Будьте всегда в настроении. Учимся писать сочинение
Класс: 5
Цели:
- Обучать учащихся созданию художественного образа.
- Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
- Воспитывать грамотного читателя.
ХОД УРОКА
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
(Приложение 1 . Слайд 1)
1. Повторение знаний теории литературы
– Продолжаем разговор о произведении
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не
дайте себя запутать.
– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)
– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)
– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)
– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)
– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)
– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)
– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
(Приложение 1 . Слайд 2)
Рассказ
– небольшое
повествовательное произведение, объединенное
сюжетом и состоящее из одного или нескольких
эпизодов.
Сюжет
– это цепь событий, происходящих
в произведении.
Эпизод
– одно событие, имеющее начало и
конец.
(Приложение 1 . Слайд 3)
Повествование:
- Личное – от лица героя-рассказчика;
- Безличное – от лица повествователя.
(Приложение 1 . Слайд 4)
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
– Вы согласны со своими ответами? (Да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
– Какое историческое событие отражено в
рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет)
–
это война Российской империи с горскими народами
Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами,
осетинами, татарами). О каком народе идет речь в
рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это
потери, смерть, искалеченные судьбы,
незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим»,
ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на прочность,
выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен
обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия
чести, совести, достоинства; это смелый,
мужественный, храбрый человек; он предан своему
Отечеству).
3. Тема урока
(Приложение 1 . Слайд 4)
а) Приемы составления характеристики героев
(Приложение 1 . Слайд 3)
Приемы составления характеристики литературных героев:
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его
чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими
лицами
б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
–
Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а
мы с вами попытаемся узнать героев за урок.
Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их
характере.
Что общего?
– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в
плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп,
участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но
именно они помогут нам разобраться, кто есть
настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
Портрет
– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по
описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом?
(нет, может сложиться ошибочное представление о
герое).
«Говорящая» фамилия
– Автор наделил Жилина и Костылина
«говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные
сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.
Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий,
выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое
костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе
хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).
Поведение героев во время нападения татар
–
Какое решение принимает Жилин?
Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность,
смелость, способность противостоять врагу; он не
из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем
думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться;
ведет себя как трус и предатель).
В плену
1. Письмо о выкупе
– Почему Жилин указал в письме неправильный
адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы
мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее
материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих
ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был
трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с
татарской девочкой Диной. Этот образ не
случайный. «Дина» в арабском языке значит
«вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в
удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.
– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых:
«Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Побег
– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость,
стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм,
слабость.
в) Создание устного высказывания
«Сравнительная характеристика Жилина и
Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе
работы
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. |
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или
людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. |
1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. |
2. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. |
3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». |
4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
V. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
г) Значимость темы
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
– различать добро и зло, любовь и ненависть,
смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание:
1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина
и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?
Учитель: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ
План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
Задачи:
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления
Ход урока:
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Домашнее задание – составить план рассказа
Мотивация учебной деятельности
1. Работа над эпиграфом
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
(47 лет)
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
Прочитайте эпиграф.
Почему война не сказка?
Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
4. Работа по новой теме
а). Приемы составления характеристики героев
(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев:
Внешние черты (портрет);
Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
Характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I . Портрет
Найдите в тексте описание героев;
О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II . «Говорящая» фамилия
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
Какой наш герой? (слабый).
III
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV . В плену
1. Письмо о выкупе
Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Рукодельничает;
Изучает местность, так как думает о побеге;
Общается с Диной;
Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Костылин – «смирный».
V . Побег
Расскажите об этом.
Как вели себя герои?
5. Применение знаний
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
ЖилинКостылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I . Портрет
Удалой, выносливый, смелый.
Физически слабый.
II . «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III . Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.
Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV . В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
1. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4.Мнение татар оЖилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V . Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
6.Информация о домашнем задании
1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Значимость темы
Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
Сделать правильный выбор друзей;
Понимать внутренний мир человека.
Класс: 5
Цели:
- Обучать учащихся созданию художественного образа.
- Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
- Воспитывать грамотного читателя.
ХОД УРОКА
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
(Приложение 1 . Слайд 1)
1. Повторение знаний теории литературы
– Продолжаем разговор о произведении
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не
дайте себя запутать.
– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)
– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)
– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)
– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)
– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)
– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)
– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
(Приложение 1 . Слайд 2)
Рассказ
– небольшое
повествовательное произведение, объединенное
сюжетом и состоящее из одного или нескольких
эпизодов.
Сюжет
– это цепь событий, происходящих
в произведении.
Эпизод
– одно событие, имеющее начало и
конец.
(Приложение 1 . Слайд 3)
Повествование:
- Личное – от лица героя-рассказчика;
- Безличное – от лица повествователя.
(Приложение 1 . Слайд 4)
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
– Вы согласны со своими ответами? (Да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
– Какое историческое событие отражено в
рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет)
–
это война Российской империи с горскими народами
Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами,
осетинами, татарами). О каком народе идет речь в
рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это
потери, смерть, искалеченные судьбы,
незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим»,
ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на прочность,
выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен
обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия
чести, совести, достоинства; это смелый,
мужественный, храбрый человек; он предан своему
Отечеству).
3. Тема урока
(Приложение 1 . Слайд 4)
а) Приемы составления характеристики героев
(Приложение 1 . Слайд 3)
Приемы составления характеристики литературных героев:
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его
чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими
лицами
б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
–
Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а
мы с вами попытаемся узнать героев за урок.
Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их
характере.
Что общего?
– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в
плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп,
участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но
именно они помогут нам разобраться, кто есть
настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
Портрет
– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по
описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом?
(нет, может сложиться ошибочное представление о
герое).
«Говорящая» фамилия
– Автор наделил Жилина и Костылина
«говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные
сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.
Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий,
выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое
костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе
хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).
Поведение героев во время нападения татар
–
Какое решение принимает Жилин?
Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность,
смелость, способность противостоять врагу; он не
из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем
думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться;
ведет себя как трус и предатель).
В плену
1. Письмо о выкупе
– Почему Жилин указал в письме неправильный
адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы
мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее
материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих
ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был
трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с
татарской девочкой Диной. Этот образ не
случайный. «Дина» в арабском языке значит
«вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в
удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.
– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых:
«Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Побег
– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость,
стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм,
слабость.
в) Создание устного высказывания
«Сравнительная характеристика Жилина и
Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе
работы
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. |
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или
людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. |
1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. |
2. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. |
3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». |
4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
V. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
г) Значимость темы
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
– различать добро и зло, любовь и ненависть,
смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание:
1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина
и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?
«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.
До плена
Жилин и Костылин — два русских офицера, служащих на Кавказе. Костылин — «мужчина грузный, толстый», поэтому логично предположить, что он больше предпочитает командовать, чем воевать. Да и командир из Костылина никудышный. Он уговаривает Жилина покинуть солдат и продолжить путь вдвоем: «Мочи нет, есть хочется, да и жара». Костылину тяжело выносить даже такие неудобства.
Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.
Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.
Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.
Снова вместе
Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.
Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».
Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.
Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.
Поведение в плену
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».
Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.
Первый побег
Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».
Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Второй побег
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».
Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» - эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них - «Кавказский пленник». Два главных персонажа - Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.
История создания
Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.
Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа - простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».
План
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой - его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой - трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».
Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:
- Внешность.
- Татары.
- В плену.
Письмо от матери
Главный герой рассказа - офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.
Костылин
В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин - крепкий, жилистый. Костылин - грузный, полный, неповоротливый.
Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.
Татары
Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости - появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» - это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.
Выкуп
Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», - так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?
Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.
Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.
Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили - позвали переводчика. Русского офицера привели к главному - Абдул-Мурату - и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.
Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой - попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.
В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.
В плену
Жилин - это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.
Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.
Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине - дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).
Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.
К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.
Старый джигит
Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.
Подготовка к побегу
Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.
Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.
Неудавшийся побег
Жилин было ловким и выносливым. Костылин - медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе - бросить товарища он не мог.
Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.
Дина
В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась - боялась отца.
Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.
Возвращение
Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.
Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.
Костылин - слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.
Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать - привык плыть по течению.
«Кавказский пленник» в кинематографе
Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы