Конспект урока по изобразительному искусству «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 84 г. МИНСКА»
Урок «Сказочный образ животного»
Швед Татьяна Васильевна
Дата проведения: 24.04.2019
Минск, 2019
Урок «Сказочный образ животного»
Цель: формирование у учащихся общего представления о значении образа животного в художественной культуре.
Задачи:
Актуализировать представления учащихся об использовании образа животного в разных областях человеческой деятельности;
Раскрыть и охарактеризовать особенности символики образа животного в сказке, геральдике;
Совершенствовать умение выражать результаты наблюдений за животными в художественно-творческой деятельности;
Развивать ассоциативно-образное мышление;
Воспитывать интерес к воплощению образа животного в художественно-творческой деятельности
Ход урока:
Вступительное слово.
Повторение материала. (Как художники изображают животных?)
Выполнение заданий 1-3
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Выполнение заданий 4-7
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как же художники могут изображать животных?
Всё верно, этих животных мы с вами можем наблюдать и в своей жизни в реальном мире. Но есть ведь ещё и мир фантастики, сказочный мир. И сегодня мы поговорим с вами о сказочном образе животных.
Задание 1
Учитель: Человек начал изображать животных в глубокой древности. Перед вами рисунки, которые сохранились в пещере Ласко во Франции.
Учитель: Как вы думаете, почему древний человек создавал изображения диких животных?
Задание 2
Учитель: На картине голландского художника Яна Брейгеля изображен райский сад. Что здесь реалистично? А что фантастично? Как вы думаете, зачем художник "смешал" правду с вымыслом?
Задание 3
Учитель: А сейчас послушем сказку английского писателя Редьярда Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе".
Учитель: Назовите, в какой последовательности дикие животные становились домашними: сначала..., позднее..., ещё позднее...
Физминутка. Зарядка для глаз.
Задание 4
Учитель: Свое восхищение верным другом передал голландский художник Паулюс Поттер. Подберите из предлагаемого списка характеристика для каждой картины. (Напряженный, трогательный, благородный, сильный, нежный, красивый, слабый, стройный, стойкий и добавьте свои.)
Задание 5
Учитель: Французский композитор Камиль Сен-Санс придумал шуточную зоологическую фантазию"Карнавал животных" , состоящую из нескольких музыкальных миниатюр. Их исполняет ансамбль инструментов, в который входит: два фортепиано, струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас), духовые (кларнет, флейта, флейта-пикколо), ударные(ксилофон), стеклянная гармоника.
Учитель: Давайте прослушаем зоологическую фантазию "Карнавал животных". Определите, какое настроение и какое событие карнавала композитор передает в каждой части музыкальной миниатюры с помощью разных музыкальных инструментов.
Задание 6
Учитель: Белорусы издавна украшали свои жилища изображениями животных. Считалось, что они отводили беды и помогали создавать мир и благополучие.
Учитель: Назовите, из каких природных материалов сделаны эти фигурки?
Задание 7
Учитель: Современные мастера тоже воплощают образы реальных и сказочных животных в предметах, украшающих быт.
Учитель: Из каких материалов сделаны эти фигуры? К какому виду искусства они относятся?
Учитель:
Образы животных особенно интересуют художника.
Может быть, это связано с тем, что человек, наблюдающий за повадками и натурой животных, сравнивает их с привычками и характером человека?
Рефлексия.
Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?
А с каким животным вы сравниваете себя? Какими чертами характера вы схожи?
Учитель: Спасибо большое за урок, ребята. Мне с вами было очень интересно работать.
Урок изобразительного искусства
во 2 классе
Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»
Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.
Цель урока:
познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.
Задачи урока:
Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;
Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
Совершенствовать технику работы графическими материалами;
Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.
Форма урока : урок- знакомство с искусством.
Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.
Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.
Формы и методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Фронтальная и индивидуальная.
Личностные:
осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;
развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.
Познавательные:
осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Регулятивные:
формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.
Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.
Предметные:
понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.
Оборудование:
изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.
Художественные материалы:
акварельные краски, кисти, бумага.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Спасибо, садитесь.
Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)
2. Разминка для художников
1) Рисование в воздухе.
Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.
2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)
Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?
(Мороз, Осень)
Назовите единственное на Земле рисующее существо.
(Человек)
Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?
Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.
Что, по мнению художников, маслом не испортишь?
(Картину)
Ткань на языке живописца - это что?
(Холст, полотно)
3. Актуализация знаний
На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),
выставка детских рисунков.
Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?
Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.
Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?
Обучающиеся: - Их называют анималистами.
Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?
Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.
Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?
Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.
4. Беседа по теме урока
Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.
Наша школа – это реальность?
Обед в школьной столовой – это фантазия?
Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.
Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.
Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.
5. Работа в группах
Повторение правил работы в группе.
Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.
Кого увидел Мастер Изображения?
Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)
6. Физминутка
Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.
Чтоб красиво рисовать,
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
Рисовать теперь пора.
7. Работа с учебником
Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?
Обучающиеся: - Со сказочной птицей.
Учитель: - Видели такую птицу в природе?
Обучающиеся: - Не видели.
Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.
Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?
Обучающиеся: - Это части птицы и человека.
Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.
Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.
8. Работа в парах
Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.
9. Творческая практическая деятельность обучающихся
Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного...
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
Творите! Желаю успехов в работе.
10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)
Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.
11. Итог урока
Что такое фантазия?
Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?
Каких животных вы придумали и изобразили?
12. Выставка и анализ рисунков
13. Домашнее задание (дифференцированное)
Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.
Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.
Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.
14. Эмоционально – художественная рефлексия
Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.
| |
15. Уборка рабочего места
Список использованной литературы
1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.
2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.
Интернет-ресурсы
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 2 «Б»
Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин
Цель урока: познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимание значения искусства в жизни человека и общества,
Дальнейшее развитие и углубление знаний о скульптуре;
Развитие творческих способностей, умения выполнять фигуру в объёме
Личностные:
Приобретать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование для учителя: мини выставка скульптур –статуэток, слайды
Оборудование для ученика : одноцветный пластилин, стека, доска для лепки, тряпочки для рук
Этап урока.Методы и приёмы
Хроно-
метраж
Планируемые результаты
(УУД)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент словесный
2 мин.
Здравствуйте, ребята.
Приветствовать учителя
Умение сконцентрироваться на работу
Мотивационный (повторение ранее изученного)
Фронтальный опрос
Знакомство с новым материалом Эвристический вопрос
схема-опора
5 мин.
3 мин.
Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этой четверти? (О чём говорит искусство)
Скажите, о чём могут рассказать произведения искусства (о настроении, о характере героев, о добре и зле).
Вы рисовали природу – море. Как вы передавали образ ласкового, тёплого моря, а как выразили образ шторма на море?
Как цвет помогает показать настроение моря?
Сегодня мы продолжим знакомиться с тем, как выразить образ животного и передать его характер.
Посмотрите на слайды.
Можно ли определить какое настроение, характер у этих животных?
Что нам помогает этому? (Движение, поза).
Давайте порассуждаем, как выглядит доброе животное. Оно спокойно сидит или лежит, играет, веселится.
А какие позы принимает животное, если его рассердить? (принимает боевую стойку или прыгает, шерсть поднимается, спину выгибает, а морда – оскаленная.)
Давайте покажем эти позы руками и лицом. Доброе -….., рассерженное-….
Обратите внимание, Чем изобразил художник этих слайд (карандашом, красками.)
А теперь посмотрите я принесла вам вот такие изделия (показ статуэток зверей.
Это статуэтки.
С помощью каких материалов выполнил художник зверей?
Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы или лепки называется скульптура.
Из каких материалов можно выполнить скульптуры? (дерево, бронза, гипс, чугун).
А давайте отгадаем загадку!
Я слеплю кого угодно:
Волка, куклу в платье модном.
На уроке мы творим.
Очень нужен… (пластилин)
Молодцы! Сегодня мы будем работать с пластилином!
Активно слушать,
отвечать на вопросы
Оценивать свои знания
Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель
Наблюдать за презентацией, Анализировать
Аргументировать свое мнение,
под руководством учителя или самостоятельно
Умение пользоваться полученной информацией
Умение самостоятельно определять круг учебных задач
Умение наблюдать, делать выводы,
Эвристический полилог,
наглядно-иллюстративный
Ребята, а какими получаются работы выполненные из пластилина, в отличие от работ, выполненных в графике и живописи? Объёмные! Верно!
Как вы думаете, для чего нужна стека? Посмотрите у себя на столах, как вы думаете, что же это? Ножичек, верно! А для чего она нужна? Чтобы украшать изделие и помогать при лепке.
Определять особенности работы с пластилином
Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать
Педагогический показ Демонстрационный
объяснение
5 мин.
Сейчас я покажу Вам как правильно вылепить фигурку животного.Демонстрация работы над изделием.
1. Итак, ребята, сначала я хорошо разомну пластилин руками, чтобы он был податливым.
2. Мне необходимо сделать большую заготовку. Я сжимаю кусок пластилина. Формирую его в виде закруглённой морковки.
3. Я сейчас вытяну пальцами узкую часть морковки ещё сильнее, получится шея животного.
4. Затем, загните небольшую часть шеи вперёд - получится голова. Пальцами дорабатываю, придаю форму голове.
5. Для того чтобы сделать ноги, надрежу стекой нижнюю часть пополам. Вытяну пальцами передние ноги. Затем- задние ноги. Прищипну лапы.
6. Мне остаётся сделать ушки, гриву, хвост, некоторые элементы можно выполнить прищипыванием, например уши. Посмотрите.
7. Украшение можно выполнить стекой- процарапать шерстку, наметить глаза, пасть.
А вот теперь самое важное- я придам фигурке позу.
Например, согну задние ноги- животное сидит. (показ)
Поставлю ноги в позу бега.
А теперь выгну спину.
Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы
Умение следить и усваивать практические приёмы работы
Постановка творческой задачи Инструктаж
2 мин.
Итак, дети! Вам предстоит вылепить фигурку животного и придать ей выразительную позу. Что Вам для этого понадобится?
Помимо этого, хорошее настроение и фантазия!
Принимать задачу общую и личную
Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, Формирование ответственного творческого отношения к работе
Практическая работа учащихся Практическая работа
20 мин.
Ребята, Вам необходимо работать в тишине, под тихую музыку.
Управлять темпом работы. Поощрять класс, показывать лучшие работы.
Самостоятельно выполнять задание
Умение общаться в группе
Подведение итогов урока Демонстрационный, обобщающий опрос.
3 мин.
Задача: подвести итоги. Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты стеки и тряпочки.
Приготовьтесь к итогу темы.
Как называется искусство лепки?
Как можно передать характер и настроение животного в лепном образе?
А теперь принесите аккуратно свои работы на выставку. (на парте у доски)
Встаньте, успокойтесь. Сделаем шаг назад! Мы на выставке скульптур животных
Сегодня хорошо поработали, потрудились все,
Кто хочет показать и доказать, что на нашей выставке можно увидеть наиболее творческие, оригинальные работы. Пожалуйста.
Осматривать выставку
Оценивать достижения свои и других
Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Изобразительного искусства
Выполнила студентка 46 группы
Исаева Ирина
Проверила: Абросимова Г.А.
Отметка:
Дата: 9. 03.2017
Челябинск, 2017
Урок изобразительного искусства 3 класс.
Учитель Осмоловская Юлия Петровна
МБОУ«СОШ им П.Н.Бережнова»с.Нижняя. Покровка Перелюбского р-на Саратовский области
Тема:Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства
Цель : Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного
Задачи
Познакомить учащихся с анималистическим жанром;
Развивать наблюдательность, умение подмечать характерные черты портретуемого животного;
Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу
Материал: любые графические или живописные средства.
Зрительный ряд : мультимедийная презентация с произведениями Е.И. Чарушина, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина
Ход урока.
Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой.
Чтите науки, любите искусство,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети! Тогда благородные чувства
В вас благородную почву найдут!
Актуализация необходимых знаний.
Деятельность учителя.
На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Деятельность учащихся.
(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)
Деятельность учителя.
Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.
Первые наскальные рисунки первобытных людей. Что они изображали?
Почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?
Животное - это источник жизни для человека в древнем мире. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.
Изображения каких животных нам оставил древний мир?
В древнем мире изображения животных были символичны.
Сфинкс - олицетворение единства животного и человека.
В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой - кентавра.
Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость.
Итак, какой вывод по беседе мы можем сделать? (Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве)
Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Художники-анималисты воспевает удивительный мир живой природы.
Посмотрите на слайды и назовите имена художников – анималистов. (Леонардо да Винчи, Е.И. Чарушин, А. Дюрер, В. Серов, В. Ватагин)
Отгадайте загадки.
Кто по веткам ловко скачет, Кто взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? | Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки Разрисованы лошадки От копыт до головы. |
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса, Кто это?(Лиса) | Мохнатенькая, усатенькая, Лапки мягоньки, А коготки востры. |
Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт… Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель …(Ежик) | Шубу теплую в колечках Носит тихая … |
Кто так заливисто поет? О том, что солнышко встает.(Петух) |
А ком все наши загадки?
Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?
А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)
Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.
Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними, как например Е. Чарушин, который приходил в зоопарк рано утром и наблюдал за повадками и поведением животных.
Практическая часть.
Задание: выполнить наброски домашних животных по памяти в различном эмоциональном состоянии. Рисунок в графике
Задание дифференцированное.
1. рисуем самостоятельно
2. рисуем с опорой на схему (поэтапное рисование)
3. помощь одноклассника, учителя
Индивидуальная работа с учащимися.
П осмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.
По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких – либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.
Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.
ИЗОРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 КЛАСС
УРОК № _________ ДАТА _______
ТЕМА. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Цель:
Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.
Совершенствовать умения изображения животных.
Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.
Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1 ), слова-термины, музыка для фона.
Тип урока:
Урок комбинированный
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Принципы обучения:
Научность
Наглядность
Последовательность
Доступность
Активность
Самостоятельность
Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
ХОД УРОКА
1. Организационная часть.
Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.
2. Введение в тему урока.
Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):
Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».
Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)
Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)
Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.
3. Теоретическая часть.
История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).
Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.
Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).
Рисунки Серова. (Слайд 13-14).
Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.
Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).
4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»
Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Что общего в строении тела животных.
Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).
Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.
Выполнение наброска животных в карандаше.
Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.
Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.
Физкультминутка для пальчиков.
5. Постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).
Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.
Послушайте требования к работе:
Соблюдение пропорций
Удачная передача характера животного
Проработка мелких деталей
Общая выразительность
Завершенность
Аккуратность
Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.
Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.
6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.
7. Подведение итогов. Вернисаж работ.
8. Заключение.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!
Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.