Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации. Типы предложений по цели высказывания и интонации Предложения по цели высказывания
Виды предложений по интонации и по цели высказывания
Виды предложений по цели высказывания
Все предложения подразделяются на три группы по цели высказывания – по той цели, с какой они используется в общении людей.
1) Предложения, которые сообщают о различных фактах и событиях. Их называют повествовательными. Вот примеры таких предложений. Наступила зима. Мы собираемся встречать Новый год на даче. Елку будем наряжать прямо во дворе. В каждом из этих предложений сообщается о событиях, которые происходят в разное время (в прошлом, настоящем и будущем): зима уже наступила, планы на встречу Нового года существуют в настоящем, а елку нарядят в будущем.
2) Предложения, с помощью которых задаются вопросы. Приведем примеры. Где вы будете встречать Новый Год? Можно нарядить елку прямо во дворе дачного дома? В обоих предложениях выясняются обстоятельства, возможности тех или иных событий. Такие предложения называются вопросительными.
3) Предложения, с помощью которых выражаются просьбы, приказы, побуждения. Можно привести такие примеры. Давайте встречать новый год на даче! Пожалуйста, нарядите елку прямо во дворе дачного дома. В этих предложениях говорящий высказывает свои пожелания в виде призыва и просьбы. Такие предложения называются побудительными .
Предложения второй группы заканчиваются вопросительным знаком. Знак препинания на конце предложений первой и третьей групп зависит от особенностей интонации.
Виды предложений по интонации
Еще одна характеристика предложения – по интонации, с которой оно произносится.
Прочитай предложения и сравни интонацию, с которой они должны произноситься.
1) Я читаю книгу. Я читаю такую книгу!
2) Когда будет школьный фестиваль искусств? Ну когда же будет школьный фестиваль искусств?!
3) Передай, пожалуйста, родителям мое приглашение. Обязательно передай родителям мое приглашение!
Сравнив интонацию предложений, мы видим, что сообщать о чем-то, спрашивать или побуждать можно с разной интонацией. В каждой из трех пар первое предложение произносится спокойно, без повышения голоса, а второе предложение – эмоционально, энергично. Эта эмоциональная интонация называется восклицательной и на письме обозначается восклицательным знаком. Само предложение, произносящееся с восклицательной интонацией, называется восклицательным . А предложение, которое произносится со спокойной интонацией, - невосклицательное.
Рассмотрим некоторые особенности интонации предложения . Каждый тип предложения имеет собственную интонацию.
Интонация повествовательных предложений носит название восходяще-нисходящей. При такой интонации тон голоса сначала повышается, а к концу предложения понижается.
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.
- Вот послушай …
Это побудительное предложение.
Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
Хороший снеговик получился!
2. Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?
Что каждый из знаков говорит об интонации?
По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.
Что каждый из знаков говорит о цели?
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- Какой шум!
- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- School-collection.edu.ru ().
- School-collection.edu.ru ().
- Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
- Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
- Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок
(По В.Волиной)
- Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.
Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.
(По Н. Надеждиной)
Алтуева А.Б.
учитель начальных классов
г.Нальчик
Тема: «Виды предложений по интонации».
Цели:
формировать представления о видах предложений по цели интонации;
развивать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложения, расширяя речевой опыт учащихся;
формировать пунктуационную зоркость;
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Ребята, пока вас не было, к нам приходил гость. А кто это был, догадайтесь сами, отгадав загадку:
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник – Медвежонок …
Он оставил для вас конверт с посланием, очень торопился и успел только сказать: «Письмо прислали из страны Синтаксис. Я уверен, что вы во всём разберетесь»
Кто живёт в этой стране?
Что мы знаем о предложениях?
Как вы думаете, что же нам предстоит сегодня на уроке?
(Узнать еще что-то новое о видах предложений.)
Что вы для этого вы должны будете сделать?
(Во- первых, понять, что еще не знаем о предложении.
Во — вторых, попытаться самим открыть новое.)
Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Послушайте загадку.
Я потерял свой хвостик.
И жив едва-едва.
Понуро я гуляю
По берегу ручья.
Никто-никто не знает,
Куда дел хвостик я.
— Кто же это? (Иа)
— Как называется сказка, героями, которой являются Винни-Пух и Иа?
— Кто ее написал?
— С кем в сказке ещё дружит Винни-Пух?
Запишите предложение о Винни-Пухе.
Винни-Пух очень любит мёд.
— Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Укажите в скобках.
— Докажите. (В нем содержится сообщение.)
— Запишите следующее предложение.
Кто помог Иа найти хвост?
— Определите вид этого предложения по цели высказывания, укажите в скобках.
— Докажите. (Содержится вопрос.)
Запишите предложение.
Не трогайте меня, я вовсе не медведь, а тучка.
Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное).
Докажите. (Выражена просьба.)
— Какие же виды предложений по цели высказывания вы знаете?
В чем вы сейчас упражнялись? (В умении определять виды предложений, а также в объяснении условия своего выбора).
Следующее задание — на пробное действие. Зачем нужно пробное действие ? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)
Задание на карточках.
Прочитайте это предложение про себя и поставьте знак препинания в конце предложения.
Пятачок, стреляй в шарик
— С какой интонацией вы произнесли? (Спокойно.)
— А как ещё можно произнести это предложение?
(С особым чувством.)
— Теперь прочитайте, как Винни-Пух, ведь он очень боялся пчёл:
Винни-Пух испуганно держался за шарик и кричал во всё горло:
«Пятачок, Пятачок! Это неправильные пчёлы, и у них неправильный мёд! Пятачок, стреляй в шарик!»
— Запишите это предложение в тетрадь.
— В чем различие записанных предложений?
(Мы произносим их по-разному, с разными чувствами.)
У вас получились разные знаки в конце предложения.
Каким эталоном вы пользовались? (Эталона нет)
Физминутка (презентация)
3. Выявление места и причины затруднения.
— Какая трудность у вас возникла во время работы? (Мы не смогди обосновать выбор знака в конце предложения)
(Чтение предложений с разной интонацией. Какой знак поставить в конце предложении.)
— Почему? (Не все знаем способ постановки знака в конце таких предложении, о знаках препинания в конце предложения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Как же быть? Что вы предлагаете?
— Какую цель в начале урока мы ставим? (Узнать что – то новое о предложении.)
— Значит, какая тема урока? (Виды предложений по интонации)
Что вы уже знаете о предложении, то что вы повторили?
Работать вы будете в группах по плану, который из заданных блоков вы должны составить сами .
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах. Задание даётся отдельно каждой группе.
1.Составить блок-схему
Предложения, которые произносятся с чувством радости, страха, удивления, это восклицательные предложения. В конце ставится восклицательный знак.
Предложения, в которых не выражаются чувства — это невосклицательные предложения.
2. Составить алгоритм оформления предложения на письме.
(Ученики формулируют правила, а учитель моделирует на доске алгоритм)
Для того чтобы правильно записать предложение, надо:
определить цель высказывания предложения и его эмоциональную окраску;
записать предложение с заглавной буквы;
поставить нужный знак в конце предложения;
проверить правильность написания предложения.
— Сравните эти предложения:
Пятачок, стреляй в шарик.
Пятачок, стреляй в шарик!
— В чём схожесть? (Побудительные предложения.) Почему?
— В чем отличие? (Знаки препинания в конце предложений.)
Предложения бывают разными не только по тому, с какой целью мы говорим, но и по тому, как мы это произносим, спокойно или с особым чувством (интонацией).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Какой следующий шаг?
(Потренироваться в записи предложений, используя новые знания.)
— Работаем в парах. Потренируйтесь в чтении предложений так, как требуют знаки препинания.
Вкусный мёд делают пчёлы.
Вкусный мёд делают пчёлы!
Вкусный мёд делают пчёлы?
Запишите только восклицательные предложения.
— Каким является каждое из предложений по цели высказывания и по интонации?
— Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)
— Как вы можете себя проверить?
— Найдите правило в учебнике. (Один ученик читает правило вслух.)
— Начинаем работать все вместе.
Какой следующий шаг вашей работы?
(Написать самостоятельную работу, проверить себя.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
— Пришло время проверить ваше умение определять виды предложений по интонации, постановку знаков препинания в конце предложения.
Спишите, вставив пропущенные орфограммы, знаки препинания в конце предложений.
Зачем грустите вы, друзья
Давайте прыгать вместе.
См..яться вес…ло, как я,
Намного интересней.
Грус..неть, мрачнеть день ото дня —
Немыслимая скука!
Скачите вес..ло, как я,
Жизнь – радос…ная штука
После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки и оценивают работу.
— Какими по интонации были все предложения Тигры? Почему?
— Какие предложения, сказанные Тигрой, побудительные?
А какие повествовательные?
8.Включенение в систему знаний и повторение.
Прочитайте стихотворение:
Как жить мне, Пятачку…
Ведь всё во мне дрожит.
За мною по пятам
Мой страх всегда бежит.
Куда деваться мне….
Где спрятаться в лесу…
Ведь я всегда с собой,
С собой его несу…
Каких предложений больше восклицательных или невосклицательных?
Можете сразу ответить на вопрос? (Нет.) Почему?
Что будете делать? Проверим по алгоритму рассуждения.
— Выполните задание.
9. Рефлексия.
— Какую цель ставили на уроке?-
— Что этот урок дал вам?
— Чем показался интересным?
Над чем заставил задуматься?
— Кто остался доволен собой?
Домашнее задание.
— Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.
11.09.2017 Русский язык 3-Б Кастырина И.В.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Оборудование: карточки, таблица, иллюстрации.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
- Запишите посередине строки.
Сколько слогов в этом слове? Почему?
Какой слог ударный?
Назовите гласные звуки; согласные.
Сколько букв в этом слове?
Сколько звуков?
Почему звуков больше, чем букв?
Прочитайте пословицу:
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Как вы понимаете эту пословицу?
Сколько в ней слов?
Связаны ли слова между собой?
Можно ли это высказывание назвать предложением? Почему?
Что такое предложение?
Предложение выражает ….
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Запишите тему сегодняшнего урока.
Мы сегодня должны вспомнить:
Какими бывают предложения по цели высказывания.
Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны закрепить умения:
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
Мой брат живёт в Донецке.
Когда он приедет?
Принеси мне воды.
Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
Найдите предложение, в котором содержится просьба.
Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
Какое это предложение по цели высказывания? Почему это повествовательное предложение?
Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод:
Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
2. Работа у доски.
Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа по карточкам.
А теперь давайте потренируемся.
Прочитайте предложения, определите их вид.
Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
2.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
3. Работа с учебником. Упражнение 33 с. 23.
Записать текст, обозначая начало и конец предложения.
Восстановить деформированный текст, расставить знаки препинания, определить вид предложения по цели высказывания и интонации.
ИТОГ
Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
Предложение – это…
Предложение выражает ….
По цели высказывания предложения бывают …
По интонации предложения бывают …
В конце повествовательного предложения ставим …
В конце вопросительного предложения ставим …
В конце побудительного предложения ставим …
8. Д/З
Выписать из художественной литературы по одному предложению разных видов.
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Любите ли вы играть? Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол. Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом? |
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом? |
1. Предложения, в которых о чём-то сообщаем, повествуем , называются______________
2. Предложения, в которых спрашиваем, называются____________
6.Индивидуальная работа
предложения | По цели | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | ||
Ты записал домашнее задание? | ||
Будьте старательны и внимательны! | ||
Я сегодня на уроке старался. | ||
Как чудесен русский лес! | ||
Не разоряйте птичьих гнёзд. | ||
В нашей школе три этажа. | ||
Какие книги вы прочитали летом? |
Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Вопрос
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Типы фраз по интонации
Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Невосклицательные
Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).
Восклицательные
Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).
Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?
Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.
Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:
- Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
- Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
- Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
- Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
- Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
- Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).
Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).
В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).
Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.
- Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Социальная структура: буржуазия
- Периодическая система элементов
- Типы предложений по цели высказывания и интонации Предложения по цели высказывания
- Какие литературные приемы помогли поэту воспеть