Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Социальная структура: буржуазия
Слайд 2
Слайд 3
Территория.
Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Население.
Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональнаястрана: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.
Слайд 7
Особенности российской модернизации
Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер»; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Слайд 8
Слайд 9
Политический строй.
Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.
Слайд 10
Слайд 11
Местное управление
Слайд 12
Слайд 13
Николай II (1894-1917)
Слайд 14
Император с семьей
Слайд 15
Символика
Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».
Слайд 16
Слайд 17
Социальная структура: буржуазия
Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.
Слайд 18
Социальная структура: меценаты из буржуазии
ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра
Слайд 19
Социальная структура: рабочие
Слайд 20
Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8
Слайд 21
Социальная структура:поместное дворянство
Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.
Слайд 22
Социальная структура: крестьянство
Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки(2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. зажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники– 25 %; Бедные(отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.
Тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1. Какой процент обитаемой суши занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 %
2) 6 %
3) 17 %
4) 25 %
2.
1) большая часть населения — рабочие
2) городское население преобладает над сельским
3) большинство населения исповедует православие
4) население России меньше 60 млн человек
3. Чем отличался процесс модернизации в России конца XIX в. от западных стран?
1) модернизация проходила по инициативе и под контролем государства
2) модернизация в России осуществлялась в основном в сфере сельского хозяйства
3) модернизация проходила автономно, без учета достижений других стран
4) в России модернизация началась раньше, чем в западных странах
4. Какой из перечисленных органов власти существовал в России в конце XIX в.?
1) Верховный тайный совет
2) Государственный совет
3) Государственная дума
4) Совет при Высочайшем дворе
5. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце ХIХ в.?
1) министерская система управления
2) конституционная форма правления
3) подчинение исполнительной власти органу народного представительства
4) ограничение законодательной власти императора
6. Как называли в русской деревне тех зажиточных крестьян, которые использовали наемный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?
1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики
7. Что из перечисленного характеризовало положение помещичьего хозяйства в конце XIX в.?
1) сокращение помещичьего землевладения
2) успешный переход большинства помещичьих хозяйств на капиталистические способы хозяйствования
3) существование помещичьих хозяйств за счет получения оброка с бывших крепостных крестьян
4) неиспользование наемного труда в помещичьих хозяйствах
8.
«В начале ХХ в. ряд народов Российской империи боролся за __________ — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства».
2 вариант
1. Какую площадь занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 млн кв. км
2) 5 млн кв. км
3) 11 млн кв. км
4) 22 млн кв. км
2. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что
1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 25 % населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским
3. Высшим исполнительным органом власти в Российской империи конца XIX в. был
1) Синод
2) Государственный совет
3) Правительствующий сенат
4) Комитет министров
4. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце XIX в.?
1) принцип разделения властей
2) существование органа народного представительства
3) ограничение законодательной власти императора
4) сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца
5. Кого называли на рубеже XIX-XX вв. меценатами?
1) представителей крупной буржуазии, ведущих внешне-торговые операции
2) крупных помещиков, которые перевели свои хозяйства на капиталистический способ производства
3) людей, занимающихся исключительно умственным трудом и имеющих профессии, напрямую не связанные с коммерцией
4) людей, которые активно занимались благотворительностью и просветительской деятельностью, используя для этого свои капиталы
6. Что характеризовало положение русской деревни в конце XIX в.?
1) господство фермерского типа хозяйствования
2) более четверти крестьян были безлошадными
3) отбытие крестьянами барщины в помещичьих хозяйствах
4) отсутствие социального неравенства в деревне
7. Какая территория в составе Российской империи к началу ХХ в. обладала автономией?
1) Польша
2) Армения
3) Финляндия
4) Бессарабия
8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом __________».
Ответы на тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5-1
6-3
7-1
8-автономия
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-4
5-4
6-2
7-3
8-модернизации
МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа»
Учитель истории Демко Е.Н
Тема урока:
Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в.
Цель урока:
1.Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века.
2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
3. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
План:
1. Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века
2. Территория и население Российской империи
3. Особенности российской модернизации
4. Политический строй. Государственные символы
5. Социальная структура
6. Образ жизни
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний учащихся по раннее изученному материалу восьмого класса (история России 19 века).
Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?
Как называлось наше государство в 19 веке7
Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?
Кто из императоров управлял российской империей в 19 веке?
Кто из великих деятелей культуры жил 19 веке?
Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?
Какой период развития культуры 19 века вошел в историю как «Золотой век»?
2. Изучение новой темы
Территория и население Российской империи
В начале 20 века Российская империя была одной из крупнейших стран мира, более 22млн.км, занимала второе место после Британской империи.
Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранили только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.
На территории страны проживало более 128 млн. человек и более 100 народов и народностей. Существовали все основные религии. Большинство исповедовали православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. Большая группа народов - татары, башкиры, горцы Кавказа, народы Средней Азии были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Коренные народы Севера и Сибири сохраняли языческие верование.
Особенности российской модернизации
В начале 20 века. В России продолжался процесс модернизации. Россия относительно поздно вступила на путь капиталистического развития, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. В начале 20 века. Модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Политический строй. Государственные символы
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.
Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором, он был не только главой государства, но и Русской православной церкви. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод.
Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: « Боже, Царя храни…»
Социальная структура
Модернизация экономики сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества. Модернизация разрушила сословные перегородки. Наиболее могущественным классом российского общества являлось буржуазия. Численность крупной буржуазии была незначительна, примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.). Многие представители российской буржуазии занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П.М.Третьяков передал в дар Москве коллекцию русской живописи. При финансовой помощи С.Т.Морозова был создан Московский художественный театр.
К началу 20в. в России было примерно 13 млн. наёмных рабочих, 2,8млн. - потомственные рабочие, остальные рабочие в первом поколении, выходцы из деревень.
Высшей социальной группой в России являлись потомственное дворянство, они владели земельной собственностью. Но и здесь происходили перемены. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало не дворянам, немногие дворяне-помещики сумели перевести хозяйство на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.
В крестьянской среде шло расслоение, всех зажиточных хозяев называли,кулаками они составляли, 2-3% крестьянского населения. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяев насчитывалось до 10%.
К началу 20 века в России 2,7% населения занимались умственным трудам6 ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, артисты - интеллигенция. К 1917 году их количество составляло 1,5 млн.человек.
Образ жизни
Самостоятельная работа учащихся с учебникам.
Домашнее задание: § 1; ответить на вопросы к параграфу
Территория и население Параметры Данные (заполнить – стр. 5) Территория Административное деление Население Национальный состав Религии Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Территория и население Параметры Данные Территория Более 22 млн км (второе место в мире после Бр. имп.) Административное деление Губернии и области, автономная Финляндия Население Более 128 млн человек Национальный состав Более 100 народов и народностей Религии Православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Российская модернизация 1. Особенности (в экономике, политической, социальной сферах 3. Задачи государства, связанные с модернизацией 2. Проблемы модернизации (в экономике, политической, социальной структурах) Задания по группам: Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Позднее начало модернизации, необходимость догонять развитые страны в короткие сроки. Инициатива и контроль государства. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. В политической сфере Сохранение самодержавия, отсутствие политических партий, гражданских прав и свобод населения. В социальной сфере Сохранение сословного строя, не отражающего экономического положения. Появление классов буржуазного общества, размывание сословий и сословных перегородок. Развитие меценатства, просветительской деятельности буржуазии. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Модернизация требовала напряжения всех сил государства, не развивалось и не имела государственной поддержки легкая промышленность В политической сфере Политический строй не соответствовал требованиям времени и нуждам государства: производящие богатство государства классы не имели политических прав В социальной сфере Сохранение сословного строя не отражало реальное экономическое положение слоев населения. Нищета рабочих и крестьян, сохранение остатков крепостничества представляло собой угрозу социального взрыва. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Завершение модернизации в короткие сроки, создание мощной экономики, являющейся основой могущества государства. В политической сфере Ликвидация самодержавия, разделение ветвей власти, создание представительского органа (парламента), наделение граждан правами и свободами. В социальной сфере Ликвидация сословного деления и связанных с ним привилегий дворянства. Улучшение положения рабочих и крестьян. Уничтожение остатков крепостничества. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Закрепление 1. В 1897 г. в России проживало: А) 128 млн человек Б) 137 млн человек В) 105 млн человек 2. Модернизация – это переход А) от традиционного общества к обществу индустриальному Б) от индустриального общества к постиндустриальному В) от индустриального общества к традиционному 3. Во главе Российского государства стоял: А) Государственный совет Б) Сенат В) Император 4. Государственный гимн начинался словами: А) «Славься, Отечество…» Б) «Боже, храни императора…» В) «Боже, Царя храни…» Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
5. К высшим государственным органам не относился (лось): А) Земская управа Б) Синод В) Сенат Г) Комитет министров 6. Привилегированное сословие в конце 19 века: А) Мещанство Б) Дворянство В) Купечество Г) Крестьянство 7. Наиболее могущественная с экономической точки зрения социальная группа: А) Купечество Б) Буржуазия В) Дворянство Г) Интеллигенция Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
8. Группа людей в деревне, главным источником богатства которой были эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество – А) Зажиточные крестьяне Б) Бедняки В) Кулаки 9. Самая бесправная категория населения в России в конце 19 в.: А) Интеллигенция Б) Крестьяне В) Рабочие 10. Автономию в составе России имел(о): А) Польша Б) Финляндия Б) Хивинское ханство Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Домашнее задание § 1, термины, задание в конце параграфа Дополнительно: задания в рабочей тетради Повторить: С.Ю.Витте – биография, взгляды; понятия: монополия, Транссиб, крестьянская община Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
- Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Социальная структура: буржуазия
- Периодическая система элементов
- Типы предложений по цели высказывания и интонации Предложения по цели высказывания
- Какие литературные приемы помогли поэту воспеть