И.А.Крылов. Сравнительный анализ с басней К
Цели: Обучающие:
продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
учить понимать глубину содержания произведения;
формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
находить мораль в произведении;
7. развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
содействовать развитию мыслительных операций:
сравнение, анализ, синтез, систематизация;
развивать творческое воображение, познавательную активность,
работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
формировать положительные качества,
вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
пробуждать добрые чувства,
воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
Организационный момент.
Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучать творчество Ивана Андреевича Крылова и познакомимся еще с одной из его басен «Квартет».
Что такое квартет? (Ответы детей)
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
Учитель. -А сейчас мы послушаем басню. (включается аудиозапись)
О чем эта басня? - Какая история описывается? (ответы детей)
Прочитайте теперь басню про себя и подчеркните незнакомые вам слова
Словарная работа после чтения; объяснение слов :
«квартет» – ансамбль из четырех музыкантов;
«бас» – музыкальный инструмент или голос с низким звучанием;
«альт» – музыкальный инструмент, немного больше скрипки;
«прима» – инструмент, исполняющий первую, т.е. ведущую партию;
«втора» – второй голос в музыкальной партии;
«свет» – высшее общество.
Учитель .Случайно ли автор выбрал таких героев?
Дети. – Автор выбрал таких героев не случайно: они не имеют никакого отношения к музыке.
Они взялись не за свое дело, поэтому у них ничего не получилось.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как автор изображает это событие и героев.
Чтение басни с анализом.
(Басня читается по частям)
1я часть. (От начала и заканчивая словами:
«Пленят своим искусством свет»)
Учитель. Можно ли здесь определить отношение автора к событию и к своим героям?
Дети. – Нет, здесь простое сообщение.
И все у них есть для хорошей музыки: и ноты, и инструменты.
Учитель. А как вы поняли выражение:
«Пленять своим искусством свет»?
Дети. – Это значит очаровывать, увлекать. Это слова синонимы.
Показать настоящее искусство.
Учитель. Прочитаем следующий отрывок.
2я часть (От слов: «Ударили в смычки…» и заканчивая словами: «У нас запляшут лес и горы»).
Учитель. Какой вам представилась мартышка?
Дети. – Она вертлявая, крикливая; («кричит»)
Легкомысленная, – она делает выводы. Не вникая в суть дела.
Самоуверенная: «У нас запляшут лес и горы»
Не умеет играть на инструменте, а взяла на себя роль примы, т.е. ведущей партии.
Давайте прочитаем слова мартышки выразительно.
Учитель. А как автор изображает Осла? Прочитайте в следующем отрывке.
(Дети читают следующую часть)
3я часть (От слов: «Расселись, начали Квартет» и заканчивая словами: «А все-таки квартет нейдет на лад»)
Дети. – Осел глупый.
И тупой: уже после первой попытки сесть по-другому он должен был понять, что дело не в рассадке. Но до него это не дошло.
Учитель. А другие герои, Мишка и Козел, какие они?
Дети. – Они молчат…
Но все равно, мне кажется, что они глупые и тупые: слушают советы и слепо им доверяются, не хотят вдуматься, напрячь мозги.
Они ленивые тугодумы, – не хотят сами найти умный вывод из создавшейся ситуации, полагаются на других.
Учитель. Прочитайте басню до конца. 4я часть (От слов: «Вот пуще прежнего…» и до конца.)
Учитель. А теперь поговорим о заключительной части. Почему И. А. Крылов в судьи выбрал именно Соловья, а не другого героя?
Дети. – Потому что Соловей красиво поет.Он музыкален, знаток этого искусства. Мастер искусного пения.
Учитель. И как же он рассудил наших горе-музыкантов? Что необходимо для того, чтобы Квартет получился?
Дети. – Надо иметь музыкальный слух: «И уши ваших понежней».
Этому искусству надо учиться: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение». «А вы друзья, как не садитесь, Все в музыканты не годитесь».
Учитель. Как же называются такие поучительные слова, в которых скрывается главный смысл басни? (мораль)
Учитель. В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? (соловей)
Учитель. А эти поучительные слова относятся только к музыкантам?
Дети. – Нет, они относятся ко всем людям.
Эти слова о том, что, прежде чем взяться за новое дело, надо ему научиться.
И иметь к нему призвание, способность.
Учитель. В этой басне много диалогов, поэтому ее можно прочитать по ролям. Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой “музыкантов”.
Каким тоном надо читать всю басню? (серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье).
Сколько героев в басне? (5 осел, козел, мартышка, мишка и соловей) У скольких есть слова?(у троих)
Чтение по ролям. у доски 4 человека читают. Несколько групп. Мартышка- Осел- Соловей- Автор-
Итог урока.Учитель. Давайте теперь сделаем вывод в нашей беседе по данной басне.
Чему учит нас данная басня И.А.Крылова?
Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?
Какие выражения вам запомнились из этой басни?
Что для вас было интересным на уроке?
Что поучительного для себя вы узнали на этом уроке?
Домашнее задание.
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
По одной версии, в басне "Квартет" Крылова (1811) высмеивается открытый в 1810-м году Государственный совет, который был разделен на четыре департамента, что сильно затрудняло его работу, поскольку председатель каждого из них полагал, что он должен быть "главным лицом" во всём учреждении, есть также версия и о том, что Крылов высмеял заседания "Беседы любителей русского слова", но она с точки зрения хронологии не отвечает реальности, хотя внешне может показаться и правдоподобной. Это говорит о том, что в басне Крылова "Квартет", анализ которой мы проведем, автору удалось подметить некие общечеловеческие черты, которые, после ее появления, стали "узнаваться" в событиях действительности, даже не имеющих отношения к ней.
Выбор "музыкантов", которые "затеяли сыграть квартет", показывает, что эта "затея" обречена изначально, однако сами "исполнители" ничуть не сомневаются в своих способностях, они уверены, что им по силам "пленять своим искусством свет". Уже здесь автор показывает, что их беда не в неумении, а в самоуверенности, отсутствии самокритичности, которые не дают возможности правильно оценить ситуацию и отказаться от заведомо невыполнимого дела. Аллегорические образа Мартышки, Осла, Козла, Медведя воплощают черты характера, далёкие от способности понять себя и своё поведение, верно оценить их и сделать правильные выводы. О поверхностном отношении "музыкантов" к действительности говорит то, каким образом они пытаются разрешить возникшую проблему: они стараются так расположиться, чтобы зазвучала музыка, не понимая, что причина здесь не в том, как они сидят, а в них самих, в отсутствии у них музыкальных способностей и умения. Примечательно, что в своём невежестве они искренно полагают, что их "искусство" способно заставить плясать "лес и горы", то есть они претендуют не просто на признание, а, похоже, на триумф, что также характеризует их способности и уровень самооценки.
Появление Соловья (аллегория "певца от Бога", личности, избранной Искусством), заставляет их обратиться к нему с просьбой о помощи, но просят они его "Скажи лишь, как нам сесть!", потому что полностью уверены, что всё остальное для успешного выступления у них есть. Однако Соловей объясняет им: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней..." В этих словах выражена мораль басни "Квартет" Крылова, авторская позиция, которая заключается в осуждении не неумения как такового, а тех, кто, умением этим не обладая, полагает, что они могут добиться успеха там, где даже профессионал не всегда может преуспеть; автор осуждает претензию, не подкреплённую трудом и талантом, делающую смешным того, кто пробует отыскать причины своих неудач во внешних факторах, не давая себе труда подумать о том, в чем же он сам недоработал. Как видим, автор выражает в морали общечеловеческий, народный взгляд на успех и его цену.
Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Читать басню Квартет онлайн
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Кватет
Автор высмеивает в этой басне всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде. Однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
Мораль басни "Квартет"
Чтоб музыкантом быть надобно уменье - эта мораль и мудрость являются истинными не только для музыки или другому творчеству.
Чтобы добиться успехов в любом начинании, необходимо обладать определенными способностями и врожденным талантом.
Никакие внешние данные - красивая одежда, украшения, дорогие инструменты и технические уловки не спасут, если не уметь сочинять музыку, играть на различных музыкальных инструментах, а также строить дома, шить, вязать и др.
А главное - талант, имеющийся от природы - это совсем не единственное, что является условием успеха, и неверно то, что некоторые полагают, что кроме таланта им больше ничего не понадобиться.
На самом деле - чтобы создать что-то необыкновенное, быть самым лучшим и достичь успеха, надо непрерывно над собой работать и прикладывать все силы и старание.
России, живший еще в 18-19 веках, Иван Андреевич Крылов, сделал сам жанр басни не только сатирическим произведением, но и добавил в них глубочайший смысл, поднявший их до небывалых высот. Он не просто создавал высокохудожественные и оригинальные шедевры, он придавал им значение, актуальное на все времена. Даже сейчас, читая любое его произведение, мы можем найти что-то применимое и к нашей эпохе. Например, басня «Квартет» не зря входит в школьную программу. Она учит нас упорно трудиться и развивать свои таланты.
Привязка к историческому событию
Крылов не раз в своих баснях критиковал не только правительство и жадных чиновников, но и царскую власть. Мастерски орудуя эзоповым языком, он скрывал очевидные истины, которые легко читались между строк. Он не только сатирически изображал лиц высокого ранга того времени, но и высмеивал конкретные исторические события. Басня «Квартет» повествует о только что учрежденном Государственном совете и о его руководителях. Последние не только оказались неспособными и беспомощными в решении политических проблем, но и выставили себя болтунами и неучами, на что и обратил внимание Крылов.
Развитие сюжета и герои
В басне упоминаются четверо зверей, по аналогии с четырьмя высокородными вельможами, поставленными во главе каждого из отделов. Князь Лопухин представлялся Ивану Андреевичу Козлом, Завадовский - Ослом, Мордвинов - Мартышкой, а сам граф Аракчеев - Медведем. И вот, собравшись, герои басни «Квартет», решают сыграть музыку, но ничего у них не выходит. И так рассядутся и эдак, а толку все нет. На самом деле так и было, вельможам пришлось несколько раз меняться местами и долго спорить о том, кто каким отделом должен управлять. В итоге все расселись, казалось бы, как надо, но ничего толкового сделать они так и не смогли.
В чем же секрет?
Наконец на помощь отчаявшимся животным приходит Соловей, в понимании Крылова это простой народ, который видит, в чем подвох. Главное условие правильной и слаженной игры квартета - это наличие таланта у музыкантов. Переводя все на Государственный совет - проблема в отсутствии профессионализма у чиновников, никто из них не разбирался в отведенной им сфере должным образом. Басня «Квартет» стала источником забавного афоризма, им стали последние слова Соловья о том, что как не сядь, без таланта музыкантом не стать и не извлечь мелодии из инструмента. Крылов от имени всех здравомыслящих людей и от народа в целом пытается донести простую истину. А суть такова - не достаточно просто быть из высшего класса по рождению, для того чтобы
управлять государственными делами и политикой в целом, необходимы острый ум, природные способности и, разумеется, специальное образование. Ничего из перечисленного не было у вельмож, о которых повествует басня «Квартет».
Завуалированные мысли
Есть произведение, продолжившее эту тему - «Лебедь, Рак и Щука». Из-за того, что герои тянули воз в разные стороны, сдвинуть его им так и не удалось, им не хватало слаженности. По объему басня гораздо меньше «Квартета», но это не делает ее хуже, по смысловой нагрузке она очень емкая. Само название порой подсказывает читателю, в каком направлении мыслить. Ведь во времена Крылова не так просто было высказывать все свои мысли в открытую, приходилось всячески их маскировать. Отлично подошел для этой цели которым так мастерски орудует автор. Его современники прекрасно понимали его скрытые аллегории. Причем писателю даже не приходится давать характеристики своим героям, все образы заимствованы из фольклора и, как правило, связаны они с уже сложившимися стереотипами. Но самой главной отличительной чертой любой басни Крылова является ее универсальность, написанная однажды к определенному событию, она, в силу своей многозначительности, актуальна и сейчас. Так, например, мораль басни «Квартет» призывает нас бороться с лицемерием, чванством, непрофессионализмом и безответственностью.