Справочная служба русского языка. Сумма отрицательных чисел в Excel Ряд отрицательных чисел
Действительно, а почему? Проще всего ответить: «Потому что таковы правила действий над отрицательными числами». Правила, которые мы учим в школе и применяем всю жизнь. Однако учебники не объясняют, почему правила именно такие. Мы запомнили - что вот именно так и больше не задаемся вопросом.
А давайте зададимся...
Давным-давно людям были известны только натуральные числа: 1, 2, 3, ... Их использовали для подсчета утвари, добычи, врагов и т. д. Но числа сами по себе довольно бесполезны — нужно уметь с ними обращаться. Сложение наглядно и понятно, к тому же сумма двух натуральных чисел — тоже натуральное число (математик сказал бы, что множество натуральных чисел замкнуто относительно операции сложения). Умножение — это, по сути, то же сложение, если мы говорим о натуральных числах. В жизни мы часто совершаем действия, связанные с этими двумя операциями (например, делая покупки, мы складываем и умножаем), и странно думать, что наши предки сталкивались с ними реже — сложение и умножение были освоены человечеством очень давно. Часто приходится и делить одни величины на другие, но здесь результат не всегда выражается натуральным числом — так появились дробные числа.
Без вычитания, конечно, тоже не обойтись. Но на практике мы, как правило, вычитаем из большего числа меньшее, и нет нужды использовать отрицательные числа. (Если у меня есть 5 конфет и я отдам сестре 3, то у меня останется 5 - 3 = 2 конфеты, а вот отдать ей 7 конфет я при всем желании не могу.) Этим можно объяснить, почему люди долго не пользовались отрицательными числами.
В индийских документах отрицательные числа фигурируют с VII века н.э.; китайцы, видимо, начали употреблять их немного раньше. Их применяли для учета долгов или в промежуточных вычислениях для упрощения решения уравнений — это был лишь инструмент для получения положительного ответа. Тот факт, что отрицательные числа, в отличие от положительных, не выражают наличие какой-либо сущности, вызывал сильное недоверие. Люди в прямом смысле слова избегали отрицательных чисел: если у задачи получался отрицательный ответ, считали, что ответа нет вовсе. Это недоверие сохранялось очень долго, и даже Декарт — один из «основателей» современной математики — называл их «ложными» (в XVII веке!).
Рассмотрим для примера уравнение 7x - 17 = 2x - 2. Его можно решать так: перенести члены с неизвестным в левую часть, а остальные — в правую, получится 7x - 2x = 17 - 2, 5x = 15, x = 3. При таком решении нам даже не встретились отрицательные числа.
Но можно было случайно сделать и по-другому: перенести слагаемые с неизвестным в правую часть и получить 2 - 17 = 2x - 7x, (-15) = (-5)x. Чтобы найти неизвестное, нужно разделить одно отрицательное число на другое: x = (-15)/(-5). Но правильный ответ известен, и остается заключить, что (-15)/(-5) = 3.
Что демонстрирует этот нехитрый пример? Во-первых, становится понятна логика, которой определялись правила действий над отрицательными числами: результаты этих действий должны совпадать с ответами, которые получаются другим путем, без отрицательных чисел. Во-вторых, допуская использование отрицательных чисел, мы избавляемся от утомительного (если уравнение окажется посложнее, с большим числом слагаемых) поиска того пути решения, при котором все действия производятся только над натуральными числами. Более того, мы можем больше не думать каждый раз об осмысленности преобразуемых величин — а это уже шаг в направлении превращения математики в абстрактную науку.
Правила действий над отрицательными числами сформировались не сразу, а стали обобщением многочисленных примеров, возникавших при решении прикладных задач. Вообще, развитие математики можно условно разбить на этапы: каждый следующий этап отличается от предыдущего новым уровнем абстракции при изучении объектов. Так, в XIX веке математики поняли, что у целых чисел и многочленов, при всей их внешней непохожести, есть много общего: и те, и другие можно складывать, вычитать и перемножать. Эти операции подчиняются одним и тем же законам — как в случае с числами, так и в случае с многочленами. А вот деление целых чисел друг на друга, чтобы в результате снова получались целые числа, возможно не всегда. То же самое и с многочленами.
Потом обнаружились другие совокупности математических объектов, над которыми можно производить такие операции: формальные степенные ряды, непрерывные функции... Наконец, пришло понимание, что если изучить свойства самих операций, то потом результаты можно будет применять ко всем этим совокупностям объектов (такой подход характерен для всей современной математики).
В итоге появилось новое понятие: кольцо. Это всего-навсего множество элементов плюс действия, которые можно над ними производить. Основополагающими здесь являются как раз правила (их называют аксиомами), которым подчиняются действия, а не природа элементов множества (вот он, новый уровень абстракции!). Желая подчеркнуть, что важна именно структура, которая возникает после введения аксиом, математики говорят: кольцо целых чисел, кольцо многочленов и т. д. Отталкиваясь от аксиом, можно выводить другие свойства колец.
Мы сформулируем аксиомы кольца (которые, естественно, похожи на правила действий с целыми числами), а затем докажем, что в любом кольце при умножении минуса на минус получается плюс.
Кольцом называется множество с двумя бинарными операциями (т. е. в каждой операции задействованы два элемента кольца), которые по традиции называют сложением и умножением, и следующими аксиомами:
Сложение элементов кольца подчиняется переместительному (A + B = B + A для любых элементов A и B) и сочетательному (A + (B + C) = (A + B) + C) законам; в кольце есть специальный элемент 0 (нейтральный элемент по сложению) такой, что A + 0 = A, и для любого элемента A есть противоположный элемент (обозначаемый (-A)), что A + (-A) = 0;
-умножение подчиняется сочетательному закону: A·(B·C) = (A·B)·C;
сложение и умножение связаны такими правилами раскрытия скобок: (A + B)·C = A·C + B·C и A·(B + C) = A·B + A·C.
Заметим, что кольца, в самой общей конструкции, не требуют ни перестановочности умножения, ни его обратимости (т. е. делить можно не всегда), ни существования единицы — нейтрального элемента по умножению. Если вводить эти аксиомы, то получаются другие алгебраические структуры, но в них будут верны все теоремы, доказанные для колец.
Теперь докажем, что для любых элементов A и B произвольного кольца верно, во-первых, (-A)·B = -(A·B), а во-вторых (-(-A)) = A. Из этого легко следуют утверждения про единицы: (-1)·1 = -(1·1) = -1 и (-1)·(-1) = -((-1)·1) = -(-1) = 1.
Для этого нам потребуется установить некоторые факты. Сперва докажем, что у каждого элемента может быть только один противоположный. В самом деле, пусть у элемента A есть два противоположных: B и С. То есть A + B = 0 = A + C. Рассмотрим сумму A + B + C. Пользуясь сочетательным и переместительным законами и свойством нуля, получим, что, с одной стороны, сумма равна B: B = B + 0 = B + (A + C) = A + B + C, а с другой стороны, она равна C: A + B + C = (A + B) + C = 0 + C = C. Значит, B = C.
Заметим теперь, что и A, и (-(-A)) являются противоположными к одному и тому же элементу (-A), поэтому они должны быть равны.
Первый факт получается так: 0 = 0·B = (A + (-A))·B = A·B + (-A)·B, то есть (-A)·B противоположно A·B, значит, оно равно -(A·B).
Чтобы быть математически строгими, объясним еще, почему 0·B = 0 для любого элемента B. В самом деле, 0·B = (0 + 0) B = 0·B + 0·B. То есть прибавление 0·B не меняет сумму. Значит, это произведение равно нулю.
А то, что в кольце ровно один ноль (ведь в аксиомах сказано, что такой элемент существует, но ничего не сказано про его единственность!), мы оставим читателю в качестве несложного упражнения.
Евгений Епифанов
Технологическая карта урока №35Ф.И.О. учителя:
Иванова Ольга Анатольевна
Предмет:
Математика
Класс: 6 А
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Математика. Учебник для 6 класса / Никольский С.М., Потапов М.К.
Тема урока: отрицательные целые числа
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Место урока в системе уроков : Урок 1 в теме «Целые числа»
Цели урока :
Обучающая: научиться находить с помощью показаний термометра разницу температур, познакомиться с правилом вычитания чисел с помощью ряда целых чисел;
Развивающая: развивать аналитическое мышление, выделять главное и обобщать
Воспитательная: воспитывать чувство взаимного сотрудничества, умения слушать
Дидактическая задача урока: ввести понятие отрицательного, положительного чисел, ряда целых чисел; усвоить правила вычитания чисел с помощью термометра и ряда целых чисел
Планируемые результаты
Предметные результаты: знать ипонимать смысл понятий: положительное число, отрицательное число, ряд целых чисел, уметь вычитать числа с помощью ряда целых чисел, применять полученные знания на других уроках.
Метапредметные результаты:
Познавательные: способность понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений.
Регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, планировать и корректировать свою деятельность;
Коммуникативные: уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Основные понятия: отрицательные числа, положительные числа, ряд целых чисел
Межпредметные связи: физика
Ресурсы: http :// www . uroki . net ; http :// www . zavuch . info
Формы работы: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
время
Формируемые УУД
1.
Организационный этап
Приветствие учащихся. Контроль готовности к уроку.
Проверьте, все ли у вас в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Прозвенел сейчас звонок: начинается урок!
На уроке работайте старательно, и успех вас ждет обязательно!
Подготовка к началу урока
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками самостоятельно необходимые действия.
Коммуникативные : слушают и слышат друг друга.
2.
Актуализация знаний
Ребята, какой самый главный навык в математике? Проверим, как вы умеете считать: проведем математическую разминку.
На доске записаны примеры, решаем их устно и говорим ответ.
Ребята, что вы можете сказать о числах, написанных в первом и тором столбцах? Какие они?
Какие математические действия с числами вы совершали?
Предлагают варианты ответов (счет)
Устная работа с примерами на доске.
Отвечают на вопросы (натуральные, дробные)
(сложение, вычитание, умножение, деление)
Оценка своем деятельности
Личностные: проявляют устойчивый познавательный интерес к устному счету.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации.
Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные : высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.
Целеполагание
Организация работы с раздаточным материалом.
Ребята, обратите внимание на листы с заданием 1
На демонстрационном термометре показывается решение задачи.
Ребята, с каким новым понятием мы столкнулись? Как нам записать показания термометра? Что означает запись -3 0 С.
От какой точки мы отсчитываем температуру? Как называем температуру, расположенную выше 0? Ниже 0? Какую роль играет 0?
Какая же тема урока?
Учитель корректирует ответы учащихся и озвучивает тему урока. Тема урока: отрицательные целые числа.
Совместно с учащимися:
формулирует цель учебной деятельности;
строит проект (алгоритм) выхода из проблемной ситуации.
Организует и дополняет совместную учебную деятельность
Читают задачу и предлагают варианты решения.
Отвечают на вопросы
Ответы учащихся
Температура вечером -3 0 С
Перед 3 поставить минус.
3 0 С мороза.
Отсчитываем от 0. Плюсовая (положительная), минусовая (отрицательная). граница
Отрицательные температуры (числа)
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Личностные : ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Познавательные : извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
Регулятивные : планируют необходимые действия.
Коммуникативные : строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.
4
Организация работы с учебником
206 в тетрадях
Проверьте ответы друг у друга
Задание 2
решить примеры с помощью термометра:
10 0 С -5 0 С=+5 0 С
15 0 С -15 0 С=+0 0 С
0 0 С -10 0 С=-10 0 С
10 0 С – 15 0 С=-5 0 С
15 0 С-20 0 С=-5 0 С
Ребята, представьте, что мы с вами расположили термометр горизонтально и получили следующую запись
Как назовем числа, расположенные справа от 0? Слева от 0?
Сформулируйте определение положительного и отрицательного числа
Выполняют работу устно и в тетрадях.
Взаимопроверка
Работа в парах; проверка решения у доски с объяснением с термометром
Оценка деятельности
Положительные, отрицательные.
Формулируют определение
Личностные : конструктивно разрешают возникающие проблемы.
Познавательные : читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в парах.
4.
Физкультминутка
А теперь представьте, что ноль это ваши руки сложенные у груди, тогда левая рука покажет расположение каких чисел? Правая?
Покажите мне, где относительно нуля находится число 5? -7? -10? 100? 15? -20?
Проведем разминку
Отвечают на вопросы, показывают расположение чисел
Отвлекаются от учебной деятельности, разминаются.
Личностные: о сознание ценности здоровья
Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи между своим здоровьем и физическими упражнениями.
Регулятивные : адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу реализации.
5.
Первичное восприятие и усвоение материала
Ребята, вернемся к записи
7, -6, -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5
Что означает данная запись?
Из каких чисел состоит ряд целых чисел?
Найти ответ вам поможет учебник
Как ряд целых чисел может нам помочь при вычитании чисел?
Попробуйте с помощью ряда целых чисел выполнить задание 3
Самостоятельное выполнение упражнения
Выполнение задания 3
Проверим, какие результаты вы получили.
Работа с учебником, поиск ответа на вопрос. (ряд целых чисел)
Ряд целых чисел состоит из натуральных чисел, целых отрицательных чисел и нуля.
При вычитании мы будем передвигаться влево по ряду
Выполнение заданий в тетрадях
Проверка с устным комментированием
Обсуждение решений
Оценка деятельности
Личностные : проявляют потребность в самовыражении и самореализации.
Познавательные : осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные : самостоятельно контролируют свое время, отведенное для решения конкретной задачи, и управляют им.
Коммуникативные : отображают во внутренней речи содержание совершаемых действий.
6.
Рефлексия
С каким новым для вас понятием мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Чему мы научились на сегодняшнем уроке?
Что было самым трудным?
Подводит итоги урока. Дает оценку работы класса и отдельных учеников.
Дают адекватную оценку своей деятельности.
Личностные : понимают значение знаний для человека.
Познавательные : приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные : оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
7
Домашнее задание
Задает домашнее задание.
425, 426, 434 * в
Учащиеся записывают домашнее задание
Формулы в Excel помогут посчитать не только положительные, но и отрицательные числа. Какими способами можно написать число с минусом, смотрите в статье "Как ввести отрицательное число в Excel ".
Чтобы найти
сумму отрицательных чисел в Excel
, нужна
функция "СУММЕСЛИ" в Excel
.
Например, у нас есть такая таблица.
В ячейку А7 устанавливаем формулу. Для этого заходим на закладку таблицы Excel «Формулы», выбираем «Математические» и выбираем функцию Excel «СУММЕСЛИ».
Заполняем в появившемся окне строки:
«Диапазон» - указываем все ячейки столбца или строки, в которых складываем числа. О диапазоне в таблице, смотрите в статье "
Что такое диапазон в Excel
" .
«Критерий» - здесь пишем «<0» .
Нажимаем кнопку «ОК».
Получилось так.
Смотрите формулу в строке формул.
Как установить знак «больше» или «меньше» в формуле, смотрите в статье «
Где на клавиатуре кнопка
» .
Сумма только положительных чисел в Excel.
Нужно таким же образом написать формулу, только в строке окна функции «Критерий» написать «>0»
Получилось так.
Функция "СУММЕСЛИ" в Excel может считать значения ячеек не всех подряд, а выборочно по условию, которое мы напишем в формуле. Эта функция удобна для того, чтобы посчитать данные на определенную дату или заказа конкретного покупателя, итоги ученика, т.д. Подробнее о способах применения этой функции, читайте
Если к ряду натуральных чисел приписать слева число 0, то получится ряд положительных целых чисел :
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, ...
Целые отрицательные числа
Рассмотрим небольшой пример. На рисунке слева изображён термометр, который показывает температуру 7° тепла. Если температура понизится на 4°, то термометр будет показывать 3° тепла. Уменьшению температуры соответствует действие вычитания:
Если температура понизится на 7°, то термометр будет показывать 0°. Уменьшению температуры соответствует действие вычитания:
Если же температура понизится на 8°, то термометр покажет -1° (1° мороза). Но результат вычитания 7 - 8 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля.
Проиллюстрируем вычитание на ряде целых положительных чисел:
1) От числа 7 отсчитаем влево 4 числа и получим 3:
2) От числа 7 отсчитаем влево 7 чисел и получим 0:
Отсчитать в ряду положительных целых чисел от числа 7 влево 8 чисел нельзя. Чтобы действие 7 - 8 стало выполнимым, расширим ряд положительных целых чисел. Для этого влево от нуля запишем (справа налево) по порядку все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак - , показывающий, что это число стоит слева от нуля.
Записи -1, -2, -3, ... читают минус 1 , минус 2 , минус 3 и т. д.:
5, -4, -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, ...
Полученный ряд чисел называют рядом целых чисел . Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.
Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют натуральными или целыми положительными (кратко - положительными ).
Слева от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют целыми отрицательными (кратко - отрицательными ).
Число 0 целое, но не является ни положительным, ни отрицательным числом. Оно разделяет положительные и отрицательные числа.
Следовательно, ряд целых чисел состоит из целых отрицательных чисел, нуля и целых положительных чисел .
Сравнение целых чисел
Сравнить два целых числа - значит узнать какое из них больше, какое меньше, или определить, что числа равны.
Сравнивать целые числа можно с помощью ряда целых чисел, так как числа в нём расположены от меньшего к большему, если двигаться по ряду слева направо. Поэтому в ряду целых чисел можно заменить запятые на знак меньше:
5 < -4 < -3 < -2 < -1 < 0 < 1 < 2 < 3 < 4 < 5 < ...
Следовательно, из двух целых чисел больше то число, которое в ряду стоит правее, и меньше то, которое стоит левее , значит:
1) Любое положительное число больше нуля и больше любого отрицательного числа:
1 > 0; 15 > -16
2) Любое отрицательное число меньше нуля:
7 < 0; -357 < 0
3) Из двух отрицательных чисел больше то, которое в ряду целых чисел стоит правее.