Святая емилия кесарийская икона. Преподобная Эмилия Кесарийская (Каппадокийская) (305–377)
Еми-лия Кесарийская (Каппадокийская) ро-ди-лась в Ке-са-рии меж-ду 305 и 315 го-да-ми в бо-га-той се-мье, ко-то-рой при-над-ле-жа-ли об-шир-ные вла-де-ния в Ма-лой Азии.
В юно-сти Еми-лия от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но, бу-дучи глу-бо-ко ве-ру-ю-щей, го-то-ви-ла се-бя к без-бра-чию. Од-на-ко она ра-но оси-ро-те-ла, отец ее при-нял му-че-ни-че-скую смерть при им-пе-ра-то-ре Ли-ки-нии. В то вре-мя весь-ма ча-сто оди-но-ких де-виц по-хи-ща-ли для на-силь-ствен-но-го за-му-же-ства. Опа-са-ясь это-го, Еми-лия вы-шла за-муж за адво-ка-та Ва-си-лия, впо-след-ствии став-ше-го иере-ем. Ва-си-лий был из-ве-стен как об-ра-зо-ван-ный и бла-го-че-сти-вый че-ло-век.
Свя-ти-тель пи-шет, что их су-пру-же-ство со-сто-я-ло не столь-ко в плот-ском со-ю-зе, сколь-ко в обо-юд-ном стрем-ле-нии к доб-ро-де-те-ли. Они за-бо-ти-лись о ни-щих, при-ни-ма-ли стран-ни-ков, зна-чи-тель-ную часть сво-е-го иму-ще-ства тра-ти-ли на бла-го-тво-ри-тель-ность. Гос-подь бла-го-сло-вил Еми-лию мно-го-чад-ством, у нее бы-ло 10 де-тей.
Ее по-чи-та-ют как мать, взрас-тив-шую пя-те-рых свя-тых - , епи-ско-па Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской, Пет-ра, епи-ско-па Се-ва-стий-ско-го, пре-по-доб-ную Мак-ри-ну Млад-шую и бла-жен-ную Фе-о-се-вию.
Сын Еми-лии Нав-кра-тий в 22 го-да оста-вил свет-скую ка-рье-ру, уда-лил-ся в пу-сты-ню и 5 лет жил в уеди-не-нии, по-сле че-го спо-до-бил-ся бла-жен-ной кон-чи-ны. Дру-гой сын, Ни-ки-фор, умер в ран-нем воз-расте. Име-на осталь-ных де-тей Еми-лии неиз-вест-ны. Пред-по-ла-га-ют, что неко-то-рые из них впо-след-ствии при-ня-ли мо-на-ше-ство.
По-сле смер-ти от-ца стар-шая дочь Мак-ри-на по-мо-га-ла Еми-лии ве-сти до-маш-нее хо-зяй-ство; ко-гда де-ти вы-рос-ли, она убе-ди-ла мать об-ра-тить-ся к мо-на-ше-ско-му об-ра-зу жиз-ни. Вме-сте они уда-ли-лись в от-да-лен-ное име-ние на бе-ре-гу ре-ки Ирис, в совре-мен-ной Тур-ции, и ос-но-ва-ли там оби-тель. Неко-то-рые и из от-пу-щен-ных ими ра-бынь за-хо-те-ли вме-сте с ни-ми от-речь-ся от ми-ра и пой-ти в мо-на-стырь, и всё у них бы-ло об-щее: од-на ке-ллия, один стол, од-ни одеж-ды; всё нуж-ное для жиз-ни у них бы-ло по-ров-ну; они слу-жи-ли Гос-по-ду еди-но-душ-но, в сми-ре-нии, кро-то-сти и люб-ви, и не бы-ло у них ни гне-ва, ни за-ви-сти, ни нена-ви-сти, ни пре-зре-ния, ни-че-го та-ко-го, что не бы-ло бы угод-но Бо-гу. Од-но по-сто-ян-ное бы-ло у них де-ло - бо-го-мыс-лие и мо-лит-ва, а по-пе-че-ние и тру-ды для нужд те-ла они счи-та-ли неваж-ны-ми по-де-лья-ми, а не са-мым де-лом.
До-жив до пре-клон-ных лет, Еми-лия при-бли-зи-лась к кон-чине. Узнав, что она на-хо-дит-ся на смерт-ном од-ре, к ней в оби-тель при-шел ее млад-ший сын Петр и вме-сте со свя-той Мак-ри-ной стал уха-жи-вать за ма-те-рью во вре-мя ее бо-лез-ни. При са-мом же раз-лу-че-нии с те-лом у по-сте-ли уми-ра-ю-щей с обе-их сто-рон си-де-ли Мак-ри-на и Петр и на-зы-ва-ли по име-нам осталь-ных бра-тьев и се-стер, а она всем, как со-кро-ви-ще, остав-ля-ла свое ма-те-рин-ское бла-го-сло-ве-ние. По-том, по-ло-жив од-ну ру-ку на Мак-ри-ну, а дру-гую на Пет-ра, она ска-за-ла, об-ра-тив-шись к Гос-по-ду:
Те-бе, Гос-по-ди, от-даю на-ча-ток и де-ся-ти-ну от пло-дов мо-е-го чре-ва: на-ча-ток - эта пер-во-рож-ден-ная дочь, де-ся-ти-на - этот по-след-ний сын! Ты в Вет-хом За-ве-те по-ве-лел при-но-сить Те-бе на-ча-ток и де-ся-ти-ну пло-дов: пусть Те-бе бу-дут они бла-го-при-ят-ной жерт-вой и пусть сни-зой-дет на них Твоя свя-ты-ня!
С эти-ми сло-ва-ми она скон-ча-лась. Ей бы-ло то-гда 73 го-да.
В самом начале IV века, в году примерно 305-м после Рождества Христова, в семье, где родители были из числа добродетельных и благочестивых христиан, родилась дочь, которую назвали Емилия, что в переводе с латыни означает «вежливая, усердная, старательная». Семья была зажиточная и владела обширными территориями в нескольких провинциях, прилегавших к Кесарии, древнеримскому городу (Каппадокии по-гречески), который теперь называется Кайсери и находится на территории современной Турции.Девочка родилась истинной красавицей, с ранней юности к ней сватались многие, но воспитанная в любви к Богу Емилия желала полностью посвятить себя служению Ему и готовилась дать обет безбрачия.
В то время огромная Римская империя была уже поделена между императорами Константином Великим, который покончил с тиранией Максенция, притеснявшего христиан, и который деспотизмом своего правления восстановил против себя даже римскую аристократию и сенат, и Валерием Лицинианом Лицинием. Лициний составил и согласовал в Миланском эдикте 1 послание, в котором христиане получали невиданную прежде свободу вероисповедания.
Однако родители Емилии, проживавшие на землях, подвластных Лицинию, каким-то образом попали под императорский гнев, и Емилия не только рано осиротела, но и оказалась без средств к существованию. Чтобы спасти себя от поругания и обрести хотя бы какую-то защиту, ей пришлось выйти замуж. Мужем ее стал адвокат, преподаватель риторики Василий, человек известный как благочестивый, добродетельный и образованный. Доходов у него было немного, так как его родители были в свое время также подвержены гонениям на христиан и обеднели.
Тем не менее святой Емилии Господь дал возможность посвятить себя служению Ему, хотя иным путем, иначе, чем предполагала девушка. Святитель Григорий Богослов, рассказывая об этом супружестве, говорит, что оно основывалось, прежде всего, не на плотских отношениях, а на обоюдном желании вести жизнь благочестивую, где совместное стремление супругов к добродетели проявлялось деятельным образом – в воздержании в житейском обиходе, в гостеприимности их небогатого дома, двери которого были открыты для странников, в заботе об обездоленных – нищих, больных, в пожертвованиях храмам. Всем этим с согласия и при одобрении мужа Василия занималась Емилия. Сам же Василий по прошествии некоторого времени оставил мирские занятия и принял сан иерея.
Но имя Емилии Кесарийской сохранено в веках, и она была причислена к лику святых, прежде всего потому, что рождение десятерых (по мнению иных – девятерых) детей и воспитание их ею в тех же христианских духовно-нравственных идеалах привело к тому, что пятеро из них канонизированы как святые: трое братьев – святители Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский, преподобная Макрина и блаженная Феозва (Феосевия).
Когда святая Емилия носила под сердцем свою первую дочь – Макрину, во сне ей явился некий старец. Он подошел к новорожденной и три раза произнес над ней: «Фекла. Фекла. Фекла». Как только Емилия проснулась, начались роды, которые прошли легко и быстро. Емилия вспомнила сон и решила, что он – предсказание о дочери, которая должна будет повторить судьбу великомученицы Феклы. Девочке нашли кормилицу, но она плакала на чужих руках, а была спокойна только на маминых. Потом Емилия говорила, что всех детей она носила лишь положенное природой время, а Макрина была связана с ней всей полнотой родственных уз всегда, как будто пуповина, связывающая мать и дочь до рождения, так и не была разделена. Макрина стала образцом, по которому Емилия воспитывала других своих детей, а когда подросла – стала помогать матери растить младших, оказывая на них огромное влияние в христианском возрастании юных душ. В то же время на ее плечах лежала немалая часть домашних забот – она во всем помогала матери; особенно нелегко стало в семье, когда почти сразу после рождения последнего сына Петра Василий ушел из жизни.
Принципы воспитания детей в семье Василия и Емилии состояли в том, что они учились не по детским сказкам, в расчете на якобы незрелый и неопытный детский ум, а по притчам Соломона и Давидовым псалмам. Она выбирала те, где воспевался Господь и дела Его на земле, те, что звучали как молитвенное обращение или в которых содержалась жизненная мудрость. Все, что могло заронить в умы и души детей пустое, безнравственное, растленное, она убирала от них прочь. Дети учили наизусть важные для формирования чистой и преданной Богу души места из Писания, которые выбирала для них мать, и росли такими же, как и их родители – благочестивыми, уважительными, сострадательными, трудолюбивыми. С малых лет они были приучены к домашнему труду, тому, что положен в доме мужчинам и женщинам. Вся семья часто ходила в храм, слушала моления и песнопения.
Подобное воспитание принесло свои великолепные плоды. Святитель Василий Великий (Кесарийский), архиепископ, богослов составил Божественную литургию, которая по сей день читается в храмах в дни Великого поста, он же, как предполагают историки и богословы, стал изобретателем иконостаса. Ему же принадлежат многие сохранившиеся до нас в переписях проповеди и письма. Также он был участником Первого Вселенского собора, созванного Константином Великим, где, как известно, была посрамлена арианская ересь. С этой и другими ересями он боролся духом и словом преданного Богу христианина всю жизнь, которую провел в чрезвычайной аскезе и отошел к Богу 1/14 января 379 года, отчего мы вспоминаем его в одни день с именем его матери святой Емилии Кесарийской.
Святителя Григория Нисского мы помним как богослова, экзегета – толкователя Священного Писания, философа, христианского епископа. Вместе с братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом он входил в знаменитую «каппадокийскую триаду». Жившие в одно время и связанные друг с другом узами не только кровного, как Василий Кесарийский и Григорий Нисский, но прежде всего духовного родства во Христе, они были первыми из великих ученых-богословов, которые вели тринитарные – троичные споры в борьбе с обилием ересей, возникавших и усердно державшихся в течение всего IV века от Рождества Христова. Дату ухода его из жизни история не сохранила, но он оставил потомкам множество трудов по богословию, философии и экзегетике, более полусотни писем и проповедей. Блаженная Феозва стала диакониссой и помощницей брата-святителя, посвятив себя помощи ему по всех делах.
Еще один сын, Навкратий, будучи 22 лет отроду, предпочел отшельническую жизнь, прожил в пустыне пять лет и отошел к Богу в молодом возрасте. В раннем возрасте умер сын Никифор. Об остальных троих детях святой Емилии ничего не известно, даже имен, но полагаем, что это были также достойные и благочестивые люди.
Дети выросли, и преподобная Макрина предложила матери удалиться от людных мест, чтобы вести иноческую жизнь. Они уехали в Понт, в имение Анниса, что стояло на берегу реки Ирис, теперь это территория современной Северной Турции. Они отпустили служанок, но те, любя семью, которой служили, и где они не были рабынями, а скорее подругами, поскольку дела по дому вели все – от мала до велика, последовали за ними. Там мать и дочь основали обитель, где святая Емилия провела остаток своих дней в молитвах о своих замечательных детях и где все было, как в истинной христианской общине, – всё было у всех и всем всё принадлежало. Там не было ни у кого ни перед кем преимуществ, а за благо почитались лишь благочестие, кротость, молитвы, воздержание, плотскому же попечению отдавалось только самое минимально необходимое время.
Последние дни Емилии при ней были дочь Макрина – самый старший ребенок и святитель Петр – самый младший. В том милостию Божией был великий символический смысл. Самая старшая – и самый младший, они незримо подтверждали собой присутствие тех, кто в силу различных причин не мог быть сейчас у одра отходящей к Богу матери. Потому последние слова ее, обращенные к Господу, к Которому она стремилась всю земную жизнь, были слова о ее детях, ее пожизненном приношении Ему: «Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!» С этими словами святая Емилия, сполна исполнившая свой долг великого материнства, ушла из мира дольнего в мир горний.
Преподобная Макрина вслед за матерью стала руководить обителью и пережила свою мать примерно на пять лет, тихо и благочестиво скончавшись в своей келье. Погребли ее в одной могиле с родителями.
Какое чудо произошло
Чудо – рождение детей. Чудо – воспитание их так, что пятеро стали святыми в глазах многовековой истории человечества. Чудо – самоотверженность и сила любви материнского сердца. Чудо – радость, с которой на грани между этим и тем мирами мать смогла произнести перед Богом слова, что отдает ему «начаток и десятину» главного, что ею сделано в жизни непостыдно, ибо именно дети – зеркало их родителей.
В житиях святых много чудес, которые мы принимаем или сомневаемся в их истинности (и это бывает), верим или не верим, потому что для нас чудо – это нечто, что не умещается в рамках представлений о возможном и невозможном или сверхвозможном. То, как прожила свою жизнь святая Емилия и каких она вырастила детей, – в самом деле чудо. И это чудо являют нам все матери нашего мира, которые сознательно заботятся не только о качестве жизни их детей, о здоровье, что, конечно, необходимо. Но вместе с тем они проявляют неустанное попечение о духовном мире и лучших качествах души будущего взрослого человека, открывают ребенку истинные идеалы и добродетели, и, покидая этот мир, могут сказать Богу, так же, как святая Емилия, что вручают Ему главное, что сотворено в их жизни – чистую, честную, благочестивую человеческую душу – душу воспитанного ими ребенка.
Что же касается чудес в расхожем представлении, то даром чудотворения Господь одарил преподобную Макрину. Сестры обители, основанной святой Емилией и ее преподобной дочерью, после ухода Макрины из жизни рассказали святителю Григорию Нисскому о случае, когда она исцелила девочку с бельмом на глазу. Преподобная поцеловала больной глаз, и бельмо сошло. Также, по словам сестер, даже в самые тяжелые неурожайные годы в их амбаре не кончалась пшеница – оставалось столько, сколько надо было для поддержания жизни, о чем святая Макрина неустанно молилась в такие времена.
Значение иконы
На иконе Святой Емилии Кесарийской мы видим характерное для образов ранних христианских святых из числа женщин изображение – свободно ниспадающий вкруг строгого лица покров, на некоторых списках прорисованы темные вьющиеся волосы. В чем значение иконы, каков подвиг этой замечательной христианки-римлянки, что имя ее сохранилось в веках?
К материнству в наши дни стали относиться не так уважительно и почтительно, как это было ранее. Изменилось за века и само воспитание, оно теперь окончательно в подавляющем большинстве случаев устремлено в материальную сферу – накормить, обуть, одеть, поставить на ноги: то есть дать образование или помочь найти стезю, на которой можно также основать прочное материальное благополучие.
Все это неплохо, важно и нужно, время первых христиан с их аскетическим подходом к мирской жизни уже в глубоком прошлом, но вот преимущество попечения о душе, о нравственной сфере было постепенно утрачено, а восстановить его в необходимой мере – большой, кажется, уже непосильный труд. Не оттого ли сегодня в обществе, не только у нас, а повсеместно, столько социальных проблем, связанных с духовным падением, с недостатком нравственного воспитания, что телега оказалась впереди лошади? Поколение за поколением решение материальных проблем, связанных с воспитанием чад, становилось все более приоритетным, уступало свои позиции духовному воспитанию, и теперь мы пожинаем горькие плоды детского нигилизма, преступности, а уж неуважение к родителям – «предкам» – беда едва ли не половины семей.
Поэтому, глядя на икону Святой Емилии, вспоминая ее материнский подвиг, ее неусыпную заботу о первенстве духовной пищи перед материальным благом и те плоды, которые из такого воспитания произросли, можно сделать один вывод – это был в самом деле ПОДВИГ. Ежедневный подвиг духовного женского труда, которому стоило бы последовать и сегодня.
Конечно же, мы не сможем следовать ему дословно. Да и не нужно. Только сместить акценты, ни в чем не обделяя наших детей, – просто напоминать им, что все блага, которыми мы их с любовью осыпаем, даются из одного всем известного Источника, и с ранних лет приучить их молиться, верить, доверяться Тому, по Чьей воле мы все приходим в этот мир. А сами мы можем научиться этому на примерах, которые сохранила нам история в житиях святых.
______________________________
1 Миланский эдикт – совместное послание императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость между христианами и сторонниками языческой веры в пределах Римской империи; примерная дата издания эдикта – 313 год.
Ольга Камрыш
14.01.11. В благочестивой христианской семье в Кесарии приблизительно в 305 году родилась девочка, и дали ей имя Емилия (Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον). Родители новорожденной были людьми богатыми - им принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, и многие желали видеть ее своей супругой. Но, будучи глубоко верующей, девушка готовила себя к безбрачию. Однако жизнь повернула все иначе.
Попав под гнев императора Лициния, родители Емилии были лишены имущества и жизни. Рано осиротев, девушка вынуждена была, во избежании возможного похищения и посягательств на ее честь, выйти замуж. Её избранником стал адвокат и преподаватель риторики Василий, который был известен как образованный и благочестивый человек. Родители мужа также были подвергнуты гонениям за христианскую веру и лишены почти всего своего состояния. По словам Григория Богослова, этот брак состоял не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания. За добрые дела супруги были вознаграждены - не было в том краю никого богаче их. Емилия с согласия мужа кормила бедных, помогала больным, делала пожертвования храмам.
Но не это прославило святую Емилию. Она стала образцом матери, воспитавшей своих детей (а их было 9 или 10) в духе христианского благочестия и добродетели. Хотелось бы, чтобы и современные родители следовали этому образцу.
Будучи беременной первой дочерью Макриной Емилия увидела во сне благообразного старца, который подошел к будто бы уже родившейся девочке и трижды назвал ее Феклой. Ребенок родился быстро и легко, сразу после пробуждения матери. Сон был понят, как предсказание о будущих достоинствах дочери, равных достоинствам святой первомученицы Фёклы. В дом была призвана кормилица, но ребенок не сходил с рук матери и был покоен только рядом с ней. «Других детей носила я лишь некоторое время, - вспоминала Емилия, - а с Макриною не разлучалась никогда». Так они и шли по жизни вместе. Емилия нежно любила дочь и, понимая всю материнскую ответственность, серьезно отнеслась к воспитанию своего ребенка. В последствии она приняла его за образец, по которому воспитывала других детей. Учебными книгами были не сказки и басни, а псалмы Давида и притчи Соломона. Из них выбирала она некоторые места молитвенные или хвалебные, или с уроками жизненной мудрости, и заставляла выучивать их наизусть. А всё, что могло оставить в юной душе следы безнравственного и гнилостного, мать удаляла от взора и слуха детей. Также она обучала дочерей и сыновей ведению хозяйства и рукоделию. После домашних дел водила детей в храм Божий слушать священные песни и молитвы. Результатом такого благочестивого воспитания стало то, что все дети Емилии стали достойнейшими из людей. Пятеро из них причислены к лику святых: святитель Василий Великий,святитель Григорий Нисский, святитель Петр Севастийский, блаженная Феозва (Феосевия) и преподобная Макрина. Последняя оказала огромное влияние на нравственный быт всей семьи. Когда родился младший из детей Петр, ушел из жизни муж Емилии Василий. Макрина помогала матери вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием младших братьев и сестер и оказала огромное влияние на дальнейших их рост в христианской вере.
Связь матери и дочери была очень тесная. Они практическти не разлучались. Когда дети выросли старшая дочь убедила мать удалиться в имение Анниса в Понте на берегу реки Ирис (современная Сев. Турция) и вести там монашеский образ жизни. Так они основали обитель, куда последовали за ними многие их бывшие служанки, ставшие им подругами. Последние свои земные дни провела Емилия в молитвах о своих детях. Проводили ее в последний путь старшая дочь Макрина и младший сын Пётр. Относительно даты смерти святой Емилии нет единого мнения. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая (21 мая) 375 года. Эта дата также считается днем памяти святой.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379). Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Трофима, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938). Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).