План мероприятий, посвященных экологической безопасности окружающей среды «Я и природа. Сценарий внеклассного мероприятия по экологии Школьные мероприятия по экологии
Сценарий экологического мероприятия для начальной школы.
Цели и задачи:
- формирование мнения у детей в защиту окружающей среды,
- формирование у школьников ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»,
- привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам,
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Добрый день, дорогие друзья!
Этот год объявлен годом Экологии.
Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.
Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.
Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.
Основные экологические проблемы города Березовского:
1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом.
2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.
3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.
Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой.
«Загадки леса»
1 ученик:
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик:
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик:
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
7 ученик:
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (Река и берега)
8 ученик:
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик:
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
11 ученик:
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
12 ученик:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (елка)
13 ученик:
Только-только народился
Сразу в шапку превратился (гриб)
14 ученик:
Что за дерево стоит
Ветра нет, а вся дрожит? (осина)
15 ученик:
Весною зеленела
Летом загорала
Осенью надела
Красивые кораллы (рябина)
«Пернатые друзья».
Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.
А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?
Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)
Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)
А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)
А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)
А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку.
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает (сова)
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червячкам я враг,
А деревьям друг (дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей)
Проживает в странах жарких
А в нежарких в зоопарках
И спесив он и хвастлив
Потому, что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам (павлин)
Прячьтесь куры в небе ясно
Темной тенью кружит (ястреб)
Кто без нот и без свирели
Кто же это? (соловей)
По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)
Наша бодрая подружка
Дает нам перьев на подушку
Дает яичек для блинов
Куличей и пирогов. (курица)
«Зеленая аптека».
В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.
А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)
«Жалоба»
Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
А теперь настало время
В книгу жалоб заглянуть.
Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.
1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.»
(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут) (Лягушка. Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.)
2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.»
(Летучая мышь)
3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня или уважать нужно?»
4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют» .
(муравьи.)
5. « Самые верные спутники человека - птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца».
(синички)
6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы».
Подводим итоги мероприятия.
Правила:
Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.
Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.
Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.
МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Экологическое ассорти»
Боровцова А. В.
Данное мероприятие проводиться среди 6-8 классов продолжительность мероприятия 45 минут.
Форма организации работы учащихся : групповая.
Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.
Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;
Развивать коммуникативные умения;
Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательная : раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;
Формируемые УУД:
Личностные УУД : - смыслообразование, - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, окружающей среде.
Регулятивные УУД : - принятие и сохранение задачи, - умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях, - адекватное восприятие и понимание оценки, - выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД : - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,- умение контролировать действия партнера, - умение формулировать и задавать вопросы.
Познавательные УУД:- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.
Оборудование: компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса
Предварительная подготовка:
- сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
- нарисовать природоохранные знаки;
- по списку собрать природный и бросовый материал.
План мероприятия:
- Организационный момент -2 мин.
- Основная часть:
- Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
- Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
- Станция «Биосфера» - 5 мин.,
- Станция «Красная книга» - 5 мин.,
- Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
- Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
- Подведение итогов- 5 мин.
Ход мероприятия:
- Организационный момент Командызанимают свои места, представляются.
Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.
Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя?Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)
- Основная часть (2 минуты).
Слайд 3. Фоторяд . Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.
Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)
Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?
О чем мы будем сегодня говорить?
Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.
Наш сегодняшний классный час необычный, мы отправляемся с вами в экологический патруль.
Слайд 5. Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданияи, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.
Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»
Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.
Вопросы:
- Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды? (лишайники).
- Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
- Какие компоненты загрязняют атмосферу?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
- Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
- Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
- В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?
(1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).
- Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
- Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
- Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).
Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»
Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией (приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.
Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками (приложение 2) . Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.
Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.
Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»
Ученик :
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Флтайского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.
- Ребята, какова роль красной книги?
Ученик.
Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Ученик.
Когда-то собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты
Много животных там стало водится
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди, владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне
Вы берегите эту святыню.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик.
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Ученик.
Все сильнее ощущаю боль утраты,
Худо с флорою и с фауной разлад.
А в салатах говорят одни нитраты,
И нитраты в каждой рыбине сидят.
Ученик.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно даже- даже комару:
Или будет мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!
Ученик.
Люди, люди, что же вы сделали с планетой?
Сами сбились вы с нахоженных путей
Ведь другой такой на свете нет,
Да и нет у природы запчастей!
Ученик.
Я не хочу такого мира
Где все так серо и уныло…
Ученик.
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнувшие смертью небеса.
Ученик.
Моя планета-человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком
Где сточная канава океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет, ни аисту, ни льву,
Где травы стонут: «Больше не могу».
Ученик.
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
- Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?
Слайд 27. Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)
Спасибо! Всего вам самого доброго!
Литература:
- Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
- Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
- Интернет-ресурсы.
- Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)
Приложение 1.
Ситуация №1
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Задание . Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.
(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)
Ситуация 2.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
Ответ . Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.
Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел .
Ситуация 3.
Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Задание . Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.
Ответ.
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей
Приложение 2 .
Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Правила:
- не включать громкую музыку;
- не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как
разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,
нарушается сообщество насекомые - грибы - деревья;
- для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
- не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается
микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и
металлические банки (разрушаются через 100 лет);
- костер после прогорания следует забросать землей или залить
водой до полного прекращения горения;
- не трогать яйца птиц - птица может покинуть гнездо;
- не брать зверят и птенцов из леса в город - если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
- не втыкать в муравейник палочки- нарушаются взаимоотношения
в этом сложном сообществе;
- не прятаться во время грозы под одиноким деревом - в него может
попасть молния!
- никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
- луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных
цветов недолговечна.
Приложение 3.
Лебедь малый | ||
Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.
ФГОС
Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе. По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию. Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.
Поэтому цель - сформировать у школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе ценностных ориентаций. Потому что все они - будущие члены общества. И лишь люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.
Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой - масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.
Беседа с учениками младших классов
Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям, чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих целей, которые заключаются в:
- Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
- Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
- Воспитании бережного отношения к природе.
- Развитии индивидуальных способностей школьников.
По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести, что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора - это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.
Творческий подход
Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет добавить уроку разнообразия.
Есть отличная идея - воображаемое путешествие по экологической тропе. Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию. Много кадров не нужно - достаточно 15-20. Параллельно, в качестве тематического звукового сопровождения, нужно будет включить негромкое пение лесных птиц, чтобы создать эффект погружения. А перед тем, как начать презентацию, учитель должен будет ввести малышей в курс дела - о чём они будут говорить и почему.
После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём. Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жил-был лес. И обитали в нём весёлые, задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними познакомимся! Кого вы узнали?» - при этом нужно переключать слайды с изображением различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень, волк и т. д.).
Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему. Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в тоскливое и страшное место».
Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд - с вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и к чему может привести человеческая безалаберность.
Вопросы и задания малышам
Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.
По завершении сказки-презентации, приведённой в пример выше, учитель должен будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу никто не живёт. Ответ прост - потому что человек его разрушил. Если школьники это усвоили, то можно приступать к заданию - к «миссии» по воображаемому восстановлению экосистемы леса.
Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут «высаживать», а на обратной стороне карточек - загадки. Ученикам нужно их отгадать, чтобы узнать название. Например:
- Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане! (Ответ: берёза).
- Увидал в лесу ягоду-красу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
- Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру листовой (ответ: дуб).
Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же задание, но связанное с птицами и зверями.
Классный час для старшей группы
Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий экологического мероприятия. Его цель - сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания. Задачи следующие:
- Расширить представления детей об экологических законах.
- Повысить интерес к природе.
- Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
- Пробудить желание участвовать в
- Пропагандировать экологические идеи.
Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:
- Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально каждому).
- Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на тему охраны экосистемы.
- Сочинить стихотворения.
Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его начать.
Законы экологии
В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:
- Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли. Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных птиц. Это и предотвращало эпидемии.
- Закон №2: «Всё должно куда-то деваться». Сжигать или закапывать мусор - не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и заболеваниям людей.
- Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои поступки.
- Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают «улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в экосистеме. И загрязняют её.
Если включить такой информационно-познавательный блок в сценарий экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и продуктивным.
Турнир для старших классов
Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (9-11-е классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.
Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5-балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической тематике.
Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки. Дадут ответ с первой - получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки - им начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей - получат 2 балла. Если же будут задействованы все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:
1) Оно живёт до 2 000 лет.
2) Ствол в воде не гниёт - лишь крепчает и чернеет.
3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки.
4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.
Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить следующие подсказки:
1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.
2) Из него получаются самые хорошие дрова.
3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.
4) Это - русское дерево.
Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным, интеллектуальным и полезным.
Природа как универсальная ценность
Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием экологической направленности в школе. Его цель - определить, в чём именно заключается истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную ответственность за сохранность экосистемы.
Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет правильным ответом.
Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:
- Средняя стоимость услуг биосферы равна ~33.27 триллиона долларов в год.
- Реки и озёра - 1.7 трлн $.
- Морские экосистемы - 21 трлн $.
- Тропические леса - 3.8 трлн $.
- Сухопутные экосистемы - 12.3 трлн $.
Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное - их информативность и практичность.
О негативном воздействии
Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов экоопасности на человека и окружающую среду.
Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду, контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться особый интерес - заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.
День Земли
Это большой экологический праздник, дата которого - 22 апреля. Поэтому и мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна из них называется «Украсим мир вокруг себя».
Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, - удастся продемонстрировать детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»
Берегите природу!
Разработка внеклассного мероприятия
экологической направленности
Монастырная Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на
с. Лемпино
2015 г.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.
Задачи:
Формировать культуру поведения в природе
Развивать представления об окружающем мире
Развивать познавательные возможности детей
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье
Учить детей быть ответственными за свои поступки
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Материалы и оборудование:
экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц), накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы), состав жюри, грамоты и призы для награждения.
Форма проведения: конкурсно-игровая программа.
Место проведения : малокомплектная начальная школа.
Возрастной состав учащихся: 7-10 лет
Анализ итогов мероприятия.
В ходе внеклассного мероприятия были реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы.
Ход мероприятия.
Организационный момент. 1 слайд
Учитель: Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
Сообщение целей и задач мероприятия 2 слайд
- Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.
Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.
Вступительное слово.
1 ученица:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
2 ученик:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Подготовка детей к восприятию материала.
Учитель:
Иногда слышишь: человек - царь природы.
Но кто поставил человека над природой? Сам человек?
А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.
Ребята, сегодняшнее внеклассное занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.
3 ученик:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как - мы, такая же - живая!
5.Знакомство с новым понятием. 3 слайд
Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)
Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология . Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом, и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля.
(Входит Экология в накидке, обшитой фантиками, бумагой, целлофаном и др.)
4 ученица:
Экология :
Вы обо мне?
А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья.
Я – Экология.
Учитель:
Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.
По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.
6. Эмоциональный настрой перед встречей с объектом познания.
Учитель:
Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки.
Как можно использовать эти предметы повторно? (Снимают с Экологии накидку).
Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.
Экология:
Спасибо, ребята. Пойдемте со мной! 4 слайд
Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.
Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! 5 слайд
Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! 6 слайд
Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи! 7 слайд
Экология:
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их. Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.
Сообщение 5 ученика: 8 слайд
Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя . Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.
Сообщение 6 ученика: 9 слайд
Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» - безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.
Учитель:
Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.
7. КВН "Берегите природу". 10 слайд
Учитель:
А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Берегите природу». Разделимся на 2 команды.
Представление команд:
1 команда - "Грибочки"
Девиз:
Лес зеленый охраняй - никого не обижай.
Приветствие:
Мы соперников своих на бой вызываем,
И сразиться с вами очень мы желаем!
Но победу уступать нам не подобает,
Ну, а в этом дружба помогает.
2 команда - "Дождик"
Девиз:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Приветствие:
Наш отряд сегодня в сборе весь
И защитим свою мы честь.
Сыграть готовы в КВН,
Поднять тяжелый груз проблем
И даже очень не простых экологических проблем.
Конкурс – «Разминка»
На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.
Четвертый «лишний»
- ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб) 11 слайд
- лиса, филин, кабан, лось ( филин) 12 слайд
- грибы съедобные и мухомор (мухомор) 13 слайд
- земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные) 14 слайд
Прочитай названия животных из представленных букв.
Первая команда - (банка-кабан, багаж-жаба) 15 слайд
Вторая команда - (коса-оса, кино-кони) 16 слайд
Конкурс - Экологический.
Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет) 17-18 слайды
Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) 19 слайд
Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши) 20 слайд
Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? 21-23 слайды
Конкурс «Узнай растение». 24 слайд
1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.) 25 слайд
2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? 26 слайд
3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 27 слайд
4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). 28 слайд
5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник). 29 слайд
6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). 30 слайд
«Музыкальная пауза» 31 слайд
Заранее подготовленная группа детей поёт частушки.
1. Лес зеленый охраняй, никого не обижай.
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы.
2. По лесочку мы пойдем мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи от зари и до зари.
3. Сохраним моря и воздух, недра, лес и тишину.
Чтобы были труд и отдых, как бывало в старину.
4. Я прекрасный видел сон, не забудется мне он.
Вот он глобус - шар земной, такой чистый и родной.
5. Чтобы ели - не болели, пили воду, не боясь.
Нужно, чтоб нигде не смели портить воду отродясь.
6. Лес рубить я прекращаю, деревьев новых насажу.
Пусть цветут и плодоносят, на радость людям и Земле.
Конкурс «Узнай животных». 32 слайд
1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
3. У кого на сучке кладовая? (У белки)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)
6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
Загадки.
Учитель: Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц. 33 -34 слайды
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто... (синица).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Выпал снег, но эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).
Клюв огромен, взгляд суров,
Частый гость она дворов.
На суку сидит у дома,
Громко каркает... (ворона).
Учитель:
Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.
Блиц – турнир. Команды выбирают правильный ответ по очереди. 35 слайд
1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?
а) полюбуемся на него и пойдём дальше.
б) осторожно срежем и поставим в вазу.
2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?
а) покормим птенца
б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели
в) будем наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?
а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;
б) расспросим об этом учительницу;
в) не пойдём
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?
а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.
б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.
в) закопали бы в землю.
8. Подведение итогов. Награждение. 36 слайд
9.Заключительная часть.
Учитель:
Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.
Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, селе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
Чтение учителем стихотворения Я. Акима «Планета – сад». Тихо звучит песня о родине.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
12. Рефлексия. 37 слайд
Учитель:
Ребята, какие ощущения вы испытывали во время нашего мероприятия?
Чем для вас будет полезен наш новый материал?
Что больше всего вам запомнилось?
Список используемой литературы:
Астанин Л. П. Охрана природы. /Л. П. Астанин. - М.: «Колос», 2000 г.
Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.
Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,
Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.
Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.
Цифровые образовательные ресурсы:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.
Задачи:
Формировать культуру поведения в природе
Развивать представления об окружающем мире
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе
Рационально относиться к компонентам неживой природы
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье
Учить детей быть ответственными за свои поступки
Материалы и оборудование:
Красная книга
Картинки с изображениями животных и растений
Папки с заданиями по цветам, ватман, фломастеры, клей
Сообщения уч-ся.
Компьютер
Мультимедиа
Презентация
Форма проведения: внеклассное мероприятие проводится в игровой форме
Место проведения : внеклассное мероприятие проводится в школе, в 4 классе
Практическая реализация:
К концу занятия учащиеся создают свою Красную книгу.
Анализ итогов мероприятия.
В ходе внеклассного занятия были реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует ФГОС, где учащиеся добывают новые знания, основываясь на свой личный опыт. Находят основание для классификации, синтеза, сравнения, делают выводы. Работают в группе: используя знания по теме при составлении Красной книги
Аннотация:
Данная презентация поможет учителю начальных классов в проведении мероприятия, цель которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе. Материал данной презентации познакомит детей с правилами поведения в природе. Данную презентацию можно использовать на любом уровне в начальной школе.
Литература:
Красная книга глазами детей
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.
Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.
Внеклассные мероприятия: 4класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,
Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.
Ход мероприятия
Вступление.
Итак, мы начинаем наше внеклассное мероприятие «Берегите природу»
1. Стихи (ученики 4 Б класса) (СЛАЙД 1)
1) Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
2) На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На дороге тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
3) Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
2. Песня учащихся 4б класса (СЛАЙД 2 )
II . Организационный момент (СЛАЙД 3-12)
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)
(СЛАЙД 12-16)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство растений. Вас ждут интересные вопросы и загадки.
Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зеленый наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На Крайнем Севере и в жаркой пустыне, высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
А сейчас мы поиграем. Первый конкурс « Узнай растения» (СЛАЙД 17 )
III . Викторины о растениях и животных.
1. Конкурс «Узнай растение».
1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.)
2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
4) Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (Смородина).
5) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка).
6) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник).
7) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
8) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
9) У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
10) Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Загадки.
1) Прямо в небо рвутся ввысь,
Ты внимательно всмотрись.
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
2) Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
3) Ветки над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
4) Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто – то дерево узнал? (Липа)
5) Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
2. Конкурс «Узнай животных». (СЛАЙД 18)
1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
3. У кого на сучке кладовая? (У белки)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
5. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной появляются детеныши.)
6. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
Загадки.
Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
I V. Выступление учителя (о Красной книги Чувашии).(СЛАЙД 19-30)
Что такое красная книга?
А почему она красная?(ЧТЕНИЕ ПО СЛАЙДАМ )
-Вот русская выхухоль нигде не сохранилась, только у нас она есть на берегах Суры.
V . Работа в группах
А теперь давайте попробуем изготовить 1 страничку Красной книги. Каждая группа берет свой пакет. Вспомните, какие сообщения нужны в Красной книге. (работа в группах)
VI . Защита работ каждой группы
V . Выступление чтецов. (СЛАЙД 31 )
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»
Грустит глубокая река, свои теряя берега,
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек! В тебя мы верим - не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»
Делаем выводы:
Только мы можем помочь природе и предотвратить экологическую катастрофу,
Только мы можем спасти вымирающих животных и растения,
Только мы можем сделать наш воздух чистым,
Только мы можем остановит безжалостную вырубку лесов и загрязнение водных просторов,
Только мы можем прекратить бесконечные войны на нашей планете,
Только мы своими добрыми делами можем спасти природу от гибели,
Ведь только мы - хозяева родной земли, и от нас зависит её жизнь!
Итак, понравилось сегодняшнее мероприятие.