Налог на добавленную стоимость при оказании медицинских услуг. НДС на медицинские товары и услуги: определение ставки Облагаются ли налогом медицинские услуги
Организация оказывает медицинские услуги населению - прием анализов, определения генетической склонности к заболеваниям,услуги физиотерапии,дыхательной гимнастики. Особенности налогообложения данного вида деятельности.
Вопрос: Если компания оказывает медицинские услуги физическим лицам в области сдачи анализов,определения генетической склонности к заболеваниям,услуги физиотерапии,дыхательной гимнастики. Попадают ли эти услуги под освобождения от НДС и прибыли.Можем ли мы использовать льготу, при применении общей системы налогообложения.
Ответ: Деятельность с кодом 93.04 «Физкультурно-оздоровительная деятельность» - в новом ОКВЭД.2 соответствует код 96.06, который входит в группировку «Прочие персональные услуги».
Коду 92.62 «Прочая деятельность в области спорта» соответствует код 93.19 в группировке «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений».
Коды 51.45, 51.46, 51.47 и 51.7 относятся к оптовой торговле и в новом ОКВЭД.2 входят в группировку 46 «Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».
Код 52.27 - это розничная торговля, в новом ОКВЭД.2 входит в группу 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».
Услуги в области медицины включены в группировку 86 «Деятельность в области здравоохранения».
Налоговым кодексом предусмотрены следующие льготы в области медицины, физкультуры и спорта:
1) пп.2 п.2 ст. 149 НК РФ - медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Есть 2 основных документа, определяющих, что такое медицинские услуги:
- Постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")».
Так, во втором постановлении приведены следующие виды деятельности, относящиеся к медицинским услугам: генетика, лабораторная генетика, клиническая лабораторная диагностика, лабораторная диагностика, физиотерапия, лечебная физкультура и спортивная медицина, лечебная физкультура.
П. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что освобождение от НДС происходит только в случае наличия лицензии, если таковая требуется по законодательству. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 предусматривает лицензирование тех видов деятельности, которые перечислены в приложении к данному постановлению. Таким образом, указанные Вами виды деятельности освобождаются от НДС на основании пп.2 п.2 ст. 149 НК РФ при наличии у Вас соответствующей лицензии.
Обоснование
нужно ли платить НДС при реализации стоматологических услуг
2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132
Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
Заголовок в редакции, введенной в действие с 20 сентября 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2002 года № 675 , - см. предыдущую редакцию .
1. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
2. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
3. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы.
4. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.
5. Услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
3. Письмо Минфина России от 22.10.2015 № 03-07-14/60747
[Об освобождении от налога на добавленную стоимость платных медицинских услуг по диагностике инфекционных заболеваний, оказываемых населению]
Вопрос
Центры (ФБУЗ), являющиеся медицинскими организациями по утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н номенклатуре, оказывают платные услуги по диагностике - проводят лабораторные исследования биологического материала человека по выявлению инфекционных заболеваний бруцеллез, гепатит, энцефалит, гельминтоз и пр.
В соответствии с не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 Перечня медицинских услуг, освобождаемых от налогообложения, указаны услуги по диагностике, непосредственно оказываемые населению в рамках доврачебной медицинской помощи .
Пунктом 5 данного Перечня также к медицинским услугам отнесены услуги населению по санитарному просвещению.
В соответствии с п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку подпунктом 2 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрено, какие именно услуги в целях главы 24 о налоге на добавленную стоимость относятся к медицинским, и они конкретизированы постановлением Правительства Российской Федерации, из перечня таких услуг следует, что освобождению от налога подлежат услуги из отрасли санитарного законодательства, и напротив, не все медицинские услуги, перечисленные в нормативных актах, регулирующих медицинскую деятельность, подлежат освобождению от налога.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг "ОК 004-93", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, услуги по диагностике к санитарно-эпидемиологическим не отнесены.
При том, что услуги по санитарному просвещению входят в состав медицинских услуг в целях освобождения от налога, относятся ли в этих целях к медицинским услуги населению по диагностике, если они оказаны центром гигиены и эпидемиологии, тогда как в пп.2 п.2 ст.149 НК РФ указано, что санитарно-эпидемиологические услуги (не финансируемые из бюджета) составляют исключение из услуг, освобождаемых от налога?
По общим правилам согласно п.1 ст.168 НК РФ при реализации услуг дополнительно к цене оказывающее услуги лицо обязано предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога.
Неясность в применении перечня медицинских услуг, освобождаемых от налога, позволяет формировать для населения разные цены на одни и те же услуги по диагностике заболеваний бруцеллез, гепатит, энцефалит, гельминтоз в организациях Роспотребнадзора, считая такие услуги санитарно-эпидемиологическими, - с налогом на добавленную стоимость, и в лечебно-профилактических медицинских организациях, где такие услуги считаются медицинскими, - без налога.
Представляется, что целью законодательного освобождения от налога услуг по диагностике является обеспечение их доступности с учетом социальной значимости, независимо от медицинской организации, оказывающей такие услуги.
Прошу дать разъяснения по освобождению от налога услуг по диагностике, оказываемых центрами гигиены и эпидемиологии с учетом изложенных выше вопросов.
В связи с письмом, по вопросу об освобождении от налога на добавленную стоимость платных медицинских услуг по диагностике инфекционных заболеваний, оказываемых населению, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года № 132 утвержден (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрены, в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи.
Согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях , утвержденных приказом Минздрава России от 11 марта 2013 года № 121н , при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях предусмотрено оказание услуг по лабораторной диагностике и функциональной диагностике.
Таким образом, медицинские услуги по диагностике инфекционных заболеваний, оказываемые медицинской организацией, предусмотренные в вышеназванном приказе Минздрава России, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании нормы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса , при наличии соответствующей лицензии.
Одновременно сообщаем, что на основании статьи 1 Федерального закона от 13 марта 1999* года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к санитарно-эпидемиологическим (санитарно-противоэпидемиологическим) услугам (мероприятиям) отнесены организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные или иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке в случае их финансирования за счет средств, не являющихся бюджетными.
Директор Департамента
И.В.Трунин
4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291
О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")
Приложение. Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность 5
Работы (услуги) по:
авиационной и космической медицине
акушерскому делу
акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)
акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)
аллергологии и иммунологии
анестезиологии и реаниматологии
бактериологии
вакцинации (проведению профилактических прививок)
вирусологии
водолазной медицине
военно-врачебной экспертизе
врачебно-летной экспертизе
гастроэнтерологии
гематологии
генетике
гериатрии
гигиене в стоматологии
гигиеническому воспитанию
гистологии
дезинфектологии
дерматовенерологии
детской кардиологии
детской онкологии
детской урологии-андрологии
детской хирургии
детской эндокринологии
диабетологии
диетологии
забору гемопоэтических стволовых клеток
забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов
заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов1
изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации
инфекционным болезням
кардиологии
клинической лабораторной диагностике
клинической микологии
клинической фармакологии
колопроктологии
косметологии
лабораторной генетике
лабораторной микологии
лабораторной диагностике
лабораторному делу
лечебной физкультуре и спортивной медицине
лечебной физкультуре
лечебному делу
мануальной терапии
медико-социальной экспертизе
медико-социальной помощи
медицинской генетике
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)
медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)
медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)
медицинским осмотрам профилактическим
медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители
медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции
медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации
медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием
медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
медицинской оптике
медицинской статистике
медицинскому массажу
медицинской реабилитации
наркологии
неврологии
нейрохирургии
неонатологии
неотложной медицинской помощи
нефрологии
общей врачебной практике (семейной медицине)
общей практике
онкологии
операционному делу
организации сестринского дела
организации здравоохранения и общественному здоровью
ортодонтии
рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению
рефлексотерапии
санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям
сексологии
сердечно-сосудистой хирургии
сестринскому делу
сестринскому делу в косметологии
сестринскому делу в педиатрии
скорой медицинской помощи
стоматологии
стоматологии детской
стоматологии общей практики
стоматологии ортопедической
стоматологии профилактической
стоматологии терапевтической
стоматологии хирургической
судебно-медицинской экспертизе
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической)
сурдологии-оториноларингологии
терапии
токсикологии
торакальной хирургии
травматологии и ортопедии
трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток
транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга
транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов
транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации
трансфузиологии
ультразвуковой диагностике
управлению сестринской деятельностью
урологии
физиотерапии
фтизиатрии
функциональной диагностике
хирургии
хирургии (абдоминальной)
хирургии (комбустиологии)
хирургии (трансплантации органов и (или) тканей)
хранению гемопоэтических стволовых клеток
челюстно-лицевой хирургии
экспертизе временной нетрудоспособности
экспертизе качества медицинской помощи
экспертизе профессиональной пригодности
экспертизе связи заболевания с профессией
эндокринологии
эндоскопии
энтомологии
эпидемиологии
Отвечает Владислав Волков,
заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России
«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»
Как известно, медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. Но каким документом, каким перечнем пользоваться при определении того, относится ли данная услуга к медицинской или нет?
Медицинские услуги, действительно, не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что определено статьей 149 Налогового кодекса РФ. Пункт 2 этой статьи изложен следующим образом:
"2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:
услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
услуги патолого-анатомические;
услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;"
Что касается документа, определяющего какие именно медицинские услуги не облагаются НДС, то следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость". Перечень включает в себя.
1. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
Отвечая на вопрос, что облагается НДС, необходимо обратить внимание на 2 аспекта: является ли операция объектом обложения НДС и не поименована ли она в ст. 149 НК РФ. К объекту налогообложения относятся 4 группы операций (п. 1 ст. 146 НК РФ):
- реализация на территории РФ товаров (работ, услуг), предметов залога, передача товаров (работ, услуг) на основании отступного или новации, передача имущественных прав. При этом реализация может быть как возмездной, так и безвозмездной (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, т.е. не для целей получения с их помощью дохода от третьих лиц, а для нужд самой организации. Такая передача облагается НДС, если расходы на нее не признаются для целей налогообложения прибыли (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Потому что их нельзя признать экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ), либо они указаны в числе расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ). При этом факт передачи товаров должен быть подтвержден документально (например, при передаче товаров из одного подразделения в другое оформлена ТОРГ-13);
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Это СМР, которые плательщик выполняет своими силами и для себя (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же строительством занимаются подрядчики, а организация выступает в качестве инвестора или застройщика, то объекта обложения НДС не возникает (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12);
- ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Речь идет о пересечении товарами таможенной границы и ввозе их на территорию таможенного союза (пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Что НДС не облагается
Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146 , п. 3 ст. 39 НК РФ). Это, к примеру:
- операции, связанные с обращением валюты, кроме как для целей нумизматики (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ);
- передача ОС, нематериальных активов, иного имущества правопреемнику при реорганизации компании (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ);
- передача имущества участнику хозяйственного общества в пределах его первоначального взноса при выходе его из общества, а также при ликвидации общества (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Иные операции, не облагаемые НДС из-за того, что они не признаются объектом налогообложения, поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ . В их числе:
- передача жилых домов, детских садов, дорог, электросетей и других объектов органам госвласти и местного самоуправления (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача имущества государственных и муниципальных предприятий при приватизации (пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- реализация земельных участков и долей в них (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача имущественных прав правопреемнику организации (пп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- реализация имущества, имущественных прав должников, признанных банкротами (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, есть операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем являются не подлежащими налогообложению НДС (освобожденными от обложения). Они прямо поименованы в п. 1-3 ст. 149 НК РФ и их перечень закрытый.
Операции, не подлежащие налогообложению НДС
Это операции по реализации определенных видов товаров и услуг. К товарам, не облагаемым НДС, относятся, например:
- медицинские товары, указанные в утвержденном перечне (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 , пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- продукты питания, произведенные организациями общепита и реализованные столовым образовательных и медицинских учреждений (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- жилые дома, жилые помещения, доли в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Облагаются ли услуги НДС
Чтобы услуги подлежали обложению НДС, местом их реализации, во-первых, должна признаваться территория РФ (ст. 148 НК РФ). А во-вторых, они не должны быть поименованы в п. 2 , 3 ст. 149 НК РФ , где перечислены операции, не облагаемые НДС. В соответствии с этими пунктами освобождено от налогообложения оказание:
- медицинских услуг организациями и ИП, ведущими медицинскую деятельность (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, по проведению занятий в кружках, секциях, студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов в рамках гарантийного срока их эксплуатации без взимания платы (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- ритуальных услуг (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению и ремонту очковой оптики (пп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории РФ (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Перечень необлагаемых услуг достаточно большой, поэтому выше указаны только некоторые из них.
Условия применения освобождения от НДС по ст. 149 НК РФ
Среди необлагаемых операций есть те, которые ведутся в рамках лицензируемой деятельности. Так вот если соответствующей лицензии у организации нет, то и освобождение от НДС она применять не может (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, воспользоваться освобождением по ст. 149 НК РФ могут организации и ИП, которые действуют в собственных интересах, а не в интересах другого лица по договору комиссии, поручения и т.д. (п. 7 ст. 149 НК РФ).
И еще один важный нюанс. При одновременном осуществлении операций, которые облагаются НДС и которые не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет одних и других операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). А также раздельно учитывать входной НДС по товарам, работам, услугам, используемым в одних и других операциях.
Отдельные виды медицинских услуг по перечню освобождаются от НДС. Необходимое условие — наличие у вас лицензии на осуществление медицинской деятельности.
При этом не важно, кто является заказчиком услуг и кто их оплачивает — сам пациент, его работодатель или страховая организация. Также не имеет значения и форма оплаты.
По медицинским услугам, которые освобождены от НДС, не нужно выставлять счет-фактуру. Однако вам придется организовать раздельный учет, если вы также оказываете облагаемые НДС услуги.
Медицинские услуги, в отношении которых не применяется освобождение от НДС, облагаются налогом в общем порядке.
Какие медицинские услуги облагаются или освобождены от НДС
Не облагаются НДС медицинские услуги (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ):
- в рамках обязательного медицинского страхования;
- по диагностике, профилактике, лечению и санитарному просвещению населения по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.
Чтобы определить, какие именно услуги освобождаются, можно пользоваться перечнем, который приведен в Приказе Минздрава России от 11.03.2013 N 121н;
- беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
- сбор крови у населения, в том числе работы (услуги) по заготовке донорской крови и (или) ее компонентов (Письмо Минфина России от 19.11.2015 N 03-07-07/66900);
- скорой медицинской помощи населению;
- дежурство медицинского персонала у постели больного;
- патологоанатомические услуги.
Обратите внимание, что для освобождения от НДС не имеет значения (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ):
- кто оказывает медицинские услуги: ИП, государственная или частная коммерческая организация (п. 11 ст. 2 Закона об охране здоровья, Письмо ФНС России от 26.05.2017 N СД-4-3/9948@);
- кто заказчик медицинских услуг и кто их оплачивает: сам пациент, его работодатель (организация или ИП), страховая компания (ч. 2 ст. 84 Закона об охране здоровья, Письма Минфина России от 17.06.2015 N 03-07-07/35004, ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@);
- форма оплаты медицинских услуг.
Облагаются НДС медицинские услуги, которые не подпадают под перечень необлагаемых. Кроме того, облагаются НДС коммерческие ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, которые не финансируются из бюджета, а также косметические услуги (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Как облагаются НДС медицинские услуги
Для освобождения от НДС медицинских услуг из перечня у вас обязательно должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Исключение — медицинские организации и организации частного здравоохранения, которые оказывают услуги на территории центра «Сколково» (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Важно! Отказаться от освобождения медицинских услуг от НДС нельзя.
Счет-фактуру при оказании таких медицинских услуг выставлять не нужно (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Если вы одновременно оказываете медицинские услуги, которые освобождены от НДС, и другие облагаемые НДС операции, то вам нужно вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Учитывать отдельно нужно как сами медицинские услуги, так и «входной» НДС по ним. Это связано с тем, что «входной» НДС по таким услугам не принимается к вычету, а учитывается в их стоимости (пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 170 НК РФ).
Медицинские услуги, которые не освобождены от НДС, облагаются налогом в общем порядке. Поэтому вам нужно:
- начислять НДС на их стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 166 НК РФ);
- оформлять счет-фактуру или кассовый чек физическим лицам (в том числе указать в них сумму НДС) (п. п. 3, 4, 7 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
- регистрировать выставленный заказчику счет-фактуру в книге продаж (п. п. 1, 3 Правил ведения книги продаж);
- принимать «входной» НДС по таким услугам к вычету и рассчитывать НДС к уплате (п. п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ);
- уплачивать НДС в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ).
Особенности уплаты НДС организациями, оказывающими медицинские услуги
Данная статья должна помочь налогоплательщикам, оказывающим медицинские услуги, правильно ориентироваться в вопросах определения налогооблагаемой базы, применения льгот, которые содержит гл.21 НК РФ.
Согласно ст.143 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются юридические лица. Причем неважно коммерческой или некоммерческой деятельностью занимается организация. Поэтому все организации должны рассматриваться в качестве плательщиков НДС. Исключение составляют только те хозяйствующие субъекты, которые либо перешли на упрощенную систему налогообложения, либо на уплату единого сельхозналога, либо осуществляют деятельность, которая облагается единым налогом на вмененный доход. Однако не нужно забывать, что "вмененщики" не являются плательщиками НДС только в части деятельности, попадающей под "вмененку". Если же хозяйствующий субъект осуществляет иные виды деятельности, то он тоже будет рассматриваться как плательщик НДС по иным видам деятельности.
Не стоит забывать и об организациях, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Их определяют в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и предоставлять декларации по установленной форме.
Периодичность предоставления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со ст.163 НК РФ.
Налоговый период зависит от суммы выручки, полученной налогоплательщиком. На основании положений ст.163 НК РФ право уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально предоставлено только плательщикам налога на добавленную стоимость с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превышающими 1 млн руб.
Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе и по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст.ст.147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в ст.162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги)
В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
- операции, перечисленные в пп.2, 3, 4 п.1 и п.2 ст.146 НК РФ;
- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ.
Соответственно для налогоплательщиков, оказывающих медицинские услуги населению, для которых часть операций рассматривается в льготном налоговом режиме, предусмотренном ст.149 НК РФ, вопрос определения показателя выручки является достаточно серьезным. Первая ошибка, которую часто совершают налогоплательщики, — исключение из показателя выручки льготируемых операций. Отсюда, соответственно, неправильно определяется налоговый период и, как следствие, налоговые штрафы и пени. Медицинские услуги, являются объектом обложения НДС, но на них распространяется льготный режим, и потому в выручку для определения налогового периода, данные операции включаются.
Льготный налоговый режим по медицинским услугам предусмотрен пп.2 п.2 ст.149 НК РФ. Согласно данной статье не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно- эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:
- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
Налогоплательщик, претендующий на льготный режим, должен иметь все документы подтверждающие его право.
Если организация занимается медицинской деятельностью, которая требует обязательного лицензирования, то льгота может быть предоставлена только при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (п.6 ст.149 НК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 лицензирование медицинской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Теряется ли право на льготу, если заканчивается срок лицензии, а организация не успела продлить ее действие? Если в сроке действия лицензии произошел "перерыв", то налоговые органы вправе обложить операции налогоплательщика налогом на добавленную стоимость, так как изначально известно, что льгота дается только при наличии лицензии. Если вы уложились в сроки и лицензирующий орган выдаст документ о том, что предыдущая лицензия считается условно продленной, то право на использование льготного режима будет сохранено.
Теперь подробнее рассмотрим медицинские услуги, реализация которых не подлежат налогообложению по НДС.
В первую очередь, как уже было отмечено выше, это деятельность в рамках обязательного медицинского страхования. Финансирование расходов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджетов.
Перечень услуг, предоставляемых медицинскими организациями и учреждениями по обязательному медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".
Гражданам России в рамках Программы бесплатно предоставляются:
а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
в) стационарная помощь:
- при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
- при патологии беременности, родах и абортах;
- при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
В соответствии с п.4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 N 2510/9257-01, 31-59/40-1, при оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым в установленном порядке.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.149 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических, налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. При этом в целях применения налога на добавленную стоимость к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 20 февраля 2001 г. N 132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее — Постановление N 132) и включает:
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;
- услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;
- услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пример. Медицинское учреждение заключает договоры на платное обслуживание с физическими лицами. Сможет ли оно воспользоваться льготой по НДС?
По мнению, автора при наличии лицензий и при условии, того, что оказываемые услуги соответствуют перечисленным в Постановлении N 132 платные медицинские услуги освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. По тем же основаниям, операции по реализации медицинских услуг, перечисленных в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации, оказываемые врачами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими лицензию на оказание данных услуг, налогом на добавленную стоимость облагать не следует.
Порядок применения льготы по НДС в отношении услуг по выполнению пластических операций и протезированию зубов разъяснен в Письме МНС России от 8 февраля 2002 г. N 03-1-09/18/291-Д504 "О налоге на добавленную стоимость".
По мнению налоговых органов стоматология ортопедическая осуществляется в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. В связи с этим услуги по протезированию зубов стоматологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, при наличии соответствующей лицензии, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Услуги по выполнению пластических операций косметологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, НДС также не облагаются. Исключение составляют косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим (код 081501).
При решении вопроса разграничения услуг, оказываемых косметологическими подразделениями, необходимо обратится к Общероссийскому классификатору услуг населения 0К 002-93. Услуги косметические (код 081501) не относятся к медицинским услугам в целях применения льготы по НДС.
Обращаем внимание, что от НДС освобождаются услуги, оказываемые именно населению. Если организация оказывает медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению для юридических лиц, то налог необходимо начислить.
Не подлежат налогообложению услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.
Напоминаем, что в соответствии с п.5 ст.168 НК РФ при реализации работ, услуг, операции по реализации которых в соответствии со ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В связи с этим медицинские организации, оказывающие медицинские услуги, обязаны выписывать счета-фактуры в общеустановленном порядке.
Оказание медицинских услуг беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающимися частной медицинской практикой освобождается от НДС при наличии лицензии на право осуществления этих услуг в рамках медицинской деятельности. При этом услуги могут быть и не включены в перечень, утвержденный Постановление N 132.
Медицинское учреждение (не станция скорой помощи) имеет на своем балансе автомобили и оказывает платные услуги скорой медицинской помощи. Для этого оно заключает договоры с организациями на оказание скорой медицинской помощи. Кроме того, данное учреждение оказывает услуги скорой медицинской помощи и непосредственно населению, заключая договоры с гражданами. Может ли оно воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость?
Заметим, что прежде всего медицинское учреждение на данный вид услуг должно иметь лицензию. Кроме того, льгота по НДС предоставляется только в том случае, если услуги скорой помощи оказываются непосредственно населению. Следовательно, если договор заключен с организацией, то НДС начислять необходимо.
Услуги юридическим и физическим лицам по дежурству у постели могут быть оказаны медицинскими организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающимися частной медицинской практикой.
Глава 7. Налогообложение в медицинских организациях (1-й ур.)
При наличии соответствующей лицензии реализация этих услуг тоже освобождается от налога на добавленную стоимость.
Необходима лицензия и при оказании физическим и юридическим лицам патолого-анатомических услуг.
Основанием для применения льготы в отношении ветеринарных и санитарно — эпидемиологических услуг являются наличие:
- лицензии;
- договора на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;
- письменного уведомления заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В случае, если средства для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.
Например , санитарно-эпидемиологическая станция оказывает услуги по дезинфекции в организации. Оплата услуг производится в соответствии с договором. В таком случае начислять НДС на стоимость услуг необходимо.
Не освобождаются от налога ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе.
От налогообложения освобождаются медицинские услуги, предусмотренные пп.2 п.2 ст.149 НК РФ, оказываемые организациями любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. К медицинским организациям, перечисленными выше, в том числе относятся медицинские пункты (подразделения), состоящие на балансе немедицинских организаций, при наличии у организации:
- соответствующих кодов ОКОНХ, а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1);
- лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Необходимым условием является также ведение организацией раздельного учета по услугам, облагаемым и не облагаемым НДС.
Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений при применении рассматриваемой льготы в зависимости от форм оплаты за оказанные услуги. Освобождение от НДС предоставляется и в том числе, если услуги оплачены по безналичному расчету организациями за своих работников.
В качестве субъектов, которые могут воспользоваться рассматриваемой льготой, НК РФ называет медицинские организации и (или) учреждения, а также врачей, занимающихся частной медицинской практикой.
Многие медицинские организации, оказывая услуги своим сотрудникам, забывают, что и эти операции являются объектом налогообложения. В данном случае происходит "обычная" реализация. Собственником товара (работы, услуги) является юридическое лицо — организация, которая передает товар (работу, услугу) в собственность (на платной основе либо безвозмездно) другому лицу — физическому, следовательно объект налогообложения возникает.
Иногда медицинские учреждения за плату оказывают населению услугу по выписке амбулаторных карт (историй болезни). Причем этот вид деятельности налогоплательщики считают медицинской услугой и не облагают ее НДС. Данная позиция ошибочна — такая услуга является объектом обложения НДС по ставке 18%. Согласно пп.2 п.2 ст.149 части второй НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказанные населению независимо от формы и источника оплаты медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. На выписку истории болезни (медицинской карты) этот порядок не распространяется, так как оказываемая услуга, не включена в утвержденный перечень.
Наш совет таким организациям: не создавайте себе проблем, включите в себестоимость предоставляемых медицинских услуг плату за ведение истории болезни, и вопрос по объекту налогообложения будет снят.
Н.С.Кулаева
Консультант по налогам и сборам
ЗАО "BKR Интерком-Аудит"
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, т е косвенные налоги переносятся на конечного потребителя.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
По способу взимания налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.
Кадастровый способ представляет собой дифференциацию объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того, используется оно или нет.
Декларируемый способ – это уплата налога субъектом после получения дохода на основе декларации.
Изымаемые у источника налоги перечисляются в бюджет до выплаты дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом налога.
Налогообложение медицинских организаций
Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор. Налог на прибыль
Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.
Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы, указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.
При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе "Здравоохранение" Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).
Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. "в" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.
Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Согласно подп. "ж" п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.
Подпунктом "а" п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.
Налог на имущество.
Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий" соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. "о" ст. 4 указанного Закона.
Налог на добавленную стоимость.
С января 2001 года вступает в силу глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
- важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
- важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.
При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.
Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:
- услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- услуги патологоанатомических бюро;
- услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
- услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.
Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи, с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.
После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ, действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом "у" п. 1 ст.
5. Налогообложение медицинских учреждений
5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", утратит силу не полностью, а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Страницы:← предыдущая123следующая →
В целях налогообложения иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном Налоговый кодексом Республики Казахстан.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Налогообложение медицинских учреждений, оказывающих платные услуги
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
В целях налогообложения налогом на прибыль при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности,относятся:
- суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
- расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и(или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В соответствии Налоговом кодексом РК не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и(или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом к медицинским услугам относятся:
- услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан;
- услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- услуги патолого-анатомические;
- услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
При оказании сервисных услуг, которые не относятся к медицинским, из полученного дохода должен быть уплачен налог на добавленную стоимость в размере 18%.
В данном случае речь идет только о ситуациях, когда сервисные услуги вычленены отдельно, а медицинские услуги либо предоставляются бесплатно за счет средств бюджета или ОМС, либо оплачиваются пациентом.
Если в хозрасчетном подразделении в различных палатах платные услуги оказываются с различным уровнем сервисности (комфортности), то вычленять сервисную составляющую не обязательно, можно дифференцировать стоимость медицинских услуг в зависимости от уровня сервисности (комфортности), не указывая в наименованиях услуг наличие или отсутствие сервисности (комфортности). В этом случае не возникнет вопроса с уплатой НДС.
Использование доходов от оказания платных услуг на возмещение недостатка средств бюджета
или обязательного медицинского страхования
Доходы от оказания платных услуг нельзя использовать непосредственно на покрытие дефицита бюджетного финансирования или недостатка средств ОМС. Учреждение обязано вначале возместить все расходы, связанные с оказанием непосредственно платных услуг, рассчитать прибыль, уплатить с нее налоги и только затем решать вопрос о направлениях использования прибыли. Решение об использовании прибыли учреждение решает самостоятельно. Часть оставшейся чистой прибыли может быть направлена на погашение дефицита средств бюджета или ОМС.
Согласно Налоговом кодеком Республики Казахстан сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
На возмещение недостатка средств бюджета или обязательного медицинского страхования по решению руководителя государственного учреждения здравоохранения может направляться только часть прибыли от оказания платных медицинских услуг, оставшаяся после уплаты налогов.
Вместе с тем, в пункте 14 Правил оказания платных услуг в организациях здравоохранения и порядок использования средств от платы услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РК от 6 октября 2006 года № 965 определено, что расчеты с пациентами, осуществляемые посредством наличных денег, производятся через кассу организации здравоохранения с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека пациенту, по безналичному расчету путем перечисления на текущий счет организации здравоохранения «Средства от платных услуг».
Кроме того, в пункте 15 данных правил сказано, что пациентам, получившим медицинскую помощь на платной основе, организация здравоохранения предоставляет:
- заключение соответствующих медицинских работников при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;
- выписку из истории болезни при оказании медицинской помощи в стационарных условиях;
- информацию о расходах за оказанную медицинскую помощь.
При этом, информация о расходах за оказанную медицинскую помощь представляется в виде справки медицинского учреждения об оказании медицинских услуг и размере расхода, которая является подтверждающим документом.
В соответствии с пунктом 1 и первым абзацем пункта 2 статьи 135 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» доходы организаций, предусмотренных данной статьей, не подлежат налогообложению при соблюдении условий, установленных данной статьей. Для целей Налогового кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в данном пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций.
На основании подпункта 1) пункта 2 статьи 135 Налогового кодекса оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных, относится к деятельности в социальной сфере при выполнении условий, установленных данной статьей.
В соответствии с правилами составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (КПН) декларация по форме 140.00 составляется организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 135 Налогового кодекса.
Таким образом, если организация занимается оказанием медицинских услуг, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода, то доходы таких организаций не подлежат налогообложению в части КПН.
Следовательно, при осуществлении деятельности в социальной сфере в налоговые органы представляется Декларация по КПН по форме 140.00.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса обороты по реализации товаров, работ, услуг, связанных с медицинским и ветеринарным обслуживанием, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) в случае оказания медицинских (ветеринарных) услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных.
При этом перечень товаров и услуг в сфере медицинской и ветеринарной деятельности, освобождаемых от НДС, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.02.2009 г. № 133.
На основании изложенного, если услуги, оказываемые Вами, указаны в данном перечне, то обороты по реализации таких услуг освобождаются от НДС.
Земельный налог и налог на имущество
Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса юридические лица, определенные пунктом 2 статьи 135 Налогового кодекса при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам применяют коэффициент 0,1.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 398 Налогового кодекса юридические лица, определенные статьей 135 Налогового кодекса исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе.
Следовательно, если организация занимается оказанием медицинских услуг, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода, то при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам налога применяется коэффициент 0,1, а также при исчислении налога на имущество к налоговой базе применяется ставка 0,1 процента.
Таким образом, государственные учреждения здравоохранения вправе по своему усмотрению предоставлять льготы для отдельных категорий граждан в размере, не превышающем заложенную в цену прибыль (с уплатой налога на прибыль в установленном порядке).
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство, оказывают положительное влияние на экономическое состояние социально – значимых сфер деятельности, одной из которых и является оказание квалифицированной медицинской помощи населению нашей страны.
Список литературы
- КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О НАЛОГАХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ В БЮДЖЕТ(НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС)от 10.12.2008 г. № 99-IV (Введен в действие Законом РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV
с 1 января 2009 года, за исключением положений,
для которых Законом установлены иные сроки введения (по состоянию на 1 января 2013 г.)) - КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.)
- Конституция Республики Казахстан
Страницы:← предыдущая12