Причины появления городов миллионеров. Развитие городов и территорий
Города-миллионники (или миллионеры) - это города, население которых превышает один миллион жителей. Сколько таких городов находится в пределах нашей страны? И что это за города? Об этом расскажет наша статья.
Города-миллионники мира и их география
Население нашей планеты стремительно возрастает. И если еще пару столетий назад города насчитывали всего несколько тысяч жителей, то сегодня население многих из них идет уже на сотни тысяч. А некоторые мегаполисы уже получили статус "миллионеров". Это значит, что в них проживает не менее одного миллиона человек. Невообразимо огромная цифра!
Если верить историческим документам, то первым городом на планете, который достиг отметки в один миллион жителей, стал древний Рим. Случилось это приблизительно в самом начале нашей эры. Однако уже в V веке город потерял этот статус. В первом тысячелетии городами-миллионерами также стали Багдад и китайский город Сиань. Если верить другим источникам, то вполне возможно, что к концу первого тысячелетия миллионниками были еще несколько китайских городов.
Население нашей планеты начало стремительно расти в ХХ столетии. И если в середине XIX века все города-миллионники мира можно было пересчитать на пальцах одной руки, то в 1980 году их насчитывалось уже более двухсот! В каких же странах таких городов больше всего? И сколько в России городов-миллионников на сегодняшний день?
Сегодня таких городов на планете, по разным оценкам, от 300 до 500. Стоит отметить, что города-миллионники размещены на карте мира крайне неравномерно. Так, абсолютными лидерами по их количеству являются: Китай (от 53 до 61 по разным оценкам) и Индия (54 города). И это совсем неудивительно, ведь в этих странах проживает примерно по одному миллиарду (!) человек. Далее в рейтинге идут: Бразилия, Россия, Индонезия, Япония и Нигерия.
Так сколько в России городов-миллионников? Об этом - далее в нашей статье.
Список городов-миллионников России
По состоянию на начало 2015 года, в России насчитывается 15 таких городов. Вот список всех этих населенных пунктов, расположенных в порядке убывания населения (количество жителей указано по состоянию на начало 2014 года):
- Москва (свыше 12 миллионов человек).
- Екатеринбург (1,41 млн).
- Нижний Новгород (1,26 млн).
- Казань (1,19 млн).
- Самара (1,17 млн).
- Челябинск (1,16 млн).
- Омск (1,16 млн).
- Ростов-на-Дону (1,11 млн).
- Уфа (1,10 млн).
- Красноярск (1,04 млн).
- Пермь (1,03 млн).
- Волгоград (1,03 млн).
- Воронеж (1,01 млн).
Еще два города России - Саратов и Краснодар - немного не дотягивают до отметки в один миллион жителей.
Интересно отметить, что на территории России города-миллионники также расположены весьма неравномерно. Основная их часть находится в пределах европейской части страны. Если брать во внимание экономическое районирование России, то максимальное количество городов-миллионеров находится в Уральском экономическом регионе.
Во всех вышеперечисленных городах проживает около 20 % всего населения Российской Федерации.
Значение городов-миллионников
Города-миллионники служат опорными пунктами, на основе которых формируется социально-экономический каркас любой территории или государства. Они являются мощными локомотивами экономического развития страны.
Города-миллионеры, как правило, выступают важными промышленными, культурными и научными центрами, которые стягивают к себе самые лучшие человеческие ресурсы. Любопытно, что в советские времена город-миллионник имел ряд привилегий перед другими населенными пунктами. В частности, он получал право на строительство у себя метрополитена.
Москва - город-мультимиллионер России
Крупнейший мегаполис планеты достиг рубежа в один миллион человек еще в конце позапрошлого столетия (в 1897 году, если быть точнее). Однако до 20-х годов ХХ века Москва всё еще уступала по количеству населения Петербургу. Исправить эту ситуацию помог лишь обратный перенос российской столицы в Москву.
Во второй половине прошлого столетия темпы роста населения Москвы составляли примерно один миллион человек за десяток лет. Интересная картина наблюдалась в постсоветское время (и продолжает наблюдаться сейчас), когда население Москвы стабильно росло, несмотря на общие негативные показатели прироста населения по стране. На сегодняшний день в черте города проживает уже свыше 12 миллионов человек, а сама Москва продолжает разрастаться вширь.
Санкт-Петербург - второй по населению город России
Санкт-Петербург преодолел отметку в один миллион жителей немного раньше, нежели это сделала Москва - в 1890 году. После этого для динамики численности населения города были характерны очень сильные скачки, что объясняется, прежде всего, Первой мировой войной, Гражданской и Великой Отечественной войной.
В 1988 году зафиксирован исторический максимум численности населения Санкт-Петербурга (свыше 5 миллионов человек), после чего население города начало сокращаться. И лишь в 2012 году город снова преодолел отметку в пять миллионов жителей.
В заключение...
Теперь вы знаете, сколько городов-миллионников есть в нашей стране. Всего их 15. На планете же насчитывается несколько сотен городов-миллионеров, причем размещены они крайне неравномерно. Так, большая их часть находится в двух странах мира - в Индии и Китае.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГАОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Царик Маргарита Игоревна _______
подпись
Проблемы многомиллионных городов: причины возникновения проблемы, динамика развития, прогнозы развития доклад
по дисциплине «Современные проблемы природопользования»
Преподаватель:
Зализняк Елена Алексеевна
Волгоград – 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: данная проблема является очень актуальной в настоящее время. Почти 2/3 населения мира проживает в городах. Рост городов и приток в них людей с периферии происходит очень стремительными темпами. Отсюда и возрастают экологические проблемы, которые необходимо решать, для дальнейшего благоприятного сосуществования человека и природы.
Цель работы: проанализировать состояние городов-миллионеров
Задачи работы:
1. Рассмотреть факторы формирования проблемы
2. Проанализировать динамику развития
3. Рассмотреть прогнозы развития
5. Найти пути решения проблемы
Объект исследования: экологические проблемы крупных городов
Предмет исследования: города-миллионеры
1. Факторы формирования проблемы
Экологические проблемы городов- миллионеров связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия, и дальнейших последствиях антропогенного влияния.
Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 – 1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза.
Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон- Бостон и Лос-Анжелес Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва, Донбасс и Кузбасс в СНГ.
Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит
таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока
энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2.
Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.
При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6 цельсия. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу.
Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.
Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину.
Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.
Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения.
Привлечь внимание к городам миллионерам;
Выявить факторы, способствующие появлению городов миллионеров;
Проанализировать особенности развития городов-миллионеров;
Определить функции, которые определяют "лицо"города или"профессию" города миллионера;
Выявить проблемы городов-миллионеров
Гипотеза
Возникновение городов связано с рядом факторов, которые изменяются с течением времени. Ранее города-миллионеры располагались в наиболее выгодных в стратегическом и географическом отношении местах. В настоящее время благополучие городов-миллионеров и их обитателей определяется уровнем развития сферы услуг и наличием или отсутствием поблизости конкурирующих центров развития и притяжения.Чем отличаются города -миллионеры по всему миру? Где возникнут и какими станут города-миллионеры в будущем?
Оборудование и материалы
учебники географии, справочник страны мира, карты атласа, статистические данные, политическая карта мира, карта плотность населения мира, карта города миллионеры.
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
В результате активного участия в проекте «Города-миллионеры» через ГлобалЛаб происходит знакомство с городами, накапливается некоторый запас фактов и исследовательских идей, расширяется кругозор. Сбор результатов(данных) осуществляется участниками из разных городов миллионеров, таким образом происходит вовлечение в проект единомышленников из международного сетевого сообщества
Протокол проведения исследования
1. Среди город миллионеров выберите город-миллионер, который вас интересует. Разместите данный город на карте.
2.Найдите информацию о времени возникновения. площади. численности населения выбранного города-миллионера.
3.Изучите факторы, способствующие образованию города-миллионера.
5. Рассмотрите функциональные особенности города-миллионера и выберите те, которые характерны для вашего города
6. Выявите особенности городской застройки города-миллионера(многоэтажность домов)
7. Определите ресурсную базу города-миллионера.
8. Выявите отрасли специализации города миллионера
9.Определите проблемы городов-миллионеров вы считаете наиболее важными
10.Символика городов(герб и флаг). Объекты культурного наследия
1Исследование территориальных особенностей развития городской территории в современный период представляюет научно-практическое значение в связи с необходимостью определения территориальной стратегии устойчивого развития города с учетом мнения жителей. При разработке территориальной стратегии развития города необходимо применение экономико-географического научно-конструктивного подхода. Социологический опрос населения города является важной составляющей комплексного экономико-географического исследования города-миллионера, который позволяет установить степень включенности респондентов, активность населения в решении городских проблем, основные предпочтения в вопросе дальнейших перспектив развития города. В настоящее время происходит осознание того, как идеи развития городов могут сделать комфортнее и счастливее жизнь каждого жителя. Чтобы г. Уфа стала наиболее привлекательной для жизни, инвесторов, необходимо решать вопросы градостроительного развития городской среды с учетом мнения самих жителей города.
территориально-структурная трансформация
развитие
изменение
эволюция
джентрификация
субурбанизация
дезиндустриализация
сегрегация
1. География населения и социальная география. Сборник «Вопросы географии». – М.: Издательский дом «Кодекс», 2013. – № 135. – 552 с.
2. Кирсанова Н.В. Эволюция территориальной структуры г. Ростова-на-Дону: факторы и тенденции постсоветского этапа [Текст]: автореф. дисс. Канд. географ. наук (25.00.24) экономическая, социальная, политическая и рекреационная география.– Санкт-Петербург, 2010. – 15 с.
3. Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа. – М.: Новый хронограф, 2012. – 504 с.
4. Новый взгляд на экономическую географию. Доклад о мировом развитии. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. – 385 с.
5. Перцик Е.Н. Географическая мысль: история, проблемы, поиск решений. – М.: Мастер, 2013. – 428 с.
6. Сафиуллин Р.Г., Гатауллин Р.Ф., Комаров А.Г. Социально-экономическая эффективность миграционных процессов в регионе // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 1 (49). – С. 193–196.
7. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Территориально-структурная оценка геодемографической ситуации Арктических территорий России. – Екатеринбург: УО РАН, 2015. – С. 349–35.
8. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Ибрагимова З.Ф. Территориально-структурная трансформация города-миллионера: теоретические подходы и методы // Региональные исследования. – 2015. – № 1 (47). – С. 18–23.
9. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Фаронова Ю.В. Геодемографическое развитие городов РБ: региональная диагностика // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 5–1. – С. 158–168.
10. Синенко С.Г. Неторопливые прогулки по Уфе. Городской путеводитель. – Уфа: Китап, 2010. – 376 с.
11. Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития. – Ростов н/Д: Изд-во ЭФУ, 2010. – 476 с.
12. Теория социально-экономической географии: спектр современных взглядов. -Ростов н/Д: Изд-во ЭФУ, 2010. – 166 с.
13. Уфа: взгляд в будущее. Отчет о результатах рабочей сессии по разработке Стратегии развития города. – Уфа: Главархитектура, 2014. – 226 с.
14. Фаронова Ю.В. Городское планирование: экономико-географический подход (на примере Республики Башкортостан). География и регион: материалы междунар.науч.-практ. конф. (23–25 сентября 2015 г.): в 6 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2015. – Т.III: Социально-экономическая география. – С. 230–236.
15. Tауlоr P. Gеоgrаphу оf Glоbаl Civil Sосiеtу: Nоn-gоvеrnmеntаl Orgаnizаtiоns in thе Wоrld Citу Nеtwоrk // GаWC Rеsеаrсh Bullеtin. 2003. – № 119.
Городские агломерации в России в процессе стихийного и точечного территориального развития. В основе этого процесса экономическая выгода, так называемый агломерационный эффект - сокращение затрат вследствие объединения различных видов деятельности в одном месте. Однако эффект от этой выгоды имеет свой предел: растущие транспортные расходы на перевозку сырья, товаров и пассажиров должны оставаться выгодными при всех издержках и не вести к снижению качества среды. Эффективное территориальное развитие городских агломераций предполагает долгосрочное стратегическое планирование социальной, транспортной, экологической, инженерной инфраструктур с оптимизацией землепользования, определением новых территорий для развития (размещения мест проживания, приложения труда и бизнеса). Фактически это означает создание в долгосрочной перспективе агломерационного сообщества как формы межмуниципальной кооперации с рационально организованной территорией в территориальной системе «город - пригород» и обеспечение эффективного совместного использования земель .
Вопросам территориального развития Республики Башкортостан и г. Уфы посвящено много научных трудов, исследований . Последние двадцать лет Уфимская агломерация неконтролируемо территориально разрастается, необратимо поглощая окружающие сельские населенные пункты. Это сказывается на ухудшении экологической обстановки в городе, ведет к удлинению пути маятниковой миграции, увеличению издержек на строительство новых сетей и инфраструктуры, а также затрат на содержание существующей инфраструктуры, усилению неравномерности в распределении налоговой базы по территории агломерации. В результате формируется значительное увеличение разрыва в доходах между муниципалитетами, расположенными на периферии и в центре - г. Уфе. Решение этих проблем возможно за счет создания новых центров притяжения на периферии Уфимской агломерации, перемещение потока инвестиций на новые территории, трансформация нерационально используемых промышленных зон в черте города, фонда ветхого жилья, обустройство акватории р. Белая в черте города.
Города с позиции «новой экономической географии» рассматриваются как центры агломерирования, города как центры создания рабочих мест, города как драйверы экономического развития территории . Города-миллионеры представляют собой масштабные территориально организованные системы, усложняющиеся и трансформирующиеся под воздействием внешних и внутренних процессов. В новых социально-экономических условиях территория города-миллионера реструктурируется, становится одним из важнейших инструментов его развития и повышения конкурентоспособности, привлечения человеческих и финансовых ресурсов, инвестиций и т.д. Происходит изменение конфигурации прежних элементов территориальной структуры города, проявляющееся в изменении их локализации, размерах и перепрофилировании, появление новых элементов. На фоне стремительного расширения городского пространства наблюдается одновременное «уплотнение» его центральных районов.
На современном этапе развития территориальная структура города-миллионера г. Уфы характеризуется существенными трансформациями. Так, в частности, в территориальной структуре г. Уфы происходит сокращение промышленных зон в центральной части города за счет перепрофилирования их в объекты культурного, делового и общественного назначения (ТРК «Мир» - бывшая швейная фабрика), а также переноса на периферию города или за его пределы.
Селитебные зоны центра и участков, расположенных вдоль основных автомагистралей, первые этажи центральных улиц, вытесняются объектами деловой активности (Пр. Октября, улицы Ленина, Энгельса, Цурюпы, Коммунистическая, Кирова, Чернышевского, Достоевского, Фрунзе).
Появление крупноформатных торгово-развлекательных комплексов, концентрирующих вокруг себя прочие объекты третичной сферы, способствует формированию новых локальных центров как городского, так и регионального значения. В г. Уфе насчитывается 6 торгово-развлекательных центров (ТРК) (арендно-пригородная площадь более 25 тыс. кв. м), это 13 место по количеству ТРК среди городов-миллионеров России. Интенсивность появления торгово-развлекательных центров отмечается в период с 2000 по 2006 гг.
Гипермаркеты в г. Уфе стали строиться с 2009 г.. Их концентрация (площадь не менее 2,5 тыс. кв. м. и наличие большой автостоянки) в основном вдоль трассы «Уфа-Аэропорт» и в центральной части города.
Гостиничные комплексы (трех и четырех звездные) расположены в основном в общественно-деловой части города. К проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2015 г. в г. Уфе было построено восемь гостиниц.
Ключевыми процессами современной внутригородской динамики г. Уфы являются процессы субурбанизации, джентрификации, дезиндустриализации, сегрегации.
Процесс субурбанизации проявляется в росте пригородных зон и повышении экономической активности на периферии городской территории. Особенностью субурбанизации г. Уфы является развитие традиционной внешней субурбанизации, выражающейся в размещении примыкающих к центральной части города, территорий, занятых усадебной застройкой и коллективными садоводствами. На сегодняшний день, пригородная зона города в радиусе 40-60 км представляет собой территорию стихийных свалок, сброса нечистот в водоемы (реки, озера, пруды), что связано, во-первых, с быстрым развитием коллективного садоводства до 1998 г., во-вторых, с хаотичным коттеджным строительством в пригородной зоне с 2003 г. и продолжающегося до сих пор.
Процесс джентрификации отличается преимущественно точечным характером распространения и выражается в строительстве или реконструкции отдельных зданий в центральных городских кварталах.
Особое развитие получают процессы дезиндустриализации способствующие функциональной переориентации города и перестройке его территориальной структуры. Процесс деиндустриализации выражается в ликвидации, переносе на периферию или перепрофилировании производственных предприятий, локализующихся преимущественно в центре города (швейная фабрика «Мир», завод УЗЭМИКС, завод БЭТО, Уфимская кондитерская фабрика). Происходит вытеснение промышленных предприятий предприятиями сферы услуг и общее их доминирование в территориальной структуре. Как пример можно отметить реализацию проекта планировки Лихачевского промузла, где наряду с реконструированными и успешно работающими в новых условиях производствами (заводы НУМИК, «Амстар», УМКК) отмечается появление новых несвойственных прежде функций - крупные торговые комплексы («Радуга», ТЦ «Парус», комплекс «Арена» и др.). Торговая функция развивается на площадке бывшего сортопрокатного завода. Постепенное изменение функциональной специфики города проявляется в территориальной реорганизации пространства (вытеснение агентами деловой активности индустриальных и селитебных и торговых зон из центральных районов города на периферию и т.д.).
Процессы сегрегации в городе имеют некоторые специфические особенности и темпы развития, выражающиеся, прежде всего, в разделении городского пространства на «престижные» и «наименее престижные» районы.
По результатам проведенного нами в 2009-2010 гг. социологического опроса (количество анкетируемых составило 700 человек) половина респондентов - жителей г. Уфы вполне удовлетворены районами, в которых проживают, считая их комфортными и удобными: сумма ответов «однозначно да» и «скорее, да» на вопрос «Как Вы считаете, является ли Ваш район г. Уфы комфортным, удобным для проживания?» составила 50 % (рис. 1). Еще около трети опрошенных горожан занимают нейтральную позицию, отмечая как положительные стороны своего района, так и нерешенные проблемы (28 %). Таким образом, общая удовлетворенность находится на уровне 78 %, тогда как недовольство своим районом высказывают только 21 % респондентов г. Уфы.
Рис. 1. Оценка жителями г. Уфы комфортности и удобства жизни в районе
Рис. 2. Территориальные предпочтения населения г. Уфы по смене места жительства
Рис. 3. Территориальные предпочтения населения г. Уфы к переезду с постоянного места жительства
В соответствии с данными опроса, чаще негативные ответы давались пожилыми респондентами, а также людьми с достатком выше среднего, предъявляющими высокие требования к условиям жизни. Молодежь 16-24 лет воспринимает свой район наиболее позитивно (71 % ответов «однозначно да» и «скорее, да»), тогда как в возрастной группе 25-34 лет высока доля отрицательных оценок.
Наибольшее недовольство территорией проживания выражают горожане из самых промышленных районов города - Калининского и Орджоникидзевского.
К комфортным районам проживания, по мнению опрошенных, можно отнести Кировский (Зеленая Роща, Южный), Советский и Октябрьский - в них положительные оценки дали 67 %, 60 % и 57 % респондентов соответственно.
Одним из индикаторов, указывающих на положение дел в городском районе, является число жителей, желающих переехать в другую часть города. Высокий процент отрицательно ответивших на вопрос «Скажите, пожалуйста, Вы хотели бы переехать в другой район г. Уфы?» (в соответствии с данными массового опроса населения сумма ответов «определенно нет» и «скорее нет» составила 74 %) является хорошим показателем.
Вполне предсказуемым является тот факт, что мобильность уменьшается с возрастом (31 % в возрастной группе 16-24 года против 12 % в возрастной группе 55+). Также менее предрасположены к переезду люди с низким уровнем образования.
Лидером по числу опрошенных людей, желающих сменить место проживания, является Орджоникидзевский район (35 %), демонстрирующий низкие показатели комфортности и удобства. Подобные настроения также характерны для жителей Калининского (24 %) и Демского (22 %) районов, где отдаленность района является негативным фактором. Наиболее патриотичны жители Советского (95 % не желающих переезжать), Ленинского и Октябрьского (89 % и 84 % соответственно) районов.
Рейтинг привлекательности городских районов для жизни выглядит следующим образом. Большая часть респондентов, желающих переехать, хотели бы поселиться в Советском (40 %), Октябрьском (33 %) и Кировском (15 %) районах города.
Значительная часть населения Ленинского и Кировского районов хотели бы переехать в Октябрьский район - недалеко от нынешнего места жительства, но ближе к центру, в более развитую и благоустроенную часть г. Уфы. Также Октябрьский район стоит на первом месте в рейтинге жителей Калининского, Орджоникидзевского районов, желающих поселиться в более экологически чистом месте, вдали от заводов, но при этом не отдаляться от центра города.
По тем или иным причинам из г. Уфы готов был бы уехать каждый пятый опрошенный (25 %). Предпочтительным местом для проживания желающие переехать называли другой город России (8 %) или другую страну (6 %), 67 % участников массового опроса даже при наличии возможностей для переезда не воспользовались бы ими, еще 6 % переехали бы только в другой административный район г. Уфы.
Наиболее мобильными оказались молодежь и люди среднего возраста, а также опрошенные с высшим образованием. Это является негативным фактором для дальнейшего устойчивого развития г. Уфы, поскольку данные категории респондентов представляют собой будущую основу экономически активного населения города.
Среди тех, кто предпочел бы остаться, преобладают опрошенные старше 45 лет, что является тревожным сигналом, поскольку отток из города молодежи, даже при условии большой численности патриотично настроенных горожан, влечет за собой ряд социально-экономических и демографических проблем: старение населения, снижение удельного веса трудоспособного населения, падение рождаемости, рост заболеваемости и смертности населения, замедление роста среднедушевого дохода, все большая социализация бюджета города, рост численности трудовых мигрантов, нарастание этно-культурных и религиозных противоречий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Большинство опрошенных жителей г. Уфы (74 % участников опроса) удовлетворено районами, в которых проживают. К наиболее благополучным по уровню комфорта и удобства жизни по результатам опроса относятся Советский, Октябрьский и Кировский районы, в том числе историческая часть города, центр, районы комплексной застройки (Центр, Зеленая Роща, Проспект). Районы, обладающие средней престижностью, - Ленинский, Демский, в том числе Затон. Наименее престижные - Орджоникидзевский и Калининский районы, в том числе Инорс, Шакша.
Рассмотренные вопросы представляют научно-практическое значение в связи с необходимостью определения территориальной стратегии устойчивого развития г. Уфы. Определение стратегических приоритетов социо-этно-эколого-экономического развития г. Уфы принадлежит региональной элите республики с опорой на результаты исследований научного сообщества геоурбанистов. Окончательное решение следует принимать с учетом мнений жителей по результатам публичных слушаний, в которых с использованием современных коммуникационных возможностей может участвовать каждый желающий житель города. Однако при разработке стратегии территориального развития г. Уфы не следует забывать за частными интересами жителей и представителей крупного, малого бизнеса о пространственном научном подходе к развитию городских поселений и агломераций . Город - это в первую очередь люди, которые его населяют, и в этой связи внутренний настрой жителей и их отношение к родным местам особенно важны для формирования позитивного имиджа г. Уфы на российском и мировом уровне. Определение внутреннего настроя респондентов позволяет выявить восприятие горожанами ситуации в своем районе, в целом в городе, оценить, насколько жители привязаны к родным местам и связывают ли они свое будущее с г. Уфой.
Библиографическая ссылка
Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Ибрагимова З.Ф. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОРОДА-МИЛЛИОНЕРА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. УФЫ) // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 3. – С. 117-121;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36422 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Город- миллионник - это особый статус. В советское время города- миллионники имели приоритет в финансировании. С численностью населения были связаны и такие блага, как метрополитен.
В современной России данный статус дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, в том числе и общенациональных, и получения увеличенных траншей из федерального бюджета.
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города- миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес- стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы. 1
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается число городов- миллионников, а вместе с тем и ряд проблем.
Целью данной работы является изучить появление и рост городов- миллионеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Возникновение городов
Города- миллионеры России
Рост городов- миллионеров
Объект- особенности развития городов- миллионеров в России.
Возникновение городов
Крупнейшие города древности и современности
До нашей эры крупнейшие городские культуры древности, где проживала большая часть населения Земли, в том числе и городского, находились в Азии.
Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом - появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте - как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах.
В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел.
К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века.
По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще.
Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.
Лишь в ХХ в. урбанизация стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение 20 века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных.
Городское население росло главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.
Если в начале 20 в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов-миллионеров, то к 1950 г. доля урбанизированного населения возросла более чем в 2 раза, а число городов-миллионеров - почти в5. Ожидается, что к 2000г. половина жителей Земли будет горожанами, а число городов-миллионеров составит 440.
Наблюдавшаяся в течение 20 века концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах, каждый из которых окружен "сердцевидным" регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией.
Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, становятся опорным каркасом расселения. 2
Города-миллионеры в России
Город – модель человеческого общества, его породившего. У него удивительная способность отражать особенности региона, в котором он находиться; этноса, живущего в этой части Земли; отраслей, представленных в его производственной структуре. Особое значение городов и в том, что они создают условия для движения человечества вперед. Они обладают арсеналами информации, соединяют разные сферы деятельности, на пересечении которых возникают точки роста в культуре, науке, технике и политике. Им присуща особая атмосфера общения, многоконтактная среда.В современной России, огромнейшую роль в экономике и жизни страны играют города с населением более миллиона человек, на долю которых приходится почти четверть населения страны. Эти города отличаются сложной отраслевой и управленческой структурой, высокой занятостью населения и наибольшей социальной дифференциацией.
Функции городов: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и др. Города, выполняющие несколько функций (многофункциональные), часто являются столицами административных образований – Москва, Санкт-Петербург, Красноярск.
В целом развитие городского расселения в стране можно считать недостаточным для такого огромного по масштабам государства, как Россия. Достаточно густая сеть городских поселений сформировалась лишь примерно на 1/3 территории страны - в Главной полосе расселения. Развитию городского расселения на остальной площади страны препятствуют суровые природные условия и недостаточный демографический потенциал. В последнее десятилетие эта проблема обострилась, так как сотни небольших городских поселений исчезли, а образование новых городских населенных пунктов практически прекратилось. 3 .
Крупные города России, будучи важными промышленными, научными и культурными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п. Примерно 35 городов России имеют совершенно недопустимые показатели загрязнения воздушной среды. Острая экологическая ситуация сложилась в Новокузнецке, нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Никеле и др. В этой связи необходимы срочные меры для ограничения роста крупных и развития малых и средних городов России. 4
Города-миллионники (или города-миллионеры) это города с населением свыше миллиона человек. В России по состоянию на конец 2012 года 15 городов-миллионеров:
-
Москва (население 11,5 миллионов)
Санкт-Петербург (население 4,8 миллионов)
Новосибирск (население 1,47 миллиона)
Екатеринбург (население 1,35 миллиона)
Нижний Новгород (население 1,25 миллиона)
Самара (население 1,16 миллиона)
Омск (население 1,15 миллиона)
Казань (население 1,14 миллиона)
Челябинск (население 1,13 миллиона)
Ростов-на-Дону (население 1,09 миллиона)
Уфа (население 1,06 миллиона)
Волгоград (население 1,02 миллиона)
Пермь (1001 тыс. человек)
Красноярск (миллионный житель родился 10 апреля 2012 года)
Воронеж (миллионный житель родился 17 декабря 2012 года)
Город-миллионник - это особый статус. В советское время города-миллионники имели приоритет в финансировании. С численностью населения были связаны и такие блага, как метрополитен.
В современной России данный статус дает возможность участия в большем числе федеральных программ и проектов, в том числе и общенациональных, и получения увеличенных траншей из федерального бюджета.
Все основные показатели определения бюджетных расходов на решение задач, стоящих перед крупными мегаполисами, рассчитываются исходя из численности жителей. Это и строительство больниц и поликлиник, детских садов, развитие дорожной сети города и линий скоростного транспорта. Некоторые программы на современном этапе реализуются только в городах, число жителей в которых больше миллиона.
Кроме того, статус города-миллионника способствует повышению его инвестиционной привлекательности. Бизнес-стратегии многих солидных компаний рассчитаны исключительно на крупные мегаполисы. 5
Рост городов миллионеров
Бурный рост больших городов в 19 в. объективно обусловил появление особой категории городских поселений – города-миллионеры. В 1900 самыми крупными были Лондон (4536 тыс.), Нью-Йорк (3437 тыс.),Париж (2714 тыс.), Берлин (1890 тыс.), Чикаго (1699 тыс.), Вена (1662 тыс.), Токио (1497 тыс.), Петербург (1265 тыс.).Рост крупных городов и их пригородов порождал тенденцию к слиянию близлежащих больших и малых поселений в гигантские урбанизированные агломерации или конурбации как их тогда называли. К началу 20 в. такого рода новые урбанистические образования появились в ряде районов Великобритании, Центральной Шотландии, Германии.
В 20 в. рост городов-миллионеров ускорился, а со второй половины разрастание-«расползание» городов становится универсальным процессом и глобальной проблемой. В этот процесс втягиваются все регионы мира независимо от уровня урбанизации, социально-экономического и культурно-исторического их развития.
В первой половине 20 в. количество городов-миллионеров увеличилось с 16 до 75–80, а с 1950 по 1990 с 77 до 275, и суммарная численность их населения – с 187 до 800 млн. человек. К 2010 их число достигнет 511 и к 2025 – 639. В 1985 на долю развитых стран приходилось 110 городов-миллионеров, а на все остальные – 146, к 2025 прогнозируется иное соотношение: 153 будет в развитом мире и 486 – в развивающемся.
Со второй половины 20 в. рост крупных городов мира осуществляется преимущественно за счет развивающихся стран.
В справочниках ООН из разнообразной и количественно значительной категории городов-миллионеров в самостоятельную группу выделены и четко определены сверхкрупные города – мега-города (мегаполисы метрополисы) и метрополитенские ареалы с населением 8 млн. человек и более. В 1950 только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 к ним присоединились Токио и Пекин, а в 1970 количество мега-городов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Мехико, Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро).
Общее число мега-городов на Западе достигло цифры шесть к 1970 и с этого периода не меняется. Рост мега-городов, начавшись на Западе и достигнув своих пределов в этой части мира, динамично продолжается в развивающихся странах. В 2000 число мега-городов выросло в них до 19, к 2015 увеличится до 27. В состав мега-городов с населением свыше 10 млн. жителей входят многие города-гиганты Азии – Бомбей, Большая-Манила, Джакарта, Сеул и другие. 6
Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией: концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).
Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока неминуемо возрастающие транспортные расходы на перевозку промышленных товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.
Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика. 7
Заключение
Стремительный рост городов в последние десятилети я принято называть в научной литературе «урбанистической революцией». Рост городских поселений происходит настолько интенсивно, что по предварительным оценкам к 2005 году в них будет проживать не менее половины населения Земли. Современные демографические тенденции способствуют тому, что уже сейчас 2/3 горожан всего мира сконцентрированы в развивающихся странах, где ежегодно новыми жителями городов становятся 65 млн. человек. По прогнозам специалистов ООН, это приведет к тому, что к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%.
Идет не только рост населения городов, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек.
Мегаполисы - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих мегаполисах, но и за их чертой.
К числу важнейших проблем современности относится обеспечение жителей мегаполисов водой и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.
В мегаполисах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.
Тем не менее, надо отдавать себе ясный отчёт в том, что значительной части населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах Эта реальность мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов - "природное явление", результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы по возможности избегать характерных для них сегодня проблем. 8
Список литературы:
-
Зубаревич Н. Российские города как центры роста// Российское экспертное обозрение.- 2006 [Электронный ресурс] URL: http://demoscope.ru/ weekly/2006/0247/analit04.php (Дата обращения: 17. 12.12)
Города-миллионники России. [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/ news/detail.php?ID=7177 (Дата обращения: 17. 12. 12)
Китанович Б.Планета и цивилиза ция в опасности/ Китанович Б.- М.:Мысль,1991.- С. 239
Мегаполис на рубеже веков. Социально-экономические и экологические аспекты. Экономические и социальные проблемы России 2000. Вып. 1. М., 2000
Муртузалиева Э. А., Гарунова Н.Н. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ В ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI-XIX ВВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/forum2012/7/ 2817 (Дата обращения: 17.12.12)
Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1981.- 202 С.
Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика)/ Перцик Е.Н. – М.: Высшая школа, 1991. – 326 С.
- Какой размер пособия при рождении, по уходу за ребенком, по беременности и родам
- Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх
- Банк не исполняет решение суда о признании кредитного договора не действительным Банк не исполняет исполнительный лист
- Как получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - способы проверки