Крошка цахес, по прозванию циннобер. Анализ произведения гофмана крошка цахес Художественная идея сказки крошка цахес
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого президента Б.Н. Ельцина»
Физико-технический факультет
Кафедра иностранных языков
Специальность «Перевод и переводоведение»
Допустить к защите
зав. кафедрой Ж.А. Храмушина
канд. пед. наук, доцент
«___» _____________ 2010 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Ирония в сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»
Руководитель
кандидат филологических наук
преподаватель кафедры иностранных языков Поршнева Алиса Сергеевна
группы ФТ 191001 Синицина Полина Андреевна
Введение
Настоящая работа посвящена анализу романтической иронии в произведении Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Объектом курсового исследования являются различные проявления иронии, характерные для романтизма, в сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Актуальность данной работы заключается в том, что исследуется такой жанр, как сказка; такое произведение могут читать как дети, так и взрослые. Каждый может вынести для себя полезные моменты, обыгрываемые в сказке при помощи иронии.
Предмет исследования – проявление иронии в различных аспектах сказки.
Целью данной работы является понимание того, как ирония работает в сказке Гофмана, и осознание того, что она проявляется на примере разных ситуаций и героев данной сказки.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Понять, что такое ирония, в общем;
Проанализировать особенности иронии писателей-романтиков;
Выявить, какова роль иронии для взятого в отдельности Гофмана на примере его сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Структура работы . Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе вводится понятие «ирония» и приводятся некоторые исследования на данную тему; во второй главе прослеживается ирония по поводу героев на примере некоторых из них; в третьей приведены кое-какие ситуации, в которых автор использует такой приём как романтическая ирония.
Глава 1. Понятие «ирония».
Ирония (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.
Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».
Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.
Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики. Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века. Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению. Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента. В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии, псевдоутверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания, а псевдоотрицание для подтверждения действительных истин. Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик, а приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей. Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя.
Более жёсткими, бескомпромиссными формами иронии можно считать сарказм и гротеск.
Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.
Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.
Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным "общепризнанным ценностям".
1.1. Ирония в период романтизма.
Принцип романтической иронии имел для эстетики романтизма первостепенное значение – он стал отправной точкой при создании нового, «универсального романтического искусства.
Не будучи в состоянии что-либо изменить в реальной действительности, несовершенство которой они воспринимали с большой остротой, романтики ощущали глубокой противоречие между своими стремлениями и возможностями. Романтическая ирония должна была помочь преодолеть его актом сознания.
«Существуют древние и новые произведения поэзии, во всём своём существе проникнутые духом иронии. В них живёт дух подлинной трансцендентальной буффонады. Внутри нас царит настроение, которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая сюда и собственное своё искусство, и добродетель, и гениальность», - говорит Фридрих Шлегель в одном из своих фрагментов. Действие романтической иронии уже не имеет пределов, её значение становится абсолютным. Таким видимым разрешением противоречия трагический характер восприятия жизни, разумеется, не снимается, но оно с какого-то момента осознаётся как амбивалентное: трагическое самочувствие, идущее от реальности, и ироническое, привнесённое, философское. Эта принципиальная двойственность определила своеобразие всей «романтико-иронической» литературы. Универсальное назначение и амбивалентность как основные свойства романтической иронии подчёркивал в своих работах и К. В. Ф. Зольгер. Согласно Зольгеру, «ирония – не единичное случайное настроение художника, а внутренняя сущность каждого искусства вообще». «… Истинно юмористическое, - говорит он в другом месте, - никогда не бывает только смешным, но всегда носит оттенок некоей печали, в свою очередь трагическое обязательно имеет какое-то комическое звучание».
Юмор вносит в вещи и явления, окружающие человека, какое-то новое эмоциональное содержание – само отношение к ним человека. И тогда, получив новую духовную власть над миром, человек примиряется с ним. Таким образом, романтическая ирония становится средством познания жизни и овладения ею. То, что объективно смешное может быть в то же время и подлинной трагетией, первыми поняли романтики, ибо сама жизнь доказала им это. Поскольку старые ценности теряли своё значение, а новые ещё не утвердились, и те и другие казались сомнительными. Всё чаще мировоззрением становилась ирония – выражение скепсиса в форме комического. Такая ирония всегда созвучна комедии «последнего фазиса всемирно-исторической формы», и именно благодаря ей человечество по возможности «весело расстаётся со своим прошлым». Чем острее противоречия в обществе, тем отчётливее проявление в нём духа иронии. Романтическая ирония непосредственно связана с неудовлетворённостью художника окружающим миром; ей свойственно «преодоление» действительности смехом, ироническое принижение последней.
«Самой яркой и характерной фигурой немецкого романтизма явился Гофман, крупнейший юморист и сатирик, замечательный мастер сказки и фантастической новеллы». Именно в сказке с наибольшей полнотой и яркостью проявилось характерное для Гофмана взаимодействие романтической иронии и сатиры. Особенно показательна в это плане сказка «Крошка Цахес».
Главный персонаж этого произведения Гофмана наделён «странным таинственным даром», «в силу коего всё замечательное, что в его присутствии кто-либо другой помыслит, скажет или сделает, будет приписано ему, да и он в обществе красивых, рассудительных и умных людей будет признан красивым, рассудительным и умным и вообще всякий раз будет почтён совершеннейшим в том роде, с коим придёт в соприкосновение». Эта завязка («странный таинственный дар») управляет остальными компонентами сказки, определяет и трансформирует их, обеспечивая интегрированность её структуры. В конечном же итоге именно неясность природы этого «волшебного дара» порождает ту особую форму сатиры в сказке, где отсутствие рационального объяснения причины конфликта соответствует с острейшей критикой общественного устройства.
Человек таит в себе такие возможности, о которых он порой и не подозревает, и нужна какая-то сила и, может быть, обстоятельства, чтобы пробудить в нем осознание своих способностей. Создавая сказочный мир, Гофман словно помещает человека в особую среду, в которой обнажаются в нем не только контрастные лики Добра и Зла, но едва уловимые переходы от одного к другому. И в сказке Гофман, с одной стороны, в масках и через маски Добра и Зла оживляет полярные начала в человеке, но с другой - развитие повествования снимает эту четко обозначенную в начале сказки поляризацию. Автор заканчивает свой рассказ о злоключениях Цахеса "радостным концом": Бальтазар и Кандида зажили в "счастливом супружестве".
Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельвельде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем - крошкой Цахесом. Рядом с корзиной спит мать этого "крохотного оборотня": она устала нести тяжёлую корзину и сетовать на свою несчастную судьбу. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случится оттого, что сжалилась тогда красавица фея над безобразным ребёнком - и одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков.
Вскоре её чары начнут воздействовать на жителей "просвещённого" княжества. И вот каким образом: если поблизости от уродливого малыша окажется какой-нибудь красавец, то все вдруг начнут восхищаться красотой Крошки Цахеса, если рядом с ним кто-то будет читать свои стихи, то аплодировать станут Цинноберу. Скрипач отыграет концерт - все подумают: это Цахес. Студент с блеском сдаст экзамен - вся слава достанется Цахесу. Чужие заслуги перейдут ему. И, наоборот, его нелепые ужимки и невнятное бормотанье перейдут другим. Золотые волоски "крохотного оборотня" будут присваивать, отчуждать лучшие свойства и достижения окружающих.
Не удивительно, что вскоре Циннобер делает блестящую карьеру при дворе князя Барзануфа, наследника Пафнутия. Что Цахес ни промямлит - князь и свита восхищаются: новый чин Цахесу, орден Цахесу. Так он дорастает до министра иностранных дел, всесильного временщика. Чем выше поднимается маленький уродец по общественной лестнице, тем яснее гротескная игра феи. Если подобные нелепости происходят в разумно устроенном обществе, просвещённом государстве, то чего стоит разум, просвещение, общество, государство? Цахесу присваивают всё новые и новые чины - так не бессмыслица ли эти чины? Цахесу дают ордена - так чем они лучше детских игрушек? Проделав коварный фокус с Циннобером, притесняемая и изгоняемая фантазия в лице феи весело мстит угнетающим её здравому смыслу и трезвому рассудку. Она бьёт их парадоксом, уличает в несостоятельности, ставит диагноз: здравый смысл - бессмыслен, рассудок - безрассуден.
А почему волоски Циннобера - непременно золотые? В этой детали сказывается гротескная метонимия.
Чары Крошки Цахеса начинают действовать, когда он оказывается напротив монетного двора: золотые волоски метонимически подразумевают власть денег. Одарив уродца золотыми волосками, лукавая фея метит в больное место "разумной" цивилизации - её одержимость золотом, манию накопительства и расточительства. Безумная магия золота уже такова, что в оборот поступают, присваиваются и отчуждаются природные свойства, таланты, души.
Однако кому-то нужно же развеять чары и свергнуть злого карлика. Этой чести волшебник Проспер Альпанус удостаивает мечтательного студента Бальтасара. Почему именно его? Потому что ему внятна музыка природы, музыка жизни.
"Двуплановость новеллы раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты, сказочной страны Джиннистан, миру реальной повседневности, тому княжеству князя Барсануфа, в котором происходит действие новеллы. Двойственное существование ведут здесь некоторые персонажи и вещи, поскольку они совмещают свое сказочное волшебное бытие с существованием в реальном мире. Фея Розабельверде, она же канонисса приюта для благородных девиц Розеншен, покровительствует маленькому отвратительному Цахесу, наградив его тремя волшебными золотыми волосками.
В таком же двойственном качестве, как и фея Розабельверде, она же канонисса Розеншен, выступает и добрый волшебник Альпанус, окружающий себя различными сказочными чудесами, которые хорошо видит поэт и мечтатель студент Балтазар. В своей обыденной ипостаси, только и доступной для филистеров и трезвомыслящих рационалистов, Альпанус всего лишь доктор, склонный, правда, к весьма затейливым причудам.
Сказка Гофмана, таким образом, поведала нам в меньшей степени о "деяниях" полярных по своей сути героев, а в большей степени о разнообразии, многоликости человека. Гофман, как аналитик, показал читателю в преувеличенном виде состояния человека, их персонифицированное раздельное существование. Однако вся сказка - это художественное исследование человека вообще и его сознания.
Образ и характер Цахеса
В центре произведении история отвратительного уродца, наделенного волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трем золотым волоскам пользуется всеобщим почетом, вызывая восхищение, и даже становится всесильным министром. Цахес – отвратителен, и автор не жалеет средств, чтобы внушить это читателю. Сравнивая его то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой. Цахес ворчит, мяукает, кусается, царапается. Он одновременно страшен и смешен. Страшен тем, что нелепо пытается
Слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, а страшен тем, что при своих мнимых дарованиях обладает явной и несомненной властью.
Детали произведения
Данная сказка было создана во втором периоде творчества Гофмана. Последние восемь лет своей жизни он живет в Берлине, находясь на службе в государственном суде. Негодность существовавшего судоведения привили его к конфликту с Прусской государственной машиной, и в творчестве его происходят изменения: он переходит к социально критике действительности и обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой, более политически окрашенной. В этом заключается трагичность судьбы Гофмана и его высокое предназначение. Понять это можно с помощью деталей этого произведения. Во-первых, гротескно-фантастический образ Цахеса: в нем он выразил свое неприятие действительности. Кроме того, в сказочной форме автор отразил мир, где жизненные блага и почет воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам. Действие сказки происходит в сказочном царстве, где на равных с людьми существуют волшебники и феи – в этом Гофман изобразил реальное существование мелких германских княжеств. Образ Валтазара – это противоположный образ Чахесу, он писатель светлого идеала. Ему одному открывается ничтожная сущность маленького уродца, отнявшего у него невесту и славу.
Суть финала произведения
В финале сказки Валтазар венчает свою победу над Цахесом женитьбой на прекрасной Кандине и получает в дар от своего покровителя дом с великолепной мебелью, с кухней, где кушанья никогда не перекипают и с огородом, где раньше, чем у других поспевает салат и спаржа. Насмешки простираются не только на самого героя, но и на саму сказочную фантастику. Возникает сомнение в возможности и необходимости бегства от действительной реальности в широкие романтические мечты.
- В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество...
- Знаменитый писатель, музыкант и живописец Эрнест Теодор (Амадей) Вильгельм Гофман родился в 1776 году в Кенигсберге, где и воспитывался сначала под надзором своего дяди, и уже в детстве выказал замечательные...
- В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной и похищенной невесты и испытание...
- Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы искусства, романтических представлений...
- Гофман – один из крупнейших прозаиков немецкого романтизма – прожил большую и сложную жизнь в истории литературы. Высокую оценку его творчеству дали еще Г. Гейне, В. Белинский и А. Герцен....
- Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии – это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами “музыкант”, “артист”, “художник” Гофман определяет не профессию, а романтическую личность,...
- По словам критика В. Белинского, романтизм – “это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, которые создаются...
- Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер” дал возможность Гофману занять...
- Неудовлетворенность обществом, общественными изменениями, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и непринятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт – расхождение между мечтой и действительностью, поэзией и правдой –...
- В произведении Э. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По жанру это сказка-новелла. Действующими лицами произведения является карлик Цахес, фея...
- Щелкунчик – забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щ. был узкий и...
- ЦАХЕС (нем. Zaches) – герой сказки Э. Т.А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не...
- Архивариус Линдгорст – заурядный чиновник, ничем не примечательный бюргер – оказывается в то же время могущественным волшебником, повелителем царства Саламандр, а бедный студент-неудачник, рассеянный мечтатель Ансельм, у которого все валится...
- Гофман – знаковая фигура немецкого романтизма, которая сфокусировала все наиболее характерные его черты, образы и темы, центральные идеи. “Крошка Цахес” – сочинение эпохи немецкого романтизма. Фантастический, сказочный мир Гофмана заставляет...
- Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы безобразных горбунов. Отдельные...
- Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской Германии. Ему была ненавистна придворная атмосфера...
- ЩЕЛКУНЧИК (нем. Nupknacker) – центральный персонаж сказки Э. Т.А. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король” (1816). Щ. – забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая... Был праздник Вознесения, три часа по полудни. У Черных ворот в Дрездене студент Ансельм опрокидывает огромную корзину с яблоками, и слышит от торговки жуткие проклятья и угрозы: “Попадешь под стекло,...
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — повесть Э.Т.А. Гофмана. Написана в 1819 году. Как свидетельствуют друзья Гофмана, писателя заинтересовала возможность изобразить «отвратительного глупого урода, который все делает не так, как люди». Позднее этот замысел расширился: Цахес не просто «делает все не так, как люди», но, благодаря волшебному дару, его нелепые действия воспринимаются как вполне разумные и даже замечательные и, кроме того, он обладает способностью присваивать себе заслуги других. Поэт читает стихи, а Цахес говорит, что это он написал, — и все верят в это; уродец присваивает себе все благие и умные поступки других и становится властителем в карикатурно изображенном автором княжестве Керепес.
Необычные имена персонажей, окружающих Цахеса, Гофман заимствовал из книги медика XVIII в. Иоганна Георга Циммермана «Об одиночестве». Родословная уродца Цахеса, карлика с большой головой и коротенькими ножками, «похожего на редиску», еще более богата: исследователи называют прежде всего волшебного человечка Альрауна, часто возникавшего на страницах произведений романтической литературы. Важно и то, что Альраун, как и Цахес, олицетворяет злое, разрушительное начало.
Сказка-повесть «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана построена по всем канонам романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный влюбленный поэт и его друг, прекрасная возлюбленная поэта, есть тупые и смешные придворные и лжеученые. В повести Гофмана ощутимы и сатирические черты, однако повествование в своей иронической окраске явно не сводится к осмеянию маленьких княжеских дворов, нелепого стремления к французскому варианту абсолютизма в карликовых монархиях раздробленной Германии. Цахес — не красавец, но кажется красавцем, глуп, а кажется одаренным блестящим умом, не талантлив, а все видят в нем поэта, зол и жаден, а представляется мудрым и правым властителем. В результате следствием доброго гуманного поступка феи оказывается зло. Не подвержен ему, что согласуется с романтической традицией, лишь поэт. У него глаза открыты, но перед злом он бессилен: его не слышат, над ним смеются, когда Цахес ворует его стихи и обольщает его невесту. В финале уродец разоблачен и гибнет, но и поэт Бальтазар обретает не возвышенное, не земное счастье, а бидермайеровский уют, с кастрюлями, огородом и прочим хозяйством, — все это в придачу, как дар волшебника, к полученной, наконец, невесте. Эту бидермайеровскую окраску часто не замечают, ибо финал произведения «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана в большинстве случаев трактуется как победа добра над злом. Это действительно так, но обретенное счастье в том виде, каким оно показано, не вызывает сочувствия у романтика Гофмана. Если на свадьбе Бальтазара из-под земли вырастают волшебные деревья и звучит неземная музыка, то кончается всё волшебной кухней, где суп никогда не выкипает.
В XX веке появился ряд работ, где Цахеса отождествляли с самим Гофманом из-за имевшегося когда-то случая: Гофман присвоил себе чужую охотничью добычу. Каким-то толчком к замыслу данный эпизод мог послужить, но смысл повести несравнимо масштабнее и глубже. Образ Цахеса — одно из прозрений Э.Т.А. Гофмана, в нем содержится предсказание коллизии более поздних времен: диктатор — власть — толпа, одержимая массовым психозом.
Сочинение
В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной и похищенной невесты и испытание героев золотом. Но писатель нарушил чистоту сказочного жанра. Объединение реального с фантастическим, действительного с выдуманным, переплетение реальности и несдержанной фантазии - особенность поэтики Гофмана. Фантастические сказочные моменты теряют свою самоценность и играют второстепенную роль. Хотя действия в “Крошке Цахесе” разворачиваются в условной стране, но, вводя реалии или культурные концепты немецкого быта, замечая характерные особенности социальной психологии персонажей, автор тем самым подчеркивает современность событий, которые происходят.
Такую “национальную информацию” можно отнести к фоновым знаниям, которые “являются характерными для жителей конкретной страны и большей частью неизвестны иностранцам, что по обыкновению усложняет процесс общения”. Герои сказки (Бальтазар, Кандида, Фабиан, Мош Терпин, Барсануф и прочие) - обычные люди: студенты, чиновники, профессора, придворные вельможи. Если с ними временами случается что-то странное, они готовы найти этому правдоподобное объяснение. И испытание героя-энтузиаста Бальтазара на верность чудесному миру заключается в способности видеть и ощущать этот мир, верить в его существование. Сказочная сторона произведения связана с волшебными персонажами, так же, как в сказке “Золушка”.
Основные события в “Крошке Цахесе” происходят при участии феи Розабельверде и мага Проспера Апьпануса. Но у Гофмана изменяется характер подачи фантастического: этим волшебным героям приходится приспосабливаться к реальным условиям и прятаться под масками приюта для благородных девушек и доктора. Рассказчик ведет “ироническую игру” и самим стилем рассказа - странные явления описываются повседневным языком, в сдержанном стиле, а события реального мира вдруг появляются в каком-то фантастическом освещении, тон рассказчика становится напряженным. Смешивая высокий романтический тон и низкий жизненный, Гофман тем самым разрушает его и сводит на нет. Цахес - сын бедной крестьянки Лизы, который пугает окружающих своей внешностью, “Бессмысленный урод” до двух с половиной лет так и не научился говорить и хорошо ходить.
Принимая во внимание то, что Цахес действует в условиях уродливой общественной среды, увечье Циннобера можно признать символическим. Пожалев бедную крестьянку, фея Розабельверде наделяет ее маленького сына-выродка чудесным даром, благодаря которому все значительное и талантливое приписывается Цахесу. В стремлении феи утстранить несовершенство, которое было допущено природой, заложено доброе начало. Цахес делает блестящую карьеру. И все это было связано с тем, что другие, в самом деле, достойные, незаслуженно ощущали обиду, позор и крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в непочатый источник зла. Учитель ставит перед старшеклассниками вопрос: “Почему добрый поступок феи является началом большого зла?”. Анализ поступков Цахеса происходит в такой последовательности:* - детство: “ко дню святого Лаврентия ребенку исполнилось два с половиной года, а он все еще не владеет своими паучьими ножками, и, вместо того, чтобы говорить, только мурлыкает, словно кошка”; “злой урод барахтался и упирался, ворчал и норовил укусить фрейлину за палец” и т.д.;
* - деятельность: “Циннобер ничего не знал, абсолютно ничего, вместо ответа он сопел и квакал, и нес какую-то невыразительную бессмыслицу, что никто не мог разобрать, и потому что при этом он непристойно дрыгал ногами, и несколько раз падал с высокого стула”; “Циннобер нес бессмыслицу, ворчал и урчал, но министр взял у него из рук бумагу и стал читать сам” и т.д.;
* - финал жизни: “но потому, что Циннобер не отзывался, то камердинер воочию убедился, что из красивого серебряного судна с ручкой, которое всегда стояло рядом с туалетом, торчат совсем маленькие худенькие ножки”; “опасность, в которой находилась их ясновельможность, и что пришло время отречься от всякого респекта. Он схватил Циннобера за ножки и извлек его. Ах, мертвый, мертв был он - маленькая их ясновельможность!”; “погребение министра Циннобера было одним из самых чудовищных, которое когда-либо приходилось видеть в Керепесе…».
Своевременное вмешательство доброго волшебника кладет конец химерической карьере Цахеса. Утратив волшебные волоски, он стал тем, кем был на самом деле - жалким подобием человека. Страх перед толпой, которая вдруг увидела в окне дома министра маленькое чудовище, заставляет Циннобера искать надежное укрытие в ночном горшке, где он и умирает, как констатирует врач, “от страха умер”. То, что он стал жертвой незаслуженного головокружительного успеха, определяя свою фатальную ошибку, фея осознала, что если бы Цахес не поднялся из ничтожества и остался маленьким неотесанным дураком, он бы избежал позорной смерти.
Во время анализа мы отметили, что автор высмеивает не только ничтожество и лжеца Цахеса, который вобрал в себя многое из того, что было враждебно миру поэзии, любви, красоты, справедливости, добру, счастью. Приключения сатирического Цахеса совсем не персональные, они обусловлены структурой государства и его тайными или явными нуждами. В процессе беседы учитель отмечает, что Цахес - это прецедентное имя, знакомство с которым дает возможность понять особенности мировосприятия национального общества того времени, которое создало такой сатирический персонаж.