Постройки дорического ордера в древней греции архаической эпохи. Постройки дорического ордера в древней греции архаической эпохи Собрание работ мастеров древней Спарты
Название : Ναός της Ήρας (el), Temple of Hera in Olympia (en)
Местонахождение : Олимпия (Греция)
Создание : начало VII в. до н. э.
Архитектура храма
Древнейший из дошедших до нас дорических периптеров - храм Геры в Олимпии, сооруженный в начале VII в. до н. э. . Этот храм представлял собой сильно вытянутую в плане постройку. Длина его достигала 49 м при ширине 17 м. С фасадных сторон было по шести, с продольных - по шестнадцати колонн. Стены храма были сложены из кирпича-сырца и стояли на каменных цоколях. Внутреннее помещение состояло из трех частей: пронаоса, целлы и опистодома. Колонны храма первоначально были из дерева. Со временем эти колонны приходили в ветхость и заменялись каменными. При этом заново ставившиеся колонны не повторяли точно форм старых деревянных образцов, а исполнялись в стиле своего времени. В силу этого развалины храма Геры позволяют нам проследить изменение пропорций колонн дорического ордера.
Перекрытие храма было из дерева, крыша была выложена глиняной черепицей и украшена большими акротериями из терракоты.
- В. Д. Блаватский «Архитектура античного мира». М., 1939
Источники:
Храм Геры, один из самых древних монументальных храмов в Греции, расположен в северо-западной части священной рощи Алтис, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Жители Скиллунта, древнего города Элиды, подарили храм Олимпийскому святилищу. Павсаний считал, что храм был построен приблизительно через восемь лет после того, как Оксил взошел на трон Элиды в 1096 г. до н.э. На самом деле это произошло намного позже. Согласно мнению некоторых ученых, первый храм, построенный приблизительно в 650 г. до н.э., был небольшим дорическим храмом с целлой и пронаосом, к которым позже, около 600 г. до н.э., были добавлены опистодом и птерон. Однак, теория, что храм был построен ближе к 600 г. до н.э., сегодня преобладает. Храм много раз ремонтировался, а римляне преобразовали его в своего рода музей для избранных сокровищ святилища, таких, как известный Гермес Праксителя.
Храм ориентирован с востока на запад, имеет вытянутые пропорции и относительно небольшую высоту. Это был гексастильный периптер дорического ордера с шестнадцатью колоннами по боковым сторонам. Колонны изначально были деревянными. По мере износа, их постепенно, на протяжении долгого времени, от архаичных до римских времен, заменяли каменными, с присущими каждому периоду архитектурными особенностями развивающегося дорического стиля. Даже во втором столетии н. э., когда Павсаний посетил храм, одна деревянная (дубовая) колонна все еще была в опистодоме. В колоннах находились неглубокие ниши, в которые помещались живописные портреты победителей Герийских игр. Нижняя часть храма была построена из известняка-ракушечника, а верхняя часть - из сырцового кирпича. Антаблемент был сделан из древесины с терракотовой облицовкой и терракотовой черепицей. Центральный кольцевой акротерий диаметром 2,3 м., также сделанный из терракоты, украшала впечатляющая живописная роспись.
Храм был разделен на три части: пронаос, целлу и опситодом. И пронаос, и опистодом представляли собой портики с двумя колоннами в антах. Чтобы попасть в целлу, разделенную в длину двумя рядами дорических колонн, нужно было пройти через пронаос и двойные двери, шириной 2,90 м. Каждая вторая колонна была встроена в поперечную стену. Четыре таких внутренних перегородки делили пространство на пять ниш. На пьедестале в дальнем конце целы были установлены священные статуи Зевса и Геры, упомянутые Павсанием (V, 17, 1). Зевс был изображен стоящим перед Герой, которая сидела на троне. Часть этой скульптурной композиции - голова Геры, сделанная из камня, была найдена рядом с Герайоном и сейчас экспонируется в Археологическом музее Олимпии. Каждые четыре года шестнадцать благородных женщин Элиды, организующие Герийские игры, накрывали скульптуру богини в целле новым тканым пеплосом. Известно, что в храме хранился диск Ифита, на котором были написаны правила перемирия на время Олимпийских игр. Кроме этого, в опистодоме хранился украшенный мифологическими сценами ларец первого rоринфского тирана Кипсела, сделанный из древесины, золота и слоновой кости, а также стол Колота, на котором были изображены оливковые короны победителей Олимпийских игр.
В наши дни от здания храма сохранились только фундамент святилища с массивным ортостатом и нижняя часть колонн. Фрагменты терракотового антаблемента и центрального акротериона демонстрируются в музее.
Храм богини Геры на горе Олимп считается очень значимым памятником во времена раннего периода дорики. Если кто-то не знаком с этой удивительной частью истории, настоятельно рекомендуем, преуспеть, устранив сложившиеся пробелы.
Храм считается одним из самых древних периптеров, благодаря которым современный мир узнал о фундаментах того времени, остатках колоннады, а также иных украшениях из керамики. Эти фрагменты показывают нам особенные черты тех дорических построек, которые были известны в ранний период дорики. А поскольку его возобновляли ни один раз, а целых три, то мы узнали о его останках, и то от последнего храма. Этот один из самых древнейших храмов конца VIII века до н. э.
Архитектура Храма Геры
Прямоугольная целла с рядами опор и пронаосом. Снаружи его не украшали колоннадой, и планировка была, как и у всех тех, кто шел впереди. В момент его строения, площадь его являлась намного больше, а фундаментовая кладка сделали из точно отшлифованных квадров.
У него был пронаос , наос, колоннада, имеющих 16 колонн и описфодом, будучи самым ранним строительным элементом, который стал известен современным потомкам. Его можно отнести, как концу 12-го в., так и началу 6-го в. до н. э. В точной дате сооружения не были полностью уверены даже исследователи. По обнаруженным данным стало понятно, что последние работы значились еще в начале 6 в. до н. э. Позже впервые храм перестроили. А в последнем сохранилась конструкция предыдущего, со всеми его материалами и фундаментом. Поэтому, у обоих этих храмов было много общего, последний из них имел двухступенчатое основание, размеры которого достигали 18,75 x 50 м по стилобату.
Имел вид узкого, продолговатого наоса с пронаосом и олисфодомом, обвитые колоннадами. Стеновая конструкция сооружена на цоколе, по высоте достигала около метра. Известняк-ракушечник стал его главным материалом. Снаружи цоколь состоял из высоких плит-орфостатов , стоящих на ребре. Та сторона, что внутри имела 4-ре горизонтальных рядов, которые стояли рядом и терлись между собой гладкими краями. Для долговечности и прочности у опоры перекрытия присутствовала соответствующая толщина.
Вот почему цокольная часть построек того времени была такой толстой, мощной, крепкой. Об этом остались даже свидетельства.
Из раскопок было доказано, что её остатки схожи на толстенный шар глины, покрывающей пол наоса и портиков . Это как раз и стало поводом того, что всем известная статуя Гермеса, работа которой принадлежала Праксителю , дошла почти в целостности и хорошо сохранилась для будущих поколений. Более того, нашим соотечественникам посчастливилось увидеть эту самую статую, стоявшую на возвышенности.
В цоколе стен присутствовали важнейшие пазы, которые важны были для установления деревосвязующих элементов. Они были, как фахверк , который скреплял сырцовую кладку сверху. С внешней стороны стены обделывали интересной штукатуркой. Однако, от перекрытия сохранилась малая часть, т.к. наверно, его сделали из дерева.
Наос и его устройство внутри
Хочется остановить внимание на том, как наос устроен изнутри. Его стены обладали четырьмя выступами в виде малых стеночек, которые доходили почти вверх к наосу . Поперечные стены расположились, таким образом, как и колонны птерона , хотя заметно реже. Скорее всего, по окончанию их находились колонны, которые ставили между выступами. Наос разделялся на несколько кораблей. В начале устройство объединялось с дерево-сырцовой схемой и имело общее со старинным храмом Артемиды в Спарте .
Рядом с ним располагались такие же близстоящие столбы, которые имели такое же большое значение. Во времена классицизма такие стенки виднелись в целле храмовой постройки Аполлона в Бассах . Это было творческим нововведением авторов того времени. Герайон установили на промежуточном временном моменте. Похожие выступы, служили защитой для потолка и кровли, умножая красоту продольным стенам целлы.
Как строились колоны великого храма
В Герайоне колоны были ровно расставлены, что не вполне соответствует дорическим строениям позднего периода времени: колонны, как внутри, так и извне стояли на общих осях. Это было так из-за того потому, что стояла необходимость связать в общую конструкцию каркас, а так же наружный портик целы из дерева.
По окончанию 6 в., выступы в ней поменяли на 2 ряда по 8 колонн, которые ставили на маленькое расстояние (около 2 м) от стен. Внешние колонны, частично сохранившиеся и в наше время, значительно отличаются друг от друга. Размеры и форма капителий у них абсолютно разная. Если вспомнить один древнейший и важнейший момент, то становится понятным и доступным тот факт, что Павсаний во 2 в. н. э. обнаружил и обратил внимание на 1 колонну из дубового материала.
Из этого следует вывод о том, что все колонны в 3-м храме вначале тоже были созданы из дерева. И только со временем оно заменилось на камень, который тоже соответствовал духу своего времени. В любом случае колонны, как по размеру, так и по стилю, настолько разные, что видно, что их выполняли в разное время, в разном месте. После разрушения одних колонн, ставились другие, в которых отражалась архитектура своей эпохи, начиная с 7 в. до н. э., и оканчивая римским периодом. Не разрушенные колоны, имели два или несколько барабанов, которые были сделаны ракушечника, покрытого штукатуркой. Диаметр их от 1,01 до 1,29 м. Размеры каннелюры и глубины также имели ни одно отличие.
Самая старая из тех колон, которая сохранилась, вмещала в себя 6 каннелюр и гладко отшлифованную шейку под эхином ранне-архаическим свойствам и формам. Именно эта колонна считается первой, которая относится к 7 в. до н. э. С этого времени, все черты этого ордера отражались в колонна. Хорошо их было заметно в таком случае в капители. Их вынос небольшой, а профиль упругий. В Герайоне оси колонн и установление плит стилобата не подходят друг к другу.
Эту черту можно встретить и в более поздней стадии. Пролеты в осях на торцовых сторонах равняются размерам от 3,51 м. до 3,65 м, а там, где стороны длиннее, их размеры намного меньше: от 3,20 м до 3,30 м. Такие же размеры были и в храмах . Угловые интерколумнии были уже на 20-30 см. меньше. Из этого становится понятно, что у последнего был триглифный фри з, потому как похожее сужение произошло из-за устранения неполадок углового триглифа.
Как укреплялись и украшались храмовые стены
Торцы стен пронаоса для того, что бы сохранить кладку от перепадов температурных режимов, защищали. Вот поэтому данный храм стал одним из лучших в . Делали крепление и окружали древесными досками в отдельных пазах, вырезанных в стене, а именно, в цокольной ее части и в покрывавших полы плитах.
В более поздний период времени обшивка имела куда более точные размеры, похожие на ту эпоху, которая имела раскреповку и значительно узенький торец в боковой части. У такого храма форма не крепкая (с косой подрезкой); нависавшей части придавали мрачную окраску. Уже в первых важнейших сооружениях была двухскатная кровля, оформленная черепицей.
Это можно заметить по найденным фрагментам терракотовых частей, которые являются одними из самых первых видов терракоты. Кровля позднего Герайона была отделана черепицей. Её плоские части стали вогнутые; калиптеры, которые закрывали детали швов, имели полуциркульное сечение. У антефиксов , внутри которых была выпуклая розетка, главным украшением считался расписной яркий узор по черному фону. Фронтон радует глаз акротерием с шпилевидными окончаниями. Диаметр 2,31 м , говорит о важнейшей керамической работе той эпохи.
Акротерий храма
Акротерий из-за специальных соединяющих деталей скреплялся с немалой коньковой черепицей. В состав росписи акротерия входило интересное чередование округленных моментов узорного украшения. Это придавало строению оригинальность и неповторимость. Данный момент свидетельствует о фантазии и творческом подходе тех авторов, которые приложили к устроению немалое усилие. Тогда светлыми красками красили по темному, а темными по светлому.
Под двухскатной кровлей располагалось, видимо, еще горизонтальное перекрытие потолка. Созданный для 7 века до н. э. дерево-сырцовом замыслу Герайон был периптером , перед которым осталось много, не дошедших до нас более ранних храмов построек. Вот какие данные можно отыскать, если с усердием покопаться в истории и сделать соответствующие полезные выводы. А для этого понадобится терпение, логика, немного усидчивости и житейской мудрости.
Храм Геры на карте
В начале V века до нашей эры в г. Пестум (греческая колония, юг Италии), был воздвигнут храм богини Геры, он поражал своей красотой. Храм Геры с древности считается святым местом. Отсюда название Святилище Богини Геры.+
Гера – в мифологии древних греков, считалась самой могущественной, верховной богиней Олимпа, супруга Зевса, жена Бога Богов. Геру называли покровительницей брака, охраняющую мать во время родов.+
В честь богини в Греции был воздвигнут самый большой и величественный храм того времени – Храм богини Геры. Археологи насчитывают несколько периодов создания храма. Возведение храма началось в 570-560 г. до нашей эры, позже в VII веке строительство возобновилось.+
Храм был построен изысканно и в то же время просто, его размеры были очень большие. Благодаря храму город прославился, его считали одним из богатейших городов того времени.+
При строительстве храма использовался в основном твёрдый известняк, который имел золотистый цвет.+
Храм состоял из 155 колон в ионическом стиле. Колоннада поддерживала перекрытие храма, возвышающееся на основании, состоящем из трёх ступеней. Окружали храм 6 колонн на фасаде и 13 с продольных сторон. Пространство внутри храма делилось на три части двухъярусной колоннадой.+
Со временем храм был разрушен, в настоящее время сохранилась часть одной колоны, её ширина составляет 108,63 метра, а ширина 55,16.+
Мифология о доэллинской великой богине Гере. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга.
1. Древнее изображение Геры
Гера была доэллинской великой богиней. В Греции ее основные святилища находились на острове Самос и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга. Вынужденное замужество Геры запечатлело захват крито-микенской Греции и свержение Геры как верховного божества в обеих странах. Кносс был захвачен эллинами, по-видимому, дважды: примерно в 1700 г. до н.э. и в 1400 г. до н.э. Веком позже попали под власть ахейцев Микены. Зевса могли изображать в виде кукушки потому, что он как бы выбросил всех остальных божеств из гнезда, а также потому, что он присвоил скипетр Геры, навершие которого было выполнено в виде кукушки. Позолоченные фигурки обнаженной богини-аргивянки с кукушкой были найдены в Микенах; там же была обнаружена позолоченная модель храма, увенчанного кукушкой. На знаменитом критском саркофаге из Агия-Триады изображен двойной топор, на котором сидит кукушка.
«Времена Года были ее няньками» — это один из способов охарактеризовать Геру как богиню календарного года. Вот почему на ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.
В Аргосе знаменитая статуя Геры изображает богиню сидящей на троне из золота и слоновой кости. История о том, как ее приковали к трону, могла возникнуть в связи с греческим обычаем приковывать статуи богов, «чтобы те не сбежали». Если город потеряет древнюю статую покровительствующего ему бога или богини, он может вообще остаться без божественного покровительства. Вот почему римляне практиковали то, что вежливо называлось «сманиванием» богов в Рим, и к эпохе империи этот город напоминал галочье гнездо, заставленное украденными в разных городах статуями богов и богинь.
2. Свадьба Геры и Зевса
Гера, дочь Крона и Реи, родилась на острове Самос или, как утверждают некоторые, в Аргосе. Воспитывал же ее сын пеласга Темен в Аркадии. Времена Года были ее няньками. После свержения Крона ее брат-близнец Зевс стал домогаться ее любви в Кноссе на Крите или, как говорят некоторые, на горе Форнакс, которую теперь называют Кукушкиной горой в Арголиде, где он поначалу безуспешно за ней ухаживал. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Униженная Гера была вынуждена выйти за него замуж.
На их свадьбу все боги прислали свои дары. Мать-земля подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас.
Брачная ночь Геры и Зевса на острове Самое длилась триста лет, возможно, потому, что священный год самосцев (так же, как и этрусков) состоял из десяти тридцатидневных месяцев, поскольку январь и февраль отсутствовали, а в мифе каждый день вырос до года. Не исключено, что в этом месте мифограф намекает на то, что эллинам понадобилось триста лет, чтобы утвердить моногамию среди племен, поклонявшихся Гере.
3. Конфликт между Герой и Зевсом.
Только Зевсу — отцу небес — была подвластна молния, и лишь страх перед ее смертоносной силой делал послушным его сварливое и вздорное семейство, расположившееся на горе Олимп. Зевс определял пути небесных тел, устанавливал законы, приводил к присяге и пророчествовал. Поэтому он не страдал от недостатка власти ни над, ни под землей, причем его жена Гера не уступала ему только в одном: любого человека или зверя она при желании могла наградить даром пророчества.
Зевс и Гера постоянно ссорились. В отместку за его частые супружеские измены Гера нередко унижала Зевса, прибегая к коварству. И хотя он мог поведать ей свои секреты и иногда даже пользовался ее советами, полного доверия к Гере у Зевса так и не появилось. Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, тот не преминет запустить в нее молнией, поэтому она предпочитала злые интриги в связи, например, с появлением на свет Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.
Однако настал день, когда высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие олимпийцы, кроме Гестии, внезапно окружили его, спящего, и «оковали» сыромятными ремнями сотней узлов так, что он не мог пошевелиться. Он грозил им немедленной смертью, однако в ответ боги, которые предусмотрительно припрятали подальше его молнию, только оскорбительно смеялись. Когда они уже праздновали свою победу и рьяно обсуждали, кому стать преемником Зевса, нереида по имени Фетида, предвидя междоусобицу на Олимпе, бросилась на поиски сторукого Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил своего хозяина.
Поскольку во главе заговора стояла Гера, Зевс с помощью золотых браслетов подвесил ее за запястья к небу, а к ногам привязал наковальни. Хотя все боги были до глубины души возмущены таким поступком Зевса, никто из них не осмелился прийти на помощь Гере, несмотря на ее жалобные вопли. В конце концов Зевс пообещал освободить ее, если все боги дадут клятву больше не восставать против него. С большой неохотой каждый из богов дал такую клятву. Зевс наказал Посейдона и Аполлона, отослав их рабами к царю Лаомедонту для которого они построили город Трою. Остальные боги были помилованы как действовавшие по принуждению.
Отправляясь в Грецию, прежде всего, каждый подразумевает отдых. И это непреложная истина. Греция именно то место, где можно насладиться в полной мере как ласковыми водами заливов, озер и моря, так и великолепными видами, врезающимися в память на всю жизнь.
Недалеко от курортного города Лутраки расположен небольшой поселок Перахора. Здесь живут душевные и гостеприимные люди, которые могут очень многое рассказать о самых знаменитых местах своей земли. Одной из наиболее известных достопримечательностей является храм Геры в Перахоре. Это священное место до сих пор впечатляет своим величием, хоть и превратилось в мрачноватые руины.
Немного исторических фактов
В древние времена в Перахоре жили дорийцы. Культ богини Геры исповедовался ними на протяжении нескольких веков. И именно они возвели в 9 веке до нашей эры святилище, посвященное могущественной богине и дожившее, хоть и в руинах, до наших дней.
Храм Геры состоит из двух частей. Его руины хранят мифические тайны, которые сотканы из древних легенд на протяжении многих веков. Перахора хоть и невелик, но имеет свои тайны. Поговаривают, что именно в этих местах волшебница Медея, полюбившая астронавта Ясона и впоследствии оставленная им, жестокой местью отравила жизнь аргонавта, предав смерти общих детей.
Храм в Перахоре был заброшен еще в 8 веке до нашей эры. Впоследствии же он подвергся разрушению. И лишь спустя много веков стали проводиться археологические раскопки храма Геры, которые позволили открыть глазам местных жителей и приезжающих туристов руины некогда величественного святилища, которым являлся храм Геры в Перахоре.
Полезная информация
До этого примечательного храма в Перахоре можно добраться автобусом из Лутраки. Маршрут вовсе не сложен, учитывая удобную дорогу. К тому же на склонах холмов растут прекрасные в своей природной элегантности цикламены, радующие глаз.
Знаменитый храм Геры находится недалеко от мыса Малагави. К тому же и многие другие достопримечательности уютного уголка Греции, которым является Перахора, также доступны для осмотра и непременного восхищения.
Доступ к святилищу матери греческих богов Геры открыт всем. Каждый, кому доведется выслушать мифические истории, перемежающиеся историческими фактами, оставит великолепным в своем роде руинам частицу искреннего поклонения. Оставит также неизгладимое впечатление поклонение великой земле, пропитанной как оливковым маслом, легендами о богах и их детях, о суровых испытаниях, доставшихся греческим героям, о храмах, возведенных в честь величия, в том числе и о храме Геры в Перахоре, который является свидетелем событий, давших жизнь славной Греции.