя. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла. Во времена правления македонской династии был создан уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции, это статуя последней царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII.
Статуя Аменемхета Третьего
Царская скульптура Аменемхета Третьего, правившего в девятнадцатом веке до нашей эры, единственная полностью сохранившаяся статуя, которой располагает Эрмитаж. Она являет собой ярчайший образец портретного искусства той эпохи. Правитель изображен на троне, напоминающем куб.
Тщательно проработаны все атрибуты царского костюма. Древний художник передал особенности облика фараона. Черты лица статуи схожи с чертами сфинксов в Таниссе, что позволило египтологу Голенищеву установить что сфинксы являются изображение Аменемхета, а вовсе не Рамсеса Второго, как было принято считать до этого. Рамсес приказал изменить надписи, вписав свое имя.
В своем искусстве египетские мастера старались передать величие и силу царей, ведь они являлись олицетворением могущества страны. На основании памятника вырезаны царские титулы. Этот фараон был одним из самых выдающихся фигур Среднего Царства. При нем было построено множество храмов, один из которых в районе Фаюмского оазиса греки назвали Лабиринтом, и утверждали, что он затмевает пирамиды.
Статуя царицы династии Птолемеев
Клеопатра Седьмая - одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа.
Статуя богини Мут-Сохмет
В египетской мифологии было много божеств самого разного уровня. Им поклонялись, им возводили храмы, которые украшались изваяниями. Одна из почитаемых богинь Мут-Сохмет. Она была покровительницей войны и палящего солнца, способного убить все живое на земле. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей. Традиционно ее изображали с львиной головой.
Это была очень суровая богиня с непредсказуемым характером. Когда над страной нависала угроза в виде нападения врагов, египтяне в едином порыве обращались к небесной покровительнице. В храмах, посвященных Сохмет, священными животными были львы.
В Эрмитаже можно увидеть гранитную статую женщины с львиной головой. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.
Мумия жреца Па-ди-иста
В Эрмитаже хранится несколько мумий, но самой знаменитой считается мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Возраст, приблизительно, десятый век до нашей эры. Мумия занимает самое видное место в зале Древнего Египта. В Эрмитаж экспонат попал вместе с коллекцией мумий и саркофагов, которую музею преподнес в дар купец Анастас Аверов. Па-ди-иста мумифицировали, что отвечало обычаям того времени. Нам остается лишь диву даваться, насколько высок был уровень мастерства бальзамировщиков Древнего Египта.
Стела Ипи
Этот артефакт относится к одному из ярчайших произведений древнеегипетской пластики. Стела выполнена из известковой плиты и практически вся ее поверхность занята сценой поклонения сановника по имени Ипи статуе бога Анубиса. На троне восседает шакалоголовый Анубис. Тут же жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. Ипи стоит перед божеством с поднятыми в молитве руками. Надписи на стеле содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи. Прекрасно сохранились минеральные краски, продержавшиеся на камне более двух тысячелетий.
Саркофаги
В египетском зале экспонируется несколько саркофагов, относящихся к различным эпохам. От простого глиняного ящика с изображением младенца на крышке до саркофага, в котором помещалась мумия фараона. Этот саркофаг высечен из цельного куска каменной глыбы, и украшен ярким орнаментом и резьбой.
Египетский отдел в Эрмитаже представляет очень обширную экспозицию, включающую в себя и предметы культа, и женские украшения, и статуи различных размеров, и посуду, и многие другие интереснейшие артефакты.
Мумия египетского жреца Па-ди-иста в Эрмитаже (X в. до н. э.) в ЭрмитажеМумия (араб. и перс.), труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души. Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных М. - мумия египетской царицы Хетепхерес (3-е тыс. до н. э.). Сохранение трупов умерших путём прокапчивания было известно древним народам Перу, Мексики, Канарских островов. На территории СССР мумии были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5-4 вв. до н. э.). Погребения с мумиями содержат обычно богатый инвентарь, и их раскопки дают ценные материалы по быту, культуре, искусству и религии древних обществ.
Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта - прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время - более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.
Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история - вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.
Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле - вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.
Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.
Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.
До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.
Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.
Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс.
Мумия жреца в Эрмитаже.
Он лежит под футляром из специального стекла - ему противопоказано общение с воздухом музея, его нельзя фотографировать - это смертельно для него. Для жреца созданы особые условия жизни в Эрмитаже. Время от времени поднимают его футляр, саркофаг "дезинфицируют", проверяют состояние мумии. Оно зависит и от влажности воздуха, и от туманов или обилия солнечных лучей, хотя зал Египта находится на первом этаже окнами на север. От всего перечисленного и целой кучи сопутствующих проблем, плесень на его животе то расползается, то уменьшается. Практически всегда жрец улыбается, грустно или насмешливо, а иногда и злобно.
"По количеству старинных и не очень старинных мумифицированных трупов Петербург – мировой рекордсмен. Самая же знаменитая петербургская мумия – это, безусловно, замурованное в эрмитажной витрине голое, почерневшее от времени тело древнеегипетского жреца.
Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти.
Они хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться одному жрецу.
Запрокинув голову и закусив верхнюю губу, жрец Па-ди-ист который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Выглядит он усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен смотритель.
Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением."
Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет.
Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.
Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.)
Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Египетские находки Государственный музей Эрмитаж Город Санкт- Петербург Воспитатель ГБДОУ№34 Соколова Наталья
Египетский зал Эрмитажа Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.) Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.
Мумия египетского жреца Па- ди - иста в Эрмитаже
Саркофаги древнеегипетского жреца Па- ди -ист. Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище). Дерево. X век до н.э Па- ди -Ист. Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.
Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства.
Статуя писца счета зерна Маа -ни- амона (известняк)
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида. Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Исида - богиня женственности и материнства.
Фрагмент саркофага с изображением гробницы и богини Хатхор в образе небесной коровы. Дерево
Египет. Древнее царство. Глиняные сосуды. VI тыс до н.э
Амулеты. Украшения. Инкрустации. Сосуды. Из алебастра, яшмы, сердолика, лазурита, шифера
Статуэтка Кошка. Бронза.
Египетское древнее царство. III тыс. до н.э. Каменные печати - цилиндры с древнейшими иероглифическими надписями.
Государственный Эрмитаж. Город Санкт-Петербург. Экспозиция Древнего Египта разделяется на три зала, которые относятся к Древнему, Птолемеевскому и Римскому периоду Египта. Экспонатов – 26 Статуэтки Папирус Разное
Статуэтки Аменемхет III Кошка Богиня Сохмет Исида с сыном Гором Клеопатра VII Бог Амон-Ра Статуя писца Статуэтка жреца Богиня Мут Бог Онурис Бог Бес Бог Тот Осирис- Ях Священный бык Апис Ибис Бог Херишеф Богиня Бастет Богиня Нейт Статуя Аменеминта Нейт, кормящая грудью двух крокодилов
Папирус и разное Суд Осириса Разное Стела Ипи Стела Хекаиба Гробик для свящ. змеи Гробик для свящ. ихневмона Гробик для священного жука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".
Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)
Зал Древнего Египта
Зал Древнего Египта
тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.
Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.
Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.
Статуэтки из зала Древнего Египта
Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.
Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.
Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
Саркофаг Нана,жреца бога Птаха,розовый гранит,XIII в. до н.э.Мемфис
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом
Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.
Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.
Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.
Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.
Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.
Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.
Богиня Мут-Сохмет
Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.
Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.
Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Саркофаги Па-куш,жреца бога Амона
дерево, X - XI в.в. до н.э.
Бог Птах и Богиня Сохмет
Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.
Зеркало
Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.