Сторожевой корабль «Сметливый. Большой противолодочный корабль "Сметливый"
Корабль «Сметливый» - единственное действующее судно отечественного флота из всех разработок проекта 61. Для Советского Союза «шестьдесят первые» считались действительно революционными изделиями среди существующих БПК. Отличительной особенностью этих кораблей была многорежимная газотурбинная установка. На флоте «шестьдесят первые» были окрещены поющими фрегатами за мелодичное посвистывание газовых турбин и изящность силуэта. Для проекта 61 были своего рода визитной карточкой.
Краткая история
СКР был построен в Николаеве и 25 сентября 1969 года пополнил флотилию. С тех пор корабль «Сметливый» принимал участие в многочисленных учениях, вооруженном конфликте, перевозил мощи Андрея Первозванного и был задействован еще во многих других мероприятиях. Несмотря на свой возраст, СКР все-таки есть чем огрызнуться. На борту корабля установлены восемь пусковых контейнеров ракетного противокорабельного комплекса «Уран».
В 2015 году 18 сентября СКР «Сметливый», несущий номер «810» на борту, после ремонта на тринадцатом судоремонтном заводе находился в составе 30-й дивизии Черноморского флота. Группа вышла в Средиземное море на боевую службу из Севастополя.
С началом проведения в Сирии операции российских ВКС в составе флотилии, возглавляемой крейсером «Москва» и сторожевиками «Пытливый» и «Ладный», противолодочный корабль «Сметливый» участвовал в учениях у сирийских берегов, переросших в патрулирование между Сирией и Кипром. Группа обеспечивала ПВО Латакии и Тартуса с приморского направления. Также осуществлялся конвой кораблей «Сирийского экспресса».
Мощи Андрея Первозванного
Сторожевой корабль "Сметливый" принял участие в международном мероприятии. И зашел в греческие порты Лафкада и Корфу. Во время захода в порт Патры 22 сентября митрополит Патрский передал ковчег с мощами Андрея Первозванного в качестве подарка Черноморскому Флоту. По заказу Фонда для сохранения священной реликвии изготовлен ковчег, который находится в Севастопольском храме Архистратига Михаила. Этому способствовал командующий Флотом адмирал Александр Витко. После проведения мероприятий корабль продолжил выполнение задач в Средиземном море в составе соединения ВМФ России.
Современное вооружение
Российские корабли проекта 1155 были оснащены современным вооружением. Глубокая модернизация целесообразной не была, но до сих пор постепенно проводится дальнейшее совершенствование. Основным направлением модернизации является оснащение современным вооружением. Обновленные корабли способны прослужить еще более десяти лет после ремонта.
Сегодня в состав ВМФ входят восемь больших судов проекта 1155 и одно построенное по усовершенствованной программе 1155.1. Не считая последнего, корабли такого типа оснащены противолодочными комплексами и ЗРК без крылатых ракет, поражающих береговые и надводные цели.
Российско-турецкие отношения
Утром 13 декабря произошли очередные события, способствовавшие формированию сегодняшних российско-турецких отношений. Корабль Черноморского Флота «Сметливый», стоящий на якоре возле побережья острова Лемнос на расстоянии двенадцати был вынужден сделать предупредительный выстрел по направлению движения турецкого сейнера «Балик Гечицилер Чилик», чтобы избежать столкновения. Это событие усилило напряженность в межгосударственных отношениях, возникшее 24 ноября 2015 года после атаки нашего бомбардировщика Су-24 в Сирии.
Теоретически СКР имел возможность в течение десяти минут запустить газотурбинную установку и двинуться вперед. Но, по словам Минобороны, якорь был на дне в это время. Если при этом корабль находился в боевой готовности, то снять с якоря его можно было только в течение 15-20 минут. Наш СКР явно не имел возможности дать ход или сняться с якоря, чтобы столкновения не произошло. Сейнер на своей обычной скорости доплыл бы до противолодочного корабля всего за три минуты.
Предупредительный выстрел
Не имея никакой возможности уйти с курса турецкого судна самостоятельно, командиры корабля «Сметливый» предприняли попытку привлечь внимание. Подавались сообщения по радио, визуальное оповещение световым семафором, а также Сейнер не отзывался, несмотря на приложенные усилия экипажа СКР.
Избежать столкновения не удавалось. Сейнер не сходил со своего курса. В сложившейся ситуации командиры корабля приказали сделать предупредительный выстрел. В соответствии с приказом по направлению движения сейнера с шестисот метров несколько раз были произведены выстрелы автомата Калашникова и пулемета.
Турецкое судно резко изменило направление движения, а затем просто ушло с места происшествия. «Сметливый» доложил немедленно на борт флагмана «Москва». Крейсер ретранслировал сообщение в столицу РФ.
Возможные причины
После ознакомления со всей имеющейся информацией будет целесообразным поинтересоваться причинами, побудившими сейнер к таким рискованным действиям. Поскольку мотивация турецких рыбаков остается неизвестной, можно только строить предположения. Остается просто перечислить некоторые возможные причины. Одной из них может оказаться банальное отсутствие профессионализма членов экипажа рыболовецкого судна.
Возможно, причина кроется в стремлении турецкой стороны столкнуть сторожевой корабль «Сметливый» с сейнером. Это происшествие можно будет использовать в качестве повода перекрыть проливы для движения наших судов. Также не исключается возможность связи данного события с проведением турецкими спецслужбами своих операций. Дело в том, что рыболовецкий сейнер довольно часто был замечен возле военных причалов НАТО в средиземноморье.
Показания военных моряков свидетельствуют о том, что на борту турецкой лодки находилось много радиоэлектронного оборудования. Это не является нормальным для Также не исключено, что к усилению напряженности между Россией и Турцией приложила руку третья сторона. Пролить свет на реальные причины этого события можно будет только после проведения соответствующего расследования.
Не в первый раз
Российские корабли уже неоднократно становились участниками конфликтных ситуаций с турецкими судами. Так, в 1985 году 25 сентября Р325 под турецким флагом стал препятствовать маневрированию советского учебного судна 1 ранга «Хасан» во время прохода через Учебный корабль в итоге протаранил катер и разрезал его на две части. Носовая часть Р325 опрокинулась и 5 членов экипажа погибли. Местные власти задержали корабль «Хасан» до выяснения обстоятельств, вина командования турецкого катера была доказана очень быстро.
Однажды нашу подводную лодку на обратном пути похода чуть не протаранил буксир, умудрившийся выскочить на фарватер военных судов не в самое подходящее время. Причиной тому для капитана послужила необходимость отлучиться в гальюн, а его помощнику в этот момент как раз нужно было сходить за сигаретами. Стажер остался у штурвала. Курс ему указали, но не сказали, как долго нужно по нему идти. Стажер и шел точно по указанному направлению, пока чуть не протаранил борт субмарины.
Бывало и хуже
Если рассматривать историю Черноморского Флота, происшествие у Лемноса нельзя назвать чем-то неординарным. Случались события посерьезнее тех, в которых участвовал сторожевой корабль «Сметливый». Состояние членов экипажа и морально психологическая обстановка на борту после случившегося, естественно, в полном порядке.
Происшествие отнюдь не уникально. При этом не исключается, что корабль «Сметливый» мог бы быть утерян в результате очередной попытки Турции «ответить» России за препятствие поставок нефти с территории Сирии, захваченной террористами ИГИЛ. Данное происшествие только усугубит наши отношения. Трудно понять причины такого поведения турецкой стороны. Возможно, дальнейшее развитие событий прольет свет на многие вопросы.
Заключение
Противолодочный корабль «Сметливый» является последней действующей разработкой советского проекта 61. Конструкторы сделали все возможное, чтобы подготовить СКР к несению службы в современных условиях. Для этого на борту установлено новое вооружение. Постепенно проводится дальнейшая частичная модернизация сторожевого корабля с бортовым номером 810. Конструкторы не видят необходимости полной замены деталей. Многие устаревшие комплектующие нормально функционируют. Корабль оснащен современной радиоаппаратурой и прекрасно показывает себя, даже в сравнении с некоторыми новыми моделями фрегатов.
У нас самые красивые военные корабли. За это их и люблю, поэтому их и фотографирую. Их много, разных - различных классов и проектов. Но самый красивый, изящный, элегантный проект корабля для меня - это сторожевые корабли пр. 61, "поющие фрегаты". В свое время их построили ровно 20 единиц, и они были везде - на Балтике, на северах, на ТОФе, и разумеется в Севастополе. По состоянию на сейчас в строю остался один - СКР "Сметливый" Черноморского флота РФ. Последний из "поющих фрегатов". Уже история. Поэтому когда стало известно, что в рамках их похода в Средиземку корабль будет заходить в т.ч. и на Мальту (которая сама по себе колоритное и красивое место), особых раздумий на тему "ехать или не ехать" не было.
Все связанные с поездкой приключеньица описывать не буду (их с лихвой хватило бы на три раза), да и к "предмету съемки" большая их часть не относится. Самое главное, что за пятнадцать минут до захода корабля в гавань Валлетты я стоял на нужном месте.
2. Итак, 1 ноября 2013 г., где-то 07-15 утра по местному времени. Действие первое, Сметливый появляется на входе в Гранд-Харбор.
3. Проходит какой-то местный рыбацкий (?) катерок.
4. Буксиры пристраиваются по правому борту корабля. Уже хорошо - по крайней мере, не будут перекрывать собой корабль во время съемки.
5. Сметливый заходит вглубь бухты. На заднем плане - мемориальный колокол в память жертв обороны Мальты 1940-1943,
6. ... и прочие виды на Валлетту.
7.
8. Энергичный разворот,
9. и корабль швартуют к причальной стенке пассажирского порта.
10. Буквально через полчаса рядом отшвартовался здоровенный круизник, вот они вместе в одном кадре:)
11. Утром следующего дня, рассветные виды на Валлеттуу со "Сметливым"...
12. и на сам корабль покрупнее.
13. И вот такой еще ракурс.
14. А рано-рано утром 3 ноября, пополнив запасы, корабль покидал Мальту. Лайнер на фоне не на выход, а только что зашел, развернулся и ждет, когда ему освободят причал.
15. Виды на противоположный берег Гранд-Харбор - полуостров Сенги.
16. и Биргу (справа - форт Saint Angelo)
17. На мостике каждый занят своим делом:)
18. Швартовая команда.
19. Очень повезло с небом. 15 минут раньше - было бы не то, 15 минут позже - аналогично.
20. Прикрывающий вход в бухту форт Рикасоли
21. И уже сам выход из бухты.
22. Буксиры доворачивают корабль на выход.
23.
25. Крайний кадр. К своим причалам возвращаются буксиры и лоцманский катерок, а Сметливый идет дальше решать поставленные задачи.
Сразу предупреждаю вопросы типа: "..почему поющий?.." Такое прозвище у корабля из-за мелодичного свиста газовых турбин.
Мне повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, ведь когда возвращается "Сметливый" - это везение.
"Сметливый" один из самых старых, а возможно и самый старый из боевых кораблей в составе нашего флота. Его заложили 15 июля 1966 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 26 августа 1967 года спущен на воду, а 21 октября 1969 года включен в состав Черноморского флота.
Моё знакомство со "Сметливым” произошло давно, несколько лет назад. Узнал я про этот корабль во время поездки в Москву, в 2012 году, когда встретился с Антоном Блиновым.
anton_blinov - безумный человек, который ради уникальной фотографии может пролететь пол земли. Так и в этом случае, ради фотографии скр (сторожевой корабль) "Сметливый" он полетел в Турцию, чтобы заснять его в Босфоре. Безумен он ещё и потому, что в лютый холод готов сидеть несколько часов в канализационном колодце, чтобы дождаться возвращения новейшей подводной лодки в Северодвинск. Сидели вместе - настоящий шипспоттер!
Моё знакомство со "Сметливым" состоялось так: я узнал о скором возвращении этого корабля: день и время. Специально приехал на южный мол и стал его ждать. На горизонте кроме морского тральщика "Иван Голубец" и пары яхт ничего не было. Решил вернуться в пансионат Мокроусова- загорать и купаться.
Как только приехал к площади Нахимова, то решил пройтись по набережной, купить мороженого и сфотографировать что-нибудь необычное. В какой-то момент на горизонте увидел дым, это оказался тральщик "Иван Голубец", о котором писал в одном из прошлых репортажей. Я был огорчен, ожидал увидеть "Сметливый", а тут морской тральщик, который уже пару дней "крутился" вокруг пансионата Мокроусова.
Естественно, его было необходимо тоже заснять, ведь для меня главное репортажи о флоте! Вокруг меня было много людей: в основном, встречающие моряков с корабля "Сметливый". Большинство из них, к моему удивлению, считали, что этот тральщик и есть "Сметливый. Нескольких человек я сразу убедил, что это не сторожевой корабль, так что потерпите, наверное, он скоро будет на горизонте. Я не ошибся.
Через несколько минут после прохода мимо нас тральщика "Иван Голубец" на горизонте появилась огромная струя дыма. Это был он самый.."Сметливый".
Я привык, что когда возвращаются подводные лодки, то они просто проходят мимо и встают у причала (причем, при выходе гудят друг-другу, как будто желая счастливого пути). У сметливого же все было по другому: экипаж выстроился в голубой тропической форме вдоль борта и под музыку "Легендарный Севастополь" приветствовал город.
Удивительное событие, из-за того, что горожане и туристы за несколько часов начинают готовиться ко встрече: флаги России и военно-морского флота, фотоаппараты и даже дуделки. Возможно, это и здорово, что наши заходы и возвращения подлодок не так афишируются.
Программа «События» начинает серию репортажей из Севастополя, где находится очередной подшефный Свердловской области – это сторожевой корабль «Сметливый». Соглашение о шефской помощи Александр Мишарин подписал с командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Александром Федотенковым.
От самого Севастополя до бухты, где стоит сторожевой корабль «Сметливый», на катере 15 минут ходу. Вот мы и в Голландии – бухте, названной так по аналогии с бухтой в Петербурге. В XIX веке здесь были склады леса для ремонта кораблей. Работавшие на них матросы-кронштадтцы по привычке сохранили петербургское название.
Это – флагман Черноморского флота, большой противолодочный крейсер «Москва». Рядом – наш подшефный с бортовым номером 810. Корабль этот уникальный. Сторожевой корабль «Сметливый» – последний из серии так называемых «поющих фрегатов». Здесь в качестве силовой установки используются газовые турбины. Когда корабль идёт, они издают мелодичный свист.
Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Корабль был спущен на воду в 1969 году и сначала назывался «Большой противолодочный». В 90-е, когда другие суда этой серии резали на металлолом, «Сметливый» или, как его называют сами моряки, «СмЕтливый», был модернизирован и стал сторожевым.
Николай Гребнев, помощник командира по работе с личным составом: «На модернизированный корабль был установлен противокорабельный ракетный комплекс "Уран" плюс новое радиолокационное вооружение. Он стал уже по сути универсальным в плане вооружения – это означает ведение боевых действий с подводными лодками, надводными кораблями и воздушными летательными аппаратами» .
К тому же у судна – четыре двигателя по 20 тысяч лошадиных сил. При длине 137 метров корабль «бегает» со скоростью 32 узла, или 64 километра в час – средняя скорость движения автомобиля по городу. Во время недавних российско-итальянских учений в Ионическом море он даже обогнал «итальянцев». Тогда совместно с итальянцами наши моряки захватили корабль условных террористов.
Сергей Малачлы, командир электромеханической боевой части: «Было дело, гонялись с итальянцами, американцами, корабль им не уступает» .
Говорит представитель итальянских ВВС: «По традиции, когда в любой стране встречаются два моряка, они становятся друзьями. Мы имеем одинаковую форму, думаем в одинаковой манере. Наши цели и задачи – защищать рубежи родины и взаимодействовать друг с другом» .
«Сметливый» – один из лучших кораблей Черноморского флота. Только что он вернулся с боевых стрельб. Простояв в порту Севастополя всего несколько дней, корабль снова уходит в трёхнедельный поход – на охрану южных рубежей России. В составе команды четверо уральцев – двое призывников и двое контрактников. О том, как служат «наши» на Черном море – в следующем репортаже из Севастополя в программе «События».
Екатерина Хожателева
Корабли проекта 01090 создавались для обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота и дальней и ближней морских зонах, патрулирования в заданных районах морей и океанов, обеспечения конвойных и десантных операций сил флота. Корабли проекта 61 стали этапными для отечественного ВМФ благодаря применению всережимной газотурбинной установки, управляемого ракетного вооружения и насыщенности кораблей радиоэлектронным оборудованием. При проведении модернизаций их боевые возможности значительно возросли и они стали универсальными кораблями. В течении трёх десятилетий они были «лицом» океанского ракетно-ядерного ВМФ СССР. «Сметливый» является последним действующим кораблём этого проекта в составе ВМФ РФ. Он является старейшим боевым кораблём в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1969 г.
Корабли проекта 1135 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Этот проект стал основным типом сторожевого корабля ВМФ СССР. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Ладный» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1980 г.
Корабли проекта 1135М являются дальнейшим развитием проекта 1135. Они получили более мощное вооружение и новую ГАС. СКР предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней морской и океанской зоне, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Пытливый» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1981 г.
Подводные лодки проекта 877В предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действий на коммуникациях, проведения минных постановок. Являются самыми совершенными неатомными ПЛ отечественного флота благодаря решению вопросов энерговооружённости, обеспечения скрытности на всех режимах работы ГЭУ, повышения эффективности вооружения и радиоэлектронного оборудования. «АЛРОСА» вместо гребного винта оборудована водомётным движителем, что делает её самой малошумной среди всех ПЛ проекта. В НАТО их называют «чёрная дыра» из-за малой шумности и низкого уровня акустического поля подлодок.
В составе флота с 1990 г.
Подводные лодки проекта 641Б являются дальнейшим развитием проекта 641. Они отличаются улучшенной мореходностью, более совершенными аккумуляторными батареями, новым радиоэлектронным оборудованием. Подводные лодки проекта 641Б предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действия на коммуникациях, проведения минных постановок и патрулирования в заданных районах. «Б-380» является последней действующей субмариной этого проекта.
В составе флота с 1983 г.
NB: В некоторых источниках указывается, что лодка получила название «Святой князь Георгий». С 2004 г. находится в ремонте в Севастополе, но в настоящее время все работы на ней приостановлены.
Десантные корабли проекта 1171 предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспортов вооружения в дальней и ближней морских зонах.
«Николай Фильченков»
(1975 годl, бортовой номер 152),
БДК-65 «Саратов»
(1966 год, бортовой номер 150),
БДК-69 «Орск»
(1968 год, бортовой номер 148).
Десантные корабли проекта 775-II являются дальнейшим развитием проекта 775. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе Черноморского флота:
«Цезарь Куников»
(1986 г., бортовой номер 158),
«Новочеркасск»
(1987 г., бортовой номер 142),
«Ямал»
(1988 г., бортовой номер 156).
Десантные корабли проекта 775-III является дальнейшим развитием проекта 775. Он получил новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе флота с 1990 г.
Ракетные корабли проекта 1239 уникальны по своей конструкции - они являются катамаранами из алюминиево-магниевого сплава с аэростатической воздушной разгрузкой (воздушной каверной). В качестве ГЭУ они получили дизель-газотурбинную установку в виде двух раздельных двигательно-движительных установок с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Ракетные корабли имеют мощное ударное и оборонительное вооружение и совершенное радиоэлектронное оборудование. Их задача - уничтожение крупных надводных кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне. Они не имеют аналогов ни в одном флоте мира.
В составе Черноморского флота:
«Бора»
(1991 г., бортовой номер 615),
«Самум»
(2000 г., бортовой номер 616).