Проект на тему авторские сказки русских писателей. Литературная сказка как жанр эпоса
Алина Манакова
Проект «В мире волшебной авторской сказки»
Вид проекта : краткосрочный, исследовательско - творческий;
Продолжительность проекта : 1 неделя;
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.
Цель : Приобщать детей к cовременной художественной литературе на примере чтения и анализа авторского произведения Манаковой А. П. «Украденная сказка » , формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к авторскому творчеству , раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи :
1. Знакомить с различными видами современных авторских сказочных произведений , учить узнавать персонажи сказок , знать название и автора , пересказывать содержание , высказывать свое отношение к героям сказки ;
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации творчества сочинительства, в создании и передаче образов, традиции семейного чтения.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Гипотеза.
- Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
- Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Актуальность темы.
Огромной любовью пользуется у детей сказка .
- Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Предполагаемый результат.
Дети должны :
Знать и называть прочитанные современные сказочные произведения , их авторов , тексты, персонажей, мораль;
Уметь использовать различные средства выразительности;
Реализация проекта
Дни неде-ли Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятель-ная деятельность детей Взаимо-действие с родителями
Образова-тельная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образователь-ная деятельность, осуществляе-мая в ходе режимных моментов
Поне-дель-ник Знакомство с принципами авторского пересказа сказки Беседа «Что такое сказка ?»
Цель : научить детей основным принципам сказочного творчества . Рассматривание иллюстративных книг.
Цель : формировать представления детей о способах иллюстрирова-ния сказки . Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о сказке .
Цель : создание положительных установок при чтении. «Умение слушать и понимать!»
(акцент на организацию моментов слушания и понимания текста) Просмотр иллюстраций
«Украденной сказки »
Цель : формировать у детей понимание иллюстриро-вания художествен-ного текста Совместное с детьми чтение сказок дома .
Среда Игра -соревнование
«Собери елочку к Рождеству»
(игры, эстафеты и т. д.) Загадывание загадок, чтение пословиц о Рождестве и о Новом годе.
Цель : учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Сюжетно – ролевая игра
«Писатель и слушатели»
Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании творческих действий писателя. Оформление рисунков для родителей
«Что такое Новый год?»
Интегративное занятие
(музыкально – художествен-ная деятельность и рисование)
«Создаю свою сказку » .
Цель : отразить свое творчество в рисунке и слове. Рассматривание иллюстраций к сказкам , проговаривание основных элементов сочинительства
Цель : познакомить детей с вариативностью иллюстриро-вания и сочинительства
Цель : активизация словаря, классификация, развитие речи. Просмотр мультфильма
«Как приучить дракона» (или иных мультфильмов с использованием элементов фэнтази») Подготовка консультации для родителей
«Как написать современную сказку ? Советы сотворчества» .
Пятни-ца Подготовка к домашнему заданию :
Цель : подготовить детей к созданию авторского произведения . «Мы -писатели!»
Цель : формировать установки на ответственное выполнение заданий и полученных знаний о способах написания сказочного произведения и способах его иллюстри –рования. Дидактические и настольно – печатные игры –сказочной тематики :
- «В гостях у сказки »
Рисование на тематику своей сказки .
Совместное творчество при сочинении и иллюстриро-вании авторской сказки
Авторские сказки Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнет, Да как ручку замах нет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее». Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Чёрт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». Та, в душе её любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». А сама пришла домой. «Что? сказала ей царица, Где красавица-девица?» «Там, в лесу, стоит одна, Отвечает ей она, Крепко связаны ей локти; Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть».
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залаял, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно. Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружится. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полную наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх во светлую светлицу И оставили одну, Отходящую ко сну. День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу, не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса, А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберёт и приготовит, Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни.
Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?» Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей". Братья молча постояли Да в затылке почесали. «Спрос не грех. Прости ты нас, Старший молвил поклоняясь, Коли так, не заикнутся Уж о том». «Я не сержусь, Тихо молвила она, И отказ мой не вина». Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать. «Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, Им царевна говорит, Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста.
Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить её, А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Наконец об нем хватилась И пошла за ним, и, сев Перед ним, забыла гнев, Красоваться снова стала И с улыбкою сказала: «Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей». И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чём!..» Та призналася во всём: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пёс залаялл, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. «Постой, Бабушка, постой немножко, Ей кричит она в окошко, Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу». Отвечает ей черница: «Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри, как он хлопочет! Выдь ко мне». Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пёс ей под ноги и лает, И к старухе не пускает; Лишь пойдет старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. «Что за чудо? Видно, выспался он худо, Ей царевна говорит, На ж, лови!» и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала; «Благодарствую, сказала. Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови!» И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит… Пёс как прыгнет, завизжит… Но царевна в обе руки Хвать поймала. «Ради скуки, Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед», Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала… И с царевной на крыльцо Пёс бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце пёсье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! Она его ласкать, Треплет нежною рукою; «Что, Соколко, что с тобою? Ляг!» и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Всё на яблоко. Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела До обеда, не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала… Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пёс бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! Братья молвили, печали Не минуем». Прискакали, Входят, ахнули. Вбежав, Пёс на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился
И издох. Напоено Было ядом, знать, оно. Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели, Хоронить её хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили,
И решёткой оградили; И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе. Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима Не досталась никому, Только гробу одному». В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее».
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец. «Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». «Свет ты мой, Красно солнце отвечало, Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь её да встретил Или след её заметил».
Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». «Братец мой, Отвечает месяц ясный, Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна видно Пробежала». «Как обидно!» Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: «Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай». Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её». «Постой, Отвечает ветер буйный, Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места, В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту На прекрасную невесту Посмотреть ещё хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг неё страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идёт. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он её берет И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: «Я ль всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты прекрасна, слова нет, Но царевна всё ж милее, Всё румяней и белее». Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала.
Гипотезы. 1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки. 2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – самостоятельное произведение. 3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – заимствование из западно-европейской культуры.
Пословицы о добре и зле. Добро не лихо: бродит по миру тихо (рус.) Добрым путем Бог правит. (рус.) За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (рус.) Лучше открытый упрек, чем тайная злоба. (арабская.) Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.) Час в добре пробудешь - все горе забудешь. (рус.) Чем сердиться, так лучше помириться. (рус.)
Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.
-«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут.
Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?»
- Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок. Альберт Эйнштейн
- Определение жанра сказки
- Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
- Словарь русской литературы.
- Отличительные черты сказки
- Сказочные события
- Сказочные герои
- Сказочные существа
- Необычность обстановки
- Особая манера повествования
- Вариативность текста
- Автор коллективен
- Виды народных сказок
- Волшебные
- О животных
- Бытовые
- Общие особенности Сказок о животных
- Иносказательность
- Ясность оценки героев
- Антропоморфизм
- Быстродействие
- Диалог
- Облегчённая композиция
- Герои сказок о животных
- Традиционные типы
- Лиса – хитрая
- Волк – глупый
- Заяц – трусливый
- Олицетворены
- Разновидности бытовых сказок
- Сказка-анекдот
- Докучные сказки
- Сказка-загадка
- Сказки-насмешки
- Общие особенности
- Бытовых сказок
- Отсутствие фантастики
- Реальные конфликты
- Сказочное разрешение
- Смысловой акцент-развязка
- Жестокий юмор
- Герой бытовых сказок
- хитёр
- удачлив
- дурак в глазах других
- благороден
- Общие особенности Волшебных сказок
- Наличие чуда
- Столкновение с волшебной силой
- Волшебные персонажи
- Волшебные предметы
- Описание
- Герои волшебных сказок
- Деление на положительных и отрицательных
- Борьба с волшебной силой
- Вымышленные персонажи
- Обычные люди
- Список основных мотивов, выделенных исследователем В.Я. Проппом
- Изобразительно выразительные средства русских народных сказок
- Антитеза
- Сказочные формулы
- Гипербола
- Постоянные эпитеты
- Антитеза
- Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
- Василиса – мачеха
- Иванушка – царь
- Крестьянин – барин
- Лиса - заяц
- Сказочные формулы
- Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
- Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
- Концовка – завершает повествование.
- Гипербола
- Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
- «Рос не по дням, а по часам.»
- «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
- Постоянные эпитеты
- Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
- «Сине море»
- «Добрый молодец»
- «Красна девица»
- «Ясный сокол»
- Литературная сказка – это авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение. Основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей. (Л. Брауде).
- Литературная сказка – такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы. (Ярмыш Ю.Ф.)
- Фундаментом литературной сказки послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
- Литературная сказка – жанр пограничный, он обнаруживает черты, свойственные и фольклору, и литературе. Литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовав ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.
- Литературная сказка всегда связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. В литературной сказке отражается социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка – целое направление в литературе, универсальный жанр, охватывающий все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
- Классификация литературных сказок
- «По степени удаленности» от образца устной словесности литературная сказка проходит сле-дующие этапы:
- 1. Запись народных сказок.
- 2. Обработка, адаптации фольклорных записей сказок (сказки ка-зака Луганского - B. И. Даля; сказки братьев B. и Я. Гpимм).
- 3. Авторский пересказ (примером тому пересказы Л. H. Толстого, A. H. Толстого).
- 4. Авторская сказка (в ней создана своя собственная внутренняя форма, фольклорное используется с иной, художесгвенно - ориги-нальной семантикой, как сказке B. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
- 5. Стилизация и пародии (это путь от литературной реальности навстречу фольклорному образцу с разной художественно-педаго-гической задачей), например, «Снегурочка» A. H. Островского (пре-восходная стилизация), сказка Кира Булычева «Королева пиратов на планете Сказок» (содержит ярко выраженный пародийный ком-понент).
- 6. Собственно литературная сказка (она не содержит даже на-мека на известные фольклорные сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее интонационно-речевому строю, однако в ней, как и в фольк-лорной, наличествуют прежде в фольклоре не употреблявшиеся структурные элементы: волшебный помощник, волшебное средст-во и др.).
- В отличие от научной фантастики в литературной сказке нет попытки предугадать будущее на научной основе, прогнозировать развитие науки и техники или объяснять суть событий и процессов, происходящих в прошлом. В общем и целом авторская сказка не связана с социальными или научными теориями развития общества.
- В ХХ веке сформировался и жанр фэнтези, которые позволяет читателям уйти от действительности в воображаемый мир. Необходимым составляющим фэнтези является некий второй мир, в который автор уводит читателя. Мир фэнтези – это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания; это альтернативные или забытые периоды истории человечества; летописи почти сказочных королевств, это комедия условного средневековья: это трагедия мира, навсегда покидаемого эльфами, гномами и т.д.
- Отличие литературной сказки от фэнтези.
- Во-первых, сами причины появления этих жанров различны: фэнтези изначально направлено на побег от реальной жизни путем создания мира переосмысленных мифов, легенд и преданий, в то время как литературная сказка (в частности в России) активнее всего проявляется именно в моменты больших потрясений в обществе и способствует осмыслению жизни с помощью сказочных образов и мотивов.
- Во-вторых, произведения жанра фэнтези целостны и не могут стать частью текстов других жанров, жанровыми вкраплениями.
- Трансформация зарубежной классики в русской литературе.
- 1. Проблема перевода.
- 2. «Сказки и истории» Г.Х. Андерсена и «Сказки Кота Мурлыки» Н.П. Вагнера.
- 3. «Доктор Дулитл» Хью Лофтинга и «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.
- 4. «Удивительный волшебник из Страны Оз» Френка Баума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
- 5. «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик» А. Толстого.
- 1. Добровольская О. Фэнтези и фольклор / О. Добровольская // Литература. – 1996. – №43. – С. 13.
- 2. Каплан В. Заглянем за стенку / В. Каплан // Новый мир. – 2001. – №9. – С. 158-169.
- 3. Колдун И. Классификация жанра фэнтези. 1997. http://www.kulichki.ru
- 4. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина / С.Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: Сб.науч.ст. – М., 1981. – Вып.6.
- 5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
- 6. Лихачёва С. Миф работы Толкина / С. Лихачёва // Литературное обозрение. – 1993. №11-12. – С. 90-104.
- 7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М., 2000.
- 8. Минералова И.Г. Детская литература. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений / И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
- 9. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки // [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер / URL:
- 10. Пропп В. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. - Л.: Academia, 1928. - 152 с. - (Вопр. поэтики; Вып. XII).
- 11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй/ Электронная библиотека bookZ.ru collectionhttp://bookz.ru/authors/djanni-rodari/fantasia/1-fantasia.html
Сказка авторская - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Авторская сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов.
Александр Сергеевич Пушкин Всемирно известный русский классик литературы. А. С. Пушкин известен не только как непревзойденный поэт и блестящий прозаик, но и как автор сказок. Сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о царе Салтане»
Лев Николаевич Толстой Классик мировой литературы, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы. Наиболее известные его произведения: романы «Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение» , трилогия «Детство» , «Отрочество» , «Юность» , повести «Казаки» , «Смерть Ивана Ильича» , «Крейцерова соната» , «Хаджи-Мурат» , цикл очерков «Севастопольские рассказы» , драмы «Живой труп» и «Власть тьмы» , автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера? » и другие.
Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя»