Значение фразеологизма "валаамова ослица". Фразеологизм "Валаамова ослица": значение, происхождение Библейская ослица
Может ли ослица говорить человеческим голосом? Вы скажите в сказках все возможно. А в реальной жизни? Конечно, все понимают, что разговаривать человеческим голосом животным не дано. А для Бога нет ничего невозможного. Он может заставить ослицу заговорить, если это нужно Ему для достижения определенной цели. Так и произошло однажды. История эта достоверна, она записана в Библии.
А случилось это давно, на Востоке.
Однажды, Валак, царь моавитского народа, решил пригласить к себе Валаама – прорицателя, чтобы тот произнес свои заклинания и проклял Божий народ. Валак очень боялся необычного многочисленного войска, которое Сам Господь вывел из Египетского рабства и теперь вел через пустыню и земли других народов в Ханаан.Евреи под предводительством Моисея двигались к обетованной земле, побеждая народы, которые встречались ему на пути. Теперь они приблизились к земле Моава, в которой царем был Валак.
Валак знал, что Израиль значительно превосходит его по силе, и он не мог нанести ему
поражение в войне, поэтому он решил обратиться к известному прорицателю Валааму, надеясь, что его проклятие будет иметь действенную силу.
Валаам жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему-то и отправилисьстарейшины с подарками и просьбой от Валака. В те времена люди жили не так как мы. Тогда не было ни современных средств связи – телефонов, компьютеров, Интернета, ни современных средств транспорта – машин, самолетов, поездов. Люди передвигались пешком или пользуясь обыкновенным ослом.
В библейские времена осел был в каждом доме. Таким вот образом отправились послы моавитского царя к Валааму.
Валаам-прорицатель или колдун, выслушав их просьбу, решил вдруг спросить совета у Господа. Но желание это не возникло вдруг. Бог все контролирует .
Господь, имеющий всю власть над всеми, не разрешил ему проклинать Израильский народ, ибо Он решил благословить его. Валаам внял повелению Живого Бога и отказался, но царь Валак увеличил вознаграждение. Очень соблазнительной была награда за это дело.
Вновь вопросив Бога, Валаам получил от Него указание говорить то, что будет угодно Богу.
Валаам-прорицатель отправился в дальнюю дорогу в сопровождении двух своих слуг.
Путь был долгим, но верная старая ослица была выносливой и никогда не подводила своего хозяина. Она неторопливо шагала по дороге, а на ее спине, мерно покачиваясь из стороны в сторону, сидел, погрузившись в свои мысли, Валаам. Да, трудной была задача.
С одной стороны грозный запрет Всемогущего Бога Израильтян, Который вывел евреев из Египта с множеством чудес, с другой стороны привычное чародейство и немалая награда за это.
Очевидно, сердце его склонилось к тому, чтоб все же произнести заклинание против израильтян, очень уж ему хотелось получить за это приличную награду (мзду неправедную). Все же Бог контролирует все.
Он поставил на пути Валаама Ангела с мечем. Ослица, бессловесное животное, увидела Божьего посланника и свернула с дороги в поле. Валаам с помощью кнута вернул ее на дорогу. Пройдя еще некоторое расстояние, ослица вновь увидела, какая опасность угрожает ее хозяину в лице Ангела Господня, который стоял на узкой дороге, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене, прижав ногу Валаама. Валаам опять стал бить ее. Ангел перешел и стал в узком месте, где нельзя было повернуть ни направо, ни налево. Ослица, опять увидев Ангела, легла под Валаамом и тут же получила палкой несколько жгучих ударов по спине.
Валаам был настолько зол и раздражен, что казалось, будь в его руках меч, онсию же минуту лишил бы бедное животное жизни. А ослица по воле Господа продолжала говорить с ним человеческим голосом: «Не я ли та ослица, на которой ты всегда ездил? Имела ли я привычку так поступать с тобою?»
«Нет!» - был ответ обескураженного прорицателя. Тут Господь открыл глаза Валаама, и он увидел на своем пути Ангела с обнаженным мечем, который вышел воспрепятствовать Валааму в неверном пути его. Валаам все понял. Ангел сказал ему, что поразил бы его мечем, если бы верная Валаамова ослица не свернула с дороги. Теперь прорицатель готов был отказаться от своего намерения идти к Валаку и возвратиться, но Бог через Ангела повелел ему все же пойти в землю моавитян, чтоб вместо проклятия произнести благословение народу Израильскому.
Придя в Моав и увидев огромный израильский стан, Валаам не смог произнести проклятия, он произнес благословение, причем трижды.
Так, благодаря бессловесной ослице, которой Бог открыл уста и заставил ее заговорить человеческим голосом, Господь показал языческому прорицателю Свою силу и Божественную способность держать все под своим контролем.
0
В русском языке представлено очень много фразеологизмов , некоторые из которых появились благодаря легендам и мифам. К сожалению современные молодые люди не знают их истоков и происхождения, что требует дополнительного пояснения. Поэтому на сайте сайт мы открыли новые категорию, в которой станем растолковывать подобные выражения. Обязательно добавьте нас в закладки, ведь мы постоянно публикуем интересную инфу . Сегодня мы поговорим об довольно странном на слух афоризме, это Валаамова ослица
, значение вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы посоветовать к ознакомлению, ещё пару другую новостей по тематике пословиц и поговорок. Например, что значит Ежу понятно ; смысл выражения Вот где собака зарыта ; как понять фразу Авгиевы конюшни ; что означает Навострить лыжи и т. п.
Итак, продолжим, что значит Валаамова ослица
?
Валаамова ослица
- так в ироничном смысле называют скромных, молчаливых людей, которые неожиданно повышают свой голос дабы защитить своё мнение
Валаамова ослица
- так в негативном ключе могут называть девушек или женщин, которые ведут себя крайне упрямо, показывая свою невоспитанность и грубость
Очень многие люди, живут в системе, которая запрещает повышать голос, ругаться, и вообще вести себя агрессивно. В итоге подобное поведение прописывается у человека "на подкорке ", и он превращается в покорного барана.
Однако, не у каждого хватает терпения выслушивать упрёки и притеснения других людей, и однажды, он способен возвысить голос, и начать протестовать против несправедливости.
Стоит отметить, что данная фраза используется, как в отношении женщин, так и мужчин.
Происхождение фразеологизма Валаамова ослица уходит своими корнями в библейскую историю, а точнее к одной популярной притче.
В те далёкие времена, в городе Пефор проживал чернокнижник по имени Валаам
.
Сюжет этой басни начинается с того, что евреи недавно завоевавшие Заиорданье, мечтают напасть на Ханаан, ведь эта земля обещана их божеством. Однако, не только Ханаанское царство опасается набега диких евреев, но также его соседи, например правитель Моава. Он переживает, что его армия слишком слаба, чтобы остановить несметные полчища злобных семитов. В итоге, он не придумывает ничего лучше, чем обратиться за помощью к потусторонним силам. Кто может послужить посредником между царём Моава
и нечистью? Только колдун Валаам! Этому нехорошему человеку поручается навести порчу и сглаз на диких евреев.
Вы наверное задались вопросом, а когда наконец появиться ослица этого чернокнижника? Подождите, до этого момента мы ещё просто не дошли. Сначала Валаам не собирался помогать этому крохотному государству, но потом взвесив все "за и против" отправляется в путешествие. Понятное дело, он не пошёл пешком, а поехал на своём четвероногом средстве передвижения, которым и была та самая ослица.
Долго ли коротко ехал колдун
, когда вдруг неожиданно возле него не появляется ангел , который пугает животное, и то резко дёргается.
Валаам придя в ярость начинает избивать непокорную скотину, пока та наконец не выдерживает, и заговаривает человеческим голосом. Она объясняет старику, что всю свою жизнь она служила ему верой и правдой, стоически выдерживая все побои и невнимание своего хозяина. Чернокнижник вдруг прозревает, и решает помириться с умным животным.
Благодаря этой притче и появилось выражение "Валаамова ослица" значение которого вы сейчас узнали, и теперь сможете не попасть впросак , если обнаружите его в интернете или ТВ.
В давние-давние времена, которых сейчас никто и не помнит, в одном маленьком государстве правил царь Валак. Рядом было большое, очень богатое государство, с зелеными лесами, с широкими полями.
И захотелось жадному, завистливому Валаку отнять у соседей их цветущую землю. Но войной идти на соседей Валак побоялся: пожалуй, не завоюешь ничего, только последнее войско потеряешь. Значит, надо обмануть соседей, взять их хитростью.
Тут как раз до царя дошел слух, что в далеком городе Пефоре, на реке Евфрат, живет колдун Валаам и что будто бы этот Валаам умеет творить чудеса. Царь решил, что без колдовства ему не обойтись. "Позову-ка я к себе этого колдуна Валаама, - подумал он. - Пусть Валаам нашлет на соседей наводнение, чуму или засуху, я захвачу их земли, и они будут платить мне богатую дань".
Позвал царь старейшин и повелел им отправиться в город Пефор, где жил Валаам. Сели послы на верблюдов, ехали день и ночь. Много раз всходило и заходило солнце, а послы все ехали и ехали по бесконечной дикой пустыне.
Наконец добрались до города Пефора и к вечеру разыскали Валаама. Валаам пригласил гостей войти. Гости вошли, поклонились, поднесли Валааму царские подарки: драгоценный сосуд для вина, шкуру леопарда и шелковую ткань, шитую золотом.
И говорят: - Слыхал наш царь Валак, что ты великий чудотворец; кого похвалишь - тот будет счастлив, кого проклянешь - тот справится. Приди помоги нашему царю с богатыми соседями справиться. Произнеси свое волшебное заклятие, напусти на них наводнение, чуму или засуху. И наш царь тебя за это щедро наградит.
Задумался Валаам. Идти не хочется: жаль губить неповинных людей.
- Ложитесь спать, - говорит он послам, - а утром я дам ответ.
Настала ночь, послы царские спят. Валаам думал, думал, как ему быть, и тоже задремал. Во сне ему явился сам Ягве и сказал:
- Не надо тебе ходить к царю, Валаам. Он затеял недоброе дело. Нельзя губить целый народ по прихоти жадного царя.
Встали утром послы, а Валаам и говорит: - Идите себе домой, старейшины. Я с вами не пойду.
Понурые, печальные вернулись послы к царю и сказали, что Валаам не придет. Царь огорчился: "Видно, не понравились Валааму мои подарки". Уже не старейшин, а именитых князей снарядил послами к Валааму. Велел им во что бы то ни стало уговорить его. Сели князья на самых быстроходных верблюдов, двинулись через пустыню, через горы и виноградники, приехали к Валааму в город Пефор.
А Валаам и слушать их не хочет: "Не пойду с вами, и все тут".
Князья помнят царский наказ, уговаривают его: - Посмотри, Валаам, какие мы тебе подарки принесли. Возьми мешки, взвесь. Было ли у тебя когда-нибудь столько серебра и золота? - Нет, - отвечает Валаам, - не нужно мне царского серебра, не нужно мне царского золота. Пусть хоть целую гору насыплет - не пойду.
А послы не отстают, уговаривают: - Не упрямься, Валаам, едем с нами. Когда станет наш царь самым могущественным и самым богатым, ты прославишься на весь мир как великий волшебник.
Задумался Валаам. - Вот что, - говорит, - ложитесь спать, а утром я дам ответ.
Настала ночь, князья спят, а Валаам думает - как быть? И решил не слушать Ягве, а поступить по-своему.
Валаам собирается в путь, свою верную ослицу седлает. Вот и поехали они: князья впереди на верблюдах дорогу показывают, а Валаам сзади на ослице плетется. Едут они, едут, и вдруг - что такое? Валаамова ослица свернула с дороги и пошла по полю. Валаам смотрит: дорога гладкая - ни ручья, ни камня. Почему же свернула ослица?
Стал Валаам дергать поводья, бьет, понукает ослицу, - не идет она, да и только. Наконец ослица сдвинулась с места. И поехал Валаам узкой тропинкой между виноградными кустами. Справа и слева - отвесные скалы. Вдруг ослица шарахнулась в сторону, даже Валааму ногу к скале придавила. И опять стоит - ни с места.
- Ах ты, упрямая скотина! -вскричал Валаам. - Или палки тебе захотелось?
И стал бить ослицу, и ослица пошла. А тропинка стала еще уже. Дошли до такого места, где ни вправо, ни влево нельзя свернуть. Ослица вдруг легла. Валаам рассердился пуще прежнего, стал ногами ее пинать.
И тут случилось чудо: ослица заговорила!
- За что ты бьешь меня, хозяин? - спросила она.
Валаам был так зол, что даже не удивился, почему ослица говорит человеческим голосом.
- Как за что? - закричал он. - Счастье твое, что я ножа не захватил, а то убил бы тебя на месте!
Ослица не испугалась. - Вспомни, хозяин, ведь я всегда была послушна тебе! За что же ты бьешь меня?
Понял Валаам: это неспроста. Видно, что-то необычайное случилось, если его верная ослица не повинуется ему. Всегда она была тихая, покорная, а тут взбунтовалась и заговорила.
Стыдно стало Валааму. Сел он на землю и закрыл лицо руками. А когда открыл - видит: посреди узенькой тропинки, окруженной белым облаком, стоит грозный посланец самого Ягве. Стоит, и его острый меч на солнце сверкает.
- За что бил ослицу? - спрашивает он гневно. - Ведь это я преграждал ей путь. Ослица меня видела, а ты не видел. Твое упрямство ослепило тебя. Хорошо, хоть теперь у тебя глаза открылись.
- Что же мне делать? - спрашивает Валаам.
- Иди, но знай: злого дела тебе не удастся совершить.
Сказал и исчез, словно его и не было. И белое облако унеслось вместе с ним.
А Валаам продолжал свой путь и скоро приблизился к царским владениям. Царь уже давно ждал Валаама, обрадовался, даже отдохнуть ему с дороги не дал. Сразу повел на высокую гору, откуда видны были земли ненавистных ему соседей.
"Говори, что тебе надо для заклятия. Все будет сделано".
Валаам велел развести семь больших жертвенных костров и около каждого заколоть по ягненку. А сам приготовился произнести заклятие, чтобы послать на соседний народ наводнение. Он стоял на высокой горе и смотрел на цветущие долины и синие реки, прекрасные сады и золотые виноградники, на поля, где зрели хлеба, и на склоны холмов, где паслись стада овец. Вдалеке среди холмов виднелся город: веселые крыши сияли на солнце.
Царь стоял рядом с Валаамом и ждал. Ему казалось, что он уже видит, как на его недругов хлынули потоки воды. И вот Валаам открыл рот, чтобы произнести заклятие. Но неожиданно царь услышал совсем другие слова. Валаам произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди под этими веселыми крышами всегда будут счастливы, пусть их овцы спокойно пасутся на холмах.
- Ты что, старый безумец? - закричал царь. - Мы жертвенные костры зажгли, чтобы ты на соседей наводнение наслал, а ты им сулишь одни радости!
И царь кинулся тушить костры, чтобы и следов не осталось. Успокоился царь немного и говорит Валааму:
- Пойдем на другую гору, новые костры разожжем.
Не хотелось Валааму идти, да царь его не оставляет, приказывает. Пришли на другую гору. Царь думает: "Оно и лучше. Отсюда такой красоты не видно, - Валааму будет легче заклятие произнести". Разожгли костры, закололи овец и ягнят, ждут, что Валаам пошлет на царских недругов засуху.
А Валаам открыл рот и произнес:
- Как прекрасна земля, как прекрасна жизнь! Как радостно жить в мире со всеми! Пусть люди мирно трудятся на своей земле, пусть всегда будут полноводны их реки, пусть в их садах зреет золотой виноград!
- Замолчи! Замолчи! - крикнул в ярости царь. - Не можешь заклятие произнести - так и быть, но не смей желать им добра и удачи!
Опять залили костры водой, головешки разметали. На третью гору царь ведет Валаама. С той горы одна пустыня видна. Царь думает: "Валаам забудет цветущие сады, обширные поля и веселые крыши и произнесет наконец заклятие". Опять разжигают костры, опять царь с Валаамом на гору взбираются. Просит царь:
- Попробуй наслать на соседей чуму!
Валаам видел перед глазами скучную желтую пустыню, но не мог забыть поля и виноградники, пестрые крыши среди цветущих садов, счастливую, мирную жизнь соседнего народа. И Валаам снова произнес слова восхваления.
Лютый гнев охватил царя.
- Убирайся прочь! - закричал он. - Не получишь ты ни золота, ни серебра, не станешь ты самым знаменитым волшебником!
- Ну что же, - отвечает Валаам, - я ведь сказал твоим послам, что не надо мне ни золота, ни серебра. А знаменитым волшебником я и без тебя стану.
Сказал так Валаам и пошел своей дорогой. Оседлал свою верную ослицу и вернулся в родной город Пефор. Правда, он стал знаменит еще более: прославилось его имя за то, что он отказался помогать злому царю.
Царя все забыли, а Валаама и Валаамову ослицу люди вспоминают до сих пор.
В алаамова ослица. Что обозначает это выражение. Библия для жизни. Бывает ли в вашей жизни такая ослица?
В алаамова ослица. Перед тем как писать эту статью, я просмотрел в интернете, что пишут по этому поводу. И то, что я прочитал, я понял, что статью нужно писать.
Н аписано очень много ереси и выдумок, по поводу Валаамовой ослицы , а суть такова. (Чис. 22:1-34)
Народ Моавитянский боялись, сынов Израилевых царём Моавитянским был Валак. Царь Валак знал о пророке Божьем Валааме, знал, что кого Валаам, тот благословлён, а кого проклянёт, тот проклят. И захотел царь Валак, что бы Валаам проклял народ Израильский. И послал царь своих старейшин с подарками к Валааму, что бы те известили Валааму царскую волю. Валаам сказал старейшинам, переночуйте здесь ночь и дам вам ответ как скажет мне Господь. И пришел Бог к Валааму, и Валаам поведал о том, зачем в доме его старейшины. Бог запретил проклинать народ Израильский, ибо он благословлён. Валаам передал волю Божью старейшинам, сказал, что Господь не желает, что бы он шел с ними. Старейшины поведали об этом царю, на что тот послал к Валааму уже князей и не согласился Валаам. Царь послал опять князей более знатного рода, и ответил на то Валаам, что не может преступить повеление Господа а в прочем останьтесь на ночь, я узнаю, что ещё скажет мне Господь
Четвёртая книга Моисея « Числа»
20
И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:
если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними;
но только делай то, что Я буду говорить тебе.
21
Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою
и пошел с князьями Моавитскими.
22
И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,
и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.
Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.
И увидела ослица Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и своротила ослица с дороги, и пошла на поле;
а Валаам стал бить ослицу,
чтобы возвратить ее на дорогу.
24
И стал Ангел Господень на узкой дороге,
между виноградниками,
где
с одной стороны стена и с другой стороны стена.
25
Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене
и прижала ногу Валаамову к стене;
и он опять стал бить ее.
26
Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,
где некуда своротить, ни направо, ни налево.
27
Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом.
И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
28
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:
что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29
Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною;
если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30
Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица,
на которой ты ездил сначала до сего дня?
имела ли я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.
31
И открыл Господь глаза Валааму,
и увидел он Ангела Господня
стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и преклонился, и пал на лице свое.
32
И сказал ему Ангел Господень:
за что ты бил ослицу твою вот уже три раза?
Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе],
потому что путь [твой] не прав предо Мною;
33
и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза;
если бы она не своротила от Меня,
то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.
34
И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я,
ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге;
итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.
Э та глава из библии о наших отношениях с Господом о том, как мы бываем, не послушны Богу. Я не знаю, для кого предназначается эта статья, может быть мне самому необходимо об этом ещё раз прочитать. Но я точно знаю, что эта статья является напоминанием для нас. Потому как, печатая эту статью, я очень сильно ощущаю присутствие Духа Святого. Возможно, этого человека уже не удивляет то, что с ним разговаривает ослица человеческим голосом, что бы отвести его от зла. Но нужно задуматься каждому, то ли он делает, угодно ли это Господу, может быть нужно, остановиться, поднять свою голову к небу, и спросить об этом у Бога.Постараться дождаться ответа, услышать. Не дожидаться ангела, и речи ослицы.
Д орогой читатель, если есть желание дополнить, пожалуйста, пишите в комментариях.
В прессе иногда встречается фразеологизм «валаамова ослица». Из контекста не всегда можно догадаться, о чем речь. Это редко употребляемое выражение, но оно дает меткую характеристику говорящему.
«Валаамова ослица», фразеологизм: происхождение
В Священном Писании рассказывается о случае, произошедшем с пророком Валаамом. Когда израильский народ, выйдя из Египта, подошел к обетованной земле, он завоевал земли амореев напротив Иерихона в пустынных равнинах Моава.
Моавитский царь Валак стал опасаться, что с ним и его владениями поступят так же, как и с амореями. Тогда он посылает старейшин Моава и Мадиана к Валааму, чтобы тот проклял израильтян. Его слова: «Кого ты проклянешь - проклят, кого благословишь - благословлен», - дают понимание этой просьбы.
Валаам прекрасно знает, что это неправедное дело, и берет у посланников отсрочку решения, пока не переговорит с истинным Богом. Бог является Валааму и запрещает проклинать свой народ. Пророк отпускает послов ни с чем.
Но Валак вторично отправляет к нему уважаемых людей с той же просьбой и большей платой. Проявив жадность, пророк пошел с намерением проклясть израильтян. За это Бог разгневался на него и послал ангела преградить ему путь.
Валаам не видит ангела и бьет ослицу, чтобы та не сворачивала с пути. Валаамова ослица ложится и отказывается идти вперед. Он снова бьет ее, и тут Бог открывает ей уста, и она говорит: «За что ты меня бьешь?» Бог открывает глаза пророку, и он видит ангела. Тот объясняет, что Бог гневается на него. И если бы ослица пошла вперед под ударами Валаама, ему пришлось бы убить пророка, а ослицу оставить в живых.
«Валаамова ослица»: значение
На этот сюжет ссылаются, когда хотят пояснить Божье руководство в жизни человека. По сути, Бог дал людям свободу выбора: поступать по его воле или нет. Но предупреждает о плохих поступках он всегда.
Первый раз это случилось с Каином. Тот не внял предупреждению и убил Авеля. Если человек делает что-то против воли Бога, Господь будет предупреждать его. «Если нужно, и камни заговорят», - сказал Иисус Христос.
В переносном значении так могут сказать о каком-то необычном событии, ставшем препятствием. Супруги обдумывают развод, но внезапно случается пожар, пропадают все документы. Жить негде.
Это сплачивает супругов, и развод отменяется. В таком случае дом, как валаамова ослица, показал: «Если прохудилась крыша - зачем сжигать все здание?» Другими словами, если прохудились отношения, зачем уничтожать брак?
Второе значение, ироническое
С тех пор, как Библию перевели на языки других народов, это выражение используется для выражения кроткого человека, вдруг подавшего голос. Сравнимый с бессловесным животным, кроткий человек может открыть уста и сказать что-то важное.
Это может произойти по причине крайнего угнетения (например, словесного). Начальник в офисе привык гонять сотрудницу, тихую девушку, за мелкими покупками. То, что он отрывает ее от срочных заданий, в расчет не принимается.
Настает момент, когда она заявляет, что от этих поручений страдает ее работа. В таком случае она выступает как валаамова ослица, говоря очевидные вещи. Ее заявление воспринимается как гром среди ясного неба, ведь она всегда все сносила молча.
Примеры из литературы
Примеры есть и в русской литературе. В романе «Братья Карамазовы» так назван лакей. Здесь это выражение Федор Михайлович употребляет в ироничном смысле: «и говорит, и говорит».
Он рос молчаливым и болезненным, по любому поводу забивался в угол и глядел оттуда молча. Но как-то за обедом принялся вдруг рассуждать о долге, чести христианина, предательстве и искуплении греха последующими поступками.
У М. Горького тоже находим похожее употребление крылатой фразы. В романе «Фома Гордеев» в ситуации, похожей на рассмотренную выше с офисной сотрудницей. В ответ на возмущение дочери, что ее только упрекают во всем, но никак не помогут и не позаботятся о ней, отец замечает: «Вот и валаамова ослица заговорила».
Современное употребление фразеологизма
В статье от 17.04.12, которая так и называется - «Ура! Валаамова ослица заговорила!», автор, С. Вязов, рассуждает о диспутах либералов: «Обычно это чудо». Далее он сравнивает их с кротким животным древнего пророка. Мол, всю жизнь они молчали, а потом не смогли.
Статья от 08.02.07 Вадима Штепы «Что хотела сказать валаамова ослица?» носит почти такое же название. Он пишет о государственной служащей как о небезызвестном животном.
С. Е. Лец высказал афоризм, в котором напоминает, что ослица заговорила человеческим голосом. Он сравнивает ее с некоторыми актерами, и сравнение явно не в их пользу. С легкой иронией он задает риторический вопрос: «Не могли бы они последовать ее примеру?» Видимо, речь ослицы внятней и разумнее, чем у них.
Вот так и произошло, что случай, записанный полторы тысячи лет до нашей эры, породил фразеологизм. Теперь по-разному употребляют выражение «валаамова ослица». Значение из прямого перешло в переносное и обогатило лексикон многих народов.