Набоков машенька анализ произведения кратко. Характеристики главных героев произведения Машенька, Набоков
В 1926 году вышло в свет первое прозаическое произведение Набокова - роман «Машенька». По этому поводу журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это ещё и судьба целого человеческого типа - русского интеллигента-эмигранта». Действительно, для Набокова жизнь на чужбине оказалась всё же довольно тяжёлой. Утешением становилось прошлое, в котором были светлые чувства, любовь, совсем другой мир. Поэтому роман основан на воспоминаниях. Фабулы как таковой нет, содержание разворачивается как поток сознания: диалоги действующих лиц, внутренние монологи главного героя, описания места действия перемежаются.Главный герой романа, Лев Глебович Ганин, оказавшись в эмиграции, утратил какие-то важнейшие свойства личности. Он живёт в пансионе, который ему не нужен и не интересен, его обитатели представляются Ганину жалкими, да и сам он, как и прочие эмигранты, никому не нужен. Ганин тоскует, иногда он не может решить, что делать: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» - вот определение, которое даёт автор состоянию своего героя. Хотя роман относится к раннему периоду творчества Набокова и является, пожалуй, самым «классическим» из всех созданных им произведений, но характерная для писателя игра с читателем присутствует и здесь. Неясно, что же служит первопричиной: то ли душевные переживания деформируют внешний мир, то ли, напротив, уродливая действительность омертвляет душу. Возникает ощущение, что писатель поставил друг перед другом два кривых зеркала, изображения в которых уродливо преломляются, удваиваясь и утраиваясь.Роман «Машенька» выстроен как воспоминание героя о прежней жизни в России, оборванной революцией и Гражданской войной; повествование ведётся от третьего лица. В жизни Ганина до эмиграции было одно важное событие - его любовь к Машеньке, которая осталась на родине и утрачена вместе с ней. Но совершенно неожиданно Ганин узнаёт в изображённой на фотографии женщине, жене соседа по берлинскому пансиону Алфёрова, свою Машеньку. Она должна приехать в Берлин, и этот ожидаемый приезд оживляет героя. Тяжкая тоска Ганина проходит, его душа заполняется воспоминаниями о прежнем: комнате в петербургском доме, загородной усадьбе, трёх тополях, амбаре с расписным окном, даже о мелькании спиц велосипедного колеса. Ганин вновь словно погружается в мир России, сохраняющий поэзию «дворянских гнёзд» и теплоту родственных отношений. Событий происходило много, и автор отбирает наиболее значимые из них. Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив. Сделав всё, чтобы помешать соседу встретить жену, Ганин оказывается на вокзале. В момент остановки поезда, на котором приехала она, он чувствует, что эта встреча невозможна. И уезжает на другой вокзал, чтобы покинуть город.Казалось бы, в романе предполагается ситуация любовного треугольника, и развитие сюжета подталкивает к этому. Но Набоков отбрасывает традиционный финал. Глубинные переживания Ганина для него намного важнее, чем нюансы отношений героев. Отказ Ганина от встречи с любимой имеет не психологическую, а скорее философскую мотивировку. Он понимает, что встреча не нужна, даже невозможна, не потому, что она влечёт за собой неизбежные психологические проблемы, а потому, что нельзя повернуть время назад. Это могло бы привести к подчинению прошлому и, следовательно, отказу от самого себя, что вообще невозможно для героев Набокова.В романе «Машенька» Набоков впервые обращается к темам, которые затем будут неоднократно появляться в его творчестве. Это тема утраченной России, выступающей как образ потерянного рая и счастья юности, тема воспоминания, одновременно противостоящего всё уничтожающему времени и терпящего неудачу в этой тщетной борьбе.Образ главного героя, Ганина, очень типичен для творчества В. Набокова. В его произведениях всё время появляются неустроенные, «потерявшиеся» эмигранты. Пыльный пансион неприятен Ганину, потому что он никогда не заменит родину. Проживающих в пансионе - Ганина, учителя математики Алфёрова, старого русского поэта Подтягина, Клары, смешливых танцовщиков - объединяет ненужность, какая-то выключенность из жизни. Возникает вопрос: а зачем они живут? Ганин снимается в кинематографе, продавая свою тень. Стоит ли жить ради того, чтобы «вставать и ездить в типографию каждое утро», как это делает Клара? Или «искать ангажемент», как ищут его танцовщики? Унижаться, клянчить визу, объясняясь на плохом немецком языке, как вынужден это делать Подтягин? Цели, которая оправдывала бы это жалкое существование, ни у кого из них нет. Все они не думают о будущем, не стремятся устроиться, наладить жизнь, живя оним днём. И прошлое, и предполагаемое будущее осталось в России. Но признаться себе в этом - значит сказать себе правду о себе самом. После этого нужно делать какие-то выводы, но как тогда жить, как заполнять скучные дни? И жизнь заполняется мелкими страстями, романчиками, суетой. «Подтягин заходил в комнату хозяйки пансиона, поглаживая чёрную ласковую таксу, пощипывал её уши, бородавку на серой мордочке и рассказывал о своей стариковской, мучительной болезни и о том, что он уже давно хлопочет о визе в Париж, где очень дёшевы булавки и красное вино».Связь Ганина с Людмилой ни на секунду не оставляет ощущения, что речь идёт о любви. Но это не любовь: «И тоскуя и стыдясь, он чувствовал, как бессмысленная нежность, - печальная теплота, оставшаяся там, где очень мимолетно скользнула когда-то любовь, - заставляет его прижиматься без страсти к пурпурной резине её поддающихся губ...» Была ли у Ганина настоящая любовь? Когда совсем мальчиком встретил он Машеньку, то полюбил не её, а свою мечту, придуманный им идеал женщины. Машенька оказалась недостойной его. Он любил тишину, уединение, красоту, искал гармонию. Она же была легкомысленна, тянула его в толпу. А «он чувствовал, что от этих встреч мельчает истинная любовь». В мире Набокова счастливая любовь невозможна. Она или связана с изменой, или же герои вообще не знают, что такое любовь. Индивидуалистический пафос, страх подчинения другому человеку, страх возможности его суда заставляют героев Набокова забыть о ней. Часто в основе сюжета произведений писателя любовный треугольник. Но накала страстей, благородства чувств в его произведениях найти невозможно, история выглядит пошлой и скучной.Для романа «Машенька» характерны черты, проявившиеся и в дальнейшем творчестве Набокова. Это игра литературными цитатами и построение текста на ускользающих и вновь проявляющихся лейтмотивах и образах. Здесь становятся самостоятельными и значимыми звуки (от соловьиного пения, означающего природное начало и прошлое, до шума поезда и трамвая, олицетворяющих мир техники и настоящее), запахи, повторяющиеся образы - поезда, трамваи, свет, тени, сравнения героев с птицами. Набоков, говоря о встречах и расставаниях героев, несомненно, намекал читателю на сюжет «Евгения Онегина». Также внимательный читатель может найти в романе образы, характерные для лирики А.А. Фета (соловей и роза), А.А. Блока (свидания в метель, героиня в снегу). При этом героиня, чьё имя вынесено в заглавие романа, на его страницах не появилась ни разу, и реальность её существования иногда кажется сомнительной. Игра с иллюзиями и реминисценциями ведётся постоянно.Набоков активно использует традиционные для русской литературы приёмы. Автор обращается к свойственным Чехову приёмам детализации, насыщает мир запахами и красками, как Бунин. В первую очередь это связано с призрачным образом главной героини. Современные Набокову критики называли «Машеньку» «нарциссистским романом», предполагали, что автор постоянно «самоотражается» в своих героях, помещая в центр повествования личность, наделённую недюжинным интеллектом и способную на сильную страсть. Развития характера нет, сюжет превращается в поток сознания. Многие современники не приняли роман, так как в нём не было динамично развивающегося сюжета и счастливого разрешения конфликта. Набоков писал о том «меблированном» пространстве эмиграции, в котором отныне предстояло жить ему и его героям. Россия осталась в воспоминаниях и снах, и с этой реальностью следовало считаться.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Русская литература
Русский язык и литература, русский фольклор. Художественная система и литературное направление. Основные темы лирики. Проблематика романа. Религиозная светская философия рубежа веков. Ответы на Гос.экзамен.
К данному материалу относятся разделы:
Жанровое однообразие русского фольклора
«Слово о полку Игореве» - призыв к единению Русской земли
Художественное своеобразие А.Д. Кантимира
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Русский сентиментализм как художественная система и литературное направление
Идеи и образы «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
Стиль сентиментальной прозы Карамзина и реформа русского литературного языка
Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина
«Горе от ума» Грибоедов - традиции и новаторство Грибоедова
Стихотворения А.С.Пушкина о любви (Любовная лирика А.С.Пушкина.) Чтение наизусть одного из них
Стихи А.С.Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них
Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из его стихотворений
«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна
Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова
Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Обзор романа
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.)
Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок
«Мертвые души» Н.В.Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра
Н.В.Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков. Человеческие типы
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика
Разделы: Литература
Воспитательная цель: выявить выводы Набокова о цели и смысле жизни, о славе и смерти; сформулировать отношение автора к России; воспитание патриотизма, стремления к полнокровной духовной жизни
Образовательная цель: дать представление о Русском зарубежье, познакомить с биографией В.В. Набокова, выявить общее и отличное в описании «дворянского гнезда» в романе «Машенька» и в произведениях русской классической литературы, сравнить главного героя с «лишним человеком»
Развивающая цель: выявление особенностей авторского почерка В.В. Набокова («феномен языка» в формулировке критиков) и нюансов мировоззрения писателя (противопоставление «избранного» – «толпе», «обывателю», «массе»).
Оборудование: на стенде портрет писателя, краткая справка-биография, стихотворение «Будущему читателю» и «Первая любовь», высказывания А.И. Солженицына и З. Шаховской о Владимире Владимировиче, вопросы семинара. На другой стене стенд по И.С. Тургеневу, где в числе прочего картины, посвященные теме дворянских усадеб: «Бабушкин сад» В.Д. Поленова, «Все в прошлом» В.М. Максимова, «Заросший пруд» В.А. Серова и «Весна» и «Отблеск заката» В.Э. Борисова-Мусатова.
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Презентация о жизни и творчестве В.В. Набокова «Страницы биографии».
- Беседа по вопросам семинарского занятия.
Ход урока
На доске эпиграф:
Твой образ легкий и блистающий
как на ладони я держу
и бабочкой неулетающей
благоговейно дорожу.
В.В. Набоков
I . Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы продолжим тему «дворянских гнезд» в творчестве писателей XIX-XX веков и проследим, как В.В. Набоков в период раннего творчества продолжал традиции классиков русской литературы. В лице Владимира Владимировича мы столкнулись с новым для нас явлением… Это писатель, которого мы относим к Русскому Зарубежью. Явление это связано с тем, что после 1917 года многие русские писатели были вынуждены покинуть Россию и продолжали свое творчество вне Родины, но писали о ней, о русской стране и русских людях. Владимир Владимирович Набоков – один из таких писателей.
Запишите в тетради тему урока и эпиграф к нему, законспектируйте доклад о биографии писателя.
II . Презентация о жизни и творчестве В.В. Набокова «Страницы биографии».
Теперь вы знакомы с судьбой писателя и вам будет более понятен и эпиграф урока, и стихотворение 1930 года «Первая любовь».
Стихотворение «Первая любовь» написано через 4 года после романа «Машенька», их многое объединяет: и проникновенный лиризм, и наброски благоухающей природы, и ностальгия…
III . Беседа по вопросам семинарского занятия.
1) Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что-то неприемлемо для вас?
2) Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?
3) Почему так рельефно, зримо выписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя. Подкрепите рассуждения текстом.
– «Обои – белые, в голубоватых розах… Направо от постели, между киотом и боковым окном, висят две картины: черепаховая кошка, лакающая с блюдца молоко, и скворец, сделанный выпукло из собственных перьев на нарисованной скворешнице. Рядом, у оконного косяка, приделана керосиновая лампа, склонная выпускать черный язык копоти…» Писатель любовно описывает мельчайшие детали обстановки его комнаты в детстве, потому что каждая вещь напоминает ему о чем-то неизъяснимо дорогом и любимом. Герой представляет себе обстановку усадьбы, и его сильней тянет на Родину. Также автор сопоставляет простор и приволье дворянской усадьбы и убогий пансионат в Германии у госпожи Дорн.
– Когда человек привыкает к каким-то вещам, то не замечает их. Но потом, теряя это, он вспоминает и тоскует по ним. Все эти вещи олицетворяют для него его Родину, его золотое детство. Он живет в прошлом, живет своими воспоминаниями. «Старый, зеленовато-серый, деревянный дом, соединенный галереей с флигелем, весело и спокойно глядел цветными глазами своих двух стеклянных веранд на опушку парка и на оранжевый крендель садовых тропинок, огибавших черноземную пестроту куртин. В гостиной, где стояла белая мебель и на скатерти стола, расшитой розами, лежали мрамористые тома старых журналов, желтый паркет выливался из наклонного зеркала в овальной раме и дагерротипы на стенах слушали, как оживало и звенело белое пианино».
4) Критики называют Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или отвергните это умозаключение.
5) Как вы можете объяснить, почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?
6) Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?
– Воспоминания о Машеньке невольно заставляли его еще раз перелистывать страницы своей жизни, обдумывать и переоценивать прошлое, сравнивать жизнь на Родине с бесперспективным существованием в Германии.
– Окунаясь в прошлое, Ганин ощущал утешение и успокоение. Воспоминания дают возможность оказаться в России прошлого, обрести свой утраченный рай.
– Воспоминания о светлой юношеской любви – это воспоминание об яркости, искренности чувств (чего он лишен в любовной связи с Людмилой).
– Для Ганина Машенька – это идеал девушки…
7) Портрет героини. Вы помните портреты Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской, Натальи Ласунской, Лизы Калитиной. Что нового привнес в мировую литературу портрет Машеньки?
– Машенька, по сравнению с другими героинями, гораздо жизнерадостнее. Она ведет себя непринужденно, но не развязно. Она веселится, смеется, тогда как героини русской классики более строги, например, Татьяна Ларина, Лиза Калитина. Это мнение можно подтвердить строками романа: «Она была удивительно веселая, скорее насмешливая. Любила песенки, прибаутки всякие, словечки да стихи. Песенка у нее погостит два-три дня и потом забудется, прилетит новая ».
– Ганин описывает Машеньку очень часто: это и первые встречи, и знакомство, и период короткой, но яркой любви, и встречи в столице. И каждый раз он любовно описывает детали ее внешности (например, большой бант на косе, напоминавший бабочку-траурницу; вспомним, что сам Набоков серьезно увлекался наукой о бабочках, даже написал научный труд, отсюда же образ-сравнение в стихотворении «Первая любовь»: «…и бабочкой неулетающей благоговейно дорожу».)
Образ легкокрылой бабочки – это и символ яркой первой любви, такой ранимой и незащищенной… Это и символ самой героини – немного легкомысленной и наивной.
Ганин увлеченно вспоминает все новые и новые привычки Машеньки, поэтому она кажется нам не такой строгой, как героини XIX века, а более живой, земной, человечной: «…да и вообще постоянно что-нибудь сосала, – стебелек, листик, леденец. Ландриновские леденцы она носила просто в кармане, слипшимися кусками, к которым прилипали шерстинки, сор. И духи у нее были недорогие, сладкие, назывались «Тагор».
– Вы, несомненно, правы. Начавшийся XX век привнес новые обычаи и нравы. Девушки из состоятельных семей, получающие образование, уже имели больше свободы, чем пушкинская Татьяна. Их не сковывали жесткие светские правила, они отличались как от барышень-кокеток, так и от «тургеневских девушек», живущих серьезной духовной жизнью, стремящихся не к личному счастью, а к жизни для пользы общества.
А теперь мы вернемся к образу главного героя. Послушайте приготовленный доклад, запишите в тетрадь основные мысли.
8) Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и непохож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века? Мы только что закончили изучение романа «Рудин» И.С. Тургенева, сравните Рудина и Ганина.
– Ганин – человек эгоистического склада характера. Но он не карьерист, не сноб. Этим он похож на Онегина и Печорина. Для него главное – не доводы рассудка, а движения души, поэтому его можно сравнить с Обломовым.
– У юного Ганина чуткая к красоте душа, искренние чувства, любящее сердце. Но он, как и многие герои XIX века, эгоистки. Он любит для себя. Для него главное – не Машенька, а его чувства у ней. Их развели не обстоятельства, не исчезновение любви, а эгоизм Ганина. И хотя, читая произведение, я часто сочувствовала герою, но я все же не могу простить ему, что он потерял свою любовь.
– Нерешительность Ганина напомнила мне неуверенность в себе Рудина. Но то, что смешно в 30-летнем человеке, понятно и естественно в юноше, только начинающем жить.
– А для меня сравнение Рудина с Ганиным совсем не в пользу последнего. Ведь герой Тургенева живет для других, хочет прожить жизнь не зря. А Ганина интересуют в основном собственные проблемы.
9) Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?
– Думаю, что он понял, что не сможет больше полюбить Машеньку.
– Мое мнение, что Ганин просто решил, что прошлого не вернуть, еще неизвестно, как бы произошла эта встреча, ведь прошло столько лет!
– Мне кажется, что Ганин почувствовал, что прошлого не вернешь и что он не вправе лишать возможного счастья двух людей.
– Я не согласна с таким мнением: меньше всего Ганин был способен думать о счастье господина Алферова. Скорее всего он понял, что прошло много времени, он боялся увидеть свою Машеньку, изменившуюся внешне и внутренне.
– Здесь проявилась его нерешительность: ведь неизвестно, как бы прореагировала Машенька, встреться она с Ганиным на перроне вокзала…
– Ганин понял, что Машенька уже не та. Он боялся не увидеть у нее таких смеющихся глаз, тех черт характера, которые он так любил. Да и сам герой изменился. Их встреча не была бы столь радостной вдали от России.
– Видите, как много у вас мнений по этому вопросу. А вот что написал Набоков в уже известном вам стихотворении:
Но если встретиться нежданная
судьба заставила бы нас,
меня бы, как уродство странное,
твой образ нынешний потряс.
Обиды нет неизъяснимее:
ты чуждой жизнью обросла
не платья синего, ни имени
ты для меня не сберегла.
Думаю, что Владимир Владимирович считал, что вернуть счастье, как вернуть прежнюю любовь, нельзя. Прежняя Машенька, так любимая им ранее, осталась в прошлом, куда нет дороги. Как говорил философ: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
А мы с вами переходим к анализу второстепенных образов романа.
10) Как в романе показана эмигрировавшая интеллигенция? Как автор-эмигрант относится к героям-эмигрантам?
11) Какие выводы о цели и смысле жизни, о славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Доры?
12) Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «…живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая?» (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).
– Думаю, что у людей, эмигрировавших за границу, разное отношение к Родине: одни ее ненавидят, считают «проклятой», другие страдают и мечутся. Но в душе они тоскуют и потому, что бы они не делали, они не находят места в жизни.
– Думаю, что Алферов совсем не мучился. А вот Ганин и Подтягин, как сам автор, действительно ищут утерянный рай – Родину.
– Я согласна с тем, что герои пансиона «…живут в изгнании и мучаются ностальгией», но я сомневаюсь, что танцоры, Клара или Алферов «… заняты поисками утраченного рая». Они живут, можно сказать, по инерции, не пытаясь обдумать свою жизнь, даже не делая попыток сделать первый шаг в этом поиске.
Вывод учителя. Устами тяжелобольного (по сути дела – умирающего) старика автор выражает одну из важнейших мыслей произведения: «Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России крышка». Сегодня, когда ушли в прошлое политические противоречия, объединяются два крыла российской культуры: к нам вернулась литература Русского зарубежья, возвращаются колокола, картины, архивы. Объединились две ветви православной церкви… Сегодня стали понятны слова Подтягина: те эмигранты, кто любил свою далекую Родину даже в изгнании, кто писал книги, прославляющие Россию, создавал музыку, ставил спектакли, строил церкви, учил детей русскому языку, воспитывал их в духе православной культуры, трудились не напрасно. Они сберегли богатейший пласт российской культуры. Возвращение раритетов искусства – это приобщение наших современников к богатейшей духовной культуре наших предков. Эмигранты первой волны, в том числе и Набоков В.В., сберегли для нас, своих потомков, высокие нравственные ориентиры.
И роман «Машенька» тому пример. Отношение автора к героям прежде всего зависит от их отношения к России… Писатель ненавязчиво внушает идеи патриотизма, чувство гордости за свою многострадальную, но великую Родину.
13) «Полно, я возвращусь когда-нибудь, » - так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал власти большевиков, однозначно воспринимая СССР как тоталитарную державу. Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти… Вернулся своими произведениями… Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий писатель?
– Я считаю, что автор тосковал по природе России, по ее душе. Писатель учит ценить то, что имеешь, учит любить свою Родину, понимать ее значимость для человека. Набоков показывает, что ничто не заменит родного гнезда, родных мест (ни деньги, ни признание поклонников), он знал это на своем собственном примере.
– После прочтения романа понимаешь идеи Владимира Владимировича: в жизни счастье – это не только деньги, карьера, женщины, но и чувство искренней, трепетной любви и к людям, и к родной стороне.
– Сегодня мы познакомились с уникальным явлением – Зарубежьем, прикоснулись к творчеству великого Набокова В.В., увидели в его романе отголоски русской классической литературы XIXв., сделали вывод о значении его творчества для нас, потомков. Надеюсь, что вас заинтересовал этот урок-семинар и летом, готовясь к 11-му классу, прочитаете другие романы прославленного автора: «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Другие берега».
Заканчивая урок, хочется обратиться к той строке, которой он назван: «Твой образ легкий и блистающий…» В стихотворении «Первая любовь» это, конечно, образ любимой, образ первой любви, а в романе «Машенька» это не только образ главной героини, но и легкий, блистающий образ утраченной и такой дорогой Родины…
«…Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь…» А.С.Пушкин
Немецкий пансион для русских эммигрантов. 6 комнат, пронумерованных листками из старого отрывного календаря - первые числа апреля. Каждый из квартирантов когда-то жил на русских просторах, а сейчас вынужден тесниться здесь, среди одиночества, воспоминаний и надежд. Кажется, что даже старое здание тоскует по тому месту, где его никогда не было. «Вы вообще не можете себе и представить, сколько человеку нужно перестрадать, чтобы получить право на выезд отсюда», — слова старого российского поэта Подтягина отражают всё тяжёлое состояние «заключённых». Сквозь целое столетие ты ощущаешь, как на страницах поместилась серость, нищета и бессмысленность. «Ну не бывает же всё так тоскливо!», — думаешь ты. И действительно, очередная страница заполняется мягким и тёплым светом — главный герой неожиданно узнаёт на фотографии, данной соседом, свою первую любовь - Машеньку. Милая девушка является женой нелюбимого Алфёрова и приезжает через несколько дней. Словно спасительный круг, эта новость захлёстывает Ганина и погружает в сладкие мечты. Несмотря на то, что он уже состоит в отношениях с Людмилой - тоже нелюбимой, — молодой человек строит у себя в голове их безоблачное совместное будущее с Машей. «Он не знал, какой толчок извне должен произойти, чтобы дать ему силы порвать трехмесячную связь с Людмилой, так же как не знал, что именно должно случиться, чтобы он мог встать со стула.» — произошёл не просто толчок, а удар такой силы, что Ганин смог оставить не только Людмилу, но и всю свою прошлую жизнь. Фаталист внутри поблекшего, обесиленного человека считал, что судьба дала им шанс. Четыре дня до её приезда он не находил себе места, предвкушал их встречу и жил одним - воспоминаниями. Только вот не всё так просто - Машенька представала у него в голове не в прекрасном одиночестве, а вместе с родной Россией. Будучи счастливым призраком прошлого, она больше была не любимой девушкой, а любимой Родиной, которую Ганин безвозвратно потерял. Четырёх дней было достаточно, чтобы главный герой остудил вспыхнувшие чувства, возникшие среди безнадёжной пустоты и встряхнувшие его, и взглянул на ситуацию трезвым взглядом. За полтора часа до приезда Маши он меняет своё решение, поняв, что он любит лишь образ, воспоминания. Машенька и Россия одинаково изменились и пусть они лучше останутся счастьем в прошлом, чем разочарованием в настоящем. Ганин едет на другой вокзал и покидает Берлин навсегда.
В.В. Набоков славится тем, что начал своё творчество без лукавства, отразив свои личные чувства и переживания. Точность и яркость деталей порабощает и приковывает взгляд. У каждого предмета есть чувства, как и у персонажей, которые будучи как главными, так и второстепенными, переживают серьёзнейшие взлёты и падения. «Машенька» была лишь началом пути, родившимся из проблем, преград и тоски. Но именно это предрасположило талантливого автора к успешному литературному будущему.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Год: 1926 Жанр: роман про любовь
Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.
Год назад, Ганину улыбнулась удача и он, с легкостью, устроился на работу. Герой неоднократно поменял место работы. За этот период, он накопил достаточно средств, чтобы покинуть город и вернуться на Родину. Держит его здесь лишь отношения с Людмилой, которой он сыт по горло за три месяца отношений. Но, Ганин никак не может найти причину для разрыва связи с девушкой. Герой решительно настроен на отъезд, даже владелице пансионата говорит о своем решении.
Математик Алферов сообщает Ганину, что в эти выходные приезжает его супруга Машенька. Затем приглашает его в свою комнату и показывает фото любимой. Ганин шокирован, так как узнал в девушке свою бывшую любовь. Как будто мир остановился перед его глазами, и герой полностью окунулся в прошлое, лет на девять назад. Юноша сообщает Людмиле, что его сердце принадлежит другой. Отныне он чувствует полную свободу.
Когда Ганину исполнилось шестнадцать лет, он отправился в имение под Воскресенском, где встретился с прекрасной девушкой Машенькой. Ее образ являлся ему не раз в мечтах, а теперь она была рядом. Смуглая девушка с длинной косой и красивыми чертами лица. Машенька была позитивным человеком. На ее лице всегда была улыбка. Они часто встречались около речки.
Однажды Ганин обнаружил, что за ними наблюдают. Оказалось, что это сын сторожа. Герой хорошо его избил за это. Уже был конец лета, и Ганину было пора отправляться домой в Петербург. Маша вернется в город лишь в ноябре. Начались холода, и гулять на улице долгое время было невыносимо, поэтому влюбленные голубки вынуждены общаться по телефону. Вскоре семья Маши переезжают в столицу.
Летом они снова увиделись, но их встречи стали редкими, так как расстояние от одной усадьбы до другой было примерно пятьдесят верст.
Последняя их встреча состоялась в поезде, после этого Ганин не видел свою возлюбленную.
Танцовщики Колин и Горноцветов организовывают праздник в честь отъезда Ганина и Подтягина. Праздник невеселый, так как Подтягин плохо себя чувствует, накануне этого дня у него случился приступ. Афанасьев пьян, его напоил Ганин. Каждый занят своими делами.
Ганин отправляется на вокзал и с нетерпением ждет встречи с Машенькой. Сидя на лавочке в парке, он осознает, что его любовь к девушке – это прошлое, она закончилась много лет назад. Теперь у каждого из них своя жизнь. Герой берет свой багаж, отправляется на другой вокзал и уезжает на юго-запад Германии.
Картинка или рисунок Машенька
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание былины Исцеление Ильи Муромца
Былина рассказывает читателю о сказочном исцелении Ильи Муромца, бывшего 33- х летнего инвалида, который впоследствии был чудом избавлен добрыми старцами от своего недуга. Благодаря своей победе над болезнью
- Скребицкий
Первые годы жизни писателя Георгия Скребицкого прошли в Тульской области. Маленький Георгий воспитывался в приемной семье. Его отец был большим знатоком леса, любителем охоты и рыбалки. Своей страстью он увлек и сына.
- Краткое содержание Свои люди сочтемся по действиям (Островский по главам)
Действие 1. Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.
- Южная ссылка Пушкина и произведения кратко
Одной из любопытнейших страниц в судьбе и творческой деятельности гениального поэта первой половины ХIX века является пребывание Александра Сергеевича в изгнании на юге. Будучи молодым стихотворцем
- Краткое содержание Allez Куприн
Само название подсказывает читателям, что речь пойдёт о цирке, так как этот окрик используют там, часто обращаясь к дрессированным зверям. Но и артисты цирка могут себе говорить «алле» перед опасным трюком.
В 1926 году вышло в свет первое прозаическое произведение Набокова - роман «Машенька». По этому поводу журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это ещё и судьба целого человеческого типа - русского интеллигента-эмигранта». Действительно, для Набокова жизнь на чужбине оказалась всё же довольно тяжёлой. Утешением становилось прошлое, в котором были светлые чувства, любовь, совсем другой мир. Поэтому роман основан на воспоминаниях. Фабулы как таковой нет, содержание разворачивается как поток сознания: диалоги действующих лиц, внутренние монологи главного героя, описания места действия перемежаются.
Главный герой романа, Лев Глебович Ганин, оказавшись в эмиграции, утратил какие-то важнейшие свойства личности. Он живёт в пансионе, который ему не нужен и не интересен, его обитатели представляются Ганину жалкими, да и сам он, как и прочие эмигранты, никому не нужен. Ганин тоскует, иногда он не может решить, что делать: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» - вот определение, которое даёт автор состоянию своего героя. Хотя роман относится к раннему периоду творчества Набокова и является, пожалуй, самым «классическим» из всех созданных им произведений, но характерная для писателя игра с читателем присутствует и здесь. Неясно, что же служит первопричиной: то ли душевные переживания деформируют внешний мир, то ли, напротив, уродливая действительность омертвляет душу. Возникает ощущение, что писатель поставил друг перед другом два кривых зеркала, изображения в которых уродливо преломляются, удваиваясь и утраиваясь.
Роман «Машенька» выстроен как воспоминание героя о прежней жизни в России, оборванной революцией и Гражданской войной; повествование ведётся от третьего лица. В жизни Ганина до эмиграции было одно важное событие - его любовь к Машеньке, которая осталась на родине и утрачена вместе с ней. Но совершенно неожиданно Ганин узнаёт в изображённой на фотографии женщине, жене соседа по берлинскому пансиону Алфёрова, свою Машеньку. Она должна приехать в Берлин, и этот ожидаемый приезд оживляет героя. Тяжкая тоска Ганина проходит, его душа заполняется воспоминаниями о прежнем: комнате в петербургском доме, загородной усадьбе, трёх тополях, амбаре с расписным окном, даже о мелькании спиц велосипедного колеса. Ганин вновь словно погружается в мир России, сохраняющий поэзию «дворянских гнёзд» и теплоту родственных отношений. Событий происходило много, и автор отбирает наиболее значимые из них. Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив. Сделав всё, чтобы помешать соседу встретить жену, Ганин оказывается на вокзале. В момент остановки поезда, на котором приехала она, он чувствует, что эта встреча невозможна. И уезжает на другой вокзал, чтобы покинуть город.
Казалось бы, в романе предполагается ситуация любовного треугольника, и развитие сюжета подталкивает к этому. Но Набоков отбрасывает традиционный финал. Глубинные переживания Ганина для него намного важнее, чем нюансы отношений героев. Отказ Ганина от встречи с любимой имеет не психологическую, а скорее философскую мотивировку. Он понимает, что встреча не нужна, даже невозможна, не потому, что она влечёт за собой неизбежные психологические проблемы, а потому, что нельзя повернуть время назад. Это могло бы привести к подчинению прошлому и, следовательно, отказу от самого себя, что вообще невозможно для героев Набокова.
В романе «Машенька» Набоков впервые обращается к темам, которые затем будут неоднократно появляться в его творчестве. Это тема утраченной России, выступающей как образ потерянного рая и счастья юности, тема воспоминания, одновременно противостоящего всё уничтожающему времени и терпящего неудачу в этой тщетной борьбе.
Образ главного героя, Ганина, очень типичен для творчества В. Набокова. В его произведениях всё время появляются неустроенные, «потерявшиеся» эмигранты. Пыльный пансион неприятен Ганину, потому что он никогда не заменит родину. Проживающих в пансионе - Ганина, учителя математики Алфёрова, старого русского поэта Подтягина, Клары, смешливых танцовщиков - объединяет ненужность, какая-то выключенность из жизни. Возникает вопрос: а зачем они живут? Ганин снимается в кинематографе, продавая свою тень. Стоит ли жить ради того, чтобы «вставать и ездить в типографию каждое утро», как это делает Клара? Или «искать ангажемент», как ищут его танцовщики? Унижаться, клянчить визу, объясняясь на плохом немецком языке, как вынужден это делать Подтягин? Цели, которая оправдывала бы это жалкое существование, ни у кого из них нет. Все они не думают о будущем, не стремятся устроиться, наладить жизнь, живя оним днём. И прошлое, и предполагаемое будущее осталось в России. Но признаться себе в этом - значит сказать себе правду о себе самом. После этого нужно делать какие-то выводы, но как тогда жить, как заполнять скучные дни? И жизнь заполняется мелкими страстями, романчиками, суетой. «Подтягин заходил в комнату хозяйки пансиона, поглаживая чёрную ласковую таксу, пощипывал её уши, бородавку на серой мордочке и рассказывал о своей стариковской, мучительной болезни и о том, что он уже давно хлопочет о визе в Париж, где очень дёшевы булавки и красное вино».
Связь Ганина с Людмилой ни на секунду не оставляет ощущения, что речь идёт о любви. Но это не любовь: «И тоскуя и стыдясь, он чувствовал, как бессмысленная нежность, - печальная теплота, оставшаяся там, где очень мимолетно скользнула когда-то любовь, - заставляет его прижиматься без страсти к пурпурной резине её поддающихся губ...» Была ли у Ганина настоящая любовь? Когда совсем мальчиком встретил он Машеньку, то полюбил не её, а свою мечту, придуманный им идеал женщины. Машенька оказалась недостойной его. Он любил тишину, уединение, красоту, искал гармонию. Она же была легкомысленна, тянула его в толпу. А «он чувствовал, что от этих встреч мельчает истинная любовь». В мире Набокова счастливая любовь невозможна. Она или связана с изменой, или же герои вообще не знают, что такое любовь. Индивидуалистический пафос, страх подчинения другому человеку, страх возможности его суда заставляют героев Набокова забыть о ней. Часто в основе сюжета произведений писателя любовный треугольник. Но накала страстей, благородства чувств в его произведениях найти невозможно, история выглядит пошлой и скучной.
Для романа «Машенька» характерны черты, проявившиеся и в дальнейшем творчестве Набокова. Это игра литературными цитатами и построение текста на ускользающих и вновь проявляющихся лейтмотивах и образах. Здесь становятся самостоятельными и значимыми звуки (от соловьиного пения, означающего природное начало и прошлое, до шума поезда и трамвая, олицетворяющих мир техники и настоящее), запахи, повторяющиеся образы - поезда, трамваи, свет, тени, сравнения героев с птицами. Набоков, говоря о встречах и расставаниях героев, несомненно, намекал читателю на сюжет «Евгения Онегина». Также внимательный читатель может найти в романе образы, характерные для лирики А.А. Фета (соловей и роза), А.А. Блока (свидания в метель, героиня в снегу). При этом героиня, чьё имя вынесено в заглавие романа, на его страницах не появилась ни разу, и реальность её существования иногда кажется сомнительной. Игра с иллюзиями и реминисценциями ведётся постоянно.
Набоков активно использует традиционные для русской литературы приёмы. Автор обращается к свойственным Чехову приёмам детализации, насыщает мир запахами и красками, как Бунин. В первую очередь это связано с призрачным образом главной героини. Современные Набокову критики называли «Машеньку» «нарциссистским романом», предполагали, что автор постоянно «самоотражается» в своих героях, помещая в центр повествования личность, наделённую недюжинным интеллектом и способную на сильную страсть. Развития характера нет, сюжет превращается в поток сознания. Многие современники не приняли роман, так как в нём не было динамично развивающегося сюжета и счастливого разрешения конфликта. Набоков писал о том «меблированном» пространстве эмиграции, в котором отныне предстояло жить ему и его героям. Россия осталась в воспоминаниях и снах, и с этой реальностью следовало считаться.