Возможности современных образовательных технологий в учебном процессе вуза. Инновационные образовательные технологии в вузе Инновационные педагогические технологии в вузе
Дунаева Т. Ю. Возможности современных образовательных технологий в учебном процессе вуза / Т. Ю. Дунаева, Т. Ф. Камалиев. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 68-70.
ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент
Т.Ф. Камалиев , студент
Казанский государственный энергетический университет
(Россия , г. Казань )
Аннотация . В статье рассматривае тся роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и препод а вателей и позволяют с помощью с IT технологий осуществлять оптимизацию эффе к тивного обеспечения образовательных услуг в системе высшего образования. Показано, что интеграция информационных навыков в учебные планы требует сотрудничества администрации университетов и преподавателей для компьютеризации обучения в вузе.
Ключевые слова: высшее образование, формы компьютеризации обучения, IT технол о гии, оптимизация обеспечения образовательных услуг.
В современном технологичном общес т ве возрастает понимание того, что трад и ционная схема получения образования (в первую очередь школьного) устарела и нуждается в замене непрерывным образ о ванием и обучением в течение всей жизни. Обучение в течение всей жизни – это три типа образования и обучения:
– формальное обучение (вузы, другие обучающие структуры, присваивающие свидетельство об образовании);
– спонтанное обучение (в ходе повс е дневной жизнедеятельности человека, св я занной с его работой, семьей или дос у г ом);
– неформальное обучение (вне рамок учебного заведения.
Для новых форм образования предпол а гается интенсивно использовать новы е о б разовательные технологии.
Различные подходы к определению о б разовательной технологии можно сумм и ровать как совокупность способов реал и зации учебных планов и учебных пр о грамм, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обе с печивающую до стижение образовател ь ных целей.
Информационные образовательные технологии возникают при использован и ем средств информационно-вычислительной техники. Образовател ь ную среду, в которой осуществляются о б разовательные информационные технол о гии, определя ют работающие с ней комп о ненты:
– техническая (компьютер и интернет );
– программно-техническая (компь ю терные программные средства);
– организ ационно-методическая (инс т рукция по реализации технической части образовательной деятельности , организ а ция учебного процесса).
Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система нау ч ных и инженерных знаний, а также мет о дов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и о б работки информации в пр едметной обла с ти высшей школы. Таким образом, сущ е ствует прямая зависимость между эффе к тивностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответс т вующих информацион но-коммуникационных технологий.
И нформационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совоку п ности подчиненны решению задачи по созданию новой образовательной среды, где они включены в учебный процесс для реализации новых образовательных мод е л ей.
Сегодня одной из характерных черт о б разовательной среды является возмо ж ность студентов и преподавателей обр а щатьс я к учебно-методическим матери а лам, обучающим мультимедийным ко м плексам всего университета в любое врем я и в любой точке пространства .
Применение компьютерных програм м ных средств и Интернет по учебным ди с циплинам позволяет преподавателю вуза не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые ра з ные задачи, например, повысить мотив а цию и наглядность в обучении, диффере н цировать работу студентов при выполн е нии ими тренировочных тестов . Использ о вание информационных технологий на з а нятиях помогает сделать преподавание с о держательнее и эффек тивнее . Как показ ы вает практика, компьютерные технологии можно использовать в различных ситу а циях на разных этапах :
– н а аудиторных занятиях компьютер выступает в роли мощного демонстрац и онного средства, обеспечив ая высокий уровень наглядности;
– о нлайн-тестирование – одна из ф орм проведения контроля знаний, умений и навыков. Эта форма имеет ряд преим у ществ (экономия времени при проверке ;
– объективность в оценке знаний, ст а тистика усвоения материала отдельным студентом и всей группой/потоком).
Современные высшие учебные завед е ния имеют интернет подключение в ра м ках различных государственных программ развития образования. При помощи И н тернет-технологий преподаватель и ст у денты могут пользоваться Интернет-сервисами, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс .
В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:
– внедрение средств новых информац и онных технологий в образовательный пр о цесс;
– повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
– системную интеграцию в образование информационных технологий, поддерж и вающих научные исследования, процессы обучения и организационное управление;
– построение и развитие единого обр а зовательного информационного простра н ства.
В технологическом плане информац и онно-образовательную среду представляет программа Moodle – система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обуч е нием или виртуальная обучающая среда . Представляет собой веб-приложение, предоставляющее возмо ж ность создавать сайты для онлайн-обучения. Программа распространена ш и роко, еще и потому, что является беспла т ной. Каждый преподаватель создает эле к тронный ресурс своей дисциплины и ра з мещает в программе. Студенты могут о т крыть курс и заниматься по нему в любое удобное для себя время.
Другой образовательный доступный р е сурс – с оциальные сети – интерактивный многопользовательский веб-сайт.
Дидактически использовать ресурс можно как:
– доска объявлений. Может использ о ваться преподавателем для официальных сообщений и анонсов предстоящих соб ы тий;
– организации тематических групп для постоянной консультационной и инфо р мационной поддержки всех участн иков образовательного процесса.
Помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют ЭОР, напр и мер, сайт Минобразования РФ, порталы «Грамот а.ру» и т.д.
Таким образом, ИКТ – это новые во з можности в образовательной деятельн о сти, где главную роль играет преподав а тель, который своими личностными кач е ствами должен поддерживать интерес ст у дентов в течение курса и подсказывать н о вые формы работы.
Библиографический список
1. Обучение в течение всей жизни – есть ли такая концепция в России? [Электронный ресурс]: https://lifelonglearningrussia.wordpress.com (дата обращения: 01.02 .2018).
3. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образ ования. Ялта, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-188.
THE POSSIBILITIES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE TRAINING PROCESS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor
T.F. Kamaliev, student
Kazan state power engineering university
(Russia, Kazan)
Abstract. The article examines the role of information and social technologies in education that provide universal computerization of students and teachers and allows, with the help of IT technologies, to optimize the effective provision of educational services in the higher education system. It is shown that the integration of information skills into the curricula requires the coo p eration of the administration of universities and teachers to computerize the education in the university.
Keywords: higher education, forms of computerization of education, IT technologies, optim i zation of educational services provision.
Применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза в настоящее время является крайне важным и необходимым элементом процесса обучения. Это относится и к подготовке вузом квалифицированных юристов.
Под инновационными технологиями в образовательном процессе вуза мы понимаем использование, применение новых методов и приемов взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающих эффективное достижение результатов в образовательной деятельности.
Среди инновационных методов обучения в вузе следует выделить: применение компьютерных технологий; использование интерактивного обучения; проектная деятельность; проведение тренинговых практических занятий; моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; игровое имитационное моделирование; использование здоровьесберегающих технологий обучения; применение телекоммуникационных технологий и др.
Задача инновационного развития системы образования предусмотрена в целом ряде нормативных правовых актов Российской Федерации.
Например, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, одной из основных задач инновационного развития в сфере образования является создание условий для формирования у граждан таких компетенций инновационной деятельности, как: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению. При этом система образования на всех этапах в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, одной из приоритетных задач государственной молодежной политики определена задача развития просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи.
Необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения, предусмотрена в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, целью которой, является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, а одной из задач – создание и распространение структурных и технологических инноваций в высшем образовании.
Таким образом, развитие и применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза – задача первостепенной важности, значимость которой подтверждена на законодательном уровне, что делает актуальным изучение и освоение инновационных образовательных технологий каждым участником образовательного процесса, и в первую очередь – преподавателем.
Инновационные образовательные технологии должны обязательно использоваться образовательной организацией. Тот руководитель, который осуществляет такую работу, будет среди лидеров в своей области. Ведь применение каждого нового знания способствует сохранению конкурентноспособности организации среди других образовательных организаций.
Большинство руководителей полагают важным повышать квалификацию своих работников, рассматривая обучение как средство самосовершенствования, самообучения работника. Так, согласно "модели Андерсена" – самообучение рассматривается через концепцию "любое знание базируется на понятийном аппарате".
Деятельность любой образовательной организации предполагает движение вперед, к развитию, иначе последует ее саморазрушение. Для этого организация определяет цели своей деятельности: оперативные и стратегические. Из текущего состояния организация должна двигаться вперед, в сторону перспективы своего развития, используя различные инновационные технологии. Любая педагогическая технология должна включать элемент развития личности. Каждая цель, каждая инновационная технология должна наполняться осмыслением деятельности, что позволит инновационным педагогическим технологиям применяться наиболее эффективно.
Например, В.П. Беспалько полагает, что «…современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В современных условиях в высшей школе остро стоит задача актуализации содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий научного поиска, повышения эффективности самостоятельной творческой работы студентов, развития познавательной деятельности, творческих способностей, создании ситуации успеха, организации встречных усилий преподавателя и студентов».
Для самообучающейся организации можно выделить следующие этапы развития:
1) убеждение людей в необходимости перемен (необходимо преодолеть инерцию мышления);
2) прорыв в знании (любое новое знание будет являться прорывом в мышлении);
3) прорыв в мышлении – одна из целей образовательного процесса.
В деятельности образовательной организации важное значение приобретает многоуровневое сознание, посредством которого, применяя эмоциональные методы, необходимо сформулировать такое видение ситуации, которая позволит дать оценку коллективному труду, а сопричастность к итоговому результату крайне важна в работе организации.
В настоящее время человек стремиться к такой работе, которая была бы для него прочной, стабильной и активной. Важным условием для работника, в том числе для педагогического работника и для студента, будет являться его конкурентноспособность, т.е. умение научить себя обучаться быстрее и более качественно, чем конкуренты. Педагог, студент должен обладать компетентностью – мотивированной способностью выполнить порученную работу.
В процессе обучения у человека формируется система применения новых знаний, реализация которых на практике, позволит ему стать особой личностью. Если человек не способен к труду, либо не хочет трудиться, то существуют следующие способы его обучения:
1) одноконтурное обучение (определенная адаптация);
2) двухконтурное обучение (обучение элементам саморазвития и самосовершенствования);
3) дейтерообучение (человек не просто способен овладеть технологией, он становиться генератором дальнейшего развития).
Существует три базовых подхода в образовательных технологиях:
1) прусский (жестко регламентирующий);
2) французский (более свободный подход);
3) современный подход (определенное направление деятельности).
По мнению Г.К. Селевко, педагогическая (образовательная) технология является системой функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенной на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве и приводящей к намеченным результатам. Структура педагогической технологии рассматривается им в системе трех основных взаимосвязанных компонента:
1) научного: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передовой практики;
2) формализованно-описательного (дескриптивного): технология представляется моделью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
3) процессуально-деятельностного: технология представляет как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Следовательно, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.
Как показали научные исследования, деятельность преподавателей по реализации педагогической стратегии подготовки юристов заключается в проектировании и реализации на практике технологий обучения специалиста в высшей школе на основе конкретных педагогических концепций обучения.
В настоящее время в вузе широко используются базовые концепции обучения: ассоциативно- рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, проблемно-деятельностная и др. Их требования проявляются в проектировании конкретных технологий обучения и логически связанных между собой последовательностей дидактических циклов учебных занятий.
Оптимальное построение технологии обучения студентов в вузе достигается путем ответов на следующие вопросы: что изучать? – как изучать? – в какой последовательности? – в какой форме? – на каких учебных занятиях?
Концепция ассоциативно-рефлекторного обучения включает в себя следующие положения:
1) процесс усвоения профессиональных знаний, формирование их у студентов есть не что иное, как образование в сознании будущего юриста системы ассоциаций, начиная с простейших – рефлексов. Отсюда и обучение на основе данной концепции есть процесс образования у студента условных рефлексов и системы рефлексов-ассоциаций;
2) механизм усвоения знаний и формирования ассоциативных систем у студентов имеет логику «восприятие – осмысление – запоминание – применение на практике».
Главным элементом механизма усвоения знаний студентом в процессе обучения является его осмысление.
Исследования педагогической практики вузов показывает, что будущий юрист усваивает конкретную сумму профессиональных знаний и у него формируются умения тогда, когда студент и педагог реализуют на различных занятиях следующие этапы процесса обучения: восприятие, осмысление, запоминание и применение на практике.
Высшей формой развития обучения в вузе на основе ассоциативно-рефлекторной концепции является проблемное обучение. Проведенные научные исследования показали, что в технологии традиционного обучения этап «осмысление» расширен подэтапами: создания проблемных ситуаций на занятиях, формирование интереса у студентов к продуманной интеллектуальной деятельности, моделирование умственной деятельности студентов с ориентиром на творчество. Для организации проблемного обучения разрабатываются новые формы и методы обучения студентов: интеллектуальная разминка, методы «круглого стола», организационно-мыслительные игры и т.д.
Следующей концепцией обучения является теория поэтапного формирования умственных действий. Основные положения концепции:
Процесс усвоения знаний и формирования умений происходит в ходе овладения студентом определенной деятельностью (выполняя конкретные действия, юрист получает знания о них);
Усвоение знаний и формирование умений у студентов протекает путем поэтапного преобразования «материальных» действий (внешней деятельности) во внутренний (умственный) план;
Обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий заключено не предварительном заучивании знаний студентом для дальнейшего их применения, а в овладении определенными действиями, в ходе которых и усваиваются будущим юристом профессиональные знания.
Исследование педагогической теории и практики подготовки специалистов в вузе показывает, что данная технология обучения должна включать восемь взаимосвязанных последовательных дидактических этапов:
1) начальный этап, обеспечивающий понимание студентами значимости и необходимости формирования конкретных профессиональных действий, стабильная мотивация к учению;
2) этап ключевой, на данном этапе путем проблемного изложения учебного материала создаются схемы ориентировочной основы действия, т.е. системы указаний о том, как выполнять конкретные действия;
3) этап материализованного действия, выполняемого студентом на основе конкретных образцов документов с помощью макетов, моделей, схем, документов, одновременно громко проговаривая каждую операцию, что обеспечивает формирование первичных умений излагать теоретический материал, решать типовую задачу по заданному алгоритму;
4) этап внешнеречевой;
5) этап внешней речи «про себя»;
6) этап умственной деятельности;
7) этап итогового обобщения;
8) этап контроля успешности обучения.
Педагогическая технология обучения на основе концепции поэтапного формирования умственных действий реализуется в учебном процессе вуза через дидактические циклы занятий, в которых предпочтение отдается практическим занятиям.
К слабым сторонам данной технологии обучения следует отнести: невысокий уровень творческого обучения слушателей; чрезмерное дробление учебного материала, программированию поддается не всякий учебный материал; снижается возможность обновления содержания знаний по конкретной специальности и др.
На основе проблемно-деятельной концепции обучения осуществляется проектирование педагогической технологии обучения и дидактических циклов занятий с будущими специалистами.
Данная концепция создана на основе двух подходов к обучению специалистов: проблемного и деятельностного подхода. Использование данной технологии обучения в вузе производится через реализацию на занятиях преподавателями конкретных дидактических этапов. Например, усвоение содержания и способов практической деятельности будущими специалистами начинается с ознакомительных занятий. Будущая профессиональная деятельность предстает перед студентами как общее представление и описание системы действий, которыми им нужно овладеть. На данном этапе отбор и построение содержания занятий должны соответствовать следующим критериям: общий показ места и роли данного содержания в профессиональном становлении специалиста, показ практической значимости прочного усвоения знаний.
Следующим этапом должно быть обучение репродуктивной стратегии, формирование у студентов репродуктивных знаний, навыков и умений выполнять конкретные виды деятельности. Содержание обучения характеризуется следующими критериями: ограничением объема учебного материала; его повторяемостью; моделированием стандартных профессиональных ситуаций будущей профессии. На этом этапе преподавателям необходимо вводить занятия продуктивного характера. Вся деятельность преподавателей на занятиях продуктивного обучения слушателей должна состоять не столько в закреплении знаний (это функция репродуктивного обучения), сколько в конструировании совместно с будущими специалистами новых знаний и способов решения сложных социальных ситуаций. Основными этапами познавательной деятельности студентов при реализации данной стратегии будут являться: восприятие и осмыслении е созданной преподавателем проблемной ситуации, выявлении лежащего в ее основе противоречия, осознание сущности затруднения; обоснование и проектирование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации; индивидуальные практические действия в соответствие с созданной моделью; анализ проведенного действия, проверка правильности решения проблемы; рефлексия мышления в ходе проведенного действия.
Вместе с тем, практическая профессиональная деятельность требует от специалистов комплексного применения полученных знаний из различных учебных дисциплин, формирования у них сложных умений профессиональной деятельности. Для реализации указанных требований преподаватели должны вводить в учебный процесс комплексные занятия, которые способны обеспечить формирование у слушателей системы знаний и сложных умений, а также выработки у них активного мышления и деятельности.
Действующая педагогическая практика вузов свидетельствует, что проблемно-деятельностная технология обучения реализуется через следующие дидактические циклы учебных занятий с помощью активных и интерактивных методов обучения: многовариантные профессиональные игры; межпредметные дидактические циклы учебных занятий, игровые комплексы; профессиональные тренинги, ролевые игры; кейс-стади; интеллектуальный штурм проблемы и др.
В современной педагогической практике юридических вузов появились новые требования по внедрению в юридических вузах интерактивного обучения студентов. Психолого-педагогический анализ данного обучения показывает, что интерактивное обучение является разновидностью проблемно- деятельностного обучения студентов. Главными признаками интерактивного обучения студентов являются равноправное педагогическое взаимодействие (педагогическое сотрудничество) преподавателей и студентов на занятии (интеракции), высокий уровень самостоятельности студентов и наличие результатов труда у каждого студента.
Интерактивное обучение (англ. interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга) – это совместное проблемное обучение через действие. Сотрудничество участников с педагогом и друг с другом. Участники взаимодействуют, работают в команде, педагог помогает им как организатор.
Обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.
Важной частью обучения является самостоятельная деятельность участников, наличие у каждого студента конкретного результата работы. Рекомендации по использованию интерактивных методов организации учебной деятельности участников касаются структуры занятия и техники работы преподавателя. Можно выделить следующие этапы интерактивного занятия:
1) формирование мотивации студентов;
2) согласование со студентами ожидаемых результатов;
3) предоставление студентам необходимой профессиональной информации;
4) определение правил интерактивного взаимодействия в ходе занятия;
5) подведение итогов занятия.
В процессе обучения используются средства обучения, к которым относятся:
Средства, данные преподавателю и студентам (речь, мимика, жесты);
Учебная литература;
Наглядные пособия;
Программно-методическое обеспечение для компьютерных технологий;
Специальное оборудование (тренажеры, аудио классы).
Наиболее эффективными средствами обучения в современной подготовке специалистов высшей школы являются учебно-методические комплексы на основе ЭВМ (АОС, электронные учебники и др.). Перспективно создание нового вида обучения специалистов на основе внешних информационных сетей типа Интернет. Например, подготовка специалистов посредством дистанционного образования, т.е. посредством предоставления комплекса образовательных с помощью специализированной информационно- образовательной среды, базирующейся на основе компьютерных средств обучения (электронная почта, телеконференции по электронной почте, электронные доски для объявлений, электронные библиотеки, электронные учебники, телеконференции в оперативном режиме, электронные лекции и т.д.). Дистанционное обучение может конкурировать с заочным обучением специалистов и, частично, с очно- заочным обучением.
В последнее время в вузах уделяется внимание дидактическому (поучающему) обеспечению процесса подготовки специалистов, созданию учебно-методических комплексов как средства дидактического обеспечения современной подготовки специалистов высшей школы. Учебно-методический комплекс – это понятие более широкое, чем сборник нормативных документов. В него входит и то обеспечение, которое предназначено для использования на всех видах занятий (планы семинарских и практических занятий, вопросы для индивидуального собеседования, перечень основной и дополнительной литературы, применяемые дидактические материалы, технические средства обучения и др.). Исследования показали, что учебно-методический комплекс является эффективным средством дидактического обеспечения процесса подготовки юристов в высшей школе.
Среди инновационных приемов обучения студентов, используемых вузами, можно выделить:
1) Goal – расстановка целей;
2) Realitu – обследование текущей ситуации на реальность;
3) Options – определение списка возможностей и стратегии действий;
4) Way/Will – намерение, воля.
В образовательном процессе используются такие виды интенсивных технологий, как активная учебная лекция, семинар, технология «жужжащие группы», интеллект-карты, «папка с входящими документами, информационный лабиринт (баскетметод) и др.
Подробный анализ используемых в образовательном процессе интенсивных технологий интерактивного характера дан в работе А.П. Панфиловой.
Технологии анализа ситуаций для активного обучения включают следующее: ситуационный анализ и его виды, традиционный анализ конкретных ситуаций (метод ситуационных упражнений, ситуационных задач; метод ситуационного обучения; метод анализа кейсов; метод «инцидента»; метод анализа критических инцидентов); метод проигрывания ролей (инсценировки); игровое проектирование.
Среди инновационных технологий можно выделить технологию мозговые штурмы (брейнсторминг): обратный мозговой штурм; теневой мозговой штурм; комбинированный мозговой штурм; индивидуальный мозговой штурм; челночный мозговой штурм; метод «635»; мозговой штурм на доске; мозговой штурм в стиле «соло»; визуальная мозговая атака; мозговой штурм по-японски (метод К. Джей), брейнрайтинг.
Эвристические техники интенсивного генерирования идей подразделяются на: метод морфологического анализа; техника расчленения; метод инверсии; метод номинальной группы; программно-ролевой метод; техника ликвидации тупиковых ситуаций; метод принудительных отношений.
Комплексные технологии активного обучения включают: групповые дискуссии; балинтовская сессия; мастер-класс; творческая мастерская; ассесмент-центр.
В процессе обучения активно используются методы учебной дискуссии и групповой игры. Дискуссия подразумевает развитие знаний каждого из участников группы на основе знаний других участников. Например, А.Г. Санина рассматривает дискуссию как «важнейший инструмент формирования одной из ключевых компетентностей – коммуникативной, а правильно проведенная дискуссия в отличие от традиционной лекции позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, что неизменную, казалось бы, истину можно рассмотреть с разных точек зрения, не утверждая, что она единственная и объективная».
Метод групповой игры представляет собой упрощенную модель какой-либо стороны жизни, такие модели обучения дают результат индивидуальной и групповой свободы, их активно применяют в инновационном образовательном процессе. Так, по мнению П.В. Усанова, «деловые игры позволяют повысить эффективность усвоения лекционного материала и разнообразить портфель семинарских занятий преподавателя. Это позволит в дальнейшем при осуществлении профессиональной деятельности лучше ориентироваться и понимать суть осуществляемых процессов».
Экспериментальное исследование показало, что широкое внедрение в традиционный педагогический процесс подготовки юристов в высшей школе разнообразных учебных занятий совершенствует традиционный дидактический цикл занятий, например, лекции – самостоятельная работа – игра, самостоятельная работа – лекции – игра; устраняет однотипность самих дидактических циклов занятий; повышает качество современной подготовки специалистов в высшей школе.
В федеральном государственном образовательном Стандарте высшего профессионального образования (ФГОС) по специальности 030900 – «Юриспруденция» нет учебной дисциплины «Введение в профессию». Следовательно, целенаправленно и планово у студентов в вузе не формируется профессиональный портрет специалиста. Данная учебная дисциплина должна быть введена в учебный процесс подготовки юриста.
Подготовка юристов высшей школе должна осуществляться путем реализации таких педагогических приемов и методов, которые бы способствовали формированию и развитию студентов как профессионально подготовленных специалистов.
Установлено, что внедрение в вузе экспериментально проверенной в исследовании педагогической системы дидактического проектирования обеспечивает формирование у студентов устойчивых представлений о будущей профессии, повышает их мотивацию к овладению своей специальностью, развивает у будущих специалистов конкретные виды профессиональной деятельности. И, как следствие, повышает уровень подготовленности выпускников к исполнению выбранной профессии.
Подготовка юристов – сложный и многофакторный процесс, реализация которого требует разрешения множества проблем, среди которых: профессиональное проектирование дидактического профиля специалиста; проектирование и реализация многоэтапного педагогического процесса подготовки специалиста; обоснование содержания стратегий его подготовки в каждом семестре обучения; выбор педагогических технологий обучения для каждой стратегии; проектирование новых дидактических циклов занятий и учебно-методических комплексов и др., и в этом процессе, несомненно, важное место должно быть отведено применению вузом инновационных педагогических технологий.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М. : Ин-т проф. обр. РАО, 1995. – 336 с.
2. Санина А.Г. Организация трехсторонней дискуссии в учебном процессе на основе интеграции науки, образования и бизнеса / метод. пособие: Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) / под ред. М.А. Малышевой – СПб. 2011. С. 94-95.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. – М.: Народное образование, 2005. С. 37-38.
4. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / под общ. ред. Н.А. Давыдова. – Москва: Проспект, 2016. – 208 с.
5. Оринчук В.А., Туватова В.Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе / ИнВестРегион. – 2014. − № 3. − С. 58-61.
6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
7. Усанов П.В. Использование деловых игр в образовательном процессе / метод. пособие: Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) / под ред. М.А. Малышевой – СПб. 2011. С. 44.
УДК 378.147
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ФОРМЫ И ВИДЫ
М.В. Ретивых
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы современных образовательных технологий, излагаются особенности инновационных лекционных и семинарских занятий в вузе.
Ключевые слова: образование, образовательный процесс, технология обучения, нетрадиционные лекции, инновационные семинарские занятия.
Технологизация современного образования является актуальной проблемой. В контексте Болонского процесса необходимо перенести акценты с содержания образования на его технологии и результаты.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, экспериментальная деятельность должна быть направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС до 40% занятий в системе высшего образования должны осуществляться на основе интерактивных технологий, построенных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и обучающихся.
В образовательных технологиях заложен огромный потенциал для повышения эффективности образовательного процесса, подготовки профессионально-компетентных и мобильных кадров, способных успешно функционировать в различных социально-профессиональных сообществах. Поэтому преподавателям вузов нужно знать теоретические аспекты, качественное разнообразие образовательных технологий, способы их применения в образовательном процессе.
Следует отметить, что технологии обучения в высшей школе долгое время строились на субъект-объектном подходе к образовательному процессу .
В последние годы в высшей школе активно внедряются инновационные образовательные технологии, сущность которых излагается в соответствующей научно-педагогической литературе .
В основе современных образовательных технологий лежат известные и оправдавшие себя методологические подходы: системный, аксиологичесикй, гуманистический, личностно-деятельностный и др. Образовательные технологии в системе высшего образования опираются на концепции модульного, проблемного, контекстного обучения и др.
Характерными признаками современных образовательных технологий являются концептуальность, системность, дидактическая целесообразность, инновационность, оптимальность, воспроизводимость и гарантированность результатов.
Современные образовательные технологии выполняют гуманистическую, развивающую, методическую, проектировочную и другие функции. Эти технологии опираются на принципы целостности, вариативности, интерактивности, фундаментализации, профессиональной направленности, информационной поддержки и др. .
Мы считаем, что в современных условиях в концептуальных основаниях инновационных образовательных технологий доминирующей является теория личностно ориентированного образования, основу которой составляют:
Концепция личностно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконин) ;
Культурологическая концепция образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская) ;
Личностно-дифференцированная концепция образования (В.В. Сериков) ;
Субъектно-личностная концепция образования (И.С. Якиманская) .
Анализ этих концепций позволяет сделать вывод о том, что сущность личностно ориентированного образования заключается в последовательном отношении педагога к обучающемуся как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и образования.
Аксиологический аспект личностно ориентированного образования заключается в рассмотрении человека как самостоятельной, главной ценности.
Дидактический аспект личностно ориентированного образования предполагает:
Создание условий для обучения всех по-разному;
Замену субъект-объектных отношений в образовательном процессе на субъект-субъектные;
Придание содержанию образования личностного смысла и личностной значимости;
Обеспечение обучающимся права выбора способов усвоения учебного материала, формирование индивидуального стиля учебной деятельности и собственной траектории образования;
Использование развивающих, интерактивных образовательных технологий, создание развивающей образовательной среды;
Уровневую дифференциацию образовательного процесса в зависимости от способностей и возможностей обучающихся;
Развитие у обучающихся способностей к самоанализу и рефлексии;
Осуществление преподавателем роли фасилитатора, организатора учебной деятельности обучающихся, умеющего создавать для обучающихся ситуацию успеха и проявлять свои неординарные педагогические способности.
Личностно ориентированная парадигма образования является антиподом личностно отчужденной парадигме.
Основу личностно ориентированной образовательной технологии составляет интерактивное педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса: преподавателей с обучающимися и обучающихся между собой.
Это взаимодействие предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация ^ формирование нового опыта ^ его осмысление через применение ^ рефлексия. Интерактивное обучение предполагает
обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Интерактивные методы предполагают также использование игровых форм обучения. При этом основная роль преподавателя заключается в умении организовать продуктивную групповую и межличностную коммуникацию обучающихся.
Интерактивное обучение опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление и общение.
Педагогическими средствами интерактивного обучения являются:
Субъект-субъектное и групповое взаимодействие (субъектная позиция, сотрудничество, кооперация, конструктивная и доброжелательная атмосфера);
Диалог-полилог (умение слушать, задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, вести полемику);
Мыследеятельность и смыслотворчество (умение осуществлять мыслительные операции, четко выражать смысл своей позиции, понимание и объяснение смысла законов, явлений, теорий, фактов);
Свобода выбора средств и способов усвоения учебного материала (проявление творчества, самостоятельности, выбор способов решения учебных задач, проявление индивидуального стиля учебной деятельности);
Ситуация успеха (применение комплекса педагогических средств, способствующих успеху в учебной деятельности всех субъектов образовательного процесса);
Рефлексия (самоанализ и объективная оценка и самооценка результатов личностного развития и учебной деятельности).
Концептуальной составляющей профессионального образования является также теория контекстно-ситуационного обучения, которая обоснована А.А. Вербицким . Согласно этой теории, обучение в профессиональных учебных заведениях должно осуществляться в контексте будущей профессиональной деятельности и выступать формой личностной активности и условием формирования профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей активное включение обучающихся в процесс познания и овладения будущей профессией.
Основной единицей учебной работы преподавателей и студентов здесь становится не очередная порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности, деятельность обучающихся приобретает черты, в которых проявляются особенности будущей профессиональной деятельности.
Предъявление и решение ситуационных задач и упражнений развивает мыслительные способности обучающихся, формирует у них ценностное отношение к образованию и профессии.
Наиболее успешно этот подход реализуется с помощью кейс-технологии. Кейс-задания, компетентностные задачи, видеокассеты, игровые или документальные видеоролики с емким изложением учебно-производственных ситуаций предъявляются и решаются на учебных занятиях, текущих и государственных экзаменах. Контекстное обучение реализуется также в процессе учебно-производственных практик, выполнения и защиты выпускных и квалификационных работ.
Актуальность контекстного обучения в настоящее время обусловлена необходимостью формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, теория личностно ориентированного образования, в основе которой лежит идея интерактивного педагогического взаимодействия, и теория контекстно-ситуационного обучения составляют концептуальную базу инновационных образовательных технологий в вузе. В настоящей статье мы охарактеризуем только основные виды современных лекционных и семинарских занятий в вузе.
Современная вузовская лекция
Слово лекция имеет латинский корень «lection» - чтение. Лекция является ведущей формой организации образовательного процесса в вузе. Она выполняет обучающую, формирующую, развивающую, воспитательную и организующую функции.
Традиционно структура вузовской лекции включает в себя три компонента: введение, основная часть, заключение.
Основным недостатком традиционной лекции в вузе является пассивность обучающихся при высокой односторонней активности преподавателя. Поэтому сегодня широкое распространение получают нетрадиционные, инновационные лекции, способствующие повышению активности студентов на занятиях.
Основные виды таких лекций представлены на нижеследующем рисунке (рис. 1).
Рис. 1. Нетрадиционные виды лекций
Кратко раскроем сущность и особенности этих видов лекций.
Проблемная лекция отличается от традиционной тем, что она опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и задач, которые надо решать.
Психологической основой проблемного обучения выступает противоречие между наличными и необходимыми знаниями и умениями студентов для решения проблемных ситуаций и задач. При подготовке таких лекций нужно решать следующие задачи: подбор необходимого учебного материала, формулирование проблемных ситуаций и вопросов, определение способов их разрешения, подготовка дидактических материалов.
На лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сотворчества» с преподавателем, т.е. соавторами решения проблемных задач. Знания, усвоенные таким образом, становятся
достоянием студентов и перерастают в их убеждения. Самостоятельно приобретенные знания являются более прочными и легко актуализируются, они обладают свойствами их переноса в другие ситуации. Решение проблемных ситуаций и задач развивают интеллектуальные способности и повышает интерес студентов к содержанию профессиональной подготовки.
Лекция-беседа предполагает применение элементов диалога, полилога и дискуссии. Средствами активизации учебной деятельности студентов здесь выступают вопросы преподавателя и аудитории, направленные на выявление имеющихся у студентов знаний и умений по той или иной проблеме. Преподаватель должен следить за тем, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления студентов.
При изложении лекционного материала преподаватель может организовать свободный обмен мнениями студентов. Уточняя и дополняя ответы студентов, он подводит под них теоретическую базу в виде в виде совместно выработанных положений. Таким образом, студенты становятся сотворцами лекций.
Лекция-консультация применяется при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения таких лекций:
Студенты по ходу лекции готовят вопросы, на которые преподаватель дает ответы самостоятельно или с привлечением самих студентов;
Преподаватель заранее собирает вопросы студентов в письменной форме, на лекции он отвечает на эти вопросы и организует свободный обмен мнениями студентов;
Студенты заранее получают материалы лекции и готовят свои вопросы, лектор отвечает на эти вопросы самостоятельно или с привлечением самих студентов;
Преподаватель заранее сам составляет вопросы по теме лекции и организует коллективное обсуждение этих вопросов.
Могут быть и другие варианты проведения лекции-консультации. Преимущества таких лекций заключаются в том, что они позволяют приблизить содержание знаний к практическим интересам студентов и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Лекция-провокация - это лекция с заранее запланированными ошибками. Во вступительной части занятия преподаватель сообщает, что в предстоящей лекции он сознательно допустит определенное количество ошибок и информирует студентов о том, что в конце лекции эти ошибки будут показаны на электронном носителе. Студенты по ходу лекции должны обнаружить допущенные ошибки и отметить их в конспектах. За 10-15 минут до окончания лекционного времени студенты показывают и комментируют эти ошибки. Выявленные студентами ошибки сравниваются с электронным списком, преподавателем отмечаются студенты, обнаружившие все допущенные им ошибки.
Таким образом, лекция с заранее запланированными ошибками позволяют активизировать учебную деятельность студентов, развивают их внимание, логическое мышление и память.
«Лекция вдвоем» может проводиться двумя и более психологически и интеллектуально совместимыми преподавателями, которые могут быть представителями одной или разных наук. Они заранее договариваются о порядке проведения лекции.
Проведение «лекции вдвоем» может базироваться на двух подходах: чтение лекции на «контрасте» (на различных точках зрения) или на взаимодополнении. Лекция «на контрасте» предполагает разыгрывание преподавателями дискуссии на глазах у слушателей. В этом случае они подают студентам пример научной полемики. Лекция на взаимодополнении читается представителями разных дисциплин и актуализирует межпредметные связи.
Лекция-визуализация предполагает наглядную демонстрацию основного содержания. Поэтому ведущем методом здесь выступает демонстрация кино-, теле- и видеофрагментов, слайдов, блоков информации в виде схем, таблиц, рисунков, которые комментируются лектором.
Преподаватель может попросить студентов прокомментировать содержание отдельных наглядных средств.
Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов вербальной информации в наглядный образ, который будучи воспринятым, может быть развернут и служить опорой для адекватных мыслительных и практических действий, направленных на усвоение учебного материала.
Мы изложили основные виды нетрадиционных лекций, которые применяются в высшей школе. Следует заметить, что преподаватели могут проводить комбинированные лекции, включающие в себя элементы различных видов лекций.
Инновационные семинарские занятия в вузе
Семинар (от лат. - 5вштапыш - рассадник знаний) является: одним из основных методов обучения в вузе; групповым занятием под руководством преподавателя; методом обучения, опирающимся на групповое мышление и активную учебную деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное нахождение решений актуальных научных и практических проблем.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.
Структура семинара включает три части: введение, основную часть и заключение.
Традиционные семинарские занятия проводятся в виде докладов и сообщений по подготовленным рефератом. Инновационные семинары строятся на таких интерактивных механизмах, как полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, субъект-субъектное и групповое взаимодействие, ситуация успеха, рефлексия и др.
Разновидности и формы инновационных семинарских занятий в вузе представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Разновидности и формы инновационных семинарских занятий в вузе
Кратко охарактеризуем специфические особенности этих занятий.
Проблемные семинарские занятия могут проводиться по заранее подготовленным преподавателем и самими студентами проблемным вопросам. Действующими лицами на проблемном семинаре могут быть докладчиками, содокладчиками, ассистенты, оппоненты, эксперты, «провокаторы» и др. В заключение преподаватель подводит итог, дает оценку качества сформулированных проблем, способов и результатов их решения.
Семинарское занятие в форме дидактической игры проводится по следующим этапам: подготовка игры, ввод в игру, проведение игры, анализ и обобщение результатов игры. Результаты игры в дальнейшем могут использоваться в образовательном процессе.
Семинар в форме дебатов представляет собой обсуждение какой-либо образовательной проблемы в виде прений и обмена мнениями. Дидактическая значимость занятий в форме дебатов заключается в том, что они способствуют развитию критического мышления, культуры диалога, воспитанию толерантности, уважительного отношения к различным точкам зрения.
Семинар с использованием метода «мозговой атаки» (мозгового штурма) имеет целью генерирование новых идей в предельно сжатые сроки с использованием приемов критического мышления: анализа, синтеза, аналогии, ассоциации, экстраполяции и др. Этот метод предполагает работу студентов по таким подгруппам, как «генераторы», «аналитики», «резонаторы», «теневики», «эксперты» и др.
Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) предполагает подготовку для студентов набора конкретных ситуаций профессиональной направленности (кейсов). Решение этих ситуаций осуществляется в малых группах и выносится на обсуждение всех участников семинара. Желательно участие в этих семинарах соответствующих специалистов.
Семинар с использованием метода «круглого стола» на основе принципа коллективного обсуждения проблемы за «круглым столом».
Семинар в форме научно-практической конференции проводится по результатам изучения отдельных разделов и дисциплины в целом с целью систематизации и углубления знаний студентов, формирования у них научного мышления и исследовательских умений.
Семинар с использованием технологии учебного сотрудничества строится на основе метода групповой работы как наиболее распространенной формы кооперации. Цель этой технологии состоит в формировании у субъектов образовательного процесса умения эффективно работать в малых группах по взаимообучению и получению качественных образовательных результатов.
Семинар в форме защиты творческих проектов предполагает выполнение и защиту студентами творческих проектов. Проектное обучение развивает учебную активность и самостоятельность обучающихся, переводит их из объектов в субъекты образовательного процесса.
Перечисленные виды лекционных и семинарских занятий не исчерпывают всего арсенала инновационных форм обучения в вузе. Творчески работающие преподаватели ведут активный поиск новых личностно развивающих образовательных технологий.
In article teoretiko-methodological basics of modern educational technologies are covered, features of innovative lecture and seminar occupations in higher education institution are stated.
Key words: education, educational process, technology of training, nonconventional lectures, innovative seminar occupations.
Список литературы
1. Антюхов А.В. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учеб. пособие для магистров и аспирантов. М.: Педагогическое общество России, 2013. 320 с.
2. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д, 1997. 321 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996. 554 с.
6. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М.: Академия, 2005. 432 с.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
8. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
9. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
10. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 278 с.
Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
1В статье представлены способы применения современных образовательных технологий в учебном процессе вуза. В качестве примера использованы рабочие материалы для проведения занятий по дисциплинам «Философия» и «Иностранный язык» со студентами Томского политехнического университета. Авторы подробно описывают опыт применения таких образовательных технологий как «Карта интеллекта», метод «6 шляп мышления» и метод "кейс-стади". Поворот к индивидуальности обучающегося может оказать решающее влияние, поскольку проблема понимания захватывает не только текст, с которым происходит основная работа в рамках образовательного процесса в вузе, но и оказывается способом постижения автора (ученого), читателя (как самопознание через призму нового знания) и всей человеческой реальности. Сделан вывод о том, что использование на практиках таких технологии позволяет ускорить процесс обучения, активизировать творческие способности студентов посредством визуализации информации, а также оценить работу группы качественно и объективно, что позволяет избежать конфликтных ситуаций, связанных с критическими замечаниями.
кейс-стади.
«6 шляп мышления»
«карта интеллекта»
образовательные технологии
инновации
исследовательский университет
1. Вагина М. В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://www.gup.ru/events/smi/detail.php?ID=166183 – (дата обращения: 11.09.2015).
2. Демидова О.М. Создание учебника по профессиональному английскому языку на основе аутентичных материалов профессиональной дисциплины. Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – №5(47): в 2-х ч. Ч.I. – С. 86-90.
3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.Ф. Костюкевич // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/602963/ – (дата обращения: 11.09.2015).
4. Кузнецов Л. В. Методическая разработка по применению карт памяти на уроках [Электронный ресурс] / Л.В. Кузнецов / Бьюзен Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство/пер.с англ. Е.А.Самсонова. Минск: Поппури, 2010. – URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-336650.html – (дата обращения: 11.09.2015).
5. Панькова Н.М. Критерии качества высшего образования [Электронный ресурс] / Н.М. Панькова // Вестник науки Сибири. – 2012. – №1 (2). – Серия 8. Общественные науки. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/228 – (дата обращения: 11.09.2015).
6. Панькова Н.М. Методы организации творческого процесса и активизации творческого мышления в университете // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – №6. – Т. 313. – С. 136-140.
7. Персональный сайт М.Е. Бершадского Когнитивные образовательные технологии XXI века – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 – (дата обращения: 11.09.2015).
8. Тюкульмина О.И. Инновации как фактор рискогенности образования / О.И. Тюкульмина // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. – №6. – С. 146-149.
9. Фатеева И.А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 526-528.
10. Чернета С.Г., Коровкин М.В. Управление качеством в процессе коммерциализации инноваций / С.Г. Чернета, М.В. Коровкин // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: Сб. научных трудов XI Международной науч.-практ. конф.: в 4-х томах, под ред. А.А. Горохова – Курск. – 2014. – С. 303-306.
В XXI веке в современном образовательном пространстве формируется новая модель вуза - исследовательский университет инновационного типа, в котором создаются условия для подготовки специалистов, компетентных в решении широкого круга вопросов. Современные специалисты должны быть подготовлены и к решению проблем, поставленных ранее, и к постановке новых задач и вариантов их решения. Само формирование исследовательского университета инновационного типа является процессом инновационным, ориентированным на получение новых знаний и новых технологий.
Поскольку, инновационная модель университета является обновленной версией классического университета, то и методы новой модели должны быть обновлены. В качестве такого обновления допустимо обсуждать использование в образовательном процессе методов обучения, которые были бы ориентированы на стимулирование творческих способностей обучающегося.
Нельзя ограничивать понимание человека в процессе познания только ролью познающего субъекта. Основываясь на уже построенных концепциях познания можно утверждать, что схемы социального бытия, рассматривающие человека не как индивидуальность, а как абстрактного субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям, т.к. из познавательного процесса исчезает человек и его стремление к преобразованию .
Поворот к индивидуальности может оказать решающее влияние в процессе образования, так как проблема понимания захватывает не только текст, но и оказывается способом постижения автора (ученого), читателя (как самопознание через призму нового знания) и всей человеческой реальности.
С целью создания успешной образовательной деятельности появляется необходимость личной заинтересованности как преподавателя, в том, чтобы учащиеся как можно лучше поняли материал, так и осмысленное желание учащихся понять новое .
Как известно, человеческий интеллект стремится по своей природе к самосохранению. Когда в коммуникацию с нами вступает другой интеллект с уже сложившейся системой ценностных ориентаций и убеждений, на начальном этапе мы пытаемся сопротивляться оказываемому на нас влиянию извне. Это естественный процесс - сопротивляться чужой идее. Сформированная на основе собственного жизненного опыта система взглядов уже прошла апробацию и составляет нашу мировоззренческую позицию, от которой совсем нелегко отказаться. Интеллект сопротивляется, но изменив отношение к новому знанию, можно говорить о том, что собеседник готов к восприятию чужих мыслей. Он еще не убежден нами, но уже на пути к этому.
В образовательном процессе мы часто сталкиваемся с подобными проблемами. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе может помочь нам усилить мотивацию обучающихся, что позволит воспринимать новое знание не как чуждое и насаждаемое извне, и, потому, неприемлемое, а как самостоятельно полученное и пережитое, а потому понятное, и как следствие используемое .
В современном вузе используется значительное количество образовательных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе в рамках модели исследовательского университета инновационного типа следует использовать образовательные технологии нового поколения, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и обеспечивать образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями - карты памяти (интеллекта), метод кейсов (кейс-стади), метод портфолио и др.
Инновационные педагогические технологии могут быть представлены как взаимосвязанная дидактическая система. В нашей работе мы предлагаем обсудить возможность применения технологии «Карта интеллекта» (с англ. mind map - карта интеллекта), метод «6 шляп мышления» (с англ. Six Thinking Hats) и метода "кейс-стади" (с англ. Case method/case-study - метод конкретных ситуаций/метод ситуационного анализа), успешно применяемые в образовательном процессе по курсам «Философия» и «Иностранный язык», ориентированных на студентов Томского политехнического университета (далее ТПУ).
«Карта интеллекта» и «Шесть шляп мышления»
Рассмотрим возможности применения технологии «Карты интеллекта», предложенного американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном (Tony Buzan) и метода «Шесть шляп мышления» (шесть шляп экспертов) Э. де Боно на примере семинарского занятия по теме «Античная философия». Итак, в качестве целевой группы выступают студенты 2 курса всех специальностей ТПУ, часто не имеющие навыков исследовательской работы и знаний в рамках курса «Философия». В среднем в группе 15-20 человек.
В начале занятия следует обсудить со студентами специфику дисциплины, особенности предлагаемой образовательной технологии и стратегию проведения занятия, а также систему оценивания. Обсуждение особенностей выполнения задания занимает примерно 10-15 минут. Начало занятия задает определенные рамки будущей работы и мотивирует студентов.
В основе метода «Карты интеллекта» лежит теория радиантного мышления, центральную идею которой можно представить следующим образом: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть» .
Стоит отметить, что метод «Карты интеллекта» может использоваться в образовательной деятельности для развития интереса к предмету. Многие проблемы, связанные с процессом восприятия и запоминания новой информации обучающимися, могут быть решены с помощью технологии визуализации информации, когда вместо линейного расположения текста в студенческом конспекте мы создаем, прилагая собственные творческие способности, цветной информационный проект, который позволяет сделать новую информацию наблюдаемой. Именно это и позволяет осуществить метод «Карты интеллекта» . Визуализация информации позволяет нам не только лучше запомнить новую для нас информацию (перенести ее из кратковременной в долговременную память), но и ускорить процесс обучения, так как будут задействованы творческие способности обучающихся.
Студентов следует разделить на 2 группы (по 7-10 человек). Представители первой группы будут составлять проект по теме «Натурфилософия», второй - по теме «Философия Платона и Аристотеля». Каждой группе представляется материал для конструирования карты памяти (бумага, фломастеры, цветные стикеры и т.д.). Организационная работа должна занимать не более 5 минут.
Далее студенты выполняют творческий проект в группе, фиксируют основные черты направления, базовые принципы, особенности философских концепций представителей натурфилософии (для первой группы) и философии Платона и Аристотеля (для второй группы). Основная тема (задание) располагается в центре листа белой бумаги формата А4/А3, от нее «лучами» в разные стороны расходятся идеи второстепенной значимости, в которых раскрываются подробности основной темы. На «лучах» сверху печатными буквами записывается ключевое слово или словосочетание, которое должно служить ориентиром для рассказчика, наталкивать на определенное воспоминание в рамках обсуждаемой темы. Каждый под-вопрос предпочтительно выделить цветом, дополнить картинками или цветовыми объектами, привлекающими к себе внимание. Данный вид деятельности занимает примерно 20 минут.
Следующий этап - защита творческого проекта первой группы с представлением «карты» остальным студентам - занимает примерно 10 минут.
Обсуждение результатов работы интересней и эффективнее проводить с использованием технологии «Шесть шляп мышления» Э. де Боно.
Студентам раздаются 6 цветных шляп, сделанных из бумаги. За каждой шляпой закреплена определенная роль:
- Эксперт в зеленой шляпе говорит о наличии творческой составляющей в работе группы, представляющей свой проект, об оригинальности работы;
- Эксперт в желтой шляпе отмечает положительные моменты в работе, а именно, то, за что можно работу группы похвалить, указывает на удачные находки;
- Эксперт в красной шляпе выделяет эмоциональную составляющую работы, обращает внимание на уровень активности участия всех представителей группы в представлении проекта, насколько сопереживали обсуждаемым проблемам и волновались за общее дело;
- Эксперт в белой шляпе демонстрирует нейтральную позицию, дает объективную и беспристрастную оценку работе группы, указывает на достоверность информации. В этой роли может выступить преподаватель.
- Эксперт в черной шляпе указывает на недостатки работы, на её слабые стороны, допущенные промахи, которые следует исправить и впредь не допускать;
- Эксперт в синей шляпе подводит итоги работе, анализирует и обобщает оценки своих коллег-экспертов, оценивает работу группы с позиции полноты и качества выполнения поставленной задачи.
Метод «Шесть шляп мышления» помогает решить сложные вопросы, возникающих при необходимости давать объективную оценку работе другого человека. Оценивание работы по шести направлениям позволяет дистанцироваться студенту от личностностно-окрашенных переживаний к объективному анализу проделанной работы в соответствии с выбранной ролью эксперта. Кроме того, на наш взгляд, такое «разделение труда» в оценках работы, позволяет избежать конфликтов, так как эксперт дает оценку не от своего имени, а от имени своего персонажа.
Обсуждение работы экспертами занимает примерно 5-10 минут. Затем вся процедура повторяется для второй группы. Экспертами становятся участники группы, уже представившей свой проект.
Обязательным элементом, на наш взгляд, является так называемая «Распаковка» - подведение итогов работы с уточнением полученных результатов, что позволяет произвести анализ работы, занимая «внешнее» положение по отношение к описанной деятельности. Распаковка может быть представлена в течение 10 минут. Творческие проекты могут быть в дальнейшем помещены в учебное портфолио студентов как итог проделанной работы.
Метод «Кейс-стади»
Рассмотрим возможности метода «Кейс-стади», впервые примененного преподавателями Гарвардской бизнес-школы еще в 1924 году в США, на примере итогового занятия по теме «Testing goods on animals» (с англ. тестирование товаров на животных) в рамках изученной темы «Science and Technology». В качестве целевой аудитории выступает группа из10-12 студентов 1 курса различных специальностей ТПУ, обучающихся по программе Элитного технического образования в Томском политехническом университете (ЭТО ТПУ) на курсе «Профессиональный английский язык для академической мобильности». К моменту проведения данного занятия студентами уже освоена лексика по заданной теме и основные грамматические структуры. Данное занятие является обобщающим и итоговым. Однако специфика предметного содержания дает возможность использования данного кейса при изучении иностранного языка по иным образовательным программам.
Метод кейс-стади - это технология обучения, использующая реальную экономическую, социальную или бизнес-ситуацию, содержащую в себе проблему. Обучающиеся должны исследовать предоставленную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения проблемы и выбрать из них лучшее. Особенностью данной технологии является коллективный анализ проблемы на основе предложенных материалов (кейса). В процессе анализа актуализируются знания студентов посредством самостоятельной работы с текстами и вовлечением их в совместную деятельность. В России данный метод широко используется с конца 90-х годов, однако чаще для решения бизнес-кейсов.
В учебном процессе принято использовать следующие типы кейсов:
- практические, которые отражают ситуации из реальной жизни;
- обучающие, основной целью которых является обучение;
- научно-исследовательские, которые ориентированы на проведение исследовательской работы.
В технологии кейс-стади работа над проблемной ситуацией осуществляется в 3 этапа:
1. Погружение в совместную деятельность.
Основная задача данного этапа - сформировать мотивацию к совместной деятельности. Подготовить материал (кейс) для выполнения заданий. В среднем этап погружения занимает 15-20 минут аудиторного времени, в зависимости от подготовленности студентов. На данном этапе преподаватель зачитывает текст по теме занятия, озвучивает тему занятия, называет технологию, описывает этапы работы с кейсом, распределяет студентов на группы. Деление на группы осуществляется по усмотрению преподавателя, как в произвольном, так и обязательном порядке, т.е. студенты могут самостоятельно выбрать «роль», в данном примере - это случайно выбранное изображение персонажа, мнение которого обучающиеся будут представлять далее. Так преподаватель предлагает 5 групп: Scientists (ученые), Animals (животные), Greenpeace (представители организаций, защищающих интересы животных), Consumers (потребители, одобряющие испытания на животных), Companies (представители компаний-производителей). Из опыта применения данного метода можно сделать вывод о том, что времени на проведение занятия с использование технологии кейс-стади недостаточно. Следовательно, этап погружения необходимо проводить заранее, тем самым предоставить возможность студентам подготовиться и сформировать своё отношение к предложенному кейсу.
2. Организация совместной деятельности.
Основная задача данного этапа - организовать совместную деятельность для решения обозначенной проблемы. Познакомить студентов с содержанием «кейса». Анализ, диагностика проблемы и поиск путей её решения в процессе дискуссии с другими участниками совместной деятельности в организованных группах или индивидуально. Преподаватель на доске записывает вопросы, на которые представители групп должны в конце занятия ответить. С целью фиксации ответов возможно использование ватмана.
Постановка цели работы: Сформировать общее мнение по проведению испытаний над животными.
Для достижения поставленной цели преподаватель предоставляет каждой группе индивидуальный пакет с материалами по теме занятия для формирования своего мнения. В данном случае это статьи из газет и научных журналов, информация о предприятиях-производителях, скаченная из интернет-ресурсов и т.д.
Работа в группах. Групповая беседа
3. Анализ и рефлексия совместной деятельности.
Основная задача данного этапа - принятие решений по проблеме в процессе дискуссии на занятии.
Обсуждение ответов групп.
На основании таблицы и выступления студентов делается обобщающий вывод о (не) проведении испытании над животными.
Организация рефлексии студентов по поводу своей деятельности на занятии на основе вопросов:
- В каких видах работы Вы принимали участие?
- Насколько интересен был представленный материал для Вас лично?
- Что нового Вы узнали?
- Достигнуты ли цели и задачи занятия?
Для успешного выполнения кейса и достижения поставленных целей преподавателю необходимо заблаговременно подготовить пакет материалов, индивидуальный для каждой группы участников.
Использование метода кейс-стади обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данный метод может использоваться в различных образовательных программах.
Важной особенностью современного образования является его непрерывное совершенствование. В условиях перехода на стандарты нового поколения в учебном процессе вуза существует острая необходимость в использовании современных образовательных технологий. Научно-технический прогресс, информатизация общества требуют от обучающихся овладеть особыми качествами в современном образовательном процессе. На рынке труда необходимы такие специалисты, которые способны анализировать проблемы и ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, которые способны предлагать пути решения этих проблем. Личность должна быть многогранной, способной к самоанализу, самооценке и саморазвитию. Следовательно, необходимо использовать такие методы обучения, которые бы способствовали развитию творческих, коммуникативных и аналитических навыков, а также активизировали образовательный процесс, делая его более продуктивным и интересным для самих обучающихся.
Использование современных методов обучения обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данные методы могут использоваться в различных образовательных программах.
Рецензенты:Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики послевузовского образования Института теории образования ФГБОУ ВПО «Томского государственного педагогического университета», г. Томск;
Корниенко А.А., д.филос.н., профессор кафедры истории и философии науки и
техники Института социально-гуманитарных технологий Национального
исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Э. де Боно (Edward de Bono) - руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета, специалист в области творческого мышления
Библиографическая ссылка
Панькова Н.М., Кабанова Н.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗE // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
1. Технологический подход к образованию
3. Дидактические основы проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения в вузе.
4.Инновационные педагогические технологии и их характеристика.
1. Технологический подход к образованию
Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.
Вокруг понятия «технология обучения» во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного, всеми понимаемого определения.
Понятие «технология» прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX века и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие заключается в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования:
· находить основания результативности процесса;
· мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата;
· строить деятельность на интенсивной, т. е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов;
· уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможного корректирования;
· использовать новейшие информационные средства в процессе их развития, максимально автоматизировать рутинные операции.
Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса.
Технология – не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности (при условии гарантирования достижения цели), интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Технология – это деятельности, в максимальной мере отражающая объективные законы предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям.
Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:
· разделением процесса на взаимосвязанные этапы;
· координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели);
· однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Все разработанные и используемые в настоящее время в мире технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное.
К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древесины и т. п.) или получение из нее готовой продукции (металл, прокат, отдельные детали и узлы и т. д.). Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению, - одно или несколько его свойств (качеств).
Особенности социальных технологий и их отличие от промышленных заключается в том, что они – прежде всего более гибкие; они не так жестко детерминированы. Подбор определенной последовательности даже самых результативных процессов или мероприятий не может гарантировать полной эффективности. Дело в том, что человек – слишком многофакторная система и на него оказывает влияние огромное количество внешний воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, вследствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Социальные технологии приспосабливаются к любым условиям: они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и операций, из которых состоит технологический процесс. Особенность социальных технологий в том, что в них огромную роль играет обратная связь, позволяющая на этапах коррекции организовать даже повторение отдельных элементов технологического процесса. И, наконец, социальные технологии более сложны по своей организации. Отличие социальных технологий от промышленных обусловлено прежде всего тем, что сфера педагогической деятельности не может быть охарактеризована четким предметным определением, однозначным набором функций, отдельностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, переживания. Операционная сторона педагогической деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция – от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в промышленных областях.
Следует подчеркнуть, что любая технология является промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Общеизвестная истина о необходимости такого звена, к сожалению, совершенно игнорируется в системе образования. Ясно, что закон физики нельзя непосредственно использовать на производстве, миную их технологизацию.
Между тем в сотнях работ по проблемам образования, а также в официальных документах, речь идет о непосредственном внедрении результатов педагогических исследований в практику обучения, хотя сделать это в принципе невозможно. В педагогике в качестве такого промежуточного звена сейчас выступает технология обучения, представляя собой как бы проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и обучающихся.