Александр Проханов: «Каждый день мечтаю о встрече с женой. Почему закулиса назначила именно проханова главным русским националистом и редактором крупной газеты Проханов писатель семья
Из цикла: беседы с известными людьми.
Советский и российский писатель, сценарист, публицист, общественный деятель.
Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов «Красного Знамени», «Трудового Красного Знамени» (1984), «Знак Почёта» и «Красной Звезды».
Родился 26 февраля 1938 года, в Тбилиси. Предки, молокане, с Тамбовщины попавшие в Закавказье.
Его дед был родным братом Ивана Степановича Проханова — лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911), эмигрировшего из России в 1928 году.
Сын его, Ярослав Иванович, известный ботаник, был арестован в 1938 году по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционную деятельность), но сумел договориться о передаче очень большого наследства, которое оставил ему за границей умерший в 1935 году Иван Степанович.
*И тогда можно было договориться. Чего уж там. Было бы за что.
И таким образом в 1939 году был освобождён, с него сняты все обвинения, хотя преследования и в дальнейшем продолжались уже из-за того, что он, будучи учеником Н. И. Вавилова, продолжал пропагандировать классическую генетику.
Александр Андреевич окончил московский авиационный институт в 1960-ом, но уже на последнем курсе института стал писать стихи и прозу. Проработав после института инженером в НИИ два года, ушёл в лесники в Карелию, водил туристов в Хибины, участвовал в геологической экспедиции в Туве.
*Так сказать набирался житейского и писательского опыта. Везде понемногу.
В 1968 году начал работать в «Литературной газете» и первым в своём репортаже описал события на острове Даманский во время советско-китайского конфликта в 1969 году. С 1970 году передаёт репортажи, будучи корреспондентом в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. В 72-ом становится членом СП СССР (ему было 34 года) и продолжает публиковаться в «Литературной газете», в журналах «Молодая Гвардия» и «Наш современник». Кроме того два года работает главным редактором журнала «Советская Литература» (1989-1991).
В КПСС не вступал.
В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.
В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».
*Как видите опыт у Проханова политической борьбы уже был большой.
5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.
На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.
В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отобразил версию об организации взрывов жилых домов в России в 1999 году спецслужбами России, получает премию «Национальный бестселлер».
Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов.
*Так коротенько о биографии А. А. Проханова, в которой прослеживаются гены родни, характер самого журналиста и его жизнь во все три периода времени, что протекали у нас на глазах.
А теперь, собственно, само интервью с Александром Андреевичем. Мои примечания курсивом.
«СССР был уникальным проектом. Советское можно копировать, но всё же лучше строить что-то своё».
А. А. Проханов
Размышления А. Проханова на страницах «АиФ» №15 2014 год. Записал Виталий Цепляев.
О русской силе.
Если российская государственность продолжит усиливаться, то и наше геополитическое пространство будет расширяться. И не обязательно мы должны включать какие-то новые земли, как Крым. Объединение русского мира можно делать и без танковых колонн и без подразделений спецназа.
К примеру, Союзное государство Россия и Белоруссия.
Кудрин (экс-министр финансов) говорит о 150-160 миллиардах долларов, которые могут утечь из страны в 2014 году. Это в связи с присоединением Крыма.
Но цена, которую мы заплатили за присутствие «кудриных» в нашей политике исчисляется в триллионах долларов.
*Не получится создавать какой-то отдельный «славянский мир» Александр Андреевич. Если бы «славянский базар» я бы согласился. И с названием тоже. Вы ж посмотрите, сколько национальностей и конфессий существует бок о бок на территории РФ. И сколько въезжающих в РФ не славян на время, на ПМЖ, неофициально
К примеру, армяне в своём государстве – христиане, но они на 99,9% — армяне. Азербайджан, отделившись и став мусульманской страной, вроде терпимо относится к русскоязычному населению. Но пусть попробует армянин, хоть в единственном числе, или ещё кто-то, другой национальности и в массовом порядке, приехать туда на заработки…
А теперь после примеров, прикиньте, сколько субъектов этих наций проживают на территории РФ. Официально, неофициально, временно, постоянно…
Насчёт же типов вроде «кудриных» согласен. Столько их было, что одной заработной платы, что им давали будет на много миллионов.
О «сердюковщине».
«Сердюковщина» стала понятием нарицательным, как «смердяковщина» Достоевского.
*Все возмущены, все понимают губительность существующей в России «сердюковщины», а сделать что-либо на основании закона не могут. Значит, есть такие силы в государстве, которые стоят выше закона. А это только те, кто их придумывает и те, кто их утверждает.
О точках развития.
«Первое, чем нужно заняться – оборонка…
Модернизация ОПК (оборонно-промышленный комплекс) потянет за собой модернизацию целых сфер жизни, всей среды обитания»
«Второй суперпроект связан с землёй. Возможно, сейчас мы перестанем приобретать модифицированные западные продукты, вспашем свою русскую пашню и заведём свой скот.
И Россия станет цветущей ультрасовременной аграрной державой.
*С этими двумя наиважнейшими направлениями я согласен целиком и полностью. Только добавлю, что все границы: наземные, морские и воздушные должны опять быть закрыты «на замок». Хотя бы временно, а для нежелательных лиц и компаний, возможно, и навсегда.
Иначе наша постоянная расхлябанность, заложенная в генах дружелюбность, лень и «короткая память» могут привести к постоянному проникновению на территорию страны чуждых элементов, вредителей, и не только незаконным путём.
А насчёт вспашки не забыть бы опыт целины 50-х годов прошлого века. Чтобы не получить после грандиозных успехов первых лет целины, падение урожаев и восстановления земель до пахотного состояния в течение полутора десятков лет.
О символах СССР.
Возвращение ГТО, ССО, звание героев Труда, ВДНХ – это косметика, копирование образцов. Советский стиль уникален, его воспроизвести невозможно!
Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его по существу не было.
«Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти».
А мы — опять вырастаем!
И каждая грань вновь растущего кристалла должна иметь новое название. История не может двигаться вспять.
*История и не движется вспять. Она повторяется. Ладно, когда несколько поколений прошло, а то даже на памяти одного поколения.
О нашей миссии.
Всех достал золотой телец с его гегемонией денег, с приматом мерзкой банковской математике. Люди хотят взлёта, хотят чуда…
И Россия, пусть порой в жёстких формах, приближает надежды людей.
Путин упрекнул Запад, что тот всё больше становится похож на Содом, поправ христианские ценности.
В то же время, несмотря на то, что в России есть дикое расслоение, есть прощённый Сердюков, есть грабёж страны со стороны мздоимцев-чиновников, есть столько всяких сук, место которым на суках, Путин взял на себя миссию сбережения христианских ценностей.
И это огромное мировоззренческое движение вселяет надежду, что с Россией всё будет в порядке.
*Возрождение ценностей, это многие россияне, Александр Андреевич, приветствуют. Только вот почему одних христианских. И не получилось бы, что под «шумок» христианство начнёт занимать всё более важное место в политике государства российского. Заодно богатея, наглея, используя своё влияние на умы. А это ведь тоже опасно. Не так всё хорошо у православия, как хочется видеть тем, кто всё больше склоняются к вере.
И, последнее.
«Мои книги – лаборатория, где я формировал свои представления о русской истории и русском мессианстве. Все эти романы о государстве Российском. Я ездил по стройкам и заводам, по нефтяным полям, писал о походах ядерных лодок. Испытывал восторг от побед моего государства и ощущал тоску, когда оно вдруг упало и разбилось.
Но сегодня я вижу, что моё государство возрождается, и снова пишу об этом.
Роман, который я завершаю, описывает всё то, что предшествовало крымским событиям. Такое «предкрымье»…
*Чувствуется, какая ностальгия? Это не упадок сил, и не разочарование в конце пути. Это правдивое изложение своих мыслей без намёка на «пиар». Зачем ему, уже давно известному писателю, нужен «пиар»?
Послесловие.
В дополнение к вышеизложенному хочу вам показать небольшую информацию о том, как на Проханова за статью «Певцы и подлецы» в газете «Известия» от 17 августа 2014 года и на саму газету подан в суд иск.
МОСКВА, 28 октября - РИА Новости. Лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич (р.1953), если выиграет суд у «Известий» и писателя Александра Проханова, планирует потратить деньги на благотворительность.
«…Андрей Вадимович подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчики - газета «Известия» и писатель Александр Проханов, чьи комментарии были особо возмутительны», - рассказал Чернин (секретарь Макаревича). По его словам, иску предшествовала переписка с главным редактором. «Мы требовали опровержения, газета отказалась его разместить, и тогда пришлось подать иск в суд», - добавил пресс-секретарь.
«В публикации утверждается, что Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, но на самом деле он выступал в лагере беженцев в городе Святогорск», - уточнил Чернин.
По словам Чернина, если музыкант выиграет дело, то все деньги он перечислит детям-беженцам, пострадавшим от военных действий на Украине.
*Кстати денег затребовал Макаревич за свою честь, достоинство и деловую репутацию в количестве – 1 000 000 рублей.
Отыграл по суду 500000 рублоей, но писатель подал аппеляцию в Мосгорсуд на решение Савеловского суда города Москвы.
Так у меня вопрос к читателям, которые прочли этот выпуск «Разговоры с известными людьми» до конца:
Не кажется ли вам, что такой «базар» среди творческой интеллигенции абсолютно не ведёт к «славянскому Миру» и миру вообще?
А вот на «мозги» масс действуют отрицательно, показывая, кто есть кто?!
Мои выводы.
Я склоняюсь к мысли, что гены, знание человеком о своих родичах с детства, размышления, дают в конце концов то развитие личности, в которой присутствуют черты его пра- пра- родичей. Но вот как использует личность в дальнейшем всё это, дело отдельно каждого. На пользу окружающим или только себе, что в итоге получаем мы, окружающие, от таких личностей – это вопрос?
В данном случае я не могу сказать, что личность Проханова, его биография и творчество может отрицательно подействовать на умы окружающей среды. И он всё же занимает достойное место в среде части творческой интеллигенции, к словам которой можно и прислушаться…
Или хотя бы взять на ум.
Алтаич
с. Алтайское
Александр Андреевич Проханов
Александр Проханов.
ПРОХАНОВ Александр Андреевич родился в 1938 году в Тбилиси. Окончил МАИ. Стал инженером-авиатором, но вскоре оставил профессию и «пустился в странствия». Был лесником, геологом... Его журналистский взлет пришелся на 60-е годы, время работы в «Литературной газете». Его романы - это личный опыт, оформленный в лите- ратурные метафоры. Они - о советской цивилизации, о войнах на всех континентах, о крушении Красной Им- перии и трагическом безвременье современной России. «Последний солдат Империи» - роман о ГКЧП, «Красно- коричневый» - о кровавом 93-м, «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи» - о двух чеченских войнах. За роман «Господин Гексоген» получил премию «Национальный бестселлер», за книгу «Симфония Пятой империи» стал лауреатом Бунинской премии (2009).
"Роман-газета" № 3, 2010.
Проханов Александр Андреевич - прозаик, публицист, журналист, общественный деятель.
Родился в семье служащих. Вскоре после рождения стал москвичом. Его предки, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. «Из молоканского, а потом и баптистского рода Прохановых вышло немало известных проповедников, духовных учителей. <...> Они всегда знали цену слову и владели этим словом. Они были русскими, но с точки зрения православия - еретиками, вольнодумцами» (Бондаренко В. Мистерия Александра Проханова // День литературы. 1998. №2. С.1). Деды у Проханова - священнослужители, один из них умер в эмиграции в Берлине.
В 1960 Проханов окончил Московский авиационный иниститут, работал инженером НИИ. Уже на последнем курсе вуза стал писать стихи, начал пробовать себя в прозе.
В 1962-64 Проханов работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя самобытное творчество А.П.Платонова, пережил увлечение В.В.Набоковым. Начал печататься в 1962, первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи». Особый успех выпал на долю рассказа «Свадьба» (1967), повествующего о трагической любви и построенного на военном материале. Во второй половине 1960-х Проханов зарекомендовал себя талантливым журналистом, очерки и репортажи которого вызывали широкий читательский интерес.
Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (М., 1971) открывалась предисл. Ю.Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность» (С.8). В своей ранней прозе Проханов стремился выявить внутренний мир совр. человека, проследить духовные традиции русского народа. В центре сборника «Иду в путь мой» оказалась русская деревня с ее обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и неповторимыми пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», посвященную проблемам деревни, и был принят - при содействии Ю.В.Трифонова - в СП СССР.
С 1985 Проханов - секретарь СП РСФСР.
Как специальный корреспондент «Литературной газеты», в которую пришел в конце 1960-х, Проханов объездил едва ли не все «горячие» точки планеты (страны Латинской Америки, Ангола, Мозамбик, Кампучия, Эфиопия, Афганистан и др.), стал свидетелем крупных событий, о которых он оперативно рассказывал в своих многочисленных очерках и репортажах. Перемещение в пространстве сделалось важнейшей чертой Проханов как литератора: движение - метафора его творчество, инструмент писательского поведения. Изменилась проза писателя, который в начале 1970-х опубликовал немало рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др.
В 1974 вышел его второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Проза Проханова стала «вытекать» из его очерков и репортажей (см. об этом: От репортажа - к роману // Писатель и время: сб. М., 1983. С.458-487).
В основу первого романа Проханов «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. И в этом, и в трех последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов смело обращается к актуальным проблемам тогдашнего социалистического общества: человек и природа, человек и НТР, строительство и архитектура, стиль совр. руководителя, инженера, рабочего и т.д.
В начале 1980-х Проханов обращается к жанру военно-политического романа. Материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. В романе «Дерево в центре Кабула» (1982) особенно удался Проханову образ главного героя - советского журналиста Ивана Волкова. Через год Проханов опубликовал свою «кампучийскую хронику» - роман «В островах охотник...» (1983). Действие романа «Африканист» (1984) разворачивается на юге Африки. Роман «И вот приходит ветер» (1984) переносит читателей в Никарагуа. Эти романы Проханова образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по горячим следам событий и характеризующуюся динамичным и напряженным развитием сюжета, остротой поставленных вопросов, достоверностью деталей, эмоциональностью слога и привлекательностью образа автора. К афганской теме (в самых разных ее аспектах) Проханов обращается вновь и вновь. В романе «Рисунки баталиста» (1986) писатель создает выразительный образ художника Веретенова, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат и которому очень хочется увидеть сына, воюющего где-то в гератских степях. О демобилизованных воинах-афганцах, ищущих свое место в жизни, рассказывает роман Проханова «Шестьсот лет после битвы» (1988).
Став известным романистом, Проханов не расставался с жанрами повести и рассказа. Большие романные «нагрузки» не помешали ему в 1970-90-е создать целый ряд заметных рассказов, новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все - 1989) и многие другие - и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А.П.Чехова.
В 1989-90 Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языков. и распространявшегося более чем в 100 странах мира. Издание знакомило зарубежных читателей с лучшими произведениями тогдашней отечественной литературы, критики и изобразительного искусства.
Изображая «горящие сады», наблюдая и анализируя мировой ход событий, Проханов размышлял о судьбе СССР и России. У писателя было предчувствие трагических поворотов и конфликтов в собственном государстве. Приближался развал Советского Союза, беда приходила за бедой: катастрофы, межнациональные конфликты (то там, то здесь возникали «горячие точки»). П., оглядываясь назад, вспоминает: «...я стал свидетелем и участником конфликтов, которые никогда не должны были произойти на территории страны, победившей фашизм. Я был в Карабахе, Приднестровье, я знаю, что такое Абхазия. Я был в Чернобыле уже через 10-12 дней после аварии. В Чернобыле я получил боевую дозу облучения. То есть я прошел со своим народом, вместе с государством тернистый путь» (Трубадур Красной империи).
В дек. 1990 Проханов основал еженедельную газету «День», имевшую подзаголовок «Газета духовной оппозиции», и стал ее главным редактором. 15 июля 1991 на страницах «Дня» появилось «Слово к народу», «антиперестроечный» пафос которого послужил поводом к именованию авторов и сотрудников «Дня» «вдохновителями ГКЧП», «красно-коричневыми». В.Г.Бондаренко полагал: «"Слово к народу" - сейчас уже не секрет, что написал его Александр Проханов, написал убежденный в правоте всего заявленного. <...> Интуицией своего трагического дарования Проханов предвидел развал страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом» (Бондаренко В.Г. Александр Проханов. С.17). Став одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х, газета регулярно выходила до трагических событий окт. 1993, когда была закрыта властями. Однако уже 5 нояб. 1993 зять писателя А.А.Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов (см. об этом: Завтра: [Беседа с А.А.Прохановым В.Кожемяко] // Советская Россия. 1995. №131. 4 нояб. С.4).
На страницах газеты «Завтра» проявился публицистический талант Проханова. Статьи, очерки, эссе, заметки, репортажи Проханов посвящены самым «больным» вопросам нашего времени. Международный, геополитический аспект занимает видное место, волнуют его и конфликтные ситуации на постсоветском пространстве. Излюбленные идеи писателя: союз «белых» и «красных», монархистов и коммунистов, деятелей Церкви и светской власти, необходимость глубинного слияния идеологий, мечта о «новой религии России» и др. Вновь и вновь Проханов обращается к дорогому для него понятию «империя» (см., например: Россия - империя света // Завтра. 2001. №24; Имя Империи - Россия // Завтра. 2004. №27). Вне контекста имперской идеологии он не мыслит будущего своего Отечества: «Только она хранит в себе национальную идею России» (Завтра. 2004. №13). Перу Проханов принадлежит множество статей и очерков, которые привлекли особое внимание читателей газета «Завтра», среди которых - «Псков земной и небесный», «Меж люлькою и гробом», «Убить отца» и др. Острая метафоричность проханов-ского слова, граничащая с эпатажем, проявляется, например, в заголовках редакторских передовиц («Сука Путина ощенилась» и др.). Едва ли не все материалы Проханова-публициста при всей их полемичности и дискуссионности направлены к восстановлению национального культурного и исторического самосознания. Вместе с тем публицистические произведения Проханова, характеризующиеся, как правило, ярко выраженным проповедническим началом, нередко грешат многословием и высокопарностью.
Проханов постоянно обращается к различным вопросам литературы и искусства. В своих мифологических, утопических построениях Проханова опирается на опыт русской и мировой философии. Особенно близки Проханову космисты, в частности теория Н.Ф.Фёдорова. Не без влияния трудов Л.Н.Гумилева Проханов стал сторонником и пропагандистом евразийской идеи, которая кажется ему спасительной для России. В имперской, «державной» модели развития он видит реальный выход из трагической ситуации.
Все, написанное Прохановым в 1990-е - начале 2000-х, можно назвать «литературой сопротивления». Едва ли не все важнейшие события новейшей российской истории нашли отражение в романистике Проханов этого периода, характеризующийся усилением политической, идеологической составляющей.
Роман-мистерия, роман-бурлеск «Последний солдат Империи» (1993) посвящен трагическим событиям авг. 1991. Его главный герой («конфликтолог»), всю жизнь служивший государственной идее, становится свидетелем того, как один президент боролся с другим и как в результате этого рушится великая Держава. Книга о ГКЧП, о схватке «демократов» и «государственников» не вписалась в политическую и литературную атмосферу 1990-х и не получила должного внимания критики. Спустя 10 лет Проханов подготовил и издал новую редакцию романа, где многое в корне переосмыслено и где члены ГКЧП перестали быть героями.
Свой роман «Красно-коричневый» (1999), воссоздающий расстрел Верховного Совета в 1993, Проханов расценивает как «катехизис сопротивления». Однако эта попытка создать своего рода Летопись русского сопротивления не вызвала большого читательского интереса.
Если в романах начала 1990-х гг. Проханов сосредоточивает свое внимание на поляризации российского общества, на столкновениях государственников-патриотов и «демократов», либералов, то в его творчестве второй половины 1990-х видное место занимают «чеченские события». Проханов ездил в Чечню, бывал в районе боевых действий, выступал перед солдатами. «Чеченские» романы привлекли внимание как читателей, так и критиков и выдвинули Проханова в число ведущих прозаиков современной России.
Высоко оценивая реалистический, антивоенный роман Проханова «Чеченский блюз» (1998), Ю.В.Бондарев счел необходимым подчеркнуть: «...вещь очень выделяющаяся в современной прозе, незаурядная, я бы сказал, щедростью изображения, скрупулезным знанием военного быта, тщательной литературной отделкой, соединением в письме суровости и нежности. "Чеченский блюз" - сильный и мужественный роман, на мой взгляд, лучшая вещь Проханова...» (Бондарев Ю.В. Выигранное сражение // Советская Россия. 1998. №150. 22 дек. С.4).
Произведение рисует картину России конца XX в.: преступная власть, бездарная война, богатеющие мерзавцы, геноцид народа, и т.д. Но есть в нем и ненависть к разрушителям, несломленный дух, подвиги мучеников и героев, верность долгу, другу, любимой, святая вера в великое возрождение Родины. «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов - офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов - "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», - признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3).
Второй «чеченский» роман Проханов - «Идущие в ночи» (2001) посвящен второй чеченской кампании, битве за Грозный. События осени 1999 - зимы 2000 воспринимаются в широком контексте борьбы с международным терроризмом. Весьма выразительным получился у Проханова образ журналиста Литкина, служившего по найму французского телеканала и работавшего в стане Басаева: «Он был мастер интервью с полевыми командирами, проклинавшими Россию и русских. Литкин был смел, умен, удачлив. Был любим чеченцами». Для автора «Идущих в ночи» русские и чеченцы - братья, которые должны жить вместе. Под пером Проханова души и тех, и других обитают на небесах и удивляются тому, с каким рвением они на земле истребляли друг друга.
Следующий роман «Господин Гексоген» (2001) взбудоражил общественность и оказался в центре критических баталий. Роман повествует о заговоре тайного «ордена» спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Цель заговора - смена власти в стране и спасение страны: дряхлый Истукан должен передать власть молодому Избраннику. Для достижения поставленной цели используются любые средства: убийства, изощренные кремлевские интриги, взрывы домов, провокации и т.п. Свою мрачную, эсхатологическую книгу Проханов писал «босхиански», «гротескным языком как бы инфернального, адского зрения» (Талант русской мечты. С.3), в результате получился роман-памфлет с детективным сюжетом, сюрреалистическими образами, мистической символикой, магической метафористикой, конспирологической «начинкой». Из-за обилия в нем «антигероев» перестроечных и постперестроечных лет этот роман Проханова некоторые критики сравнивают с «Бесами» Ф.М.Достоевского. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 Проханов была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».
В 2003 Проханов обнародовал новый роман «Крейсерова соната», отличающийся особой политической остротой и неординарностью. Он вышел в эксклюзивном издании тиражом всего 500 экземпляров. Своему решению включить в роман в качестве иллюстраций собственные лубки Проханов нашел сюжетное объяснение: по мнению Проханова, «с помощью этой наивной красоты» герой его произведения «спасает Москву-Содом, прикладывая картины, как горчичники, к больным местам города» (Кулик Ирина. Авангард подхватил Проханова // Коммерсантъ. 2003. №170. 19 сент. С.6). Кроме того, подобное «оформление» «Крейсеровой сонаты» вполне соответствует ее лубочно-карикатурной, заостренно сатирической стилистике. Роман, в котором так много «посмодернистского», «авангардного», фантасмагорического, галлюцинаторного, «бредового», писался по горячим следам событий и с оперативностью газетной передовицы.
Из интервью Проханова известно, что у него есть замысел издать «семикнижие»: серию романов (полемических, идеологических мировоззренческих, астрологических, романов-катастроф) с одним и тем же героем - генералом Белосельцевым, которому судьба дала уникальный опыт видения и созерцания. В состав этого «семикнижия» должны войти как старые (в переработанном виде, иногда очень существенно), так и новые произведения.
Проханов писал и пишет очень много и быстро, при этом он довольно редко дает основания упрекать себя в торопливости. Слово Проханова, и художественное, и публицистическое, всегда сочно, образно, напористо и остро. Критик И.Л.Гринберг давно подметил: «Последовательность, цельность прозы Проханова так ощутима потому, что она дает себя знать не только в выборе сюжетов, не только в умонастроении писателя, но и в словесной расцветке, очень броской, энергичной, красочной» (Гринберг И.Л. [Об Александре Проханове] // Мы - молодые. Вып.3. М., 1973. С.108). В «цветистой» прозе Проханов встречается половодье метафор, мышление этого писателя насквозь метафорично. Отдельные его произведения (даже романы) следует рассматривать как своего рода суперметафоры. Говоря о стиле Проханов, критики неоднократно обращали внимание на то, что в его прозе порой дает знать о себе некоторая избыточность красок (изобразительная расточительность) и излишняя патетика, что сверхвысокая концентрация метафор нередко оборачивается у этого писателя образными перехлестами и даже искусственностью.
Во всей своей многогранной деятельности Проханов тяготеет к народным, фольклорным формам, мистике и богоискательству. Он считает себя глубоко верующим человеком, ибо с детства находился в религиозной атмосфере и имеет опыт прозрений, видений и даже богоявлений (см.: Мистический опыт Александра Проханова: [Беседа с писателем] // НГ - религии. 2003. 16 июля). В среде читателей, критиков творчество Проханова рождает диаметрально противоположные оценки: для одних он является неприемлемой, одиозной фигурой, для других - несломленным, неподкупным оппозиционным лидером, одним из ведущих совр. прозаиков.
Проханов награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», лауреат премий им. К.А.Федина (1981), Ленинского комсомола (1983), Министерства обороны СССР (1988) и др.
П.В.Бекедин
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 143-147.
Далее читайте:
Александр ПРОХАНОВ. Город золотых унитазов . Глава из книги "За оградой Рублевки".
М. ЕВДОКИМОВА. О жизни и творчестве Александра Проханова . 31.03.2008 (МОЛОКО)
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Виртуоз. "Роман-газета" № 3, 2010.
Неопалимый цвет. М., 1972;
Желтая трава: Повесть и рассказы. М., 1974;
Во имя твое: очерки. М., 1975;
Отблески Мангазеи. М., 1975;
Кочующая роза: роман. М., 1976;
Время полдень: роман. М., 1977;
Место действия: роман. М., 1980;
Не ошибиться в диагнозе // Литературная учеба. 1981. №3;
Время полдень: Роман и повести. М., 1982;
Место действия: Рассказы, роман. М., 1983;
В островах охотник: романы. М., 1984;
Горящие сады: романы. М., 1984;
Ядерный щит. М., 1984;
И вот приходит ветер: роман. М., 1985;
Иду в путь мой: Политический репортаж в 2 ч. / в соавт. с Леонидом Герчиковым // Театр. 1985. №3. С.25-50;
На дальних рубежах. М., 1986;
Светлей лазури: повести и рассказы. М., 1986;
Вечный город: роман, повести и рассказы. М., 1987;
Записки на броне: роман, повести. М., 1988;
Избранное. М., 1988;
Там, в Афганистане...: романы. М., 1988;
Рисунки баталиста: роман. М., 1989;
Шестьсот лет после битвы: роман. М., 1990;
Третий тост: новеллы. М., 1991;
Последний солдат Империи: роман. М., 1993;
Дворец: роман. М., 1995;
Чеченский блюз: романы. М., 1998;
Красно-коричневый: роман. М., 1999;
Война с Востока: Книга об афганском походе. М., 2001;
Идущие в ночи: романы. М., 2001;
Последний солдат империи: [новая ред.]. М., 2003;
Крейсерова соната: роман. М., 2003;
Иду в путь мой. М., 2003.
Проханов А. Дерево в центре Кабула. Роман. (Роман-газета № 15 (949).).
Литература:
Гринберг И.Л. Краски и смысл // Москва. 1970. №2. С.218-220;
Трифонов Ю.В. Страсть постижения Родины // Проханов А.А. Время полдень: роман. М., 1977. С.283-285;
Злобин А. Место действия Сибирь // Знамя. 1979. №9. С.243-245;
Бровман Г.А. Постигая связь времен // Новый мир. 1982. №12. С.227-234;
Гусев В.И. Кто видел небо // Литературная учеба. 1982. №1. С.89-93;
Бондаренко В.Г. В сражающемся Афганистане // Огонек. 1982. №19. С.28;
Ганичев В.Н. Между прошлым и будущим // Дружба народов. 1985. №1. С.262-265;
Вирен Г. Когда приходит ветер: О романах А.Проханова // Октябрь. 1985. №4. С.197-202;
Дедков И.А. Живое лицо времени:
Очерки прозы 70-80-х. М., 1986. С.259-285;
Матулявичюс В. Романы на конвейере // Нева. 1987. №10. С.158-164;
Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988. С.70-76, 359-360;
Личутин В.В. Семьдесят лет битвы: Заметка на полях // Москва. 1989. №4. С.174-183;
Бондаренко В.Г. «Московская школа» или эпоха безвременья. М., 1990. С.142-168;
Бондаренко В.Г. Александр Проханов: Последний солдат империи. М., 1992. (Жизнь замечательных россиян);
Парамонов Б.М. Конец стиля. СПб.; М., 1997;
День литературы [Весь номер газеты посвящен 60-летию Проханова]. 1998. №2;
Господин Гексоген: Обсуждаем новый роман Александра Проханова // Завтра. 2001. №48. Нояб. С.7;
«Господин Гексоген» национальный бестселлер!: [Мнение членов жюри] // Завтра. 2002. №24. Июнь. С.7;
Трубадур Красной империи / беседу вела Екатерина Глушик // Литературная газета. 2002. №24-25.19-25 июня. С.7;
Талант русской мечты: Писатель Александр Проханов в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. 2003. №17. 13 февр. С.3-6;
Бондаренко В.Г. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. М., 2003.
Дата рождения: 26.02.1938
Советский, российский писатель-прозаик, публицист, общественный деятель. Известность получили его произведения, посвященные авторскому осмыслению актуальных событий общественно-политической жизни России. Значительное место в творчестве писателя занимает афганская тема.
Внук И. С. Проханова (руководителя Всероссийского союза евангельских христиан в 1908-1928 гг.). Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Родился в Тбилиси. Отец погиб под Сталинградом и Александр рос с матерью и бабушкой. После школы Проханов поступил в Московский авиационный институт, после окончания которого в 1960 г. устроился в конструкторское бюро. Однако, не проработав и года, бросил все и уехал сначала в Подмосковье, а потом в Карелию работать лесником. Примерно к этому времени относится начало литературной деятельности писателя.В 1964 г. Проханов возвратился в Москву, устроился на работу в журнал «Жизнь слепых». В конце 60-х его рассказы начинают печататься и привлекают внимание . С 1970 года работал корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета», специализировался на освещении военных конфликтов. В качестве военного корреспондента Проханов посетил все "горячие точки" планеты: Афганистан, Никарагуа, Камбоджу, Анголу, Кампучию, Вьетнам и др. В 1971 г. выходит первая книга Проханова: "Иду в путь мой", в 1972 году Проханов становится членом Союза писателей СССР (по рекомендации Ю. Трифонова). С 1986 года он активно пишет в статьи в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Литературную газету». С этого времени писатель энергично заявляет о своей политической позиции в работах о событиях в Афганистане и других"горячих точках" планеты.С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создал газету «День». В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддержал ГКЧП, был автором обращения “Слово к народу” (июль 1991), которое было расценено как манифест ГКЧП.В сентябре 1993 года выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал Верховный Совет. После ряда политических публикаций газета «День» была запрещена Министерством юстиции. В ноябре 1993 года Проханов организовал новую газету - «Завтра», главным редактором которой является по сей день (2009). На президентских выборах 1996 года Проханов поддержал кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. Дважды - в 1997 и 1999 годах Проханов подвергался нападениям неизвестных, в первом из нападений получил сотрясение мозга. Проханов считается одним из лидеров "левой" оппозиции, поддерживает идеи Национал-большевистской партии, но при этом является сторонником В.В. Путина. Широкий резонанс получили антиизраильские высказывания Проханова, а также его призывы о поддержке таких движений как Хэзболла (Израиль) и Талибан (Афганистан).Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек. Женат, имеет двух сыновей и дочь. Одни из сыновей работет фотокорреспондентом в газете "Завтра".
Публицистический стиль Проханова столь же метафоричен, как и его проза: "Национал-большевистская партия - орден, исповедующий религию бунта, жертвенности, преданность левой идее, от которой отступились утомленные красным цветом респектабельные клерки, предлагающие народу зеленый арбуз коллаборационизма. В этих условиях, когда гемоглобин революции уступил место хлорофиллу соглашательства, - лимон должен был покраснеть".
Награды писателя
Премия им. К.Федина (1980)
Премия Ленинского комсомола (1983)
Орден Трудового Красного Знамени (1984)
Орден "Знак Почета"
Орден Боевого Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Премии журналов “Знамя” (1984), "Наш современник" (1990, 1998)
Золотая медаль им. А.Фадеева (1987)
Премия Министерства обороны СССР (1988)
Международная Шолоховская премия (1998)
Медаль «Защитнику Приднестровья»”, (2001)
Премия «Честь имею» (2001).
Премия « » за роман Господин Гексоген (2002)
(2009)
Библиография
Письма о деревне (1971)
Неопалимый цвет (1972)
Желтеет трава (1974)
Во имя твое (1975)
Отблески Мангазеи (1975)
Кочующая роза (1976)
Время полдень (1977)
Вечный город (1981)
Дерево в центре Кабула (1982)
В островах охотник (1984)
Горящие сады (1984)
Ядерный щит (1984)
И вот приходит ветер (1985)
На дальних рубежах (1985)
Светлей лазури (1985)
Записки на броне (1989)
600 лет после битвы (1989)
Ангел пролетел (1994)
Дворец (1995)
Слово, пронесённое сквозь ад (сборник передовиц Проханова, рисунков Г. Животова и стихов Е. Нефедова) (1999)
Крейсерова соната (2004)
Советский и российский общественный деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты "Завтра".
Семья
Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .
Биография
Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.
В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.
В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .
С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.
В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.
С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".
С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".
В КПСС никогда не состоял.
В 1990 году подписал "Письмо 74-х".
В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.
15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .
В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".
5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.
Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова , лидера КПРФ . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.
В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .
В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".
С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".
С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".
2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".
С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".
2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".
Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить Андрею Макаревичу 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что Михаил Барщевский , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.
Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".
Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).
Скандалы, слухи
Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .
Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.
Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.
Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.
В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".
Семья
Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911г.). Дядя А. А.Проханова, ученый ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С.Проханова, был репрессирован, но затем освобождён вследствие отказа от унаследованного после смерти И. С. Проханова в Берлине значительного состояния в пользу государства.
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов .
Биография
Александр Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. В 1960 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу.
В 1962-1964 годах работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.
В 1968 году начал работать в "Литературной газете" .
С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Одним из первых в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.
В 1972 году Александр Проханов становится членом Союза писателей СССР.
С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете".
С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала "Советская литература".
В КПСС никогда не состоял.
В 1990 году подписал "Письмо 74-х".
В декабре 1990 он создаёт свою газету "День" , где также становится главным редактором.
15 июля 1991 года газета опубликовала "антиперестроечное" обращение "Слово к народу". Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча поддерживает ГКЧП .
В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных, как он считал, действий Ельцина , называя их государственным переворотом и поддержал ВС РФ. После расстрела парламента газета "День" была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы - уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске, как специальные выпуски коммунистической газеты "Мы и время".
5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету "Завтра" , главным редактором которой стал Проханов. Некоторые организации обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.
Во время президентских выборов в 1996 году, Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру , лидера . Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, причем ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений.
В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации .
В 1999 году, после серии взрывов жилых домов, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в литературном произведении "Господин Гексоген" , за который Проханов в 2002 году получил премию "Национальный бестселлер".
С 2007 по январь 2014 - постоянный гость радиопередачи "Особое мнение" на радиостанции "Эхо Москвы". Своё прекращение сотрудничества с радиостанцией объяснил так: "Я работаю здесь как журналист… Я не журналист. Мне хочется поговорить с миром, с моими друзьями как художник, как писатель, как философ, как проповедник и исповедник, потому что я прожил гигантскую жизнь и мне хотелось бы рассказать об этой жизни моим слушателям ".
С сентября 2009 года - на радиостанции "Русская Служба Новостей" по понедельникам в 21:05 принимает участие в передаче "Солдат империи", а с января 2014 года по понедельникам в 20:05 участвует в программе "Без вопросов".
2003-2009 годах - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "К барьеру!".
С 2010 года - один из постоянных участников телевизионного ток-шоу Владимира Соловьёва "Поединок".
2013-2014 - один из ведущих рубрики "Реплика" на телеканале "Россия 24".
Ноябрь 2014 года - Суд обязал Проханова выплатить 500 тысяч рублей за ложь в публикации в газете "Известия", где утверждалось, что Макаревич дал концерт в Славянске, "и эту музыку слышали томящиеся в подвалах пленные ополченцы, которым битами раздробили руки и ножами выкололи глаза ". Макаревич уверял (и смог доказать в суде), что дело было не в Славянске, а в Святогорске, а пел он не перед "карателями", а перед беженцами. Проханов утверждает, что , представляющий в процессе музыканта оказывал давление на суд.
Проханов чрезвычайно плодовитый писатель: практически каждый год выходит по его роману. Стиль Проханова многие критики считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. "Язык Проханова, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу ". В то же время есть и другая точка зрения в среде литературоведов, которые находят его стиль "банальным", "манеру письма - слащавой, основанной на бесстыдной лжи и перенасыщенной дешёвыми украшающими эпитетами ".
Проханов увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).
Скандалы, слухи
Проханову приписывают весьма тесные контакты с Березовским , в период его Лондонского изгнания. В частности, интервью БАБа главному редактору газеты "Завтра", стало поводом для исключения Бориса Абрамовича из партии "Либеральная Россия" .
Во время трагедии в Норд-Осте, Борис Березовский, депутат Госдумы Виктор Алкснис и главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов подвергли критике действия российских властей по освобождению заложников.
Свою позицию по этому вопросу они изложили в совместном заявлении, принятом по итогам встреч, прошедших в Лондоне 25 и 26 октября 2002 года. По их мнению "теракт был бы невозможен без вопиющего попустительства и, возможно, соучастия отдельных представителей власти ". "Президент РФ Владимир Путин, с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников ", - отмечают Березовский, Проханов и Алкснис. "Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В. Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России " - подчеркивается в заявлении Березовского, Проханова и Алксниса.
Рассказывают, что Александр Проханов в 2002 году получил от Березовского $300 000 "на развитие своего издания", соблазняя изгнанника туманными обещаниями стать оппозиционным кандидатом в президенты. Никакого "развития издания" не случилось: "развивать" А.А. Проханов решил собственную дачу.
В 2003 году в редакцию Lenta.Ru поступило заявление предпринимателя Бориса Березовского и Александра Проханова, посвященное убийству депутата Госдумы Сергея Юшенкова . Авторы письма утверждают, что ответственность за убийство Юшенкова лежит на российских властях, а также обещают, что оппозиция победит на выборах и "предотвратит гибель страны, идущую из Кремля".