Методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей хабаровск. Подготовка публичного выступления
Согласитесь, что довольно проблематично правильно воздействовать на аудиторию и призывать их к действию, если голос оратора тихий и монотонный. Необходимо постоянно работать над постановкой речи (самостоятельно или с группой на тренинге). Излишняя торопливость донесения информации до слушателя также ухудшает речь. Обычно она вызвана робостью лектора и слушателям очень сложно извлечь из неё максимум пользы. Однако, и медленная монотонная и даже гнусавая речь вызывает у аудитории скуку и показывает нежелание автора рассказывать. В этом случае слушатели и вовсе теряют интерес к происходящему.
Вне зависимости от площади и особенностей помещения голос оратора должен быть слышен в каждом ее уголке, чтобы ни один из слушателей не остался без полезной информации. Но не стоит кричать, ведь голос лектора должен звучать естественно и уверенно.
Чёткость и последовательность объяснений, а также логичность и убедительность приводимых фактов и доводов
Лектор обязан быть заранее подготовлен к выступлению, определив, что именно и в какой части речи он должен сказать своим слушателям. Для этого он должен изучить вопрос из литературных источников и подобрать необходимые примеры и сопутствующие материалы (документы, фото и пр.). Также оратору стоит быть готовым к тому, что ему придётся отвечать на вопросы аудитории.
Доступность языка выступающего
Оратор должен обладать большим и богатым словарным запасом. Также не стоит использовать лишние слова, вульгарные выражения, жаргонные слова и т.п. Подобное поведение может «сбить» настрой слушателей, вызвав насмешку или раздражение.
Ясность и простота изложения материала
Речь оратора должна строиться так, чтобы она была полностью доступной всей аудитории. К примеру, не нужно употреблять разные узкоспециализированные термины перед неподготовленными к ним слушателями. Будет хорошо, если он сможет рассказать о сложном простыми словами, которые намного ближе к обыденному разговору.
Краткость
Помните, что длинные фразы не только способны сбить дыхание оратора, но и плохо воспринимаются слушателями. Цицерон утверждал, что хороший оратор должен поведать лишь о нужном и промолчать о не нужном. Выражайтесь кратко и по делу.
Образность самих выражений
Поэтичность речи и образность фраз оратора должна быть на высоте, вызывая у аудитории яркие картины и чёткие представления. По-возможности стоит избегать сухих, шаблонных и безликих речевых оборотов. Чем больше ораторской речи экспрессии и образности, тем лучше воспринимает оратора слушатель.
Использование обращений
Аудитория вовлекается в решение поднимаемой оратором темы и начинает размышлять над вопросами, которые подымает выступающий, если оратор использует в своей речи прямые обращения (давайте посмотрим, слушайте и пр.). эти общепринятые обращения приобщают слушателя к лектору.
Готовится оратор, будь это лекция, доклад или развлекательное шоу, существует ряд требований, которые необходимо учесть, чтобы выглядеть перед публикой максимально профессионально.
Первое, над чем стоит работать, это речь, в списке основных требований к публичному выступлению она занимает одну из самых главных ролей. Не стоит забывать, что иногда оратору приходится выходить на сцену в самых разных условиях. Если заниматься подготовкой и отрабатывать различные жанры, а именно информационные, развлекательные и убеждающие, проблем не возникнет ни при каких обстоятельствах.
Перечень основных требований к публичных выступлениям
В список основных требований, предъявляемых к публичному выступлению, относят следующее:
- Начало выступления (решительное и вызывающее заинтересованность).
- Разговорность.
- Драматическая составляющая.
- Краткость и содержательность одновременно.
- Диалогичность.
- Понятная главная мысль для слушателей.
- Эмоциональность (умеренная).
- Поддержка контакта с аудиторией.
- Окончание выступления.
Первая фраза, с которой начинается выступление, закладывает фундамент во все сказанное после неё. Её обязательно нужно хорошо разучить. Если запинаться с первых же слов, аудитория сочтет оратора за непрофессионала, поэтому на доверие, заинтересованность и понимание можно не рассчитывать в таком случае. Здесь важно поработать над понятностью для собравшихся людей, интонацией, и четкостью произношения.
Технология и требования к публичному выступлению предполагают такую составляющую, как драматургия, другими словами – это самая эмоционально напряженная часть подготовленной речи. Чтобы создать подобную ситуацию, оратор должен столкнуть между собой 2 разных мнения по поводу одной и той же темы. Для этого также используются рассказы о разных значимых происшествиях или трагических событиях.
Умеренная эмоциональность – это один из самых значительных пунктов в требованиях к публичному выступлению. Если не учитывать этот момент, зрители не будут доверять оратору. Он должен проявлять взволнованность и обеспокоенность к той теме, о которой рассказывает. Этот элемент также делает выступление не таким монотонным. Если всё сделать правильно, зрители точно не заскучают.
Но здесь очень важно не переборщить, эмоции должны быть умеренными и находиться под контролем выступающего, а не наоборот. Согласно исследованиям, чрезмерно эмоциональный оратор вызывает чувство неловкости у собравшихся людей. Гораздо правильнее спровоцировать у зрителя повышенный интерес и обеспокоенность, это будет свидетельствовать о хорошо проделанной работе.
Выступление не должно быть односторонним, чтобы слушатель не потерял себя в нем, оратор не должен сбавлять градус заинтересованности, постоянно контактируя с публикой. Сюда можно отнести вопросы к публике, ответы на вопросы самих пришедших и реакцию на общее поведение аудитории и каждого в отдельности. Часто вопросы помогают перевести беседу в правильное и удобное для оратора русло.
Общие требования к публичному выступлению включают в себя такой фактор, как понятность излагаемой темы для аудитории. Здесь желательно избегать сложных формулировок, изредка напоминать собравшимся главную мысль и подводить итоги после сказанного.
Обязательным требованием к публичному выступлению является краткость. Если оратор не растягивает речь бессмысленно, а постоянно оказывает на основополагающие факторы, это будет считаться более профессиональной и легкой для восприятия аудитории информацией. Такие навыки очень пригодятся, если время на выступление может быть ограничено.
Чтобы установить контакт с аудиторией, оратору необходимо постоянно контролировать поведение людей, направлять их мысли в правильную сторону и, в то же время, почаще общаться с ними и корректировать свою речь, если это необходимо в результате той или иной реакции. Также не стоит забывать о поддержании диалога, проявлениях дружелюбности и приветливости.
Что касается стиля выступления, лучше всего использовать разговорный, люди не должны испытывать напряжение, всё должно выглядеть, как непринужденная беседа. Согласно исследованиям, таким образом у оратора будет значительно больше шансов заручиться доверием к своей речи, а значит, и к себя самому.
Какие бы требования не предъявлялись к монологическому публичному выступлению, оно никак не может обойтись без обоснованного, логического и заранее подготовленного вывода. Заключительную речь необходимо отрепетировать не менее тщательно, чем вступительную. Здесь нельзя запинаться или проявлять . Аудитория должна понимать, что этим оратор хочет подвести итог. Также не стоит забывать об эмоциях, чтобы вызвать большее доверие, лучше дать им волю, но не слишком.
Перед , необходимо помнить не только о понятном языке для аудитории и выполнении всех требований. Здесь также стоит учесть жанр будущей речи. Если она юмористическая, больше ценится краткость, если убеждающая – стоит поработать над понятностью для каждого слушателя. Что касается информационных выступлений, эмоции не так важны, как в протокольно-этикетных.
- желательно говорить только о том, что хорошо известно самому. Если в полной мере не разбираться в теме или не быть заинтересованным в ней, можно не только не заслужить доверия аудитории, но и получить нелёгкие вопросы в процессе доклада;
- выступающий никогда не должен ставить себя выше остальных, особенно тех, кто пришел на выступление. Те ораторы, которые думают, что они умнее остальных, обречены на неудачу;
- приветствуется употребление поговорок и крылатых выражений, они делают речь более выразительной и сближают оратора с публикой;
- ни при каких обстоятельствах нельзя повышать тон. Если возникла конфликтная ситуация, собеседника лучше убеждать неопровержимыми фактами, а не эмоциями;
- на публику нужно воздействовать не только через разумные высказывания, но и с помощью вызова сердечных переживаний;
- очень важно следить за четкостью и правильностью произношения. Если есть вероятность, что слово будет сказано с неправильным ударением или ошибками, лучше заменить его на синоним;
- во всех своих высказываниях рекомендуется придерживаться простоты, иначе мысль может быть неправильно понята или не понята вовсе;
- не стоит стремиться рассказать сразу обо всем на свете. Необходимо строго соблюдать лаконичность, что позволит быть максимально убедительным и логичным;
- перед выступлением нужно четко продумать его структуру. Каждая тема станет максимально понятной для любого слушателя, если она имеет правильную последовательность. К основной мысли аудиторию стоит подводить постепенно, делая акценты на тех вещах, которые могут быть непонятными или услышаны впервые.
Как правильно подготовиться к докладу с презентацией
Если публичное выступление предполагает подготовку презентации, здесь необходимо учитывать несколько особых правил. Всегда стоит помнить, что слайды готовятся уже после проделанной и законченной работы над текстом, так как они являются сопровождающей частью доклада. К остальным советам можно отнести следующее:
- Количество слайдов всегда зависит от объёма информации.
- Все материалы должны иметь четкую цель и дополнять текст.
- Желательно дополнять информацию рисунками и графиками.
- Если на слайде есть текст, он должен быть максимально понятным и легким для восприятия.
- Чтобы показанное хорошо запоминалось зрителям, желательно не переходить к другому изображению, пока не пройдет 4-5 минут.
- Текст на картинках лучше выделить жирным, а основные мысли – разграничить абзацами.
Заключение
Заключается далеко не только в харизме выступающего. Большинство успешных людей, чтобы добиться доверия аудитории и дойти до профессионального уровня, работали над собой годами.
Только соблюдение всех требований и работа над собой принесут успех начинающему оратору.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:1. Решительное начало выступления.
2. Драматизм.
3. Сдержанная эмоциональность.
4. Краткость.
5. Диалогичность.
6. Разговорность.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
8. Понятность главной мысли.
9. Решительный конец.
1. Решительное начало выступления Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.
2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
4. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.
5. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.
6. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д
42Функции концовки публичного выступления, варианты концовок
Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»
Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.
Варианты концовок
Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.
Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость
Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».
Обобщающий вывод.
Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Обращение к слушателям.
Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.
Подытоживающее повторение.
Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.
Иллюстрация.
Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.
Кульминация
Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.
Комплимент аудитории
Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».
Юмористическая концовка.
Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.
Благодарность за внимание
Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет
Комплимент аудитории.
Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».
Как не надо заканчивать выступление
Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
46 Понятие эффективной коммуникации.
Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.
Существует довольно много типов публичных выступлений. С точки зрения цели выделяют четыре:
- 1) информационное; цель - сообщить некую информацию; жанры информационного выступления - научный доклад, сообщение, лекция, рассказ о каком-либо событии или явлении, инструктаж, объявление;
- 2) протокольно-этикетное; цель - соблюсти некий общепринятый ритуал; жанры - приветственная речь, официальное поздравление; вступительное слово перед каким- либо мероприятием; похвальное слово в адрес человека или организации; речь на траурном митинге, тост;
- 3) развлекательное; цель - развлечь собравшихся; жанры - рассказы об интересных происшествиях, случаях, наблюдениях, анекдоты;
- 4) убеждающее; цель - убедить в правоте того или иного утверждения, справедливости того или иного тезиса; жанры - научные дискуссии, политические дебаты, агитационные выступления, речи рекламного характера.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, и в результате выступление может приобретать комплексный характер. Можно говорить об информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах выступлений.
Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными (например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета), а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:
- 1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).
- 2. Драматизм (некое напряжение в тексте).
- 3. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).
- 4. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).
- 5. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории).
- 6. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений).
- 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией (необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией).
- 8. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).
- 9. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).
Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:
1) экспромт - выступление без подготовки;
выступление публичный композиция ораторский
- 2) опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;
- 3) опора на текст - дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;
- 4) воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.
Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.
Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме (информацию в Интернете). Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Д. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.
Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.
Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.
Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.
Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.
Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»). Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»). Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.
Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине.
В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.
Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:
- - записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);
- - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);
- - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.
У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.
Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.
М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.
Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.
Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние .
Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.
В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше . Используемые в выступлении цифры лучше округлять.
В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям . Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения .
Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.
Тема 2. Основные требования к публичному выступлению
Эффективность устной речи
Устное выступление - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудный для него.
Устная речь - способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств - мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.
В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.
В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают его или нет, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место;
Можно вести диалог с оратором, и оратор может вести диалог со слушателями.
Устное выступление всегда оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.
Устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, размножения текста и т. д.
Общие требованиям к публичному выступлению
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:
1. Решительное начало выступления.
2. Драматизм.
3. Сдержанная эмоциональность.
4. Краткость.
5. Диалогичность.
6. Разговорность.
8. Понятность главной мысли.
9. Решительный конец.
1. Решительное начало выступления
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.
2. Драматизм
Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность
Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
4. Краткость
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.
5. Диалогичность
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.
6. Разговорность
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.
Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли
Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.
В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.