Тема воспитания и образования в комедии Д. Фонвизина «Недоросль
. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.
Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.
Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.
Биография
Митрофанушка - сын неприятной четы по фамилии Простаковы. Мать героя, провинциальная дворянка по происхождению, - злая женщина. Делает, что пожелает, позволяет себе всевозможные зверства по отношению к крепостным и дворовым слугам. При этом любит сына и пытается устроить того в жизни, женив на Софье, девушке с приличным наследством.
Персонажи комедии "Недоросль"
Сама Софья влюблена в молодого офицера по имени Милон. Это добрая и благонравная девушка, которой дали образование, у нее есть опекун - дядя, владеющий большим состоянием. У Простаковой есть брат по имени Тарас Скотинин (Митрофанушке этот персонаж приходится дядей). Скотинин, любитель свиней, тоже желает жениться на Софье из-за наследства.
Отец Митрофанушки - слабый и безвольный человек, не образован, не может даже прочитать письма. Он находится под каблуком у супруги и думает только о том, как бы угодить той. Авторитарная жена легко может поколотить папашу Простакова.
Митрофанушка, также, как и родители, не хотел учиться, а стремился устроиться в жизни за счет женитьбы. У героя есть учителя, среди которых один бывший семинарист, который учит героя грамоте по Псалтыри, сержант в отставке, который преподает арифметику, и бывший кучер, немец по происхождению и знатный курильщик, выдающий себя за ученого.
Этот проходимец нанят, чтобы обучать героя французскому языку и неким «наукам», но обязанностей своих не выполняет и лишь мешает работать прочим преподавателям. Мать на самом деле вовсе не озабочена воспитанием и образованием героя, а лишь следует модным тенденциям в обществе того времени. У Митрофанушки также есть кормилица, которую называют «Еремеевна».
Софья приходится семейству Простаковых дальней родственницей. Девушка выросла в Москве и получила хорошее воспитание, но после смерти матери (отец умер еще раньше) попадает в лапы Простаковых. Те «приглядывают» за принадлежащим Софье имением, одновременно обкрадывая героиню. Идея выдать девушку за Митрофанушку рождается в голове Простаковой после того, как на горизонте появляется богатый дядюшка, которого считали умершим, а вместе с тем и потенциальное наследство.
На почве грядущей женитьбы у Митрофанушки возникает конфликт с дядей, Тарасом Скотининым, который тоже думает жениться на Софье, чтобы прибрать к рукам свиней в принадлежащих девушке деревнях.
Софья тем временем встречается с давним своим возлюбленным, молодым офицером Милоном, а богатый дядюшка приезжает, чтобы забрать племянницу от Простаковых. Простакова пытается подольститься к дядюшке Софьи, чтобы тот согласился на женитьбу Митрофанушки на девушке. Дядя, однако, твердо намерен отвезти Софью в Москву следующим же утром.
Дядюшка дает девушке возможность выбрать жениха самой, и та отдает руку Милону, с которым зналась еще в доме матери. Узнав об этом, мать Митрофанушки составляет заговор. Люди Простаковых пытаются выкрасть Софью, чтобы обвенчать девушку с Митрофанушкой насильно. Милон застает эту сцену и предотвращает покушение, после чего имение и деревни Простаковых изымаются у них по правительственному указу. В финале бездельника Митрофанушку отправляют на службу.
Подобный образ жизни и отсутствие толкового образования были распространены среди детей провинциального дворянства в те годы, поэтому Митрофанушка в пьесе изображен не как частный случай неудачного воспитания, а как образ эпохи. Внешность героя не описывается в пьесе прямо, но можно предположить, что Митрофанушка выглядел как типичный представитель провинциальной дворянской молодежи того времени.
Герой не склонен к конструктивной деятельности, учебе, работе и любым осмысленным занятиям. Погонять голубей, полоботрясничать, объесться сверх меры, словом, как-то убить время в нехитрых развлечениях - таковы жизненные цели Митрофанушки, и мать всячески поощряет подобное поведение героя.
Характеристика героя выглядит неприятно - Митрофанушка алчен и скуп, груб, склонен к интригам, обману и мошенничеству, как и мать. Простакова любит сына, несмотря на свойственную ей жестокость к прочим людям, Митрофанушка же предал мать, оттолкнул ту, когда мать пыталась найти у героя поддержку.
Митрофанушка по сути - эгоист, думает исключительно о собственном комфорте, не интересуясь родными. Отношение к учебе у героя вполне однозначное - одного из учителей Митрофанушка называет «гарнизонной крысой», любые попытки дать юноше хоть какие-то знания наталкиваются на полное нежелание того учиться.
- Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
- После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
- На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.
Пьеса "Недоросль"
- В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора - французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
- Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным - «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.
- Роль госпожи Простаковой играл писатель , выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
- Образ Митрофанушки сравнивают с - молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.
Цитаты
«А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть».
«Ночь всю така дрянь в глаза лезла. <...> то ты, матушка, то батюшка».
«Не хочу учиться, хочу жениться».
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
«Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».
» Фонвизин создал в довольно сложное время для России. В этот момент на трон села Екатерина II. Сама императрица охарактеризовала в своих дневниках этот период в истории развития страны весьма негативно. Она отметила, что пришла к власти в государстве, в котором законами руководствовались лишь в самых редких случаях и, как правило, в том случае, если они благоприятствовали какому-то знатному лицу.
Уже исходя из этого высказывания, можно понять, что духовная жизнь российского общества этого периода находилась в упадке. В своем произведении Фонвизин и постарался обратить внимание читателей именно на проблему воспитания молодого поколения, от которого зависит, каким будет будущее всей страны.
В период, описываемый в комедии, вышел указ, по которому все молодые дворяне, не достигшие восемнадцати лет, были обязаны получить образование. В противном случае, они назначались на военную службу к ее императорскому величеству.
Героиня комедии Простакова , властная и агрессивная женщина, привыкла все решать сама. Она руководит своей семьей: муж боится сделать и шаг без ее на то повеления, а сын, которого она назвала Митрофаном, что значит «приближенный к матери», выращен абсолютным лентяем и невежей.
Мать все решает за него, она боится его самостоятельности и готова всегда быть рядом. Для нее главное, чтобы Митрофану было хорошо. Но так как она вырастила его лентяем, то к образованию, которое требует затраты некоторых сил и времени, он относится отрицательно и по своей воли его не получает.
Страх потерять сына из-за государственного указа бросает мать на нежеланный ею самой шаг - нанять учителей для Митрофана.
К этому вопросу она подходит вначале решительно, ведь помимо страха ею владеет еще и чувство зависти. Она не хочет быть хуже других, а иные дворянские дети уже давно занимаются с учителями. Она представляет, что ее сынок отправится в Петербург и будет казаться там невеждой среди умников. Эта картина пугает ее, ведь сын таким образом высмеет и ее саму. Поэтому Простакова не скупится на деньги и нанимает сразу несколько учителей.
Самым небезразличным из них можно назвать солдата в отставке Пафнутия Цыфиркина, который преподавал недорослю арифметику. Его речь полна военных терминов, он постоянно занимается подсчетами. Он трудолюбив, сам отмечает, что не любит сидеть без дела. Он ответственен и хочет научить Митрофана своему предмету, однако постоянно испытывает притеснения со стороны матери ученика.
Она страдает, считая, что ее горячо любимый сынок измучится от уроков и таким образом создает повод для прерывания занятия раньше положенного времени. Да и сам Митрофанушка уклоняется от занятий и обзывает Цыфиркина. Учитель даже отказался брать в конце деньги за проведенные занятия, ведь «пень», как назвал он своего ученика, он не смог ничему обучить.
Грамматику Митрофану преподает семинарист-недоучка Кутейкин. Себя он считает весьма умным, говорит, что происходит из ученой семьи и уволился лишь боясь излишней премудрости. Он алчный человек. Главным для него является получение материальной выгоды, а не предоставление истинных знаний ученику. Митрофан часто пропускает его занятия.
Самым непутевым учителем оказался немец Вральман, нанятый учить Митрофана французскому и другим наукам. Его не могут терпеть другие учителя. А вот в семье он прижился: и ест с Простаковыми за одним столом, и получает больше всех. А все потому, что Простакова довольна, ведь этот учитель совсем не неволит сына.
Вральман считает, что все науки Митрофану не к чему, ему нужно лишь избегать общения с умными людьми и уметь показать себя выгодно в свете. Понятно, что ни французскому, ни другим наукам Вральман, который оказался бывшим конюхом, недоросля не научил.
Таким образом, Простакова наняла учителей вовсе не для того, чтобы Митрофан познал науки. Она сделала это для того, чтобы ее сын смог всегда быть с ней рядом и всячески способствует своим поведением в этом.
По всем трем причинам: и нерадивость, и отсутствие мотивации, и учителя плохие. конечно, "зачем знать, а извозчики-то на что, " - считает простакова, - , куда надо. то же самое и с другими науками.
Ответ разместил: Гость
но, справившись с одним испытанием, герой тут же сталкивается с другим – в гарнизоне он попадает в руки пиратов. но и здесь джим не теряет хладнокровия и чувства собственного достоинства. он презрительно молчит, не отвечая на вопросы джона сильвера, и лишь пытается выяснить, что сделали с его друзьями. герой ни на секунду не верит, что они предали его, и ни за что не хочет предавать их:
Ответ разместил: Гость
в последующих главах повествуется о посещении чичиковым поместий собакевича, коробочки, плюшкина. к настасье петровне коробочке чичиков попадает случайно, сбившись с пути. она – довольно заботливая хозяйка, но чичиков ее именует дубинноголовой, злится, теряет терпение, но мертвые души покупает, тем более что для нее это всего лишь товар. в поместье собакевича он встречается с грубым, низменным хозяином, которого волнует только пропитание. в тоже время собакевич – практичный хозяин, ему даже приходит в голову расхваливать этот своеобразный товар. последним помещиком, которого посещает чичиков, оказывается плюшкин. не то баба, не то мужик - говорит про него павел иванович. а суть его жизни – скупость, переходящая все границы. в доме лежат везде сургучики, перышки, зубочистки, ржавые ведра – все, что видит, хозяин несет в дом. н.в.гоголь назвал этого героя прорехой на человечестве. однако, каков же сам чичиков? он – сын обеднявшего помещика, с детства усвоил одно: береги копейку, она то тебя никогда не предаст. этим и занимается чичиков всю жизнь. и ради этого он посещает город n, где–то проведав, что попечительный совет скупает крестьянские души, не интересуясь, живы ли крестьяне – были бы документы на их наличие, павел иванович собирается продать этому учреждению несколько сот мертвых душ.
Ответ разместил: Гость
а. п. чехов – признанный мастер коротких рассказов.чехов - тонкий психолог, с неповторимой иронией раскрывающий внутренний мир человека. несмотря на краткость, а может быть и ей, он мастерски рассказывает о проблемах счастья и любви, накопительства и равнодушия.в каждом слове из рассказов чехова,сквозит его отвращение к пошлости и обыденности, тоскливой мещанской жизни.его называли "мастером малой формы", в этом же его и обвиняли, ведь ни одного большого произведения! но в самом маленьком рассказе чехов может раскрыть целый мир, мир души, космос внутри человека. только в его некоторых рассказах достигается полное слияние человека с миром, гармония и любовь.
Сочинение Кузнецовой Инги «Почему Митрофанушка стал недорослем»
Почему Митрофанушка стал недорослем
Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Она, написанная в 1781 году, и по сей день остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. В комедии четко описывается, к чему приводит лень и чрезвычайная любовь родителей. В комедии недорослем является Митрофан, взрослый юноша, который во всем слушается свою мать.Митрофан – безграмотный, невоспитанный юноша, любящий вкусно покушать. В семье Простаковых главной является Госпожа Простакова, властная, необразованная, чрезвычайно льстивая женщина. Она считает, что люди должны уважать ее за то, что она дворянка, и ей совсем необязательно быть образованным человеком. Отец Митрофана – робкий, покорный, необразованный человек. Для него как сказала жена, так и должно быть.
Условия воспитания Митрофана были очень хорошие. Он жил в богатой семье, родители в нем души не чаяли, все разрешали, кормили на убой, от чего ему иногда становилось дурно. Учителя занимались с ним персонально, приходили на дом, но от этого было немного толку, так как к своим шестнадцати годам Митрофан знал только существительное и прилагательное.
Кутейкин и Цыфиркин не были учителями по профессии и, скорее всего, просто не могли правильно преподнести знания Митрофану. Второй причиной был Вральман – большой подлиза, вечно срывавший занятия Кутейкина и Цыфиркина. Как только начинался урок, откуда-то неожиданно появлялся Вральман, размахивающий руками и кричащий: «Ай, ай, ай! Уморить хотят ребенка! Матушка ты моя!» На что Простакова заканчивала урок и распускала учителей. Общество не меньше виновато в безграмотности населения, в том, что не могло заинтересовать людей учебой и не могло проявить большего внимания таким, как Митрофанушка. Поэтому-то у них нет закалки, они не готовы к жизни в обществе. Скорее всего, он просто повторит жизнь своего отца, но это не факт; не все женщины терпимы и выносливы, и никакой женщине не нужен муж, который ничего не умет делать. Кто же виноват в том, что таких людей, как Митрофан становится все больше? Воспитание, родители, общество, вырастившее таких людей. И, конечно, сам человек. Если он не хочет учиться, его никто не заставит.
От администрации сайта