В какое время лучше всего учиться. Развитие памяти
В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.
Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.
Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.
Как лучше запоминать информацию:
Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное
Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.
Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.
Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.
Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!
Правило № 2: Делайте заметки
Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.
Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.
Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.
Правило № 3: Учите других
Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.
Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.
Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.
Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.
Правило № 4: Говорите сами с собой
Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.
Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.
Правило № 5: Используйте визуальные подсказки
Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.
Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.
Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.
Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.
Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:
Правило № 6: Используйте шокирующий стимул
Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?
Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.
Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).
Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!
Правило № 7: Жуйте жвачку
Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.
Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.
Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.
Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?
Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.
Какие жвачки лучше действуют?
Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.
Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт
Возникли проблемы с определенным понятием?
Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.
Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.
Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.
Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете
Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.
Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.
Правило № 10: Придумывайте стишки или песни
Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.
Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.
Как формулы помогают лучше запоминать информацию?
Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.
Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.
Правило № 11: Ищите ассоциации
Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.
Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.
Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.
Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы
Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.
С чего должен состоять такой перерыв?
Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.
Правило № 13: Найдите практическое применение
Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?
Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.
Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.
Правило № 14: Создайте физический образ
Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.
Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.
Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном
Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.
Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.
Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения
Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.
Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».
Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.
Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.
Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.
Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.
Удачи в усвоении новой информации!
Вас это заинтересует:
![](https://i2.wp.com/elatriym.com/wp-content/uploads/2013/03/like.jpg)
Вы, возможно, не знали, но наша активность и желание делать те или другие дела целиком и полностью зависят от времени суток. Так, уже было доказано, что начать работать утром намного легче, чем после полудня, кроме того и сами задачи будут решаться намного легче утром чем в любое другое время суток. Связано это именно с работой нашего мозга. Давайте рассмотрим подробнее, в какое время суток мозг наиболее активен и в какое время лучше делать различную работу.
Постскриптум: здесь речь идет именно о умственной деятельности. Выполнять так называемую “офисную” работу утром намного легче.
Но, для начала небольшой совет – постарайтесь ложиться спать до полуночи. Несмотря на то, что мозг активен утром, если Вы не выспитесь Вы будете чувствовать себя нереально уставшим, Ваше тело будет просить сна и сделать какую-либо работу будет вдвойне сложней, чем если Вы выспитесь.
А теперь к времени:
1.Просыпаться лучше всего в 6 часов. В это время любая информация, полученная нами, усваивается легче и запоминается надолго. Поэтому, если у Вас экзамен, собеседование или любое другое важное дело, к которому нужно подготовиться, проснитесь пораньше и повторите все, что Вам необходимо: конспекты, стихи, какие-либо тексты и т.п.
2.С 8 часов в работу включается логическое мышление. Если Вам необходимо что-нибудь обдумать, проанализировать – это идеальное время для такой работы.
3.С 9 часов утра мозг полностью настроен на работу с любой информацией, которую он получит: ее будет легче усвоить, обработать, сделать какие-либо выводы. В это время любая работа, за которую Вы возьметесь, будет выполняться намного быстрее и легче. Кроме того, это идеальное время для работы со статистикой.
4.С 11 часов утренний заряд начинает угасать и мозг теряет прежнюю активность, поэтому в это время необходимо сделать перерыв –неспроста в школах и ВУЗах большие перемены проходят именно в это время. Перекусите, отвлекитесь от дел, послушайте музыку.
5.С 12 часов лучше всего переключиться с умственной деятельности на физическую: поработайте в огороде, сделайте генеральную уборку в доме, просто прогуляйтесь по городу, займитесь спортом и т.п. деятельность.
Вообще, любая умственная деятельность после полудня обычно не приводит ни к чему хорошему. Лучше все дела, связанные с сидячей работой, делать рано утром, а после обеда уже заняться чем-то более физическим.
Во время физической деятельности Вы можете обдумывать, чем Вы займете Ваш мозг завтра утром: попробуйте заранее мысленно составить список того, какие задачи Вы будете решать, что-то обдумать. Наверняка, некоторые идеи после обеда приведут к чему-то грандиозному на следующий день.
Кроме того, решение проблемы может прийти Вам как перед сном, так и во время сна.
Ложиться спать лучше всего в 9 часов, но понятно что многие этого делать не будет, поэтому постарайтесь уснуть хотя бы в 11 часов вечера, а также не нагружать себя никак в период с 21 до 23 часов. В это время постарайтесь максимально расслабиться и не подвергать себя стрессу.
Сон с 23 часов до 6 утра помогает восстановить эмоциональную энергию и полностью подготовить организм и мозг к следующему дню активной умственной и физической деятельности.
Однако, на этом мы не прощаемся с Вами. Немного увеличить время эффективной умственной деятельности можно следующим способом:
-если у Вас есть возможность, выделите себе после обеда некоторое время для сна. Например с 12 часов до 3 Вы поработали и теперь настало время немного отдохнуть. После сна в обед мозг немного восстанавливает утренний заряд, отчего Вы можете вернуться к работе над любой информацией снова. Это не то же самое, что работа утром, но когда задачу необходимо решить быстро, а времени нет это довольно эффективный способ.
Вот теперь по данному вопросу у нас все. Некоторые выводы:
-работать умственно лучше с 6 часов до 11.
-физическую работу лучше делать с 12 часов до 15.
-заниматься спортом лучше всего также с 12 до 15 или с 14 до 18.
-вечером расслабьтесь, почитайте книгу, проведите время с любимым человеком.
-ложитесь спать в 11 часов.
Когда лучше заниматься английским: днем или ночью, в выходные или по будням? Давайте выясним, какое расписание будет оптимальным именно для вас.
Лучше время для изучения английского языка - сегодня. Наши советы будут полезны и тем, кто учит английский самостоятельно, и тем, кто занимается с преподавателем: мы расскажем, как разработать оптимальное расписание занятий. Советуем вам завести дневник или блокнот и в нем составить примерный график, так легче будет вспомнить, когда вы должны заниматься, кроме того, ведение записей дисциплинирует.
В какое время суток заниматься английским?
Думаем, все слышали о делении людей на жаворонков и сов. Первым удобно работать по утрам, вторым - по вечерам. Однако ритм жизни диктует нам свои правила, и вот уже совы встают в шесть утра на работу, а жаворонки ложатся спать далеко за полночь. Получается, можно найти немного времени для занятий и утром, и вечером.
Рекомендуем сразу же «забронировать» в дневнике 5-10 минут после пробуждения и 5-10 минут перед сном на изучение и повторение новой лексики: в это время мозг работает наиболее продуктивно, вам будет проще запомнить информацию.
Далее нужно решить, заниматься днем или в позднее время суток. С одной стороны, все мы ходим на работу и знаем, что самые сложные дела обычно легче решить с утра, как говорится, «на свежую голову». С другой стороны, опыт подготовки к экзаменам в студенческие годы показывает, что за ночь перед экзаменом можно освоить парочку-другую учебников. Да и многие «совы» любят учить что-то поздно вечером или ночью. Так когда же заниматься? Давайте рассмотрим преимущества и недостатки дневных и ночных занятий.
Занятия днем (до 22-00) | Занятия поздним вечером (после 22-00) |
---|---|
+ У вас больше энергии, вы активны, вас не клонит ко сну. | + Вас никто не беспокоит, не отрывает от занятий (многие люди уже спят). |
+ Соответствие естественному природному циклу: именно световой день предназначен для активной деятельности. | + Поздним вечером и ночью активно проявляется креативная сторона личности, можно найти творческий подход к изучению английского. |
+ Можно заниматься со своими друзьями или в группе на курсах английского языка. | + Уроки фактически в полной тишине, можно заниматься самостоятельно или . |
+ Естественное освещение более безопасно для зрения. | + Вероятность «залипнуть» в социальной сети ночью снижается: большинство потенциальных собеседников спит. |
– Вас отвлекают знакомые, друзья, домочадцы. | – Есть соблазн лечь спать после тяжелого трудового дня. |
– Можно заняться бытовыми проблемами и пропустить урок. | – Нет возможности заниматься оффлайн на курсах. |
Как видите, занятия в разное время суток имеют свои преимущества и недостатки, поэтому советуем серьезно отнестись к составлению расписания. Некоторые изучающие английский пытаются чередовать уроки в дневное и ночное время, но такая тактика не оправдана. Ученые доказали, что наиболее продуктивно мозг усваивает информацию, которую получает в одно и то же время, через одинаковые временные интервалы. Более того, у вас не будет соблазна откладывать занятия «на потом», «на попозже» и т. п. Умение организовать учебный процесс - первый шаг на пути к успеху.
Как часто заниматься английским
Learn everything you can, anytime you can, from anyone you can - there will always come a time when you will be grateful you did.
Учитесь всему, чему можете, всегда, когда можете, у каждого, у кого сможете - обязательно наступит время, когда вы будете благодарны себе за это.
После того, как вы выбрали время и продолжительность занятий, сделайте пометку в дневнике. Как придерживаться расписания и не забывать о нем? Допустим, вы решили заниматься ежедневно в 19-00. Поставьте будильник на смартфоне на это время. Рекомендуем проделать этот трюк, даже если вы не жалуетесь на память. Внешний раздражитель в виде звонка действует на мозг гораздо активнее, чем мимолетное воспоминание «ах да, мне сейчас нужно заниматься», о котором вы можете забыть в ту же секунду.
Нужно ли заниматься английским в выходные дни?
Научитесь грамотно управлять временем, правильно отдыхать и усердно работать. Чем чаще вы будете заниматься изучением английского языка, тем быстрее заметите позитивные сдвиги. Однако студенты иногда склонны впадать в крайность: заниматься по 3-4 часа ежедневно без выходных и перерывов. Такой режим полезен для знаний, но подходит не всем. Некоторые ученики за 1,5-2 месяца такого «интенсива» пресыщаются языком настолько, что у них пропадает мотивация к занятиям. Поэтому руководствуйтесь принципом «все хорошо в меру». Если у вас напряженный рабочий график и много домашних дел, позволяйте себе отдыхать. Достаточно будет самостоятельных занятий продолжительностью 30-40 минут в день. Делайте себе полноценный выходной, «день свободы от обучения» подарит вам новые силы для дальнейшего движения вперед.
С другой стороны, если у вас мало времени для занятий в будние дни, можно наверстать упущенное в выходные. Позанимайтесь немного дольше: 1,5-2 часа с перерывом в 10-15 минут.
Какое бы расписание уроков вы для себя ни составили, следуйте ему. Английский язык - это не та вещь, которую можно одолеть за ночь, он дается только тем, кто готов усердно работать. Пусть ваш труд будет легким и приятным!
Невероятные факты
Хотите повысить продуктивность или похудеть? Если у вас это до сих пор не получается, возможно, вы делаете это в неподходящее время.
Согласно клиническому психологу Майклу Бреусу (Michael Breus), который специализируется на расстройствах сна, существует четыре типа людей в мире: "дельфины", "львы", "медведи" и "волки" .
У каждого из нас разный внутренний ритм, и потому наше тело лучше сжигает калории или вырабатывает гормоны в определенное время. К какому же хронотипу относитесь вы?
4 хронотипа людей
Дельфины
Личность: осторожный, интроверт, невротический, умный
Поведение: избегает рискованных ситуаций, стремится к совершенству, концентрируется на деталях.
Сон: просыпаются неотдохнувшими и остаются уставшими до вечера, когда они входят в ритм. Активнее всего они поздно ночью, а их продуктивность повышается рывками в течение дня.
Как настоящие дельфины, которые спят только одной половиной мозга, в то время как вторая половина следит за хищниками, "люди-дельфины" обладают чутким сном. Они могут много раз просыпаться и склонны к бессоннице из-за тревожности. Когда они просыпаются среди ночи, то склонны размышлять о своих ошибках или о том, что когда-то сказали.
Дельфины лучше работают в одиночестве, чем в команде, и они не склонны к конфронтации. Им даже не обязательно заниматься физическими упражнениями, чтобы похудеть, так как индекс массы тела у них обычно ниже среднего.
Львы
Личность: ответственный, стабильный, практичный, оптимист
Поведение: не останавливаются на достигнутом, отдают приоритет здоровью и физической форме, ищут положительного взаимодействия.
Сон: рано встают, чувствуют себя уставшими к вечеру и легко засыпают. Наиболее активны в полдень и наиболее продуктивны утром.
Львы в природе просыпаются до рассвета, чтобы поохотиться. "Люди-львы" также просыпаются до появления Солнца, голодны при пробуждении и после плотного завтрака готовы покорять цели, которые они себе поставили на день.
Они испытывают прилив энергии, когда сталкиваются с проблемами лицом к лицу, имея ясные цели и стратегический план к успеху. Большинство руководителей и предпринимателей - львы. Они также ценят хорошую физическую форму, так как это помогает им ставить и достигать целей.
Медведи
Личность: осторожные, экстраверты, дружелюбные и открытые.
Поведение : избегают конфликтов, стремятся быть здоровыми, отдают первостепенное значение счастью, находят утешение в знакомых вещах.
Сон : просыпаются в оцепенении, устают к середине или концу вечера, спят глубоко, но не так долго как им хотелось бы. Полны сил с середины утра до начала полудня и наиболее продуктивны незадолго до полудня.
Когда в природе медведи не находятся в спячке, они относятся к дневным животным - активны днем и отдыхают ночью. "Люди-медведи" предпочитают спать, по меньшей мере, 8 часов в сутки, если не больше.
Им требуется несколько часов, чтобы полностью проснуться утром, во время которых они чувствуют себя голодными. Можно сказать, что "медведи" все время голодны. Они едят при любой возможности, даже если сейчас не время приема пищи и не перекус.
Они обходительны и лишены драматизма, не будут плести интриги или винить других за их ошибки. Они - отличная компания для вечеринок.
Волки
Личность : импульсивные, пессимистичны, творческие, подвержены переменам настроения.
Поведение: рискуют, первостепенное значение придают удовольствию, ищут новизну, реагируют эмоционально.
Сон: тяжело просыпаются до полудня, но не устают до середины ночи и позже. Наиболее активны к 19 часам и наиболее продуктивны поздно утром и поздно вечером.
В природе волки активны после захода Солнца, и охотятся они стаями. "Люди-волки" также склонны к ночной жизни. Они не голодны после пробуждения, но становятся ненасытными ночью. Индекс массы тела у них от среднего до высокого. Из-за режима питания и неразборчивости в еде, они часто страдают от болезней, связанных с лишним весом.
Волки - творческие личности, непредсказуемы и их злит, если другие воспринимают их как "ленивых". Они склонны к расстройствам настроения, таким как депрессия и тревожность.
В какое время лучше ложиться спать
Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.
Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.
Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.
1. Визуальная информация усваивается лучше всего
50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.
Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.
50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).
Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.
Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.
В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.
Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации
2. Сначала — суть, потом детали
Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.
По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?
Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.
Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.
Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.
3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению
Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.
Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.
Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».
Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.
4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности
Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .
Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.
Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.
- раздражительность
- когнитивные расстройства
- провалы в памяти, забывчивость
- аморальное поведение
- безостановочная зевота
- галлюцинации
- симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
- замедленные движения
- дрожание конечностей
- боли в мышцах
- нарушение координации
- нарушение сердечного ритма
- риск возникновения сердечных заболеваний
- риск возникновения диабета
- подавление роста
- ожирение
- повышенная температура
Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.
Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.
5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других
Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.
Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.
Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.
Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.
6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой
«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.
Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.
В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).
Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.
Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.
Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.
Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».