Ролан пети лебединое озеро. Биография
«Пиковая дама». Балет на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского. Большой театр.
Хореограф-постановщик Ролан Пети, дирижер Владимир Андронов, художник Жан-Мишель Вильмотт
И какой же опероман пройдет мимо названия «Пиковая дама»… даже если это балет. Даже если использована не оперная музыка, а симфоническая, но музыка той симфонии, которая создана Чайковским в непосредственной близости с оперой и в том же в круге трагических проблем.
Не прошла и я мимо афиши Большого театра…
«Самый французский из французских балетмейстеров», как называют Ролана Пети, обращался к русской «Пиковой даме» не один раз, завороженный обманчиво небрежной простотой пушкинского инфернального «анекдота» и колоссальной душевной напряженностью музыки Чайковского. Эксперименты с партитурой оперы к успеху не привели, и хореограф решил срастить созданный им сценарий с Шестой, Патетической симфонией. Пети выбрал путь не отанцовывания инструментальной музыки, а создания сюжетного балета, которому он всегда отдавал предпочтение. Сам хореограф считает, что его либретто идеально легло на музыку последнего творения Чайковского, с той лишь уступкой, что эпизоды и целые части симфонии поменялись местами. В результате музыкальная драматургия балета, конечно, отличается от симфонии, однако редакция партитуры сделана самим постановщиком весьма складно.
Конструкция балета Ролана Пети — череда монологов-диалогов Германна с самим собой, с Графиней, Лизой, Чекалинским, игроками. Рефлексирующий, подобно Гамлету, Германн на протяжении всего спектакля действительно пребывает в постоянном напряженном общении с собственным эго, находя, как ему кажется, ответы в спорах с образами из его воспаленного воображения.
В основу хореографической лексики балета положена классика, но значительно трансформированная двадцатым веком. Нельзя сказать, что здесь Ролан Пети сделал какие-то глобальные открытия в области танцевального языка. Его почерк хорошо узнаваем, мастер, кажется, и не заботится ства этого спектакля состоит в том, как постановщик сопоставляет эпизоды, как распределяет напряжение, как соотносит пластический темпоритм с музыкой, как воздействует светом и цветом — иными словами, в драматургии зрелища. В этом, я думаю, основное достоинство постановки.
Ролан Пети сам тщательно выбирал исполнителей для реализации творческого проекта и ни с кем иным работать не захотел. Здесь принципиально задействован только один актерский состав.
В Николае Цискаридзе Пети нашел танцовщика-актера с великолепными линиями тела, темпераментом, нервной артистичной натурой и высококлассной техникой. Со страстью маньяка Пети нагрузил героя таким количеством танцевальных трудностей, что артисту временами даже не до проблем образа.
Цискаридзе очень хорош сам по себе: стать, шаг, прыжок, ненатужная законченность поз, наконец, обаяние мужской красоты — все при нем. Однако временами некоторый нарциссизм замыкает его на привычном романтическом облике. Реализуя своеобычную лексику Ролана Пети, он иногда вдруг становится Альбертом из «Жизели»… Но мастерски выстроенная драматургия спектакля мощно вовлекает героя в смертельную спираль, танцовщик забывает и о романтизме, и о все нарастающих технических трудностях. Его вихревые прыжки с вращениями (буквально с места!) обладают энергетической мощью, захватывающей дух. Впечатление, что к финалу Германн Цискаридзе просто летит, хотя на самом деле движения становятся даже шире, замедленнее. Напряженность набирает обороты, пульс учащается, неотвратимость трагического марша заключительной части симфонии влечет Германна к развязке с неимоверной силой. Короткая, почти гротескная конвульсия — и все кончено… Довести нарастание напряжения до края — это по плечу только настоящему артисту.
Герой Пети и Цискаридзе — не из категории «маленьких людей», хотя моментами он ущербен (полусогнутые колени, сдвинутые стопы и плечи), почти раздавлен (ползущий на коленях, танцовщик выполняет в трансформированном виде лейтдвижения, которые не раз повторялись в его пластической партитуре основных монологов). Иногда он похож на капризно-требовательного, иногда наивного ребенка: чего стоит изумленный взгляд на пистолет после неожиданной смерти Графини!
Подобно Мейерхольду в знаменитой «Пиковой даме» 1935 года, Ролан Пети не акцентирует любовную линию Германна и Лизы. Это всего эпизод, в котором девушка мягко берет инициативу на себя. Любовное томление Германна сплетается с его мучительным поиском тайны карт — музыкальной основой одного из главных монологов героя и дуэта с Лизой оказывается знаменитая побочная тема первой части симфонии. Дуэт с Лизой прост, но очень хорош, во многом благодаря Светлане Лунькиной, неподдельно благородной, с чистыми классичными линиями танца и прелестью облика. Интересно окончание этого дуэта: Лиза нежно поворачивает к себе голову Германна, целует его и убегает. Но возвращается — с ключом в руке.
Волшебство любви мгновенно рассеивается. Дальше — встреча с иной возлюбленной. С седым, почти бестелесным существом, которым Германн манипулирует, как тряпичной куклой. Здесь Германн — требовательный и молящий, насилующий и ласкающий. И она, Графиня, Илзе Лиепа, — вожделеющая, трепещущая, ломающаяся, но не сдавшаяся. Ее смерть тоже мгновенна и конвульсивна: что-то от всплеска крыльев смертельно раненной птицы…
Графиня Илзе Лиепы в спектакле Ролана Пети — звездный час балерины, которая, может быть, всю жизнь ждала настоящей роли. На мой взгляд, здесь случай идеального слияния с образом, каким его придумал постановщик, и в то же время сохранение дистанции между персонажем и исполнителем. Мрачная, с гнилинкой чувственность сочетается с интеллектом, борцовская страстность — с жутковатой иронией. Пластичность, музыкальность, актерский талант Лиепы, ее изумительно гибкие кисти рук — роскошный материал, из которого балетмейстер и танцовщица создали шедевр.
Великолепны цветовые и силуэтные трансформации костюма Графини: на салоп с фижмами цвета запекшейся крови накидывается темный, с металлическим отблеском плащ — можно угадать абрис знака пик; под ними оказывается струящееся по телу платье, черное или светло-серое.
Господствующая в спектакле бело-серо-черная графика с чуть заметным вкраплением нежно-розового и желтого, постепенное наступление темно-красного во всех его оттенках — это отдельная тема. Графичность оформления — достаточно модное поветрие. Однако такт и вкус, с которыми Жан-Мишель Вильмотт (сценография) и особенно Луиза Спинателли (костюмы) оформили спектакль, придали ему шарм явления высокого стиля. Здесь легкость и прозрачность — от классической ясности пушкинской прозы, цвет запекшейся крови — от боли созвучий Чайковского, а в целом лаконичный образ спектакля составил благородный контрапункт пронзительной напряженности музыки Шестой симфонии и ее оригинального сценического воплощения.
В композиции спектакля не последняя и не дежурная роль отведена массовым сценам. Роль кордебалета, который таковым здесь и назвать-то трудно, возрастает с каждым последующим его появлением. Очень красиво, хотя во многом традиционно отанцован знаменитый вальс на пять четвертей в эпизоде бала. В финальной же сцене масса танцовщиков, окружающая игорный стол, создает тревожный подвижный фон, прекрасно аккомпанируя уже почти пантомимному поединку Германна с Чекалинским.
Моментами странно видеть, как постановщик вроде бы не доверяет сам себе — все игроки, в том числе Германн и Чекалинский, обыгрывают протянутую ладонь как брошенную карту. В случае с Графиней постановщику этого кажется мало — он вводит бутафорские картонки, которые выглядят как явные рудименты доброго старого драмбалета. Досадных раздражителей в спектакле не много, но они есть. Что поделаешь…
Удалось ли Ролану Пети разгадать тайну трех карт на подмостках Большого, покажет сценическая жизнь балетной «Пиковой дамы». Но то, что французскому хореографу удалось разбередить творческую страстность русских танцовщиков, — это факт, и очень отрадный. В отличие от оперы, в балете Большого наконец произошло нечто значительное.
Ноябрь 2001 г.
В статье использованы фотографии И. Захаркина.
На 88-м году жизни скончался Ролан Пети. Французский хореограф прославился танцевальными историями, рассказанными с чисто галльским шиком и изяществом.
Обладатель ордена Почетного легиона не любил юбилеев. Не выносил, когда к очередной дате ему делали комплименты по поводу отменного внешнего вида. Хотя выглядел действительно отменно. Был моложав, подтянут и потрясающе деятелен. К тому же всегда окружен молодыми танцовщиками и хореографами, в том числе и русскими. Для Михаила Барышникова и Николая Цискаридзе он ставил «Пиковую даму». Майе Плисецкой подарил «Гибель розы». Ульяне Лопаткиной срежиссировал творческий вечер.
Он переносил в Большой и Мариинский театры свои любимые балеты. Открыл широкой публике Светлану Лунькину и Александра Волчкова. Мечтал поставить в России спектакль о Маяковском, причем сам собирался танцевать главную роль.
Закономерно, что этот русофил стал первым иностранцем, удостоенным Государственной премии России. И пусть отмеченный спектакль - вышеупомянутая «Пиковая дама» - не принадлежал к числу его удач, решение российского руководства не вызывает возражений. Ибо Пети - не только французская, но и наша гордость. Любовь к русским учителям - Борису Князеву и Ольге Преображенской - он пронес через всю жизнь. А пожелание Дягилева, высказанное Жану Кокто: «Удиви меня!», воспринял как руководство к действию.
Неукротимой энергией мэтр отличался с детства. Днем учился танцу, вечером выступал в театральной массовке, домой возвращался за полночь, а рано утром шагал на общеобразовательные уроки. По окончании танцевального курса организовал собственную труппу. Первым крупным успехом Пети стал балет «Комедианты» на музыку Анри Соге, поставленный в 1945 году в Театре Елисейских Полей.
Умение в нескольких жестах рассказать удивительную историю и безошибочно выбрать неширпотребную музыку влюбило в хореографа не только балетоманов. Его ценили все, кто восхищался жизнью и пользовался ее удовольствиями. То, что в обыденном мире принято называть извращениями, для Пети было совершенно естественно. Мир многогранен, внушал маэстро, и, если ты молод, надо вкусить его соблазны. Причем молодость, согласно Пети, понятие вневременное. Пока человек живет с упоением, старость ему не страшна.
Последний привет от маэстро передали нам в феврале танцовщики Парижской оперы. Французы исполнили «Арлезианку». Герой, обманутый возлюбленной, кончал жизнь самоубийством. Из всех привезенных гостями спектаклей этот один имел трагический финал. И тем не менее был самым жизнелюбивым, самым легким, самым обаятельным и абсолютно раскованным. Как и его автор - истинный француз Ролан Пети.
Балет Ролана Пети "Le Fantô me de l"Opé ra". 1980
О
бложка
аудио записи
музыкальной партитуры
балета 1982 года.
Постановочная группа балета:
Балетмейстер.............Ролан Пети
(Roland Petit)
Композитор...................Марсель Ландовски (Marcel
Landowski)
Декорации......................Джулио Кольтеллаччи (Giulio
Coltellacci)
Костюмы..
.....................Франка
Скуарчьяпино (Franca Squarciapino)
Дирижер.........................Патрик Флинн (Patrick
Flynn)
Автор постера...........Рене Груо (Rene Gruau)
Продюсер......................Рольф Либерман (Rolf
Liebermann)
Исполнители:
Призрак..........................Петер Шауфус (Peter
Schaufuss)
Девушка.........................Доминик Кальфуни (Dominique
Khalfouni)
Молодой человек........Патрик Дюпон (Patrick Dupont)
Мадам Карлотта......Сильви Клавье (Sylvie Claver)
Аудио запись балета:
Дирижер.........................Марк
Сюстро (Marc Soustrot)
Вокал...............................Дэвид
Уилсон Джонсон (David Wilson Johnson)
Комментарии...............Мишель Буге (Michael Bouget)
Музыкальные композиции:
L"Opera aux premieres heures du matin /
The Opera in the Small Hours - Опера после полуночи
Madame Carlotta danse a decroucher le lustre cer soir! / Madame Carlotta Could
Bring Down the Chandelier This Evening! - Мадам Карлотта
может заставить люстру упасть сегодня вечером!
La Jeune Fille traverse le miroir / The Young Girl Steps Through the Mirror -
Молодая Девушка проходит сквозь зеркало
Le Fantome conduite le bal /The Phantom Conducts the Ball
- Призрак правит балом
Un premier baiser. Horreur... c"est in monstre! / A First Kiss? ...Horrors, He"s
a Monster! - Первый поцелуй?... О ужас, он же
Монстр!
Les rats / The Rats - Крысы
La messe de mariage ou la danse des morts / The Wedding Mass, or the Mass of the
Dead - Свадебная месса или месса заупокойная
Премьера балета состоялась в апреле
1980 года.
Аудио запись была выпущена в 1982 году.
Призрак Парижской Оперы.
Французы не снимали фильмов по "Призраку Оперы", не ставили мюзиклов. Казалось, им единственным не нравился популярный роман их соотечественника, Гастона Леру. Но нашелся француз, сказавший свое веское слово в этой теме - он поставил балет. Его звали Ролан Пети.
Постер к балету Петинарисовал Рене Груо, знаменитый график,
известный иллюстратор модных журналов (Harper"s Bazaar,
Vogue).
Ему принадлежат, также, постеры ко многим известным кинофильмам,
например, к фильму "СладкаяЖизнь"
Феллини. Кроме того, Груо создавал
эскизы моделей одежды, театральных и балетных костюмов.
Композитор Марсель Ландовски рассказывал о создании балета так: "Когда продюсер Рольф Либерман, по его собственным словам " уже с давних пор желавший поставить спектакль по известному роману Гастона Леру ", предложил мне написать музыку к балету " Призрак Оперы ", причем немедля, моей первой реакцией на это предложение была мысль о хореографе, некогда поразившем моё воображение - о Ролане Пети. По-моему, это один из величайших хореографов, когда-либо живших. Если бы мне предложили сделать выбор из многих великих балетмейстеров, я бы не сомневался, кого выбрать"...
..."Для балета "Призрак Оперы" мы оставили только самые основные сцены, ясные и
понятные для публики, тщательно их проработали, и именно к ним я писал
музыку. Что касается музыки, то тут я на своем поле, но когда разговор заходит о
хореографии, то мне хочется оказаться в другом месте"...
..."Ролан Пети обладает своим собственным, индивидуальным языком, которым он
воплощает музыку в танец. Его можно назвать не формалистическим, не
интеллектуальным, но, скорее, более чувственным. Пети дисциплинирует и "
отделывает
"
своих танцовщиков, формирует их, напоминая скульптора, лепящего из глины.
Хореографически Пети продолжает линию, намеченную в балете Сержем Лифарем. Пети
много делает для проникновения искусства балета во всё более широкие массы
зрителей".
|
Несмотря на неординарность вкусов и предпочтений, Ролан Пети ( Roland Petit ) сердцем всегда оставался " сыном Оперы ", поэтому, должно быть, ему было особенно приятно поставить в ней свой трехактный балет Le Fantôme de L"Opéra , который уже сам по себе пропитан театральностью. Пети взял из романа Гастона Леру, истории авантюрно-саспенсовой, с элементами иронической мистификации, но с необычайной любовной линией, только главные моменты, а именно: молодая артистка (в этом случае балерина ) достигает высот славы благодаря гипнотическому влиянию таинственной и чудовищной фигуры некоего Призрака, который жаждет быть любимым, и который, как уже поступали ранее другие " монстры " Пети (вспомним Квазимодо в исполнении самого маэстро, из его прославленного балета "Собор Нотр-Дам" ), жертвует собой, отдавая любимую им девушку молодому человеку, в которого она влюблена. |
Однако в балете самым чудовищным поступком, который можно поставить в вину Призраку, является его неусыпная забота о возлюбленной, почти собачья преданность (помните " ...он увивался вокруг меня, как верный раб, и окружал самой нежной заботой, ...как побитая собака смотрит на хозяина..." ), правда при этом он совершенно не обращает внимания на тот ужас, который он и его " услужливость " вызывают у девушки. Чтобы вывести ее на первые роли он устраивает грандиозное несчастье для прима-балерины мадам Карлотты, сбросив люстру прямо в середине ее выступления. Да, да, вы не ослышались, прима-балерина, а не примадонна, и конечно же молодая девушка, предмет страстной любви Призрака, также, как в книге, не подающая надежды юная певица из хора, а юная и талантливая балерина из кордебалета (что позволило Пети поставить реалистичную и милую сцену в балетном классе ). В балете даже больше, чем в книге, девушка является пассивной фигурой, с которой что-то происходит, но которая сама ничего не предпринимает.
Тем не менее, невзирая на такие узкие рамки, Доминик Кальфуни смогла вложить в эту партию больше, нежели это мог бы сделать кто-либо другой: она выглядела восхитительно, а танцевала безупречно.
Доминик Кальфуни (Девушка). Декорации - только легкий намек
на настоящие деревья.
Чем-то напоминает Жизель.
Патрику Дюпону
не составило
никаких затруднений выглядеть
необычайно трогательно юным, поскольку на момент постановки балета ему было
всего двадцать лет; он также танцевал свою партию виртуозно, привнося в
исполнение легкое, изящное щегольство. По словам тогдашних критиков,
при умелом руководстве он "
может стать выдающимся
premier
danseur
-
ведущим солистом
". И Дюпон не обманул ожиданий. Надо
отметить, что партия Дюпона - партия молодого влюбленного, - порой привлекала даже
больше внимания, чем партия Призрака. По словам английской
обозревательницы журнала "
Dancing
Time
"
Фреды Питт
(
Freda Pitt
)
:
"
Пети вложил
в партию молодого человека больше энергии, нежели в партию Призрака", хотя ждала
я многого именно от нее".
Первоначально главная роль Фантома предназначалась для такой звезды, как Рудольф Нуреев , но у Пети возникли проблемы с капризной звездой, не считающей для себя обязательным, например, являться на репетиции.
Петер Шауфус , замечательный датский танцовщик - тот, кого Пети выбрал для замены Нуреева. Нельзя сказать, что таланты Шауфуса не поражали воображения. Напротив, та же Питт признает, что он начал свое выступление с необычайно мощного и сложного соло, прекрасно используя свою потрясающую технику, но отмечает, что творческий импульс выражен не настолько сильно, как того хотелось бы. Выделяя запоминающийся pas de deux , в котором Призрак подчиняет себе испуганную девушку, Питт констатирует, что Пети в этом балете все же не бросил достойного вызова талантам Шауфуса.
Так как грим Призрака с большой натяжкой можно назвать ужасающим, балетному танцовщику приходилось полагаться только на своё присутствие на сцене и на создаваемую им ауру коварства в сочетании с душевными муками и страданием. Впрочем, многие французские критики не скупились на похвалы Шауфусу, отмечая его безукоризненный стиль, его виртуозность как партнера, великолепные сильные поддержки и ту глубину, с которой он воплотил драматический образ.
" Когда он танцует, то на сцену словно возвращается из недр театра забытая Тень ", - писали о нём.
Грим балетного Призрака был крайне легким, почти условным: слегка подчеркнутые скулы, обведенные темным глазницы. Маска (когда она была) закрывала только среднюю часть лица от верхней губы до лба.
Критикам
, по их же собственным словам, не хватало такого Пети, каким он показал
себя в
таких своих постановках, как "Коппелия", "Щелкунчик", "Летучая Мышь", "Собор
Нотр-Дам"
и даже в "Пиковой Даме".
Вину возлагали на то, что действие и хореографию " тормозила " весьма прозаическая и написанная по заказу партитура Марселя Ландовски, музыка которой оказалась достаточно мало дансантна . Концепция и подход Пети были насквозь романтичными, но музыка Ландовски, хотя и гармоничная, была слишком современной, неприемлемой для легкого и парящего, подобно бабочке, балета Мадам Карлотты или для сцены в фойе, где танцовщицы встречались со своими поклонниками. Не подходила она и для сцены бала, где грозная фигура Призрака гордо и пугающе шествует среди гостей в маске и красном плаще (слава Богу, пришла Красная Смерть ); эта сцена, кстати, дает повод повосхищаться витиеватой Гранд Лестницей, точной копией настоящей, созданной по арт-концепции Кольтеллаччи .
Европейская команда, состоящая из Джулио Кольтеллаччи и Франки Скуарчьяпино , уже ранее работавших с Пети над балетом "Л етучая Мышь" (La Chauve - Souris ), снова прекрасно поработала в Опере, хотя кроме падающей люстры (падающей на приличном расстоянии от публики на сцену ) и девушки, проходящей и исчезающей в отполированном до металлического блеска зеркале, в балете не так уж много сценических трюков, как следовало ожидать от подобного сюжета и его фактуры, особенно в последних сценах, в логове Призрака, хотя сцена, где молодого человека связывают и изводят длиннохвостые Крысы, поставлена прекрасно.
Как с восторгом писал в " Les saisons de la Danse " французский балетный критик А ндре-Филипп Эрси ( Andre-Philippe Hersin ) , " бесконечные хлыстоподобные хвосты множества крыс, нападающих на Юношу, ищущего свою возлюбленную в сумрачном подземелье, привносят захватывающий отпечаток садо-мазохистских мотивов " .
Патрик Флинн (известный дирижер ) , приглашенный в последний момент, дирижировал как всегда профессионально и изумительно, и надо отметить, что с момента его появления в оркестровой яме танцовщики обрели мощную опору в борьбе с трудной для танца музыкой Ландовски.
К недостаткам балета, кроме пресноватой музыки, также относят отсутствие более широкой и богатой канвы сюжета. Слишком много плоских, безымянных персонажей-зарисовок, не несущих никакой особой смысловой нагрузки; введение комментария в ход действия; главные персонажи сокращены до трех и то все тоже без имени: Фантом, Девушка и Молодой Человек. Единственный персонаж, у кого имя осталась - это невезучая Мадам Карлотта. Из-за всего выше перечисленного сам балет и вся история, разворачивающаяся на сцене, оставляли у многих впечатление анонимности и безликости.
Тот же Эрси отмечает, что интересно было проследить по ревью в журналах за теми изменениями, которые вносил в балет со дня премьеры придирчивый Пети. Так, например, сначала балет открылся как трехактный, но Пети вскоре убрал один из антрактов, устранив перерыв, как разрушающий драматическое напряжение, и впоследствии балет шел уже как двухактный. Также изменения происходили и в составе исполнителей.
Во втором составе балета партию Фантома танцевал Ж ан Гизерли (Jean Guizerlix ), партию Девушки - Клод де Вульпиан (Claude de Vulpian ) , Юноши - Жан-Ив Лормо (Jean-Yves Lormeau ) и Жан-Кристоф Паре (Jean-Christophe Pare ) .
Второй состав не уступал первому , техничный и артистичный Гизерли создал сложный образ одинокого страдающего Призрака; Клод де Вульпиан виртуозно стилизовала грациозную старомодную манеру танца начала 1900-х, убедительно выражала ужас своего персонажа и его смутные порывы; Лормо играл менее юного, чем это делал Дюпон, Молодого человека, менее непосредственного в своем поведении, но равным образом правдоподобного, рисуя образ молодого денди образца 1900-х, завсегдатая Le Foyer de Danse , Паре следовал по его стопам, больше акцентируя сентиментальность своего персонажа.
Клод де Вульпиан и Жан Гизерли.
Призрак напрочь без маски и жуткого грима.
В 1988 году постановка, к тому времени уже закрывшаяся (балет продержался на сцене недолго ) в Париже, была возобновлена Роланом Пети для труппы Национального Марсельского балета , и пошла на сцене Марсельской Оперы (Пети руководил труппой Марсельского балета с 1972 по 1998 гг .).
Перенесенный на сцену Марселя, мир Парижской Оперы претерпел некоторые изменения. Как отмечал театральный критик Жерар Маннони (Gerard Mannoni ) , он стал более реален, более правдив. Декор Гранд Лестницы, купол Оперы и закулисье Оперы того времени, обновленные в марсельской постановке, без всякого сомнения внесли дополнительный вклад в поэтику балета.
В Марселе партии исполняли:
В роли Фантома - Жан Броэк
(
Jan Broeckx
)
и Д. Граньо
(D.Granyo
)
; в
роли Девушки - Карлотта Зампаро
(Carlotta
Zamparo
)
; Юноши -
Жан-Шарль Верчэре
(
Jean-Charles
Verchere
)
; Мадам
Карлотты - Паскаль Дойе
(Pascale
Doye
)
;
Maitre de Ballet -
Хасене Бахири
(
Hacene Bahiri
)
.
"как-бы Кристина" - Карлотта Зампаро танцует на сцене Марсельской Оперы.
***
Своими
впечатлениями от балета, поставленного по роману её отца, поделилась дочь
Гастона Леру Мадлен. Вот что она сказала: "Призрак Эрик был сегодня на сцене. А
призрак моего отца появился в Ложе номер пять. Он был там, я абсолютно уверена.
Танцовщицы едва касались подмостков, это была настоящая фантасмагория,
присутствие иного мира. Спектакль словно нарочно был сделан так, чтобы вызвать
призрак моего отца. Я знаю точно, что он в тот вечер был в Опере".
***
Ролан Пети . Штрихи к портрету балетмейстера.
*Ролан Пети родился 13 января 1924 года в
Париже.
*О Ролане Пети говорят, что он - самый французский из всех французских
балетмейстеров, сумевший в своих 160 постановках передать дух и менталитет
нации. Он - классик двадцатого века и основоположник современного балета во
Франции. В мемуарах "Я танцевал на гребне волн" (1993) Пети писал, что
интеллигентный человек должен быть честным, умным, наделенным любознательностью
и чувством юмора, упорством, страстностью и изрядной долей здравого смысла.
Пожалуй, это почти автопортрет самого Ролана Пети. Ещё он всю жизнь с гордостью
подчеркивает: "Мне очень повезло - я родился в Париже, учился в школе Опера".
*Пети называет Доминик Кальфуни "моя Павлова" и посвятил ей множество балетов.
Его восхищение талантами Кальфуни были сродни поклонению Призрака Кристине, а
потому никто лучше Кальфуни не смог бы исполнить партию Девушки. Пересечение
судеб...
Источники информации:
Gerard Mannoni Roland Petit - "L"avant scene ballet Danse",
1984., Paris
;
Magazine
Dancing
Times, april 1980, London;
Magazine Les saisons de la Danse", 10 avril, 1980
,
Paris
;
Magazine Les saisons de la Danse", 30 janvier 1988, Paris
;
Программа
Вечер хореографии Ролана Пети в Большом театре, 2001;
Г.А.Анджапаридзе. "Бесспорный классик", "Рипол
Классик", 2004;
Аудио запись партитуры балета Марселя Ландовски.
Примечание: фотографии балета очень редкие и
добыты тяжким трудом (они были взяты не
из
Интернета). Нигде на других сайтах они никогда не выкладывались.
Просьба не копировать и не воспроизводить без разрешения
авторов. Уважайте чужой труд, пожалуйста!
Note: photos from the ballet are very RARE
and were extremely
hard to find (they were not
found in Internet) . Please do not copy them
and place them on the web without the permission of the authors.
Please, respect
other people"s efforts and hard working!
Французский и русский балет не раз обогащали друг друга. Вот и французский балетмейстер Ролан Пети считал себя «наследником» традиций «Русского балета» С. Дягилева.
Ролан Пети родился в 1924 году. Отцом его был владелец закусочной – сыну даже довелось там поработать, и впоследствии в память об этом он поставил хореографический номер с подносом, а вот мать имела к балетному искусству прямое отношение: она основала фирму Repetto, производящую одежду и обувь для балета. В 9-летнем возрасте мальчик заявляет, что уйдет из дома, если ему не позволят учиться балету. Успешно пройдя экзамен в Школе Парижской оперы, он учится там С. Лифаря и Г. Рико, год спустя начинает выступать в мимансе в оперных спектаклях.
Закончив учебу в 1940 году, Ролан Пети становится артистом кордебалета в Парижской опере, год спустя его выбирает партнером М. Бурга, а позже он дает вечера балета вместе с Ж. Шарра. На этих вечерах исполняются небольшие номера в хореографии и Ж. Шарра, но здесь же Р. Пети представляет свое первое произведение – «Прыжок с трамплина». В 1943 году он исполняет сольную партию в балете «Любовь-волшебница», но его в больше степени влечет деятельность хореографа.
Покинув театр в 1940 году, 20-летний Р. Пети благодаря финансовой поддержке отца поставил в Театре Елисейских полей балет «Комедианты». Успех превзошел все ожидания – что позволило создать собственную труппу, получившую название «Балет Елисейских полей». Просуществовала она всего семь лет (сыграли роковую роль разногласия с администрацией театра), но спектаклей было поставлено немало: «Юноша и смерть» на музыку и другие произведения самого Р. Пети, постановки других хореографов того времени, отрывки из классических балетов – «Сильфида», «Спящая красавица», « ».
Когда прекратил существование «Балет елисейских полей», Р. Пети создал «Балет Парижа». В состав новой труппы вошла Марго Фонтейн – именно она исполнила одну из центральных ролей в балете на музыку Ж. Франсе «Девушка в ночи» (другую главную партию танцевал сам Р. Пети), а в 1948 году он танцует в балете «Кармен» на музыку Ж. Бизе в Лондоне.
Талант Ролана Пети был по достоинству оценен не только среди поклонников балета, но и в Голливуде. В 1952 году в фильме-мюзикле «Ганс Христиан Андерсен» он исполняет роль Принца из сказки «Русалочка», а в 1955 в качестве хореографа участвует в создании фильмов «Хрустальный башмачок» по сказке «Золушка» и – совместно с танцовщиком Ф. Астером – «Длинноногий папочка».
Но Ролан Пети уже достаточно опытен, чтобы создать многоактный балет. И он создает такую постановку в 1959 году, взяв за основу драму Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Год спустя этот балет был экранизирован вместе с тремя другими постановками балетмейстера – «Кармен», «Пожирательница бриллиантов» и «Траур на 24 часа» – все эти балеты вошли в фильм Теренса Янга «Раз, два, три, четыре, или Черные трико». В трех из них балетмейстер сам исполнил главные роли – Сирано де Бержерак, Хозе и Жених.
В 1965 году Ролан Пети ставит в Парижской опере балет «Собор Парижской богоматери» на музыку М. Жарра. Из всех действующих лиц балетмейстер оставил четырех главных, каждое из которых воплощает определенный собирательный образ: Эсмеральда – чистота, Клод Фролло – подлость, Феб – душевная пустота в красивой «оболочке», Квазимодо – душа ангела в уродливом теле (эту роль исполнил сам Р. Пети). Наряду с этими героями в балете присутствует безликая толпа, которая с одинаковой легкостью может и спасти, и убить… Следующим произведением стал балет поставленный в Лондоне «Потерянный рай», раскрывающий тему борьбы поэтических помыслов в человеческой душе с грубой чувственной природой. Некоторые критики увидели в нем «скульптурную абстракцию секса». Весьма неожиданной казалась финальная сцена, в которой женщина оплакивает утраченную чистоту – она напоминала перевернутую пиету… В этом спектакле танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.
Возглавив в 1972 году «Балет Марселя», Ролан Пети берет за основу балетного спектакля… стихи В. В. Маяковского. В этом балете под названием «Зажгите звезды» он сам исполняет главную роль, для чего обривается наголо. В следующем году он сотрудничает с Майей Плисецкой – она танцует в его балете «Больная роза». В 1978 году он ставит для Михаила Барышникова балет «Пиковая дама», и тогда же – балет о Чарли Чаплине. С этим великим актером балетмейстер был знаком лично, а после его смерти получил согласие сына актера на создание такой постановки.
После 26 лет руководства «Балетом Марселя» Р. Пети покинул труппу из-за конфликта с администрацией и даже запретил ставить свои балеты. В начале XXI века он сотрудничает с Большим театром в Москве: «Пассакалья» на музыку А. Веберна, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, был поставлен в Росси и его «Собор Парижской богоматери». Большой интерес вызвала у публики программа «Ролан Пети рассказывает», представленная в Большом театре на Новой сцене в 2004 году: Николай Цискаридзе, Лючия Лаккара и Илзе Лиепа исполняли фрагменты из его балетов, а сам балетмейстер рассказывал о своей жизни.
Балетмейстер ушел из жизни в 2011 году. Роланом Пети поставлено около 150 балетов – он даже утверждал, что «более плодовит, чем Пабло Пикассо». За свою деятельность балетмейстер неоднократно удостаивался государственных наград. На родине в 1974 году он был награжден орденом Почетного легиона, а за балет «Пиковая дама» удостоился Государственной премии Российской Федерации.
Музыкальные Сезоны