Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы"
Алевтина Бобова
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы».
Цель :
1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы » .
2. Развитие и обогащение словаря
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. согласование существительных с числительными
5. Образование новых сложных слов
6. Слова антонимы
7. Падежные конструкции
8. Развитие мелкой и общей моторики
9. Развитие памяти, мышления, внимания.
Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.
А сейчас сядет тот, кто назовет птицу , которую видел и которую знает.
1. Ребята, сейчас у нас какое время года?
А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?
Голубь, ворона, воробей.
А сегодня мы с вами поговорим о птицах , которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы ?
ПЕРЕЛЕТНЫЕ .
Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы : утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.
Повторите этих птиц .
Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными .
Давайте вместе скажем, как они называются!
ПЕРЕЛЕТНЫЕ .
2. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите , что есть общего у всех птиц ? Давайте назовем части тела птиц .
Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать .
Чем покрыто тело птиц ?
Оно покрыто перьями.
Ребята, у каждой птицы , разное оперение .
У скворца – темный, с зеленоватым отливом.
Кукушка – серая, с полосатым брюшком.
Ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
Лебедь - белое оперение .
Грач – черное оперение .
3. Игра «Скажи наоборот» .
Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей…маленький.
Лебедь белый, а грач…. черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.
Молодцы ребята!
4. Ребята, посмотрите, к нам на поляну прилетели птицы . Это перелетные птицы . А давайте понаблюдаем за ними.
За кем ты наблюдаешь?
Я наблюдаю за журавлем.
Я наблюдаю за ласточкой.
А ты кем любуешься?
Я любуюсь лебедем.
(опрос 4-5 детей)
Ребята, подул сильный ветерок, ох какой сильны, и птички все разлетелись.
Кого не стало на поляне?
Журавля, ласточки, синички.
5. Игра «Назови одним словом» .
У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы ребята!
6. Игра «Фотограф» .
Ребята, как-то раз один мальчик, которого звали Миша, ходил гулять, и увидел… Кого он увидел вы мне сами назовете.
Например, Миша увидел (я буду показывать, сколько птичек он увидел, и каких, а вы мне будете называть).
2 журавля 2 скворца
3 ласточки 4 кукушки
Молодцы ребята, сосчитали птичек.
7. Игра «Какая птица улетела » .
Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц , которые здесь есть.
ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА.
Посмотрите внимательно. Запомните птиц . А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.
Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО ?
Будь внимательным, смотри,
Кого не стало, говори!
8. Развитие мелкой моторики.
Ребята, я хочу вам рассказать. У скворца особый домик. Его домик называется скворечник. У вас на столах, у каждого, есть скворец. И он не может попасть к себе в домик. Давайте поможем ему. Возьмите все карандаш. И проведем скворца в его домик.
Молодцы ребята. Помогли скворцу попасть в его скворечник.
9. Ребята, а сейчас все встали в кружок. И сейчас каждый друг другу положит в ладошку птицу . (Когда все возьмутся за руки, крикнем хором УРА) .
Физминутка :
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят .
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Конспект итогового логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные цели:
— закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;
— продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, лебедь, журавль, журавлиха, ласточка, жук, гусеница;
— пассивный словарь: проворный, примостилась, касаточка;
— продолжать совершенствовать грамматический строй речи(образование существительных с суффиксами -ат, -ят);
Образование множественного числа существительных в именительном падеже;
Коррекционно — развивающие цели:
— продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, артикуляционную и общую моторику;
Коррекционно-воспитательные цели:
— продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений, рассказов о перелетных птицах,
— разучивание пальчиковой игры « Ласточка»;
— загадывание загадок;
— рассматривание картинок;
(дети сидят полукругом)
— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).
— Ну, что чудо произошло? — Да!
— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?
— Это птицы!
Если снег повсюду тает, День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).
— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.
Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.
На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…
(скворец).
По поднебесью веревка протянулась.
(Журавль).
Не ворона, не синица,- Как зовется эта птица? Примостилась на суку, Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка).
— Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).
— А как, этих птиц можно назвать одним словом?
— Каких еще перелетных птиц вы знаете?
— Почему они называются перелетными?
— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Чем мы угостим?». Я буду называть птицу, а вы должны сказать, чем они питаются.
— Грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком, ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.
— Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы!
А теперь встали возле своих стульчиков, поиграем с нашими пальчиками. (Проводится пальчиковая гимнастика «Ласточка»).
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну — красну.
— Поиграем еще в одну игру, это игра называется «Назови сколько птенцов?»
Я вам показываю картинку, где нарисована взрослая птица и ее птенцы, а вы должны сказать, как эта птица называется и сколько с ней птенцов.
— У кукушки один кукушонок.
— У скворчихи два скворчонка.
— У грачихи три грачонка.
— У журавлихи четыре журавленка.
— У лебедя пять лебедят.
— Молодцы! Следующая игра называется « Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы.
— У птицы не хватает клюва и т.д.
— Молодцы ребята! Вы мне сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Почему они называются перелетными птицами?
— Молодцы! Вы знаете птенцов перелетных птиц, живущих в наших лесах, знаете, как называются взрослые птицы и ее птенчики, чем они питаются, можете определить из каких частей состоят птицы.
(Раздается стук. Сюрпризный момент — появляется скворец).
— Кто же это к нам в гости пришел, вы узнали его?
— Да, я скворец. Я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас перелетных птицах и мне это очень понравилось. Я за хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки эти раскраски, в которых изображены птицы. Я вижу, вы любите природу и будете заботиться о нас.
Учитель-логопед
МАДОУ №12
г. Учалы, респ. Башкортостан
Загирова Альбина Шавкатовна
Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.
Цели:
- Формирование правильного физиологического дыхания.
- Работать над плавностью речи.
- Вырабатывать четкие координированные движения органов речевого аппарата.
- Формировать обобщающее понятие «Перелетные птицы», уточнять, какую пользу они приносят людям.
- Развивать связную речь.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Упражнения для пальчиков (при назывании птицы - загибать пальчики на руке).
Птичек стайка
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей.
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка, серенькое пёрышко.
Эта - зяблик, это - стриж, это - развесёлый чиж.
Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по домам.
(Сжать пальчики в кулачки )
(И. Токмакова )
О ком это стихотворение?
Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.
- Развитие общеречевых навыков.
- Сообщение темы занятия.
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию ». (Логопед описывает внешние признаки перелётной птицы, а ребёнок называет её. Ответы сопровождаются дирижированием ведущей рукой).
Образец ответа: это аист. Это лебедь.
Что делают эти птицы осенью? (Улетают в теплые края).
Как называют таких птиц? (Перелетные).
- Релаксация
- Основная часть.
- Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, показывает картинку, а ребёнок отвечает - улетает она на зиму или нет.)
Почему птицы улетают в теплые края?
- Игра «Чем питаются птицы?» Логопед произносит зачин.
Ты картинку покажи,
Чем питаются, скажи.
У ребенка картинки с изображением насекомых. Он показывает картинки и вслед за логопедом повторяет:
Перелетные птицы питаются червяками.
Перелетные птицы питаются бабочками.
Перелетные птицы питаются жуками.
Произнося предложения, ребенок кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы.
Ответ на вопрос, заданный вначале упражнения.
- Составление звуковой схемы названия перелетной птицы (по выбору дефектолога).
- Разучивание стихотворения о птицах.
Логопед читает текст, а дети по ходу чтения выкладывают картинки. Затем дети повторяют текст.
Для упражнения используются картинки с изображениями птиц.
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Утка крякает: «Кря-кря»,
Гусь гогочет: «Га-га»,
Ласточка чифкает: «Чиф-чиф»,
Кукушка кукует: «Ку-ку»,
Журавль курлычет: «Курлы-курлы».
- Физкультминутка.
Хочу стать птичкой
Я по улице гулял,
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Логопед читает стихотворение, ребенок выполняет движения.
Продолжение основной части.
- Выложи из листочков птицу (ласточка). Назови каждое свое действие.
Сложи разрезные картинки.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы.
Инструкция: назови ласково: утка - уточка, галка - галочка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка, соловей - соловушка.
- Итог занятия.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Заостровская средняя школа»
структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье»
Архангельская область, Приморский район
Методическая разработка музыкально-логоп едического занятия «Перелетные птицы»
с элементами здоровьесберегаю щих технологий и ИКТ
(дети старшей группы с родителями)
Составитель: Коноваленко Ирина Николаевна, учитель-логопед
Это обобщающее занятие по теме «Перелетные птицы», которое проводят: логопед, музыкальный руководитель и родители. На занятии использовались элементы здоровьесберегаю щих технологий: психогимнастика, кинезиологически е, дыхательные упражнения, игры с речевым сопровождением, логоритмика. Презентация «Перелетные птицы» позволяет повысить интерес детей, сократить время на подготовку наглядного материала для занятия. Совместные занятия с родителями решают задачу сотрудничества, вовлечения родителей в коррекционный процесс.
Цель: систематизироват ь знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
Активизация словаря по теме (названия птиц, их птенцов, подбор антонимов, глаголов, упражнять в образовании сложных прилагательных).
Совершенствовани е грамматического строя речи (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, упражнение в согласовании количественных числительных и существительных, употребление предлогов, работа с деформированной фразой).
Работа над связной речью (упражнять в составлении пересказа с опорой на серию сюжетных картинок).
Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логичес кое мышление, координацию движений, мелкую и общую моторику, двигательную активность детей.
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Оборудование:
Презентация «Перелетные птицы», столы-«острова» - 8 шт., картинки – названия островов, шапочки с изображением перелетных и зимующих птиц, игра «Считай и называй», скворечник и скворец, серия сюжетных картинок «Грач – спасатель», игра «Прятки», аудиозапись «Пение кукушки», музыкальное сопровождение: Сен-Санс «Лебедь»
В зале по кругу расставлены 8 столиков – островов. На всех столиках стоит картинка – название острова. На каждом острове находится один родитель и проводит с детьми соответствующую игру. В центре зала находятся дети. В течение всего занятия дети двигаются от одного столика – острова к другому и играют.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Наступает долгожданная веселая солнечная весна. Скоро к нам вернутся перелетные птицы. Почему их называют перелетными? (потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются).
Логопед: Почему осенью они улетают от нас? (становится холодно и нечем питаться).
Давайте поиграем, превратимся в птиц.
Игра «Зимующие – перелетные» (М.Картушина)
Дети надевают шапочки с изображением птиц (зимующих и перелетных) и образуют круг. Взявшись за руки, идут под песню:
Утки, гуси, журавли,
Жаворонки, кулики
Из-за моря прилетали,
А их дома поджидали
Вороны - караконы,
Сороки - белобоки,
Воробьи, синицы –
Зимующие птицы.
На 2-ю часть музыки дети – «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, которая быстрее построится.
Логопед: А сейчас посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?
Игра «Четвертый лишний»
Ласточка, бабочка , цапля, журавль
Грач, воробей , скворец, дрозд
Ворона, воробей, голубь, скворец
Основная часть.
Логопед: Очень длинный путь преодолели птицы, пока долетели до нас. Они все время были в полете, только иногда приземлялись на острова, для того, чтобы отдохнуть. Сегодня мы с вами совершим путешествие по этим островам и будем играть с перелетными птицами. Сначала вспомним, как журавли учатся летать.
Дыхательное упражнение «Журавли учатся летать » (Н.В.Нищева).
Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
Логопед: Итак, полетели. (Дети под музыку «летят» по залу и останавливаются у первого «острова»).
1 остров «У кого – кто?»
Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов).
Сейчас мы вспомним, как называются птенцы разных птиц.
Игра «У кого – кто» (с мячом).
У грача – грачата
У журавля – журавлята
У стрижа – стрижата
У утки – утята
У скворца – скворчата
У галки – галчата
Психогимнастика «Птенцы».
Давайте покажем, как жалобно смотрят птенцы, когда хотят кушать (дети изображают мимикой); птенцы увидели большую чужую птицу и испугались; птенцы дождались маму и повеселели.
Как птицы заботятся о птенцах? (Они защищают их, кормят)
Кинезиологическо е упражнение «Ищет птичка»
Поочередное соединение всех пальцев с большим (1-2, 1-3, 1-4, 1-5)
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
Логопед: Птичка накормила своих птенцов и мы можем продолжать наш полет (дети под музыку «летят» по залу).
2 остров «Скажи наоборот»
- Все птицы разные: есть большие и …(маленькие); клювики у них короткие и … (длинные). Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Аист большой, а соловей … (маленький)
У журавля длинная шея, а у дрозда … (короткая)
У соловья серая грудка, а у ласточки … (белая)
Аист белый, а грач … (черный)
Дети продолжают «полет».
3 остров «Считай и называй»
Сосчитайте птиц: сколько нарисовано аистов… , кукушек … , грачей … , скворцов … , ласточек … , соловьев … . Напишите в кружке цифру-количество птиц (под изображением птицы).
Ответ детей: 1 аист, 5 соловьев, 2 грача, 2 кукушки, 3 ласточки, 4 скворца.
А сейчас возьмем палочки и простучим (по слогам) названия этих птиц.
Игра «Стукалочка»
Звучит музыка, дети двигаются к следующему острову.
4 остров «Чей, чья, чье, чьи?»
- Внимательно посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Из-за облака видны только части птиц: хвост, клюв, крыло…). Отгадайте и скажите, чье это?
Хвост ласточки - … (ласточкин хвост)
Клюв аиста - … (аистовый клюв)
Крыло журавля - … (журавлиное крыло)
Лапки утки - … (утиные лапки)
Голова грача - … (грачиная голова)
(Звучит пение кукушки)
Музыкальный руководитель: Кто это поет? (кукушка). Кукушка что делает? (кукует). Давайте и мы споем песню о кукушке.
Дети исполняют песню «В лесу поет кукушка»
«Полет» продолжается.
5 остров «Скажи одним словом»
У цапли ноги длинные, поэтому ее называют … (длинноногой)
У ласточки длинный хвост, значит она … (длиннохвостая)
У грача черные глаза, он – … (черноглазый)
У аиста длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювым)
У лебедя длинная шея, его называют … (длинношеим)
Дети «летят» по залу.
6 остров «Составь предложение»
Что нарисовано на карточке? (Схема предложения). Кто догадался, что мы будем делать? (Составлять предложения). Что делает скворец?
(Родитель показывает скворечник и передвигает картинку – скворца, а дети составляют предложения).
Скворец вылетел из скворечника.
Скворец залетел в скворечник.
Скворец кружился над скворечником.
Скворец сел на скворечник.
Скворец сидит под скворечником.
Логопед: «полетели» к следующему острову.
7 остров «Нелепицы»
Послушай предложения. Так бывает? Составь предложения правильно.
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Червяк склевал скворца.
Скворец живет в будке.
Песня спела соловья.
«Полет» продолжается.
8 остров «Сказка»
Послушайте сказку. Рассмотрите картинки. Расставьте их по порядку. Перескажите эту историю. Придумайте название сказки.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».
Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».
(Дети расставляют картинки в правильном порядке, пересказывают сказку, предлагают ее название).
Логопед: Это был последний остров. Нам пора возвращаться домой.
Звучит музыка. Дети «летят» по залу.
3. Итог занятия.
Логопед: Ой, что это лежит у нас под ногами? (Конверт с письмом).
Что нарисовано на конверте? (Человек кормит птицу) Значит, человек заботится о птице. Давайте вспомним, как нужно охранять птиц, чего нельзя делать. (Дети объясняют схемы)
1. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы в них выводят птенцов.
2. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Что мы сегодня делали? (Летали на острова и играли с перелетными птицами)
Дети исполняют танец «Лебедь».
Литература:
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.
С – Пб., ИД «Литера» 2006г.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания
для детей 5-7 лет с ОНР.
М., Издательство «Гном и Д», 2008г.