Архимандрит наум троице. Преставился ко Господу архимандрит Наум (Байбородин)
Архимандрит Наум Байбородин - это известный священнослужитель Русской православной церкви. Долгие годы он был духовником Троице-Сергиевой лавры и являлся одним из самых почитаемых старцев среди российского духовенства.
Биография
Архимандрит Наум Байбородин родился в 1927 году в Новосибирской области. Он появился на свет в небольшой деревне Шубинка, в Ордынском районе. Его родителями были Александр Ефимович и Пелагея Максимовна Байбородины. При рождении он получил имя Николай.
Почти сразу после рождения его крестили в родном селе в Сергиевском храме. Вскоре после этого его семья переехала в Приморский край. В школу герой нашей статьи пошел в городе Советская Гавань. Отучиться он успел только 9 классов.
Семья
Родители будущего архимандрита Наума Байбородина были связаны с Русской православной церковью. Например, его мать Пелагея имела статус схимонахини. Всего в семье было семеро братьев и сестер, но все они умерли, будучи младенцами. Поэтому родители воспитывали только одного сына, который впоследствии и стал архимандритом Наумом Байбородиным.
Великая Отечественная война
Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.
Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.
Духовная жизнь
Доучиться в Политехническом институте Николай не смог. По настоянию родителей он оставил «мирской» вуз, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Особенно хотела этого его мама. В 1957 году Байбородин уехал в подмосковный городок Загорск, где стал послушником столичной духовной семинарии. Это был весьма серьезный шаг для человека, живущего в советском обществе, запрещавшем церковь и все, что с ней связано.
В том же году Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой лавры. Спустя год он был пострижен в монахи и получил имя Наума в честь преподобного святого Наума Радонежского. Постриг проводил архимандрит Пимен Хмелевский. В конце 1958 года Наум уже получил сан иеродиакона. Это произошло на празднике преподобного Сергия Радонежского. В сан его возвел сам митрополит Барнаульский и Новосибирский Нестор Анисимов. С 1959 года Наум - иеромонах. В Успенском соборе лавры в этот сан его возвел митрополит Херсонский и Одесский Борис Вик. Окончил семинарию будущий архимандрит Наум Байбородин, фото которого представлены в нашей статье, в 1960 году. После этого он поступил учиться в столичную Духовную Академию. Окончив ее, он получил степень кандидата богословия.
Церковная карьера
В дальнейшем церковная биография архимандрита Наума Байбородина складывалась весьма успешно. В 1970 году его произвели в игумены. Спустя еще 9 лет он получил сан архимандрита.
Деятельность Байбородина была связана с популяризацией идей Русской православной церкви. Он имел отношение к возведению сразу нескольких соборов и церквей в разных частях страны. Например, в 1996 году способствовал строительству Михаило-Архангельского женского монастыря в родном селе Малоирменка в Новосибирской области, которое раньше называлось Шубинка. Монастырь был возведен на месте разрушенного во время правления советской власти сельского храма. С 2000 года Байбородин играет важную роль в Духовном совете Троице-Сергиевой лавры. Сначала он входит в совет в качестве одного из членов, а с 2001 года становится попечителем детского дома в подмосковном поселке Топорково. Над этим детским домом издавна шефствовала
Проповеди Байбородина
Широко известны проповеди архимандрита Наума Байбородина. В них он пытался найти ответы на самые сложные вопросы, которые терзают большинство окружающих.
Например, популярной стала его проповедь "Воля к святости", произнесенная в Троице-Сергиевой лавре в 1998 году. В ней он рассуждал о трех главных грехах, которые существуют в нашем мире. После его смерти активно стала распространяться его проповедь, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. Байбородин ее написал задолго до этого юбилея. К сожалению, в 2016 году старец заболел и впал в кому. В таком состоянии врачи поддерживали его жизнь на протяжении всего 2017 года. 13 октября архимандрит Наум Байбородин скончался. Рано утром 15 октября его отпели в Успенском соборе, расположенном при Троице-Сергиевой лавре. Ему было 89 лет. В своей проповеди на события 1917 года архимандрит Наум отмечал, как много святых было в России до Октябрьской революции. После событий 1917 года ситуация кардинально изменилась. Ответственность за события тех лет он возлагал на правителей, подчиняющихся дьяволу, которые ненавидят все, что связано с Библией. Именно они, по мнению Байбородина, организовали революцию в России. Старец усматривал предпосылки для переворота и в начале этого века. Он отмечал, что новая Гражданская война не началась, потому что этого не допустил Владимир Путин.
Воспоминания о Науме Байбородине
С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.
21 ноября 2017 года, в день празднования Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно почтили память приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина), известного по всей России старца и духовника, на 40-й день по его преставлении.
Архимандрит Наум (Байбородин)
В течение всего дня на могиле приснопамятного старца будут служиться панихиды.
Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги прот. Михаила Малеева «Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия. Рассказы и биографические справки», изданной в 2005 году – еще при жизни отца Наума.
«Ушел в историю последний год второго тысячелетия от Рождества Христова, но всё также смиренно теплятся в Троице-Сергиевой Лавре неугасимые лампады перед святыми мощами преподобного Сергия, всё также притекают в святую обитель паломники со всех краев великой России, всё также возносятся молитвы иноков. Порой кажется, что всегда среди нас будут жить дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир, – это наши светильники и мудрые духовные наставники.
Люди, которым хоть раз посчастливилось встретиться со старцем, замечали, что порою после встречи трудно вспомнить какую-то мысль или слово назидания духовников, но и при этом всегда от общения со старцем приходит в душу внутренняя ясность, становится яснее, как надо жить. Мало того, при этом в глубине души рождается спокойная решимость и обретаются духовные силы жить именно так и в том духе кротости, любви и терпения, каким повеяло в душе от общения со старцем. А это уже не только духовное руководство, а таинство, которым Бог наделил своих избранников. Так было по милости Божией и по сей день есть в обители Преподобного Сергия.
Эти краткие воспоминания не вообще о старчестве и старцах Лавры, которыми никогда не оскудевала святая обитель, а только об одном из них – архимандрите Науме, который наряду с трудами по духовному руководству мирян и семинаристов несет еще и послушание братского духовника, то есть духовно окормляет ту братию обители, которая прибегает к его советам.
Необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасение нельзя браться за это дело самому или соделовать свое спасение по своему разумению и хотению, но с первого раза надо отдать себя кому-нибудь в сию науку. Дело спасения есть искусство из искусств и наука из наук. Кто занимается изучением этой науки без учителя, тот в начале своего пути попадает в место погибельное: его охватывает самонадеянность и гордыня.
Послушание, по слову Иоанна Лествичника, есть совершенное отречение от своей души действиями телесными (Слово 4, 3). С доверием и готовностью, любовью и радостью, отдавая свою волю и всякий суд над собою духовному отцу, послушник тем самым совлекается тяжелого груза земной заботы и познает то, чему невозможно определить цену, – чистоту ума и сердца. Без послушания невозможно достигнуть этого, и поэтому без послушания нет монашества. Отношения между старцем и послушником имеют священный характер. Суть их для послушника состоит в том, чтобы научиться творить волю Божию и через это вступить в сферу Божественной жизни. Однако подвиг старца тяжелее подвига послушника. Об этом свидетельствует преподобный Симеон, Новый Богослов, в одном из писем своему ученику: "Я принял тебя, – писал он, – на лоно свое, возлюбленный мне о Господе, когда ты пришел ко мне; с теплым усердием преподал тебе истинное учение, с немалым трудом вообразил тебя во образ Христов через покаяние и возродил чадом духовным с великим терпением, многими попечениями и каждодневными слезами, хотя ты и не знал ничего из этого, испытанного мною ради тебя" (Слово 11).
Ярким примером такого именно духовного отца для приходящих к нему был на протяжении уходящего века архимандрит Наум (Байбородин), член Духовного Совета Троице-Сергиевой Лавры, один из известных и почитаемых духовников Церкви.
Архимандрит Наум, в миру Николай Александрович Байбородин, родился в 1927 году в деревне Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области. Он является ветераном Великой Отечественной войны. Будучи воспитанником 3 класса Московской духовной семинарии, был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) 1 августа 1958 года и получил имя в честь преподобного Наума Радонежского. Затем учился в Московской духовной академии. Ныне архимандриту Науму под восемьдесят лет. Господь подает ему силы для духовного окормления своих чад. Старец принимает в Лавре, где со стороны бокового, не туристического, входа для него построен специальный деревянный домик. Принимает с 06.30 до часу дня. Однако сколь долго ни стой, войти в домик просто так не получится. Там, собственно, нет очереди как таковой. Вроде стоишь-стоишь, уже около двери, а не впускают.
Кто приходит со смирением и верой, что Бог молитвами и советами старца поможет им в делах, тех принимают быстрее и говорят полезное для них. А кто без страха Божия и без веры приходит, а просто, ради любопытства или празднословия, тех совсем не принимают. Таким отец Наум говорит: "Я ничего не знаю, я грешный и больной человек, как и все. Что я, прозорливый какой что ли?"
Однажды среди беседы о нравах людей отец Наум сказал и даже указал: "Вот этих людей нельзя трогать – они по гордости не вынесут ни замечания, ни выговора. А других по их смирению можно".
Много положил трудов отец Наум на воспитание паствы. Говорят, что добрая половина его духовных чад живет высокодуховной жизнью, как бы войдя в негласный монастырь в миру.
При общении с батюшкой наглядно ясно становится без лишних слов: душа живет вечно, со смертью наша жизнь не кончается, душа не есть что-то неясное, а это весь человек, истинный, внутренний. Все, кто слушает о. Наума, обычно удивляются простоте и понятности того, о чем он обычно назидает, а говорит он о сложном простым, доступным языком как о чем-то обычном, всем давно известном.
Вокруг батюшки обычно кипит огромная хозяйственная деятельность. Но в то же время он большой духовный труженик. Собирает людей, знакомит, дает им задания, вяжет незримые благодатные узелки.
С помощью своих духовных детей архимандрит Наум опекает обширную сеть общин и монастырей, которые считают старца своим духовником. Батюшка регулярно выезжает в некоторые епархии, например в Ивановскую, Новосибирскую, Алма-Атинскую, Вологодскую, Красноярскую. Он благословляет съездить пожить и потрудиться во многие монастыри России ради их восстановления. Духовная жизнь многих монастырей начинает активизироваться и развиваться, когда по благословению архимандрита Наума туда прибывают группы монахов и послушников для организации монастыря. К примеру, в Новосибирской епархии возникла монашеская община в деревне Мало-Ирменка Ордынского района, на родине отца Наума. Сюда о. Наум неоднократно отправлял множество обездоленных ребят, потерявших себя в жестоком мире. Неоднократно помогал он монастырю, организуя для строительства посылку стройматериалов и других необходимых вещей. К нему идет множество людей, зная, что батюшка поможет решить конкретные вопросы, подскажет, даст совет.
Под руководством отца Наума в тихой и мирной пристани для немощных душ человеческих возрастают духовно его ученики, впитывая в душу свою любовь, мудрость и смирение своего духовного наставника. Около келии, где принимает отец Наум, всегда толпится народ. Иногда старец пробирает одного кого-нибудь при всех, чтобы вразумить тех, которым нельзя по духовной немощи сказать о проступках и недостатках прямо. Таких он сам не укоряет и не обличает и другим не велит, но ждет, терпит и молится, пока человек сам не осознает свой грех и не обратится к покаянию.
Более сильных духом смиряет при всех, избавляя их от тщеславия и гордости духовной. Те, кто понимает это, радуются такой чистке и тут же просят прощения и молитв об исправлении.
Бывают случаи, когда батюшка заставляет старших просить прощения у младших, обиженных смиряет, а обидчиков защищает. В этом скрывается духовная мудрость и прозорливость. Опытные в духовном делании понимали это и не обижались.
"К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому может быть во вред". Часто говорил: "Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение".
Часто на вопрос «как жить?» отвечал словами Оптинского старца Амвросия: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение".
Необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою. Всякому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самостоятельно и по своему хотению. Вступивший на неизвестный ему путь должен пользоваться верным указанием знающего дорогу.
Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Само установление старческого окормления, то есть всецелого подчинения своей воли воле старца, имеет основание и пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания. На это указывает и апостол Павел, говоря, что "Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Фил. 2, 8). Следовательно, тот, кто свою волю подчиняет воле духовного наставника, подражает Христу».
13 октября 2017 года на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, известный на всю Россию старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин).
Проститься с почившим старцем можно в церкви преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезном храме Лавры).
Божественная Литургия и отпевание состоится в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 7:30 утра. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.
Публикуем слово старца о сути того, что происходило в России 100 лет назад, и о сути нынешних времен.
По проповеди одного пророка Ионы Ниневия и все жители ее покаялись и были спасены в то время, как их город должен был погибнуть. А у нас до революции сколько было святых! Святой праведный Иоанн Кронштадтский, блаженные Паша и Пелагея Дивеевские... Ведь могли же они все помолиться Богу, чтобы Он не допустил революции. Сколько тогда еще по стране действовало семинарий, сколько церковно-приходских школ! Но в стране уже заправляли сатанисты. С различных руководящих да учительских должностей православных верующих увольняли. Ставили каких-то французиков. Раньше священники учили Закону Божию, а к началу XX века в классах стали учить блудники. Моя мама пошла в школу в 1908 году. Раз сходила, два сходила... Потом приходит и говорит: «В такую школу и ходить нечего». – «Чему вас там учили?» – «Учителя говорят: "Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!"» Тогда же столько было прозорливых, почему они не позаботились о народе? Почему допустили революцию? И в армии почти все сплошь предателями оказались.
В мире сегодня много власть предержащих, поклоняющихся диаволу. Они ненавидят Евангелие, Церковь и Православие. У сатанистов все извращено. Это они организовали революцию в России в начале XX века и в этом веке тоже уже неоднократно пытались устроить переворот. Но В.В. Путин все-таки предпринял меры, не допустил гражданской войны. Не произошло переворота, не дошло до стрельбы.
Главное – сохранять единство народа. До сих пор тайна: как во время Второй мировой войны вся Европа работала, чтобы погубить Россию, а мы выстояли. Мы все равно смогли быстро наладить производство танков и самолетов в достаточном количестве, даже наука во время войны развивалась. Когда в начале войны советская власть столкнулась с чудесами, происходящими на фронтах, то было приказано открыть храмы, восстановить Патриаршество. Церкви были открыты и на оккупированной территории.
Вопрос веры тогда был решающим. 4 сентября 1943 года состоялась кремлевская встреча Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении богословских курсов.
Сегодня в России необходимо определять людей так, чтобы каждый был на своем месте. Вредителям или бестолковым ничего доверять нельзя. Нам необходимо сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно ущербных чиновников и начальников. 100 лет прошло после устроенного в России переворота. Сатанисты не отказались от своих планов насчет нашей страны. И сейчас во власть продвигают врагов Христовых, которые люто ненавидят Церковь. Начни где-нибудь в школе или в институте всерьез говорить истину о Христе, так и уволить могут. Руководящие должности не должны занимать нравственно нечистоплотные люди. Это касается и руководства отдельных предприятий, и городского управления, и общефедерального – министерских кресел.
Народу сегодня нужны добрые правители всех уровней. Надо привлекать старых и мудрых людей, чтобы с ними советоваться и чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех. А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Причем читать лучше даже по-церковнославянски. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20: 2-3).
А сейчас в мире утверждается система юридического признания однополых браков, продвигаются законы о смене пола. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы такие у них есть. Необходимо исключить мужеложество, убийство нерожденных младенцев, продажу земель и имущества русского государства. В провинции, рассказывают, иностранцы часто скупают в округе производство, русских увольняют и грабят, высасывают ресурсы, а деньги отправляют за границу. Если так пойдет дальше, придешь к такому хозяину земли русской: «Ты от обезьяны произошел?» – «Я от Бога!» – «Вот и иди с Богом, питайся».
Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец света. Может быть большая война. Если взять большую веревку и один конец будут тянуть одни, другой другие, то понятно, что кто-то в конце концов перетянет. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, то молитва верующих уже не остановит бедствий. Должно утверждать Евангелие, водворять Истину, добро и святость. Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Веру Божию надо воздвигать, а не уничижать. Россия погибнет, если не пресекать богохульство.
Видимо, конец уже близок. В Африке сейчас много чудес происходит. Многие принимают Крещение. Переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию. Известен случай, как один убил жену-христианку и малолетних дочек, закопал их, а одна из девочек явилась и сказала: «Мама кормила нас грудью, Господь нас всех воскресил». Или также был случай с арабом-мусульманином в Сирии: долгое время у них с женой не было детей, и его родители уже требовали, чтобы он развелся с супругой, взял другую, способную родить наследника. Но он любил свою жену, молился Матери Божией, и Она послала ему ребенка. Тогда он собрал свои деньги и поехал в монастырь, чтобы сделать пожертвование на святую обитель, посвященную его Благодетельнице. Мусульмане, узнав об этом, ограбили его и, разрубив его тело на части, спрятали в багажник машины. Проехали сколько-то, а у них машина встала. Не едет дальше, и все. Мимо проезжала полиция и остановилась. Полицейские решили их проверить. Сказали открыть багажник. Тем ничего не оставалось, как это сделать. Открывают и видят, что он жив! Истекает кровью, но жив! «Матерь Божия, – говорит, – даровала мне жизнь, Сама накладывала швы». Этот араб крестился. Мусульмане намеренно делали все, чтобы умолчать об этой истории.
В свое время евреи – сыны Царствия – изверглись. Призваны были язычники, потомки Иафета, европейские народы, которые сейчас все больше уклоняются в нечестие. И точно так же, как когда-то евреи, сейчас извергаются по неверию европейские народы, а потомки Хама – прежде всего, живущие в Африке – познаю т и исповедуют Христа.
Раньше в Российской империи в школах преподавали Закон Божий. Люди соблюдали посты, хранилось Апостольское правило. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес! Церковь просвещала народ, много было церковно-приходских школ. В них учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно крепкими и жизнеспособными. Все делали для того, чтобы в обществе, в семьях и душах была гармония. Церковь была в союзе с государством. А как воплощался этот союз? Церковь учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты. Нация не вымирала. Нас сегодня уже чуть ли не миллиард населения должно было бы быть! За 20 лет правления Государя Императора Николая II население возросло на 50 млн. человек. После богоборческого же периода население сокращалось чуть ли не по миллиону в год. А абортов до сих пор сколько? Убивают и убивают младенцев. А стране так нужны воины, ученые…
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, - говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. - В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.
Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии».
Божественная Литургия и отпевание состоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 07:30. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.
«Скончался один из мощнейших старцев современного православия - духовник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Наум (Байбородин). Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и скончавшимся в феврале 2017 года архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли "всероссийским духовником".
Эта сеть духовников - организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев - в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус - духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.
В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них "истинным духовенством". И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.
Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле в этом году.
Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.
Вот что скончавшийся сегодня архимандрит Наум проповедовал в 2012 году: «В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Еще в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, все будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. - 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб - эти четыре организации управляют всем миром.
Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 - один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий.»»
13 октября 2018 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно почтили память приснопоминаемого старца архимандрита Наума (Байбородина) в годовщину его преставления.
Раннюю заупокойную Литургию в Троицком соборе монастыря возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Никон в сослужении сонма архипастырей и духовенства.
По окончании богослужения владыка Никон совершил соборную панихиду по приснопамятному архимандриту Науму у могилы усопшего за алтарем Духовского храма Лавры.
Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий, архиепископ Салехардский и Новоуренгойский Николай, архиепископ Егорьевский Матфей, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, епископ Карасукский и Ордынский Филипп, епископ Калачевский и Палласовский Иоанн, епископ Колыванский Павел, епископ Домодедовский Иоанн, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, епископ Савватий (Перепелкин) (на покое), епископ Воркутинский и Усинский Марк, епископ Анадырский и Чукотский Ипатий, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов), настоятели и насельники различных обителей, духовные чада архимандрита Наума.
За панихидой пел хор под управлением насельника Троице-Сергиевой Лавры иеродиакона Михея (Соррэ).
По завершении панихиды в братской трапезной состоялась поминальная трапеза, за которой еще раз была исполнена «Вечная память» по приснопоминаемому старцу Науму.
Человек здесь не живет, а готовится к жизни; для него здесь школа благочестия,
Церковь для него – мать родная, которая породила его для жизни вечной.
Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство…
Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой,
и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону.
Изменится наша природа, и будем там, подобно ангелам, вечно блаженны и радостны. Аминь.
Архимандрит Наум (Байбородин). Из проповеди 1998 г.
Известный по всей России старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни.
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.
В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).
В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.
Из воспоминаний
насельников и клириков обители Преподобного Сергия
об архимандрите Науме
Выпускник Московской духовной академии (ныне насельник Лавры):
Как-то раз я стоял в очереди к о. Науму за благословением на поездку в Мстеру, в монастырь Иоанна Милостивого (в конечном счете, благословения он мне не дал, сказав, что искушений в дороге много будет). И вот время уже подходило к 12-ти, братии пора было на обед, и у него в "приемной" (так называли чада отца Наума келию, где батюшка принимал) все стали прижиматься к стеночке, для того чтобы выпустить батюшку и взять благословение.
«Передо мной стояла одна женщина, лет 60-ти; видно, ждала она долго и хотела попасть к Причастию на позднюю Литургию, но проходили без очереди священники, и еще вдобавок одна бабушка долго задерживала батюшку своими вопросами. В итоге эта женщина, которая хотела исповедоваться у батюшки, так к нему и не попала. Выходя из комнаты, о. Наум начал благословлять всех, но, подойдя к этой женщине, батюшка остановился и спросил ее: "Ты знаешь, что значит английское слово "биг"?" Она в недоразумении его переспросила, батюшка повторил тот же самый вопрос. И когда последовал ответ «не знаю», отец Наум сказал: "Большой". У тебя такая вера пусть будет – "биг", а не "литл".
Женщина смиренно опустила голову и ничего не сказала...»
Иерей Владимир Гаврилов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры на водопаде Гремячем:
«Отец Наум очень заботился об источнике Преподобного Сергия. Когда построили причтовый дом, я поехал к отцу Науму рассказать об этом радостном событии. А батюшка отвечает: "Печь постройте, чтобы можно было разжечь кадило, а то газа может не быть и свет могут отключить". И, действительно, однажды батюшкины предупреждения оправдались: как-то перед ночной службой отключили свет в храме – пришлось пономарям бежать в дом греть теплоту на газу. Но, потом, слава Богу, свет дали...»
Насельник
Троице-Сергиевой Лавры а
рхимандрит Никодим (Деев):
«С отцом Наумом мы вместе поступали в семинарию в 1957 г. – это было наше первое знакомство – и учились в одном классе. После второго класса я на каникулы уехал домой; приезжаю – а он уже в подряснике и в монастыре.
Мы жили в монастыре, как и все. У нас было такое правило: не начинай разговаривать, не будучи спрошенным. Так, что-то спросишь – ответит, или начнет спрашивать – ответишь (проповедь и т.д.).
Но что мне запомнилось на всю жизнь: послушания у меня были разные – редко стал ходить на братский молебен, пропускать стал иногда. Отец Наум говорит мне: "Отец Никодим, нужно обязательно ходить на братский молебен – обязательно, потому что любовь к преподобному Сергию как раз проявляется и через братский молебен тоже".
Этот его совет я исполняю и по сей день».
Вечная и светлая память приснопоминаемому архимандриту Науму!
Смотрите также:
Проповедь архимандрита Наума (Байбородина) в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, произнесенная в Покровском Хотькове монастыре:
- Николай Миклухо-Маклай: потомок запорожцев, Гёте и Мицкевича Правнук миклухо маклая
- Пластырь Нанопласт Форте: инструкция по применению уникального изделия для устранения боли и воспаления при ревматических, ортопедических и неврологических патологиях
- L-Тирозин: применения и отзывы Л тирозин инструкция по применению отзывы
- Расовый состав населения в штатах сша Традиции и культурное развитие