Скачать презентацию на тему музыкальная культура забайкалья. Музыкальная культура родного края - PowerPoint PPT Presentation
(Астраханский архиерейский хор)Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной
культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом
прошлом и ее история связана с представителями разных
национальностей, однако преимущество имели деятели российского
музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной
музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала
XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора
профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский
архиерейский хор», существующий и поныне.
потребность в
музыкальном искусстве
астраханского общества
относится уже к концу XIX
в., чему способствовали
различные социальноисторические и культурные
факторы и прежде всего появление плеяды
высокоталантливых
музыкантов и
композиторов в крупных
городах России и в ее
столицах. Астрахань,
находящаяся на окраинах
Российской империи,
разделила судьбу многих
провинциальных городов, но
в то же время в области
музыкальной культуры
явила свое своеобразие. Яркие личности, приезжавшие жить и
работать в Астрахань,
концентрировали вокруг себя
профессиональных музыкантов и
любителей, с ними связаны наиболее
значимые события культурной истории
города. Как правило, эти личности
обладали еще и организаторским
талантом, благодаря их энтузиазму
возникали новые ответвления
музыкально-общественной жизни и
продолжались уже сложившиеся
традиции. Столь важное событие, как
открытие консерватории, также
связано с приездом профессиональных
музыкантов из других регионов областей и республик. Но, естественно,
немалую лепту в музыкальную
культуру внесли и местные музыканты,
коренные астраханцы. Многие из них,
наиболее талантливые, покидали
родной город, добивались большого
успеха, всенародного признания, но не
теряли связей с Астраханью и всемерно
помогали обогащать ее музыкальную
культуру.С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как
Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван
престижный музыкальный фестиваль вокального искусства,
проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала
Областная филармония и ее директор и художественный
руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара
Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники
Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих
оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена
Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль
для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария
Петровна Максакова, а также начальник областного управления
культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и
открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо
в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать
первоначальной основой нового музыкального вуза. Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием
оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я.
Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным
руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным.
Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме
антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению
Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу,
оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной
консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу. Приоритет профессиональных местных музыкантов в
постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал
прежде всего образовательным учреждениям музыкальному училищу, а затем - оперной студии
консерватории. Значение оперной студии консерватории
трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более
девяти лет удовлетворяла потребность астраханских
любителей оперного жанра. В оперной студии
консерватории сформировались такие талантливые
артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В.
Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М.
Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами
оперных театров России, а многие из них составили основу
оперной труппы Астраханского государственного театра.
Новый этап работы оперной студии открыла постановка
оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век
постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа»
Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема»
Пуччини, «Риголетто» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта,
«Искатели жемчуга» Визе. Иная судьба оказалась у симфонических
оркестров. Их история в Астрахани ведет свое
начало от первой половины XIX в., с организации
оркестра смешанного состава капельмейстером
И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов
симфоническую музыку «Шотландская
симфония» Медндельсона, «Серенада для
струнного оркестра» П.И. Чайковского,
Симфоническая картина Бородина «В средней
Азии» исполнил сводный оркестр
профессиональных музыкантов театра Терского
казачьего полка под руководством Н.Л. Линева.
90-е годы XIX в. связаны с Астраханским
отделением РМО и музыкальным училищем,
проводившими концерты симфонической
музыки от четырех до восьми программ
ежегодно. Организаторами концертов и
дирижерами последовательно были Ф.Ф.
Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.),
А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г.
симфонические концерты проводил
Объединенный симфонический оркестр, а через
четыре года Астраханский симфонический
оркестр работал с дирижером Н. Тесслером.
Позднее Б.И. Врана сформировал
симфонический оркестр при кинотеатре
«Модерн», исполняя классическую музыку перед
началом киносеансов, в 1929 г. его
симфоническими программами дирижировал
астраханский скрипач и дирижер Г.С.
Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое
время возник симфонический ансамбль рыбвтуза
без дирижера (руководитель Г Донях), т.е.
оркестр музыкантов-любителей.
В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр
Клуба совета торговых служащих (руководитель
М.Л. Тритуз).
10.
Стабильное развитие музыкального театра и симфоническогооркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как
результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням
образования: музыкальная школа - музыкальное училище консерватория. Только планомерная профессиональная
деятельность консерватории способствовала созданию костяка
профессиональных музыкантов разных специальностей,
составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы
филармонии, музыкального театра города.
11.
Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразногополиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География
обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока.
Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных
странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные
звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии
лауреатов международных конкурсов и фестивалей.
Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и
сложился в единый творческий коллектив.
С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой
профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе,
во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.
12.
Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет еесуществования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько
концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли,
преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые
десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились
преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже
студентов - лауреатов международных конкурсов.
Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие
оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было
сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли
педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего,
ансамбли русских народных инструментов «Скиф», «Ната-бене трио», ансамбли скрипачей,
альтистов и некоторые другие.
13.
История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в.Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали
общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов:
певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д.
Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к
созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе
Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других
учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один
сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из
сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая).
Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал
Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и
100 в селах».
14.
Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства«Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и
приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На
протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали
богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором
фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с
1982 но 1989гг.
Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным
датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль
вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера,
посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел
статус международного уровня.
15.
Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеетбогатую историю, вобравшую в себя основные тенденции
общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом
процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены
прочные традиции музыкального искусства, получившие свое
развитие в XX веке.
Описание
Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.
Работа состоит из 1 файл
Музыкальная культура родного края.
Работу выполнила ученица
7в-Трофимова Ирина.
Музыкальная культура Урала.
Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.
Подобные духовным стихам
"гимны" были записаны в общине
евангелистов. Тексты таких "духовных
песен" передаются в рукописных списках,
происхождение напевов в народном
сознании мифологизировано и реально
не определяется: "Это дело древнее.
Это первые христиане ишшо пели.
Даже святые апостолы, когда совершил
Господь вечерю свою" (Кушвинский).
Духовные стихи, в уральских рукописях
и публикациях середины ХIХ в. называемые
"нищенскими стихами" и "песнями
при поминках", и ныне существуют как
часть похоронно-поминальной обрядности.
Как постовые, т.е. календарно приуроченные,
эти тексты бытуют почти исключительно
в старообрядческой и казачьей среде.
При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест.
Небольшое место в календарном фольклоре Урала занимали масленичные песни и припевки, приуроченные к Масленице лирические песни и частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.
Детский музыкальный фольклор
делится на две большие группы
- так называемую поэзию пестования
(колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,
сказки с песенками и т.д.) и собственно
детский неприуроченный фольклор, основу
которого составляют игры и игровые песни,
заклички, дразнилки. Граница между "взрослым"
и "детским" в традиционной культуре
весьма условна: в качестве колыбельных
песен и потешек детям пелись романсы,
лирические и плясовые песни, частушки.
В свою очередь, дети с раннего возраста
овладевали "взрослым" репертуаром,
исполняя в различных ситуациях колыбельные,
затем свадебные, плясовые и лирические
песни, инструментальные наигрыши и т.д.
Песенное исполнительское искусство на
Урале имеет свои особенности. В большинстве
районов Свердловской и соседних Курганской,
Челябинской, Тюменской областей отмечается
преимущественно двухголосная фактура.
Исключение составляют Невьянский, Кушвинский,
Красноуфимский р-ны, в которых встречается
удвоение нижнего голоса третьим (он звучит
на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого
района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель
считал необходимым вести свой голос.
Женское пение в большинстве районов отличается
низкой тесситурой (малая октава). Первым
голосом на Урале называют нижний, он -
ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала"
(Каменский). Народные исполнители Каменского,
Камышловского районов рассказывают,
что раньше запевала (нередко - мужчина)
исполнял этот голос в одиночку. Вторым
голосом считается верхний. Им подпеваются,
подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения
лирических песен сами носители традиции
определяют как умение зыбать, колыбать
(распевать) мотив. Темп напева определяется
ими как пологий (медленный) или частый,
крутой (быстрый).
Исполнители считают, что общее звучание
определяется запевалой, к которому легко
или трудно подпеться. Человек, не умеющий
подпеться, засекает, пересекает остальных.
В смешанных ансамблях нередко запевали
мужчины. В женских сельских ансамблях
до сих пор сохраняются песни с "мужским"
характером запева или песни из мужского
репертуара.
Каждая социальная или возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались.
Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек.
Валерия Малина
Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гражданственность и патриотизм… Доступны ли эти понятия детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ : дошкольникам доступно чувство любви к родному дому , семье, родному городу , родной природе , к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания .
Известно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны, для них характерны яркие впечатления. Именно музыкальное искусство является инструментом воздействия на тонкий духовный мир ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки , воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая гражданско-патриотические , нравственные качества – какая это благодатная и вместе с тем важная задача!
Сегодня мы можем говорить и об актуальности данной темы : не секрет, что наша страна переживает не только экономический кризис, но и кризис семьи и семейного воспитания . Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали поколения, возросла агрессия в обществе, произошло обесценивание духовных устоев. Поэтому очень важно с раннего детства прививать детям нравственные правила, патриотические настроения, возвращать в жизнь ребенка традиции и обычаи нашего народа. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я понимаю необходимость обращения к истокам народного искусства . Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре . Знакомясь с русским фольклором, песенным творчеством, традициями, обычаями, дети учатся любить тот уголок Родины, в котором живут, бережно относиться к родной природе , уважать и гордиться своей историей. Не забываем и о богатом культурном наследии Кубани . Ведь становление человека как гражданина , патриота должно начинаться с его малой Родины – родной улицы , родного города , края . Любовь к большому надо прививать с малого.
На музыкальных занятиях в средней и старших группах детского сада я широко использую различные формы приобщения детей к музыкальной культуре кубанского края . Дети слушают народные песни в исполнении Кубанского хора, с удовольствием исполняют казачьи песни, музицируют на простейших народных инструментах . Стараюсь добиваться, чтобы дошкольники были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, музыкальных игр , активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Результатом этой работы становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Осенняя ярмарка» , «Масленица» , «Яблочный Спас» , развлечения «Мы ребята –казачата» , «Казачьи игры» .
Предлагаю сценарий праздника для подготовительной группы, посвящённого Дню народного единства «Родной край собирает друзей» . Это ещё один шаг к формированию у дошкольников первого чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любви к родному краю , уважения традиций.
Сценарий праздника, посвщённого Дню народного единства .
РОДНОЙ КРАЙ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
Цель : формировать основы гражданственности , патриотизма.
Задачи :
Расширять представления детей о родной стране .
Вызвать интерес к истории своей страны.
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.
Воспитывать любовь к родному краю .
Ход праздника
Под песню «У нас Родина одна» (сл. М. Гуцериева, муз. В. Дробыша) в зал входят дети. Перестроение с флажками. После выполнения упражнения все рассаживаются на места. Выходят чтецы стихов :
1. У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
2. Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней .
3. Есть ветка у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть Родина своя.
4. Страну, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Россией мы зовём.
(В. Карасёв)
Ведущий : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства » . Значение этого праздника скрывается в его названии :
ДЕНЬ НАРОДНОГО (народ – это мы с вами, наши родители, бабушки, дедушки, соседи, друзья) ЕДИНСТВА (когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении) .
Что же нас всех объединяет?
Это праздник нашего народа и нашей Родины.
Выходит ребёнок, под музыку (на выбор музыкального руководителя ) читает стих :
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи,
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм,
Здесь отеческий дом.
(П. Синявский) .
Дети исполняют песню «Россия» (сл. Л. Штоколовой, муз. Т. Барбакуц)
Ведущий : Наш народ придумал множество пословиц и поговорок о Родине, родной стороне . А какие пословицы или поговорки знаете вы о своей стране?
Дети :
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родная земля и в горсти мила.
Человек без Родины, что земля без семени.
Ведущий : Россия – богатая и гостеприимная страна. И проезжего, и прохожего угостить всегда рада :
Встанем утром рано,
Напечем блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот вам угощенье!
Дети с ансамблем ложкарей исполняют русскую народную песню «Блины» .
Выходят дети, читают стихи :
1. Нет края на свете красивей ,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия –
Что может быть сердцу милей?
2. Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия,
Мы в горе и счастье – с тобой!
3. Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
4. А если бы нас вдруг спросили :
«А чем дорога вам страна?»
Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная , - одна!
(В. Гудимов) .
Дети исполняют танцевальную зарисовку «Я люблю тебя, Россия!» (сл. и муз. Р. Гуцалюк) .
Ведущий : Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к родным местам , где ты родился и живёшь.
Дети читают стихи :
1. Мы весёлые ребята,
Мы ребята - казачата,
Любим вместе мы играть,
Петь и весело плясать.
2. Славу предков-казаков,
Знаменитых вожаков,
Умножать готовы мы,
Только надо подрасти.
3. Нет терпения ждать дня,
Когда сядем на коня,
Чтобы с шашкой и в седле
Послужить родной земле .
4. Вот такие мы ребята,
Озорные казачата,
Внуки славных вожаков –
Знаменитых казаков!
(Н. Дик) .
Дети исполняют песню «Кубанские казаки» (современная казачья песня)
Выходит девушка в традиционном казачьем костюме.
Казачка :
Я – казачка Кубани
И характер мой крут.
Жизнь – погони и скачки.
Я - и пряник, и кнут.
Знойной степи царица
И полыни сестра.
Я, как вольная птица,
И сладка, и горька.
Не живу я иначе,
Не к душе мне покой.
Я казачка Кубани.
И не спорьте со мной!
(С. Прилепская) .
Ребята! Пришла я к вам не с пустыми руками – приготовила для вас подарки. Но прежде хочу проверить вашу смекалку, узнать, достойны ли вы называться казачатами. Загадаю я вам загадки, а вы найдите на них ответы.
1. Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
2. Что удобней для ноги :
туфли или… /сапоги/
3. В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
4. Кто в бою надёжный друг,
Знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
5. Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
6. Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
Казачка : Молодцы, ребята! Вот вам от меня в подарок кукла – оберег. В народе зовут ее «берегиня» , потому что она оберегает дом от всяческих бед.
Казачка прощается с детьми.
Девочки исполняют казачий танец с платками.
Ведущий :
Вот они последние станицы,
И вся Кубань встаёт перед тобой.
Ты видишь, как пшеница золотится,
Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…
И, если даже родом ты не здешний,
Однажды побывав у нас, поймёшь,
Какой природой славен край наш вешний,
Какой красой особенно хорош!
Дети исполняют финальную песню «Кубань моя» (совр. казачья песня)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска»
Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»
Музыкальная культура родного края
«Культурное наследие»
Научный руководитель:Завьялова Анна Анатольевна,
учитель музыки
первой категории МБОУ «СОШ №61 г. Челябинска»
Челябинск, 2018
Содержание
ВведениеГлава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска
Глава 2 Исследование
Заключение
Литература
Приложение 1 Детская хоровая студия «Радуга»
Приложение 2 Опрос
Приложение 3 Коллекция песен
Приложение 4 Детские вокальные коллективы
Введение
В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для исследования родной музыки.
Мы начали с ответа на вопрос: что такое музыка? Для поиска полного, интересного ответа мы провели опрос одноклассников и своих знакомых из других классов. Ответы были разные, но большинство ребят считают, что музыка – это искусство, красивые звуки, мелодии, ноты, любимые песни. В словаре С.Ожегова приведено определение музыки как «организованные по высоте и времени звуковые последования».
А что такое родной край? Одноклассники считают, что родной край – это Родина, родной город, область, в которой мы живем, кто-то считает, что родной край – это только то место, где человек родился. В Словаре эпитетов дано определение родного края как «место исконного пребывания кого-либо», в Юношеской энциклопедии сказано о месте, где протекали детство и юность, где проходят годы сознательной жизни. Получается, что с самого моего рождения с нами рядом родной край и замечательное искусство – музыка!
Целью исследования стало: познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами нашего города и области.
Задачи исследования:
Найти информацию по данной теме.
Познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами
Провести исследовательскую работу. «Музыкальные коллективы города Челябинска».
Подготовить коллекцию песен и музыкальных произведений о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области (тексты и CD -диск).
Подготовить информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.
Проанализировать полученный результат исследования.
Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен.
Объект исследования : известные музыкальные коллективы и исполнители города Челябинска. Предмет исследования : песни, музыкальные произведения о малой Родине – Челябинске и Челябинской области в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений. Методы исследования : поиск и обобщение информации, опрос и анализ полученных результатов.
Этапы исследовательской работы:
I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г., школа):
Поиск информации по заявленной теме в сети Интернет;
Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.
II этап – основной (октябрь-ноябрь 2017 г., школа)
Проведение опроса;
Подготовка коллекции песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города;
Подготовка информационного буклета для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.
III этап – заключительный (декабрь 2017-январь 2018 г.)
Формулирование выводов.
Практическая значимость : проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, города, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит узнать талантливых людей нашего города, области, познакомиться с их творчеством. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися. Информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района позволит родителям выбрать коллектив и направить своего ребенка для раскрытия его исполнительских вокальных талантов.
Термины, используемые в работе.
ДШИ – детская школа искусств.
ДК-Дворец Культуры
Музыкальный коллектив - коллектив людей, объединенных общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).
Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска
«Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь»
Б. Асафьев
У своих знакомых разного возраста мы спросили: «Каких композиторов, музыкантов- исполнителей, певцов нашей Челябинской области и г.Челябинска вы знаете?» Многие взрослые люди назвали известных музыкантов и композиторов Челябинской области: Градский А.Б, Ярушин В, Пахмутова А, Лоскутова Т, Режский С, Поплянова Е. Из исполнителей музыки известны Каплун Б, Риккер В.
В ЧГИК при кафедре создан хор народной музыки «Песни Урала», неоднократный лауреат различных творческих конкурсов. Хор народной музыки "Песни Урала" с 1974 года. В сезонах 1998-1999, 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. имеет филармонический абонемент "А песня русская звучит!". Коллективом было подготовлено 28 сольных программ. Среди них: монографические концерты, посвященные творчеству И. Шутова, В. Горячих, Е. Родыгина, О. Ковалевой. Большой интерес для зрителя представляли фрагменты из праздников народного календаря "Рождество и Встреча Нового года", "Кузьминки", "Святки", "Ночь на Ивана Купала", "Петров день", "Семик", театрализация произведений уральского сказителя П. Бажова.
Мои сверстники тоже знают наших композиторов, но число знающих ребят гораздо меньше, чем среди взрослых. Наших Челябинских исполнителей музыки ребята знают мало, но вот Борис Каплун ребятам известен, т.к. его исполнение в мюзиклах для детей слышали многие. Из тех исполнителей вокальной музыки, кто поет в городе сегодня, известны детям Шереметьев В, Хрусталёв М. На городских праздниках на площади вокальные коллективы часто поют русские народные песни. Они всегда кажутся родными и близкими, словно их сочинили где-то рядом с нами, и знакомы мы с ними чуть ли не с колыбели, поэтому многие дети считают, что народные песни относятся к музыке родного края. Вот что делает красота русской народной песни!
Сколько же замечательных людей из мира музыки прославили наш родной край, музыку родного края! В песне А.Куницына «Челябинск – ты моя любовь!» очень красивая, задушевная, и слова очень добрые, тёплые о родном городе и его людях:
« Город синий, синий-синий
От небес и от озер
Разгорелись все рябины
Словно праздничный костёр
Сколько красок, сколько света
Я и средь многоцветья
И пою, и пою тебе... »
И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе… Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую родину, родной край!
Культурно-образовательный потенциал Челябинской области, города Челябинска и нашего родного Металлургического района – очень богат вокальными коллективами:
Вокально-хореографический ансамбль "Ералаш" (МБУДОД «МЦДТ г. Челябинска)
Вокальный ансамбль «Вдохновение»(ДШИ №5 г. Челябинска)
Младший хор хорового отделения «Колокольчик»(ДШИ №5 г. Челябинска)
Детская хоровая студия «Радуга» (приложение 1) ДК ПАО ЧМК г. Челябинска)
Образцовый ансамбль русской песни «Марьюшка» (ДДК Данко г. Челябинска)
Каждый ребенок с раннего детства имеет возможность развить свой исполнительский талант.
Глава 2 Исследование
В рамках исследования мы обобщили информацию о детской хоровой студии «Радуга» (приложение 1), которая будет интересна учащимся.
Нами была подготовлена музыкальная коллекция в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города (приложение 3).
Для того чтобы выяснить уровень информированности учащихся 5 класса и их родителей мы провели опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 2). В опросе приняли участие 45 учащихся и 50 родителей.
В результате проведенного опроса получены следующие результаты:
1)На вопрос «Что такое музыка?» ответили - 34 ребёнка из 45 (75%) и 50 родителей (100%) знают, что такое музыка.
2)На вопрос «Что такое родной край?» все дети и родители дали правильный ответ (100%).
3) На вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» все дети ответили – часто 45(100%), родители: иногда 10(10%),часто 40(90%).
4) Вопрос «Какое направление в музыке вы предпочитаете?»:
Народное - 15(33%) детей, 10(10%) родителей.
Джаз - 10(22%) детей и 15 (30%) родителей.
Электронная музыка - 10(22%)детей, 13(26%) родителей.
Рок - 10(22%) детей,12(24%) родители.
5) На вопрос «Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека?» 30(67%) детей ответили - да, 50(100%) родителей - да.
6) На вопрос «Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой?» 22(50%) ребёнка ответили - да, 10(10%) родители – да.
7) На вопрос «Кто прививает вам любовь к музыке?» 30(67%) детей ответили - педагоги, 50(100%) родителей – педагоги.
8) На вопрос «Знаете ли Вы композиторов Вашего города?» 15 детей (33%) ответили - да, 25(50%) родителей - да
9) На вопрос «Знаете ли Вы музыкантов Вашего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 50(100%) - да
10)На вопрос «Знаете ли Вы гимн своего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 12(24%) -да
11) На вопрос «Бываете ли Вы на праздниках своего города?» 45(100%) детей ответили - часто, родители 50(100%) - часто
12) На вопрос «Что такое ДК?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают
13) На вопрос «Что такое ДШИ?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают
Выводы. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.
По итогам анализа анкетирования было принято решение – подготовить буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района, чтобы у каждого была возможность заниматься вокалом, хоровым пением, развитием исполнительских способностей у педагогов – профессионалов.
Заключение
В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего города. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.
В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальных коллективов Челябинска и их творчеством.
Гипотеза исследования подтвердилась: уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.
Практическая значимость исследования заключается в подготовке коллекции музыкальных произведений. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися.
Так же нами был создан буклет, где родители и дети могут подробно ознакомиться с вокальными коллективами Металлургического района г.Челябинска.
Литература
http://www.rusprofile.ru/id/1273191
Приложение 1
Детская хоровая студия «Радуга»
В 1990 году детская хоровая студия "Радуга" начала свою работу на базе Центра детско-юношеского творчества Металлургического района.
Воспитанники детской хоровой студии «Радуга» с успехом осваивают на только хоровое искусство, но и в рамках факультативного курса посещают занятия по актерскому мастерству, хореографии и занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеон, баян).
Репертуар хора насчитывает более 400 произведений. Это народные песни, произведения русской и зарубежной классики, песни современных российских и зарубежных композиторов. В "золотом фонде" "Радуги" такие произведения, как "Соловушка" и "Ночевала тучка золотая" П.И.Чайковского, русские народные песни "Ты река ли, моя реченька", «У нашей берёзы» и "Как пойду я на быструю речку", "Летите, голуби!" И.Дунаевского, «Благослови душе моя Господа» М. Ипполитова - Иванова, «Канон» Б.Бриттена, "Мама" В.Гаврилина из вокального цикла "Земля", "Песня о земной красоте" Я.Дубравина из вокального цикла "О земной красоте"…Эти произведения особенно любимы педагогами и ребятами, их знают все поколения "Радуги". Концертная деятельность хора "Радуга" интересна и насыщенна.
За время своей работы хор, ансамбль и солисты "Радуги" приняли участие более, чем в 600 концертах, на которых присутствовало около 150 тысяч человек. В Академическом театре оперы и балета им.М.Глинки, Зале камерной и органной музыки на Алом поле, во Дворцах культуры и Детской филармонии, музыкальном колледже имени П.И.Чайковского,- в лучших концертных залах России и нашего города звучали голоса ребят хора "Радуга". "Радугу" знают и любят в цехах и профилакториях металлургического комбината, Центре социальной защиты Металлургического района, в спецшколе для "трудных подростков" и Доме ветеранов, в интернате для инвалидов.
Участники хора «Радуга» побывали с гастролями в Москве, Коломне, Санкт-Петербурге, Самаре, Геленджике, Заречном и Каменске-Уральском Свердловской области, Цвиккау (Германия). Хор «Радуга», вокальный ансамбль и шоу-группа – неоднократные лауреаты и обладатели Гран-При городских и областных конкурсов и фестивалей «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие блёстки Южного Урала», «Звонкие голоса», «Лейся песня», Всероссийского конкурса «Металлинки». Вокальный ансамбль, шоу-группа и солисты студии «Радуга» – активные участники районных и городских праздничных мероприятий. В лучших концертных залах России звучали голоса участников студии «Радуга».
Хор "Радуга" дважды принимал участие в исполнении произведений крупной формы вместе с народным коллективом капеллой "Металлург" (рук. В.Д.Стрельцов), исполняя детские хоры в кантате челябинского композитора М.Смирнова "Слава народу – победителю!" и в оратории С.Прокофьева «Иван Грозный».
Детская хоровая студия «Радуга», ее ансамбли и солисты неоднократно награждались Почетными грамотами Лауреатов, Дипломантов Всесоюзных, областных, городских конкурсов, смотров и фестивалей детско-юношеского вокально-хорового искусства, ежегодных городских фестивалей искусств школьников «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие голоса», «Звонкие блёстки Южного Урала», Всероссийского конкурса «Металлинки» в городе Старый Оскол, фестиваля «Поющий май» в городе Заречный Свердловской области.
Юкова Раиса Давыдовна является организатором городского конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса» в Металлургическом районе, всякий раз превращая конкурс в настоящий праздник Песни, Музыки, Дружбы. Хор «Радуга» под руководством Раисы Давыдовны неоднократно становился ядром сводного хора детей Металлургического района.
В настоящее время в коллективе работают выпускники студии «Радуга» студенты дирижерско-хорового и вокального отделения Челябинского музыкального колледжа и института Музыки им. П.И. Чайковского.
В 2004 году вокально-хоровой ансамбль «Радуга» удостоен Гран-при VIII Международного хорового конкурса «Звучит Москва», участвовал в концерте Лауреатов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
В 2006 году хор «Радуга» стал Обладателем Серебряного Диплома Международного конкурса им. Роберта Шумана в г. Цвиккау (Германия).
В 2007 году хор «Радуга» удостоен Диплома III степени на Международном конкурсе хоровых коллективов «Поющий мир» в г. Санкт-Петербурге.
За многолетнюю плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, высокий профессионализм и творческие достижения коллектив педагогов детской хоровой студии «Радуга» не раз был отмечен и награжден почетными грамотами, благодарственными письмами
Приложение 2
Опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?»
1)Что такое музыка? ______________________________________________
2)Что такое родной край? __________________________________________
3)Как часто вы слушаете музыку?
Часто________
Иногда_______
Никогда_______
4)Какое направление в музыке вы предпочитаете?
Народная музыка______
Джаз______
Электронная музыка
Рок____
5)Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______
6) Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______
7) Кто прививает вам любовь к музыке? __________________________________
8)Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________
9)Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________
10)Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________
11)Бываете ли Вы на праздниках своего города?
Часто________
Иногда_______
Никогда_______
12)Что такое ДК? _____________________________________________________
13)Что такое ДШИ? ___________________________________________________
Приложение 3
Коллекция песен в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска
Гимн Челябинской области
(В. Алюшкин)
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.
Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
Город начинается
(А. Горская)
В самом сердце древнего Урала
Ты найди
Челябинск
миллионный.
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района.,
С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А ещё с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.
Город начинается, послушай,
С самой лучшей улицы Свободы,
Город начинается с «катюши»,
Уходившей с нашего завода.
У Поклон-горы святое место,
Пусть война лишь в памяти и снах,
Но идут с букетами невесты
К матери, скорбящей о сынах.
Только в Челябинске
(А. Горская)
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.
Город славного Урала
(М. Гроссман)
Город славного Урала
Будто вылит из металла,
Будто кован кузнецом
Город славного Урала –
Со своим чуток усталым
И особенным лицом.
На посту забот и боя
В отгремевшие года
Мы сроднились с ним судьбою,
И над нами голубое
Небо мира и труда.
Наш Урал кует и косит,
Печи день и ночь горят,
И огромен сил заряд, –
Никогда не шел в обозе
Гордый город Танкоград!
Указ торжественный читая,
Отечество благодарим,
И детям огненного края,
Мы нашим детям говорим:
– Вам продолжать работу эту,
Чтоб и о вас народ запел,
И принимать вам эстафету
Орденоносных наших дел.
Так пусть цветут ребячьи лица, –
Твои объятия нежны,
Орденоносная столица
Орденоносной стороны!
Мой город
(В. Богданов)
Город мой. Возвышаясь огромно,
Смотрит вдаль широко и светло.
И ложится румянец от домен
На его трудовое чело.
И под небом уральским недаром,
Поднимаясь во всю красоту.
Он суровость обрел сталевара
И рабочую взял прямоту…
Переулок Электродный,
Закоулочек Стальной...
Тут у нас в любые годы
Не стояли за ценой.
Кислородный
И Прокатный,
Ферросплавная,
Труда...
Сразу каждому понятно,
Расшифруешь без труда.
За названьями – реальность,
Город с трудною судьбой...
В стих входи,
Документальность –
Ярче выдумки любой...
Образцовый ансамбль русской песни "Марьюшка" (Руководители: Кирьянова Ольга) ДДК ДАНКО Челябинск, ул. Электростальская, д. 33
Сергушова Надежда
Истоки зарождения и становления музыкальной культуры Астраханского края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Музыкальная культура родного края Подготовила ученица 7 класса «А» МБОУ «СОШ № 24» Сергушова Надежда.
(Астраханский архиерейский хор) Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом прошлом и ее история связана с представителями разных национальностей, однако преимущество имели деятели российского музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский архиерейский хор», существующий и поныне.
Тем не менее активная потребность в музыкальном искусстве астраханского общества относится уже к концу XIX в., чему способствовали различные социально-исторические и культурные факторы и прежде всего - появление плеяды высокоталантливых музыкантов и композиторов в крупных городах России и в ее столицах. Астрахань, находящаяся на окраинах Российской империи, разделила судьбу многих провинциальных городов, но в то же время в области музыкальной культуры явила свое своеобразие.
Яркие личности, приезжавшие жить и работать в Астрахань, концентрировали вокруг себя профессиональных музыкантов и любителей, с ними связаны наиболее значимые события культурной истории города. Как правило, эти личности обладали еще и организаторским талантом, благодаря их энтузиазму возникали новые ответвления музыкально-общественной жизни и продолжались уже сложившиеся традиции. Столь важное событие, как открытие консерватории, также связано с приездом профессиональных музыкантов из других регионов - областей и республик. Но, естественно, немалую лепту в музыкальную культуру внесли и местные музыканты, коренные астраханцы. Многие из них, наиболее талантливые, покидали родной город, добивались большого успеха, всенародного признания, но не теряли связей с Астраханью и всемерно помогали обогащать ее музыкальную культуру.
С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван престижный музыкальный фестиваль вокального искусства, проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала Областная филармония и ее директор и художественный руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.
В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария Петровна Максакова, а также начальник областного управления культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать первоначальной основой нового музыкального вуза.
Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я. Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным. Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу, оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу.
Приоритет профессиональных местных музыкантов в постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал прежде всего образовательным учреждениям - музыкальному училищу, а затем - оперной студии консерватории. Значение оперной студии консерватории трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более девяти лет удовлетворяла потребность астраханских любителей оперного жанра. В оперной студии консерватории сформировались такие талантливые артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В. Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М. Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами оперных театров России, а многие из них составили основу оперной труппы Астраханского государственного театра. Новый этап работы оперной студии открыла постановка оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа» Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема» Пуччини, « Риголетто » Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Искатели жемчуга» Визе.
Иная судьба оказалась у симфонических оркестров. Их история в Астрахани ведет свое начало от первой половины XIX в., с организации оркестра смешанного состава капельмейстером И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов симфоническую музыку «Шотландская симфония» Медндельсона, «Серенада для струнного оркестра» П.И. Чайковского, Симфоническая картина Бородина «В средней Азии» исполнил сводный оркестр профессиональных музыкантов театра Терского казачьего полка под руководством Н.Л. Линева. 90-е годы XIX в. связаны с Астраханским отделением РМО и музыкальным училищем, проводившими концерты симфонической музыки от четырех до восьми программ ежегодно. Организаторами концертов и дирижерами последовательно были Ф.Ф. Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.), А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г. симфонические концерты проводил Объединенный симфонический оркестр, а через четыре года Астраханский симфонический оркестр работал с дирижером Н. Тесслером. Позднее Б.И. Врана сформировал симфонический оркестр при кинотеатре «Модерн», исполняя классическую музыку перед началом киносеансов, в 1929 г. его симфоническими программами дирижировал астраханский скрипач и дирижер Г.С. Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое время возник симфонический ансамбль рыбвтуза без дирижера (руководитель Г Донях), т.е. оркестр музыкантов-любителей. В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр Клуба совета торговых служащих (руководитель М.Л. Тритуз).
Стабильное развитие музыкального театра и симфонического оркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням образования: музыкальная школа - музыкальное училище - консерватория. Только планомерная профессиональная деятельность консерватории способствовала созданию костяка профессиональных музыкантов разных специальностей, составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы филармонии, музыкального театра города.
Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразного полиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока. Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии лауреатов международных конкурсов и фестивалей. Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и сложился в единый творческий коллектив. С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе, во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.
Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет ее существования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли, преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже студентов - лауреатов международных конкурсов. Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего, ансамбли русских народных инструментов «Скиф», « Ната-бене трио», ансамбли скрипачей, альтистов и некоторые другие.
История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в. Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов: певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д. Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая). Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и 100 в селах».
Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства «Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с 1982 но 1989гг. Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера, посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел статус международного уровня.
Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеет богатую историю, вобравшую в себя основные тенденции общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены прочные традиции музыкального искусства, получившие свое развитие в XX веке.
Спасибо за внимание!