Юношеский период. Короткий вадим "основы семейной психопедагогики"
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я".
Образ "Я" (целостное представление о себе) или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды;
осознание своей активности, "Я" как активный субъект деятельности;
осознание себя "через другого";
социально-нравственная самооценка, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.
Самосознание предполагает отношение личности к себе с трех сторон: познавательной - знание себя, представление о своих качествах и свойствах, эмоциональной - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и поведенческой - практическое отношение к себе. Образ "Я" - это не просто осознание своих качеств, это прежде всего самоопределение личности: Кто я На что я способен Кем быть, каким быть Чтобы самоопределиться, выбрать главное направление своей жизни, старшеклассник должен, прежде всего, разобраться в самом себе. Поэтому не случайно юность называют возрастом "открытия своего внутреннего мира, открытия "Я". (И. С. Кон). Это период напряженной внутренней работы, переживаний, размышлений, уточнения самооценки. По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Юноша должен обобщить все, что знает о себе, создать целостное представление (так называемую "Я"-концепцию), связать его с прошлым и проецировать в будущее. Появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества. ("Я не такой как все, другие люди меня не понимают").
Самоопределение также связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то совсем маленьким, то, наоборот, старым и все испытавшим. Лишь постепенно усиливается связь между "мной как ребенком" и "тем взрослым, которым я стану", преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития. Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего-то, нереальности собственного "я", одиночества и непонятости. В связи с осознанием необратимости времени, юноша сталкивается с проблемой конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях. Вследствие этого центральной задачей периода взросления становится формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания (асоциальные и антисоциальные группы).
Канадский психолог Дж. Марша дополнил концепцию Э. Эриксона и выделил 4 этапа развития идентичности, которые измеряются степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодежи.
"Неопределенная, размытая идентичность" характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
"Досрочная, преждевременная идентификация" имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений следуя чужому примеру или авторитету.
Для этапа "моратория" характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития то единственный, который может считать своим.
Ра этапе достигнутой "зрелой идентичности" кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
В старшем школьном возрасте повышается адекватность самооценок, хотя процесс этот не однозначный, так как самооценка часто выполняет две различные функции: способствует успешному выполнению деятельности и выступает как средство психологической защиты (желание иметь положительный образ "Я" нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Эту психологическую особенность юношеского возраста очень важно учитывать в работе со спортсменами. У юных спортсменов чаще, чем у не занимающихся спортом, формируется неадекватно завышенная самооценка. Она связана с переоценкой своих возможностей в условиях быстрого роста результатов, рано пришедшего успеха. Как следствие развивается неоправданный оптимизм, эгоизм, самовлюбленность, высокомерие. Серьезное отношение к тренировкам может смениться в этом случае легкомыслием, что повлияет не только на успешность спортивной деятельности, но и на формирование личности в целом. В такой ситуации тренеру необходимо особенно требовательно относиться к спортсмену, тактично помогая ему сформировать правильное. Объективное представление о себе, о собственной личности.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение - это личное целостное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Оно подразумевает удовлетворенность собой, принятие себя, чувства собственного достоинства, положительное отношение к себе, согласованность реального и идеального "Я". Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения - это "личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательный установок по отношению к себе".
Высокое самоуважение не является синонимом высокомерия. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Люди с высоким самоуважением чаще становятся лидерами, они более самостоятельны. Низкое самоуважение предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание, на неудачи в работе или если обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Пониженное самоуважение свойственно людям с девиантным (отклоняющимся) поведением. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального "Я" - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного воспитания.
В сфере самосознания существуют половые различия. В 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, они более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам. Эти особенности подтверждаются сравнением дневников юношей и девушек. Содержание дневника у юношей более предметно, в нем шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более сдержанно. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне. Дневниковые записи имеют большое значение как средство решения проблем в период взросления, служат важной формой осознания себя.
Дневник в юношеские годы выполняет различные функции:
Фиксация воспоминаний . Стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазу его быстрых изменений.
Катарсис . После письменного изложения пережитого, проблем и чувств, у многих молодых людей наступает облегчение.
Замена партнера . Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.
Самопознание . Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, он вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно обращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.
Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные планы собственного поведения.
Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник - это возможность выразить свои творческие возможности.
Познать себя можно лишь в общении с окружающими, но разобраться в себе, осмыслив себя - в уединении. В ранней юности наличие потребности в уединении - норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. "Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть собеседником тот. Кто избегает самого себя". В уединении старшеклассник имеет возможность осознать разницу своих и других норм восприятия, оценок и поведения. Вследствие этого он может определить свою линию поведения, которая поможет ему лучше контактировать с окружающими. С другой стороны, юноша или девушка имеют возможность осознать те объективные и субъективные изменения, которые происходят в них, и выработать новое видение себя, новую самооценку.
Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх - грезах и мечтах.
Работа над собой тесно связана с развитием эмоционально-волевой сферы юношей и девушек. В юношеские годы эмоциональный мир личности значительно обогащается, главным образом в связи с бурным развитием высших чувств. Осознание своей взрослости и связанных с ней новых социальных ролей, гражданских прав и обязанностей стимулирует развитие нравственных чувств: чувства долга перед обществом и окружающими людьми, чувством ответственности за свои дела и поступки. Одно из центральных мест в эмоциональном мире юношей и девушек занимают чувства любви, дружбы. Юноши и девушки способны сопереживать, откликаться на чувства другого человека, осознавать тонкие нюансы собственных эмоциональных реакций и переживаний других людей. Вместе с тем, они лучше управляют своими эмоциями, настроениями, чем подростки, что в значительной степени обусловлено дальнейшим развитием воли. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением. В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются такие волевые качества, как настойчивость, упорство, инициативность, самостоятельность, самообладание, решительность. Особо следует отметить способность юношей и девушек ставить перед собой большие, определенные цели и стремиться к их достижению. Именно в целеустремленности наиболее ярко проявляются взаимосвязи изменений интеллекта и эмоционально-волевой сферы с главными новообразованиями в сфере личности старшеклассников: профессиональным и нравственным самоопределением; развитием сознания и формированием мировоззрения.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Собственное мировоззрение представляет собой целостную систему взглядов, знаний и убеждении своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и способность к абстрактно-теоретическому мышлению.
Ж. Пиаже, Н. С. Лейтес указывают на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных идей, на увлечение философскими настроениями. Для старшеклассников характерно стремление заново и практически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории-действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: "пренебрежительного отношения к советам старших, недоверие и критичность по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Юношеский эгоцентризм является также причиной того, что юноши невнимательны к родителям, поглощенные собой, они видят их только в каких-то определенных и не всегда привлекательных ролях. В то время как родители ждут от выросших детей тепла и понимания.
В такой ситуации юноша стремится опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности" влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).
Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Путь, по которому намерен следовать человек.
АРЖАКАЕВА Т.А., канд.психол.наук, доцент
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ по теме
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Обсуждаемые вопросы:
a. Общая характеристика юности как психологического возраста: хронологические границы, стадии, психологическое содержание кризиса юности, жизненные задачи развития (по Р.Хавигхерст/Р.Хейвигхерст). Юность как субкультура (контркультура). Юность: молодость зрелости или старость детства? «Порог» самостоятельной жизни, выбор профессии, определение своего места во взрослом мире как социальная ситуация развития в юности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте: взгляды Элюконина Д.Б., Фельдштейна Д.И., Пряжникова Н.С.
b. Профессиональное и личностное самоопределение как содержание периода юности. Стадии выбора профессии. Жизненный план. Основные варианты жизненного пути в юности: обучение в вузе, поиски работы, бегство от общества. Характеристика Кулагиной И.Ю., Колюцким В.Н. основных линий онтогенеза юноши, связанных с определенным типом направленности личности (гедонистической, эгоистической, духовно-нравственной, сущностной).
c. Формирование идентичности как одна из главных задач юности. Понимание самоопределения как процесса формирования идентичности (Э.Эриксон). Психологическая сущность нормативного кризиса идентичности. Понятие эго-идентичности у Э.Эриксона. Источники идентичности. Варианты ее формирования по Э.Эриксону-Дж.Марсиа/Д.Марше: предрешенность, диффузия идентичности, ролевой мораторий, достижение идентичности (по Крайг/Крэйг Г.).
d. Достижение автономии от родителей как одна из главных задач юности. Личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск “alter ego”, слияние своего “Я” с “Ты” в межличностном общении. Поступление на работу, уход из родительского дома и ранние браки как способы самоутверждения юношей и девушек во взрослой жизни. Служба в армии. Неформальные молодежные объединения
e. Развитие личности в юношеском возрасте: открытие Я(внутреннего мира) как переживания своей целостности и неповторимости, становление Я-концепции, выстраивание жизненной перспективы, выработка ценностных ориентаций, формирование мировоззрения, убеждений и идеалов, становление высших чувств и духовных запросов, возникновение стремления к самосовершенствованию. Юношеский максимализм. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Типы взросления в юношеском возрасте (по Кону И.С.).
f. Центральные новообразования в юношеском возрасте.
На протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.п.), предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения. Юношеский возраст выделился в самостоятельный исторически недавно - с конца XIX века в связи с индустриализацией и урбанизацией. Период юности - составная часть развернутого переходного этапа от подростничества к самостоятельной взрослой жизни. Тем не менее юность - относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственное содержание и ценность. В российской психологии юность рассматривается как психологический возраста перехода к самостоятельности, период профессионального и жизненного самоопределения, приобретения психологической, гражданской зрелости, формирования устойчивого мировоззрения, идеалов, ценностных ориентаций, нравственного сознания и самосознания. (см. Юность. // Психология: Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М., 1990. с. 473-474)
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского А.В. - М., 1973
Место юности в общем цикле психического развития (а именно - переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни: второй переход в развитии личности по мнению Толстых А.В.) определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, то есть с одной стороны он в определенной степени еще зависим от взрослых (находится на иждивении родителей, которые определяют во многом его жизнь), а с другой стороны - у него появляются взрослые социальные роли с вытекающей мерой самостоятельности и ответственности: получение паспорта в 14 лет, наступление активного избирательного права, уголовной ответственности и возможности вступления в брак в 18 лет, многие уже начинают трудовую деятельность и др.
Как можно по-другому назвать юность: старость детства или молодость зрелости? По мнению Кулагиной И.Ю, Колюцкого В.Н. (2001, 2008) юность все-таки молодость зрелости: если подросток тесно связан с уходящим детством, то юноша больше тяготеет к молодости и зрелости, т.е поздним возрастным этапам.
Подобная промежуточность, неоднозначность положения юношества в обществе и семье (в одних отношениях признают взрослым, а в других - нет ) и предъявляемых к нему со стороны взрослых и общества в целом требований и выдвигает в аффективный центр социальной ситуации развития процесс самоопределения : он включает в себя поиск своего места во взрослом мире (в более широкой социальной общности), выбор профессии и жизненного пути, начало самореализации.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции : если подросток, по словам Божович Л.И., смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Будущее становится главным психологическим измерением (расширение временного горизонта). Общество ставит перед молодым человеком задачу профессионального самоопределения: сначала в 9-м кл. и еще раз в 11-м кл. школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора - завершения или продолжения образования в той или иной форме, вступления в трудовую жизнь. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» взрослой жизни.
Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. (2001, 2008): социальная ситуация развития в юности - ситуация выбора жизненного пути.
Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к зрелости привело к тому, что современные исследователи все чаще используют понятие задачи развития возраста , решение которых определяется как появление способности субъекта решать те или иные проблемы.
Жизненные задачи развития по Р.Хавигхерст/Р.Хейвигхерст в юношеском возрасте (см. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994):
Принятие собственной внешности, осознание своей телесности и формирование умений эффективно ее использовать в труде, в спорте, в личной жизни;
Усвоение мужской или женской роли (половая идентичность, образ себя как женщины/мужчины и соответствующее поведение)
Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;
Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
Подготовка к профессиональной карьере (в школе, в колледже, техникуме, вузе или на рабочем месте);
Подготовка к браку и семейной жизни, приобретение социальной готовности принять ответственность, связанную с партнерством и семьей;
Формирование социально-ответственного поведения, гражданской активности;
Построение внутренней системы ценностей и этического сознания.
Хронологические границы юношества определяются по-разному.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
Нижняя граница - это рубеж между подростковым и юношеским возрастом - достаточно условна: в одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других - относят к юности. Так Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. (2001, 2008) границы юности определяют как 17 - 20/23 года. Даже некоторые авторы рассматривают ее (юность) вместе с подростковым возрастом (Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., 2003).
Верхняя граница юности еще более размыта, т.к. во-первых, исторически и социально обусловлена, а во-вторых, индивидуально изменчива. Почему же так трудно определить момент «пересечения» границы юности и молодости как ранней взрослости? Потому что само понятие «взрослости» многозначно:
Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению;
Социальная взрослость определяется экономической независимостью, принятием роли взрослого человека;
Психологическую взрослость связывают со зрелой личностной идентичностью (см. эго-идентичность по Э.Эриксону).
Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению профессиональной трудовой деятельности.
Трактовка юности как самостоятельного или несамостоятельного периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода (биогенетические теории, психоаналитические теории, социологические теории, психологические теории).
На рубеже ранней и поздней юности вступает в силу кризис юности , который Шаповаленко И.В. (2004) маркируется как «отрыв от родительских корней» и переход к самостоятельной жизни. Его психологическое содержание связано с окончанием школы, когда юноши и девушки делают второй шаг к отделению от семьи и вступлению во взрослую жизнь (первый - поступление в школу). Тогда перед ними открываются, как правило, 3 возможности: продолжить образовании, пойти работать или служба в армии (для юношей).
Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей - служба в армии. Другие варианты - уход в криминальный мир, иждивенчество (за счет родителей, мужа/жены) и «бегство от общества» (в наркотики, в религиозные секты, в погруженность в себя).
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М.: Высшая школа., 2000
Перед молодыми людьми при выходе в самостоятельную жизнь открывается необозримая перспектива как пространство приложения своих сил и возможностей - столько дорог (от этого захватывает дух! ) и одновременно это означает такую ответственность за выбор - а вдруг не ту выберу, а цена ошибки велика (от этого страх, тревога и неуверенность, что может привести к невротическим реакциям ).
Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Причем проявления кризиса юности очень сильно отличаются у тех, кто:
Ориентирован на продолжение образования и поступил в вуз: трудности адаптации первокурсников к вузу, разочарование в специальности, сомнения в правильности выбора вуза и т.п.;
Ориентирован на продолжение образования и не поступил в вуз: переживание крушения всех жизненных планов и недостижимости поставленных целей;
Выбрал для себя самостоятельную трудовую деятельность: трудности устройства на работу без образования, проблемы адаптации к трудовому коллективу и вхождения в трудовую деятельность.
Негативные последствия кризиса юности для становления личности: утрата налаженных форм жизни - взаимоотношений с другими, деятельности, привычных условий жизни.
Позитивные последствия кризиса юности: появление новых возможностей в становлении индивидуальности человека (наступление стадии индивидуализации по Слободчикову В.И.), сознательного самообразования и гражданской ответственности.
Кризис юности - это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Автором собственного образа жизни в полной мере субъект станет в молодости, а сейчас кризисность, противоречивость ситуации состоит в том, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека (при этом юноша всячески подчеркивает свою самостоятельность в принятии решения), но опыта «взрослой» жизни у него еще нет, его только предстоит приобрести (поэтому многие решения оказываются непродуманными, импульсивными).
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
В процессе кризиса 17 лет решается задача становления человека как субъекта собственного развития (см. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризизов. - М., 2001).
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
В возрастной периодизации Эльконина Д.Б. ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. По сравнению с учебной деятельностью младшего школьника она приобретает новую направленность (ориентация в будущее) и новое содержание (в случае продолжения образования в 10-11 кл. - избирательное отношение к учебным предметам, необходимым для поступления в вуз, обучение на подготовительных курсах, включение в реальную трудовую деятельность в пробных формах; в случае продолжения образования в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях - приближение обучения к производственной сфере; и др.).
По мнению Фельдштейна Д.И. (Психология взросления. - М., 1999), для юношеского возраста ведущей деятельностью является сочетание труда и учения. Другие авторы (Пряжников Н.С.) говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. По Пряжникову Н.С. (Профессиональное и личностное самоопределение.-М.-В., 1996) оно включает в себя:
Ценностно-нравственный аспект - осознание ценности труда
Потребность в профессиональной компетентности - стремление к знаниям, нужным в будущей профессии
Развитие самосознания - развитая рефлексия, самопознание, выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с др.важными жизненными целями (семейными, личностными и досуговыми).
Профессиональное самоопределение - многоступенчатый процесс выбора профессии, развернутый во времени. Он включает в себя ряд стадий:
Стадия фантастического выбора (до 11 лет) - первичный выбор производится в условиях приблизительного представления о профессиях при отсутствии выраженных интересов и склонностей, в размышлениях о будущем еще не связываются цели и средства;
Стадия пробного выбора (12-16/19 лет) - из множества вариантов на основе учета интересов/склонностей и реальных обстоятельств выделяются несколько реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать;
Стадия реалистического выбора (после 16/19 лет) - делается выбор в пользу одного/двух вариантов после всестороннего анализа и обсуждения с осведомленными лицами.
В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании (как процесса чередующихся выборов, каждый из которых определяет дальнейшие шаги в профессиональном становлении личности) профессиональное самоопределение продолжается и на следующих возрастных периодах - молодости, зрелости.
Одной из особенностей профессионального самоопределения современных юношей Пряжников Н.С. (Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников.// Журнал практического психолога. - 1996, № 4. - С.66-73) называет стремление к быстрой карьере, стремительному и блистательному успеху, богатству, ориентацию на самое лучшее - на престижное, на элитное, что навязано с помощью искусного манипулирования сознанием в средствах массовой информации.
Развитие личности в юношеском возрасте происходит под влиянием обращенности, ориентации в будущее: старшеклассник стремится строить жизненные планы, простраивать жизненную перспективу. Выготский Л.С. рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к взрослой действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию поведения принципиально нового типа.
Жизненный план - постепенно развертывающаяся последовательность поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем,
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
проект потребностного будущего, который охватывает всю сферу личностного самоопределения: род занятий, стиль жизни, предполагаемый уровень доходов, требования к будущему супругу, уровень притязаний и т.д. О жизненных планах в полном смысле этого слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения с учетом собственных объективных и субъективных ресурсов. Основой для планирования субъектом собственного будущего является закрепленная в культуре, в системе ценностей общества модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. В ее основу положен принцип своевременности : в какое время субъект должен уложиться, чтобы «социально» успеть, в нужное время сделать следующий шаг. Пример: до 20-21 года следует поступить в вуз, до 23-25 лет для девушек/ до 30 лет для юношей - вступить в брак и т.д.
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. - М.:Ось-89, 2003
Если у старшеклассников жизненные планы расплывчаты и не вычленяются из обтекаемой мечты (они просто создают себе картины будущего, не задумываясь о средствах его достижения, воображают себя в разнообразных ролях, примеривают их на себя, не принимая никаких решений или не делая ничего для достижения задуманного), то в поздней юности, когда насущнее становится проблема выбора, обдумываются конкретные способы достижения целей, заоблачные мечты «заземляются» в более-менее конкретных, реальных жизненных планах.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Ключевым это понятие стало концепции психосоциального развития личности Э.Эриксона. Эго-идентичность (Я-идентичность) понимается им как сознание тождественности субъекта самому себе, осмысления непрерывности собственной личности во времени. Подрастающий человек сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями и ему необходимо найти новые ответы на важные вопросы: Кто я? Куда Я иду? Кем Я хочу стать? За кого меня принимают другие? Задача его - собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он сын/внук или дочь/внучка? какой он студент/спортсмен? какой он половой партнер? какой он будущий юрист/врач/музыкант/архитектор и т.п.?) и создать целостный, непротиворечивый образ себя (эго-идентичность ), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Этот образ себя должен подтверждаться жизненным опытом.
Для пятой стадии психосоциального развития (на которую приходится подростковый и юношеский возраст: от 12/13 лет до 19/20 лет - для американского общества) по мнению Э.Эриксона характерным является нормативный кризис идентичности . Нормативный в том смысле, что обязательный для данного возраста и подразумевающий выбор между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному развитию, а другая - к негативному. Он включает в себя ряд противостояний:
Временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
Уверенность в себе или застенчивость;
Экспериментирование с разными ролями или фиксация на одной роли;
Ученичество или паралич трудовой деятельности;
Сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
Лидер/последователь или неопределенность авторитета;
Мировозренческая убежденность или спутанность системы ценностей.
Негативное разрешение этого кризиса приводит к ролевому смешению (диффузии идентичности) - неспособности завершить психосоциальное самоопределение в течение продолжительного времени, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. Ролевое смешение может сопровождаться диффузией времени (либо переживание жесточайшего цейтнота, либо ощущение пустоты времени, скуки, никчемности), застоем в работе (поглощенность бесполезным для дальнейшего развития занятиями, неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу), отрицательной идентичностью (отрицание всех предлагаемых обществом ролей и ценностей, ориентация на противоположное - нежелательный образец).
«Психосоциальный мораторий» по Э.Эриксону - определенный интервал времени между подростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Пример: системе высшего образования иногда приписывают роль отсрочки окончательного выбора взрослых ролей.
Крайг/Крэйг Г. Психология развития. СПб. - 2000
Источники идентичности: референтная группа и значимый Другой.
Многие свои представления о подходящих ролях и ценностях юноши получают от референтных групп. Они могут состоять как из хорошо знакомых лиц, или представлять собой более широкие социальные группы, чьи установки и идеалы юноши разделяют. Иногда юношу привлекают ценности одного человека, а не целой группы - он может быть близким другом, любимым учителем, старшим родственником, звездой кино или спорта, чье мнение очень ценно для молодого человека.
Джеймс Марсиа выделяет 4 основных варианта (или статуса) формирования идентичности с учетом двух факторов - прошел ли субъект через кризис идентичности (период принятия собственных решений) и связал ли себя твердыми обязательствами относительно сделанного им:выбора. По сути - это не только статусы идентичности, но и типы взросления.
1) предрешенность - субъект принял на себя обязательства, не проходя периода самостоятельных решения: этот выбор был предрешен заранее и определялся скорее их родителями или учителями, нежели самостоятельно. В этом случае переход к взрослости происходит гладко, без конфликтов. Могут быть свойственны нерешительность, низкое самоуважение, конформность.
2) диффузия идентичности - субъект не испытал кризиса идентичности и не сделал выбора ни убеждений, ни ценностей, ни профессиональной роли. Таким субъектам не хватает направления в жизни и мотивации, чтобы его отыскать - им подавай немедленное удовольствие. Отказ от ответственности, опасность уход в наркотики, криминальный мир.
3) ролевой мораторий/ проба ролей - субъект находится в самом центре продолжающегося кризиса идентичности как периода принятия решений относительно выбора профессии, ценностей, убеждений, занят «поисками себя». Доминирующая эмоция - тревога, амбивалентные отношения с родителями.
4) достижение идентичности/ зрелая идентичность - субъект прошел кризис и связал себя обязательствами вследствие сделанного им выбора, обрел чувство собственной идентичности, стремится жить, придерживаясь принятых решений. Этот статус читается наиболее желательным психологическим состоянием.
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. - М.:Ось-89, 2003
Кон И.С. выделяет принципиально иные типы взросления:
Протекает бурно и кризисно, с серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и самим собой;
Протекает плавно и спокойно - включение во взрослую жизнь происходит сравнительно легко, но до некоторого времени пассивно и приспособленчески, без самостоятельности;
Быстрые скачкообразные изменения контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов, но слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. - М.:Ось-89, 2003
В юности в связи с решением задачи профессионального самоопределения происходит дальнейшее развитие личности:
Открытие своего уникального и неповторимого Я: юноша осознает свою индивидуальность и целостность;
Достижение нового качества Я-концепции - на основе соизмерения Я-реального и Я-идеального с учетом присвоенных мнений о окружающих людей или опыта успеха/неуспеха у юноши формируется либо чувство самоуважения и самоценности, либо самоуверенность, либо пониженное самоуважение и самоценность;
Выстраивание жизненной перспективы связано с обращенностью в будущее, с переживанием непрерывности своего Я во времени и с восприятием преемственности прошлого, настоящего и будущего своего Я (непродуктивные варианты: «идеализация» прошлого, противопоставление неудачного прошлого и светлого будущего, изоляция всех трех временных измерений);
Выработка ценностных ориентаций - расширение системы ценностей;
Формирование мировоззрения, убеждений, идеалов;
Становление высших чувств (прекрасного, долга, совести, справедливости, морального негодования, сочувствия, влюбленности, любви, дружбы) и духовных запросов (поиски смысла жизни, предназначения и др.);
Возникновение стремления к самосовершенствованию на основе соизмерения своих стремлений и поступков с определенными принципами и требованиями.
Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология:
полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001, 2008
Окончательное самоопределение (начало реализации жизненных планов, проверка их жизнью, уточнение мировоззренческих установок) является центральным возрастным новообразованием юности.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. - М.:Ось-89, 2003
Об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще», называя универсальные черты: психологические особенности юношей и девушек зависят не столько от паспортного возраста, сколько от социально-профессионального положения.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004
В юношеском возрасте возможны самые разные индивидуальные варианты развития, связанные:
С неравномерностью развития на межиндивидуальном уровне (один юноша достиг уже половой зрелости, а другой по своим физиологическим характеристикам - еще находится на пороге отрочества);
С неравномерностью развития на внутрииндивидуальном уровне (время наступления биологической, интеллектуальной, эмоциональной, социальной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).
Очень важно, чтобы схемы общевозрастного развития не заслоняли собой конкретной человеческой индивидуальности и кажущаяся узнаваемость общевозрастных закономерностей не подменяла анализ подлинных трудностей индивидуального развития каждого юноши.
Наиболее изученной в возрастной психологии является ранняя юность - старший школьный возраст.
Юношеский максимализм. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. - САМОСТОЯТЕЛЬНО
Многие моральные дилеммы взрослых становятся доступными для понимания старшеклассника: личная выгода или общественное благо, поиски правды или терпение и доверие, любовь или самоутверждение, карьера или общение. Именно в этом возрасте происходит оформление особой «юношеской» системы ценностей. Юноша попеременно представляется окружающим то очень юным (наивным), то очень старым, все испытавшим (феномен панического чувства старости). Родители в изумлении разводят руками: «Ты рассуждаешь, как будто бы тебе на 40 лет больше». Вспомним лермонтовское: «Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет, тот верно не видал людей и свет». Действительно, когда кругом большие дяди все так красиво и надежно устраивают и тебе нет места на этом празднике жизни, то хочется плюнуть на все с высокой колокольни и воскликнуть по-шопенгауровски: «Абсолютного наслаждения достичь невозможно... Все наши блага ничтожны... Жить стоит только ради вечного, а не ради сиюминутного».
«Нам нужны такие люди, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести».
(В. И. Ленин)
Критическая переоценка жизненных ценностей, наиболее общим выражение которой является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-либо паузой (вакуумом) в деятельности . Индивидуальная нерешенность вопроса самоопределения в короткий период «состаривает» школьника. Сладостно-утешительные мысли «о бессмысленной суете» как бы дают индульгенцию юноше, снижают степень риска перед возможными жизненными трудностями. Те, которые выдерживают бремя самоопределения и потихоньку сами становятся «большими дядями», со временем забывают про былые мучения и с изумлением смотрят на новое поколение юношей (дружными рядами идущих за «Клинским»!).
Юношеские нормы психического здоровья по целому ряду показателей существенно отличаются от взрослых. Исследования посредством Миннесотского личностного опросника (MMPI) показывают, что вполне нормальные юноши имеют более высокие показатели по шкале «Шизофрения» (замкнутость, эмоциональная холодность, бесплодное мудрствование, необычность мыслей и поведения), по шкале «Гипомания» (чрезмерная активность, эмоциональная возбудимость, самоуверенность, речевая и двигательная расторможенность, «скачка идей») и по шкале «Психопатия» (пренебрежение к общественным нормам, неприятие авторитетов, вспышки аморального поведения) .
Юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Старшим кажется иррациональным многообразное (сложное) юношеское поведение. Взять, к примеру, юношеские увлечения. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность и порой сопровождающая увлечения изоляция. Как можно сходить с ума из-за каких-то там дисков, компьютеров, мотоциклов или просиживать сутки напролет с тетрадкой и книжкой? (Одной лишь конфликтной природой юношеской психики этого не объяснишь.) Многие родители не подозревают, что их ребенок вышел на следующий, качественно новый (исследовательский) уровень развития мышления — гипотетико-дедуктивный (общее тяготение к анализу и размышлениям).
Предыдущий период развития (12-15 лет) характеризовался тем, что у подростка созревала способность абстрагировать мыслительные операции от объектов. Согласно теории Пиаже, от 8 до 62% юношей, в зависимости от интеллектуальной привилегированности среды, способны рассматривать, т. е. формулировать и перебирать, альтернативные гипотезы («вываливаться из колеи») и делать предметом анализа собственную мысль.
Юноша может раскручивать проблему с космической скоростью на все 4 стороны. У него дух захватывает от собственных познавательных способностей, и, разумеется, ему трудно остановиться. Юноше очень хочется открыть универсальную схему или опробовать универсальный метод, потому что он вот-вот схватит суть, все окончательно систематизирует или поймет принцип действия! Так создаются собственные компьютерные программы, «конструкты» по психологии, философии, политике, формулы счастья и любви. (Один из моих товарищей в школе создал собственную типологию литературных афоризмов.) Как отмечал Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко. Ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные системы, юноша ведет себя так, словно мир должен подчиняться схемам, а не схемы — миру. Видимо, для того, чтобы ворваться в науку или утвердиться в профессии, человеку следует сохранять в себе эту юношескую одержимость (эту способность концентрироваться на предмете, игнорируя завтраки, обеды, ужины, сон, обязательную учебную программу и т. д. и т. п. — все, что так банально мешает «вырабатывать полную нагрузку»).
«Рэдрик все смотрел на него поверх стаканчика и думал, до чего же они не похожи друг на друга, отец и сын. Ничего общего между ними не было. Ни лица, ни голоса, ни души...»
(Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине)
Юношеская психическая культура (и культура вообще) не является чем-то постоянным, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от педагогической культуры взрослых и вторично по отношению к ней. Ее наиболее «опасные» возрастные симптомы, не укоренившись, лежат на поверхности, но надо быть достаточно внимательным, чтобы понять причины срывов, метаний, нестабильности собственного ребенка. Может быть, вы препятствуете его встрече с девушкой или «продавливаете очень принципиальное решение». Может быть, у него трудности самоопределения (переволновался, запаниковал и теперь срочно пытается заменить цель) или этические трудности (совершил оплошность, и близкие друзья дают ему отрицательное подкрепление). В юности все кажется очень серьезным!
«Мы должны им сочувствовать, должны стараться их понять. Мы должны помнить, что многое нужно забыть и многому научиться, когда впервые лицом к лицу сталкиваешься с жизнью. Не так это легко — отказаться от своих идеалов, и жестокие факты нашего бытия — горькие пилюли. Душевные конфликты юности бывают очень жестоки, и мы так мало можем сделать, чтобы как-то помочь».
(Сомерсет Моэм. Театр)
Юность, обретая потенциал личности, «немножко нервничает» (т. е. ее иногда захлестывают эмоции, и она совершает «немотивированные поступки»), что создает родным и близким массу морально-психологических проблем. Однако, эмоционально неуравновешенные юноши, с признаками возможной психопатологии, составляют статистическое меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20% от общего числа .
Новейшие исследования опровергают мнение о юности как о «невротическом» периоде развития человека. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Болезненные состояния личности, даже если они имеют место, в конечном счете развивают рефлексивную природу юноши, его эмоциональность (чувственность) и межличностную синзитивность, избирательность. Со временем у «тонких натур» сформируются свои механизмы психологической защиты, но это произойдет на более зрелых стадиях жизни.
Общение и обособление
«Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста».
(И.С. Кон. Открытие «Я»)
Переход возрастной границы юности еще не гарантирует появления рефлексии и духовности. (Мальчики в начале 10 класса все еще ведут себя, как подростки.) Размышления о себе и о своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. (Участвовал в зональных соревнованиях, проиграл первую схватку и «вылетел». Шесть лет занятий, а результаты невыразительные. Пришла мысль уйти из секции: «Видимо, не мое...». А что взамен?) Очень многие объективные обстоятельства — развитие физической силы и внешних контуров тела, половое созревание, половое внимание, рост уровня притязаний, обратная связь — будоражат у юноши интерес к своей персоне. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша открывает целый мир.
Открытие внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Обычный тинэйджер сравнительно мало сознает, что происходит в нем. Юноша испытывает моменты повышенного сознавания. В такие моменты он думает, действует, чувствует наиболее ясно и четко. Это значит, например, что юноша может решить для себя нравится ли ему эта книга (картина, музыка, фильм, учитель), независимо от коллективно конъюнктурного мнения других. «Самосознательный» юноша не позирует и не старается «хорошо выглядеть»: такой человек ищет ответы не во вне, а внутри себя. (Юность — наименее конформный из всех человеческих возрастов.) Иногда самоактуализирующийся юноша доводит свою независимость до степени, шокирующей окружающих: танцует, одевается, высказывается, пренебрегая групповой нормой. (Все ходят на учебу в кожаных куртках, а он заявился в рубашке и галстуке!) Желание отличаться от сверстников выражено у юноши так же сильно, как желание копировать друг друга у младших подростков. (Фраза «У нас в классе все это носят» произносится в юношеском возрасте с совершенно иным смыслом.)
Переживание своей непохожести (неповторимости, индивидуальности) выплескивается на страницы юношеского дневника. Дневники ведут больше половины опрошенных девушек и 12% мальчиков-старшеклассников .
Первый литературный опыт самоописания ребенок приобретает в подростковом возрасте. «Дневник друзей» — так называется школьная тетрадка, где каждый записывает свою любимую книгу, фильм, отечественного и зарубежного киноактера, компьютерную игру, женское-мужское имя и т. д. (В юношеском возрасте появится новый психологический план самоописания). Рефлексивная активность девочек проявляется значительно раньше (с 13 лет), это они ведут «Дневники друзей» и привлекают к участию мальчиков.
Девичьи дневники отличаются большей степенью интимности. Шарлота Бюлер, собрав свыше 100 таких дневников, обнаружила удивительную устойчивость их тематики. Это, как правило, анализ собственных чувств и мыслей (особенно любовных), интерес к собственной личности, чувство одиночества, проблема времени, поиск идеала — сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники менее субъективны и более предметны: в них отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов (склонность к отвлеченному абстрактному мышлению), а также описывается событийная сторона новых контактов. (Эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно.) Юноши начинают вести дневник от переполнения чувством собственной значительности. Большая часть «мальчиковых откровений» недолговечна и не особенно интимна. Одним дневник помогает преодолеть временные периоды одиночества, другим служит подспорьем в литературной деятельности. (У юношей-старшеклассников при работе над дневником проявляется стойкое стремление усовершенствовать свою речь. Они могут несколько раз переписывать одну и ту же страницу, пока не добьются наиболее «приглядной» формы изложения.)
Возрастные субкультуры обладают относительной замкнутостью и непрозрачностью друг для друга. Подросток мало догадывается о том, что его ожидает в юности. Вместе с дневником и осознанием уникальности юноша открывает состояние одиночества (преходящие «приступы» подавленного настроения). Чувство одиночества посещает всех без исключения юношей. Незаконченное суждение «Больше всего на свете я боюсь...» 35% одиннадцатиклассников дописывают глаголом «не поступить», а 85% десятиклассников — существительным «одиночество».
«Вешались картины, прикалывались к стенам рисунки, иногда вырезанные из журналов иллюстрации, которые часто менялись. Южный пейзаж, фотографии провинциального немецкого городка, видимо, родины Галлера, висели здесь вперемежку с яркими светящимися акварелями, о которых мы лишь впоследствии узнали, что они написаны им самим. Затем фотография красивой молодой женщины или девушки. Одно время на стене висел сиамский Будда, смененный сперва репродукцией «Ночи» Микеланджело, а потом портретом Махатмы Ганди. Книги заполняли не только большой книжный шкаф, но и лежали повсюду на столах, на красивом старом секретере, на диване, на стульях, на полу, книги с бумажными закладками, постоянно менявшимися...»
(Герман Гессе. Степной волк)
Одиночество переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. В большинстве своем, это нормальное психическое явление, следствие рождения внутренней жизни. В переходном возрасте постепенно меняется представление о содержании таких понятий, как «уединение» и «одиночество». В отличие от подростков юноши наполняют эти слова не только отрицательным, но и положительным смыслом и часто делают амбивалентные суждения . («Больше всего на свете я боюсь... одиночества», «Я очень часто хочу... остаться одна».) Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него выражена потребность побыть одному. Только в тишине своей собственной души человек осознает смысл личного бытия.
У юноши появляется много новых вопросов к себе, новых контекстов и углов зрения. Нет теперь желания постоянно быть во дворе (где всегда шум и гам), хочется уединиться и подумать о чем-нибудь, хочется побродить одному по городу (по тем местам, где когда-то жил), постоять у картины, послушать музыку. Усиливается потребность не только в социальной, но и в территориальной (пространственной) автономии — очень хочется свою комнату. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал о своей комнате» (Франсуа Мориак). «Как только у меня появилась своя комната, у меня появилась и внутренняя жизнь» (Анатоль Франс). Огромную часть времени юношеского одиночества составляют мечты (мечты о нежности, мечты о славе). В мечтах юноша предвосхищает и проигрывает бесчисленные варианты своего жизненного пути. Многими из них он никогда ни с кем не поделится. В юности человек стремится оградить свой уникальный мир от вторжения посторонних людей. Обособление в подростковом возрасте действует по отношению к старшим. В юношеском возрасте оно действует и по отношению к сверстникам. В юности человек обособляется от других в процессе более детальной идентификации (обособление как средство сохранить себя, как боязнь растерять себя, только что оформившегося).
Разумеется, помимо спокойного, умиротворенного уединения существует еще мучительное и напряженное одиночество, это внезапное чувство глухой тоски или острое состояние полной безысходности. (Мания разрушения по отношению к себе была во все времена характерна для молодежи .) Это очень сильное, но не очень продолжительное состояние (в юношеском возрасте), для преодоления которого иногда достаточно хорошенько выспаться. Юноши и девушки значительно чаще людей старшего поколения чувствуют себя брошенными, потерянными, ненужными. Просто у них еще все в первый раз и нет той твердолобости и твердокожести, которые отличают взрослых. (Повторяющийся сигнал в мозг не поступает!). Отсутствие опыта подобных переживаний (любовных или моральных) делает юношество крайне уязвимым. Ситуация усугубляется тем, что именно в этом возрасте происходит окончательное примирение человека с неотвратимостью своей смерти.
Тема смерти так же неустранима из индивидуального сознания юноши, как и из истории человеческой культуры. Ребенок начинает интересоваться природой смерти достаточно рано, но длительное время смерть ему кажется вполне обратимой (по принципу «можно умереть, а потом снова ожить»). Первоначально интерес к смерти носит преимущественно познавательный характер: «Откуда она берется?». В младшем подростковом возрасте смерть воспринимается уже как неустранимое явление. Однако, большинство детей (младшего подросткового возраста) долгое время не распространяет это новое знание на самих себя («Все умрут, а я останусь»). В старшем подростковом возрасте тема смерти звучит достаточно сильно, но подросток все еще боится смерти и гонит от себя мысли о ней. Подросток старается либо не думать, либо, наоборот, играет со смертью на стройках, на мотоциклах, будучи абсолютно уверенным, что все обойдется или сойдет с рук (проверка судьбы — испытание смертности). Расставание с идеей личного бессмертия приходится на юношеский возраст. Это достаточно скрытный и стремительный процесс. Для того, чтобы смириться со своей смертностью, надо «полюбить смерть», надо найти красивые и привлекательные стороны смерти. Привлекательной стороной смерти могла бы быть гибель в зените славы, когда все кругом рыдают и сокрушаются потерей. Находясь в состоянии космического одиночества, юноша ясно представляет (живописует) себе эти картины буквально со слезами на глазах, хотя уголком сознания понимает, что ему не удастся воспользоваться этой славой, что он ее просто не увидит. Это очень распространенная юношеская фантазия, которая сопровождается принятием принципиальных решений, например, решением, участвовать в боевых действиях или выбором орудия самоубийства (тяга к смерти). Юноша чувствует свою власть над жизнью и буквально «прогуливается» по краю смерти. Держать себя на грани жизни ему помогает одно обстоятельство — странный вопрос: «А почему все те, кто так воспевает смерть, кто подталкивает меня к решению о смерти, все эти поэты, писатели, философы, кинорежиссеры и рок-музыканты, с упоением рассказывающие о пустоте жизни, сами не сводят счеты с жизнью? Почему огромные массы людей живут и радуются и только мое положение так глупо?».
Оборотная сторона обособления и одиночества — острая юношеская тяга к дружбе.
«Юноша не выбирает дружбу, его буквально втягивает в нее».
(Элизабетт Дауван)
Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у юношей неутолимую жажду общения (но не просто общения, а «настоящего общения»). Ряд исследователей считает интимно-личностное общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Потребность во втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. Желание иметь верных друзей опережает (в старших классах) среди прочих жизненных ценностей даже любовь . «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба», — записал в 1762 году Жан-Жак Руссо. Именно дефицит общения с другом стимулирует рождение юношеских дневников. Как точно выразил 15-летний Николай Добролюбов: «Поговорить... хотя (бы — В. К.) с самим собою за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания».
Чем многообразнее человек, тем труднее ему найти другого, созвучного с ним во всех отношениях. Жалобы на отсутствие настоящего друга раздавались во все времена: и в античности, и в средние века, и в эпоху романтизма. В наше время на каждой второй профконсультации на вопрос психолога «Что думают друзья о вашем выборе профессии?» юноши и девушки-старшеклассники отвечают встречным вопросом: «А кого вы называете друзьями?» (По этому вопросу, собственно говоря, можно безошибочно определить, с кем имеешь дело: со старшим подростком или с юношей.)
Подростковая дружба привязана к полу, возрасту и увлечениям (еще к месту жительства). Дружеское общение в юношеском возрасте возникает на основе общности духовных интересов и взаимного доверия; пол, возраст, место жительства, совместная учеба или деятельность не играют здесь существенного значения. Нередко вчерашние друзья-подростки, став юношами, не хотят иметь друг с другом ничего общего. (Учителя старших классов расскажут вам много душещипательных историй про то, как «две подруги не разлей вода» вдруг рассаживались по разным углам класса и больше никогда не интересовались друг другом.) Психологи нашли достаточно объяснений этому психологическому феномену. Первое объяснение: «Юношеский возраст — это период активного поиска друга» (которому можно все доверить и который будет тебя хвалить).
Юношеская дружба фактически граничит с влюбленностью. (А от любви до ненависти один шаг!) Остро нуждаясь в эмоциональной привязанности, юноша первоначально не замечает реальных свойств «партнера» по общению, поэтому исключительные дружеские отношения могут быть очень стремительны и недолговечны, до первого столкновения (в качестве пробы). Они (отношения) разрушаются сразу, как только переваливают за уровень самораскрытия. («Я без ума от тебя, пока я для тебя самораскрываюсь».) «Счастье — это когда тебя понимают», — известная формула юношеской дружбы. Юношеская дружба — это, в известной степени, интенсивная форма психотерапии. Нередко в качестве друга выбирается не носитель уникальных личностных свойств, а просто объект для самораскрытия. Объект выбирается, а затем бросается (юношеский эгоцентризм): он был предельно необходим для доказательства наших способностей. (Мы сумели кого-то заинтересовать собой.) Другой излечивает нашу воспаленную идентичность своей положительной обратной связью. Юноши-старшеклассники могут оставлять друзей, мало заботясь об их чувствах. (Почему все они так любят читать друг другу сказку Антуана Экзюпери «Маленький принц» с его внушениями: «Мы в ответственности за тех, кого приручаем!». Все, что мы рассказываем друг другу, так или иначе является нашей собственной проблемой.) Оставленные объекты быстро и полностью забываются, но манера отношения к ним (вплоть до мельчайших деталей) сохраняется и переносится на другой объект. Таким образом, неустойчивые дружеские отношения на первом этапе становления идентичности (в 15-17 лет) помогают юноше «сбрасывать» (нейтрализовать) переполняющие его чувства, находить подтверждение тому, что кто-то разделяет его сомнения, надежды, тревоги, и вновь возвращаться к себе для дальнейшего самостроительства.
Настоящая дружба редко возникает сразу. Часто ей предшествует некоторый опыт кратковременных отношений. Так оттачивается идеал друга. Конкретным воплощением разовых юношеских сверхконтактов является хождение друг к другу в гости . Юноши любят ходить друг к другу в гости. («Гости» выполняют особую психологическую миссию, это следующий после самораскрытия этап сближения между людьми.) Гость — это претендент на близость, на возможность присутствовать в личном психологическом пространстве другого человека со всеми его домашними причудами, «мелочами быта», ближайшими родственниками, своеобразием их отношений и т. п. Гость-друг не сковывает проявления нашей спонтанности. Гость-гость (т. е. человек, который все-таки не станет нашим другом) своим присутствием вынуждает хозяина (хозяев) вести себя не вполне естественно. Многократное приглашение человека в гости (с маленьким интервалом времени) — это уже рождение настоящей дружбы. (Друга, вообще, не зазывают в гости, с ним просто обговаривают время встречи.) С другом можно не бояться «ударить в грязь лицом». Именно по этой легкости отношений в домашней обстановке, когда никто ничего не скрывает и никто ни к чему не готовится, юноша узнает своего друга. С друзьями сохраняется вся полнота собственной жизни. Друг дает необходимую психологическую поддержку для дальнейшей интеграции нового «Я». Случайный друг («только гость») быстро становится нежеланным, так как мешает этой интеграции (для интеграции с ним юноша должен расстаться с некоторыми частями своего «Я»). Случайный друг (ненастоящий друг, гость) забирает энергию у хозяина дома, так как заставляет его сознательно выстраивать отношения. Достаточно несколько домашних посещений, чтобы точно определить — «друг» или «гость»; и с этого момента либо свернуть общение, либо раскрыть объятия другому.
В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку складывается она, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный соперник дружбы в этом возрастном периоде — это сам юноша, точнее его углубленная саморефлексия и юношеский эгоцентризм.
Юношу привлекают взрослые, имеющие собственные принципы, делающие автономные суждения и кое-что добившиеся в жизни. Такие зрелые люди, восхищаясь личными качествами юношей и делая нелицеприятные высказывания в адрес их актуального состояния, получают полную власть над ними. Юношу тянет к тому, кто особенно не церемонится в общении, но видит потенциал, верит в успех и подсказывает направление развития.
Сколько вы получаете?
Пятнадцать фунтов в неделю.
Неправда. Вы получаете двенадцать, и это куда больше того, что вы сейчас стоите. Вам еще всему надо учиться. Ваши жесты банальны. Вы даже не догадываетесь, что каждый жест должен что-то означать. Вы не умеете заставить публику смотреть на вас до того, как вы заговорите. Вы слишком грубо накладываете грим. С таким лицом, как у вас, чем меньше грима, тем лучше... В вас есть огромное обаяние, но, судя по всему, вы еще не имеете ни малейшего представления, как им пользоваться... Вы хотите стать звездой?
(Сомерсет Моэм. Театр)
Юноши и девушки с большой охотой тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Потребность в эмоциональном контакте со старшим нередко принимает форму страстного увлечения. Юноша, например, способен сильно привязаться к учителю. Некоторые учащиеся приписывают любимому учителю почти такой же и даже значительно более высокий уровень понимания, чем отцу или матери . Но таких привязанностей не бывает много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь со взрослым по разным причинам не может сложиться. Иногда приходится довольствоваться эпизодическими контактами с очень славными и очень сильными людьми, которые быстро мистифицируются и становятся живым воплощением идеала. Для настоящей дружбы не имеет значения частота и продолжительность контактов. Важна и единственно существенна содержательная сторона коротких встреч. (Фактически, среди юношеских друзей преобладают сверстники, либо ребята старше или младше на 1-2 года.)
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в доподростковом детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Однако, корректные и успешные родители остаются для юноши важным эталоном поведения. Больше всего старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. (По данным Института психологии АПН, потребность в неформальном доверительном общении с родителями в юношеском возрасте удовлетворяется меньше, чем наполовину.) При всей своей потребности в самостоятельности юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи близких. Особенно привлекательной для юношества является оптимистическая жизненная концепция родителей, т. е. положительное восприятие своей профессии (родителями), своего жизненного пути и целостное отношение к миру.
Можно бесконечно увещевать родителей о понимании взрослых детей, но дружбы от этого не становится больше. Сущность дружеского общения, в терминах Эрика Берна (автор трансактного анализа), состоит в том, что у друзей нет активного эго-состояния «Я-родитель». Друг — это не наставник и не учитель (хотя официально он может быть учителем), и уж тем более не судья. У него отсутствует попытка изменить другого. Друг избегает оценивающих высказываний («Во что это ты сегодня вырядилась?») и высказываний-обобщений («Ты опять пошел без головного убора?»). Друг не может себе позволить общаться с тобой в авторитарной форме и всегда принимает тебя таким, каков ты есть. Друг примет и простит все. Друг — это равный тебе, и ему доступно эго-состояние «Я-ребенок» .
Влияние родителей и сверстников в юношеском возрасте не всегда противоположно (Папа всю жизнь был врачом, а друг приехал из областного центра и рассказал, как весело живется студентам мединститута). Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей (при ориентации на сверстников) наблюдается в сфере досуга, развлечений и свободного общения. Исследования старшеклассников показывают, что подавляющее большинство их (93-99%) предпочитают проводить досуг вне школы и вне дома .
Дружба со взрослыми и дружба со сверстниками удовлетворяет разные психологические потребности. Со сверстниками юноши и девушки больше говорят о самих себе. «Несмотря на всю дружбу мою к Дмитрию... мне не хотелось более ничего знать о его чувствах, а непременно хотелось сообщить про свою любовь к Сонечке» (Л. Н. Толстой. Юность). Друг-сверстник — это единственный человек, от которого юноша или девушка ожидает более высоких оценок, нежели их собственная самооценка. (Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.) С другом-взрослым навряд ли получится обсуждать самые интимные темы (случаи больших разочарований, особенности отношений с противоположным полом), да еще в исповедально-попустительском режиме. Такое возможно разве что на консультации у психолога. К доверительному общению со взрослыми старшеклассники прибегают, в основном, в карьерно-проблемных ситуациях, когда затрудняются принять решение, связанное с планами на будущее. С отцом юноша уточняет планы на будущее, намечает способы достижения поставленных целей, анализирует трудности текущей учебы. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, несколько шире; он включает, помимо профориентации, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Личные ценностные ориентации и ценностные ориентации родителей (соотношение материального и духовного) обговариваются с «посторонним» взрослым (другом-взрослым). Таким образом, выбор старшего друга, во всех вариантах, не только строится на принципе тождества, но и выражает юношескую потребность в примере, опеке и руководстве.
Мальчики-старшеклассники за пределами школы достаточно много общаются группами — однополыми компаниями. (В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин .) Школьники любят ходить командой на дискотеку и «тусоваться» вечером у родного подъезда. Юношеские-мальчишеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном нерегламентированном общении. (Надо же где-то, в конце концов, подвигать руками-ногами и ощутить чувство локтя.) Групповые контакты стимулируют соревновательность, лидерство, борьбу за положение и авторитет. Но так как юношеская компания формируется преимущественно на основе совместных развлечений, человеческие контакты в ней все-таки остаются поверхностными. Как ни важны в 15-17 лет товарищеские отношения и чувство принадлежности к группе, юноша ищет глубокого общения. Ради полноценного глубокого общения юноша готов бросить вызов привычному окружению и переступить через то «стадное чувство», которое так сильно характеризовало его в предыдущем (подростковом) периоде. В подростковом возрасте индивидуальность утверждалась через единообразие, в юношеском возрасте из единообразия проявляется индивидуальность! Чувство принадлежности к группе однополых сверстников, разумеется, поддерживает юношу, но ради предельно настоящего общения он может пренебречь и полом, и возрастом.
«Дружба с девчонкой», дружба юноши и девушки (выбор разнополого друга) требует особого разговора.
«К моей дочери приходит мальчик, они запираются у нее в комнате, и что мне делать?»
(Из письма в районную газету «Знамя труда»)
Дружеское общение юношей и девушек в старших классах вызывает смущение взрослых: «Не рановато ли? Кабы чего не вышло?». Нередко родители стараются упредить или ограничить такое общение («Мама выбрала место для купания подальше от деревенских парней»). Однако, в норме, влечение полов нельзя подавить! Стремление к общению с представителями противоположного пола развивается раньше, чем стремление к половому контакту. Лишь по мере накопления сексуального опыта (специфического сексуального опыта) стремление к половому контакту может стать доминирующим мотивом межполового общения. Для юноши-старшеклассника главным кандидатом в друзья остается сверстник своего пола, и лишь 14% мальчиков (учащихся 10-11 классов) выбирают в качестве идеального друга девушку . Дружба это или любовь? После всего того, что мы знаем о юношеской дружбе, вопрос, явно, неуместный. (Там однополые сверстники друг на друга «неровно дышат».) Смешанная, разнополая дружба, конечно, отличается от обычной и часто является завуалированной формой впервые зарождающейся любви. Только любовь эта все-таки находится на границе любви и дружбы. «Первая юношеская любовь» (или разнополая дружба) так же, как и «настоящая дружба», в первую очередь помогает решать проблемы становления идентичности. Ей сложно развиться в более серьезное чувство; скорее всего, она внезапно прекратится, как любая другая раннеюношеская дружба (Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема и удовлетворить ее крайне трудно). Многие юноши и девушки даже себе не успевают открыться. А запираются они в комнате вдвоем, потому что неотъемлемой частью подлинной интимности (коммуникативной интимности) является дистанцированность от посторонних и защита собственных границ .
Юношеский возраст – это значимый и важный период в жизни каждого человека. Он является достаточно обширным временным отрезком и охватывает период от 14-15 до 21-23 лет. Период юношества находится между подростковым возрастом (предшествующий) и молодостью (последующий возрастной период).
Условно принято делить период юношества на старший школьный (ранний юношеский возраст – от14-15 до 17-18 лет) и собственно юность (17-18 до 21-23 лет).
Возраст 14-15 до 17-18 лет биологически является периодом завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него поступертатными, то есть достигшими биологической зрелости.
В период юношества вновь происходит усиление деятельности коры головного мозга, в то время как в подростковом возрасте была усилена подкорковая деятельность. Деятельность старшего школьника осознанна и программируема, преобладают произвольные действия.
Ведущей д-тью раннего юношеского периода становится учебно-профессиональная деятельность, в которой учение становится главной целью в усвоении основ наук, особенно тех, которые связаны с профессиональным самоопределением. Поэтому социальной ситуацией развития становится ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор предстоящей профессии. Что вызывает у старшего школьника избирательность в отношении к предметам. Учебная деятельность в старшем школьном возрасте начинает восприниматься как подготовка к будущей профессии. По сравнению с подростками у них меняется отношение к отметкам, исчезает пренебрежительное отношение к ним. Петровский считает, что именно в этом возрасте появляется осознанное отношение к учению. Главное достижение возраста – умение самостоятельно учиться. Это вызывает у старшего школьника избирательное отношение к изучаемым предметам и учителям.
Познавательная деятельность старшего школьника, тесно связанная со всеми психическими процессами, основательно перестраивается, так как учащийся готовится не только к получению профессионального образования, но и овладевает навыками самообразования.
Старший школьник активно учится планировать свою д-ть, рационально распределяь время для осуществления этих задач. Он сознательно руководит своим вниманием. (появление послепроизвольного внимания). Объем, распределённость, переключаемость внимания - как у ВЗРОСЛОГО.
Старший школьникактивно и осознанно пользуется рациональными приемами запоминания.
Мышление становится не только словестно - логическим, но ТЕОРЕТИЧЕСКИМ.Основным ср-вом – является развернутая ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ. В юношеском возрасте не только накапливается система знаний, но складываетсяся ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ умственной д-ти.
Общее эмоциональное состояние более ровное по сравнению с подростковым возрастом , хотя большинству юношей присущ юношеский максимализм (внутренние противоречия, желание противопоставить себя окружению, неприемлемость чего-либо), поведение более сдержанное и аргументированное. Особое место занимает – неосознанная готовность к чувству влюбленности и первая любовь (идеализация, стремление к духолвной общности, нежности и поклонению). Потребность в однополой дружбе (верности, преданности, искренности, доверию и самовыражению в своей среде). Желание подчеркнуть свое отличие от взрослых.
Старший школьный возраст – период интенсивного формирования напраленности личности, мировоззрения, убеждений, идеалов, социальных потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, профессиональных интересов.
Центральное новообразование – личностное и профессиональное самоопределение. Происходит формирование его внутренней позиции; к концу периода – адекватная самооценка Устойчивость концентрации «Я», открытие своего внутреннего мира что знаменуется переходом к собственно юношескому возрасту.
Собственно юношеский возр аст – начало взрослой жизни – период взросления.
В биологическом развитии данный возр аст характеризуется полной сформированностью всего организма и систем, а также головного мозга. Развитие коры за счет связей между клетками мозга, особенно связей второй сигнальной системы – возраст сензитивен для развития интеллектуальных (логических) функций.
Наиболее яркой особенностью юношеского возраста является гибкость НС, восприимчивость ко всему новому (легко может осваивать все новшества).
Т.к. актуальным для данного возраста является появление первой влюбленности => возникает повышенный интерес и чувствительность к своему внешнему виду.
Юность – период профессионального и социального самоопределения, индивидуализации субъекта собственной жизни. Ведущей сферой д-ти становится специальное – профессиональное обучение в ВУЗе; трудовая д-ть.
Термин «индивидуализация» юности был введён В.И.Слободчиковым и Е.И.Исаевым, они считают что центральной проблемой этого возрастного периода «является нахождение индивидульного, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени. С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей как действительно своих спосоьбностей»
После окончания школы жизнь молодых людей резко меняется. Им предстоит:
1. Определиться в реальной социальной действительности;
2. Сделать правильный выбор профессии
3. Адаптироваться в новых условиях взрослой жизни.
На переходе к юношескому возрасту возникает КРИЗИС 17 ЛЕТ, что связано с преобретением статуса взрослогл человека, но и массой негативных переживаний.
Д.Б.Эльконин считал. Что кризис 17 лет, связан с повышенной тревожностью, страхами и стрессами, даже в сравнении с подростковыми кризисами, является самым тяжелым.
Одной из ведущих особенностей собственно юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение. «Самоопределение» - это активное определение позиции относительно общественно вырабатанной системы ценностец и выявление на этой основе смысла собственной жизни».
Что касается самоопределения личности, то оно рассматривается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» Особыми формами самоопределения личности являются самоопределение личности в группе и профессиональной самоопределение».
Кулагин и Колюцкий выделяют следующие типы направленности личности:
1. Гедонистический (наслаждение) путь – не предполагает профессионального и личностного самоопределения.
2. Эгоистический (себялюбивый) – есть система ценностей, но профессиональное и личностное самоопределение подвержены влиянию внешних условиий (денежная сторона, престиж профессии)
3. Сущностный, духовно – нравственный: поиск призвания, выбор профессии, отвечающий склонностям.
Э.Эриксон в своей теории развития личности выделяет полярные качества формирующиеся при благоприятных и неблагоприятных условиях. Объединяя в один возрастной период отрочество и юность 12-20 лет, областью социальных отношений в которых являются группы сверстников, при благоприятных условиях возникает идентичность (цельность) личности, что в последствии приводит к формированию таких качеств как самоопределение, преданность и верность. В противном случае возникает непризнание себя как личности.
Фрейд выделял генитальную стадию (12-18 лет развития в данном возрастном периоде). стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне: появляется интерес к др. сексуальному объекту партнеру противоположного пола. В норме на данном этапе происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи; освобождение от авторитета родителей, привязанности к ним. Генитальный х-р, по мнению Фрейда, это идеальный тип личности, уровень зрелой личности. Необходимое качество генитальнго х-ра – способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтых переживаний.
Ж.Пиаже в своей переодизации детского развития выделял стадию формальных операций (с 12 лет до конца жизни), когда развивается гибкость мышления, оперирование абстрактными понятиями, умение находить решение различных задач, оценивая каждый вариант.