Мир русской драматургии гроза система художественных образов. Алгоритм написания сочинения
В том же 1859 году появилась «Гроза», прославленная пьеса Островского. Работа была напряженной и краткой по времени: начав в июне-июле, драматург закончил ее в октябре 1859 года.
«Гроза» - произведение, в какой-то мере загадочное. Во-первых, она оказалась исключительно жизнеспособной, репертуарной в разные эпохи истории русского театра. Во-вторых, она необычна в жанровом отношении. Это трагедия с элементами острого комизма, едва ли не фарса: рассказы Феклуши о заморских странах, где правят «салтаны» и обитают люди с песьими головами, бредни, которым с изумлением и страхом внимают обыватели, или действительно дикие выходки Дикого, богатого купца, в котором самодурное начало представлено в гротесковых формах ничем не обузданного произвола.
За время, которое прошло после триумфа комедий «Банкрот» и «Бедность не порок», многое изменилось в творческой манере драматурга, хотя как будто бы сохранились в неприкосновенности те же самые образы-типы, какие были и прежде. Однако все это то, да не так, можно сказать. Что самодуры (Дикой, Кабаниха), как две капли воды, похожи на прежних, - лишь внешнее впечатление. Пространство конфликта резко изменилось. Там («Банкрот», «Бедность не порок») действие ограничено узкими рамками семьи, здесь сфера приложения сил самодурной воли неизмеримо расширилось. Семья остается, но не только она. В авторской ремарке, характеризующей Савела Прокофьевича Дикого, значится определение не просто его социального («купец»), а еще и общественного положения: «значительное лицо в городе». В разговорах упоминается городничий, с ним Дикой на короткой ноге и даже не считает нужным скрывать от него свои проделки с не заплаченным или урезанным по своему произволу жалованьем рабочих.
Это новый поворот в художественном исследовании типа самодура, который, наконец, выходит из своих замоскворецких покоев и «куражится» не только над семейством, а над чужими ему людьми. Дикой не будет забыт: и спустя 10 лет появится в «Горячем сердце» (1869), превратившись в вечно пьяного Курослепова, а городничий выйдет в той же пьесе из-за кулис и станет уже не внесюжетным персонажем, как в «Грозе», а центральным героем, городничим Градобоевым – классический сатирически-комедийный персонаж Островского.
Еще одна особенность новой пьесы заключалась в том, что краски в освещении самодурства в «Грозе» оказались еще более сгущены. Дикой вполне отвечает своему имени – ничем не обузданная, дикая сила, чисто русская, есть вполне безобразная в своих проявлениях. Другой тип самодурных отношений – сдержанный, но тоже очень жестокий – Кабанова. В составе действующих лиц подчеркивается: «богатая купчиха»; ее побаивается сам Дикой. В этом образе дает себя знать замечательная особенность драматургической манеры Островского: он всегда оставляет простор для режиссерской и актерской импровизации, для поисков оригинальных решений в разработке того или иного характера. Так, в постановках «Грозы» уже в эпоху 90-х годов ХХ века в трактовке образа Марфы Игнатьевны Кабановой появились совершенно новые режиссерские и актерские подходы: вместо тяжеловесной, грубо вылепленной, суровой купчихи на сцене оказывалась в целом ряде столичных и провинциальных театров относительно молодая, изящная, «домашняя», милая женщина, но настоящий ад для своей невестки из-за безоглядной, слепой любви к своему сыну. Психологический парадокс, заложенный в образе, проявился в том, что материнская любовь оказывается способной разрушить не одну семью и превратить жизнь близких людей в непрекращающуюся пытку.
Существенные изменения претерпел и конфликт пьесы. Раньше носители положительного нравственного начала были противополагаемы героям отрицательным: благородный, любящий Ваня Бородкин – Вихореву («Не в свои сани не садись»), приказчик Митя – Гордею Карпычу Торцову и Коршунову. Но даже в таких случаях противоборство в конфликте исключалось: первые слишком унижены и забиты, чтобы протестовать, вторые – безгранично уверены в своей необузданной воле, в праве, не колеблясь, творить суд и расправу.
В «Грозе» группировка персонажей и их конфликтное взаимодействие резко изменились. Здесь происходит – впервые у Островского – нешуточное противостояние грубой силе, притом на уровне почти бессознательном, стихийном. Катерина – слабое, неразвитое существо – купеческая дочь и купеческая жена. Плоть от плоти этой среды. Поэтому «лучом света», как это сделал Добролюбов (статья «Луч света в темном царства») ее можно было бы назвать с большой натяжкой. Критик использовал образ Катерины, чтобы завуалированно высказать идею революционного преобразования общества: пьеса, как он пояснял читателям, «служит» отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».
Между тем конфликт, заканчивающийся катастрофой, смертью героини, был не социальным, а скорее психологическим. В душе Катерины живут мучительное чувство вины и чувство страха за содеянное (супружеская измена). Эти мотивы усиливает еще одна черта героини: ее искренность, открытость, доброта. Она не умеет лгать и действовать по принципу: делай, что угодно, лишь бы все было, шито-крыто (правило жизни Варвары, сестры ее мужа). Весело идти по пути порока для Катерины невозможно: без любви, без участия для нее жить нельзя, и она так жить не будет. Дом Кабановых для нее, где даже муж не может ответить на ее чувство, хотя по-своему любит ее, - это живая могила, смерть легче, - и она идет на смерть в состоянии полубреда, полуяви: только природа может дать ей свой молчаливый отклик–сочувствие, и она обращается к ней (явление 2, 3, 4 пятого действия), люди же безжалостно истязают и мучают ее на каждом шагу.
В конфликте «Грозы» уже не доминировал фактор социальный, на чем настаивал Добролюбов и что было в прежних пьесах: приказчик Митя – и его хозяин, богатый купец Торцов, и такой же Коршунов; Ваня Бородкин – и дворянин Вихорев. Здесь, в «Грозе», лица, создающие острый конфликт, - ровня друг другу. Взывная сила протеста сосредоточена прежде всего в характере героини, каким его создал Островский.
Правда, выход у Катерины все-таки есть: можно было бы жить по примеру Варвары и Кудряша. Но ей с ними не по пути, она не может лгать, изворачиваться, да и Борису далеко до Кудряша, который признается, что дешево свою голову не продаст, и с простым конторщиком вынужден считаться его крутой хозяин, Дикой. Борис же в точности повторяет тех безропотных резонеров, которых зрители знали по прежним пьесам Островского.
Еще одна особенность, отличающая этот необычный характер героини, - чувство свободы, живущее в нем. Судя по всему, в семье, где прошло детство и молодость Катерины, при глубоко религиозном воспитании не было и следа деспотизма и самодурного уклада жизни, чем отмечены все персонажи Островского, выходцы из купеческой среды. Ощущение свободы, близость к природе, добрые человеческие отношения отличают героиню во всем, и она воспринимается окружающими, как чуждая этой жизни, необычная, «странная», по словам Варвары, женщина.
Таким образом, трагическое начало в пьесе обусловлено прежде всего счастливо найденным и тонко разработанным драматургом образом его героини. Ничего подобного по силе трагедийного звучания Островскому уже никогда не удастся создать, хотя он стремился к этому всеми силами души и приближался к успеху «Грозы» в разные периоды творчества: в «Бесприданнице» (1869) и в «Снегурочке» (1873).
39. героя в изображении Салтыкова-Щедрина («Господа Психология Головлевы»)
Головлевская хроника первоначально не мыслилась Щедриным как самостоятельное произведение, а входила в цикл «Благонамеренные речи». Выделение отдельных очерков о «ветхих людях» в самостоятельное произведение было обусловлено теми изменениями в общественной жизни страны, которые нагляднее всего проявились в сфере семейных отношений. К началу 70-х годов Щедрин утверждается в мысли о том, что «роман утратил свою прежнюю почву с тех пор, как семейственность и все, что принадлежит к ней, начинает изменять свой характер», что «разрабатывать по-прежнему помещичьи любовные дела сделалось немыслимым». Отказавшись от традиционного истолкования семейной темы, от романического сюжета, писатель тем не менее имел право рассматривать «Головлевых» как роман. Несмотря на то, что он составлен из отдельных рассказов, они представляют собой целое, обусловленное замыслом писателя и центральной фигурой Порфирия Головлева. Щедрин поставил перед собой сложную задачу: раскрыть внутренний механизм разложения семьи, обусловленный нравственной несостоятельностью как крепостнического, так и буржуазного идеалов. От главы к главе прослеживается трагический уход из семьи, а затем и из жизни Степки-балбеса, Анны, Павла, самой Арины Петровны.
В каждом из героев писатель отмечает черты характера, порожденные крепостничеством: безалаберность и неспособность к осмысленному труду в Степане Головлеве, крайнее равнодушие к людям и цинизм в Павле, жажду приобретательства и ханжеское благолепие в Арине Петровне, лицемерие и пустословие в Иудушке. Наиболее полно и последовательно процесс разрушения помещичьего клана представлен в образе Порфирия Головлева.
Портрет Иудушки Щедрин пишет, используя яркие краски психологической сатиры. Один из основных способов характеристики внутреннего мира героя – его речь. «Обманное слово», по образному выражению Н.Михайловского, становится ключом к раскрытию противоречия между созданными общественными мифами и реальностью. Словесные формулы, общепринятые понятия, которыми пользуется Иудушка в той или иной ситуации, оказываются ложью, бессодержательной фразой.,Пустословие. Иудушки («ах, Володя, Володя! Не добрый ты сын! Дурной! Видно, не молишься богу за папу, что он даже память у него отнял!»), вовсе не свидетельствует о его душевных переживаниях. Гораздо больше его волнует обрядовая сторона события, необходимость соблюсти приличия даже перед маменькой: «Ах, грех какой! Хорошо еще, что лампадки в образной зажжены». Самооправдание Иудушки строится как набор расхожих моральных формул, которые, соединяясь в образе-переживании героя, изобличают в нем бессознательного лжеца, впитавшего общественное. Оно оправдывает жестокость отца по отношению к сыну-самоубийце: «Жил хорошохонько да смирнехонько… чего ему не доставало? Денег, что ли? Коли мало денег – умей себя сдерживать. Не все сладенького, не все с сахарцом, часком и с кваском покушай!». Слово Иудушки имитирует благородные идеи, высокие душевные побуждения, но оно утрачивает настоящее содержание. Герой не переживает мучительный процесс рождения слова, чтобы выразить чувства, он берет готовое чужое.
После появления первых глав «Господ Головлевых» критика стала именовать Иудушку «русским Тартюфом».Автор романа дважды в отступлениях дает психологическую характеристику типу Порфирия Головлева (гл. «Семейные итоги», «Расчет»), так как для писателя разница между двумя типами лицемеров: сознательным (Тартюф) и бессознательным (Иудушка) была принципиальной. Бессознательное лицемерие, пустословие в сатире Щедрина приобретают характер особой формы социального и духовного обнищания господствующего класса. Поэтому столь важным в психологической характеристике героя оказывается «нетартюфский» финал Иудушки.
Путь Иудушки к прозрению в финале – путь совершенствования героем «запоя празднословия», когда из формы жизни он становится её целью. Последний всплеск его сопровождал удаление сына Евпраксеюшки из Головлева. «Агония» Иудушки, пишет Щедрин, началась с того, что «ресурс празднословия, которым он до сих пор так охотно злоупотреблял, стал видимо сокращаться».
Главы «Выморочный» и «Расчет» постепенно раскрывают трагедию Порфирия Головлева, обретающего наконец человеческий язык именно потому, что все, что он мог уничтожить, погибло, исчезли даже предметы его фантазий. Последнее, что произносит герой, обращаясь к Анниньке, воспринимается как прощание с жизнью: «Надо меня простить! - продолжал он, - за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?!.. где… все?» Пробудившееся на минуту сознание заставило Иудушку почувствовать себя человеком и понять, что никаких возможностей для «воскресения» у него нет. Толчком к «расчету» героя с жизнью становится евангельская притча об искуплении вины страданием, её нравственный эффект совпал с переживаемой Иудушкой душевной смутой и гибель героя стала неизбежностью.
Не следует видеть в сентиментально-христианском финале романа стремление Щедрина «простить» своего героя. Демократизм Щедрина был характерным явлением для 60-х годов, когда в социальной среде видели источник формирования человеческой личности. Лицемерие Иудушки имело корни в социальных условиях его жизни, а не только в дурных наклонностях его личности. В «оправдании» героя значительную роль сыграло представление Щедрина о функции нравственного суда. Проснувшаяся в финале совесть» героя характеризует не только состояние Головлева. Она становится символом пробуждения общественного сознания.
Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сю-жетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, под-робные рассказы о его самодурстве по старым эсте-тическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.
В системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Кабановой и Дикому. Однако она противостоит всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, которая разыгрывается на их глазах.
Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается одинокой и непонятой. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному Остров-ским с нескрываемой симпатией. Показательно, что Кулигин и Катерина ни разу не разговаривают друг с другом, не видно даже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изоли-рованность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.
Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему на пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетель-ности грозы, цитируя Ломоносова и Державина. Его иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) — дело заведомо невозможное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покоряться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда — это самообман. Таким же самообманом является пребывание в Ка-линове Бориса.
Что сказать о Борисе, да и о Тихоне? Как к ним относиться? Сами-то они страдают от «темного царст-ва» или живут в полном согласии с его законами? Способны ли они подняться до понимания всего ужаса своего положения? Материал с сайта
Трудность заключается в том, что в данном слу-чае однозначные ответы вряд ли возможны. Уни-женное положение Бориса, Тихона и других есть одновременно и их вина, и их беда. С одной стороны, они, конечно, являются жертвами «темно-го царства», которое изуродовало, искалечило их судьбы. Но, с другой стороны, они принимают власть сложившихся обстоятельств. Личностное начало раз-вито в них все еще недостаточно. Но очень важно, что оно растет. Кулигин на протяжении пьесы не изменяется: характер его дан уже сложившимся, образ его статичен.
I. Средства раскрытия характеров определяются литературным методом и жанром произведения.
II. Основные средства раскрытия характеров.
1. Портреты и характеристики персонажей:
Изобразительный портрет (детали);
Самохарактеристика;
2. Обстановка, интерьер.
3. Поступки.
4. Речь: индивидуальные признаки.
6. Пейзаж.
7. Сопоставление и противопоставление персонажей:
Двойники и антагонисты.
8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).
9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.
10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.
Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".
Развернутый план сочинения
I. Система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.
II. Система образов драмы "Гроза".
1. Образы хозяев жизни:
Купцы Дикой и Кабаниха:
а) носители идей старого уклада (домострой);
б) жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим;
в) идея близкой гибели старого уклада.
2. Образы смирившихся под властью самодуров:
Тихон и Борис (образы-двойники):
а) безволие, слабость характера;
б) отказ от открытого протеста;
в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;
г) Борис образованнее Тихона;
д) после смерти Катерины Тихон решается на протест, Борис – нет.
3. Протестующие персонажи:
Варвара и Кудряш:
а) внешнее смирение, ложь и маскировка;
б) противостояние силе силой (Кудряш);
в) бегство как средство спасения от тирании.
Кулигин:
а) противопоставляет самодурству силу просвещения;
б) понимает разумом суть "темного царства";
в) пытается влиять силой убеждения;
4. Катерина:
а) самый решительный протест против власти самодуров ("протест, доведенный до конца");
б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").
5. Второстепенные образы:
Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:
а) дополняют картину "темного царства".
III. Образная система драмы "Гроза" задает новые параметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).
Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Развернутый план сочинения
I. В основе образной системы романа – антагонизм социальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).
Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.
II. Образная система романа.
1. Евгений Базаров:
Главный герой романа, центр образной системы;
Новый социальный тип;
Сильный характер, природный ум, трудолюбие;
Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:
б) примат практики над умозрительностью, эксперимента над теорией;
в) отрицание искусства, эстетического значения природы;
г) критерий полезности каждого вида деятельности;
д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;
е) люди - биологические индивидуумы, одинаковые, как и деревья в лесу.
2. Идейные противники Базарова:
1) Павел Петрович Кирсанов - главный антагонист:
Узость позиции;
Слабость аргументации;
Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;
2) Николай Петрович Кирсанов:
Стремление понять молодое поколение;
Искреннее желание внести коррективы в организацию жизни;
Возвышенная натура: любовь к искусству, природе,
Красоте чувств;
Опровергает теорию Базарова скорее интуитивно.
3. Мнимые союзники Базарова:
1) Аркадий Кирсанов:
Представитель молодого поколения;
Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;
Подчеркивает идею одиночества главного героя;
2) Ситников и Кукшина:
Образы-пародии на нигилистов;
Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;
4. Женские образы:
1) Анна Сергеевна Одинцова:
Аристократка;
Необычный для Тургенева женский образ;
Красота и сила характера;
Стремление к покою;
Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;
2) Катя, сестра Одинцовой:
Отражение характера сестры;
Избавляет Аркадия Кирсанова от идей Базарова;
3) Фенечка:
Образ трогательной женщины из народа;
Оттеняет отношения старших Кирсановых;
Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.
5. Родители Базарова:
Отражение противоречий между старым и молодым поколением;
В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.
6. Второстепенные образы:
1) Дуняша и Петр:
Слуги в имении Кирсановых;
Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;
Отражают разнообразные народные характеры;
2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:
Отражают демократизм героя;
Опровержение наивной веры героя в то, что он знает народ.
III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.
Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Развернутый план сочинения
I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.
II. Собирательный образ народа в поэме.
1. Образы семи мужиков:
Все из деревень с "говорящими" названиями;
Выполняют композиционную роль (связывают части повествования);
Воплощают черты русского народа:
а) правдоискательство;
б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.
2. Образы народных защитников:
Ермил Гирин - человек, руководствующийся нравственными законами;
Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского народа: "Клейменый, да не раб";
Яким Нагой - обличитель существующих порядков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";
Староста Влас - мудрый человек, живущий по законам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.
3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:
Старообрядка - воплощение невежества (предсказывает конец света оттого, что женщины стали носить красные кофты);
Дворовый - хвастается господской болезнью - подагрой;
Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притворяться крепостными, сами себя загоняя в неволю);
Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.
4. Собирательный образ русской женщины - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:
а) трагичность участи русской женщины (надругательства родни мужа, участь солдатки, пожары и неурожаи, гибель детей, несправедливые обвинения);
б) красота и сила характера;
в) способность перенести все невзгоды и сохранить себя.
5. Образы угнетателей:
Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;
Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",
Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разорение дворянских гнезд.
6. Образы демократической интеллигенции:
Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пытается понять и запечатлеть народный образ;
Гриша Добросклонов:
а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба готовила путь славный, имя доброе народного заступника, чахотку и Сибирь ";
б) является единственным по-настоящему счастливым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".
Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:
а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.
III. Именно система образов поэмы создает ее художественное своеобразие, позволяет судить о настроении русской интеллигенции и крестьянства в пореформенный период.
Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Развернутый план сочинения
II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".
1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не принуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";
2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зародилась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",
3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Кабаниха о Диком);
4. Речевая характеристика:
Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего люди не летают, как птицы?")",
Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",
Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;
Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в рубище почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";
Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.
5. Ремарки.
6. Метафоры, символы (образ грозы).
7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").
III. Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.
Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.
II. Средства создания образов.
1. Портрет:
Раскольников: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу ";
Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".
Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."
2. Обстановка в городе подчеркивает душевное состояние главного героя:
- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";
- " ...почему именно во всех больших городах человек... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";
- "Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным ".
3. Интерьер: квартира Раскольникова и других героев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:
Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желтыми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";
Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".
4. Деталь приобретает символический смысл: желтый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Сонечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).
5. Характеристика героя другими персонажами:
Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Великодушен и добр... просто бесчувствен до бесчеловечия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".
6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольникова, обостренное чувство несправедливости; последний сон Раскольникова - фантастическое воплощение его теории - отражение борьбы человека и теории.
7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).
8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").
9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:
"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречающиеся предметы... поминутно впадал в задумчивость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и даже где проходил ".
10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова является великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).
11. Символика цифр: три дня после убийства Раскольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на девять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажутся семью днями (семь дней божественного творения).
III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной достоверности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стремления к гармонии.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое содержание.
IV. Идейное содержимое.
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
V. Структура стихотворения.
1. Основные образы стихотворения.
2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.
4. Стихотворный размер.
5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).
6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).
7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).
План разбора лирического стихотворения.
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.
3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)
4. Основная тема.
5. Смысл названия.
6. Лирический сюжет и его движение.
7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
8. Основные настроения, тональность стихотворения.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,
11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
14. Музыка стихотворения.
15. Ритм, размер.
16. Рифмовка, характер рифм.
17. Лексика. Языковые выразительные средства.
18. Поэтический синтаксис.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
21. Отзывы критиков о стихотворении.
22. Звучание стихотворения в наши дни.
План разбора лирического стихотворения.
1. История создания лирического произведения.
2. Особенности жанра данного лирического произведения
3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения.
4. Особенности композиции лирического произведения
5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувства, настроения, движения души).
6. Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.
7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворении; их идейно-художественное значение.
8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль.
9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль.
10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.
11. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.
Анализ стихотворения
Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.Цели:
определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
Ход урока.
Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.
Дайте определение слову «гроза»?
Какое значение имеет в пьесе?
(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)
Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)
Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.
– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?
– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.
Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
"Хозяева жизни" | "Жертвы" |
Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. | Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. |
Вопросы для обсуждения
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?
Как понять такое определение - "зеркальные" образы?
Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.
Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.
Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".
Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Использование приема контраста и сопоставления:
монолог Феклуши - монолог Кулигина;
жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;
Катерина - Варвара;
Тихон - Борис.
Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.
Домашнее задание:
- Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
- Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?
(352 слова) В пьесе «Гроза» автор рассказывает о жизни купечества и мещанства. Город Калинов – собирательный образ «тёмного царства», в котором живут невежественные люди, погрязшие в рутине. Они хотят сохранить патриархальный мир любой ценой, заботятся только о своих интересах и во всём ищут выгоду. Те, кто пытается изменить существующий порядок, оказываются слишком слабыми и в итоге смиряются с действительностью.
Ключевой образ произведения – гроза. Это не только природное явление, но и символ конфликта поколений. Кабаниха и Дикой – представители «старого» мира. Они чтят законы Домостроя, соблюдают обряды, любят порядок, при котором жизнь, воля и разум окружающих находятся в их руках. Марфа Игнатьевна торжествует, узнав, что её невестка ушла из жизни: теперь порядок будет восстановлен! «Старый» мир жаждет власти, но власть его непрочна. Дом Кабановых держится на лжи: «Лишь бы всё шито да крыто было». Автор говорит не об одном абстрактном городе, а о России в целом: как много в стране таких семей!
Образ Катерины – светлый и чистый. Молодая женщина сильна духом, богобоязненна, искренна. Катерина не может лгать и потому выбирает путь самопожертвования. Не случайно её назвали «лучом света в тёмном царстве». Образ героини символизирует твёрдость характера, нравственные ценности, высокие устремления. Также среди героев выделяется Кулигин, чьи помыслы тоже чисты, чей рассудок независим от условностей. Благодаря таким людям, которых со временем станет больше, противоестественные устои уйдут в прошлое.
Тихон Кабанов – жертва патриархального мира. Он не может разрешить внутренний конфликт: обидеть жену или ослушаться матери? Только перед лицом трагедии Тихон проявляет искренние чувства. Это происходит слишком поздно. Кабанов олицетворяет покорность, смирение, трусость, но до определённого момента: человек терпит до последнего и затем говорит всё, что думает. Варвара, Кудряш и Борис тоже терпят, но исподволь подтачивают основы тирании, нарушая запреты. В финале и сестра Тихона бежит с женихом, сбросив с себя оковы лжи. Однако возлюбленный Катерины так и остается ни с чем.
Итак, автор изобразил в пьесе несколько типов людей: ограниченных купцов и мещан; тех, кто приходится «не ко двору» в патриархальном городе, и «чудаков». Несмотря на то, что произведение относится к жанру критического реализма, нельзя сказать, что образ каждого героя трактуется однозначно. Финал «Грозы» остаётся открытым: читатель сам делает вывод о том, что было дальше с большинством из них.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!