Примеры идолопоклонства в библии. Идол — образ сотворенный человеком для поклонения
Идолопоклонство как качество личности – склонность отказываться от веры в истинного Бога или подменять Его неким придуманным существом, поклоняться ложным богам и идолам, приносить им жертвы, возлагать на них надежды.
Некто попросил суфия: - Научи меня молиться. Суфий отвечал: - Ты не только уже молишься, но часть твоего ума постоянно занята этим.- Я не понимаю, о чём ты. Я не мог молиться Господу в течение нескольких месяцев по некоторым причинам. - Ты сказал: «Научи меня молиться», - ты не говорил ничего о Господе. Молитва, в которую ты был вовлечён на протяжении нескольких месяцев, это молитва к твоим соседям, так как ты постоянно думал о том, что они могут подумать о тебе. Это была непрерывная молитва идолу денег, ибо это то, чего ты жаждешь. Ты также молишься идолу собственной безопасности и множеству других. Поскольку у тебя столько богов, которым ты вынужден постоянно молиться, нет ничего удивительного в том, что у тебя не остаётся места и времени для какой-то иной молитвы.
Идолопоклонство – склонность творить в своем сердце богозаменителей – идолов. Идол – самозванец, занимающий место Бога. Для идолопоклонника идол однозначно занимает первое место. В чем опасность — он может появиться в любой сфере нашей жизни. Идолом может стать человек, деньги, материальные блага, работа, действия или отношения. И тогда какой-то истукан становится источником человеческого счастья, умиротворения и благополучия. Человек начинает уделять идолу больше внимания, чем Богу, пытается черпать из него энергию или наоборот отдавать ему свои силы.
В Ветхом завете в главе Исход прямо сказано: «Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим». Иными словами нельзя поклоняться на одном уровне Богу и идолам или другим могущественным личностям, которых много во Вселенной. Бог как духовная сущность имеет, как и человек, определенные формы. Человек, не имея четкого представления о формах Бога, начинает что-то придумывать, воображать. В результате возникают идолы – формы, не имеющие ничего общего с Богом.
Философ Василий Тушкин пишет: «Запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет форм или что им нельзя поклоняться. Т.е. сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим» подразумевает, что у Бога есть лицо. А значит и все остальное. Т.е. у него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запретов нет. Но те, кто не имеет ясного понимания и не отличает Верховную личность Бога от его заместителей, министров, от всех этих полубогов списали принятое в Индии поклонение Кришне или Вишну и его различным воплощениям как идолопоклонство. Т.е. сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули ребенка. Этот момент очень важно понять. Т.е. почему это идолопоклонством называют поклонение какой-то форме? Вовсе не потому, что у Бога форм нет и потому что ей поклоняться нельзя, а потому что люди не отличают форм Верховного от форм полубогов. Вот в этом весь смысл. В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Т.е. не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах совершенно не похожи на формы этого мира. Они обладают каким-либо уникальным цветом, например, цвет Кришны – такой темно-синий. Мы не встречаем здесь людей такого цвета. Либо четыре руки, либо какая-то форма необычная, как форма [Джаганнатхи], например. Либо какие-то другие формы, которые совершенно не имеют каких-то аналогов в этом материальном мире».
Иными словами, поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются люди, ставящие на место Бога какую-то безделушку, истукана или известного человека. Бог присутствует в каждом атоме своего творения. Например, в христианстве есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, святые места – всё это материальные объекты. Почему мы их не считаем идолами? Почему поклоняемся им? Дело в том, что они отмечены присутствуем духовной энергии, идущей от Бога – «святая вода», освященная пища, священное распятие или святое место, к которому идут люди. Почему оно священное? Почему эта материя вдруг стала освященной? Потому что там был Бог. Или он низошел на это место, на эту воду или на этот символ. Идол сам хочет занять место Бога.
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». (Втор 4:15-19).
Поклонение Богу в образе установленного в храме божества идолопоклонством ни в коем случае не является. Философ Владимир Критский пишет: «Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать, таким образом, наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему».
Иными словами, поклонение форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Бог вездесущ, он везде и во всем, поэтому он находится и в своём образе, который создан верующими из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце верующих.
Интересная история в контексте идолопоклонства связана с немецким философом Фридрихом Ницше, отрекшемуся от христианства и традиционной морали, и заявившему, что Бог мертв. Он отождествлял себя с Дионисом, греческим богом вина и достатка. На место Бога он ставил воображаемого, всесильного аморального сверхчеловека, который был в двадцатом столетии воплощен в личности Адольфа Гитлера.
В «Веселой науке» Ницше писал: «После того как Будда умер, в течение столетий показывали еще его тень в одной пещере – чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!»
На входе в университет, в котором он преподавал, была написана фраза «Бог мёртв». То есть Ницше заявлял, что Бога или нет, а если он и есть, то не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот пришло время умирать. В университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог».
Петр Ковалев
«Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» 1 Цар. 15:23.
Введение
Тема идолопоклонства является очень важной. Большинство верующих не могут дать определения этому понятию. Если мы спросим у наших братьев и сестер, что такое идолопоклонство, у каждого будет свое понятие, свое определение для этого.
В действительности мы увидим, что идолопоклонство – это очень сложная тема, очень обширная, намного серьезнее, чем поклонение идолам.
Идолопоклонство – это непослушание откровению, что означает оставить проект Божий .
Работа Саула
Идолопоклонство всегда было большим грехом, который сопровождал Израиль в самые важные моменты его истории и который был причиной больших проблем этого народа, потому, что Господь ненавидит идолопоклонство.
Самое главное определение идолопоклонства можно найти именно в Ветхом Завете , в словах, которые Господь повелел Самуилу передать царю Саулу.
Израиль вел войну с амаликитянами, и Саул призвал Самуила (который был пророком и священником во время царствования Саула) для того, чтобы вопросить Господа о том, должны они или нет выступить против врага, а это была решающая битва. Самуил вопросил Господа, и Он сказал «да» , но при одном условии – Саул не должен был брать ничего из трофеев. В то время было принято, что победитель забирает себе все трофеи (ценности побежденного народа).
Саул пошел и победил амаликитян, но взял себе некоторые трофеи. И тогда Господь открыл Самуилу следующее: «Саул не повиновался Мне, и поэтому Я его отвергну» . После чего Самуил отправляется навстречу Саулу.
Царь возвращался домой, он был очень доволен тем, что выиграл войну. И вот Самуил спрашивает его: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» Саул отвечает: «Я взял» .Тогда Самуил ему говорит: «Не говорил ли Господь, что ты ничего не должен брать? Почему ты взял?»
Саул снова отвечает: «Я взял, чтобы принести жертву Господу» . И Самуил говорит: «Послушание лучше жертвы. И Господь посылает сказать тебе, что непокорность это такой же грех, что и волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» .
Господь назвал грех Саула – идолопоклонством . Поэтому мы здесь говорим о Работе Саула, т.к. грех, характеризующий падение Саула, был не чем иным, как идолопоклонством.
Теперь еще раз:
- В чем заключался грех Саула? Это было обычное неповиновение.
- Чему он не повиновался, словам Самуила? Нет. Он не повиновался откровению свыше.
Таким образом, идолопоклонство – это непослушание откровению . Почему? Потому что откровение объясняет нам проект Бога, и если вы покидаете Его проект, то это называется идолопоклонством .
Идолопоклонство – это когда вы находитесь вне проекта Бога, это неповиновение .
Любить откровение
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» Мф. 10:37 .
Означает ли это то, что Иисус попросил нас бросить семью? Конечно, нет. Мы понимаем, что Иисус Христос – это откровение, посланное свыше, и что Господь Христос хотел сказать следующее: «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше, чем откровение, недостоин Его» .
Если вы ставите что-то превыше откровения, какой грех вы совершаете? Идолопоклонство.
Например , у вас есть сын, который записался на семинар, но Господь открывает, что он еще не в том состоянии, чтобы туда ехать. И тут вы возмущаетесь и заявляете, что не будете принимать это откровение, т.к. на ваш взгляд, это предвзятое отношение к вашему сыну. Так что вы сейчас делаете? Вы совершаете идолопоклонство, потому что, делая выбор между сыном и откровением, вы выбрали сына, вы возлюбили сына больше, чем откровение. Вы совершили грех идолопоклонства.
Иногда причиной данного греха может стать жена. К примеру : Одному брату, слуге Божьему, передается откровение: «Господь открыл, что тебе нужно поехать в город „ А ” ». Он приходит домой и рассказывает жене, что Господь открыл ему ехать в город „А”. И тут жена заводится: «Куда ты собираешься ехать? Да ни за что в жизни. Ты, что собираешься оставить меня на выходные одну с ребенком? Никуда ты не поедешь».
На следующий день брат приходит к пастору и говорит, чтоникуда не поедет. Пастор удивлен: «Но почему? Ведь Господь открыл…». Брат отвечает: «Да, Господь открыл, но моя жена сказала, что не может остаться дома одна».
Очень часто происходит так, что никакое откровение не может отменить то, что сказала жена. А что она сказала? Она всегда что-то говорит.
Этот брат может быть святым, может быть мужем, о котором все сестры просят Господа, но этот бедняга совершил грех идолопоклонства, т.к. возлюбил жену больше, чем откровение. А Господь требует обратного, поэтому он, никогда не станет диаконом. Слово говорит, что диакон хорошо управляет своим домом. Однако в данном случае не он управляет домом, а братом управляет жена. После этого он может заявлять: «Я уже в работе столько лет...» . Иногда проблема заключается именно в этой ошибке.
Отвергнись себя
« ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. 8:34 .
Иногда идолопоклонство – это мы сами. Иисус сказал: «Кто хочет идти за Мною (внимая откровениям), отвергнись себя». Мы просто не можем научиться отвергаться себя, часто заявляя: «Послушайте, все это очень хорошо, но у меня есть свое собственное представление». Ваши мысли отличаются от того, что было открыто? Тогда это тоже идолопоклонство, т.к. ваши представления, вам важнее, чем откровение. И им место только в религии.«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» Ис. 55:8 .
ИДОЛ – Мерзость – Чужие боги
«Что же я говорю ? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» 1 Кор. 10:19-20 .
Идол – это, то же самое, что и идолопоклонство? Да, потому что Слово говорит: «Не сотвори» , т.е. если у вас есть идолы, вы не повинуетесь Слову. Как Слово определяет идола? Идол – это мерзость перед Господом, это поклонение другим богам .
А как же медный змей, которого Моисей сделал в пустыне? Змей тот был сделан по приказу Господа, и поэтому не был ни идолом, ни идолопоклонством. Но когда Господь сказал убрать его, если бы они его не убрали, какой грех они бы совершили? Идолопоклонство, потому что Господь сказал (откровение) убрать этого змея.
Это касается и двух херувимов, которые были на крышке ковчега, в Святом Святых, только священник видел их.
a) Что является идолом ?
Идол – это мерзость перед Господом, идол – это идолопоклонство.
б) Жертвоприношения идолам
Существует что-то более серьезное в отношении идолов, чем просто то, что это одна из форм идолопоклонства. Коринфянам Павел говорит следующее: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? » 1 Кор. 10:19 .
Павел, будучи водим Святым Духом, задавал этот вопрос братьям и сестрам в Коринфе: «Идол значит что-нибудь?»
Один брат, который недавно обратился к Господу, выбрасывал идолов с моста в воду. Багажник был полон икон, распятий и других подобных вещей. Самое интересное, что никто из тех идолов не изобразил никакой реакции: никто не начал летать, плавать, никто не убежал, никто не начал звать на помощь. А почему бы и нет? Потому что идол – это ничто, если упадет на пол, разобьется, если бросить его в море, утонет.
Павел еще говорил: « …что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу » 1 Кор. 10:20 .
Слово жертва , в греческом языке, значит служение . Таким образом, служение или поклонение идолам – это поколение демонам.
в ) Быть в общении с бесами
И именно здесь все усложняется. Если вы идете на служение, где присутствуют идолы, это служение будет мерзостью для Господа.
Пример : приходит сестра и говорит: «Пастор, мой брат собирается жениться в таком месте, что мне делать? Слово говорит: «Не участвуйте» . Она продолжает: «а если я даже присаживаться там не буду, и все время буду молиться?» Это сложно. Как это можно объяснить? Мы не должны идти и участвовать в этом служении. Есть Слово, и оно говорит, что служение идолам – это служение, которое является мерзостью перед Господом.
Еще пример : подходит другой человек и восклицает: «Слава Богу! Мы тоже переживаем духовное обновление, мы тоже верующие». А у самого на шее крест.
У нас, что разные Библии? Я никогда не видел, чтобы Святой Дух смешивался с идолами, такого не бывает. Харизматическое обновление, крещение Святым Духом, духовные дары, и на шее полно висюлек с идолами? Распятие на стене? Не верю. Если там и есть какой-то дух, то это какой-то другой дух, не от Господа. У этого духа другое имя, его зовут не Дух Святой. И дары их тоже не от Святого Духа, там ничего нет от Бога. Ну, только если моя Библия ошибается. Я не верю этому, эти проявления не от Святого Духа, потому что Он никогда не смешивается с идолами. Напротив, Он ненавидит идолов.
И здесь вы можете сказать: «Постойте, но у меня были переживания с Господом среди тех людей». Если вы ходите в Его свете, то у вас было не только одно какое-то переживание, у вас было и второе переживание, и знаете какое? Когда Господь сказал вам: «Уходи отсюда, потому, что здесь тебе не место».
Если у вас и было переживание с Господом среди таких верующих, то только по милости Господа. С вами действительно первый раз говорил Святой Дух, но второй раз Он вам сказал уйти оттуда.
г) Какого рода это служение ?
«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» 1 Кор. 10:21 .
Мы либо не угождаем Богу, но угождаем врагу (идолам); либо мы угождаем Господу, но не угождаем врагу. Это по-библейски.
Иисус Христос говорил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» Мф. 6:24 .
Самое большое непочтение к учению, открытому в Слове, это, когда вы смешиваете благословение Святого Духа с идолом. Это не угодно Господу, Он чувствует себя оскорбленным подобной неблагодарностью. Это позиция, выраженная в Слове, где Павел провел разделительную черту, потому что нет ничего общего между Богом и идолами.
Ну и какое же это служение? Это чужое служение, где Бога нет . Слово ясно говорит на эту тему и однозначно показывает, какую позицию мы должны занять по этому вопросу.
Идолослужитель
Идолослужитель – это тот, кто поклоняется идолам, и у которого есть идолы. «А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители , и всякий любящий и делающий неправду» Откр. 22:15 .
Даже не нужно поклоняться им, достаточно только иметь идола, чтобы стать идолослужителем, и в итоге оказаться вне небесного города.
a) Идолослужитель является материалистом
У всех идолослужителей есть отличительная характеристика, они материалисты. Почему? Потому что вся работа врага направлена на то, чтобы человек уклонился от проекта Бога (который является духовным проектом ) и искал только материальное. Идолослужитель имеет рациональное представление о Боге и старается познать Бога разумом.
б) Мистицизм и суеверия
Бог сравнил грех Саула с волшебством, потому что все это взаимосвязано, все это является частью поклонения врагу. Именно поэтому идолопоклонство очень суеверно, оно вешает подковы над дверью, оно не проходит под лестницей, боится черных котов, пятницы 13, и многих подобных вещей.
Идолопоклонство подталкивает людей к суевериям, потому что они взаимосвязаны друг с другом, это все работа врага.
Иисус
Существовал ли фотоаппарат во времена Иисуса? Позировал ли Иисус для какого-нибудь знаменитого художника? Сделали ли полицейские Пилата какой-нибудь «словесный портрет подозреваемого» Иисуса? Конечно, нет. Тогда о каком портрете или изображении Иисуса может идти речь?
Иисус не требует, чтобы вы представляли Его в своем разуме, Иисус хочет, чтобы вы чувствовали Его в своем сердце , Он есть Дух.
В одном из музеев Рима есть простыня, которая, как говорят, сохранила отпечаток Иисуса, потому что лежала на его лице после его смерти, и в результате черты его лица отпечатались на ней. Этот предмет называется «святая плащаница» . Уже доказано, что она XI века нашей эры.
Все это обман, и идолопоклонство живет этим, потому что оно материально, оно живет мистицизмом и суевериями.
Изображение двухмерно , реальность многомерна
Изображение имеет только два измерения. Когда вы знакомитесь с человеком, вы видите его полностью, вы видите его во всех измерениях, вы видите реальность. Если вы встретились с Иисусом, вы можете чувствовать Его, а не видеть на кусочке бумаге. Кто так делает, является идолослужителем, это материалист, который верит только в то, что видит.
В качестве примера приведем разговор одного прихожанина и пастора. После занятия к пастору подошел один из прихожан и сказал:
– Знаете, из-за Вас я оказался в очень затруднительном положении.
– Из-за меня? Почему?
– Потому что дома у меня есть одна вещь, которая досталась мне по наследству от прабабушки. Это особенная вещь, крест из слоновой кости, с Христом из золота, весь украшенный драгоценными камнями. Он очень дорогой, стоит много денег.
– И что?
– Что Вы можете мне посоветовать?
– Не знаю . Я привык иметь дело с простыми идолослужителями, у которых кресты из дерева или олова. Я не привык иметь дело с утонченными идолослужителями, а вы идолослужитель высшего класса.
– Вы шутите.
– Нет, не шучу. Вы идолослужитель первого класса, и оставайтесь идолослужителем. Конечно, Вы можете расплавить золото, продать камни, но если Вы оставите это, вы будете идолослужителем. Будет ли это золото или небольшой кусочек олова, это только вопрос ценности, но значение такое же. В любом случае это будет идолом.
Поклонение
« ...Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» Иоан. 4:23 .
Поклонение – это то, что характеризует работу Давида; это явление совершенно противоположное работе Саула. Самым большим уроком поклонения является разговор Иисуса с самаритянкой.
Иисус перешел иудейскую пустыню и дошел до места называемого Сихарь, которое было частью наследства, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был очень старый колодец, который выкопал Иаков, чтобы поить свой скот. Этот колодец существует до сих пор, и им еще пользуются, там еще есть вода.
Был полдень, Иисус остановился рядом с тем колодцем. Он был уставшим и хотел пить, и вдруг появляется самаритянка. Самаритяне не общались с иудеями, они были врагами, потому что самаритяне поклонялись в Самарии. Они проводили служения похожие на служения иудеев в Иерусалиме.
Эти служения начались во время первого рассеяния, во времена Иеремии. Навуходоносор захватил и разрушил Иерусалим, увел в плен большую часть народа. Некоторые сбежали в Самарию и там возобновили богослужения. Когда Неемия восстановил храм в Иерусалиме, богослужения опять начали проводиться там (до дней Иисуса), но самаритяне продолжали поклоняться в Самарии. Таким образом, во времена Иисуса одна часть поклонялась в Иерусалиме, и другая часть поклонялась в Самарии.
a) Что значит поклоняться в духе и истине?
- В духе
Общение = Иметь сообща = Тело
Это выражение «в духе » такое же, как и в следующем стихе Библии: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом » 1 Кор. 14:2 .
Это выражение «в духе» в греческом оригинале обозначает «общение» , что значит иметь сообща, а это ничто иное как тело.
- В истине
Истина = Иисус = Откровение
Кто есть истина? Это Иисус. Кто есть Иисус? Откровение. Поклонение это действие, которое помогает нам услышать откровение в теле.
Итак, что значили слова Иисуса? Что Он хотел сказать? Он хотел сказать, что истинное поклонение – это понимание откровения в теле. Когда вы понимаете откровение в теле, вы поклоняетесь в духе и истине, это именно то, что хочет Бог,
Бог ищет таких поклонников.
б) Религия не поклоняется в истине, потому что у нее нет откровения
Поклонение – это понимание откровения в T еле . А что такое идолопоклонство? Это неповиновение откровению.
Когда вы получаете откровение и исполняете его, вы поклоняетесь в истине. Если бы у нас не было бы откровения, чтобы мы делали сегодня вечером? Я мог бы предложить, например, сыграть в футбол в церкви. Но я не собираюсь делать это, потому что есть откровение, и Святой Дух не согласится с моим предложением. Никто не поддержал бы мою идею.
Религия живет разными идеями, потому что у нее нет откровения. Работа живет переживаниями, откровениями, поэтому Работа поклоняется в истине. И также в духе, потому что она является телом.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Названия для идолопоклонств
- עֲבוֹדָה זָרָה, авода зара - `чужое служение`;
- עֲבוֹדַת אֱלִילִים, аводат элилим - `служение идолам`;
- עֲבוֹדַת גִּלּוּלִים, аводат гиллулим - `служение истуканам`;
- עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת аводат кохавим у-маззалот - `служение звездам [планетам] и созвездиям`.
- עכו"ם, аккум - акроним выражения: עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклонение звездам и планетам`, или עוֹבְדֵי כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклоняющиеся звездам и планетам`.
ТаНаХ об идолопоклонстве
Против подмены истинного Бога «иными богами», то есть обожествеления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит библейская Заповедь , по традиции разделяемая на две части:
Золотой телец
Тягчайшим видом идолопоклонства ортодоксальный иудаизм считает поклонение золотым тельцам, созданным Аароном , а позднее и Иоровамом I .
Идолопоклонство и культовые изображения
То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моше , говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моше Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии:
и сделай из золота двух херувимов : чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение , которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов
|
Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.
Впоследствии, при сооружении иерусалимского Храма , культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святая Святых , сделанным царем Шломо :
И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; [равно] и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов [были] распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к |
Ваал
Идол — объект религиозного поклонения подменяющий собою истинного Бога. Происходит от греческого είδωλον, означающего "видение" или "призрак", и обозначает то, что при наличии некоего видимого образа, не имеет бытия в реальности. По выражению апостола Павла:
"мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор.8:4)
Существует широко распространенное, но не верное мнение, что идол - это обозначение всякого религиозного изображения, используемого при богопочитании. Не смотря на то, что слово "идол" вошло в русский язык из греческого, само понятие идола для Христианства исходит из Ветхозаветной религии.
По-еврейски "идол" — אליל (эль-ил), что переводится как «бог языческий». Речь идет не о религиозном изображении, а о самом языческом боге, которого по вере древних евреев не существует. Таким образом, для них, как и для христиан, идолами являются Ваал, Зевс, Исида, Перун, Кришна и прочие "боги" язычников. Именование же идолами изображений языческих божеств, является лишь следствием того, что поклонение языческим богам отождествлялось с поклонением их изображениям.
Идолопоклонство , по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», т.е. поклонение чужому богу — идолу. Идолопоклонство — это, ничто иное, как отказ от веры в истинного Бога, и подмена Его неким придуманным существом. Для евреев идолопоклонниками были те, кто, оставив или не зная Бога Израиля, поклонялись неким "богам", которые были ничем иным как олицетворенными силами природы, обожествленными людьми или даже животными. Фактически, для евреев идолопоклонство было альтернативным именованием язычества и отступничества.
Ветхий Завет об идолопоклонстве
Астарта
Против подмены истинного Бога "иными богами", т.е. обожествления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит божественная Заповедь, по традиции разделяемая на две части:
"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..." (Исх.20:2-5)
Борьба пророков с идолопоклонством проходит красной нитью через всю историю народа Божьего. И естественно, что при отсутствии для верующих в Бога Израилева самих языческих божеств, все "богопочитание" язычников в глазах пророков сводилось к служению изображениям тех "богов":
"истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих" (Мих.5:13)
"и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их" (Ис.37:19)
Подобное, резко отрицательное отношение пророков к идолопоклонству, как поклонению "изделиям рук", может навести на мысль о принципиальной недопустимости религиозных изображений при богопочитании и полном отождествлении религиозных изображений и идолов. Однако, такое понимание опровергается Библией, которая свидетельствует о допустимости и наличии культовых изображений в религии истинного Бога. Запрет изображений, распространяется исключительно на изображение самого Бога, поскольку у Него нет видимого образа, а попытка изобразить Бога приводит к созданию очередного идола:
"Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом" (Втор.4:15-19)
Религиозные изображения в Ветхом Завете
То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моисею, говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моисею Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии Ветхого Завета:
"и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов" (Исх.25:18-22)
Об этих "херувимах славы", как о неотъемлемой составляющей ветхозаветного культа, говорит и апостол Павел (Евр.9:5). Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.
Впоследствии, при сооружении иерусалимского храма, культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святом Святых, сделанным царем Соломоном:
"И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; [равно] и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов [были] распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму" (2Пар.3:10-13)
И Господь не высказал никакого неодобрения, но напротив, ответил на молитву Соломона:
"Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3Цар.9:3)
Но, поощряя Соломона, Бог все-таки предостерегает его об угрозе идолопоклонства:
"Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: "за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?" И скажут: "за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, - за это навел на них Господь все сие бедствие"" (3Цар.9:6-9)
Изображения были и во Втором храме, построенном после вавилонского плена. Пророк Иезекииль, получивший откровение от Бога, описывает его устройство и указывает на наличие изображений (Иез.41:17-20,25).
Кроме библейских, есть и исторические свидетельства того, что во втором храме были культовые изображения. Антиохийский историк Иоанн Малала рассказывает, что Тит, разрушивший иерусалимский храм в 70-ом году, подарил жителям Антиохии все, что награбил в Иерусалиме, а за воротами города, по дороге в Дафну, установил большую бронзовую фигуру ангела из храма.
Идолопоклонство в Христианстве
Поскольку наименование "идол" неопротестантскими и псевдохристианскими проповедниками приписывается всякому культовому изображению, то в эту категорию для них подпадает и христианская икона. Таким образом, ими "языческими богами" косвенно объявляются не только все ветхозаветные и новозаветные святые (апостолы, пророки, праведники), но и Сам Господь Иисус Христос. Безусловно, это делается не из стремления богохульствовать, но исключительно по общей богословской неграмотности, незнания Писания и желания найти аргументацию против ортодоксального Христианства, которому неопротестанты и псевдохристиане себя противопоставляют.
В настоящем смысле идолопоклонством в Христианстве можно назвать такие проявления:
Искаженное понимание иконопочитания, когда вместо Первообраза, поклонение воздается самому образу, т.е. икона превращается в фетиш.
Создание "неканонических" икон, как то икон "Бога Отца", т.е. изображение Того, Кого нельзя изобразить, и на что существует недвусмысленный запрет.
Поклонение в сектах, где вместо христианского Бога исповедуют некие вымышленные существа, даже если эти существа выдаются за Бога христиан. В этом смысле "богопочитание" т.н. "свидетелей Иеговы", мормонов и прочих псевдохристиан, является идолопоклонством.
В продолжение темы идолопоклонства -
Attila Siha — National Gallery Idol….
В еличайший грех в Библии, безусловно — грех идолопоклонства. Идолопоклонство является основной причиной, почему Бог упрекал и судил народ Израиля. (Рекомендую почитать больших и малых пророков, а также книги Царств и Паралипоменон). Идолопоклонство — нарушение первой из Десяти заповедей (Исх. 20:3), которая говорит, «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» Это когда мы ставим что-то или кого-то первым в нашей жизни, перед живым и истинным Богом.
Идолопоклонство — первопричина всех остальных грехов и поэтому первые две заповеди говорят именно о нем. В то время, как церковь сегодня сфокусирована на различных грехах, связанных с человеческой сексуальностью и образом жизни — многие в церкви, чьи грехи не вписываются в эти две категории, могут впасть в заблуждение, полагая, что они в полном порядке, хотя могут преступать наибольшую заповедь.
Ниже приведены пять признаков идолопоклонства в церкви, основанные на моём видении служения в качестве ведущего пастора в течение 30 лет, а также обширном апостольском служении в церквях.
1. Идол знаменитых проповедников.
Есть верующие, которые бегают по всей стране, принимая участие в конференциях известных проповедников. Часто, когда они встречаются с ними лично, они едва не облизывают их с головы до ног, и почти теряют сознание от восторга. Некоторые известные служители не могут даже свободно появиться в общественных местах без того, чтобы их постоянно не останавливали поклонники, чтобы сделать селфи с ними. (Я это знаю, поскольку работал со многими из них и видел это сам.)
Хоть я и выступаю за культуру уважения и почитания тех лидеров, которые трудятся среди нас (Евр. 13:7,17), некоторые люди перешагнули за крайнюю черту, в идолопоклонство. Они следуют всему, что те говорят, без вопросов, даже не обращая внимание на окружающие некоторых скандалы, и они не исследуют Писания самостоятельно, чтобы проверить, совпадает ли слово проповеди с Библией. Когда Корнилий встретил апостола Петра и поклонился ему, Петр справедливо сказал ему встать, ибо он был всего лишь такой же человек (Деяния 10).
Нет ничего плохого в подражании или следовании лидеру, но есть что-то неправильное в боготворении христианского лидера. Определенно, сегодня существует культ «знаменитых проповедников» в теле Христа, так что некоторые огромные храмы и служения в прямом смысле сворачиваются, когда знаменитость покидает их. Если церкви и служения будут строить по образцу Нового Завета, в котором всё тело существует, чтобы наставлять и служить друг другу в любви, то мы не будет зависеть только от одного лидера ради функционирования всей общины (Еф 4:16; 1. Кор. 12).
James Kirsop — Praise and Worship — Thursday night
Есть немало верующих, стекающихся в церкви, которые имеют квалифицированных, профессиональных исполнителей и качественную музыку, прежде всего, чтобы развлечься. Следовательно, многие из верующих не понимают, что для них самоудовлетворение и развлечение оказывается важнее, чем истинное поклонение. Раньше, многие церкви не имели даже музыкальных инструментов, и люди всё равно шли на служения — даже если в общине использовались только псалтыри и поклонение все пели а капелла.
Сегодня среди пасторов широко применяется практика траты кучи денег на профессиональных музыкантов, чтобы наполнить церковь людьми. В моем понимании, даже несмотря на то, что наше поклонение должно быть качественным и искусным — мы, в наших церквях, слишком далеко зашли, смешиваясь с мирской культурой развлечения.
В конце концов, играют ли профессионалы, или музыка с диска, или все поют а капелла — общины должны поклоняться и прославлять Его точно так же — в Духе и истине — что является единственным видом поклонения, которого желает Бог (Ин 4: 23-24). Те, кто оставил свою церковь ради той, в которой есть профессиональное поклонение, часто виновны в грехе идолопоклонства, поскольку неспособны от сердца поклоняться Богу, если их не развлекают профессионалы.
3. Идол личного благополучия.
Есть верующие, чей основной мотив — использование веры для воздействия на Бога в личных целях. Хотя Бог и благоволит благословить всех Своих детей (3 Иоанна 2), Иисус сказал нам искать прежде Царства Божия и правды его, а материальное станет этому приложением (Мф. 6:33). Многие пытаются использовать доброжелательный характер Бога, чтобы жить «близорукой» жизнью, в которой христианство вращается вокруг вселенной собственного «Я». Бог дал нам силу приобретать богатство, чтобы мы могли распространять Его Завет по всей земле — а не для того, чтобы у нас была легкая и удобная жизнь. Я считаю, использование веры в первую очередь для того, чтобы удовлетворить собственные нужды - форма идолопоклонства.
4. Идол объективизации Бога.
Хотя этот пункт похож на предыдущий, я чувствую, что есть достаточно отличий для их разделения. На протяжении многих лет я видел многих, продвигающих в церковной проповеди культуру «Я, Мне, Моё». То есть, большая часть проповеди посвящена самореализации, совершенствованию и терапии, а не здравому, библейскому богословию, призывающему верующих жить жизнью служения.
Пасторы часто впадают в культурное идолопоклонство, чтобы привлекать людей в церковь — а это то, что неприятно в очах Бога (см Иез. 44:10, 12). Я заметил, что слишком мало несущих свой крест учеников, посещающих храмы, но много тех, кто использует Бога, когда в Нем есть нужда. Многие приходят в церковь, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, но они не стремятся познавать и любить «лицо» Божье.
Многие приходят в церковь лишь чтобы почувствовать себя хорошо, а не для того, чтобы быть готовыми на добрые дела (Еф. 2:10). Многие приходят, чтобы «получить Слово» вместо того, чтобы «дать Слово» назидания кому-то (Ис 50: 4.; Еф 4:29). Многие приходят послушать риторические речи, возбуждающие эмоции, без намерения повиноваться Слову.
Многие приходят кричать «аминь!», полагая в заблуждении, что, поскольку они покричали, они тем самым уже повиновались Богу. Следовательно, есть немало верующих, которые живут жизнью, не отличающейся от жизни своих неверующих соседей. Именно в этом причина того, что мегацеркви не всегда приводят к «мегакультурному» влиянию, и поэтому рост церкви не всегда приводит к личной и общественной трансформации. Хотя многие посещают церковь десятилетиями, они так и не созрели, и до сих пор пьют молоко, ни разу не питавшись твёрдой пищей Слова (1 Кор. 3:1-3).
5. Идол национальности.
Есть также достаточно верующих, которые позволили своей национальности и культуре превзойти Слово Божье. Иисус говорил, что в жизни некоторых людей культура даже сильнее, чем Слово Божье (Марка 7: 7-8). Следовательно, люди читают Писание через призму своих Европейских/ Западных, Африканских, Латинских или Азиатских корней.
Очень важно, ради принятия Слова Божьего для личного преображения, попробовать вывести себя из своего собственного контекста и читать Библию глазами её изначальных авторов — нечто, что может совершить только Святой Дух. Нет такого понятия, как Западно-Европейская «белая» Библия, или «Афро-ориентированная» Библия. Нам нужно прекратить читать и воспринимать Писание лишь через нашу этническую призму, поскольку правда в том, что Библия была написана авторами с еврейским мышлением, и наивно полагать, что мы можем полностью понять Слово, полагаясь на наш современный этнический менталитет.
Поэтому то верующие так часто действуют и реагируют на происходящее в современном обществе, что их в этом не отличишь от неверующих. Белые, черные и коричневые верующие, как правило, реагируют очень по-разному, когда дело доходит до интерпретации иммиграционной реформы, трагедии в Фергюсоне или смерти Эрика Гарнера. Действительно, я считаю Евангелие настолько мощным, что совершенно возможно для столь разных христиан собраться вместе в один голос и пророчески изъяснить, проговорить и принести решение в эти болезненные и спорные вопросы!
Подписывайтесь:
Бог не дальтоник, так как Он создал людей черными, коричневыми, желтыми, красными и белыми по образу Своему. Следовательно, Он осознанно создал нас такими, что имеют различия в культуре, касающиеся пищи, одежды, языка и других вещей, основанных на этнических нюансах. Тем не менее, эти различия находятся не в той плоскости, где верующие должны определять свою первичную идентичность или закреплять библейскую этику, поскольку во Христе нет ни мужского пола ни женского, нет ни черного, ни белого или коричневого, потому что мы все — одно во Христе (Гал. 3:28).
Когда наше этническое мышление превосходит наше библейское мышление — мы виновны, либо по незнанию, либо из-за этнического идолопоклонства. До тех пор, пока Тело Христа не преодолеет своё идолопоклонство по этническому признаку, мы никогда не станет поколением, которое сможет научать народы, как сказано в Евангелии от Матфея 28:19. Поскольку нет никакой «нейтральной полосы» — либо Церковь будет научать народы, либо народы будут учить Церковь!
Автор — Джозеф Маттера
/ josephmattera.org
Перевод — Владислав Лежайский
для