Сочинение по пьесе Вампилова А.В. «Старший сын
Вампилов — писатель, к которому слава пришла уже после смерти. Именно после нелепой смерти, что приключилась с ним на озере Байкал, свои обороты стала набирать его посмертная слава. Его произведениями все зачитываются, печатаются книги, хотя при жизни вышла лишь одна. Пьесы стали ставить в театрах, по его произведениям снимают фильмы. Словом, о Вампилове заговорили и его работы мы изучаем по сей день. Так на литературе мы познакомились с работой Вампилова Старший сын.
Вампилов Старший сын
Старший сын — это пьеса Вампилова, которая выходила в двух вариантах. Сначала это была работа под названием Мир в доме Сарафанова и была написана в 1964 году. В 1970 году Александр Вампилов дорабатывает свою пьесу и дает ей новое название Старший сын.
Книга Вампилова Старший сын — это замечательная работа автора. Она показывает нам, насколько важно в жизни уметь слушать, понимать другого, приходить на помощь в трудную минуту, быть отзывчивым и насколько важна поддержка. Показано, что даже по духу можно быть роднее всякого родства.
В произведении мы знакомимся с такими героями как Сарафанов — пожилым человеком, его детьми Ниной и Васей, и названным старшим сыном Бусыгиным. Весь сюжет пьесы комедийный и начинается с шутки. Так, оказавшись ночью в незнакомой местности два молодых парня Сильва и Бусыгин Вова, ищут ночлег. Вот только никто не хочет приютить незнакомцев. И тут Сильва идет на хитрость. Увидев, как человек заходит в дом, они бросаются туда, где и разыграли спектакль. Сильва, понимая, что их сейчас выгонят и не дадут приют на ночь, представляет Бусыгина, как названого старшего брата. Парни, прислушиваясь к разговору отца и сына, мотали все на ус. В итоге они отвечают на все вопросы Сарафанова старшего. Бусыгин входит в доверие. Сам же Вова настолько проникся к старику, его жизни, что и сам стал себя считать старшим сыном.
Бусыгин, как нельзя кстати появился в жизни Сарафанова, у которого дочь собралась замуж и хочет покинуть отчий дом. Вася, которому не везет в любви, все норовит уйти в тайгу. И вот Бусыгин, как та палочка-выручалочка, появляется, дабы все поменять. Сам же Володя наслаждался ролью сына, ведь у него отца никогда и не было. Он полностью погрузился в свою роль, и действительно стал, как старший брат, как старший сын, который хочет помочь, наставить своих названых брата и сестру на путь истинный, а старику-отцу скрашивает его старческую жизнь.
Старший сын Владимир приносит гармонию в дом, из которого всем хотелось убежать. Нина хочет уехать на Сахалин, надеясь спастись от возложенных на нее обязанностей. Вася никак не мог найти ответы на жизненные вопросы, не мог найти себя в жизни поэтому и хотел уйти на стройку в тайгу. Да и сам Сарафанов рад бы бежать из дома да некуда. Бусыгин же все меняет. Теперь никто и никуда не хочет бежать. У Сарафанова есть старший сын, на которого можно опереться, Нина нашла любовь, Вася победил привязанность к девушке. Бусыгин показал Нине и Васе, насколько много для них значит отец. Однако совесть дает о себе знать, а тут еще и чувства, что возникли к Нине. Бусыгин признается во всем, но от этого ничего не меняется, ведь, как оказалось, душевное родство даже сильнее кровного.
Главные герои пьесы
Один из главных героев пьесы Старший сын — это Сарафанов. Его жизнь не удалась: жена бросила, дети тоже хотят уйти из дома. На работе не ладится, пришлось оставить свою профессию. Как сказал Сарафанов, не получилось из него серьезного музыканта и он вынужден начать играть в похоронном оркестре.
Вася — сын Сарафанова, десятиклассник, влюблен в девушку на десять лет старше его.
Нина — дочь Сарафанова. На нее легла забота о семье. Ей сложно, она даже выглядит старше своих лет. Хочет уехать, выйдя замуж.
Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.
Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.
Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.
События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.
Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.
Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.
Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.
Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.
Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.
Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.
Анализ 2
Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.
Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.
Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.
Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.
Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.
На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.
Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению Дубровский Пушкина
Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровског
- Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького
Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере
- Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение
Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.
- Что такое кровная месть? Итоговое сочинение 11 класс
Любая религия учит, что месть – явление отрицательное и к добру это не приводит. Каждого ребенка с детства учат прощать, забывать зло и отвечать добром обидчику. Но характеры у всех разные, а жизнь
- Характеристика и образ Платова из рассказа Левша сочинение 6 класс
Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.
2)Подберите 2-3 пословицы(или крылатые слова), которые соответствовали бы основной мысли текста.
б..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться. Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий. (По В.Пескову.) ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 1. Озаглавьте текст. 2. Докажите, что это текст. 3. Тема текста. 4. Основная мысль текста. 5. Стиль текста (докажите своё мнение). 6. Тип текста (докажите своё мнение). 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям. 9. Произведите фонетический разбор слова конечно. 10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. 11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам: 12. Произведите морфологический разбор слова Орлово. 13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3. 14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их. 16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.
ПОЖАЛУЙТА ПОМОГИТЕ,СРОЧНО НАДО ЭТО СДЕЛАТЬ!! Укажите его тему и основную мысль.Определите стильречи текста(докажите своё мнение).Определите,в каких предложениях для связи придаточного с главными употреблены союзы,в каких союзные слова.
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства - души ваших детей. Имя ему - ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Тема текста и основная мысльКогда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.
Сочинение
«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.
Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.
Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.
Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и рас- четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.
Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.
Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.
Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).
«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.
Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.
Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.
Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.
Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и расчетливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.
Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.
Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.
Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).