Современные экологические проблемы. §52
Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире.
Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы в землю. И это отражается не только локально в месте выброса отходов, но и на всей нашей планете.
Какие же проблемы экологии существуют в современном мире?
Загрязнение атмосферы
Одна из основных проблем - это загрязнение атмосферы и, соответственно, воздуха. Именно атмосферный воздух первым почувствовал последствия технического прогресса. Вы только представьте себе, что десятки тысяч тонн вредных и ядовитых веществ ежечасно каждый день выбрасываются в атмосферу. Многие промышленности и производства наносят непоправимый и просто ошеломляющий по силе удар по окружающей среде, например, нефтяная, металлургическая, пищевая и другие виды промышленностей. Вследствие этого выбрасывается большое количество углекислого газа в атмосферу, из-за чего планета постоянно нагревается. Несмотря на то, что перепады температур незначительны, в более глобальных масштабах это может серьезно сказаться на гидрологических режимах, а вернее на их изменениях. Помимо всего этого, загрязнение атмосферы отражается на погодных условиях, которые уже изменились с приходом технического прогресса.
Очень широко распространены сейчас кислотные дожди, которые появляются по причине попадания в воздух оксидов серы. Эти дожди отрицательно воздействуют на многие вещи и наносят ущерб деревьям, растениям, литосфере и верхнему слою земли.
Для устранения экологических проблем не хватает ресурсов, как финансовых, так и физических, поэтому в настоящий момент они находятся только в стадии разработки.
Загрязнение воды
Данная проблема получила особенно широкое распространение в странах Африки и некоторых азиатских странах. Там существует огромный недостаток питьевой воды, так как все имеющиеся водоемы ужасно загрязнены. Эту воду нельзя даже использовать для стирки белья, не говоря уже о ее употреблении в качестве питьевой воды. Это происходит опять-таки по причине выброса отходов в сточные воды многих промышленных предприятий.
Загрязнение земли
Для выбросов отходов многие предприятия используют метод их утилизации в земле. Несомненно, это негативно сказывается на почве, причем не только в зоне захоронения, но и в близлежащих районах. Впоследствии в этой почве выращивают овощи и фрукты не самого высокого качества, которые могут стать причиной многих болезней с летальным исходом.
Пути решения экологических проблем
- Эффективная переработка мусора и других вредных отходов.
- Использование экологически безопасного топлива, не загрязняющего атмосферу.
- Строгие санкции и штрафы на государственном уровне за загрязнение атмосферы, воды и земли.
- Просветительская работа и социальная реклама среди населения.
Все эти шаги кажутся очень простыми и легко применимыми на практике, но зачастую все оказывается не так просто. Многие страны и некоммерческие организации ведут борьбу с нарушителями, но им катастрофически не хватает финансовой поддержки и человеческих ресурсов для осуществления своих проектов.
За последние сто лет во взаимоотношениях человека и биосферы наблюдается, во-первых, увеличение численности населения Земли (1830 гг. - 1 млрд; 1994 - 5500000000), во-вторых, резкий рост промышленного производства, производства энергии, продуктов сельского хозяйства. Это привело к резкому росту антропогенного воздействия на среду, масштабы которого становятся планетарными, а по количественному эффектом деятельность человека превышает много природных процессов.
Воздействие человека на биосферу может быть прямой (искусственное разведение рыб, прямое уничтожение растений и животных и др.) И косвенной (изменения в группировках через изменения в климате). По результатам влияние человека условно разделяют на положительный (насаждение лесов, очистка водоемов и др.) И отрицательный (загрязнение атмосферы, гидросферы и т.д.).
Влияние человека на литосферу:
Истощение и эрозия почв. Эрозия - разрушение верхних горизонтов почвы сильными ветрами (ветровая эрозия) или водными потоками (водная эрозия).
Исключение из землепользования все большей площади земель через заболачивание, засоление, опустынивание, расширение открытых разработок.
Загрязнение тяжелыми металлами (свинец, олово, цинк, медь и др.), Синтетическими веществами.
Добыча нефти, газа, угля, использования подземных вод приводит к обвалов, оползней.
Влияние человека на атмосферу:
Загрязнение оксидами серы, азота, углерода, сажей, метаном и др.
Разрушение озонового слоя хлорфторуглеродами CFCl3, CF2Cl2, которые используются в холодильной промышленности и при производстве аэрозолей, и образования озоновых дыр. Озоновые "дыры" - локальные участки озоносферы, где концентрация озона существенно (на 40 ... 50% ) меньше обычного. появление озоновых дыр представляет реальную экологическую опасность для соответствующего региона в связи с ослаблением защиты всего живого от губительного воздействия "жесткого" ультрафиолетового излучения.
Повышение концентрации СО2 и СН4 в результате сжигания органического топлива, что приводит к " парниковый эффект". Парниковый эффект, тепличный эффект - нагрев нижних слоев атмосферы и поверхности Земли в результате поглощения водяным паром, углекислым газом отраженного от поверхности планеты теплового излучения. За последние 200 лет содержание СО2 в атмосфере вырос почти на 25%, а температура повысилась на 0,5 ° С.
Образование фотохимического смога из выхлопных газов автотранспорта над промышленными городами. Смог - видимо сильное загрязнение воздуха, характеризующееся сочетанием частиц пыли, капель тумана, газообразных загрязнителей и дыма. Главный источник смога - продукты сгорания угля, мазута, солярки, выхлопы автотранспорта.
Образование кислотных осадков вследствие загрязнения атмосферы диоксидом серы, оксидами азота, хлористым водородом. Кислотные осадки - атмосферные осадки, кислотность которых превышает нормальное значение (pH <5,5 ).
Влияние человека на гидросферу:
Нерациональное использование запасов пресной воды.
Загрязнение водоемов нефтепродуктами, ядохимикатами, минеральными удобрениями, бытовыми и промышленными отходами и др.
Влияние человека на биосферу:
■ Радиоактивное загрязнение приводит к накоплению в живых организмах радиоактивных металлов: стронция-90 (вместо кальция, к которому он близок) и цезия-137 (вместо калия) и др.
■ Важным фактором влияния человека на распространение организмов является интродукция (лот. Introductio - введение ) - переселение отдельных видов растений и животных за пределы их естественного ареала и адаптация к новым условиям существования. Интродукция может быть сознательной и бессознательной. Сознательно человек ввозит в новый район ценные в хозяйственном или эстетическом отношении растения. Надо заметить, что большая часть культурных растений выращивается далеко за пределами естественного распространения своих диких предков. Иногда страна, куда интродуцировано растения, становится для них второй родиной. Так, родина кофе - Африка, а какао - тропическая Америка. Теперь главный экспортер кофе - Бразилия, а какао - Гана.
■ Одной из форм антропогенного воздействия является акклиматизация - приспособление организмов к новым условиям среды (биоценозов ) , в которое они в основном переносятся (сознательно или случайно ) человеком. Приспособление к новым условиям происходит под влиянием естественного или искусственного отбора в результате изменения генетической структуры вида. Примером антропогенного воздействия является акклиматизация кроликов в Австралии, которая впоследствии превратилась в настоящее бедствие. В 1859 г.. В Австралию были завезены 24 кролики, которые начали быстро размножаться и уничтожать пастбища. В 1950 г.. Для уменьшения количества кроликов было использовано вирус миксоматоза, после чего начался процесс возрождения пастбищ.
Деградация природной среды осуществляется под влиянием негативных действий двух типов: а) незначительные по влиянию, но продолжительные по времени; б) разовые катастрофические, имеющих место при авариях.
Министерство образования РФ
ТГПУ им. Л.Н.Толстого
кафедра: экологии и географии.
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Экологические проблемы современности.
Выполнил: студент 1 курса ОЗО
Исторического факультета
Латов К.Н.
Научный руководитель:
Лапина О.Ю.
2004 год.
Введение.
Угроза экологического кризиса.
1. Уменьшение биологического разнообразия.
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Демографические проблемы.
Пути решения экологических проблем.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
.
Экологическая проблема - это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратным влиянием природы на человека и экономику.
Во второй половине XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решение которых зависит социальный прогресс, судьбы цивилизации.
Характерной
особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействие
человека на окружающую его среду, что сопровождается не бывалыми ранее
интенсификацией и глобализацией негативных последствии этого воздействия. И
если раньше человечество испытывало региональные и локальные экологические
кризисы, которые могли привести к гибели какой - либо цивилизации, но не
препятствовали к дальнейшему процессу человеческого рода в целом, то теперешняя
экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом. Поскольку
современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в
планетарном масштабе. Кризисных точек как в проблемном, так и в пространственном
смысле становится всё больше, и они оказываются тесно связанными между собой,
образуя становящуюся всё более частой сеть. Именно это обстоятельство и
позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе
экологической катастрофы.
УГРОЗА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
КРИЗИСА
.
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно - технической революции усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.
В сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За 40 лет после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Но запасы угля, нефти, газа, меди, железа и других важных для людей богатств природы невозобновимы и, как рассчитали учёные, будут исчерпаны через несколько десятилетий.
Даже лесные ресурсы, которые, казалось бы, постоянно обновляются, на деле быстро убывают. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Ежегодно разрушается более 11 млн. га леса, и через три десятилетия площадь уничтоженных лесов будет приблизительно равна площади Индии. Значительная часть территории, на которой ранее росли леса, превращаются в сельскохозяйственные земли низкого качества, которые не могут прокормить людей, живущих на этой территории. Основной причиной сокращения площади лесов на нашей планете являются прямая вырубка лесов для заготовки промышленной древесины и получения топлива с учётом неуклонного роста населения в развивающихся странах, расчистка земель для сельхозугодий и пастбищ, загрязнение окружающей среды различными токсикантами и т.д.
Особенно интенсивно вырубаются влажно - тропические леса, причем темпы их сведения с каждым годом возрастают. Если в середине 80-х годов XX века ежегодно уничтожалось 11,3 млн. га, то в 90-х годах - уже 16,8 млн. га. В настоящее время влажно - тропические леса Латинской Америки сведены на 37% от первоначальной площади, в Азии - на 42%, в Африке - на 52%.
Наибольшие площади первичных лесов сохранились в Бразилии, Заире, Индонезии, Колумбии, а бореальных - в России и Канаде. Меньше всего первичных лесов осталось в Китае и Австралии, а в Западной Европе (за исключением скандинавских стран) их практически не осталось.
Сведение лесов приводит к негативным экологическим последствиям: изменяется альбедо земной поверхности, нарушается баланс углерода и кислорода в атмосфере, усиливается эрозия почв, нарушается гидрологический режим рек и т.д.
Не меньшую опасность вызывает загрязнение Мирового океана. Мировой океан постоянно загрязняется в основном из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана.
В океан сбрасываются также миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанского пространства сейчас приходится 17 тонн различных вредных отбросов с суши. А мертвый океан, считают учёные, - это мёртвая планета.
Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, дезинфекционные средства, ртуть, мышьяк, свинец, цинк в огромных количествах попадают в реки и озёра. В республиках СНГ ежегодно сбрасываются в реки, озёра, водохранилища и моря неочищенные сточные воды, содержащие миллионов тонн вредных веществ. Не лучше положение и в других странах мира. Сильно загрязнены Дунай, Волга, Миссисипи, Великие Американские озёра. По данным специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
Известно, что человек без пищи может жить пять недель, без воды -пять дней, без воздуха - пять минут. Между тем загрязнение атмосферного воздуха давно превзошло допустимые пределы. Запылённость, содержание углекислоты в атмосфере ряда крупных городов возросли в десятки раз по сравнению с началом XX века 115 млн. легковых автомобилей в США поглощают кислорода в два раза больше, чем создаётся его на территории этой страны всеми естественными источниками. Общий выброс вредных веществ в атмосферу (промышленностью, энергетикой, транспортом и т.п.) в США составляет около 150 млн. тон в год, в странах СНГ более 100 млн. тон. В 102 городах СНГ с населением более 50 тыс. человек концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы в 10 раз, а в некоторых - ещё больше. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, которые появляются в процессе функционирования электростанций Германии и Великобритании, выпадают в Скандинавских странах и несут гибель озёрам и лесам. Территория СНГ получает с кислотными дождями с Запада в 9 раз больше вредных веществ, чем их переносится в обратном направлении. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года показала экологическую угрозу, создаваемую авариями на атомных электростанциях, которые существуют в 26 странах мира. Серьёзной проблемой стал бытовой мусор: твёрдые отбросы, полиэтиленовые пакеты, синтетические моющие средства и т.п.
Исчезает вокруг городов напоенный ароматом растений чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы. Груды консервных банок, битого стекла и иного мусора, свалки вдоль дорог, захламление территории, искалеченная природа - таков итог длительного господства индустриального мира.
УМЕНЬШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ.
По мере развития цивилизации усиливается её влияние на природу. Всё больше территории города и сельскохозяйственные угодья, всё меньше остаётся на нашей планете уголков, где животные могли бы существовать в естественных условиях. По мере роста населения и расширение хозяйственной деятельности сокращаются нетронутые участки природы. Основные территории размножения, миграционные пути, зоны охоты, районы питания травоядных исчезают под искусственными покрытиями, затопляются водой, «скармливаются» скоту или распахиваются. Лесные области оголяются лесозаготовителями, превращаются в пастбища, используются для посева или засаживаются чуждыми для данного района деревьями. Проблема уменьшения биологического разнообразия вследствие уничтожения естественных участков природы характерна для всех природных зон земли.
В последнее десятилетие сильно выросло антропогенное воздействие на природные ландшафты тундровой зоны. Антропогенная трансформация типичных тундр полуострова Ямал. На месте полного разрушения мохово -лишайниковых тундр начинают активно развиваться процессы термокарста и эрозии (рост оврагов в окрестностях населённых пунктов достигает 15-30 м в год). Тревожное положение сложилось в Яшкульском районе Калмыкии, где сосредоточено основное стадо европейской популяции сайгака. Когда-то эти копытные, современники мамонтов, паслись на огромных открытых пространствах от Тянь - Шаня до Карпат. Сейчас происходит резкое падение численности этого вида, идеально приспособленного к условиям сухих степей. Животные, особенно молодняк, тонут тысячами в водах оросительных каналов, перерезающие исконные миграционные пути сайгаков. Браконьеры отстреливают их сотнями за ночь. Но главная причина сокращения численности сайгаков - прогрессирующий процесс антропогенного опустынивания в степях Прикаспия, стремительно сокращающий площади, пригодных для обитания этих животных.
В результате бездумного промышленного и сельскохозяйственного освоение земель, загрязнение окружающей среды в США уничтожаются или отправляются в естественные районы обитания диких водоплавающих птиц, редких животных. Прилетающие туда из Канады и Аляски утки, гуси, лебеди и другие виды птиц гибнут миллионами. В мировом океане из-за хищнического вылова и все увеличивающегося загрязнения и разрушения окружающей среды 25 видов наиболее ценных промысловых рыб или почти полностью уничтожены или их численность резко сократилась. Ежегодно уничтожается до 250 тысяч особей различных видов дельфинов. Гибнут дюгони и морские черепахи, в рыболовных сетях ежегодно погибает около миллиона морских птиц.
В настоящее время почти все бассейны поверхностного стока европейской и азиатской части России преобразованы гидростроительством. Это существенно нарушило воспроизводство рыбных запасов внутренних водоёмов, прежде всего ценных проходных и полупроходных рыб, таких как осетровые, лососевые, каспийские сельди, вобла, рыбец. Потери только от колебания уровня воды в связи с работой гидроузлов равны величине годового улова в водохранилищах (50-70 тыс. тон) или превышают её. В ирригационных системах, гидроузлах и промышленных водозаборах погибает больше молоди промысловых рыб, чем производится всеми рыбными заводами России. Таким образом, в результате антропогенного разрушения среды обитания происходит резкое сокращение численности и даже исчезновение многих видов живых существ. Только за три последних столетия на нашей планете не стало 120 видов животных. По подсчетам специалистов, в ближайшие 30 лет такая же участь может постигнуть ещё примерно 100 видов, что отрицательно скажется и на жизни людей.
Научные экологические исследования в области
изучения охраны генофонда диких животных и растений позволяют обеспечить
сохранность многих ценных и редких животных и растений.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Проблема здоровой окружающей среды стала такой же жизненно важной, как проблема обеспечения человека продуктами питания или энергии. Общеизвестно, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. Даже наследственные заболевания в конечном счете с исторической точки зрения представляют собой результат взаимодействия между неблагоприятной окружающей средой и многими предшествующими поколениями людей.
В настоящее время вследствие хозяйственной деятельности человека загрязнение окружающей среды пробрело гигантские масштабы и может иметь ряд нежелательных последствий: нанесение ущерба растительному и животному миру (снижение продуктивности лесов и культурных растений, вымирание животных); нарушение устойчивости природных биоценозов; нанесение ущерба имуществу (коррозия металлов, разрушение архитектурных сооружений); нанесение вреда здоровью человека. Многие из загрязнителей (пестициды, полихлордифенилы, пластмассы) крайне медленно разлагаются в естественных условиях, а таксические соединения (ртуть, свинец) вообще не обезвреживаются. Особенно много загрязнителей попадают в окружающую среду в результате получения энергии путем сжигания ископаемого топлива. Человек, высвобождая солнечную энергию таким путем, ускоряет круговорот веществ и энергии в природе. Отходы производства и загрязнители (окись углерода, окислы азота, углеводороды, твёрдые частицы и пр.) атмосферы нарушают естественный круговорот углерода, способствуя возникновению ряда негативных последствий (парниковый эффект, фотохимический смог и др.).
Большое количество загрязнителей в атмосферу выбрасывают различные отрасли промышленности, в частности металлургические предприятия мира ежегодно выбрасывают более 150 тыс. тон меди, 120 тыс. тон цинка, 90 тыс. тон никеля, кобальта, ртути и т.д.
Значительным загрязнителем окружающей среды является и сельское хозяйство. Так, одних только пестицидов в мире насчитывается более 1500 препаратов (в России пока применяется лишь 150-160). Особую опасность вызывает применение фосфорорганических пестицидов, которые представляют собой сильнодействующие ядовитые вещества, приводящие к массовой гибели птиц (скворцов, дроздов, сизых голубей и др.). В настоящее время в промышленно развитых странах натуральные продукты заменены синтетическими, которые трудно разлагаются и загрязняют окружающую среду. Это, прежде всего синтетические волокно, моющие средства (детергенты, отбеливатели), пища с добавками, минеральные удобрения, синтетический каучук и др.
Созданные современным промышленным производством принципиально новые материалы и вырабатываемые отходы нового типа, не существовавшие ранее в природе, во многом чужды живым организмам по своей физико - химической структуре. К воздействию некоторых из нихчеловеческий организм эволюционно не подготовлен. К ним относятся, прежде всего, новые химические вещества, виды энергии, разнообразные физические излучения. Действие этих новых факторов на человека привело к возникновению неизвестных ранее генетических, токсикологических, аллергических, респираторных, эндокринных и других заболеваний.
По существу, все собственно экологические проблемы сводятся к соизмерению каждым человеком своих действий с возможностями окружающей среды, потому что участь человечества и всей жизни на Земле в значительной степени зависит от установления равновесия между удовлетворением потребностей человека и ограничениями экологического характера, добиться которого можно лишь путём гармонизации отношений людей и природы, причём этот процесс должен охватить все страны без исключения.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения был почти неощутим.
В течение нескольких первых
миллионов лет истории человечества люди жили небольшими группами и обеспечивали
себя за счет охоты на диких животных и сбора дикорастущих растений. В этот
период численность населения росла экспоненциально (т.е. численность населения
имела постоянный процентный рост от всего количества за каждый промежуток
времени), но медленно, со средней скоростью только 0,002% в год. Медленно
численность населения набирала силу на протяжении XIX века и чрезвычайно резко увеличился в XX веке после второй мировой войны. Это дало повод
говорить о «демографическом взрыве». С тех пор скорость ежегодного прироста
существенно увеличилась и в 1970 году достигла наивысшего уровня - 2,06%. При
современных темпах роста численности населения планеты достигнет 7 млрд. к 2007
году. В 1989 году население Земли увеличилось на 90 млн. человек - это больше,
чем население Канады и Германии вместе взятых. Еженедельный прирост при этом
составил 1,7 млн. человек, ежедневный - 247 тыс. человек, а ежечасный 10270
человек. Население мира увеличивается сегодня на 250 тыс. человек ежедневно,
1 млн. 750 тыс. каждую неделю, 7,5 млн. в месяц, 90 млн. в год. При таких
темпах достаточно:
10 месяцев для воспроизводства 24 млн. человек, погибших во времена величайшего бедствия человечества - бубонной чумы в XIV веке;
Менее 2 лет для рождения 165 млн. человек - столько людей было убито во всех воинах за последние 200 лет;
Такой мощный прирост населения происходит в то время, как:
По крайней мере половина взрослого населения планеты не умеет ни читать, ни писать;
Один из каждых пяти человек голодает или недоедает, а каждый шестой не имеет соответствующего жилища;
Каждый четвертый испытывает недостаток в безопасной питьевой воде;
Каждый третий не обеспечен услугами коммунальной службы по удалению отходов, не получает соответствующее медицинской помощи и не имеет топлива для приготовления пищи и обогрева;
Эксперты по народонаселению предсказывают, что, если не случиться мировой ядерной войны или широкомасштабного голода или мора, численность населения к 2100 году достигнет 10,4 млрд. человек и будет в два раза больше, чем в 1989 году. По данным ООН, основной прирост населения планеты приходится на развивающие страны. Распределение плотности населения на земном шаре весьма неравномерно. Эта неравномерность ярко проявляется даже в пределах одной страны из-за концентрации населения в городах.
Рост населения Земли (млрд. человек)
Большинство аналитиков сходятся на том, что в настоящее время существуют две основные демографические проблемы: перенаселение в развивающихся странах и перепотребление в развитых государствах.
Перенаселение возникает там, где население дольше, чем того позволяют ресурсы пищи, воды и т.д., и там, где скорость прироста населения превышает скорость экономического роста настолько, что всё большее число людей нищает и оказывается не в состоянии произвести или купить достаточно пищи, топлива, а также других необходимых ресурсов. В менее развитых странах мира перенаселение вызывает преждевременную смерть 20 - 40 млн. человек ежегодно, заставляя ещё сотни миллионов бороться за выживание.
Перепотребление наблюдается в промышленно развитых странах и проявляется, когда наибольшее по численности население использует ресурсы в таких масштабах, что возникает значительное загрязнение, деградация окружающей среды и истощение ресурсов.
Быстрый рост населения в развивающихся странах резко обостряет экологические и социальные проблемы во всём мире.
На человека как биологический вид полностью распространяется открытый Мальтусом закон геометрической прогрессии скорости размножения.
В современном обществе существуют вполне гуманные, цивилизованные средства ограничения рождаемости. Если человечество не остановит рост своей численности, то природа сделает это гораздо более решительно и жестко.
ПУТИ
РЕШЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ
.
Каждая из обсуждающих глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих
подходов к решению
проблем окружающей среды.
МЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
1. Технологический:
Разработка новых технологий
Очистные сооружения
Замена топлива
Электрификация
быта, производства, транспорта
2. Архитектурно - планировочные мероприятия:
Озеленения населенных мест.
Организация
санитарно - защитных зон
3. Экологические.
4. Правовые:
Создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей
5. Инженерно - организационные:
Уменьшение стоянок автомобилей у светофоров
Снижение
интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях.
Кроме этого, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с экологическими проблемами. К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зелёных» движений и организаций. Кроме «Grееnреасе», отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации, непосредственно проводящие природоохранную деятельность (Фонд дикой природы).
Кроме разного рода объединений в сфере решения экологических проблем, существует ряд государственных или общественных природоохранных инициатив: природоохранное законодательство в России и в других странах мира; различные международные соглашения или система «Красных книг».
В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало - и безотходных технологий, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Среди части учёных и представителей общественности экологическая угроза породила настроение пессимизма, неверия в возможность предотвратить разрушение окружающей среды. Не случайны и их выводы, враждебные науке и технике, требования остановить рост производства, а в связи с этим и преклонение перед дикой, невозделанной природой.
Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса - в изменениях производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни. Научно - технический процесс создаёт не только «перегрузки» для природы; в наиболее прогрессивных ресурсосберегающих и безотходных технологиях, построенных по принципу замкнутого цикла, он позволяет предотвращать негативные воздействия, создаёт возможность для экологически чистого производства. Таким образом, сегодня появилась не только острая необходимость, но и реальные предпосылки изменения сути технологической цивилизации, придания ей природоохранительного характера.
Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанная вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.
Современная наука рассматривает и отдельного человека, и человечество в целом, и окружающую среду как единую систему. Выдающийся русский учёный В.И. Вернадский писал, что человеку придётся сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы. Среду обитания человечества, управляемую научным разумом, Вернадский называл ноосферой. Переход биосферы в ноосферу - качественно новый этап в развитии человеческого общества. Это необходимое условия развития цивилизации.
Список использованной литературы:
- Л.А. Терехина «Экология: КУРС ЛЕКЦИЙ». ТУЛА 1999 г.
- Л.Н. Боголюбов «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». МОСКВА 2000 г.
- Н.Д. Гладков «ОХРАНА ПРИРОДЫ». МОСКВА 1975 г.
- А.А. Горелов «Экология: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ». МОСКВА 1998 г.
Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович
31. Основные экологические проблемы современности
Вспомните!
Какие глобальные экологические проблемы вам известны?
Приведите примеры экологических проблем вашего региона.
Загрязнение атмосферы. Одной из самых острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение среды. На ранних этапах развития биосферы воздух загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары, но как только человек развёл свой первый костёр, началось антропогенное воздействие на атмосферу. Ещё в начале XX в. биосфера справлялась с теми продуктами сгорания угля и жидкого топлива, которые поступали в воздушную среду. Достаточно было отъехать от промышленных предприятий на несколько километров, чтобы почувствовать чистый воздух. Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому ухудшению состояния атмосферы.
В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ (СО 2), угарный газ (СО), хлорфторуглеводороды, оксиды серы и азота, метан (СН 4) и другие углеводороды. Источники этих загрязнений – сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей (рис. 92).
Рис. 92. Загрязнение воздуха: выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобильного транспорта
Кислотные дожди. Рядом с медеплавильными заводами в воздухе высока концентрация диоксидов серы, которые вызывают разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцы, засыхание хвои. Растворяясь в капельках атмосферной влаги, диоксиды серы и азота превращаются в соответствующие кислоты и выпадают на землю вместе с дождём. Почва приобретает кислую реакцию, в ней снижается количество минеральных солей. Попадая на листья, кислотные осадки разрушают защитную восковую плёнку, что приводит к развитию заболеваний растений. Особенно чувствительны к изменению кислотности мелкие водные животные и икра, поэтому максимальный вред кислотные дожди причиняют водным экосистемам. В наиболее развитых промышленных районах кислотные дожди разрушают поверхность зданий, портят памятники скульптуры и архитектуры.
Парниковый эффект. Рост концентрации в атмосфере углекислого газа и метана создаёт так называемый парниковый эффект. Эти газы пропускают солнечный свет, но частично задерживают отражённое тепловое излучение от поверхности Земли. За последние 100 лет относительная концентрация углекислого газа в атмосфере повысилась на 20 %, а метана – на 100 %, что привело к повышению температуры в среднем на планете на 0,5 °С. Если в ближайшие годы концентрация этих газов будет увеличиваться с такой же скоростью, то к 2050 г. на Земле потеплеет ещё на 2–5 °С. Такое потепление может привести к таянию ледников и повышению уровня Мирового океана почти на 1,5 м, что вызовет затопление многих населённых прибрежных районов.
Смог. Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, под действием солнечного света вступают в сложные химические реакции, образуя ядовитые соединения. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, который вредно действует на организм человека и на растения.
Взвеси твёрдых частиц и капельки жидкостей (дымки и туманы) значительно снижают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. В зимние месяцы в крупных городах ультрафиолетовое излучение значительно ослабевает.
Озоновые дыры. На высоте более 20 км над поверхностью Земли находится озоновый слой (О 3), который защищает всё живое от избыточного ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет определённого волнового диапазона полезен для человека, поскольку вызывает образование витамина D. Однако чрезмерное пребывание на солнце может привести к возникновению рака кожи.
Вещества, которые используют в качестве компонентов аэрозолей и хладагентов в холодильниках, – хлорфторуглеводороды – поднимаются в стратосферу, где под действием солнечного излучения разлагаются с выделением хлора и фтора. Образовавшиеся газы вызывают превращение озона в кислород, разрушая защитную оболочку Земли, возникшую около 2 млрд лет назад.
В 1987 г. впервые было обнаружено, что над Антарктидой, над территорией, равной по площади США, озоновый слой практически полностью исчез. В последующие годы истончение озонового слоя регулярно наблюдалось над Арктикой и некоторыми участками суши.
Загрязнение и перерасход природных вод. Пресная вода составляет менее 1 % от всего мирового запаса воды, и человечество растрачивает и загрязняет это бесценное богатство. Рост населения, улучшение бытовых условий, развитие промышленности и орошаемого земледелия привело к тому, что перерасход воды стал одной из глобальных экологических проблем современности.
Целые реки разбираются на орошение и нужды больших городов, а вдоль их русла и в устье гибнут природные сообщества. Забор воды для города Лос-Анджелеса практически уничтожил реку Колорадо. То место, где она когда-то впадала в Калифорнийский залив, стало сухим руслом. Разбор воды рек Средней Азии привёл к тому, что фактически перестало существовать Аральское море (рис. 93). Соль с его высохшего дна разносится ветром, вызывая засоление почв на многие сотни километров вокруг.
Рис. 93. Уменьшение акватории Аральского моря. Спутниковая съёмка, сделанная летом 2002 г. Красной линией показана граница воды по состоянию на 1960 г.
Веками грунтовые воды вымывали в недрах земли полости, своеобразные подземные водохранилища. Многочисленные родники, питающие реки и озёра, – это места выхода грунтовых вод на поверхность. Перерасход грунтовых вод уменьшает количество родников и вызывает постепенное опускание поверхности суши, так называемую просадку грунта. Почва проваливается в образовавшиеся подземные пустоты, и если это происходит внезапно, то приводит к катастрофическим последствиям.
Не менее опасное явление – загрязнение водоёмов. С полей и пастбищ в воду попадают органические вещества, минеральные удобрения, отходы животноводства, пестициды и гербициды (рис. 94).
Рис. 94. Дефекты конечностей древесных лягушек, развитие которых проходило в прудах штата Пенсильвания (США), вызваны воздействием пестицидов
Канализационные стоки, которые сбрасывают в моря без предварительной очистки, создают угрозу здоровью людей. Из-за аварий танкеров и трубопроводов в океан ежегодно выливается огромное количество нефти – около 5 млн т. Сбросы промышленных предприятий, поверхностные стоки со свалок часто загрязнены тяжёлыми металлами и синтетическими органическими веществами. Соли тяжёлых металлов (свинца, ртути, меди, цинка, хрома, кадмия и др.) вызывают у человека отравления с тяжелейшими физиологическими и неврологическими последствиями. Многие искусственные органические соединения настолько напоминают природные, что усваиваются организмом, но, включаясь в обмен веществ, полностью нарушают его нормальное функционирование. В результате возникают заболевания почек, печени, бесплодие и многие другие физиологические расстройства. Особенно опасны ядовитые соединения, которые не разлагаются и, проходя через пищевые цепи, накапливаются в организмах.
В начале 1970-х гг. в маленьком рыбачьем посёлке Минамата в Японии произошла трагедия. Химическое предприятие сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воду. Ртуть оседала на дно, поглощалась бактериями, а затем, постепенно концентрируясь, проходила по уровням пищевой цепи и накапливалась в рыбе. Ещё за несколько лет до выяснения причин трагедии люди стали замечать, что в посёлке у кошек часто случались судороги, которые приводили к частичному параличу, а позднее к смерти. Сначала думали, что это какая-то специфическая кошачья болезнь, но вскоре подобные симптомы стали появляться у людей. Появились случаи умственной отсталости, психические расстройства и врождённые дефекты. К тому времени, когда выяснили причину (острое ртутное отравление) и ситуацию взяли под контроль, погибло уже более 50 человек и ещё 150 стали инвалидами. Ртуть попадала в организм человека с рыбой. Кошки пострадали первыми, потому что питались в основном только рыбой.
Загрязнение и истощение почвы. Плодородная почва – это один из важнейших ресурсов человечества, обеспечивающий производство продуктов питания. Верхний плодородный слой почвы формируется в течение длительного времени, однако разрушиться может очень быстро. Ежегодно вместе с урожаем из почвы изымается огромное количество минеральных соединений – основных компонентов питания растений. Если не вносить удобрения, в течение 50–100 лет может произойти полное истощение почвы.
Самое разрушительное влияние на почву оказывает эрозия. Распахивание степей, уничтожение лесов, избыточный выпас скота делают почву незащищённой, и верхний слой смывается водой (водная эрозия) или уносится ветром (ветровая эрозия). Унесённая с поверхности земли почва засоряет русла рек, вызывая нарушения структуры водных экосистем. При поливном земледелии избыточное орошение в условиях жаркого климата приводит к засолению почв.
Археологи выяснили, что упадок многих древних цивилизаций был вызван не внешними причинами и не войнами, а медленным экологическим самоубийством – неспособностью сохранять свои земельные и водные ресурсы. Потеря почвенного плодородия привела к упадку некогда процветающую цивилизацию майя в Центральной Америке. Северная Африка, когда-то кормившая всю Римскую империю, сегодня представляет собой в основном пустыню.
В настоящее время вся территория нашей планеты в той или иной степени подвержена антропогенному влиянию. Быстрый рост народонаселения требует постоянного расширения производства. Строительство городов и промышленных предприятий, развитие сельского хозяйства и разработка полезных ископаемых привели к тому, что уже практически 20 % суши полностью преобразованы человеком. Истощаются запасы полезных ископаемых, которые относятся к невозобновляемым природным ресурсам. Загрязнение атмосферы и природных вод, эрозия и истощение почв, разрушение природных экосистем может привести человечество к экологической катастрофе. Именно поэтому всё большую актуальность приобретают природоохранные мероприятия, направленные на сохранение биосферы.
Вопросы для повторения и задания
1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы?
2. Как сказывается хозяйственная деятельность человека на структуре и плодородии почвы?
3. К каким последствиям приводит загрязнение вод Мирового океана?
4. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли?
5. Какое воздействие на биогеоценозы и биосферу в целом оказывает расширение сельскохозяйственного производства?
Подумайте! Выполните!
1. Что является источником питьевой воды в том районе, где вы живёте?
2. Каковы основные экологические проблемы того региона, в котором вы живёте? Чем они вызваны?
3. Организуйте и проведите санитарно-биологическое исследование воздуха. Оцените микробное загрязнение воздуха в различных местах под открытым небом и в помещении в разное время суток (например, на оживлённой улице, во дворе школы, в парке, в спортзале школы перед тренировкой и после, в классе в начале и в конце занятий, в школьной столовой и т. д.).
5. Здоровье нации – это одно из основных условий успешного развития государства, которое напрямую зависит от состояния биосферы. Примите участие в дискуссии по типу «круглого стола» на тему «Экологические проблемы и их влияние на здоровье нации».
6. Создайте портфолио по теме «Окружающая среда и нарушения иммунитета».
7. Искусственное ночное освещение используется человечеством на протяжении веков. Однако потенциальными экологическими последствиями светового загрязнения люди озаботились совсем недавно. Было обнаружено, что уличное освещение изменяет состав и численность популяций насекомых и других беспозвоночных, населяющих наши города. Обсудите, какие последствия может иметь проблема светового загрязнения городов.
8. Познакомьтесь с публикациями в местных газетах и журналах (за последние 1–2 месяца) и установите наиболее яркие проявления нарушений природоохранного законодательства. Обсудите найденные материалы в классе.
Из книги Сравнительный анализ различных форм социального обучения у животных автора Резникова Жанна ИльиничнаЭкологические аспекты социального обучения Социальное обучение играет заметную роль в таких важных аспектах естественной жизни животных как выбор диеты, избегание хищников, выбор полового партнера.При выборе пищи действуют такие составляющие поведения как врожденное
Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно
Из книги Кто такой Лысенко и почему его поливают грязью автора Миронин Сигизмунд Сигизмундович3.1.5. Экологические выгоды пойкилотермии и гомойотермии Пойкилотермия и гомойотермия – это, по сути дела, две альтернативные природные стратегии выживания организмов в условиях колеблющихся температур. Каждая из них имеет свои преимущества и
Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич4.1.1. Экологические зоны Мирового океана В океане и входящих в него морях различают прежде всего две экологические области: толщу воды – пелагиаль и дно – бенталь (рис. 38). В зависимости от глубины бенталь делится на сублиторальную зону – область плавного понижения суши
Из книги Основы психофизиологии автора Александров ЮрийЛЫСЕНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОСТИ Если в России имя Лысенко поливается грязью, то на Западе все обстоит несколько иначе, что сразу наводит на мысль о том, что российские источники по какой-то причине очень заинтересованы в предоставлении, мягко
Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы текстом] автора6.2. Современные экологические катастрофы То, что глобальный экологический кризис является обратной стороной НТР, подтверждает тот факт, что именно те достижения научно-технического прогресса, которые послужили отправной точкой объявления о наступлении НТР, привели и к
Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы картинками] автора Уголев Александр Михайлович6.4. Потенциальные экологические опасности
Из книги Загадочный мир грибов автора Бурова Лидия Григорьевна1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДА ССП 1.1. Связанные с событиями потенциалы мозга ССП представляют собой широкий класс электрофизиологических феноменов, которые специальными методами выделяются из «фоновой», или «сырой», электроэнцефалограммы
Из книги Почему мы любим [Природа и химия романтической любви] автора Фишер Хелен Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович1.5. Популяционные, экологические и эволюционные проблемы трофологии. Биосфера как трофосфера С деятельностью живых систем связана та часть поверхности Земли, которая объединена под названием биосферы. Биосфера, являющаяся самой крупной экосистемой, представляет собой
Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай АнатольевичЭкологические группы грибов Экологические группы грибов - понятие не таксономическое. В процессе эволюции у грибов, характеризующихся развитым генетическим и биохимическим адаптивным аппаратом, сложились тесные взаимосвязи с автотрофными организмами. Это в основном
Из книги автораДругие экологические группы макромицетов Представители микоризообразователей-симбиотрофов, напочвенных и дереворазрушающих (ксилотрофы) сапротрофов составляют, как правило, 90-95% видов макромицетов, обитающих в конкретном типе леса, регионе, административном районе
Из книги автораВперед, к современности Время шло, и наши предки оставляли нам все больше свидетельств своих любовных перипетий. Полмиллиона лет назад объем мозга людей, обитавших на территории современной Эфиопии, уже достигал 1300 куб. см, то есть был равен по размеру мозгу современного
Из книги автора21. Организм и среда. Экологические факторы Вспомните!Что изучает наука экология?Какие экологические факторы вам известны?Как организм состоит из отдельных клеток, которые в сумме создают некое единство, обладающее новыми качествами, так и биосфера состоит из своих
Из книги автораГлава 11. Экологические закономерности в природе Экология – это наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем. В настоящее время ей уделяется самое пристальное внимание, в связи с чем экология включена в учебные планы многих направлений и
Из книги автора11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в
Сценарий урока |
|||||||
ОУ: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» Сокращенное наименование: МБОУ «О(С)ОШ» |
||||||
учитель: | Кухтина Наталья Петровна |
||||||
предмет: | Экология | класс: 10 | дата: 18.04.2015 |
||||
программа: | Программа основного общего образования по биологии для 6-9 классов авторов Н.И.Сонина и В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Т.Е.Захаровой (Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010) |
||||||
тема урока: | Основные экологические проблемы современности |
||||||
цели урока: | предметная: | составить грамотное экологическое представление о современном состоянии природной среды; |
|||||
метапредметная: | р азвивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать |
||||||
личностная: | ф ормировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы |
||||||
формируемые универсальные учебные действия: | познавательные: | дать оценку современного состояния природной среды |
|||||
регулятивные: | рассмотреть современное состояние атмосферы; проанализировать состояние атмосферных осадков; |
||||||
коммуникативные: | умение строить диалог с учителем и между собой ; |
||||||
личностные: | умение ставить вопросы и формулировать проблемы |
||||||
межпредметные понятия | Границы биосферы и плотность жизни на ней, органический мир суши, почвы, океана. |
||||||
оборудование: | Таблицы, иллюстрации, связанные с деятельностью человека на окружающий мир; распечатка законов Б. Коммонера на каждый стол |
||||||
образовательная технология | технология личностно-ориентированного обучения |
||||||
методы и приемы: | частично поисковый метод, метод наглядности, словесный метод – беседа |
||||||
компоненты ИКТ: | |||||||
тип урока: | комбинированный урок |
||||||
структура урока и регламент: | название этапа (элемента) урока | ||||||
Организационный момент | |||||||
Постановка цели работы | |||||||
Освоение нового материала | |||||||
Закрепление знаний | |||||||
Подведение итогов и заключительная беседа | |||||||
информационные источники: | 1.Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классы общеобразовательных учреждений/В.И.Сивоглазов. И.Б.Агафонов, Е.Т. Захарова. |
Дидактические цели этапов урока
(этап мотивации)
Приветствие учащихся, настрой на занятие. Разбивает класс на группы. Раздает раздаточный дидактический материал, инструктирует учащихся
Постановка проблемы и цели работы
Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач, мотивировать на изучение новой темы
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности.
Оценка и выделение проблемы
Познавательные: выдвижение предположения,
Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
Актуализация знаний
Дать определение понятию «Экологическое равновесие».
Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации
Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.
Изучение нового материала – решение проблемы
Выделить основные экологические проблемы человечества. Пути их решения.
Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.
Познавательные: установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.
Закрепление материала
Проверка степени освоения материала, самостоятельная работа ученика.
Регулятивные: предвосхищение результата уровня усвоения.
Познавательные: синтез как составление целого из частей, выведение следствий построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера, умение отстаивать мысли, владение монологической и диалогической речью
Рефлексия
Проверка позиции, личностного отношения
Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.
Личностные: осознание своей значимости в этом мире.
Подведение итогов
анализ и оценка успешности качества овладения знаниями. Отметка
Сценарий урока
1. Организационный момент
а) взаимное приветствие участников учебного процесса
б) подготовка учащихся к работе на уроке
Мотивационный настрой обучающихся со стороны учителя к плодотворной совместной работе на уроке
Эпиграф урока: «Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни»
Э. Хемингуэй
2. Постановка проблемы и актуализация знаний
Человечество – часть биосферы, продукт ее эволюции. Всегда ли взаимоотношения человека и природных сообществ были безоблачными?
Ответы учащихся (возможные): да; нет; не знаем.
Учитель подводит учащихся к постановке цели урока: чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, какую образовательную цель исходя из темы урока сегодня нам необходимо поставить?
Ответы обучающихся (возможные): изучить деятельность человека в биосфере.
Учитель соглашается с учащимися и проговаривает цель урока: для решения поставленной проблемы нам необходимо обобщить имеющиеся знания об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере.
Изучение нового материала
План изучения нового материала (на доске):
1.Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.
2. История взаимоотношений человека и биосферы.
3. Пути решения экологических проблем.
4.Выводы по уроку.
1. Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.
В последние годы жизни В. И. Вернадский особое внимание уделял исследованию деятельности человека в биосфере.
Биосфера переходит в новое, высшее состояние - ноосферу, то есть сферу взаимодействия природы и общества, при котором главным фактором преобразования природы, сопоставимым по масштабам с геологическими силами, становится человеческая деятельность.
Это учение в настоящее время приобрело особое значение. Практическое значение в связи с тем, что воздействие человека на биосферу, ранее локальное, стало носить глобальный характер. Поэтому создана международная программа «Человек и биосфера» для поиска путей оптимального решения экологических проблем, обеспечения разумной хозяйственной деятельности человека, которая не нарушает функции биосферы.
Вопросы классу:
Объясните, как вы понимаете словосочетание «экологическое сознание»? глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обитания человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле.
Нужно ли современным людям экологическое сознание? Что нужно сделать для его воспитания?
2.
История взаимоотношений человека и биосферы.1.Охотничья деятельность древнего человека ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. Поджигание растительности в охотничьих целях могло привести к опустыниванию. Но эти воздействия не были значительными.
Но стоянки первобытных людей постепенно обрастали отходами, племя снималось с этого места и перекочевывало на другую «чистую» территорию.
Отходы состояли из веществ естественного происхождения, они легко включались в природные циклы.
Потом человек перешел к скотоводству и земледелию и стал менять и разрушать целые сообщества. Степная растительность уже не успевала возобновляться. И степь или саванна сменялись полупустыней. Именно из-за этого произошло увеличение площади пустыни Сахары.
2.Для земледелия необходимо орошение земель, а избыточное орошение часто приводит к засолению почв, неправильная распашка – к потере плодородного слоя.
Существует несколько версий гибели Вавилона (Врата бога). По одной из них, хозяйство этого древнего государства основывалось на орошаемом земледелии. Использовались воды рек Тигра и Евфрата. Скорость течения воды в каналах была достаточной для того, чтобы не происходило засоления плодородных почв и чтобы они не засорялись гравием и песком.
В 582 г. до н. э. правитель Вавилона Навухудоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с царевной прибыла свита египетских советников. Они предложили построить новый канал и увеличить площадь орошаемых земель. Царь принял проект и был сооружен канал Паллукат. Это давало большую экономическую выгоду. Но каковы были последствия этого строительства?
Видимо, воды Евфрата из-за того, что значительная часть его стока отбиралась в канал, стали течь медленнее, взвеси оседали в канале. Воды Паллуката, протекающие через сухие территории, вызывали засоление почв. Из-за ошибок, при создании каналов, население сокращалось и от Вавилона остались лишь руины.
За последние 100 лет произошли два важнейших сдвига:
резко увеличилась численность населения Земли;
резко выросло промышленное производство энергии и продуктов сельского хозяйства.
В результате потоки вещества и энергии, вызываемые деятельностью человека, стали составлять значительную долю от общей величины биогенного круговорота. Впервые человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование биосферы.
Если не будут приняты срочные меры всем человеческим сообществом, в ближайшие десятилетия можно ожидать нарушения и гибель многих сообществ, ухудшение среды обитания в целом.
3.Рост населения Земли.
В ХХ в. темпы роста населения резко увеличились: по разным прогнозам, к 2025 г. на Земле будет от 7,5 до 9.4 млрд человек. Основная доля прироста приходится и будет приходиться в будущем на развивающиеся страны. А отсюда – резкое обострение зкологиче6ских проблем.
4.Загрязнение Мирового океана.
Знаменитый ученый и путешественник Тур Хейердал в своей книге «На «Ра» через Атлантику» (1969-1970гг). рассказывает: «Проснувшись утром, мы нашли океан настолько грязным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и всюду плавали комки мазута. В этой каше болтались пластиковые бутылки, как будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел океане на бревнах «Кон –Тики»(1947г).
Мы воочию убедились, что отравляют важнейший источник жизни, важнейший фильтр земного шара – Мировой океан. И нам стало ясно, какая угроза нависла над нами и будущими поколениями».
5.Изменение состава атмосферы и климата
Это не является чем-то новым. Еще в 1306 г. английский король Эдуард I жаловался на «невыносимое зловонье», распространяемое по Лондону горящим углем, которым топили камины и запретил им пользоваться
6.Истощение и загрязнение почвы. И эта проблема не нова.
7.Проблема утилизации отходов. Средневековье, Новое время.
В знаменитом романе «Парфюмер» Патрика Зюскинда читаем: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы отвратительно пахли навозом, дворы – гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветриваемые гостиные пахли слежавшейся пылью. Спальни – грязными простынями. Из каминов несло дымом, из дубилен – едкими щелочами, со скотобоен – несвежим мясом. Отвратительно пахли реки, площади, церкви, пахло под мостами и во дворцах. И разумеется. В Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции. Знатные люди были вынуждены прибегать к помощи слуг, чтобы не увязнуть в потоках сточных вод, несущих всевозможный мусор».
Эти нечистоты становились причиной возникновения страшных эпидемий.
Вам хорошо известен Чистопрудный бульвар, входящий в бульварное кольцо Москвы. Свое название он получил от названия пруда – Чистый, который был здесь задолго до бульвара. Но чистым пруд был не всегда. Трудно представить, что когда – то этот пруд, по которому сейчас грациозно плавают лебеди, назывался Поганым: в него сливались отбросы боен, стоявших на Мясницкой улице. Пруд очистили и переименовали в Чистый в 1703 г.
Проблема отходов стала в наши дни одной из серьезнейших глобальных проблем современности.
Давайте вспомним, о каких проблемах шла речь? (записать в тетрадь)
рост народонаселения в развивающихся странах.
резкое повышение промышленного производства и производства продуктов сельского хозяйства.
загрязнение природных вод.
изменение состава атмосферы и климата
истощение и загрязнение почв.
проблема накопления отходов
3.Пути решения экологических проблем.
Это достижение сбалансированного развития человечества. Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию ООН характеризует его как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворить нужды настоящего, не подрывая право будущих поколений удовлетворять их нужды. Человечество должно научиться «жить по средствам», сдерживание роста народонаселения, развитие новых промышленных технологий, поиски новых «чистых» источников энергии, увеличение производства продовольствия при сохранении прежних посевных площадей, сохранение природных сообществ.
4.Сделаем выводы. Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии.
Записи лежат у вас на столах, запишите их в тетрадь, осмыслите и постарайтесь запомнить.
Все связано со всем.
Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям.
Все должно куда – то деваться
Ландшафты Земли, географическая оболочка в целом – системы, в которых химические элементы и вещества включены в разнообразные, хорошо отлаженные циклы – круговороты.
Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде. Почве, живых организмах…
Природа знает лучше
Человек, желая «улучшить» природу, часто нарушает ход естественных процессов, что нередко делает среду обитания неблагоприятной для жизни.
За все надо платить
Нельзя безвозмездно расходовать природные ресурсы, загрязнять окружающую среду, преобразовывать природные ландшафты.
5.Закрепление.
Именно эти законы и стали выводами по уроку.
5.Рефлексия :
Д авайте вернёмся к проблемному вопросу, можем мы сейчас на него ответить?
(предполагаемый ответ) Да! Конечно может!
Учитель: А это означает что мы достигли цели, которую совместно поставили
6.Итоги урока.
В группах по результатам совместной (активной или нет) работы проводят самооценку и взаимооценку.
Учитель выслушивает учащихся и выставляет отметки в журнал
Предлагаю вам поразмышлять дома над следующими словами:
«Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией».
(Олдо Леопольд)
«Первый признак мудрости – неизменно уважительное отношение к природе» (Лао Цзы)
7. Домашнее задание § 5,7, вопросы после параграфа, термины, стр. учебника 335.