Поэтическая сказка А.Островского «Снегурочка. «Снегурочка» Пьеса А.Н
1 из 14
Презентация на тему: А.Островский «Снегурочка»
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. . В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными.
№ слайда 3
Описание слайда:
Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза. Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Русское православие впитало в себя многие языческие представления. Так, православный праздник Троицы, отмечаемый как день сошествия Святого Духа на апостолов, на Руси слился с древнеславянским праздником семик, связанным с почитанием духов растительности.
№ слайда 4
Описание слайда:
Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году. В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Произведение “Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.
№ слайда 5
Описание слайда:
Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».
№ слайда 6
Описание слайда:
В 1873 г. музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский (1840-1893). Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека. Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».
№ слайда 7
Описание слайда:
В 1900 г. свой вариант музыки к спектаклю «Снегурочка» написал А.Т. Гречанинов (1864-1956). Премьера состоялась 24 сентября 1900 г. во МХАТе. Роли исполняли: Царь Берендей – В.И. Качалов, Снегурочка – М.П. Лилина, Лель – М.Ф. Андреева. В 1880 г. из-под пера Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) вышла опера «Снегурочка» – одна из вершин русской музыкальной классики. Композитор был полностью захвачен темами и образами А.Н. Островского. Двухъярусная беседка Считается, что здесь Островскому А.Н. пришла в голову идея создания пьесы \"Снегурочка\".
№ слайда 8
Описание слайда:
Музыка Н.А. Римского-Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами. Первое представление оперы состоялось 29 января 1882 г. в петербургском Мариинском театре. Дирижировал Э.Ф. Направник. 8 октября 1885 г. «Снегурочка» была поставлена в Москве на сцене Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Опера Н.А. Римского-Корсакова с успехом шла в лучших российских театрах. Эскиз декорации к спектаклю
№ слайда 9
Описание слайда:
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Описание слайда:
Надо сказать, Кадочников очень серьёзно подошёл к созданию этой киносказки, ибо он в юности (задолго до «Подвига разведчика») играл в театре роль Леля. Именно поэтому, видимо, на эту роль в своём фильме он выбрал не женственного мальчика-зайчика, а Е.Жарикова, который априори был заточен под что-то такое героическое, например, под роль милицейского начальника в сериале «Рождённая революцией».
№ слайда 12
Описание слайда:
Описание слайда:
Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века. Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры.
Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особнякомсреди целого ряда других произведений
Островского. В других пьесах Островский рисует
мрачные картины купеческой среды, критикует
суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой
души, вынужденной существовать в условиях
“темного царства”.Произведение “Снегурочка” - это
удивительная сказка, в которой
показана красота окружающего мира,
любви, природы, молодости.
Произведение основано на народных
сказках, песнях, преданиях и легендах.
Островский только соединил сказки,
легенды и песни воедино и придал
народному творчеству весьма
своеобразный колорит. В
“Снегурочке” главное место занимают
человеческие отношения. На первый
взгляд, сюжет выглядит совершенно
фантастичным. Но потом оказывается,
что в этой фантастике
просматриваются живые человеческие
характеры.Действие происходит в сказочном месте
- царстве Берендея. Описывая законы
этой страны, Островский словно рисует
свой идеал общественного устройства.
В царстве Берендея люди живут по
законам совести и чести, стараются не
вызвать гнев богов. Здесь очень большое
значение придается красоте. Ценится
красота окружающего мира, красота
девушек, цветов, песен.Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете
немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему
кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.О каких ценностях думает царь Берендей?
Его не беспокоят деньги и власть. Он
заботится о сердцах и душах своих
подданных. Рисуя царя именно таким,
Островский желает показать идеальную
картинку сказочного общества. Только в
сказке люди могут быть так добры,
благородны и честны. И это намерение
писателя в изображении сказочной
идеальной действительности согревает душу
читателя, заставляет задуматься о
прекрасном и возвышенном.Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается
в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль
о ценности таких человеческих качеств, как духовная
красота, верность и любовь. Островский во многих своих
произведениях говорит о любви.
Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно
особым образом. В форме волшебной сказки
читателю преподносятся великие истины о
непреходящей ценности любви.Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому,
что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к
берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство
любви, чтобы свершилось что-то ужасное.
Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас - порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью
во всех окружающих. Все восприняли неблагородное
поведение парня как личное оскорбление:
...Всем обида,
Обида всем девицам-берендейкам!В царстве между людьми уже с давних пор
складываются простые, но прекрасные отношения.
Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к
царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее
горя. И узнав все подробности от Купавы и
окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный
должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь?
Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в
изгнании видят берендеи самое страшное наказание
для провинившегося человека.
В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть
только в волшебной сказке, созданной воображением
писателя. И эта гуманность делает царство берендеев
еще более прекрасным и чистым.Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно
не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный
персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны.
Именно поэтому Снегурочка - существо очень
противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее
отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время
Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем
старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось,
Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на
мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому
она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется
увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю
ее красоту, принять участие в девичьих забавах,
послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен
жизнь не в радость”.В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее
неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце
сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но
тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей.
Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и
снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только
в царстве берендеев. Она говорит своей матери:
..Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.Снегурочка поражает людей
своей красотой. Семья, в
которой оказалась
Снегурочка, желает
воспользоваться красотой
девушки для своего
личного обогащения. Они
упрашивают ее принимать
ухаживания богатых
берендеев. Они не могут
оценить по достоинству
девушку, которая стала им
названой дочерью.Снегурочка кажется
прекраснее, скромнее и
нежнее, чем все
окружающие девушки. Но
она не знает любви, поэтому
не может ответить на
горячие человеческие
чувства. В ее душе нет тепла,
и она отстраненно взирает на
страсть, которую
испытывает к ней Мизгирь.
Существо, не знающее
любви, вызывает жалость и
удивление. Не случайно
никто не может понять
Снегурочку: ни царь, ни ктолибо из берендеев.Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно изза своей холодности. Она кажется особенной девушкой,
ради которой можно отдать все на свете, и даже саму
жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг.
Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю
какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной
красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:
...Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у
своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает
человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот
дар может оказаться губительным для
Снегурочки. Весна томима тяжкими
предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь.
Любовь оказывается трагичной для героини. Но
без любви жизнь теряет всякий смысл.
Снегурочка не может справиться с желанием
стать такой же, как и все окружающие ее люди.
Поэтому она решает пренебречь заветами своего
отца, предостерегавшего ее от гибельных
последствий человеческой страсти.Влюбленная Снегурочка становится удивительно
трогательной. Для нее открывается целый мир,
совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она
понимает всех тех, кто испытывает любовное
томление. Она отвечает Мизгирю согласием
стать его женой. Но Мизгирь не способен
отказаться от намерения предстать перед всеми
берендеями со своей невестой, считая опасения
красавицы капризом.Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.Мизгирь не может мириться со смертью своей
возлюбленной, поэтому бросается с высокой
горы. Но гибель Снегурочки представляется
берендеям чем-то закономерным. Снегурочке
было чуждо тепло души, поэтому ей было
трудно найти свое счастье среди людей.
А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отдельных фрагментов с Форума победителей НП "Образование".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Александр Николаевич Островский «Снегурочка»
В 1873 году А.Н.Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка» .
«Снегурочка» Произведение “Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.Берендея не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложенье Кровавых нет законов; пусть же боги Казнят его по мере преступленья, А мы судом народным Мизгиря На вечное изгнанье осуждаем.
Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка - сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”. В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев.
Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете: Обманута, обижена, убита Снегурочка. О мать, Весна-Красна! Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой: Любви прошу, хочу любить. Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.
Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом. Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.
Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского «Снегурочка», оставаясь общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.
Одна из оригинальных черт художественного метода «Снегурочки» -сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом в«Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.
В соответствии со своими представлениями о художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар, Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров - фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.
Обращение А.Н.Островского к жанру сказки не случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.
«Снегурочка» - поэтическая картина внутреннего мира А.Н.Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.
Презентацию выполняли Ключникова Т. и Песков Г. Подбор информации Мишина Ю., Песков Г., Ключникова Т. Защищают проект Круглова М. и Абрамов И.
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.
«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…
К.С.Станиславский
Островский Александр Николаевич
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).
В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.
- раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.
- “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.
1 группа. «Берендеи».
Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
Русская пословица.
2 группа. «Снегурочка».
- Пусть гибну я, любви одно
мгновенье
- Дороже мне годов тоски и
А.Н. Островский.
3 группа. «Лель».
- Через красивое - к человечному.
В. А. Сухомлинский.
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
- Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.
Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.
- Брусила и берендеи – робята.
Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.
Причина всех несчастий страны берендеев -
в людском эгоизме, в потере людского родства,
в утрате любви и чувства красоты:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.
В этих словах мудрого царя раскрывается
глубинный смысл пьесы, где этическая
красота человека определяется
взаимосвязью с природой и другими
А заключительные слова Берендея:
«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.
Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.
Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
новое
- «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.
- В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.
В.М.Васнецов Берендеевка
Н.Рерих Ярилина долина
Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное
драматургом в 1867 году
В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».
В.М.Васнецов Весна-Красна
Н.Рерих Дед-Мороз
В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое
целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и
Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта
перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.
- Специальное:
1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.
Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.
2. Многожанровое произведение.
Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,
пьесы – маски.
3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.
- 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.
5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.
6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.
Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Известное:
- «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
- Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
- Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
- Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
- « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
- В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Новое:
- берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в
южнорусских степях.
2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.
Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.
3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.
1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.
4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.
6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.
новое
многослойное произведение.
берендеи
древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,
драма.
многожанровое произведение.
Феерия
праздничное сказочное представление
пьеса-маска
объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
вечный сюжет русского
фольклора
1862 год собиратель И.А. Худяков
1826-1871 А.Н.Афанасьев
сборник «Русские народные сказки»
1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»
исследовал сказку.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
сказочное царство берендеев
мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))
С интез реального и фантастического
Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).
Снегурочка- Богиня любви Лада.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
1.Противоборство
Холода и Тепла,
два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.
Мороза и Ярилы.
конфликт в области нравственных отношений:
2. царство
богатство- бедность,
берендеев- Мизгирь
любовь- холод.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор
- П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе
Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.
Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец
- А эта поэма «Снегурочка»-
лучшее, что есть.
Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.
Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор
- «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».
Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.
- 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
- 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
- 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.
Домашнее задание
- Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).
«Снегурочка», пьеса-сказка А.Н.Островского, 1873
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Конец зимы. Берендеев посад.
Снегурочка – дочь Весны и Мороза. Ей 15 лет.
- Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят. Мирная встреча переходит в cпop.
Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Приёмными родителями Снегурочки стали бездетные старики – Бобыль и Бобылиха.
Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой:
- названые родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.
- Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки.
В покоях царя Берендея Мы узнаём: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.
- Баранина тушеная с грибами, горошком и чесночными стрелками Баранина рецепты приготовления в мультиварке редмонд
- Как сделать печенье Орео (Oreo) в домашних условиях по пошаговому рецепту с фото Твои ножки как печеньки орео
- Роллы с форелью Суши с форелью в домашних условиях
- Мои любимые диетические сырники