Агамемнон корабль. Корабль «Agamemnon» - Корабли
Американская революционная война
Был при острове Уэссан (1781) и при Островах Всех Святых.
1782 - капитан Бенджамин Колдуэлл (англ. Benjamin Caldwell), Вест-Индия. 12 апреля 1782 года принимал участие в битве сэра Джорджа Родни с французским флотом, вышедшим с Мартиники. Agamemnon потерял 14 человек убитыми и 24 ранеными, в том числе лейтенанты Инклдон (англ. Incledon) и Брайс (англ. Brice).
Французские революционные войны
1793 - 26 января, капитан Горацио Нельсон, Чатем. Командовал кораблем в течение трех лет и трех месяцев.
25 февраля Agamemnon с HMS Robust перешел к Блэкстэкс; приняв на борт порох и пушки, они вышли чтобы присоединиться к флоту в Спитхеде. Пасынок Нельсона, 13-летний Иосия Нисбет (англ. Josiah Nisbet) был на Agamemnon мичманом.
Затем корабль перешел в Средиземное море с лордом Худом, для блокады Тулона и Марселя.
Тулон
Англо-испанские войска в Тулоне
27 августа Тулон объявил верность Бурбонам; британские корабли вошли в порт и овладели верфями. В их руки попали 30 французских линейных кораблей.
Agamemnon был отправлен в Неаполь, за десятью тысячами солдат для оккупации Тулона. Он привез 6000, но войск было недостаточно, чтобы оборонять позиции вокруг города против больших сил, собранных республиканцами, которые начали атаку в ночь на 17 декабря. На следующий день неаполитанские войска вместе с роялистами вновь грузились на любые корабли, какие могли найти. Около 14 000 таким образом ушли, но многие тысячи были перебиты.
Лорд Худ приказал сжечь французский флот, арсенал и весь порох. Вместе с ними огонь уничтожил половину города.
В конце месяца Agamemnon, теперь с эскадрой возле Корсики, отправился в Ливорно, для снабжения.
Корсика
В январе 1794 осуществлял блокаду Кальви, затем, 14 февраля, посетив Ливорно ради питьевой воды, капитан Нельсон провел разведку Бастии, в качестве возможной базы для британского флота. Он заключил, что 500 человек могли бы ее взять, при поддержке огня с кораблей, если те смогут заставить замолчать форты.
Лорд Дандас (англ. Dundas), командующий войсками, отказался атаковать силами менее чем 2000 человек, и после обмена сердитыми письмами лорд Худ решил действовать в одиночку. Лорда Дандаса сменил генерал д’Обан (фр. D"Aubant), но он также отказался участвовать, и 4 апреля 1200 морских пехотинцев и 250 моряков высадились и обложили Бастию. Шлюпки эскадры препятствовали кому-либо выходить или входить с моря, а батареи больших пушек, снятых с кораблей, возведенные вокруг города, поддерживали непрерывный огонь.
Agamemnon стоял на якоре напротив лагеря, Нельсон был на берегу со своими людьми, и получил ранение в спину. 20 мая французы послали к лорду Худу белый флаг, и сдали город и гарнизон около 4000 человек.
Следующим пунктом атаки был Кальви в северо-западной точке острова. Войска под командованием генерала Стюарта (англ. Stuart) высадились 19 июня примерно в 4 милях к западу от Кальви и в течение четырех недель захватили все французские форпосты и установили батареи корабельных пушек в 650 ярдах от центра цитадели.
10 июля в батарею Нельсона июля ударило ядро, осколки и камни попали ему в грудь и лицо, лишив зрения правый глаз.
Предложение сдаться было отклонено 19 июля, так что 26 июля, имея 21 пушку, 5 мортир и 4 гаубицы в 560 ярдах от крепостной стены, генерал послал сказать, что не будет стрелять по госпиталям.
В результате начались переговоры, в которых французы попросили перемирия на 25 дней, намереваясь выждать, не прибудет ли помощь. Им было дано шесть, но они нарушили перемирие 30-го, после того как в порт пробрались четыре мелких судна.
Немедленно был открыт огонь по врагу, и 1 августа тот вывесил белые флаги. Британские войска овладели городом 10 августа; 15-го Agamemnon ушел в Ливорно, минус несколько пушек, потерянных во время осады. В то же время парламент Корсики объявил жителей острова англичанами, а Георга III королем Корсики. Сэр Гилберт Эллиот был назначен вице-королем Корсики.
Agamemnon затем пошел в Геную, чтобы встретить лорда Худа и вице-адмирала Хотэма (который его сменил), прибыв туда 23 сентября.
Вместе они вышли 27 сентября на поиск французов в залив Гуржан (фр. Gourjean), а затем к Тулону. Лорд Худ отбыл домой 11 октября. К концу месяца Agamemnon пошел в Ливорно, чтобы дать отдых людям, из которых семьдесят были еще очень больны.
Со времени ухода из Кальви Нельсон потерял 50 своих лучших людей. Она снова вышел 26 октября, но шторм заставил его вернуться обратно 30-го. Он, наконец, присоединился к адмиралу Хотэму утром 3 ноября и обнаружил, что французы ускользнули. Agamemnon был отряжен их искать, и нашел что Йерский залив пуст, но 5-го обнаружил 22 корабля во внутренней гавани Тулона. Два дня спустя он был в Сан-Фьоренцо, где 15 ноября Нельсон отметил, что корабль выглядит жалко без бизань-мачты, а вскоре потерял и грот-мачту.
Вооружение
Орудий на гондеке
- 34 × 204.5 мм./ 2.7 м./ 3.25 т.
Орудий на мидельдеке
- 34 × 162.81 мм./ 2.97 м./ 2.8 т.
Орудий на опердеке
- 22 × 161.29 мм./ 2.59 м./ 2.25 т.
- 1 × 206.2 мм./ 3.048 м./ 4.75 т.
HMS Agamemnon (рус. Корабль Её Величества «Агамемнон» ) - 91-пушечный винтовой линейный корабль 2 ранга. Назван в честь микенского царя Агамемнона - одного из главных героев «Илиады» Гомера. Первый британский парусный линейный корабль, в котором паровая машина предусмотрена проектом. Прокладывал телеграфный кабель, соединивший США и Европу.
История создания
Предпосылки к созданию
Корабль Agamemnon назван так в честь боевой славы одноименного линейного корабля HMS Agamemnon 1781 года, участвовавшего в сражении при Трафальгаре в 1805 г.
Описание конструкции
Корпус
Паровые машины были простого типа с однократным расширением пара в двух цилиндрах, с тронковыми поршнями. Пар охлаждался во внешних поверхностных конденсаторах. Котлы работали при давлении пара 2,1 атм. Паровая машина Пенна развивала мощность 600 лошадиных сил.
Корабль с такой машиной мог развивать под парами скорость до одиннадцати узлов . 485 тонн угля должно было хватать на шесть с половиной суток хода под парами. Подобные машины изначально конструировались для нужд ВМС и считались наиболее защищенными от попадания снарядов, так как в корабле располагались ниже ватерлинии .
Вооружение
Артиллерия
Последствия попадания ядра в борт корабля.
Эдмунд Лайонс родился 21 ноября 1790 года. Выучившись в школе Гайдского аббатства, он уже в возрасте десяти с половиной лет поступил на флот волонтером 1 класса. Начинал службу на Средиземном море на яхте Royal Charlotte , был переведен на фрегат Madestone , затем на фрегат Active . В 1807 году семнадцатилетнего юношу назначили на 68 пушечный корабль Monmute , который отправлялся в Ост-Индию. Эдмунд прослужил там 7 лет на различных кораблях, исполняя должность лейтенанта, и получил этот чин в 1809 году.
За время, проведенное в Ост-Индии, Лайонс приобрел репутацию хорошего, храброго морского офицера, обратил на себя внимание командования отвагой и распорядительностью. Контр-адмирал Друри взял его к себе флаг-офицером. В ходе подготовки к захвату Явы, Лайонса назначили на станцию в Зондском проливе, чтобы в крейсерстве выяснить силы и расположение неприятеля. Во время крейсерства он однажды с отрядом в 35 человек напал на форт Маррак, вооруженный 54 орудиями, с гарнизоном 180 человек, и взял его без потерь. После этого он заболел и решил вернутся на родину.
По прибытии в родную Англию, Эдмунда произвели в коммендоры и в 1813 году назначили командиром 10 пушечной шхуны Rinaldo в эскадре, сопровождавшей Людовика XVIII во Францию и союзных монархов - в Англию. В 1814 году Лайонса произвели в корабельные капитаны. Прекращение войн привело к тому, что 14 лет он провел на берегу, используя свободное время для самообразования.
В 1828 году Эдмунд командовал 46 пушечным фрегатом Blond , направленным в Морейскую экспедицию. Летом 1829 года он отвез британского посланника сэра Роберта Бриджа в Константинополь. Его фрегат стал первым английским военным судном, вошедшим в Черное море и получил возможность посетить Севастополь.
Пока строились корабли серии «Кинг Эдуард VII», Совет занимался тщательным рассмотрением характеристик следующего линкора. Было разработано огромное количество альтернативных вариантов, отличавшихся друг от друга по составу и количеству артиллерии, броневой защите, скорости хода. Одновременно с этим новый инспектор, сэр Уильям Мэй, провёл всестороннее исследование соотношения между огневой мощью и бронированием линкоров различных классов, закончившееся составлением диаграмм и графиков, из которых следовало, что:
1) требуется распространить броневую защиту на гораздо большую площадь, одновременно увеличив её толщину;
2) в морском бою ценность вспомогательной артиллерии крайне невелика, поскольку вся она неминуемо будет сметена огнём тяжёлых орудий ещё до сближения на дистанцию её эффективного огня.
Из всего этого следовал вывод – вооружение линкора будущего должно состоять только из тяжёлых орудий, способных пробивать толстую броню, и скорострельных мелкокалиберных пушек для отпора миноносцам.
Выше уже упоминалось о кардинально усовершенствованном проекте, представленном в Совет в 1903 г. – в следующем году он лёг в основу «Лорда Нельсона» – который, это следует прямо подчеркнуть, был составлен именно с учётом требований новой концепции. Всё это время остальные морские державы занимались модификацией артиллерийской схемы «Кинга Эдуарда VII», впрочем, без особого успеха, так что новая британская разработка не имела принципиальных конкурентов. Уотте начинал работу над детализацией проекта в совершенно новых условиях, нежели те, что существовали в эпоху Уайта. Теперь инициатива перешла в руки Совета. Отныне новые корабли должны были не просто чуть-чуть превосходить своих заграничных оппонентов, но иметь над ними подавляющее превосходство уже на стадии чертёжной доски. Идея «Дредноута» висела в воздухе. Ещё до того, как был утверждён окончательный проект «Лорда Нельсона», Нарбет представил очередной альтернативный эскиз, в котором идеи Мэя были воплощены в их крайней форме – корабль имел вооружение из 12 12" орудий. Однако в тот момент Совет ещё не был готов на такую радикальную замену успевших стать привычными орудий в 9,2".()
«Лорд Нельсон»
(2 единицы, бюджет 1904-1905 гг.)
Строитель Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.*
* орудия для каждого по 400 ф. ст.
Размерения, м 125,0 (135,2 полная) х 24,2 х 7,69/8,23
Водоизмещение, т проектное – 16500 «Лорд Нельсон»: в грузу – 16090, в полном грузу – 17820 «Агамемнон»: в грузу – 15925, в полном грузу – 17683
Вооружение 4 12745 (80 выстрелов на орудие) 10 9,2750 (100 выстрелов на орудие) 24 76-мм (12-фунтовых, 230 выстрелов на орудие), 8 десантных орудий, 5 457-мм подводных торпедных аппаратов (23 запасных торпеды), 6 356-мм торпед для штатных катеров.
Броня , мм Пояс 305 (в середине) – 102 (в оконечностях), траверз в корме 203, верхний пояс 203, барбеты 305-76, башни 305 (12" орудий), 178 (9,2" орудий), гласис 152, палубы: средняя 38 (в носу), нижняя 102-25, кубрик 76-25, боевая рубка 305, колодец связи 152. (полный вес брони 4200 т, без вращающейся брони башен)
Механизмы Два комплекта вертикальных тройного расширения (поставка компаний «Палмерс» и «Хоуторн-Лэсли») Мощность 16750 л.с., 125 об/мин., скорость хода 18 уз Котлы: 15 системы Ярроу («Агамемнон») и Баб кок/У илкокс («Лорд Нельсон»); давление 19,34 атм.
Запас топлива, т 900 -2171 уголь, 1090 нефть
Дальность, миль 9181 10-узловым ходом
Экипаж, чел. 800-817
Конструктор Дж. Нарбет
«Лорд Нельсон» и «Агамемнон» стали последними британскими линейными кораблями со смешанным главным калибром, первыми без 6" орудий со времён прежнего «Агамемнона» и первыми линкорами с глухими переборками. По первоначальному проекту они вообще не имели никаких мостиков и стали последними британскими линкорами с поршневыми машинами.
Результатом приобретения «Свифтшура» и «Трайэмфа» стало то, что в запрос Парламенту на строительство линкоров по программе 1904 г. было внесено лишь два корабля вместо трёх, как предполагалось ранее.
Все первые проекты тяжёлых кораблей, созданные Уоттсом после утверждения его в должности главного строителя (броненосные крейсера серий «Дюк оф Эдинбург», «Уорриор» и «Минотавр»), несли мощное вооружение из 9,2" орудий, пользовавшихся в то время на флоте особой любовью, и проект нового линкора он изначально создавал под 12 таких пушек (в шести башнях по бортам). Однако инспектор выдвинул условие о возможности постановки линкоров в док №9 Чатема и док №5 Девонпорта – первый лимитировал ширину, а второй длину проекта. Это условие можно расценить не иначе как неудачное и ненужное: неудачное, поскольку оно требовало сокращения длины на 3,3 м по сравнению с «Эдуардами» а ширины – до 24,2 м и ненужное, поскольку к тому времени, когда новые корабли были бы готовы, новые, более просторные, доки уже появились бы на всех казённых верфях. Ограничение по ширине привело к тому, что Совет указал иметь среднюю 9,2" башню одиночной. Уотте очень болезненно отнёсся к перспективе потери двух орудий и после переговоров с Мэем всё-таки отдал распоряжение о завершении проекта с полным числом 9,2" пушек. Однако победила точка зрения Совета – уже после предоставления чертежей на утверждение поступило безапелляционное приказание о переработке проекта под 10 9,2" орудий, как указывалось до этого.
Ещё одним итогом ограничения по ширине стало то, что погреба 9,2" боезапаса не удалось отнести вглубь корпуса и они чередовались с бортовыми угольными ямами. Здесь они подвергались особенной опасности в случае торпедного взрыва или попадания снаряда при крене в 10° – хотя на волне они были необычайно устойчивы и шансы подобного попадания были очень невелики. Однако в период доводки проекта это на некоторое время стало головной болью для его создателей. На самом же деле «Лорд Нельсон» действительно получил попадание ниже ватерлинии во время атаки проливов 7 марта 1915 г., результатом чего стало затопление двух угольных ям.
"Лорд Нельсон". Схема котельных отделений
Обводы
Поскольку при расчётном водоизмещении на 150 т большем, чем у «Кинга Эдуарда VII» длина была на 4,5 м меньше, а ширина на 0,3 м больше, при разработке формы корпуса, необходимой для развития необходимого хода в 18 уз [при заданной мощности на валу] столкнулись с определёнными трудностями. Ответственный исполнитель по проекту решил эту задачу, пойдя на смелый эксперимент. Он сделал борта у мидель-шпангоута строго вертикальными и параллельными контуру входных ворот дока в Чатеме, а днище корпуса – совершенно плоским; это давало поперечное сечение значительной полноты, позволявшей в наибольшей степени увеличить полезную нагрузку корпуса. Исходя из этого ватерлинии постарались максимально заузить в носу и корме, и это увенчалось настолько значительным успехом, что оба «нельсона» не только легко достигли проектной скорости, но и оказались вместе с тем необычайно хорошо управляемыми и устойчивыми кораблями.
Вес корпуса
Будучи на 360 т тяжелее «Кинга Эдуарда VII» и неся больше брони, доля нагрузки, отпущенная на корпус «Лорда Нельсона», составляла только 5720 т, т. е. на 180 т меньше, чем у предшественника. Однако тщательная экономия веса в процессе постройки дала блестящий итог: водоизмещение готового корабля было 16090 т вместо проектных 16500 т. Сюда входил и запас в 100 т, который не использовали, так что чистая экономия составила 310 т.
Переборки
Как показал опыт русских «Цесаревича», «Баяна» и «Паллады», корпус нуждается в подразделении глухими переборками. Каждый из получившихся больших отсеков снабжался индивидуальной водоотливной, перепускной и вентиляционной системой, а также лифтами. Такие переборки гарантировали безопасность остальных отсеков при затоплении какого-либо из них, но привносили в службу огромные неудобства, особенно при необходимости перемещения из одного отсека машинной установки в другой – подобные соображения со временем перевесили, и от глухих переборок отказались во время проектирования «Нептуна» четыре года спустя. Интересно, что система охлаждения погребов «нельсонов» впервые была смонтирована ещё в период нахождения кораблей на стапеле.
Надстройка
Для размещения многочисленных 76-мм орудий и прожекторов отводилась просторная навесная палуба. Над ней на рострах покоились все плавсредства, спуск которых на воду производился мачтовыми стрелами. Всё это требовало существенных затрат веса и, принимая во внимание близкое к прямоугольному сечение корпуса, сильно снижало бортовую качку. Эта конструкция получила на флоте настолько высокую оценку, что даже факт увеличения силуэта корабля и, соответственно, его размеров как цели, признавался несущественным.
Боевая рубка
Несколько высших морских офицеров упорно отстаивали боевую рубку, обзор из которой по всем направлениям не стеснялся никакими препятствиями, так что традиционный мостик на «нельсонах» был отставлен, а все навигационные приборы разместили прямо внутри боевой рубки. Однако в связи с тем, что первые же командиры обоих линкоров сняли с себя всякую ответственность за безопасность плаваний в подобных условиях, после первых же испытаний оба корабля получили навесные мостики с традиционными крыльями, а на «Лорде Нельсоне» пошли ещё дальше, установив ещё и штурманскую рубку.
Вооружение
Наступательная мощь новых линкоров по сравнению с предшественниками увеличилась и вследствие более совершенных моделей орудий, относительная длина которых была больше на 5 калибров.
Начальная скорость, м/с Пробитие K q броневой плиты в калибр, м
«Кинг Эдуард VII» 12740 796 4400
«Лорд Нельсон» 12745 831 6900
«Кинг Эдуард VII» 9,2740 839 4150
«Лорд Нельсон» 9,2745 876 4730
«Лорд Нельсон». Установка двух 12" орудий. Продольный разрез
«Лорд Нельсон». Внешний вид корабля на момент вступления в строй, 1908 г.
Высота осей 12" орудий над ватерлинией составляла – 8,23 м в носу и 6,70 м в корме. Плотное размещение восьми башен на верхней палубе заставило принять самые тщательные меры к тому, чтобы снизить до минимума воздействие дульных газов орудий соседних установок друг на друга, позволить им не мешать друг другу, дав возможность в то же самое время действовать в наиболее широких секторах обстрела. Поскольку простейшие ограничители оказались непрактичны, была введена система башенных сигналов тревоги, срабатывавших от контактов на вращающихся барабанах и устройствах подачи – она включала громкий гудок в башне, которая могла нанести повреждение соседней и перекрывала её директрису. После отворота с опасного угла гудок отключался. Подобное устройство оказалось на редкость удачным и воспроизводилось с этих пор на всех последующих кораблях.
Противоминная батарея, состоявшая из 24 76-мм орудий, была самой сильной изо всех, до этого применявшихся. Орудия были свободно разбросаны по надстройкам и навесной палубе. Во время войны, когда возникала сильная потребность в 76-мм орудиях для оснащения новых кораблей, их количество уменьшили до 18.
«Лорд Нельсон». Схема распределения броневой защиты
«Агамемнон». Внешний вид корабля по состоянию на 1915 г. (в период Дарданелльской операции)
Бронирование
Хотя суммарный вес брони «Лорда Нельсона» превосходил аналогичную характеристику «Кинга Эдуарда VII» всего на 25 т, требуемое усиление защиты на необходимых участках было достигнуто – в основном за счёт тщательной экономии пространства при расположении артиллерии. Диаметр барбета был уменьшен по сравнению с «Кингом Эдуардом VII» на 1,5 м и составил 8,84 м, вследствие чего полный вес барбетной брони равнялся 800 т против 825 на предшественнике и 1210 – на «Маджестике». Длина цитадели также была сокращена на 10,6 м и составила 57,9 м. Верхнее бронирование борта в 203 мм, прикрывавшее основания 9,2" башен, затем простиралось внутрь корпуса к 12" башням, охватывая и их. Толщина пояса увеличилась в средней части на 76 мм, в кормовой на 25 мм, а сам пояс простирался глубже вниз. Толщина броневой палубы на скосах была больше на 25 мм.
В полном грузу, при принятии на борт полного запаса нефти, водоизмещение достигало 18910 т, осадка 9,22 м. Разница в углублении между нормальным водоизмещением и полным составляла 1,17 м, пояс по ватерлинии в 305 мм при этом полностью уходил под воду. Поддержание плавучести в данном случае целиком зависело от полосы 203-мм брони, но, как заметил Уильям Бирдмор [глава компании, получившей подряд на строительство «Агамемнона». – Ред.] при спуске корабля на воду, это бронирование было эквивалентным 305-мм броне четырёхлетней давности, так что защита оставалась много лучше, чем это следовало из цифр.
Мореходные качества
При метацентрической высоте в 1,04 м (против 1,62 м у «Кинга Эдуарда VII») в сочетании со значительным моментом инерции от веса восьми тяжёлых башен с их бронёй, плюс сопротивление качке от почти прямоугольного в сечении корпуса с широкими скуловыми килями, «нельсоны» оказались хорошими мореходными кораблями и устойчивыми орудийными платформами, а также обладали превосходными маневренными качествами. Их тактический диаметр циркуляции на 12-узловом ходу при положении руля на борт до 35° равнялся 360 м – по сравнению с 420 м у «Эдуардов» – так что, говоря флотским языком, они были способны «вертеться на пятке».
Машинная установка
Они стали последними британскими линкорами с поршневыми машинами и двухвальной установкой. Результаты ходовых испытаний были следующими:
«Лорд Нельсон» 17445 л.с. 18,7 уз
«Агамемнон» 17270 л.с. 18,5 уз
«Агамемнон» стал первым британским кораблём, на котором применили систему принудительной смазки главных механизмов.
Общее
Из-за наличия обширной навесной палубы, препятствующей устройству традиционной поддержки мачт вантами, на «нельсонах» применили трехногие мачты, послужившие также основанием для стреловых шлюпочных кранов – с этого момента мода на подобный рангоут надолго утвердилась в Королевском флоте.
Мания Фишера к всемерному уменьшению силуэта корабля, как цели, привела в коротким дымовым трубам на «уорриорах», «минотаврах» и «нельсонах», высота которых не превосходила уровня мостика. Это крайне неудобное положение вещей было исправлено на крейсерах через год с небольшим, а вот оба линкора так и проходили с их короткими трубами вплоть до 1917 г. и после соответствующих переделок стали трудноузнаваемыми в глазах моряков, успевших привыкнуть к их традиционному профилю.
«Агамемнон». Внешний вид корабля по состоянию на 1923 г.
В годы войны на опорных ногах мачт установили прожекторные площадки, а прожектор, до этого стоявший под фор-марсом, опустили до уровня среза дымовой трубы. На «Лорде Нельсоне» демонтировали ходовую рубку, так что оба корабля отличались друг от друга только тем, что «Агамемнон» имел два навесных мостика, а его собрат нет.
После войны «Агамемнон», лишённый башен и многих устройств, переоборудовали в первый радиоуправляемый корабль-мишень. В этом качестве он был задействован в решении многих новых артиллерийских вопросов, а также в качестве ориентира для самолётов, действия которых тогда показали, что воздушное бомбометание нуждается в существенном совершенствовании по точности, прежде чем оно сможет составить реальную угрозу идущему полным ходом кораблю.
«Агамемнон»
Построен компанией «Бирдмор» в период с мая 1905 по июнь 1908 г. Вступил в строй 25 июня 1908 г. и включён в состав Норской дивизии Флота Метрополии, с мая 1911 г. во 2-й дивизии. Получил значительные повреждения днища и шпангоутов, наткнувшись на необозначенную на карте скалу при заходе в Ферроль 11 февраля 1911 г. В сентябре 1913 г. временно придавался IV линейной эскадре. В начале войны состоял в V линейной эскадре Флота канала. В феврале 1915 г. перешёл на Средиземное море для участия в Дарда- нелльской операции. Принимал участие в предварительной бомбардировке фортов 19 и 25 февраля 1915 г., а также далее во всех акциях кампании, в ходе которой получил свыше 50 попаданий снарядами различных калибров, включая 14" (не разорвался). 5 мая 1916 г. зенитчики корабля сбили цеппелин L-85 у Салоник. Когда линкоры были отозваны от участия в обеспечении операций у берега, базировался на Мудрое или Салоники в готовности воспрепятствовать возможному прорыву «Гебена» в Средиземное море. На борту «Агамемнона» состоялось подписание перемирия с Турцией. Корабль вернулся в Чатем в феврале 1919 г. и оставался там до переоборудования в радиоуправляемое судно-мишень, завершившееся в апреле 1923 г. Состоял в новом качестве на Средиземноморье и в отечественных водах до вывода из строя (после замены «Центурионом») 31 декабря 1926 г. в Портсмуте, после чего продан на слом.
«Лорд Нельсон»
Построен компанией «Палмерс» с мая 1905 по октябрь 1908 г. Введён в строй в декабре 1908 г., зачислен в состав Норской дивизии Флота Метрополии с основным экипажем. В январе 1909 г. получил полный штат команды, в апреле включён в состав 1-й дивизии Флота Метрополии. С января 1911 г. во 2-й дивизии Флота Метрополии, с мая 1912 г. во II линейной эскадре, в сентябре 1913 г. временно придавался IV линейной эскадре. В начале войны состоял флагманским кораблём Флота канала. Прикрывал перевозку войск во Францию и был задействован в системе обороны южных портов. В феврале 1915 г. получил приказ идти к Дарданеллам. Флагманский корабль вице-адмирала Уэстера-Уэймисса до декабря 1915 г., затем вице-адмирала Джона де Робекадо 19 июня 1916 г. Впоследствии флагманский корабль соединения в Восточном Средиземноморье (в Эгейском море) и в чёрном море, до апреля 1919 г. В ноябре 1915 г. на борту линкора у Мудроса размещалась штаб- квартира лорда Китченера. Периодически менялся с «Агамемноном» местами стоянок на Мудросе и в Салониках, в январе 1919 г. находился в Константинополе. Вернулся домой в мае 1919 г. Находился в Чатеме или Шир- нессе до продажи на слом в ноябре 1920 г.