В первые десятилетия XX века. История россии первых десятилетий хх века Полеты к Луне
История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.
Всемирная история 20 века
XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.
Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.
В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.
Русская революция и ее последствия
Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.
Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.
Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.
Первая мировая война
Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.
Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.
Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.
Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.
Искусство и литература
Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.
Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.
Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.
Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.
Вторая мировая война
История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.
Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.
Холодная война с былыми союзниками
В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.
Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.
Культурная революция в Китае
Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.
К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.
Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.
Космическая гонка
Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.
Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.
Несмотря на всю скорость, с которой работали первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.
Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.
В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.
Полеты к Луне
Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.
Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.
Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.
Поражение социалистического лагеря
Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.
Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.
В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.
Технический прогресс в XX веке
Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.
К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.
Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.
Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.
Медицина в XX веке
Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.
Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.
В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.
После СССР
Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.
Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии - в независимые государства и т. д.
Мир империй
Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занимали национальные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные - значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.
В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.
Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.
Ещё одна разновидность империй сложилась на протяжении Нового времени. Это были колониальные империи европейских стран, «открывавших» и подчинявших своему владычеству обширные территории Африки, Америки, Азии.
Крупнейшими колониальными державами были сначала Португалия, Испания, Голландия, а в XIX в. - Великобритания, Франция и др. Территории колониальных владений этих стран во много раз превосходили их собственную. Так, о владениях британской короны с полным основанием говорили, что «в них никогда не заходит солнце».
Последними крупными объектами колониальных захватов стали Центральная Африка и Юго-Восточная Азия. В Африке в 80-90-е годы XIX в. шла жёсткая борьба за территории между Великобританией, Францией, Германией, Италией. Если до этого колонии европейских стран занимали 10,8% территории Африки, то к 1900 г. - уже 90,4%. К концу XIX в. колониальный раздел мира между ведущими европейскими державами был практически завершён.
Жизнь народов и отдельных людей в империях определялась не только исторически сложившимися условиями и традициями, но в немалой степени и местом в имперской пирамиде. На её вершине - в метрополиях сосредоточивались высшая власть и богатства империи.
Метрополия (от греческих слов «мать» и «город») - обозначение государства по отношению к основанным или завоёванным им колониям.
Олицетворением этой власти во многих европейских столицах (Лондоне, Париже, Амстердаме, Вене, Берлине) были не только королевские дворцы, но и деловые центры с банками, конторами крупных промышленных компаний, биржи, размещавшиеся в монументальных многоэтажных домах. Определённая доля накапливавшихся здесь капиталов выделялась и тем, кто составлял часть машины управления империями, - чиновникам, военным и техническим специалистам и др. У подножия имперских пирамид находились миллионы крестьян, городских и сельских рабочих. Оплата их труда была крайне низкой. Так, в Англии в начале XX в. доход рабочего был почти в 10 раз меньше, чем у высшего чиновника государственного аппарата. Особенно тяжело приходилось подавляющему большинству населения колоний, которое испытывало двойной гнёт - со стороны собственных правителей и колониальных властей.
Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации
Конец XIX - начало XX в. - это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. Особенно значительными были открытия в физике, современники назвали их переворотом, революцией в науке. Вспомним важнейшие из них. В конце XIX в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген - икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896-1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в XVIII в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома.
В начале XX в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени. Эти открытия означали настоящий переворот в физике. Считавшийся неделимым атом «распался». Это вызывало неоднозначную оценку в научном мире. Одни считали, что открытия свидетельствовали о несостоятельности материалистической картины мира, другие увидели в них новые возможности научного познания природы и человека.
Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Полька по происхождению, высшее образование получила в Варшаве. Затем переехала в Париж, где вместе с мужем Пьером Кюри занялась исследованием радиоактивности. В 1903 г. и 1911 г. удостоена Нобелевских премий в области физики и химии. Умерла от болезни крови, вызванной радиоактивным излучением.
Значительные успехи были достигнуты в конце XIX - начале XX в. и в других отраслях науки. В биологии на основе дарвиновской теории эволюции получили дальнейшее развитие науки о строении и развитии клеток (цитология) и тканей (гистология). В особое научное направление выделилось изучение проблем наследственности - генетика, в которой наибольшую известность в этот период приобрели работы немецкого биолога А. Вейсмана и американского учёного Т. Моргана. Всемирное признание получили исследования И. П. Павлова в области физиологии человека, особенно его теория условных рефлексов. В конце XIX в. большие успехи были достигнуты в бактериологии. Одним из её центров стал основанный в 1888 г. в Париже Пастеровский институт (средства на его учреждение собирались по международной подписке). Бактериологи разработали препараты для предотвращения заболеваний и лечения сибирской язвы, холеры, туберкулёза, дифтерита и других неизлечимых прежде болезней.
Открытия в разных сферах естествознания ознаменовали новый этап научного прогресса. Особенно важным оказалось то, что они очень быстро находили практическое применение, воплощались в технические изобретения и устройства. Так, радиоволны были открыты в конце 80-х годов XIX в., а уже в 1895 г. русский учёный А. С. Попов продемонстрировал свой первый радиоприёмник, а итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии «способ передачи электрических импульсов без проводов». В следующем году было создано акционерное общество по внедрению и эксплуатации изобретения Маркони. Он получил значительные средства для дальнейшей работы и в начале XX в. смог осуществить радиопередачу через Атлантический океан. Вслед за А. С. Поповым немецкий инженер X. Хюльсмайер наметил подходы к радиолокации.
В технике особое внимание уделялось изобретению и совершенствованию технических устройств, в частности двигателей внутреннего сгорания. Широко известны имена Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, увековеченные в названиях созданной ими техники, применение которой вывело производство автомобилей и самолётов на качественно новый уровень. В первые десятилетия XX в. появились дизельные тепловозы и теплоходы. Разработки учёных-химиков позволили начать производство искусственных материалов: пластмасс, каучука, шёлка и др.
Широкое внедрение научных и технических достижений способствовало индустриализации всё большего числа европейских стран. Так, в Италии стало развиваться автомобилестроение. К 1914 г. в стране действовали 44 автомобилестроительные компании, крупнейшей из которых была фирма «Фиат». В Германии, Нидерландах и ряде других стран получила развитие электротехническая промышленность. В Бельгии наряду с традиционной угледобычей и металлургией было развёрнуто производство железнодорожных экспрессов и вагонов.
Своего рода «кровеносными сосудами» индустриализации стали сотни тысяч километров строившихся железных дорог, новые пароходные линии, мосты и тоннели.
В 1900-1913 гг. длина железных дорог в мире увеличилась с 710 тыс. км до 1014 тыс. км, мировая добыча угля выросла с 700 млн т до 1,2 млрд т, добыча нефти - с 20 млн до 52 млн т. В США к началу XX в. действовали четыре железнодорожные линии, связывавшие восточные штаты с тихоокеанским побережьем. В России в 1904 г. завершилось строительство Транссибирской магистрали длиной 7 тыс. км. В конце XIX - начале XX в. сооружены крупнейшие тоннели в Альпах (например, знаменитый Симплонский тоннель протянулся на 20 км), что позволило значительно сократить путь от западноевропейских столиц до Стамбула. В 1914 г. было закончено строительство Панамского канала (длиной свыше 81 км), соединившего Тихий и Атлантический океаны.
Если XIX столетие считалось веком угля и стали, то XX в. с полным основанием назван веком электричества. В начале этого столетия электроэнергия стала широко использоваться в промышленности и на транспорте. В крупных городах на смену конке пришли трамваи, переводились на электрическую энергию линии метро (например, в Лондоне).
В промышленности одновременно с применением более совершенных машин и технологий разрабатывались новые принципы организации производства. Американский предприниматель Ф. Тейлор предложил разделить заводской производственный процесс на отдельные стадии и операции. Специализация рабочего только на одной операции позволяла существенно повысить производительность труда. Эти идеи были подхвачены и развиты на автомобильных предприятиях Г. Форда в США. Здесь производство основывалось на стандартизации и автоматизации работ. Важнейшим технологическим новшеством стало применение «сборочного пути», как называл его сам Форд, или конвейера (впервые это произошло в 1913 г.). Идея «доставлять работу к рабочим», организация труда по методу Тейлора позволяли значительно экономить силы работников, каждый из которых должен был чётко, почти автоматически выполнять закреплённую за ним операцию. Так, сборка автомобильного двигателя, которая раньше выполнялась одним рабочим, была разбита на 48 отдельных движений. К рабочему месту подвозили все необходимые детали и материалы. В результате производительность труда работников увеличилась в 3-4 раза.
Введение конвейера имело, однако, не только положительные стороны. Сам Г. Форд отмечал: «...результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же одним и тем же движением».
А вот что думали сами рабочие (из рассказа рабочего автомобильного завода Ш Г. Форда в Дедженхэме):
«Это самая нудная работа в мире. Это одно и то же дело снова и снова. В нём нет никакого изменения, оно изнашивает вас. Оно вызывает у вас ужасную усталость. Оно замедляет ваши мысли. Здесь не нужно думать... Вы просто делаете это и делаете. Вы выносите это ради денег. Вот за что нам платят - за то, чтобы мы выносили нудность этого... Форд видит в вас скорее механизм, чем человека. Они стоят над вами всё время. Они ждут от вас работы в каждую минуту дня».
Быстрое индустриальное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось не только на условиях труда людей, но и на среде их обитания. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин. В Лондоне с конца XIX в. стали систематически проверять состав воздуха, выявляя в нём содержание углекислого газа и других вредных веществ. В выходные дни горожане устремлялись за город «подышать свежим воздухом». Становилось всё очевиднее, что технический прогресс имеет и отрицательные последствия.
Изменения в условиях и образе жизни людей
Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т. д.
Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.
В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.
Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX - начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.
XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.
В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.
Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах - восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.
Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий - юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.
Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).
Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.
Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.
Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.
С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.
Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А, Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы - «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф. Юон («Новая планета»).
Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С. Д. Меркуров (памятники К А. Тимирязеву и Ф. М. Достоевскому), Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву).
Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
Условия развития культуры в годы нэпа
С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.
В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты[i]. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.
Образование и наука
Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.
С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.
Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.
В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.- 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.
Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.
Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди чих - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас - имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.
Литература и искусство
Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочею класса.
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».
Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).
Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В. Э. Мейерхольда.
Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
Дальневосточный узел противоречий, образование Антанты, борьба Антанты с германским блоком в 10-е гг. XX в., мир накануне Первой мировой войны.
Конец XIX в. ознаменовался завершением борьбы великих (ержав за раздел мира и первыми войнами за его передел. Ко времени завершения раздела мира безусловным лидером стала Англия, над владениями которой “никогда не заходило солнце’ 5 . Второй колониальной державой стала Франция. Старые колониальные державы Испания и Португалия ослабли, их теснили бо- 1сс сильные. Среди тех кто наиболее агрессивно наседал на них были США, Германия и Япония, опоздавшие к колониальному разделу мира и в конце XIX в. активно пытавшиеся оторвать от колониального пирога у тех, кто не мог защитить свои владения.
США в 1893 г. заняли Гавайские острова, а в 1898 г. воспользовались восстанием на Кубе и силой отняли ее у Испании, которая до этого отказывалась продать ее американцам за 100 млн. долл. Заодно США отняли у испанцев Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины, па которые претендовала Германия. Тем самым США открыли эпоху войн за передел мира. Вместе с тем главной целью США был Китай как огромный рынок сбыта американской продукции. Однако он уже был поделен между Англией, Францией и Россией. В сентябре 1899 г, статс-секретарь ("ША Хэй обратился ко всем колониальным державам с нотами, в которых провозглашалась доктрина “открытых дверей” или "равных возможностей”. Англичане, французы, немцы, японцы и итальянцы согласились с предложением США, однако Россия заняла уклончивую позицию, что предопределило формирование антирусской коалиции на Дальнем Востоке.
Германия агрессивнее других претендовала на долю колониального пирога, считая себя несправедливо обделенной. Немцы купили у Италии Каролинские, Марианские острова и Палау, а также получили небольшую концессию в Китае. Они претендовали на большее, но Англия и Франция категорически возражали. Кайзер Вильгельм был крайне раздражен и искал возможности нанести удар своим противникам.
Япония запаздывала в своем развитии и лишь в самом конце
XIX в. сумела создать военный флот, позволивший ей заявить о своих претензиях на Корею и Северный Китай, где сильным было влияние России. Претензии Японии поощрялись Англией и США, желавшими ослабить положение России в Корее и северо-восточной провинции Китая - Манчжурии. Министр иностранных дел России Муравьев понимал слабость позиции России на Дальнем Востоке, с которым не было постоянного сообщения, и стал искать союза с Францией. Одновременно Россия приступила к строительству КВЖД. Летом 1901 г. к власти в Японии пришли крайние милитаристы (кабинет Кацуры), которые в 1902 г. подписали с Англией союзный договор, направленный против России. Договор развязал руки Японии, и 8 января 1904 г. она начала войну против России. Япония торопилась начать войну до того, как Россия завершит строительство КВЖД. Кроме того, она опасалась сближения России с Англией. Выгодной для Японии была также поддержка США, желавших ослабления России на Дальнем Востоке. К войне Японию подталкивала Англия, опасавшаяся, что Россия может заручиться на Дальнем Востоке поддержкой Франции, что по условиям англо-японского договора обязывало Англию воевать на стороне Японии.
Создание англо-японского союза против России в определенном смысле устраивало Германию и Австро-Венгрию, поскольку отвлекало силы России на Дальний Восток. В то же время эти две державы не желали усиления Англии и Японии за счет России, поэтому, когда японцы начали войну против России, ее тылы в Европе и на Балканах оказались прикрытыми Германией и Австро-Венгрией. Россия проиграла войну и по Портсмутскому миру потеряла концессии в Корее и Манчжурии, вынуждена была уступить Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним в Китае, Южный Сахалин, право ловли рыбы в Охотском, Беринговом и Японском морях.
Для России Портсмутский мир стал национальным позором. ! 1,лрь Николай II согласился на пего лишь потому, что Россия
»казалась накануне революции 1905 г.
В Японии условия мира тоже сочли позором. Японцы рассчитывали получить с России 1200 миллионов йен контрибуции и весь Сахалин. Однако Россия наотрез отказалась платить контрибуцию. Война разорила Японию, казна была пуста, а ее кредиторы - Англия и США полагали, что Россия уже достаточно ослаблена на Дальнем Востоке и на море (Цусима), и отказали Японии в кредитах. Вот в этих условиях Япония и подписала 5 сентября 1905 г. мирный договор.
Наряду с узлом противоречий на Дальнем Востоке не менее сложной была ситуация в Европе, где все более конфликтными становились отношения между Англией и Германией. Интересы утих двух держав сталкивались по всему миру. Англию крайне беспокоил рост морского могущества Германии, которая в 1900 г. приняла закон о флоте, явно покушаясь на английское морское первенство. В Южной Африке, где в 1886 г. были обнаружены богатейшие золотые россыпи, начался конфликт между африканерами, или бурами, поддерживаемыми Германией, и английскими колонистами, устремившимися в новый Клондайк. Англия просто провоцировала буров на войну, и в 1899 г. она началась. Три года страна вела тяжелые бои, и лишь в 1902 г. буры согласились подписать мир, выговорив себе внутреннюю автономию. Все это время немцы тайно снабжали буров оружием, что до крайности обострило отношения Англии с Германией.
Еще большее беспокойство Англии вызвало приобретение Дойче Банком в 1899 г. концессии на строительство железной дороги из Стамбула в Багдад. Инициатива Дойче Банка была поддержана Канцлером Вильгельмом II, что вызвало бурю возмущения в Лондоне и в Санкт-Петербурге. Россию пугало усиление Германии в зоне проливов Босфор - Дарданеллы, в то время как Лондон заподозрил Германию в намерении обосноваться на ближних подступах к Индии и прибрать к своим рукам Палестину и Месопотамию, которые Англия уже считала почти своими владениями. Франция также не могла с этим смириться, так как опасалась за Левант, который она уже осваивала и в экономику которого уже вложила около 200 млн. франков.
Борьба с Германией толкала Англию на сближение с ее извечной соперницей - Францией. Английский король Эдуард VII все больше опасался Германии и ненавидел Вильгельма II, считая его зарвавшимся выскочкой. Именно он подталкивал правительство к союзу с Францией. В свою очередь Вильгельм II отзывался об Эдуарде VII как о паркетном шаркуне, любителе носить и щегольнуть модным нарядом и не более того. Это действительно было так, но Эдуард, бесспорно, был и талантливым государственным деятелем. Он, как и Вильгельм, вникал во все государственные дела, хотя мог бы этого не делать.
Во Франции поборником сближения с Англией был глава МИДа Делькассе. 8 апреля 1904 г. две державы подписали договор о “сердечном согласии’" - Антанте. По сути, речь шла о политике двух стран в отношении Египта, Марокко, Сиама, Гибралтара и Суэцкого канала. Нигде ни единым словом в тексте договора не упоминалась Германия, Но в Берлине его расценили как явно антигерманский, так как Германия претендовала на часть Марокко и понимала, что Гибралтар и Суэцкий канал будут закрыты для прохода ее военного флота. В ответ Берлин стал искать подходы к Николаю II, предлагая заключить союзный договор. Его текст был подготовлен, но накануне его подписания русский царь предложил показать его французам, что для немцев было унизительным. Вильгельм в письме к своему канцлеру Бюлову называл Николая “тряпкой, не желавшей без соглашения галлов заключить договор”. Личная встреча Вильгельма с Николаем II в июле 1905 г. также не побудила царя пойти на союз с Германией. Наоборот, курс России на сближение с Германией был изменен и последовали переговоры с Англией о разделении сфер влияния в Азии. В августе 1907 г. такое соглашение было подписано в Петербурге. Тем самым возникало Тройственное соглашение, или тройственная Антанта, в составе Англии, Франции и России. Ей противостоял тоже тройственный союз в лице Германии, Австро-Венгрии и Италии, которая, впрочем, была шатающимся членом этого союза. Образование Антанты, центральным звеном которой являлась Англия, означало, что англо-германские противоречия оказались столь глубокими, что Англия для их разрешения пренебрегала противоречиями с Россией и Францией.
После образования двух блоков Англия и Германия развернули гонку вооружений. Г ермания стремилась догнать Англию,
I последняя считала это угрозой своим жизненным интересам. В лигусте 1908 г. король Эдуард VII посетил Вильгельма II с це- п.ю убедить его ограничить строительство военных судов. Кай- ;ср Германии держал себя непримиримо, и визит английского короля закончился взаимными угрозами начать войну.
Морское соперничество Англии с Германией дополнялось рядом других антагонизмов. Получив концессию на Багдадскую железную дорогу, Германия проложила трассу будущей дороги через районы северной Месопотамии, в которых английские и американские нефтяные компании, ведя разведку нефти, нашли ее. Условия концессии позволяли Германии заниматься хозяйственной деятельностью в двухсотметровой зоне отчуждения по обе стороны дороги. Султан Османской империи Абдул Хамид II, спасая ее от развала, сделал ставку на Германию и Австро-Венгрию, прежде всего в силу их русофобского курса. Россию же он числил покровительницей христиан империи, которые расценивались султаном “пятой колонной” России и Запада в целом. Германия напролом лезла на Ближний Восток, что вызывало озлобление не только Англии, но и России.
Союзница Германии Австро-Венгрия стремилась прибрать к своим рукам славянские государства Балкан, с чем никак не могла согласиться Россия. Руководителям государств Антанты было понятно, что если Австро-Венгрия подомнет под себя Балканы, остановить продвижение Германии на Ближний, а затем и Средний Восток уже будет невозможно. Поэтому антагонизм между Антантой и Германским блоком на Балканах к концу первого десятилетия обострился до предела.
Англия предпринимала все меры для того, чтобы помешать строительству Багдадской железной дороги. При ее помощи и поддержке в июле 1908 г. в Турции произошел государственный переворот, названный “младотурецкой революцией”, в ходе которого султан вынужден был принять конституцию, в соответствии с которой прошли выборы, и новое правительство Турции возглавил англофил Камиль-паша. Казалось, Англия одержала победу. Султан Абдул Хамид был свергнут, и новым султаном
был назначен старый безвольный Мсхмсд V. Однако в 1913 г. Германия отыграла партию в Турции и провела на пост первого визиря германофила Шевкет-иашу, пригласившего в Турцию германскую военную миссию и предоставившего Германии новые концессии.
Еще более сложными были балканские противоречия, особенно между Австро-Венгрией и Россией. Военный агент России полковник Извольский предпринимал отчаянные усилия, чтобы не допустить перехода Балкан под контроль Австро-Венгрии. Однако в 1909 г. последняя за 2,5 млн. фунтов стерлингов купила у Турции суверенитет над Боснией и Герцеговиной. Сербия, Греция и Болгария стали готовиться к войне с Турцией, которая началась в октябре 1912 г. Турецкая армия потерпела сокрушительное поражение. Войска балканских союзников захватили большую часть европейской Турции, и последняя запросила мира. Болгария и Сербия не смогли в полной мерс воспользоваться плодами своей победы. Условия мира с Турцией стали компромиссом великих держав. Вместе с тем первая балканская война усилила позиции Антанты, так как укрепила Сербию - противника Австро-Венгрии. Последняя всячески старалась оторвать от Сербии Болгарию. Министр иностранных дел России Сазонов старался не допустить разрыва отношений между Болгарией и Сербией, делая ставку прежде всего на Сербию. Болгарский царь Фердинанд встал на путь сближения с Австро- Венгрией и в июне 1913 г. начал войну с бывшими союзниками - Грецией и Сербией. Австрия, подбивавшая болгар к войне и обещавшая им помошь, так и не решилась напасть на Сербию. Зато на стороне Греции и Сербии выступила Турция, и Болгария была разбита. Бухарестский мир, подписанный 10 августа 1913 г., лишил Болгарию всех ее завоеваний и части исконных земель, что надолго обидело болгар.
Первое десятилетие XX в. для мировой промышленности характеризовалось невероятным прогрессом науки и технологий. Мир вступал в век стали, нефти, электричества и химии. Разработка технологий производства прочных сортов стали открыла возможность строительства совершенно новых машин: на смену паровому двигателю пришел двигатель внутреннего сго-
12 рання. Это повлекло за собой развитие нефтехимии и в первую очередь производство новых видов жидкого топлива. Те государства, которые обладали этими технологиями, получили возможность производить новые виды вооружений. Залежи железных руд, хрома, никеля, натуральный каучук, нефтяные поля стали объектом вожделенных интересов великих держав. За обладание ими они готовы были драться вплоть до войны. В Европе к концу этого десятилетия Германия обогнала Великобританию по выплавке стали, притом заводы Круппа варили самую крепкую в мире сталь. Однако впереди всех оказались США, которые вместе с Канадой производили стали больше, чем Англия. Франция и Германия. Россия существенно отставала по выплавке стали, она по-прежнему варила железо и только приступала к производству хороших сортов стали. Это обусловило ее отставание в машиностроении.
Промышленность Германии переросла свою сырьевую базу, она нуждалась в новых источниках сырья. Особенно остро встал вопрос доступа Германии к источникам нефти, которой у нее не было. Нефтяными полями владели США, Англия, Голландия, Россия и Румыния. Борьба за нефть становилась геополитической проблемой.
Франция к 1914 г. производила лишь шестую часть от того количества стали, которое производила Германия. Развитие тяжелой промышленности Франции тормозилось острым недостатком коксующегося угля, которого в достатке было у Герма- нии. Германский Рур был вожделенной мечтой промышленников Франции.
Колоссальными темпами внедрялись в производство электродвигатели. Лидерами были США, Германия и Голландия. К концу десятилетия в Германии уже около 25 % промышленных предприятий перешло на электрическую тягу, в то время как в Англии только 10 %, в других странах и того меньше. Таким образам, Германия вырывалась по всем показателям вперед, и остановить ее стало потребностью национальной безопасности, прежде всего для лидера Антанты - Англии.
Слайд 1
Первые десятилетия XX века - это время войн и борьбы, внешней и внутренней. Наша страна, а вместе с ней и Петербургская губерния пережила три войны и три революции 1904 год - война с Японией 1905 год - Кровавое воскресенье 1914 год – война с Германией 1917 год – Социалистическая революция Восстание возмущенного населения жестоко подавлено 1918 год - Гражданская война
Слайд 2
На первом месте во всей русской политике первой половины царствования Императора Николая II стояли вопросы Дальнего Востока. Основным препятствием к русскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония
Слайд 3
Внезапное, без официального объявления войны, нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 27 января (9 февраля) 1904 привело к выводу из строя нескольких сильнейших кораблей русской эскадры и обеспечило беспрепятственную высадку японских войск в Корее в феврале 1904 года. В мае 1904года, использовав бездействие русского командования, японцы провели высадку своих войск на Квантунский полуостров и перерезали железнодорожное сообщение Порт-Артура с Россией. Осада Порт-Артура была начата японскими войсками уже к началу августа 1904 года, а 2 января1905 года гарнизон крепости был принуждён к сдаче. Остатки русской эскадры в Порт-Артуре были потоплены осадной артиллерией японцев либо взорваны собственным экипажем.
Слайд 4
На помощь Тихоокеанскому флоту была послана эскадра кораблей из Балтийского моря. Она погибла. Всем известен подвиг крейсера «Варяг» Кре́йсер «Варя́г» - бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 гг. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).
Слайд 5
В истории Русского флота - немало героических страниц. Но именно крейсер «Варяг» навсегда остался в народной памяти символом русского бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести. В далеком 1904 году русские моряки отказались сдаться неприятелю, дабы не посрамить честь Андреевского флага. «Варяг» вступил в бой с 14 кораблями японской эскадры... Варяг был затоплен. Командир крейсера Всеволод Федорович Руднев, один из блестящих русских морских офицеров
Слайд 6
Наверх вы, товарищи, все по местам Последний парад наступает. Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг", Пощады никто не желает! Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая. Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая. Из пристани верной мы в битву идём, Навстречу грозящей нам смерти. За Родину в море открытом умрём, Где ждут желтолицые черти! Свистит и гремит и грохочет кругом, Гром пушек, шипенье снарядов. И стал наш бесстрашный и гордый "Варяг" Подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела. Гром пушек и шум и стенанья. И судно охвачено морем огня, Настали минуты прощанья. Прощайте, товарищи, с Богом - ура! Кипящее море под нами. Не думали, братцы, мы с вами вчера, Что нынче умрём под волнами. Не скажет ни камень ни крест где легли Во славу мы Русского флага, Лишь волны морские прославят одни Геройскую гибель "Варяга"!
Слайд 7
События 9 (22) января1905 года, больше известные как Кровавое воскресенье - расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II. Шествие было подготовлено организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», созданной священником Г. А. Гапоном.
Слайд 8
9 января – кровавое воскресенье
9 января на улицы Петербурга вышли около 140 тысяч рабочих. Обращение к Николаю II, в котором были такие строчки: "Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!" В обращении перечислялись просьбы рабочих, в него впервые были включены требования политических свобод, организации Учредительного собрания, - это была практически революционная программа. На 9 января было назначено мирное шествие к Зимнему дворцу. Гапон уверял, что царь должен выйти к рабочим и принять от них обращение.
Слайд 9
января на улицы Петербурга вышли около 140 тысяч рабочих. Колонны во главе с Г. Гапоном направились к Зимнему дворцу. Рабочие пришли с семьями, детьми, празднично одетые, они несли портреты царя, иконы, кресты, пели молитвы. По всему городу шествие встречало вооруженных солдат, но никто не хотел верить, что они могут стрелять. Николай II в этот день был в Царском селе, но рабочие верили, что он приедет, чтобы выслушать их просьбы. Когда одна из колонн подошла к Зимнему дворцу, неожиданно раздались выстрелы. Упали первые убитые и раненные. Люди, державшие иконы и портреты царя, свято верили в то, что солдаты не посмеют стрелять в них, но грянул новый залп, и на землю стали падать те, кто нес и эти святыни. Толпа смешалась, люди бросились бежать, раздавались крики, плач, новые выстрелы. Не меньше рабочих был потрясен и сам Г. Гапон.
Слайд 10
На улицах столицы в этот день погибло от 130 до 200 рабочих, число раненных достигло 800 человек. Полиция распорядилась не отдавать трупы погибших родственникам, их похоронили тайно ночью. Трагические события 9 января в Петербурге стали днем начал первой русской революции, которая охватила всю Россию.
Слайд 11
Первая мировая война
Германия вступила в Первую мировую войну1 августа1914 года, объявив войну России. Первая мировая- один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В этой войне участвовало 33 государства.
Слайд 12
Три года шла война. Она привела к резкому ухудшению жизни мирного населения. Солдаты устали и не хотели воевать, дезертировали с фронта взяв с собой винтовки и патроны. Все эти события вынудили Николая ІІ отречься от престола, было образовано Временное правительство, которое ничего не сделало для народа.