Три основных морских пути. Экономическое значение Важнейшие транспортные пути тихого океана
Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.
Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.
Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.
Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.
Трассы и маршруты Тихого океана
В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.
В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.
Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.
Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.
Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.
Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.
Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.
Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.
Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.
Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.
Океан (греч. Ωκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) - крупнейший водный объект,составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли (порядка 361 миллиона квадратных километров).
Физико-географическая характеристика Мирового океана
Четыре океана составляют его: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Географы разделили Мировой океан на несколько зон в зависимости от их физико- географических особенностей.
Тихий океан
Объём : 710,36 млн. км³
Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина)
Средняя глубина: 3976 м
Координаты: 4°00′00″ ю. ш. 141°00′00″ з. д.
Общая площадь Тихого океана составляет (ок. 178 млн км2), это больше площади всей суши Земли (ок. 149 млн км2).
На долю Тихого океана приходится 49,8 % всей площади Мирового океана. Это самый теплый из океанов, так как его наиболее широкая часть находится вблизи экватора.
Тихий океан - самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. Морские границы Тихого океана проходят: с Северным Ледовитым океаном - по Берингову проливу, от мыса Пээк (полуостров Чукотка) до мыса Принца Уэльского (полуостров Сьюард на Аляске); с Индийским океаном - по северной окраине Малаккского пролива, западному берегу острова Суматра, южным берегам островов Ява, Тимор и Новая Гвинея, через проливы Торреса и Басса, вдоль восточного побережья Тасмании и далее, придерживаясь гряды подводных поднятий, к Антарктиде (мыс Уильяме на Берегу Отса); с Атлантическим океаном - от Антарктического полуострова (Антарктида) по порогам между Южными Шетлендскими островами к Огненной Земле.
Моря Тихого Океана:
Уэдделла, Скоша, Беллинсгаузена, Росса, Амундсена, Дейвиса, Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества, Моусона, Дюрвиля, Сомова сейчас включают в Южный океан.
Острова Тихого Океана:
По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Острова центральной и западной части океана составляют географический регион Океания.
Государства побережья Тихого океана:
Австралия, Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Гватемала, Гондурас, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сальвадор, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Таиланд, Чили, Эквадор, Япония. Непосредственно на океанских просторах находятся островные государства, образующие регион Океания: островное владение Питкерн (Великобритания), Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Самоа, Восточное Самоа (США), Северные Марианские острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Гуам (США), Фиджи, Филиппины (не входят в состав Океании), островные владения Уоллис и Футуна, Французская Полинезия, Новая Каледония (Франция), островное владение Остров Пасхи (Чили).
Его воды расположены большей частью на южных широтах, меньшей - на северных. Своим восточным краем океан омывает западные побережья Северной и Южной Америки, а своим западным краем он омывает восточные побережья Австралии и Евразии. Почти все его сопутствующие моря находятся с северных и западных сторон, такие как Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Австрало-Азиатское, Коралловое, Тасманово; у Антарктиды находятся моря Амундсена, Беллинсгаузена и Росса.
Транспортные пути:
Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).
Северный Ледовитый океан
Площадь: 14,75 млн. км²
Объём: 18,07 млн. км³
Наибольшая глубина: 5527 м (в Гренландском море)
Средняя глубина: 1225 м
Координаты: 90°00′00″ с. ш. 0°00′01″ в. д.
Северный Ледовитый Океан - наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.
Расположен между Евразией и Северной Америкой. Граница с Атлантическим океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, далее через Девисов пролив и по побережью острова Гренландия до мыса Брустер, через Датский пролив до мыса Рейдинупюр на острове Исландия, по его побережью до мыса Герпир, затем к Фарерским островам, далее к Шетландским островам и по 61° северной широты до побережья Скандинавского полуострова. Границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского.
Моря Северного Ледовитого Океана:
Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, море Бофорта, море Линкольна, море Ванделя, Гренландское море, Норвежское море. Внутренние моря: Белое море, море Баффина. Самым крупным заливом является Гудзонов залив.
Острова Северного Ледовитого Океана:
По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. В океане находится самый большой на Земле остров Гренландия (2175,6 тысяч км²) и второй по размеру архипелаг: Канадский Арктический архипелаг (1372,6 тысяч км², в том числе крупнейшие острова: Баффинова Земля, Элсмир, Виктория, Банкс, Девон, Мелвилл, Аксель-Хейберг, Саутгемптон, Принца Уэльского, Сомерсет, Принс-Патрик, Батерст, Кинг-Уильям, Байлот, Эллеф-Рингнес). Крупнейшие острова и архипелаги: Новая Земля (Северный и Южный острова), Шпицберген (острова: Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля), Новосибирские острова (Котельный остров), Северная Земля (острова: Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец), Земля Франца-Иосифа, острова Конг Оскар, остров Врангеля, остров Колгуев, Земля Милна, остров Вайгач.
Государства побережья Северного Ледовитого океана:
Дания (Гренландия), Канада, Норвегия, Россия, Соединённые Штаты Америки.
Транспорт и портовые города:
В течение большей части года Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу. Протяженность морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет более 12,3 тысячи км. Самый тяжелый участок по Северному морскому пути вдоль Евразийского побережья России проходит от Мурманска до Берингова пролива. До 60 % грузооборота российского побережья Арктики приходится на Мурманский и Архангельский порты. Важнейшие грузы, следующие по Северному морскому пути: лес, лесопродукты, уголь, продовольствие, товары первой необходимости для жителей Севера (горючее, металлоконструкции, машины). По грузообороту в российском секторе Арктики выделяются Кандалакша, Беломорск, Онега, Дудинка, Игарка, Тикси, Диксон, Хатанга, Певек, Амдерма, Зелёный Мыс, Мыс Шмидта.
В американском секторе Северного Ледовитого океана регулярная навигация отсутствует, резко преобладают односторонние перевозки товаров первой необходимости для редкого населения. На побережье Аляски самый крупный порт Прадхо-Бей, обслуживающий нефтедобывающий район. Крупнейший порт Гудзонова залива - Черчилл, через который производится вывоз пшеницы из канадских провинций Манитоба и Саскачеван через Гудзонов пролив в Европу. Сбалансированный характер имеют перевозки между Гренландией (порт Годхавн) и Данией (рыба, продукция горной промышленности следуют в Данию, промтовары и продовольствие - в Гренландию). Вдоль Норвежского побережья развита густая сеть портов и портовых пунктов, развита круглогодичная навигация. Важнейшие из норвежских портов: Тронхейм (лес и лесопродукты), Му (руда, уголь, нефтепродукты), Буде (рыба), Олесунн (рыба), Нарвик (железная руда), Киркенес (железная руда), Тромсё (рыба), Хаммерфест (рыба). Прибрежные воды Исландии характеризуются развитием каботажного плавания. Наиболее значительный порт - Акюрейри (рыба). На Шпицбергене портовые пункты Логйир, Свеа, Баренцбург и Пирамида специализируются на вывозе каменного угля.
Индийский океан
Площадь: 90,17млн. км²
Объём: 282,65 млн. км³
Наибольшая глубина: 7729 м (Зондский жёлоб)
Средняя глубина: 3736 м
Координаты: 22°00′00″ ю. ш. 76°00′00″ в. д.
Индийский океан - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.
Моря Индийского Океана:
Андаманское, Аравийское, Арафурское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Персидский залив. Также относящиеся к Южному океану: Рисер-Ларсена, Дейвиса, Космонавтов, Содружества, Моусона
Основные острова Индийского океана:
Подводным Центральноиндийским хребтом Индийский океан делится на западную, менее глубокую часть, где расположены острова Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон др., и восточную, более глубокую, где расположены острова Суматра, Ява, Бали и множество мелких островов Индонезии. Мальдивские острова представляют собой вершины древнего вулканического хребта и не поднимаются выше 2м над уровнем моря
Государства побережья Индийского океана:
В Индийском океане расположены островные государства Мадагаскар (четвёртый по площади остров в мире), Шри-Ланка, Мальдивы, Маврикий, Коморские острова, Сейшельские острова. Океан омывает на востоке такие государства: Австралия, Индонезия; на северо-востоке: Малайзия, Таиланд, Мьянма; на севере: Бангладеш, Индия, Пакистан; на западе: Оман, Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР. На юге граничит с Антарктидой.
Транспортные пути:
Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.
Атлантический океан
Площадь: 91,7 млн. км²
Объём: 329,66 млн км³
Наибольшая глубина: 8742 м(жёлоб Пуэрто-Рико)
Средняя глубина: 3736 м
Координаты: 15°00′00″ с. ш. 34°00′00″ з. д.
Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого океана. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы.
Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.
Моря Атлантического океана :
Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив, Гудзонов залив. Также относящиеся к Южному океану: Уэдделла, Скоша, Лазарева
Острова Атлантического океана :
Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).
Государства побережья Атлантического океана:
Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:
Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.
Транспортные пути:
Главные трансокеанские грузопотоки в Северной Атлантике проходят по направлениям, связывающим порты Западной Европы с портами Северной Америки (более 21% грузооборота); порты Северной Америки с портами Юго-Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока через Гибралтарский пролив (около 12% грузооборота) ; порты Западной Европы с портами Центральной и Южной Америки и стран Тихого океана через Панамский канал (более 10% грузооборота). После закрытия Суэцкого канала в 1967 г., в результате израильской агрессии, возросло значение путей, пролегающих из портов Европы, Северной и Южной Америки вокруг Африки. Значение этих коммуникаций будет возрастать, видимо, и в дальнейшем, несмотря на открытие канала, так как в последнее время в мировом судоходстве все большую роль начинают играть крупнотоннажные суда - так называемые супертанкеры и другие, имеющие большую осадку.
Выбор правильного направления движения для быстрой и выгодной доставки грузов в порт назначения является необходимым условием экономически рациональной организации транспортного судоходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опасности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.
Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их выпускают нескольких видов, в зависимости от назначения:
навигационные (генеральные, путевые, частные, планы);
вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);
справочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).
Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигационные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выполняют специальные гидрографические организации. В связи с развитием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.
В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изображается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему полюсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихода, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.
К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:
Североатлантический путь,
торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,
Южноамериканский путь,
торговый путь Карибского моря,
Южно-тихоокеанский путь,
Северо-тихоокеанский путь,
Путь Европа - Южная Америка
и Южноафриканский путь.
(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)
Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перевозок). По берегам этого океана находится большинство крупных портов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяющее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантическом океане другие направления:
южно-атлантическое (Европа - Южная Америка)
и западно-атлантическое (Европа - Африка).
Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .
Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до машин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты судоходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.
Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По интенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский океан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Африкой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.
В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуществляется эпизодически.
С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под проводкой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает рекомендации о пути следования от береговой станции на основе имеющейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.
Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения торгового мореплавания, проливах .
Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проливов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Балтийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.
Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.
Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют берега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специальных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.
Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глубина от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к категории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.
Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Сингапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннажным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы проходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Суматра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.
Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом островов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода судов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.
Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского океана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значения. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском берегу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.
Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются районом активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мраморное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.
Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Конвенцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяются только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользуются правом свободного прохода проливов.
После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие проливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузоподъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повышению стоимости их фрахта.
В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некоторые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы служат для Турции политическим аргументом в поддержку транспортировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.
На организацию движения судов существенное влияние оказывают искусственные каналы , построенные для сокращения протяжённости морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.
Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.
Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глубины 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.
Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение караванами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в голове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.
Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантический океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учитывая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный импорт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.
В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.
Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринфский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попеременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.
Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проложен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Проходит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.
Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.
По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швартовная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.
Страница 2 из 13
Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана.
Какой Тихий океан? Общая характеристика Тихого океана. Таблица.
Название океана |
Тихий океан |
Площадь Тихого океана: |
|
С морями |
178,684 млн км² |
Без морей |
165,2 млн км² |
Средняя глубина Тихого океана: |
|
С морями |
|
Без морей |
|
Наибольшая глубина |
10 994 м (Марианская впадина) |
Объем воды в Тихом океане: |
|
С морями |
710,36 млн км 3 |
Без морей |
707,6 млн км 3 |
Средняя температура |
|
Соленость |
|
Ширина с запада на восток - от Панамы до восточного побережья о.Минданао |
|
Длина с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды |
|
Количество островов |
|
Животные (количество видов) |
более 100 000 |
В т.ч. видов рыб |
|
В т.ч. видов моллюсков |
|
Видов водорослей |
|
Какой Тихий океан? Описание Тихого океана.
Тихий океан – самый большой океан нашей планеты , занимающий почти ее треть. На его долю приходится 49,5% площади поверхности Мирового океана и 53 % объема его вод. Ширина океана с запада на восток составляет 17 200 км, длина с севера на юг – 15 450 км. Площадь Тихого океана больше площади всей суши Земли на 30 млн квадратных километров.
Тихий океан – самый глубокий океан нашей планеты . Средняя его глубина составляет 3984 метра, а наибольшая – 10 994 км (Марианская впадина или «Бездна Челленджера»).
Тихий океан – самый теплый океан нашей планеты. Большая часть океана лежит в теплых широтах, поэтому средняя температура его вод (19,37°С) на два градуса выше температуры других океанов (за исключением Северного Ледовитого).
Побережье Тихого океана – самая густонаселенная территория Земли, здесь в 50 государствах проживает около половины населения нашей планеты.
Тихий океан имеет самое большое промысловое значение из всех водоемов планеты – здесь добывается около 60% мирового улова рыбы.
Тихий океан имеет самые большие запасы углеводородов во всем Мировом океане – здесь находится около 40% всех потенциальных запасов нефти и газа.
Тихий океан имеет самую богатую флору и фауну – здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана.
Тихий океан самый «буйный» океан на планете – здесь "рождается" более 80% цунами. Причина тому - большое количество подводных вулканов.
Тихий океан имеет огромное транспортное значение - здесь проходят важнейшие транспортные пути.
Открытие Тихого океана. Почему океан «Тихий»?
Почему Тихий океан назван «тихим»? Ведь это самый грозных из всех океанов Земли: 80% цунами зарождается здесь, океан изобилует подводными вулканами, знаменит катастрофическими ураганами и штормами. Просто по иронии судьбы первый европейский исследователь и открыватель Тихого океана Фернан Магеллан во время своего трехмесячного плавания ни разу не попал в бурю. Океан был тих и ласков, за что и получил свое нынешнее название – «Тихий».
Кстати, Магеллан не был первым европейцем, увидевшим Тихий океан. Первым был испанец Васко Нуньес де Бальбоа, исследовавший Новый свет. Он пересек американский континент и вышел на побережье как он думал моря. Он еще не знал, что перед ним величайший океан Земли и дал ему название Южное море.
Границы и климат Тихого океана. Какой Тихий океан?
С сушей:
Западная граница Тихого океана: у восточных побережий Австралии и Евразии.
Восточная граница Тихого океана: у западных побережий Южной и Северной Америки.
Северная граница Тихого океана: почти полностью замыкается сушей – российской Чукоткой и американской Аляской.
Южная граница Тихого океана: у северного побережья Антарктиды.
Границы Тихого океана. Карта.
С другими океанами:
Граница Тихого океана с Северным Ледовитым океаном: граница проводится в Беринговом проливе от мыса Дежнева до мыса Принца Уэльского.
Граница Тихого океана с Атлантическим океаном: граница проводится от мыса Горн по меридиану 68°04’ (67?) з. д. или по кратчайшему расстоянию от Южной Америки до Антарктического полуострова через пролив Дрейка, от острова Осте до мыса Штернек.
Граница Тихого океана с Индийским океаном:
- южнее Австралии - по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в. д. до Антарктиды;
- севернее Австралии - между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западному берегу Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива.
Климат Тихого океана. Общая характеристика и описание Тихого океана.
Климат Тихого океана по частям.
Южная часть Тихого океана – самая холодная, так как вода вплотную подходит к берегам Антарктиды. Здесь в зимний период вода покрывается льдом.
Климат северной части Тихого океана куда мягче. На это влияет тот факт, что Тихий океан с севера практически не контактирует с холодным Северным Ледовитым океаном, а ограничен сушей.
Западная часть Тихого океана теплее восточной части.
В тропических широтах океана зарождаются мощные ураганы – тайфуны.
Существует две зоны зарождения тайфунов:
- восточнее Филиппин – тайфун движется на северо-запад и север через Тайвань, Японию и доходит почти до Берингова пролива.
- возле берегов Центральной Америки.
Количество выпавших осадков неравномерно над поверхностью самого большого океана планеты.
- Наибольшее количество осадков (более 2000 мм в год) характерно для экваториального пояса,
- Наименьшее количество осадков (менее 50 мм в год) - в северном полушарии у берегов Калифорнии, в южном - у берегов Чили и Перу.
Осадки в океане, в целом, преобладают над испарением, поэтому соленость воды несколько ниже, чем в других океанах.
Подробнее о климате Тихого океана читайте в статьях:
- Климат Тихого океана. Циклоны и антициклоны. Барические центры.
Флора, фауна и экономическое значение Тихого океана. Какой Тихий океан?
Флора и фауна Тихого океана необычайно разнообразна. Здесь обитает около половины живых организмов всего Мирового океана. Это объясняется огромными размерами самого большого океана планеты и разнообразием природных условий.
Наибольшее количество видов обитает в тропических и экваториальных широтах, в северных и умеренных широтах видовое разнообразие скуднее, зато здесь больше численность особей каждого вида. Например, в холодных водах Берингова моря встречается около 50 видов морских водорослей, а в теплых водах Малайского архипелага – около 800 видов. Но масса водорослей Берингова моря намного больше общей массы водных растений Малайского архипелага.
Глубины Тихого океана также не безжизненны. Животные, обитающие здесь, имеют необычное строение тела, многие из них флюоресцируют, излучая свет в результате химических реакций. Данное приспособление служит для отпугивания хищников и привлечения добычи.
В Тихом океане обитает:
- более 850 видов водорослей;
- более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
- более 6 тыс. видов моллюсков;
- около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
- 20 видов животных, обитающих на глубине более 10 тыс. км.
Экономическое значение Тихого океана – общая характеристика и описание Тихого океана.
Побережье Тихого океана, его острова и моря освоены крайне неравномерно. Самыми развитыми промышленными центрами являются побережье США, Японии и Южной Кореи. Экономика Австралии и Новой Зеландии также во многом связана с освоением самого большого океана планеты.
Огромное значение в жизни человечества имеет Тихий океан в качестве добывания пищи . На его долю приходится до 60% мирового улова рыбы. Особенно развито промысловое рыболовство в тропических и умеренных широтах.
Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.
Велико экономическое значение Тихого океана и в плане добычи полезных ископаемых . Здесь находится до 40% потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. В настоящее время углеводороды добываются на шельфе Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии.
Тихий океан выполняет и весьма специфическую роль в современном мире: здесь в южной части океана находится «кладбище» вышедших из строя космических кораблей.
Рельеф дна, моря и острова Тихого океана. Какой Тихий океан?
Рельеф дна Тихого океана - описание и общая характеристика Тихого океана.
Дно самого большого океана планеты имеет и самый сложный рельеф . В основании океана находится Тихоокеанская плита. К ней примыкают плиты: Наска, Кокос, Хуана де Фука, Филиппинская, на юге - Антарктическая плита, а на севере - Северо-Американская. Такое большое количество литосферных плит приводит к сильной тектонической активности региона.
На дне Тихого океана, по краям Тихоокеанской плиты, находится так называемое «огненное кольцо» планеты . Здесь постоянно происходят землетрясения, извергаются вулканы, рождаются цунами.
"Огненное кольцо" планеты.
Дно Тихого океана буквально усыпано одиночными горами вулканического происхождения. На данный момент их насчитано около 10 000.
Кроме того здесь находится сложная система подводных горных хребтов , самый длинный из которых расположен на юге и востоке океана - это Восточно-Тихоокеанское поднятие, переходящее на юге в Южно-Тихоокеанский хребет. Этот подводный хребет делит Тихий океан на две несимметричные части - обширную западную, где преобладают теплые течения, и небольшую восточную, где господствует холодное Перуанское течение.
Бесчисленные острова и архипелаги , образовавшиеся в результате вулканической деятельности, объединяются в отдельную часть света – Океанию.
Самыми крупными котловинами Тихого океана являются: Чилийская, Перуанская, Северо-Западная, Южная, Восточная, Центральная.
Моря Тихого океана и береговая линия. Какой Тихий океан?
Почти все моря Тихого океана расположены на северных и западных его окраинах - у берегов Азии, Австралии, Малайского архипелага. На востоке океана нет ни крупных островов, ни вдающихся глубоко в сушу заливов - береговая линия плавная. Исключение - Калифорнийский залив - полузамкнутое море Тихого океана. У берегов Антарктиды расположено единственное южное окраинное море этого океана - море Росса.
Острова Тихого океана.
В этой статье мы рассмотрели описание и общую характеристику Тихого океана, дали ответ на вопрос: Какой Тихий океан? Далее читайте:
Воды Тихого океана: водные массы океана, температура океана, соленость океана, ледообразование и цвет воды Тихого океана.
В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.
С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.
Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.
Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.
Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.
Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.
Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.
Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.