Здание мариинского театра. Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы Мариинский театр история создания
История
9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР , в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова , театру, как и многим другим организациям, предприятиям, населённым пунктам и другим объектам СССР, было присвоено имя этого революционера.
Балет
Оркестр
Руководство
Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ , Народный артист РФ , лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев .Джеймс Кэмерон
Пресса
- Алексей Конкин. . «Российская газета» - вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Проверено 22 февраля 2011.
- Мария Табак. . РИА Новости (02.08.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
- . РИА Новости (19.01.2011). Проверено 22 февраля 2011. .
- . Проверено 22 февраля 2011. .
- . РГРК «Голос России» (13.07.2010). Проверено 22 февраля 2011. .
- (недоступная ссылка - история ) . Энциклопедия «Кругосвет». Проверено 24 сентября 2011. .
Ссылки
- . Официальный сайт.
Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей нашей страны. Это город памятников и музеев, город выставок и концертов. А еще это город театров, которых здесь больше ста! А знали ли вы, что когда-то в Петербурге был свой Большой театр? Сейчас он известен под именем Мариинского. Историю знаменитого театра оперы и балета расскажет сегодня Diletant . media .
Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.
Годом рождения Мариинского театра считается 1783 год
Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.
В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга
В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.
Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.
Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка
Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.
В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».
Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.
Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.
В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).
В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.
Театр был назван Мариинским в честь супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны.
Основание театра
А история театра началась в июле 1783 г., когда Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября этого же года был торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, которая стала называться Театральной. Театр был построен по проекту Антонио Ринальди . Его сцена была оснащена современным по тем временам оборудованием, в театре попеременно выступали французская, итальянская и русская труппы.
В 1802-1803 гг. архитектор Тома де Томон перепланировал театр, и он был одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга до тех пор, пока в нём не произошёл пожар (в ночь на 1 января 1811 г.). Погибло внутреннее убранство театра, серьезно пострадал фасад. Восстановление театра продлилось до 1818 г., Тома де Томон до этого времени уже не дожил.
Репертуар театра
В репертуаре театра было несколько опер Моцарта («Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини («Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера («Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева и Верстовского , а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Усовершенствование театра
В 1836 г. архитектор А. Кавос (сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III .
Императрица Мария Александровна
Ф. Винтерхальтер "Портрет императрицы Марии Александровны"
Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.
По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.
Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.
Театр в новом здании
Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г . Это снова была опера «Жизнью за царя» М.И. Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы К. Лядова . В 1863 г. главным капельмейстером театра стал Э. Направник . С его именем связаны постановки самых значительных опер в истории русской музыки: «Борис Годунов» Мусоргского , «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова , «Князь Игорь» Бородина , «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского , «Демон» Рубинштейна , «Орестея» Танеева … В начале ХХ в. в репертуаре театра появились оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса , «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова , «Хованщина» Мусоргского …
Балетные спектакли
Мариус Петипа
В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа . Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского «Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова «Раймонда». Молодой Михаил Фокин поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина , «Лебедя» Сен-Санса , «Шопениану» на музыку Шопена , а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова , «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского .
В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева , «Воццек» А. Берга , «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса . Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра , «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и другие.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Генеральная реконструкция театра
Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.
Юрий Темирканов
С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов . Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина , «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова . Юрий Темирканов ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского . С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского .
Валерий Гергиев
В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев . 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский . А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов.
Концертный зал Мариинского театра
Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.
После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).