Прямоугольник определение и признаки краткая характеристика. Что такое прямоугольник? Частные случаи прямоугольника
Прямоугольник — это четырехугольник, у которого каждый угол является прямым.
Доказательство
Свойство объясняется действием признака 3 параллелограмма (то есть \angle A = \angle C , \angle B = \angle D )
2. Противоположные стороны равны.
AB = CD,\enspace BC = AD
3. Противоположные стороны параллельны.
AB \parallel CD,\enspace BC \parallel AD
4. Прилегающие стороны перпендикулярны друг другу.
AB \perp BC,\enspace BC \perp CD,\enspace CD \perp AD,\enspace AD \perp AB
5. Диагонали прямоугольника равны.
AC = BD
Доказательство
Согласно свойству 1 прямоугольник является параллелограммом, а значит AB = CD .
Следовательно, \triangle ABD = \triangle DCA по двум катетам (AB = CD и AD — совместный).
Если обе фигуры — ABC и DCA тождественны, то и их гипотенузы BD и AC тоже тождественны.
Значит, AC = BD .
Только у прямоугольника из всех фигур (только из параллелограммов!) равны диагонали.
Докажем и это.
ABCD — параллелограмм \Rightarrow AB = CD , AC = BD по условию. \Rightarrow \triangle ABD = \triangle DCA уже по трем сторонам.
Получается, что \angle A = \angle D (как углы параллелограмма). И \angle A = \angle C , \angle B = \angle D .
Выводим, что \angle A = \angle B = \angle C = \angle D . Все они по 90^{\circ} . В сумме — 360^{\circ} .
Доказано!
6. Квадрат диагонали равен сумме квадратов двух прилежащих его сторон.
Это свойство справедливо в силу теоремы Пифагора.
AC^2=AD^2+CD^2
7. Диагональ делит прямоугольник на два одинаковых прямоугольных треугольника.
\triangle ABC = \triangle ACD, \enspace \triangle ABD = \triangle BCD
8. Точка пересечения диагоналей делит их пополам.
AO = BO = CO = DO
9. Точка пересечения диагоналей является центром прямоугольника и описанной окружности .
10. Сумма всех углов равна 360 градусов.
\angle ABC + \angle BCD + \angle CDA + \angle DAB = 360^{\circ}
11. Все углы прямоугольника прямые.
\angle ABC = \angle BCD = \angle CDA = \angle DAB = 90^{\circ}
12. Диаметр описанной около прямоугольника окружности равен диагонали прямоугольника.
13. Вокруг прямоугольника всегда можно описать окружность.
Это свойство справедливо в силу того, что сумма противоположных углов прямоугольника равна 180^{\circ}
\angle ABC = \angle CDA = 180^{\circ},\enspace \angle BCD = \angle DAB = 180^{\circ}
14. Прямоугольник может содержать вписанную окружность и только одну, если он имеет одинаковые длины сторон (является квадратом).
Урок по теме « Прямоугольник и его свойства»
Цели урока:
Повторить понятие прямоугольника, опираясь на полученные знания учащихся в курсе математики 1 – 6 классов.
Рассмотреть свойства прямоугольника как частного вида параллелограмма.
Рассмотреть частное свойство прямоугольника.
Показать применение свойств к решению задач.
Ход урока .
I O рганизационный момент.
Сообщить цель урока, тему урока.
II Изучение нового материала .
Повторить:
1. Какая фигура называется параллелограммом?
2. Какими свойствами обладает параллелограмм?
● Ввести понятие прямоугольника.
Какой параллелограмм можно назвать прямоугольником?
Определение: Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые. (слайд 3)
Значит, раз прямоугольник – это параллелограмм, то он обладает всеми свойствами параллелограмма. Раз у прямоугольника другое название, то должно быть своё свойство (слайд 4).
● Задание для учащихся (самостоятельно): исследуйте стороны, углы и диагонали параллелограмма и прямоугольника, записав результаты в таблицу.
Параллелограмм
Прямоугольник
Стороны
Углы
Диагонали
Сделать вывод: диагонали прямоугольника равны.
● Этот вывод и является частным свойством прямоугольника:
Теорема. Диагонали прямоугольника равны.
Дано : АВСD – прямоугольник,
АС и BD диагонали.
Доказать : АС = BD
Доказательство:
1) Рассмотрим ∆ АСD и ∆ АВD :
а)
АD
С =
D
АВ = 90°,
б) А D – общая,
в) АВ = СD – противоположные стороны прямоугольника,
следовательно треугольники равны по двум катетам.
2)Так как треугольники равны, то АС = ВD .
●Рассмотрим свойства прямоугольника, зная, что он является параллелограммом.
Свойство 1: сумма углов прямоугольника равна 360°.
Доказательство : а) так как у прямоугольника четыре угла по 90°, то их сумма равна 360°.
б) так как прямоугольник – это четырехугольник, то сумма углов четырехугольника равна (n – 2) ∙180° = (4 – 2) ∙180° = 2∙180° = 360°.
Свойство 2: противоположные стороны прямоугольника равны.
Доказательство : а) так как прямоугольник – это параллелограмм, а у параллелограмма противоположные стороны равны, то и у прямоугольника противоположные стороны тоже будут равными.
Как еще можно доказать этот факт?
б) если провести диагональ АС, то из равенства прямоугольных треугольников АВС и С D А (по гипотенузе и острому углу) будет следовать равенство противоположных сторон прямоугольника.
Свойство 3: диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Доказательство : а) так как прямоугольник – это параллелограмм, а у параллелограмма диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то и у прямоугольника диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Существует ли ещё одно доказательство этого свойства?
б) Да, через равенство треугольников АОВ и D ОС (по стороне и двум прилежащим к ней углам)
Свойство 4: биссектриса угла прямоугольника отсекает от него равнобедренный треугольник.
Доказательство: а) так как прямоугольник – это параллелограмм, а у параллелограмма биссектриса острого угла отсекает от него равнобедренный треугольник, то и у прямоугольника биссектриса любого угла отсекает от него равнобедренный треугольник.
Можно ли ещё каким либо другим способом доказать это свойство?
б) Можно. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВК и докажем равенство углов ВАК и ВКА. Тогда можно сделать вывод о равенстве сторон АВ и ВК.
Все свойства доказываются, используя свойства параллелограмма.
Получили, что прямоугольник обладает пятью свойствами:
III Закрепление изученного материала.
Задания классу: 1. Найди периметр прямоугольника (устно)
а)б)
Решение:
а) Р = (6+4)∙2, Р= 20(дм) (противоположные стороны прямоугольника равны)
б) т.к. диагонали прямоугольника равны, то ∆ M ОK и ∆ M ОN равнобедренные, ОВ и ОА являются медианами, следовательно они являются и высотами. Тогда 2ВО = MN = 8, 2АО = МK = 4.
Р = (8 + 4)∙2, Р = 24(дм)
2. Найди стороны прямоугольника, зная, что его периметр равен 24 см.
Решение: 1) ∆АВМ – равнобедренный, так как АМ – биссектриса,
значит АВ = ВМ.
2) 24 = (АВ + ВМ + МС) ∙2,
12 = АВ + ВМ + МС,
12 = ВМ + ВМ +МС,
12 = МС + 2∙ВМ.
3)
3 МВ = 9, МВ = 3, МС = 6
4) АВ = СD = 3, AD = BC = 3 +6 = 9
Ответ: 3 см, 9 см, 3 см, 9 см.
№ 403 (учебник)
Дано: АВСО - прямоугольник, D = 30°,
значит СD = 0,5АС = 6 см.
2) АВ = СD = 6 см.
3) В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, т. е. АО = ВО = 6 см.
4) Р(аов) = АО + ВО + АВ = 6 +6+ 6 = 18см.
Ответ: 18 см.
IV Подведение итогов урока.
Прямоугольник обладает следующими свойствами:
1. Сумма углов прямоугольника равна 360°.
2. Противоположные стороны прямоугольника равны.
3. Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
4. Биссектриса угла прямоугольника отсекает от него равнобедренный треугольник.
5. Диагонали прямоугольника равны.
V Домашнее задание.
П. 45, вопросы 12,13. №399, 401 а), 404
Дома самостоятельно рассмотреть признак прямоугольника.
Прямоугольник уникален своей простотой. На основе этой фигуры ученики начинают познавать основы геометрии. Поэтому в старших классах теряются, не зная основных свойств и признаков прямоугольника, напрасно считая эту фигуру излишне простой.
Прямоугольник
Определение прямоугольника известно с начальной школы: это параллелограмм, у которого все углы равны 90 градусам. Возникает вопрос: что же такое параллелограмм?
Несмотря на заковыристое название, эта фигура столь же проста, как и прямоугольник. Параллелограмм это выпуклый четырехугольник, стороны которого попарно равны и параллельны.
В определении обязательно выделять слово выпуклый. Поскольку выпуклые и невыпуклые четырехугольники четко разделяются в геометрии. Причем невыпуклые фигуры вообще не изучаются в школьном курсе математики, так как они куда более непредсказуемы в своих свойствах.
Рис. 1. Выпуклые четырехугольники
Прямоугольник это частный случай параллелограмма. При этом существуют как другие частные случаи параллелограмма, например, ромб; так и другие частные случаи прямоугольника - квадрат. Поэтому перед тем, как доказывать, что фигура является прямоугольником, нужно доказать, что она является параллелограммом.
Свойства прямоугольника
Свойства прямоугольника можно разбить на две группу: свойства параллелограмма и свойства прямоугольника.
Свойства параллелограмма:
- Противоположные стороны попарно равны и параллельны.
- Противоположные углы равны.
Рис. 2. Свойства параллелограмма
Свойства прямоугольника:
- Все углы равны 90 градусам, что проистекает из определения фигуры.
- Диагонали прямоугольника разбивает фигуру на два малых равных прямоугольных треугольника. Это свойство легко доказать. Треугольники будут прямоугольными, так как включат в себя по одному углу в 90 градусов. При этом диагональ будет являться общей стороной,а катеты окажутся равными, так как противоположные стороны прямоугольника попарно равны и параллельны.
- Диагонали прямоугольника равны.
Рис. 3. Луч
Признаки прямоугольника
У прямоугольника всего три основных признака:
- По углу. Если один из углов параллелограмма равен 90 градусам, то параллелограмм является прямоугольником.
- Если три угла четырехугольника равны 90 градусам, то такой четырехугольник является прямоугольником. Обратите внимание, что в этом случае нет необходимости доказывать, что перед нами параллелограмм. Достаточно знать значения углов четырехугольника.
- По диагонали: если диагонали параллелограмма равны, то такой параллелограмм является прямоугольником.
Обращайте внимание на то, к какой фигуре применяется признак, это имеет значение при доказательстве.
В чем разница признака и свойства? Признак это отличие по которому можно выделить фигуру среди других. Как имя у человека. Вы видите знакомого, вспоминаете его имя и сразу знаете, что от него ожидать. А вот ожидания от человека это уже свойства. Свойства можно применять только после того, как вы доказали, что перед вами та или иная фигура. А для этого доказательства нам и необходимы признаки.
Что мы узнали?
Мы узнали, что такое параллелограмм. Поговорили о частных случаях параллелограмма, в том числе и о самом распространенном - прямоугольнике. Выделили свойства и признаки прямоугольника. Обратили внимание на то, что часть признаков действительно для любого четырехугольника, а часть только для параллелограмма.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 268.
Разделы: Начальная школа
Тема : Виды четырехугольников. Прямоугольник
- Обеспечить усвоение учащимися знаний о различных видах четырехугольников, прямоугольника.
- Развить умения классифицировать факты, делать выводы, строить прямоугольник и отличать его из ряда четырехугольников.
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – дидактическая игра.
Методы и приемы обучения: диалогический и эвристический методы:
- организация труда в парах;
- фронтальная работа;
- оперативная форма проверки знаний (спецкарточки);
- демонстрация наглядных пособий;
- работа в бригадах.
Оборудование:
- кодоскоп;
- плакат с видами четырехугольников;
- наглядные пособия к сказке;
- сигнальные карточки;
- перфокарты для каждого ученика с заготовленными таблицами;
- заготовки прямоугольников;
- ножницы, линейки, карандаши, чертежные треугольники;
- магнитная доска;
- прямоугольники с номерками;
- раздаточный материал (прямоугольники красного цвета для поощрения отвечающих);
- магнитофон.
Ход урока
I. Актуализация прежних знаний (5 минут)Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в удивительную страну Геометрию :
– Кто знает, что в переводе с греческого обозначает слово “геометрия”?
“Гео” – земля, “метрия” – измерение.
Наука эта появилась в Греции.
Сопровождать нас будет в нашем путешествии (учитель показывает сказочного героя) удивительный герой – волшебник.
– Всех вас он зашифровал, и вы будете путешествовать под зашифрованными номерами.
– Кто узнал его? (Старик Хоттабыч.)
– Кто написал книжку “Старик Хоттабыч”? (Лагин.)
Старик Хоттабыч очень старый волшебник и его знания устарели, поэтому он пришел к вам на урок и хочет узнать, что же сейчас изучают современные дети. Помогите волшебнику разобраться.
– Что изображено на доске? (Геометрические фигуры.)
– Определите на какие 2 группы вы могли бы разделить эти геометрические фигуры? (Треугольники и четырехугольники.)
Заполните карточку №1. Укажите номера треугольников и четырехугольников. Все дети указывают в карточке номера.
В это время 2 ученика фиксируют ответы на доске.
– Укажите во второй карточке номера треугольников по углам (тупоугольный, прямоугольный, остроугольный) и по сторонам (равносторонний и равнобедренный).
Работу выполняют по вариантам, а потом обмениваются карточками и осуществляют взаимопроверку в парах.
II. Формирование новых понятий и способов действий(20 минут)
1) Сегодня мы с нашим героем познакомимся с видами четырёхугольников, а именно; с прямоугольником, научимся его чертить и выделять среди других фигур Т.к. треугольников и четырёхугольников в геометрии много. Вот как выглядят некоторые из них:
ВИДЫ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ
– Какие из них вы уже знаете?
Дети называют те виды, которые знают.
– Что общего у этих фигур, что их объединяет в одну группу?
(4 стороны, 4 угла, 4 вершины.)
– А чем один вид отличается от другого? (Длинами сторон и особенностями углов.)
Учитель обращает внимание детей на таблицу и говорит определения.
- Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Трапеция – четырехугольник, у которого только 2 противоположные стороны параллельны (перевод “столик”).
- Параллелограмм – четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны и равны. – параллелограмм, у которого все стороны равны.
- Неправильный четырехугольник – фигура, у которой стороны не равны и не параллельны.
2) Помогите Хоттабычу из ряда четырехугольников найти похожие (1 3 5).
– Как называются углы у фигур 1, 3, 5? (Прямые.)
– А как бы вы назвали эти фигуры? (Прямоугольники.)
– Попробуйте сказать, что же такое прямоугольник?
Прямоугольник – геометрическая фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.
– Назовите вершины у прямоугольника АВСД? (А, В, С, Д – вершины.)
– А углы? (<АВД, <ВДС, <ДСА, <САВ)
– Стороны? (АВ, ВД, СД, СА)
– Как вы думаете, прямоугольник – нужная геометрическая фигура или нет (да).
Поможет вам в этом убедиться сказка.
3) Сказка “Полезный прямоугольник”.
Прямоугольник завидовал квадрату.
– Я такой неуклюжий. если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким:
– А если я лягу на бок, то буду низким и толстым:
– А ты всегда остаешься одинаковым – и стоя, и сидя, и лежа.
– Да, с гордостью говорил квадрат. У меня все стороны равны, не то, что у некоторых, то дылда-дылдой, то блин-блином. А однажды случилось вот что:
Старик Хоттабыч заблудился в лесу. Ковра-самолета у него не было, борода намокла под дождем, и выбраться из леса он не мог. Он шел через чащу и встретился с квадратом и прямоугольником.
– Можно я заберусь на Вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у квадрата.
Хоттабыч залез сначала на одну сторону квадрата, но ничего не увидел, потому что ему мешали верхушки деревьев. Тогда волшебник попросил квадрат перевернуться на другую сторону, но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому он снова ничего не увидел.
– Гражданин Квадрат, помогите мне хотя бы перебраться через речку. Квадрат подошел к речке и попытался дотронуться до другого берега. НО...плюх!.
– Может быть, я смогу помочь Вам? – предложил скромный прямоугольник.
Он стал во весь свой рост и Хоттабыч взобрался на него и
оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и понял, куда надо идти. Тогда прямоугольник лег на бок и стал мостом. Хоттабыч перебрался по прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, поблагодарив прямоугольник, отправился домой.
А квадрат, который после купания сушился на берегу, сказал
прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся прямоугольник.
Просто мои стороны разной длины 2 – длинные, 2 – короткие. Иногда это бывает очень удобно.
– Какие предметы прямоугольной формы вы видите у себя в классе?
4) Существует специальный чертежный треугольник, при помощи которого можно определить прямые углы в геометрической фигуре. Попробуйте самостоятельно опытным путем определить, какие из этих фигур прямоугольники.
КАРТОЧКА №3.
– Как в этом поиске вам помог чертежный треугольник?
Дети определяют у себя и называют номера фигур (2,4). Демонстрируют на доске, как им в определении помог чертежный треугольник.
5) Физминутка (песня “Дважды два четыре”).
Ваш учитель будет рад
Посмотреть на ваш
Встаньте дети возле парт
Покажите всем подряд
Руки выставьте вперед
А потом наоборот
Получился самолет
Отправляемся в полет
Неразлучные друзья / 2 раза
Квадрат, прямоугольник,
Неразлучные друзья
Геометрия и школьник
6) Начертите прямоугольник, пользуясь отрезками и чертежным треугольником:
Дети чертят у себя в тетрадях, а потом с объяснением у доски.
Чертим отрезок 4 см. Совмещаем сторону треугольника с отрезком и строим прямой угол, откладываем отрезок и т. д.
III. Формирование умения и навыков (18 минут)1. Начертите прямоугольник, зная, что одна сторона 2 см, а другая на 4 см больше.
Анализ задачи:
– Можете ли вы сразу начертить прямоугольник? (Нет)
– Почему? (Не знаем длину второй стороны.)
– А как найти длину второй стороны? (2+4=6).
Работает бригада (4 человека).
2. У вас есть заготовки прямоугольников со сторонами 8 см и 4 см. Их нужно разрезать на 4 одинаковых треугольника, а затем из них составить квадрат. Как это сделать?
3. Старик Хоттабыч хочет убедиться, что вы были внимательными и усвоили то, о чем мы говорили. От его имени я задаю вопросы, а вы с помощью сигнальных карточек показываете ответ: Да – зеленый цвет, Нет – красный.
1) Верно ли, что если фигура имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, то ее можно назвать четырехугольником? (Да)
2) Является ли прямоугольник одним из видов четырехугольников? (Да)
3) Верно ли, что противоположные стороны прямоугольника не равны? (Нет)
4) Правильно ли, что квадрат можно назвать прямоугольником и четырехугольником? (Да)
4. Графический диктант
Отметьте точку А, от нее вниз под прямым углом проведите отрезок длиной 2 см и обозначьте его конец точкой В. От В вправо под прямым углом проведите отрезок длиной 4 см и обозначьте конец точкой С. Вверх проведите под прямым углом отрезок длиной 2 см и поставьте точку Д. Достройте самостоятельно фигуру, которой мы много внимания уделили на уроке.
– Какая это фигура? (прямоугольник)
5. Найдите на чертеже 3 четырехугольника :
6. Загадки.
Разгадав загадки, вы узнаете, что хочет сказать вам наш гость.
– О какой фигуре идет речь?
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны,
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
– Как зовут его? (Квадрат )
– Какая фигура может о себе так сказать?
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
По три стороны и три угла,
И столько же вершин,
И трижды – трудные дела,
Мы трижды совершим. (Треугольник
)
– Какие виды четырехугольников вы знаете?
– Какая фигура называется прямоугольником?
V. Домашнее задание.Придумайте сказку или кроссворд о геометрических фигурах.
Список литературы:
- В. Волина “Праздник числа”, Москва, Дрофа 1997 г.
- А.М. Пышкало “Методика обучения элементам геометрии в начальных классах”, Просвещение, 1980 г.
- Журнал “Завуч”, №1, 2000, Фомин А.А. “Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя”, с. 21.
- Журнал “Начальная школа”, №2, 2001 г. “Геометрия”, с.15.
- Газета “Начальная школа”, №3, 1997 г. “Геометрия”, с. 4.
Цели урока
Закрепить знания учеников по теме прямоугольник;
Продолжать знакомить учащихся с определениями и свойствами прямоугольника;
Научить школьников использовать полученные знания по этой теме во время решения задач;
Развить заинтересованность к предмету математики, внимание, логическое мышление;
Воспитывать умение к самоанализу и дисциплине.
Задачи урока
Повторить и закрепить знания школьников о таком понятии, как прямоугольник, отталкиваясь от полученных знаний в предыдущих классах;
Продолжать усовершенствовать знания школьников о свойствах и признаках прямоугольников;
Продолжать формировать навыки в процессе решения заданий;
Вызвать интерес к урокам математики;
Воспитывать интерес к точным наукам и положительное отношение к урокам математики.
План урока
1. Теоретическая часть, общие сведения, определения.
2. Повторение темы «Прямоугольники».
3. Свойства прямоугольника.
4. Признаки прямоугольника.
5. Интересные факты из жизни треугольников.
6. Золотой прямоугольник, общие понятия.
7. Вопросы и задания.
Что такое прямоугольник
В предыдущих классах вы уже изучали темы о прямоугольниках. Теперь давайте освежим память и припомним, что же это за такая фигура, которая носит название прямоугольник.
Прямоугольник - это параллелограмм, четыре угла которого являются прямыми и равняются 90 градусам.
Прямоугольник - это такая геометрическая фигура, состоящая из 4-х сторон и четырех прямых углов.
Противоположные стороны прямоугольника всегда равны.
Если рассматривать определение прямоугольника по евклидовой геометрии, то чтобы четырехугольник считался прямоугольником, необходимо, чтобы в этой геометрической фигуре, хотя бы три угла были прямыми. С этого следует, что и четвертый угол тоже будет девяносто градусам.
Хотя и так понятно, что когда сумма углов четырехугольника не имеет 360 градусов, то эта фигура не является прямоугольником.
В случае, когда у правильного прямоугольника все стороны равны между собой, то такой прямоугольник носит название квадрата.
В некоторых случаях квадрат может выступать в роли ромба, если у такого ромба кроме равных между собой сторон и все углы прямые.
Чтобы доказать причастность какой-либо геометрической фигуры к прямоугольнику, достаточно чтобы эта геометрическая фигура соответствовала как минимум одному из этих требований:
1. квадрат диагонали этой фигуры должен быть равен сумме квадратов 2-х сторон, которые имеют общую точку;
2. диагонали геометрической фигуры должны иметь одинаковую длину;
3. все углы геометрической фигуры должны равняться девяносто градусам.
Если эти условия отвечают хотя бы одному требованию, то перед вами прямоугольник.
Прямоугольник в геометрии является основной базовой фигурой, у которой имеется множество подвидов, со своими особыми свойствами и характеристиками.
Задание: Назовите геометрические фигуры, которые относятся к прямоугольникам.
Прямоугольник и его свойства
А теперь давайте вспомним о свойствах прямоугольника:
У прямоугольника все его диагонали равны;
Прямоугольник – это параллелограмм с параллельными противоположными сторонами;
Стороны прямоугольника в тоже время будут и его высотами;
Прямоугольник имеет равные противоположные стороны и углы;
Вокруг всякого прямоугольника можно описать окружность, притом диагональ прямоугольника будет равна диаметру описанной окружности.
Диагонали прямоугольника разделяют его на 2 равных треугольника;
Следуя теореме Пифагора, квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов 2-х его не противоположных сторон;
Задание:
1. Прямоугольник обладает такими двумя возможностями, при которых его можно поделить на 2 равных прямоугольника. Начертите в тетради два прямоугольника и разделите их так, чтобы получились 2 равных между собой прямоугольника.
2. Опишите вокруг прямоугольника окружность, диаметр которой будет равен диагонали прямоугольника.
3. Можно ли вписать в прямоугольник окружность так, чтобы она касалась всех его сторон, но при условии, что этот прямоугольник не является квадратом?
Признаки прямоугольника
Параллелограмм будет прямоугольником при условии:
1. если у него, по крайней мере один из углов прямой;
2. если все четыре его угла прямые;
3. если противоположные стороны равны;
4. если, хотя бы три угла прямые;
5. если у него его диагонали равны;
6. если квадрат диагонали равен сумме квадратов не противолежащих сторон.
Это интересно знать
Знали ли вы, что если в прямоугольнике, у которого неровные смежные стороны, провести биссектрисы углов, то при их пересечении в итоге получится прямоугольник.
А вот если проведенная биссектриса прямоугольника пересекает одну из его сторон, то она отсекает от этого прямоугольника, равнобедренный треугольник.
А известно ли вам, что еще до того, как Малевич написал свой выдающийся «Черный квадрат», в 1882 году на выставке в Париже представили картину Пола Било, на полотне которой был изображен черный прямоугольник со своеобразным названием «Битва негров в туннеле».
Такая идея с черным прямоугольником вдохновила и других деятелей культуры. Французский писатель юморист Альфонс Алле выпустил целую серию своих работ и со временем появился прямоугольный пейзаж в радикальном красном цвете под названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», который также не имел никакого изображения.
Задание
1. Назовите свойство, которое присуще только прямоугольнику?
2. В чем отличие произвольного параллелограмма от прямоугольника?
3. Верно ли утверждение, что любой прямоугольник модет быть параллелограммом? Если это так, то докажите почему?
4. Перечислите четырехугольники, которые являются прямоугольниками.
5. Сформулируйте свойства прямоугольника.
Исторический факт
Прямоугольник Эвклида
Известно ли вам, что прямоугольник Эвклида, который называют золотым сечением, долгий период времени являлся для любого здания имеющего религиозное значение, совершенной и пропорциональной основой строительства в те времена. С его помощью было построено большинство зданий эпохи Возрождения и классических храмов в Древней Греции.
«Золотым» прямоугольником принято называть такой геометрический прямоугольник, отношение большей стороны которого к меньшей равняется золотой пропорции.
Данное отношение сторон этого прямоугольника составило 382 к 618, или примерно 19 к 31. Прямоугольник Эвклида, на то время был самым целесообразным, удобным, безопасным и правильным прямоугольником из всех геометрических форм. Благодаря такой характеристике прямоугольник Эвклида или приближения к нему был использован повсюду. Его применяли в домах, картинах, предметах мебели, окнах, дверях и даже книгах.
Среди индейцев племени навахо прямоугольник сопоставляли с женской формой, так как она считалась обычной, стандартной формой дома, символизирующего женщину, которая этим домом владеет.
Предмети > Математика > Математика 8 класс