Будьте всегда в настроении. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник") Кавказский пленник жилин и костылин сравнительная
Учитель: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевской СШ
План-конспект урока русской литературы в 5 классе (ФГОС)
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель: Дать сравнительную характеристику героев
Задачи:
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Технологии: технология проблемного обучения, диалоговая технология, элементы технологии развития критического мышления
Ход урока:
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Домашнее задание – составить план рассказа
Мотивация учебной деятельности
1. Работа над эпиграфом
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
(47 лет)
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
Прочитайте эпиграф.
Почему война не сказка?
Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Сравнительная характеристика Жилина и Костылина)
А какова задача нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке? (Научиться сравнивать героев, понять, чем отличаются два героя)
4. Работа по новой теме
а). Приемы составления характеристики героев
(портрет, поступки героя, поведение, характеристика героя другими действующими лицами)
Приемы составления характеристики литературных героев:
Внешние черты (портрет);
Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
Характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I . Портрет
Найдите в тексте описание героев;
О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II . «Говорящая» фамилия
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
Какой наш герой? (слабый).
III
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV . В плену
1. Письмо о выкупе
Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Рукодельничает;
Изучает местность, так как думает о побеге;
Общается с Диной;
Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Костылин – «смирный».
V . Побег
Расскажите об этом.
Как вели себя герои?
5. Применение знаний
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
ЖилинКостылин
Общее
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Различие
I . Портрет
Удалой, выносливый, смелый.
Физически слабый.
II . «Говорящая» фамилия
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый, выносливый, крепкий человек.
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
Слабый человек.
III . Поведение героев во время нападения татар
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.
Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV . В плену
1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.
2. Внутреннее состояние
Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
1. Внутреннее состояние
Душевно слаб, верит в выкуп.
3. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
3. Занятия
Бездействует, стонет.
4.Мнение татар оЖилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».
V . Побег
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
6.Информация о домашнем задании
1. Составить синквейн по группам (1 группа – Жилин, 2 группа – Костылин)
2. Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
7.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Значимость темы
Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
Сделать правильный выбор друзей;
Понимать внутренний мир человека.
В произведении Льва Николаевича Толстого вся история выстраивается вокруг двух героев. Они оба офицеры, служат на Кавказе. Как известно, в этом месте царит тяжелая атмосфера. Горцы позволяют себе всё, что захотят. Они с легкостью похищают людей, а затем требуют за них выкуп. Наши офицеры не стали исключением, в момент путешествия они встретили горцев.
Первый офицер – Жилин, второй – Костылин. Автор не случайно дал своим героям такие имена. Жилин отличается силой духа, упорством, мужеством и непреклонностью. Костылин же слабый человек, не способный ни на что. Он может только жаловаться и причитать. Вместо того, чтобы думать, как можно решить проблему, он ее только усугубляет.
В пути на офицеров напали горцы. Жилин отбивался до последнего. У него не было оружия, но он боролся до конца. Костылин же сразу повернул назад, его моментально схватили. Оба героя оказались в плену. Примечательно, что герои отправлялись в отпуск с разными целями. Жилин ехал к матери, а Костылин просто решил отдохнуть от службы.
Дни в плену стали настоящим испытанием для обоих узников. В то время как Костылин ныл и считал дни до освобождения, Жилин искал варианты. Он очень внимательно наблюдал за жизнью татар, с некоторыми подружился, научился мастерить разные вещи. Благодаря своей смелости и наблюдательности, Жилин смог улучить момент и устроил побег. Ведь он мог бежать сам и тогда всё было бы удачно, но нет. Герой не бросает своего товарища и берет его с собой. Из-за Костылина пленников обнаруживают, ловят, и они оказываются в наихудших условиях, теперь сидят в яме.
В плену горцы заставляет офицеров написать письмо с целью выкупа. Костылин тут же пишет семье всю правду. Он рассчитывает, что его вытащит богатая семья. Жилину же не у кого просить денег. Герой не хочет травмировать бедную мать, поэтому указывает на письме неверный адрес. Подобное действие повторяется дважды.
Жилин помнит, что ему никто не поможет, кроме него самого. Поэтому он полон сил и решительности для совершения второго побега. После неудачной попытки Костылин еще больше сник и серьезно заболел. Жилин не оставлял попыток оценить окружающую обстановку и при первой возможности выбрался на свободу. Костылин отказался бежать второй раз, так и остался дожидаться своего освобождения в яме.
Жилин – уверенный и смелый человек, привыкший полагаться только на себя. Костылин – инертный и слабохарактерный человек. Удивительно, как он стал офицером с таким характером. В итоге, Жилин оказался на свободе, а Костылин ожидал выкупа от своей семьи.
Сочинение 2
В своем произведении Лев Николаевич знакомит читателя с двумя главными героями, они офицеры. Проходят службу на Кавказе, здесь другие люди и совершенно иные правила. Два героя попадают в плен, реакция на эту ситуацию совершенно разная. У каждого героя свой взгляд на жизнь и происходящее.
Данное произведение поднимает тему реакции разных людей на одно и то же обстоятельство. Эта работа является отражением мировосприятия отдельно взятого персонажа. Оба офицера проходят службу в одном полку, который находится на Кавказе. Здесь свои законы и совсем другие люди. Жилин и Костылин вместе отправляются в отпуск.
Татары вскоре после выезда напали на героев. Этот случай мгновенно показывает, в чем заключается отличие характеров героев. Примечательно, что у Костылина с собой было оружие, а у Жилина – нет. С первых минут нападения Костылин принимает решение возвратиться в крепость. Если у него и была смелость, то только тогда, когда рядом есть сослуживцы. Драться в одиночку он был не в состоянии.
Жилин же сразу поступил по-другому, он был готов драться до смерти. Татар было много, у Ивана была одна шашка, но и этот факт его не остановил. Однако, татары знали, как всё сделать, чтобы скрутить героя. Был произведен выстрел в лошадь, что помогло схватить Ивана.
Таким образом офицеры оказались пленниками. Разница между характерами проявляется во всех обстоятельствах. После того, как герои оказались в заточении, Костылин сразу же начал причитать и жаловаться. Он сразу же написал письмо домой, чтобы его выкупили. Его очень беспокоит тот факт, что жизнь может скоро закончиться.
Жилину не на кого положиться, дома у него больная мать, у которой нет денег. Да и не в его это правилах. Иван уверен, что сможет выбраться собственными силами. Герой написал неверный адрес, он не будет пугать свою родню.
Костылин постоянно находится в состоянии сна и ведет отсчет до освобождения, ведь выкуп должны заплатить.
Жилин и здесь не сидит, сложа руки. Он занимается ремонтом поломанных вещей, делает игрушки для ребят и находит время, чтобы изучить местность для побега.
Иван в течение месяца потихоньку роет подкоп. Как только он уловил возможность, сразу же устроил побег, взяв с собой товарища.
Однако, из-за Костылин побег был сорван. Он не смог убежать, по этой причине офицеров опять поймали. После этого героев заставили написать новые письма, теперь они оказались в яме.
После произошедшего Костылин окончательно сдался, он серьезно заболел. Жилин не перестает искать способы покинуть злополучную яму. Благодаря девчонке по имени Дина, Жилин смог покинуть заточение. Его целеустремленность, сила воли и духа помогли осуществить поставленную цель. Он не поддавался панике и страху, действовал разумно, опираясь на холодный и расчетливый ум.
Жилин – герой, достойный звания офицера. На него всегда можно рассчитывать. Костылин показал себя, как слабого и боязливого человека, который думает только о себе. Именно по этой причине он остался в яме и ждал пока его вытащит семья. Сам же он не приложил усилий для того, чтобы освободиться.
Сравнение Жилина и Костылина 5 класс
В своем замечательном произведении автор показывает совершенно противоположных персонажей в лице Жилина и Костылина. В нем будет рассказана невероятно искренняя и реалистичная история того, как два героя станут товарищами по несчастью, а также стоит отметить, что рассказ ведется довольно понятным и простым языком. Служа на Кавказе, оба персонажа, которые являются дворянами, попали в плен к врагу, и данная ситуация видится в контексте совершенно противоположных мировоззрений, так как они выбирают совершенно разные пути поведения.
Стоит начать описание персонажей с их внешних данных. Костылин представляет из себя полноватого мужчину, который страдает лишним весом, и является зачастую весьма неуклюжим человеком. В отличие от него, Жилин находится в прекрасной физической форме, он следит за собой, и является ловким человеком в делах и действиях. Даже фамилии персонажей говорят сами за себя, например, про Жилина можно сказать о том, что он является человеком, который привык трудиться и делать различные вещи, которые привели его к тому, что выглядит он хорошо. Все настоящая суть персонажей раскрывается в моменте, связанным с пленом. Когда Жилину предлагают написать письмо о том, чтобы его родные готовили выкуп за его жизнь, он отказывается, так ка не хочет подвергать жизнь родных людей риску. В отличие от него, Костылин строчит множество строк, в которых просит помочь ему, не думая о дальнейших последствиях.
Находясь в столь непростой ситуации, картина показывает, как персонажи переживают данные трудности, приготовленные жизнью. Жилин изначально рассчитывает на то, что в конечном итоге ему удастся совершить побег. Однако, он понимает, что сделать просто это не получится. И поэтому, он старается расположить к себе местных жителей, он помогает им, и служит, завоевывая все больше доверия и уважения. Хорошо он относится и к девушке по имени Дина, которая в конечном итоге, и поможет совершить ему побег. Автор делает так, что по ходу всего повествования, читателя охватывают чувства презрения к Костылину, и напротив, сильного уважения к Жилину, который доказывает, что лишь при помощи смекалки, уверенности и терпения можно добиться необходимого результата. В произведении показаны два совершенно противоположных образа, которые показывают то, насколько сильно может отличаться мировоззрение и характеры людей, и что стремление быстро решить проблему не всегда является правильным выбором.
`Популярные сочинения
- Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)
Герои Онегина и Печорина жили в разные промежутки времени. Для Онегина выпали годы мятежей, вольности, в России царила эпоха декабризма, а Печорин – дитя безвременья. Произведения Пушкина и Лермонтова
- Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)
Свидригайлов был отрицательным персонажем. Можно сказать даже. Что он злодей, которые совершил много преступлений. Он был обвинен в убийстве девушке, а также в самоубийстве одного слуги, а также довел свою супругу Марфу Петровну до самоубийства
- Темное царство в пьесе Гроза - сочинение
А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.
Класс: 5
Цели:
- Обучать учащихся созданию художественного образа.
- Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
- Воспитывать грамотного читателя.
ХОД УРОКА
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
(Приложение 1 . Слайд 1)
1. Повторение знаний теории литературы
– Продолжаем разговор о произведении
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не
дайте себя запутать.
– «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)
– Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)
– Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)
– Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)
– Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)
– Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)
– А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
(Приложение 1 . Слайд 2)
Рассказ
– небольшое
повествовательное произведение, объединенное
сюжетом и состоящее из одного или нескольких
эпизодов.
Сюжет
– это цепь событий, происходящих
в произведении.
Эпизод
– одно событие, имеющее начало и
конец.
(Приложение 1 . Слайд 3)
Повествование:
- Личное – от лица героя-рассказчика;
- Безличное – от лица повествователя.
(Приложение 1 . Слайд 4)
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
– Вы согласны со своими ответами? (Да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
– Какое историческое событие отражено в
рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет)
–
это война Российской империи с горскими народами
Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами,
осетинами, татарами). О каком народе идет речь в
рассказе? (О татарах).
Кавказская война – самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
– Прочитайте эпиграф.
– Почему война не сказка?
– Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это
потери, смерть, искалеченные судьбы,
незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим»,
ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на прочность,
выносливость, человечность.
– В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами должен
обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия
чести, совести, достоинства; это смелый,
мужественный, храбрый человек; он предан своему
Отечеству).
3. Тема урока
(Приложение 1 . Слайд 4)
а) Приемы составления характеристики героев
(Приложение 1 . Слайд 3)
Приемы составления характеристики литературных героев:
– внешние черты (портрет);
– поступки героя, отношение к другим людям, его
чувства, речь;
– характеристика героя другими действующими
лицами
б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
–
Сравним Жилина и Костылина.
– Порой требуются годы, чтобы понять человека, а
мы с вами попытаемся узнать героев за урок.
Задача не из легких, но вполне разрешима.
– Сравнить, значит, найти общее и различие в их
характере.
Что общего?
– Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в
плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп,
участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но
именно они помогут нам разобраться, кто есть
настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
Портрет
– Найдите в тексте описание героев;
– О каких качествах характера героев узнаем по
описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
– Можно ли ограничиться только этим приемом?
(нет, может сложиться ошибочное представление о
герое).
«Говорящая» фамилия
– Автор наделил Жилина и Костылина
«говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные
сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек.
Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий,
выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое
костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе
хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).
Поведение героев во время нападения татар
–
Какое решение принимает Жилин?
Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность,
смелость, способность противостоять врагу; он не
из робкого десятка).
– Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем
думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться;
ведет себя как трус и предатель).
В плену
1. Письмо о выкупе
– Почему Жилин указал в письме неправильный
адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
– Предположим, что он написал письмо. Послала бы
мать деньги, несмотря на свою бедность?
– Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее
материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих
ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был
трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с
татарской девочкой Диной. Этот образ не
случайный. «Дина» в арабском языке значит
«вера».
– Во что верит Жилин? (в собственные силы, в
удачу; он сильный духом.)
– Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
– Рукодельничает;
– Изучает местность, так как думает о побеге;
– Общается с Диной;
– Лечит людей аула.
– Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
– Бездействует и стонет.
– Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых:
«Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Побег
– Расскажите об этом.
– Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость,
стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм,
слабость.
в) Создание устного высказывания
«Сравнительная характеристика Жилина и
Костылина»
с использованием таблицы, составленной в ходе
работы
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. |
Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или
людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. |
1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. |
2. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. |
3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». |
4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
V. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
г) Значимость темы
– Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
– различать добро и зло, любовь и ненависть,
смелость и трусость;
– сделать правильный выбор друзей;
– понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание:
1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
– Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина
и Костылина как участников Кавказской войны.
– О чем бы они могли вам рассказать?
– О чем бы вы их спросили?
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары.Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера.Жилин был храбр и,подумав, что если доьежит до ружья(оно было у Костылина), то они спасуться, закричал Костылину.Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен,где они и встретились.Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их.(5000 рублей).Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать.Письмо он на другой адрес отправил.Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать.В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины.Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу.Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе.Поэтому их и поймали.Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих.Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей.В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин показывает мужество и храбрость, а Костылин- лень, трусость и слабость.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.
В начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а Костылин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может.
Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Костылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем вперёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.
Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену.
Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.
Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей. Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между народами.
А Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря своему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жилин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.
Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.
В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».
Здесь искали:
- сравнительная характеристика жилина и костылина
- характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
- характеристика жилина и костылина