Презентация на тему: "Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень,". Скачать бесплатно и без регистрации
Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. Такой писатель, как Астафьев, с его русской чуткостью и любопытством к новому, с его знанием жизни, пониманием того, что в жизни ладно, а что не очень, нужен, ох как нужен сегодняшнему дню. А.Макаров А.Макаров
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель. Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924, с. Овсянка, Енисейская губерния 29 ноября 2001, Красноярск, похоронен в Овсянке) советский и русский писатель. советский и русский писатель.
20 баллов На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом. На фронте Астафьев был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом До конца войны Виктор Петрович оставался простым солдатом.
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий». В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком, журналистом в газете «Чусовской рабочий».
После долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, которая и стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края; здесь его посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Здесь он и похоронен – Виктор Астафьев умер в 2001 году
10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. 10 баллов Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира Произведения В. Астафьева переведены на многие языки мира. Назовите самые известные. «Стародуб»(1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991), «Прокляты и убиты» (1994) и др.
Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Откуда эти строки? Откуда эти строки? «Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри. Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком…» «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968) «Далёкая и близкая сказка» из повествования в рассказах «Последний поклон» (1968)1968 Главный герой, Витя Потылицин слушает «Полонез Агинского» в исполнении деревенского Васи-скрипача, больного. одинокого поляка…
Из рассказа Виктора Астафьева "Жизнь прожить"
30 баллов Какое произведение Астафьева «родилось» из школьного сочинения будущего писателя? Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».
40 баллов. Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? Почему Почему Последний поклон не сборник рассказов, а единое произведение? так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой, а повествование ведётся от лица мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой.
50 баллов. «Своя игра». Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.» Назовите произведение: «Перед тем, как люди собрались накрывать Васю крышкой, я протиснулся вперед и, ни слова не говоря, положил ему на грудь скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков мать-мачехи, сорванных мною у моста-перекидыша.»
Точка зрения 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. 20 баллов «Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов…» Продолжите мысль писателя. Продолжите мысль писателя. Быть может, это самое тяжкое преступление коммунистов, что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее. Что там свет, там Бог, там Богородица там Бог, там Богородица.
30 баллов «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? «Не может «Не может выжить выжить Россия без…» Россия без…» Без чего, считает В.Астафьев, не может выжить Россия? Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки») Не может выжить Россия без своего сельского хозяйства, без деревни. «Родная моя деревня, как же ты там… отнятая от корней, с перерубленным стволом?» («Серёжки»)
40 баллов Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Что, по мнению писателя, является самой большой радостью на земле? Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькою радостью наделит она всякую сущую душу… и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь!» («Падение листа»)
50 баллов Предположите, что ответил писатель на вопрос: «А что бы вы пожелали народу нашему?» «А что бы вы пожелали народу нашему?» в интервью «Литературной газете»? (февр. No 6. Из диалога Ирины Ришиной и Виктора Астафьева) «Воскресения, «Воскресения, воскресения, воскресения, воскресения. воскресения. Силы есть, способные это сделать… это сделать… …помогал бы Бог, которого мы гневим и гневим, но он иногда обращает к нам свой милосердный лик, прощает нам наши тяжкие грехи, спасает и врачует нас...»
10 баллов Какова, главная причина истребления природы человеком? (По повести «Царь-рыба») (По повести «Царь-рыба») Прозаик с горечью называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека « « Сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и выставляется … низколобое мурло первобытного дикаря.» В. Астафьев
20 баллов Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Кому адресует эти строки автор? Душевно легка, …свободна жизнь таких людей, … ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. ко всем с раскрытой нараспашку душой,… с чувством беспричинного счастья и любви ко всему. Красота души человеческой «сквозит и тайно светит». Людям, способным жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными и миром природы.
30 баллов «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. «Царь-рыба» «Царь-рыба» Сформулируйте основную идею произведения. Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы Основная идея произведения- идея нераздельности Человека и Природы
40 баллов Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Какое идейно- художественное значение имеет место действия «Царь-рыбы»? Место действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. "Царь-рыбы" - Сибирь. Огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне.
50 баллов "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» Какой символический смысл имеет борьба человека с царь-рыбой? "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она (царь-рыба) грохнулась где-то в невидимости…» С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы человеком, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.
10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? 10 баллов Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение В.П. Астафьева, отмеченное Государственной премией СССР в 1978 г. Назовите его? Назовите его? Повесть «Царь-рыба»
40 баллов. Раунд «Своя игра». За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. За какое произведение В.П. Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. После публикации романа «Прокляты и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. и убиты»(1995) Астафьев был награжден премией «Триумф», присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
50 баллов Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Каких наград за свою творческую деятельность был удостоен В.П. Астафьев? Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975), Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф» (1995), Государственной премии России (1996 и посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.
Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)
Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.
А) Вопросы и комментарии после прослушивания .
Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)
Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?
Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?
От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?
(Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)
Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?
(Детству, бабушке, родным местам)
Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.
II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.
- От чьего лица в рассказе ведется повествование?
- Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
- Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?
(Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)
- Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
№ эпизода | Когда и где слушал музыку | “Язык” музыки | Чувства, вызванные музыкой | Образы, вызванные музыкой | К чему побудила музыка |
Первое слушание | Ранней осенью у ворот завозни | “Тихо и одиноко”, “сделалось страшнее”, “жуть такая”, одинокая скрипка не грозится, жалуется”, “нет жуткого”, “смолкла скрипка, выдохнув боль”, “стоном оборвалась в поднебесье” | “Боялся громко дышать”, “холод под рубахой”, музыка пригвоздила к стене”, “страх сердце отпускает”, “жаль чего-то, самого себя”, “восторг”, “сердце, раненное на всю жизнь музыкой”, “слезы”, “не было сил подняться” | “Ключ течет”, “кто-то пьет”, “тихий Енисей”, “человек, обоз, что-то размытое тиной, бабушка, рвущая волосья”, “говорит о болезни моей”, “грозный поток”, “громы, молнии” | “Хотелось умереть всеми заброшенным и забытым”, “пробрался к караулке, сел на порог. “Сыграйте, дяденька, ещё” |
Второе слушание | В караулке у Васи-поляка, ночью | “Мягче, добрее, тревога и боль”, “скрипка уже не стонала, не сочилась её душа кровью, не бушевал огонь …не рушились камни” | “Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли”, чувство благодарности (“спасибо вам, дяденька”), “ничего сейчас не страшно”, “мир добр и одинок” | Пошел на могилу матери, попросил прощения за забвение, “не хотелось идти домой” | |
Третье слушание | “Последней военной осенью, в небольшом, разбитом польском городе на посту возле пушек” | “Разлились звуки органа”, “музыка разворачивала душу…, “все-все обнажилось, со всего сорваны одежды”, “все вывернуто грязной изнанкой”. | “горло мое сдавило, стиснуло” | Вася-поляк, “музыка, словно вздох родной земли” | “Звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары…чтобы люди зашли в свой дом…” |
III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске)
IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.
Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.
При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).
Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.
V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.
На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.
Что может быть красноречивей рук?
Что может быть красноречивей рук
Чувствительнее, мягче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
Аккордов бесконечное движенье.
То звуки осторожны и тихи
Или задорны, жалостно-печальны.
Со всех сторон, снаружи, изнутри,
Возникшие нарочно и случайно.
Безумное шептание листвы
Осенним утром, ветра плач надрывный
Я слышу дребезжанье темноты,
И шелест волн, и чайки крик унывный.
Все в музыке, природе и во мне
Сливается, расходится кругами…
Я таю…Наяву или во сне…
Как млечная дорога под ногами.
Вопросы и задания для анализа стихотворения.
- Определите тему и идею стихотворения.
- Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
- Найдите строки, подтверждающие это.
- Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.
Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.
В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…
Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)
Тишина над миром и покой,
Только плачет скрипка над рекой,
И поют в ночи тоскливо звуки,
говоря о боли и разлуке.
Изнывает скрипкина душа о стране,
Что очень хороша:
Полонез Огинского играл
Человек, что родины не знал.
В нем Огинский через много лет
Посылал свой Родине привет.
В помощь скрипке вторил Енисей,
О заветном напевая ей.
- Затаившись, слушал я хорал
И душою многое познал.
Я узнал тоску, печаль и боль
О стране далекой и чужой,
Я узнал, что трудные пути
Мне придется по земле пройти.
41-ый. Началась война.
Оборвалась скрипкина струна.
Нежный голос гулом заменен.
Ужас, страх и боль вселяет он.
И уж велено Всевышним мне
Оказаться в той чужой стране.
Через череду прошедших лет
Мне Огинский вновь прислал привет:
Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
Я услышал, что звучит орган!
Как? Откуда этот звук проник?
Вижу: на стене Святого лик…
А в глазах его прямой укор
За кровавый смерч, войну, разор…
Музыка звучала все сильней!
Гром орудий прорывался в ней!..
Но брала она над страхом власть,
Так сильна была по миру страсть!
Прекратите, люди, смерти пир –
Пусть на свете воцарится мир!
Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома…
Домашнее задание.
Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”.
1 слайд
2 слайд
Жизненный путь Родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана.
3 слайд
Мать Лидия Ильинична «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!» Памяти матери Виктор Петрович посвятил повесть «Перевал»
4 слайд
Бабушка Бабушка Потылицина Екатерина Петровна со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией В огромном мире детства главным человеком у Виктора Астафьева была бабушка – Екатерина Петровна. Добрая, заботливая, бесконечно прощающая своего любимого внука – сироту… и сильная, выносливая, изворотливая, властная. Генерал да и только! И веселая, говорливая, мудрая знахарка-травница, терпеливая работница, мать огромного семейства. «Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды.» Ей посвящена повесть «Последний поклон» – воспоминание о детстве и отрочестве.
5 слайд
«Когда вы станете взрослыми и у вас будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!» Детский дом. Игарка. Весна 1941 г.
6 слайд
На войне как на войне Астафьев В.П. (1945 г.) В армии с октября 1942 года до октября 1945 года «О войне писать трудно… Счастлив тот, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда. И не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон… боится мое сердце… трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».
7 слайд
Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений.
8 слайд
9 слайд
Сборник рассказов о людях Сибири, взрослых и детях, всех тех, кто умеет ценить настоящую дружбу, любить природу. «Конь с розовой гривой»-это рассказ писателя о собственном детстве, в котором были и походы за земляникой и купание в реке, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.
10 слайд
Шла война народная… Особое место в творчестве писателя занимала тема войны. Один из рассказов автобиографической книги «Последний поклон» о суровой юности сибирского паренька в годы войны.
11 слайд
12 слайд
Наиболее известные произведения писателя: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. По произведениям В.П. Астафьева сняты фильмы: «Дважды рожденный», «Звездопад» , «Где-то гремит война», «Таежная повесть»и др. По его произведениям поставлены пьесы: «Черемуха» (по рассказу «Руки жены»), «Прости меня» (по повести «Звездопад») В 1999 году Красноярский государственный театр оперы и балета поставил балет «Царь-рыба» по мотивам рассказов, входящих в книгу «Царь-рыба». Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров.
13 слайд
Творчество писателя отмечено многими премиями Государственная премия России (1975, 1978, 1991, 1995,1996, 2003 (посмертно): Международная Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997); Премия международного литфонда «За честь и достоинство таланта» (1998); Литературная премия имени Аполлона Григорьева за повесть «Веселый солдат» (1999) C 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда,
14 слайд
Часовня Часовня - храм св.Иннокентия - епископа Иркутского, проект известного архитектора г.Красноярска А.С.Демирханова. Всего за три недели возвели его красноярские строители. С 1934 года в селе не было церкви. Наконец, была осуществлена мечта Виктора Петровича Астафьева. По завещанию писателя его отпели после смерти в этом храме.
15 слайд
16 слайд
Был полон зал, все замерли и ждали, Что к нам навстречу выйдет исполин, Что загремят на пиджаке медали, И долго будет говорить... один. Но вот с трудом поднялся к нам на сцену Седой как лунь, сутулый человек. Сомнений нет, он жизни знает цену: Кружил его, мотал двадцатый век. Он говорил, и чудилась царь- рыба, Босое детство, белые снега... Большая жизнь - неписаная книга, Поклон последний - память на века. Аня Мамонтова 1999 год
Тема урока: О вечных нравственных ценностях
(План-конспект урока по повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)
Цель : обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.
Перед началом урока на доске поместить два отрывка из романа М.Шолохова “Тихий Дон”:
“… Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад
казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю. От запаха степного
мне хочется плакать. И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными
дождем виноградниками, - так глубоко и больно люблю…”
“В чужих краях и земля и трава пахнут по-иному. Не раз он в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях сизую метелку полыни, нюхал и с тоской думал: “Нет, не то, чужое…”
Учитель . Объявляет тему урока и зачитывает эти прекрасные высказывания.
Эти слова, - подчеркивает он, - говорят люди разных социальных групп.
Первые – произносит Евгений Лестницкий, барин, образованный человек, владеющий
несколькими иностранными языками. Вторые – принадлежат Григорию Мелехову, он
простой казак, землепашец, человек от сохи, едва постигший начальную грамоту.
Вопрос классу . Что роднит этих людей?
Учащиеся . Любовь к родине.
Учитель . Да, любовь к родине, любовь к Дону роднит этих людей, делает равными.
Они оба любят родину нежной сыновней любовью, любят трепетно и преданно.
Они – патриоты. Ведь отношение человека к родине, отечеству просматривается через отношение человека к малой родине. У каждого из вас, ребята, есть своя малая родина. Я бы хотела, чтобы вы рассказали о своей малой родине.
Ответы учащихся:
Вот железнодорожный полустанок, это родина моих родителей, здесь прошло их детство, вдали от шума городского. Здесь всего несколько домиков. Я родилась уже не здесь… Лучше этого места для моих родителей нет места на всей земле. Свою любовь к своей малой родине они сумели передать и мне. Здесь мы отдыхаем каждое лето За домиками стоит плотная стена из стройных елей,а там, за стеной- смешанный лес, он тянется без конца и без края. Удивительны солнечные лучи, пробивающиеся через крону деревьев. А как пахнет лесной воздух! Удивительный, неповторимый запах! Это гораздо больше. Чем богатство.
А вот большой современный город- это моя малая родина. Каждые сутки отсюда с вокзала уходят десятки поездов в разные стороны России. Миллионный город живет своей жизнью. А там, на окраине, еще сохранилась улочка, не тронутая асфальтом… Здесь каждую весну земля покрывается изумрудной зеленью. Улица состоит из деревянных домов. И один из этих домов - мой. Здесь я выросла, здесь мне все знакомо и дорого. И пожилые женщины каждый вечер выходят посидеть на скамейке. Сюда я спешу, здесь мне хорошо, меня всегда ждут. Это моя малая родина.
Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами: как вы понимаете чувство родины? Испытываете ли сами это чувство? Что для вас родина? Все ли так тесно связывают свою жизнь со своей родиной?
Ученики:
За последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при нашем молчаливом согласии разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы так любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.
Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение души. И как хочется порой бросить все и уехать туда, в родные места, подышать воздухом радости и детства!
Учитель, да, чувство родины – одно из главнейших чувств, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием. Многие соединяют свою жизнь и судьбу с судьбой родины на всю жизнь, отпущенную человеку. Мы знаем массу тому примеров:
Пушкин и Михайловское.
Лермонтов и Тарханы.
Л.Толстой и Ясная Поляна.
М.Шолохов и Вешенская.
В.Астафьев и Сибирь.
Сегодня мы познакомимся с повестью Виктора Петровича Астафьева “Далекая и близкая сказка” . В ней рассказывается о трагедии человека, которого лишили родины. Речь идет о человеке, родиной которого была Польша. Он никогда не видел своей родины, так как родился уже вне ее. Но мысль о родине согревала его, помогала преодолевать тяготы и невзгоды на чужбине. Связующей нитью с далекой родиной для нашего героя была музыка польского композитора Огинского, особенно – полонез Огинского “Прощание с родиной”. Эту вечную музыку наш герой воспроизводил на скрипке, своем любимом инструменте. (Звучит в записи полонез М.Огинского “Прощание с родиной.” ) Сообщение об Огинском: Огинский Михаил Андреевич (1765 – 1833) – граф, польский государственный деятель, композитор, скрипач. С 19 лет состоял на государственной службе, был депутатом четырехлетнего сейма. В 1793 – 1794гг. занимал должность государственного казначея. Участвовал в восстании под руководством Костюшко (1794г.). После подавления восстания был изгнан из Польши. Покидая родину, он написал свой знаменитый полонез “Прощание с родиной”.
Чтение повести В.Астафьева “Далекая и близкая сказка” .
Вопросы к классу:
О чем эта повесть?
Кто главный герой? Какие чувства он вызывает у вас?
Можем ли мы назвать его человеком высокого нравственным?
Какое главное чувство пронес через всю свою жизнь Вася – поляк?
Что помогало герою выстоять в этой тяжелой жизни и не растерять лучших человеческих качеств.
Задания. Подтвердите свои ответы выдержками из текста.
Заключительный вывод учителя. Да, ребята, мы познакомились с удивительным произведением. Наш герой всю жизнь прожил на чужбине, но горячее и нежно любил свою Польшу. Любовь к родине помогала ему выживать на чужбине. И ниточкой, связующей Васю с его родиной, была музыка, скрипка. В мучительные моменты жизни он брал в руки скрипку. Она плакала, уносясь далеко – далеко, плакала и душа Васи – поляка, обретая силы на жизнь.
Вопрос. Есть ли в произведении еще герой?
Ответ: да, есть. Это сам писатель, тогда мальчик- Витя Астафьев.
Вопросы к классу:
Что случилось с мальчиком Витей после, как он услышал скрипку?
Как Витя стал относиться к Васе – поляку после прослушивания музыки?
Сможете ли вы поступить так, как поступил Витя?
Что произошло с мальчиком после всего, что он услышал и пережил?
Будет ли Витя настоящим сыном своего, Отечества? Будет ли он по-настоящему любить свою родину и служить ей?
Вывод учителя:
Да, мальчик Витя Астафьев взрослеет на наших глазах. Он услышал необыкновенную музыку, по далекой родине Польше. Витя совсем по-другому взглянул на окружающую жизнь, он многое понял. Совсем другим мы видим Витю. Он способен на самостоятельный поступок. Витя многому учит нас.
А способны ли вы на настоящий поступок? Ведь настанет время, когда каждый из вас должен спросить себя: «Что для меня есть родина? Способен ли я на поступок во имя родины?» и мы должны снова и снова вслушиваться в слова Васи – поляка: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. Все происходит: любовь, сожаления о ней, горечь утрат, даже боль от ран происходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
Разработка урока музыки в 5 классе на тему: "Музыка и литература"
Мишина Галина Николаевна,
учитель музыки МАОУ СШ № 32 г. Красноярск
Раздел программы: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Полонез М. Огинского в повести В. Астафьева «Последний поклон» - книга 1 «Далёкая и близкая сказка».
Предисловие: В Программе по музыке авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской авторы обозначают интонацию как единый стержень двух разных искусств - музыки и литературы. Умение чувствовать и понимать музыкальный язык, основанный на интонациях народной музыки, закладывается в человеке с детства. Проза великого сибирского писателя Виктора Астафьева увлекательно вводит читателя в мир образно-эмоционального восприятия музыки ребёнком, заставляет глубже почувствовать выразительность мелодии полонеза Огинского. Урок направлен на углубление заинтересованного восприятия музыки и литературного текста, на увлечение слушанием и чтением. Важную роль играет артистизм учителя, умение интересно прочесть текст Астафьева, выразительно исполнить песню «Тонкая рябина».
Цель: осознание учащимися идеи эмоционального воздействия музыки на человека; идеи всем понятного музыкального языка, не требующего перевода.
Задачи:
Познакомиться с новым музыкальным и с новым литературным произведением;
Проникнув в глубину содержания, проанализировать произведения с точки зрения эмоционального содержания;
Найти общее в различных видах искусства и средствах выразительности;
Постараться выйти на уровень осознания идеи о том, что музыка - язык, не требующий перевода;
Суметь выразить своё эмоциональное состояние через слуховое восприятие и вокальное интонирование.
Музыка: М.Огинский Полонез в исполнении на скрипке.
Литература:
Интернет: Полные произведения / Астафьев В.П. / Далекая и близкая сказка
Ход урока.
Учитель: - С этой музыкой связана удивительная история. Но прежде, чем вы её узнаете, давайте послушаем. Закройте глаза и представьте, вспомните что-то, слушая эту музыку (прослушивание первой части Полонеза М.Огинского).
После прослушивания все желающие должны высказаться. Учащиеся рассказывают о том, что им представлялось во время звучания музыки. Обычно дети определяют её как вальс, из-за плавного трёхдольного движения основной мелодии.
Учитель: - Мы не случайно встретились сегодня с этой пьесой. Её название – Полонез (слово пишется на доске, подчёркивается корень пол-). Этот танец из какой страны к нам пришёл?(слово Польша пишется рядом).
Однажды в сибирской деревне, где в те давние времена не было ни компьютеров, ни телевизоров, ни даже электричества маленький мальчик впервые в жизни услышал эту мелодию, её исполнял на скрипке человек «не от мира сего». И так запал мальчику в душу этот случай, что став взрослым писателем он сочинил об этом рассказ. Этим мальчиком был… (появляется слайд с фотографией В.Астафьева в детстве, затем его же фото во взрослом возрасте) кто его узнал, ребята? А в какой деревне родился Виктор Астафьев?
Когда дети ответят на вопросы, учитель продолжает:
В Овсянке Витя жил с бабушкой, к ним в гости и заходил Вася-поляк, человек, имеющий такие вещи, каких ни у кого не было в деревне: очки и скрипку. На скрипке он играл очень редко. Но однажды поздно вечером Вите довелось услышать, как играл он в своей сторожке на краю села. И вот теперь я хочу обратиться к тексту Астафьева и прочесть с вами те строки, где описывает Виктор Петрович свои впечатления от этой музыки (возможно, по желанию прочесть под негромкое звучание Полонеза Огинского).
Желающий ученик получает задание проиллюстрировать чтение картинами слайды 4-9. Подходящая к эпизоду текста картина открывается по гиперссылке с возвратом назад.
Текст желательно иметь на партах каждому учащемуся, чтобы участвовать в чтении(по очереди, по цепочке, на усмотрение учителя).
«…из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.
Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.
Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка - скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и...
Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться - так иссохло у него во рту и внутри.
Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: "Какая деревня-а-а?" - Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.
Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.
В избе всю ночь горела привернутая лампа, бабушка показывала мне углы, светила лампой под печью, под кроватью, мол, никого нету.
Еще пот девочку помню, беленькую, смешливую, рука у нее сохнет. Обозники в город ее везли лечить.
И опять обоз возник.
Все он идет куда-то, идет, скрывается в студеных торосах, в морозном тумане. Лошади все меньше, меньше, вот и последнюю скрал туман. Одиноко, как-то пусто, лед, стужа и неподвижные темные скалы с неподвижными лесами.
Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа за Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несет, крутит. Вот-вот сметет он избушку под горой, смоет завозню и обрушит все с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес, зажжется земля, и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем - ничем не остановить страшную такую бурю!
"Да что же это такое?! Где-же люди-то? Чего же они смотрят?! Связали бы Васю-то!"
Но скрипка сама все потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль, снова едет кто-то куда-то, может, обозом, может, на плоту, может, и пешком идет в дали дальние.
Мир не сгорел, ничего не обрушилось. Все на месте. Луна со звездою на месте. Село, уже без огней, на месте, кладбище в вечном молчании и покое, караулка под увалом, объятая отгорающими черемухами и тихой струной скрипки.
Все-все на месте. Только сердце мое, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
О чем же это рассказывала мне музыка? Про обоз? Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя? И тех вон жалко, что спят непробудным сном на кладбище. Среди них под бугром лежит моя мама, рядом с нею две сестренки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало, - и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где высоко бьется в окно нарядной траурницей чье-то сердце [ остановить воспроизведение музыки Полонеза ].
Музыка кончилась неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: "Ну, хватит!" На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль».
После паузы ( выдержать паузу непременно ) учитель задаёт вопрос:
Попробуйте мне ответить, узнав, что вспоминал и представлял маленький Витя, когда слушал васину скрипку. А какие же чувства вызвала у него эта музыка?
– Дети отвечают: печаль, грусть, тоску.
Учитель : - Давайте вернёмся к тексту самого Астафьева (слайд 9 с фразами из рассказа). Выберите слова, которые рассказывают о чувствах (учитель просит учащихся выписать слова на доске).
Учитель: - Скажите, ведь и вам в вашей жизни доводилось когда-то тосковать? – звучат ответы детей.
Учитель: - Как вы считаете, нужно ли было маленькому Вите иметь какие-либо знания об этой музыке – что это Полонез, польский танец, кто его сочинил и так далее, чтобы почувствовать эту тоску в музыке?
– Учащиеся отвечают: нет.
Учитель: А как же ему это удалось, ведь он слушал музыку впервые в жизни?
Ответы детей выслушать, если нужно обобщить, хотя обычно дети сами находят нужные слова, чтобы выразить идею эмоционального воздействия музыки на любого, кто готов «слушать сердцем».
Учитель: - Вы знаете, Витя всё же набрался храбрости и зашёл к Васе в сторожку. И вот что рассказал ему поляк об этой мелодии (чтение отрывка одним учащимся, либо учителем):
«Я … вздрогнул, когда Вася заговорил.
Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. - Вася думал вслух, не переставая играть. - Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. - Какое-то время Вася думал про себя. Я ждал. - Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине...
Скрипка снова тронула те самые струны, что накалились при давешней игре и еще не остыли. Рука Васина снова содрогнулась от боли, но тут же смирилась, пальцы, собранные в кулак, разжались.
Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме - так называется у нас заезжий дом, - продолжал Вася. - Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор».
Вы заметили, какое слово произносит Вася-поляк, когда говорит о чувствах автора Полонеза? – Тоска. – О чём тоскует Михаил Огинский на границе, когда пишет эту музыку? – О Родине. – Смог ли маленький Витя верно понять, какое чувство содержалось в музыке Полонеза? – Да, смог. – Как же у него это получилось? – Он тоже в жизни испытывал такое чувство.
Учитель : вы знаете, любимая песня Виктора Астафьева ведь тоже была наполнена этим чувством. Появляется слайд с высказыванием писателя: «Не знаю, сколько мне господом Богом отпущено, но когда я помру – спойте «что стоишь, качаясь…» и я услышу вас на том свете».
Если кто знает эту песню – подпевайте.
Учитель исполняет песню «Тонкая рябина».
Далее разучивание с учащимися первого и второго куплета по фразам, слова и мелодия не отделяются. Отдельно отработать пропевание длинных гласных в окончаниях фраз (кач аа ясь, склон яа ясь).
Финал урока – исполнение 1-2 куплетов песни желающими детьми перед одноклассниками.