Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми Логопедическое фронтальное занятие знакомство с новыми словами
Конспект логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
Тема: В поисках буквы М
Цель: обучение различению и правильному произношению звука М
Задачи:
коррекционно-образовательные
- закрепить понятие о механизме образования звука [М]
- закрепить различение изученных букв и звуков
- формировать навыки словообразования и словоизменения
коррекционно-развивающие
- автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
- развивать фонематический слух и восприятие
- развивать звукобуквенный анализ
- уточнять и расширять словарь
- развивать внимание и память
коррекционно - воспитательные
- воспитывать у детей самоконтроль за речью
- воспитывать у детей наблюдательность
Образовательная область: Коммуникация (интеграция)
Вид деятельности : развитие речи
Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.
Ход занятия
Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне и друг другу.
Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.
Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.
Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)
А, что такое звук? (То, что мы слышим)
Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?
Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)
Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)
Почему они гласные? (Мы их поем)
А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)
Назовите их. (П,Т,К,Х)
Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)
Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ
А теперь отгадайте загадки:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос . (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает.
кружок.
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч)
Зверь забавный, сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Медведь)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
(Логопед выставляет картинки на доску)
Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?
(С буквой и звуком [ М] )
А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)
Молодцы!
М – нам губы звук смыкает!
Если нет – тогда… молчанье!
Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].
Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.
Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?
Д.: Да.
Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: Нет, не можем.
Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?
Д.: Согласный.
А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)
Придумайте слова с мягким зв МЬ.
А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….
- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)
Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.
Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)
Идите по стрелочкам
1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)
2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)
3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)
4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука
5. Отремонтируйте предложения (картинки) :
Кушать, Мишка, мед.
Катать, на машина, Маша.
- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.
Давайте посмотрим, на что похожа буква М?
(ответы детей)
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Теперь давайте заштрихуем букву М.
Благодарность за работу (подарочки)
Наталья Минченко
Фронтальное логопедическое занятие «Продукты питания»
Продукты питания .
Тип занятия : фронтальное .
Вид занятия : лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.
Цель : обобщение и систематизирование знаний детей о продуктах питания .
Задачи :
Коррекционно – образовательные :
Закрепить знания детей о продуктах питания .
Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Продукты питания » .
Коррекционно-развивающие :
Учить подбирать слова – признаки к словам – предметам через дидактическую игру «Из чего, какой?» ;
Учить подбирать противоположные слова через беседу по теме занятия (слова – антонимы) ;
Развивать диалогическую речь;
Развивать мелкую моторику через выполнение пальчиковой гимнастики и дидактическую игру «Свари суп или кашу» .
Развивать логическое мышление через упражнение «Закончи предложение» .
Развивать слуховое внимание, память через беседу по теме занятия .
Коррекционно – воспитательная :
Воспитывать у детей уважение к профессии продавец , повар.
Предполагаемый результат : Дети научатся обобщать свои знания по теме «Продукты питания » .
Общая продолжительность занятия : 25 минут.
Ресурсы : проектор, экран, предметные слайды по теме продукты питания , сыпучие продукты на тарелочках , картинки с изображением кастрюли, предметные картинки с изображением продуктов питания , доска с магнитами, мяч.
Ход занятия
Вводный этап занятия .
Организация деятельности.
Логопед : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Логопед : Давайте поздороваемся друг с другом, а мячик поможет. Передаем мяч по кругу и тому кому его передаем, говорим «Здравствуй» и называем е имя того кому передаем мяч.
Дети по цепочке передают мяч друг другу.
Логопед . Договорите последнее слово в моём стихотворении :
1. «Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек :
«Что же это? … (хлебушек)
(слайд№ 1)
2. Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша!
Так вкусна на завтрак (каша)
(слайд№ 2)
3. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это … сыр.
(слайд№ 3)
Логопед . Хлеб, каша, сыр – как мы это всё можем назвать одним словом? Дети отвечают (продукты питания ) .
Логопед . Тема нашего занятия – продукты питания .
(слайд № 4)
Основная часть.
Логопед . А где можно приобрести продукты ?
Дети. В магазине. (слайд № 5)
Логопед . Правильно, в продуктовом магазине . А как называется профессия человека, который продает продукты ?
Дети. Продавец .
Логопед . Молодцы! Правильно ответили. Существуют разные группы продуктов , в зависимости от того, из чего они приготовлены.
Логопед . Посмотрите, какие продукты вы видите ? (слайд №6)
Дети. Масло, творог, кефир, сметана, простокваша, сливки.
Логопед . Это, какие продукты питания ?
Дети отвечают. (молочные продукты ) .
Логопед . Теперь назовите, какие продукты изображены на слайде.
(слайд № 7)
Дети отвечают.
Логопед . Молодцы! Правильно ответили. Это, какие продукты питания ?
Дети отвечают (мясные продукты питания ) .
Логопед . А это что за продукты питания ? (слайд № 8)
Дети отвечают.
Логопед . Как они называются?
Дети отвечают. (хлебо-булочные продукты питания )
Логопед . Да, правильно. Продукты из муки называются хлебо – булочные изделия.
Логопед раздает картинки с изображением продуктов питания .
Логопед . У каждого из вас есть картинка с изображением продуктов питания и сейчас посмотрим , как вы запомнили какой продукт в каком отделе продается . Например послушайте как нужно отвечать : «У меня колбаса, она сделана из мяса, ее я могу купить в мясном отделе» (слайд № 9)
Каждый ребенок проговаривает свое предложение.
Логопед . Посмотрите, а это кто?. (слайд № 10)
Дети отвечают.
Логопед . Герой, какой сказки?
Дети отвечают
Логопед . Его испекла бабка для дедки. Колобок-это хлеб, который ожил. Надули красивый шарик.
Проговаривание физкультминутки.
Физкультминутка
Колобок, колобок,
Колобок - румяный бок
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку,
Всем играл на балалайке.
У лисы спел на носу, -
Больше нет его в лесу.
Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Бегут на носочках, держа руки на поясе.
Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца
Изображают игру на балалайке.
Пляшут вприсядку.
Разводят руками.
Логопед . Посмотрите, а что это за продукты питания ? (слайд № 11)
Дети отвечают. (крупы : гречневая, рисовая, пшенная, перловая)
Дидактическая игра «Из чего, какой?»
На столах у детей в тарелочках сыпучие продукты .
Логопед . Для детей, стоящих с правой стороны :
Давайте, каждый назовет свою крупу, и какой получится из нее суп.
Дети проговаривают. (суп из риса – рисовый, суп из гречки – гречневый,
суп из пшена – пшенный, суп из перловки – перловый)
Логопед . Какой ещё может быть суп?
Дети отвечают. (горячий, холодный, теплый, солёный, пересоленный, недосоленный, полезный, вкусный)
Логопед . Для детей, сидящих с левой стороны :
Давайте, каждый назовет свою крупу, и какая получится из нее каша.
Дети проговаривают. (каша из риса – рисовая, каша из гречки – гречневая,
каша из пшена – пшенная, каша из перловки – перловая)
Логопед . Какая ещё может быть каша?
Дети отвечают. (горячая, холодная, вкусная, густая, жидкая, молочная, рассыпчатая)
Логопед . Давайте каждый сварит свой суп и кашу из той крупы, которая стоит перед вами. Но перед этим разомнем наши пальцы. Все приготовили свои пальцы. А эта картинки вам поможет запомнить названия продуктов .
(слайд № 12)
Логопед проговаривает и делает с детьми пальчиковую гимнастику.
Логопед . Пальчиковая гимнастика
Хозяйка однажды с базара пришла, (пальчики «шагают» по ладошке)
Хозяйка с базара домой принесла : (загибать пальцы по одному)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу,
Ох! (хлопнуть в ладоши)
Логопед . А сейчас мы сварим суп или кашу. Нужно прикрепить свою крупу на кастрюлю, чем больше будет прикреплено крупы, тем вкуснее и полезнее будет суп или каша.
У каждого на столе лежит картинка с кастрюлей, а нижняя часть вылеплена пластилином. Каждый ребенок вдавливает свою крупу в пластилин.
Логопед . Кто сварит свой суп, тот прикрепляет свою картинку с кастрюлей к доске.
Дети выполняют задание и проговаривают какой суп или кашу сварили.
Логопед . Какую кашу сварили?
Ребенок. Я сварил перловую кашу.
Каждый ребенок по цепочке проговаривает.
Заключительная часть занятия .
О чем сегодня на занятии мы с вами говорили ?
(слайд № 13)
Дети отвечают
Логопед . Какие продукты питания вы запомнили ? (слайд № 14)
(слайд № 15)
Дети отвечают.
Логопед . Все продукты очень вкусные и полезные! (слайд № 16)
Наше занятие окончено , и я желаю вам всем быть здоровыми и сильными!
Самсонова С. Н., Яковлева И. В.
П Фронтальные формы логопедической работы: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – с.
В учебном пособии рассматриваются принципы, методы, приёмы, специфика планирования фронтальных форм логопедической работы с детьми.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
© Елецкий государственный
университет им. И. А. Бунина, 2014 г.
© С. Н. Самсонова, И. В. Яковлева, 2014
ВВЕДЕНИЕ
29.12. 2012 года был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Статья 10 нового закона («Структура системы образования») гласит, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование – бакалавриат и высшее образование – специалитет, магистратура.
В свете новых требований к преподаванию в системе бакалавриата остро стоит необходимость в разработке учебной и учебно – методической литературы, обеспечивающей потребность студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование».
Учебное пособие по дисциплине «Фронтальные формы логопедической работы» предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов очного и заочного отделений высших учебных заведений, обучающихся по направлению: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Это учебное пособие направлено на формирование у студентов теоретических знаний и практических умений по предлагаемому курсу и предполагает глубокое изучение принципов разработки и проведения фронтальных форм логопедической работы.
Задачами курса «Фронтальные формы логопедической работы» являются:
Расширение и систематизация знаний студентов об обследовании речи детей и проведении фронтальных форм логопедической работы;
Ознакомление студентов с принципами, методами, приёмами, спецификой планирования фронтальных форм логопедической работы в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы;
Обучение проведению логопедического обследования и составлению конспектов фронтальных форм логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
Обучение студентов анализу проводимых фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и на логопункте общеобразовательной школы.
К каждой теме даны вопросы для самоконтроля и промежуточного контроля знаний студентов в форме тестирования, список используемой и рекомендуемой литературы.
В целом, предлагаемое учебное пособие, может быть рекомендовано для подготовки будущих бакалавров.
Тема 1. Фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.
Цель: уточнить, систематизировать и расширить знания студентов о фронтальных формах логопедической работы.
Задачи:
Познакомить студентов с принципами организации фронтальных форм логопедической работы с детьми с нарушениями речи;
Охарактеризовать систему планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы;
Раскрыть методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.
Ключевые слова и фразы: «фронтальные формы логопедической работы», «речевая патология», «дети с нарушениями речи», «логопедическая работа», «принципы фронтальной логопедической работы», «логопедическое воздействие».
План
1. Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.
2. Система планирования и проведения фронтальных форм логопедической работы с детьми.
3. Методы и приёмы фронтальных форм логопедической работы.
Принципы организации фронтальных форм логопедической работы с детьми.
Логопедические занятия в дошкольной образовательной организации являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи (звукового состава слова, словообразования, грамматического строя), формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления) и подготовка к школе.
На фронтальных формах логопедической работы осуществляется
процесс логопедического воздействия, на котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе проведения фронтальных форм логопедической работы большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающий характер обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .
Помимо этого, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы, наиболее значимыми из которых являются следующие.
Принцип системности. В основе данного принципа лежит представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной
Принцип комплексности. Данный принцип имеет большое значение при изучении речевых расстройств как симптомов нервных и нервно – психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико – психолого – педагогический характер.
Принцип развития. Этот принцип предполагает учет общих и специфических закономерностей в онтогенезе аномальных детей, а также выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип деятельностного подхода. Реализация данного принципа применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое
развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа.
Онтогенетический принцип. Заключается в том, что разработка методики коррекционно – логопедического воздействия на фронтальных формах логопедической работы ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
Принцип обходного пути. Этот принцип предполагает формирование новой функциональной системы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, в обход пострадавшего звена.
Этиопатогенетический принцип. Учёт данного принципа очень важен при устранении речевых нарушений, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие грубое речевое недоразвитие, различны, соответственно методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции
расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного
мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике
нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
Планирование и проведение фронтальных форм логопедической работы.
Логопедическая работа включает следующие виды занятий:
фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Их особенность заключается в коррекционной направленности, обеспечиваемой программой с учётом специфики речевого нарушения.
С точки зрения дидактической классификации, все виды логопедической работы делятся на:
Фронтальные логопедические занятия с целью овладения новыми знаниями, где дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;
Фронтальные формы логопедической работы с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков, на которых предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;
Фронтальные формы логопедической работы с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;
Фронтальные логопедические занятия с целью повторения, на которых, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;
Комбинированные логопедические занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач.
Основными задачами фронтальных форм логопедической работы с детьми, являются:
Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать
предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность
уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков
словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур;
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарного звукового анализа и синтеза;
Обучение детей самостоятельному высказыванию, на основе сформированных навыков использования различных типов предложений; вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-
описание .
Тема, цели, содержание, методическая аранжировка, а также периодичность и продолжительность фронтальных форм
логопедической работы определяются специальной (коррекционной) программой и соотносятся с возрастными и речевыми особенностями детей.
Технология проведения фронтальных форм логопедической работы может меняться в зависимости от задач коррекционной работы, возраста детей, структуры речевого дефекта, уровня общего развития. Однако можно выделить некоторые этапы фронтальных форм логопедической работы, которые составляют организационный стержень и базируются на общих
закономерностях процесса усвоения знаний и умений (табл. 1).
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект фронтального занятия «Знакомимся со звуком «Ж» вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1″. Наш детский сад уже много лет занимается по играм В. Воскобовича. Вот я и решила применять их на логопедических занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных.
Конспект занятия на тему: «Знакомимся со звуком [Ж] вместе с пчелкой Жужей» посредством игры В.Воскобовича «Чудо-Соты 1»
Цель:
- Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».
Коррекционно-образовательные задачи:
- научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов;
- совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
- упражнять детей в деления слов на слоги;
- упражнять в составлении предложений;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, слуховое внимание;
- развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику;
- развивать творческие способности;
- тренировать мелкую моторику руки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение выполнять игровые правила;
- учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование : герой В. Воскобовича Пчелка Жужа; головоломка «Чудо – Соты 1»; фигурки схемы жука и жабы; предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал; палочки Кьюзинера; листы бумаги формата А4; цветные карандаши; зеркала по количеству детей.
Ход занятия.
Вводная часть.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)
Объявление темы занятия:
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня заглянул в гости?
Дети: Пчела.
Логопед: Да, это пчелка по имени Жужа.
Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье, как дела?
Все тружжжжусь и все жжужжжу!
Я на месте не сижжжжу!
Логопед: А как вы думаете, какой любимый звук у Жужи?
Дети: Ж-Ж-Ж.
Логопед: Верно, с этим звуком мы сегодня и познакомимся, и помогать нам будет Жужа, она приготовила для вас интересные задания.
Основная часть.
Уточнение артикуляции, характеристика звука:
Логопед: Возьмите зеркала. Давайте произнесем звук Ж. Как должны быть губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук Ж?
Дети: Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
Логопед: Какой он?
Дети: Согласный, твердый, звонкий.
Логопед: А почему, как вы определили, что он согласный, звонкий? Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж – звонкий.
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Ребята, пчелка Жужа предлагает нам сделать гимнастику для язычка. Вы готовы?
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
(Упражнение «Окошко» широко открыть рот)
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
(Упражнение «Слоник пьет» вытянуть губы вперед трубочкой, «набирать водичку», слегка причмокивая)
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
(Упражнение «Чашечка» улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и предать форму чашечки)
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
(Упражнение «Часики» улыбнуться открыть рот, кончик языка переводить из одного уголка рта в другой)
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!
(«Упражнение вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу)
Н. Лысенко
Развитие фонематического слуха.
Логопед: А еще Жужа хочет узнать, кто у нас самый внимательный. Она будет называть слова, вы хлопайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].
Жужа: сила, жила, уши, ужи, зайка, лужайка, дар, жар, лук, жук, Луша, лужа, панама, пижама, омлет, жакет.
Логопед: молодцы, ребятки.
Автоматизация звука в словах, предложениях и тексте.
Логопед: А вот и следующее задание Жужи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жуж-ж-жу!
Чудо соты я слож-ж-жу,
Вам картинки покаж-ж-жу.
Логопед: Какую же картинку нам приготовила Жужа? (На доске выставляется фигурка жука.) Кто это?
Дети: Это жук.
Логопед: Верно, это жук. Выложим звуковую схему этого слова при помощи фишек. Сколько в этом слове гласных? Сколько согласных? Какие это согласные, мягкие или твердые?
Логопед: Вот и следующая картинка Жужи. (На доске фигурка жабы). Кто же это?
Дети: жаба, лягушка.
Логопед: А теперь с помощь палочек Кьюзинера выложите слоговую схему слова «Жаба». Сколько вам понадобилось палочек? Почему две?
Логопед: Позовем Жужу повеселиться и отдохнуть?
Физкультминутка:
Звучит веселая музыка.
Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз — росой они умылись (умываются)
Два — изящно покружились (кружатся)
Три — нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).
Логопед: Ребята, это еще не все картинки Жужи. Давайте посмотрим следующие картинки. (На доске выставляются предметные картинки ежик, лыжи, ножи, пижама, ужи, жеребенок, жираф, журнал.) Пчелка просит показать, как мы умеем дружить слова (составлять предложения.)
Дети составляют предложения.
Какие вы молодцы! Вот видишь Жужа, наши ребятки со всем твоими заданиями справляются.
Жужа: А смогут ли они найти слова со звуком «Ж», которые спрятались в стихотворении?
Логопед: Постараются!
Жук жужжит: — Я шёл и шёл,
Жёлтый камешек нашёл,
- Это жёлудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук.
- Говорит жирафу жук.
Дети: жук, жираф, желтый, желудь, жужжит.
Жужа: Ребята, мне так понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и веселые!
Логопед: Жужа, наши ребятки еще очень хорошо рисуют. Ребятки, возьмите листы бумаги и «Чудо – Соты». Сложите на листочках фигурку Жужи из Сот, обведите карандашом и раскрасьте. И ваши рисунки мы подарим нашей гостье.
Дети составляют фигурку пчелы по желанию или по данной схеме, обводят и раскрашивают.
Вот, Жужа, прими от нас подарки!
Жужа: Ой, какая красота спасибо вам ребята!
Итог занятия.
Жужа: Мне пора возвращаться домой, до свидания!
Дети: До свидания!
Логопед: До свидания, Жужа! Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С каким звуком мы познакомились? Какой он? Какие слова вы запомнили с этим звуком?
Ахмадуллина Айгуль Ильгизовна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №139 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани
Весть комплекс логопедических занятий для детей должен быть нацелен на развитие коммуникативных способностей ребёнка. Все усвоенные им языковые системы должны обязательно включаться в общение. Особенно важно научить детей применять отработанные речевые умения в других ситуациях и творчески использовать полученные на занятиях навыки в разнообразных видах деятельности.
Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 6-8 человек, дети одного возраста с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учётом дефекта и возраста ребёнка.
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех. Индивидуальные и подгрупповые занятия являются некой подготовкой к фронтальным занятиям. Именно поэтому лексический материал должен состоять из изучаемых и правильно произносимых всеми детьми звуков.
Фронтальные занятия в логопедических группах проходят в несколько этапов, которые тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На первом этапе закрепляется правильное произношение изучаемого звука. Лексический материал, используемый на данном этапе должен быть разнообразным, насыщенным изучаемым звуком. Однако не должны использоваться дефектные и смешиваемые звуки.
На втором этапе происходит дифференциация звуков, как на слух, так и в произношении. Ход овладения произношением должен основываться на активной познавательной работе по наблюдению за звуками речи, словами и т.д.
Эти 2 этапа должны идти параллельно друг другу, так как верное воссоздание структуры слов зависит от того, насколько правильно ребёнок воспринимает и произносит звуки, которые имеются в его речи.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
1) оргмомент;
2) сообщение темы занятия;
3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
5) произношение звуков в словах;
6) физминутка;
7) работа над предложением;
8) произношение звука в связной речи;
9) обучение элементам грамоты;
10) итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания;
имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.
1. Первый этап занятия - организационный. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так-же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия.
Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
Уточняется артикуляция - положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
Показывается «профиль» звука на рисунке;
Уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поется или не поется звук (гласные или согласные);
Находится образное сравнение звука (звукр - рычание тигра, звук ш - шелестящая листва, звук л" - весенняя капель);
Звуки обозначаются цветовыми символами;
Определяется их место в Звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
3. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики.
4. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:
Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
Уточнение и расширение лексического запаса;
Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.